Карта развития одаренного ребенка в доу
Елена Четвертнова
Карта одаренного ребенка
Карта одаренного ребенка.
1. ФИО ребенка: Коновалова Мария Алексеевна
2.Дата рождения: 24.01.12
3. Ф. И. О. мамы,образование: Коновалова Ольга Сергеевна, высшее.
4. Ф. И. О. папы,образование: Коновалов Алексей Павлович, высшее.
5.Статус семьи: Полная.
6.Результаты психологической диагностики:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам психологического диагностики.
Ф. И. О. ребенка: Коновалова Мария Алексеевна
Возраст: 4 года,
Было выявлено:
Результаты изучения психических функций следующие. Наблюдается высокая концентрация в различении основных и оттеночных цветов. Различает геометрические фигуры. Зрительное восприятие формы высокая. Уровень пространственного восприятия высокая. Уровень развития кратковременной и долговременной памяти высокая. Не испытывает трудности при составлении рассказов. Фонематическое восприятие в норме.Наглядно-действенное мышление: высокий уровень.Наглядно-образное мышление: «Разрезные картинки» собирает путем зрительного соотнесения. Уровень операции, абстрагирования в норме. Уровень операции обобщения в норме, наблюдается ярко выраженная избирательность мышления. Уровень понимания смысла причинно-следственных отношении в норме. Уровень развития как вербального, так и невербального воображения в норме. Внимание на высоком уровне. Манипулятивная функция рук хорошая.
Психологические особенности:
Таким образом Мария имеет характерное опережение в развитие, то есть
-отличается широким восприятием;
-отличной памятью;
-ранним языковым развитием, обладает широким словарным запасом;
-высокой концентрацией внимания;
В поведенческой сфере обладает высоким чувством справедливости, хорошим чувством юмора, в тоже время тяжело взаимодействует с незнакомыми людьми, для неё характерны страхи, повышенная чувствительность.
Из это вытекает в ряд проблем в развитии:
• Игровые интересы
• Комфортность
• Погружение в философские проблемы
• Несоответствие между физическим развитием
• Сверхчувствительность
Особенно важно для становления личности одарённого ребенка прежде всего повышенное внимание родителей.
Развитию одарённости Марии способствуют высокие познавательные интересы самих родителей.
В воспитании ребенка родители заинтересованы, в их общении представлена так называемая совместная познавательная деятельность – общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем.
Родителей и Машу объединяет общие познавательные интересы, на основе которых наблюдается ускоренный темп умственного и общего возрастного развития.
Одарённые дети представляют собой совершенно особую часть детского населения, которой требуется индивидуализированное обучение. Наиболее подходящая для обучения одарённых дошкольников коллективная форма организации обучения, когда дети являются субъектами педагогического процесса. Каждому ребенку возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении.
Вывод: важную роль в воспитании и обучении принадлежит воспитателю, обладающему творчеством, профессиональной компетентностью и заинтересованность семьи.
Важно помнить, что одарённость – «дело штучное», и по отношению к каждому такому ребенку важно найти именно индивидуальный подход.
Результаты педагогической диагностики:
По результатом диагностики у Маши было выявлено высокий показатель в познавательном развитии, были проведены наблюдения, тестирования, где Мария проявила высокие интеллектуальные качества, высокую концентрацию внимания, наблюдения, высокий уровень логического мышления.Мария участвовала в групповых олимпиадах : «Зеленая полянка» (экология, «Математические ступеньки» (ФЭМП) занявшая 1 место среди сверстников. Для Марии был разработан индивидуальный план для дальнейшего развития для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка. Работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных заданий.
Область одаренности: Познавательная.
Признаки одаренности:
Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
-Повышенная, избирательная чувствительность стремление к получению знаний и умений, познавательной активности, проявляет интерес к новому. К определенным сторонам предметной действительности, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
-Ярко выраженный интерес к занятиям, чрезвычайно высокая увлеченность в познавательной области.
– Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 «Радуга»
Утверждено Согласованно
Заведующий ГБОУ д/с №11 «Радуга» Ст. воспитатель
Сивкова Л.Н. Афанасьева Е. А.
От 30.09. 2015г.
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА
…..
________________________________________________________
Фамилия и имя ребенка
Дата рождения ребёнка | 10.10.2010 |
Домашний адрес | Г.Ханты-Мансийск |
Вид одарённости | Вокал |
Тьютор | Сульманова С.Г. музыкальный руководитель |
Сопровождение специалистов | Воспитатели Полякова Л.В., Змановская Е.Н., хореограф Степанова О.А. |
Дата поступления в ДОУ | 01.09.2015 |
Возраст на момент поступления | 5 лет |
Г.Ханты-Мансийск
2016-2017г
Цель:
Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала воспитанников и развитию способностей ребёнка.
Задачи:
Развитие вокальных способностей ребёнка.
Развивать творческое отношение к музыкальной деятельности – передаче образов в знакомых танцевальных движениях, импровизации попевок.
Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей воспитанников ДОУ (олимпиады, конкурсы, фестивали).
Сведения о родителях
И семье
…..
———————————————————————————————————————
Фамилия и имя ребенка
Родство | Ф.И.О Родителей | Год рождения | Образование | Место работы | Статус* семьи по кол. детей | Статус* семьи по составу |
мама | ….. | 20.09.1983 | высшее | Колледж-интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера» преподаватель | 1 дочь | неполная |
папа | ….. | 13.06.1981 | высшее | ОТРК-Югра журналист | неполная |
Дополнение: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Взаимодействие ДОУ и семьи
Карта участия ребенка и его семьи
в праздниках, конкурсах и др. видах деятельности
……. ________________________________________________________
Период | Мероприятия проводимые в ДОУ | Вид деятельности | Работа с партнёрами | Участие семьи |
Октябрь 1 неделя 2015 | «Осенняя ярмарка» | Танцевальная деятельность | Создание банка данных одарённых детей ДОУ | Подготовка костюма |
Март 1 неделя 2016 | «Концерт для мам» | Сольная песня «Мамин хвостик» | Закрепление слов песни | |
Март-май 2016 | Индивидуальные занятия | Вокал | Индивидуальная консультация | |
Август 4 неделя 2016 | «Яблочный Спас» | Игра на музыкальных инструментах | ||
Октябрь 2 неделя 2016 | «Осенняя ярмарка» | Участие в инсценирование «Ярмарка», хореография | Закрепление стихотворения, беседа о русской ярмарке | |
Октябрь 2016 | «Капустные посиделки» | Участие в инсценирование | ||
Городско конкурс «Доброе слово о маме» | Участие в номинации вокал «Было у матушки 12 дочерей» | Хореография, постановка конкурсного номера | Индивидуальная консультация, закрепление слов песни | |
Октябрь – декабрь 2016 | Индивидуальные занятия | вокал | ||
Новогодний карнавал | Сольная песня «Снежинка | Хореграфия | Подготовка костюма |
Фамилия и имя ребенка
Динамика развития ребенка
(на основе диагностического материала по программе Н.Вераксы
«От рождения до школы»)
Маршрутная карта развития ребенка
……
________________________________________________________
Фамилия и имя ребенка
Музыкальное воспитание
Группа № 12 подготовительная
Деятельность | Учебный год 2015/ 2016 | Учебный год 2016/ 2017 | Учебный год 20____- 20____ | |||
Н.г | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г | |
Слушание | ||||||
Пение | ||||||
МРД (муз.ритмич.движения) | ||||||
Самостоятельная музыкально-певческая деятельность | ||||||
Самостоятельная музыкально-танцевальная деятельность | ||||||
Способность к театрально – музыкальному и игровому творчеству | ||||||
Заключение |
Источник
I блок. Общие сведения
Ф.И.О. _________________________________________________________________
Возраст ____________Группа ____________ Воспитатель_________________
Взаимоотношения в семье: ________________________________________________
Культурный уровень семьи: _______________________________________________
Воспитательный потенциал семьи__________________________________________
_______________________________________________________________________
Направление деятельности _________________________
_______________________________________________________________________
Увлечения ______________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Любимые занятия дома и в ДОУ ____________________________________________ _______________________________________________________________________
Характеристика деятельности _____________________________________________
Характер ребенка: _______________________________________________________
_______________________________________________________________________
Качества личности:
Положительные ________________________________________________________
Отрицательные _________________________________________________________
Особенности эмоционально – волевой сферы ребенка: ________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Положение ребенка в коллективе:__________________________________________
Медицинские сведения ___________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
II блок. Психофизиологические особенности
Исследуемые характеристики | Методы, методики | Входящая диагностика | Промежуточная диагностика | Итоговая диагностика |
Психофизиологические | ||||
– внимание | Корректурные пробы | |||
-координация (ориентировка) в образовательном пространстве | Наблюдение | |||
-скорость восприятия и переработки информации | Тест Тулуз-Пьерона | |||
Когнитивные | ||||
–интеллект (уровень) | Матрицы Равена | |||
-мышление (ведущий вид) | МЭДИС – 6-7 И.С.Авериной, Е.И.Щеблановой для детей 6-7 лет. | |||
Личностная сфера | ||||
-темперамент | Методика Г. Айзенка | |||
Мотивационная сфера | ||||
-уровень мотивации | Наблюдение | |||
-мотивация достижения | Наблюдение, беседа с воспитателями и родителями | |||
Коммуникативная сфера | ||||
-личностная | Тест коммуникативных умений | |||
-межличностная | социометрия | |||
Специфика одаренности | ||||
Художественная одаренность | Карта одаренности Е. Торренс Уровень вербальной и невербальной креативности Дж. Гилфорд | |||
Музыкальная одаренность | ||||
Литературная одаренность | ||||
Артистическая одаренность | ||||
Лидерская одаренность | ||||
Спортивная одаренность | ||||
Интеллектуальная одаренность | ||||
Способность к творчеству |
I блок заполняется педагогом совместно с родителями.
Указывается возраст ребенка. Группа, воспитатель
В направлении «Взаимоотношения в семье» – указывается, какой стиль воспитания в семье (демократические отношения на основе любви и взаимоуважения, авторитарная позиция отца, авторитарная позиция матери, аморфные (беспринципные) отношения родителей, неприязненные взаимоотношения между родителями).
В направлении «Культурный уровень семьи» – оценивается степень освоения культуры членами семьи: высокая (проповедует специальное культурное развитие), хобби, нет потребности и руководство культурным развитием детей: активное участие родителей, попустительство стихийности в развитии детей, отрицательное воздействие на культурное развитие детей.
Воспитательный потенциал семьи – рассматривается семья как воспитательная среда: наличие условий для физического и духовного развития детей, семья как организатор жизни и деятельности детей, семья как руководитель развития личности ребенка (умственного, нравственного, эстетического, трудового); участие семьи в формировании мировоззрения детей: влияние самой семьи, использование вне семейных факторов воздействия (школы, внешкольных учреждений, культурно-просветительских учреждений, средства массовой коммуникации, других людей); семья как организатор разнообразных видов деятельности: учебной, трудовой, общественно-полезной, досуга (деятельности общения, игровой, художественно – творческой, физкультурной);
В направление деятельности (творческое объединение) – указывается деятельность, которой занимается ребенок в творческом объединении
Указать увлечения – чем любит заниматься в свободное время, хобби
Любимые занятия в ДОУ – перечисляются те занятия, которые нравятся ребенку и по этим видам ОД ребенок имеет высокие результаты
Характеристика деятельности – указывается умение планировать деятельность, навыки планирования учебной и трудовой деятельности; умение выделять главное в познавательном материале, делать обобщения, выводы; умение осуществлять самоконтроль в обучении и деятельности, указать уровень собранности, внимательности, умение работать сосредоточенно; уровень настойчивости в учении: настойчивость в достижении поставленной цели, стремление преодолевать затруднения в учёбе, в личном поведении, умение проявлять собранность и организованность.
Характер ребенка – определить тип темперамента: по характеру спокойный, уравновешенный, невозмутимый с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, но несколько скрытен и малообщителен (Флегматик); или: подвижный, неуравновешенный, порывистый, склонен к бурным эмоциональным вспышкам и перепадам настроения (Холерик); или: уравновешенный, живой, подвижный, быстро отзывается на окружающие события и сравнительно легко переживает неудачи и неприятности, спокойный и доверчивый (Сангвиник); или: доброжелательный, неуверенный в себе, малоподвижный, не общительный и робкий, глубоко переживает, порой незначительные неудачи и неприятности, обладает низкой работоспособностью (Меланхолик).
Качества личности – перечислить положительные и отрицательные качества
Особенности эмоционально – волевой сферы ребенка – указать, какое настроение преобладает (жизнерадостное, оптимистичное, веселое или же вялое, встревоженное, подавленное и т.д.); степень эмоциональной возбудимости (вспыльчивость, сдержанность); как обычно ученик реагирует на стрессовую ситуацию (например, когда его оскорбляют: грубит, плачет, впадает в отчаяние или испытывает неуверенность в себе). Как проявляются волевые качества (решительность, целеустремленность, настойчивость, смелость, внушаемость и др.), проявление позитивного настроя в отношении тех или иных ситуаций или, напротив, негативизма.
Положение ребенка в коллективе – указать отношение к нему одноклассников, какое положение занимает школьник среди сверстников (лидер, принятый или отверженный, изолированный); степень общительности, есть ли близкие друзья у данного ученика в классе, какие качества он проявляет по отношению к сверстникам: взаимопомощь, надежность или способность к предательству. Взаимоотношения с родителями, педагогами, взрослыми. Какие проблемы существуют. Как ребенок относится к критике в свой адрес: равнодушно, враждебно, серьезно или благожелательно.
Медицинские сведения – заполняется совместно с родителями
II блок заполняется воспитателем совместно с педагогом-психологом.
Психофизиологические характеристики:
- Внимание – используется корректурная проба (проводит психолог)
- Скорость восприятия и переработки информации – используется тест Тулуз-Пьерона (проводит психолог)
- Координация (ориентировка) в образовательном пространстве – как ориентируется в помещении и учебном материале – определяется педагогом визуально
Когнитивные характеристики:
Измерение уровня интеллектуального развития, изучения логичности мышления – используются «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена (для детей от 5 лет); невербальный тест Р. Кеттелла (для детей от 4 лет); методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС – 6-7) И.С. Авериной, Е.И. Щеблановой для детей 6-7 лет.
Личностная сфера:
- Диагностика типа темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а также эмоциональной устойчивости – используется Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI) или Тест «Определение типа темперамента» (проводит психолог)
Мотивационная сфера:
Уровень мотивации – определяется педагогом визуально (высокая, средняя, низкая)
Мотивация достижения успеха определяется педагогом-психологом в ходе наблюдений за поведением ребенка в различных видах деятельности и в результате бесед с педагогами и родителями.
Коммуникативная сфера:
- Определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений – (проводит психолог).
Для определения уровня сформированности коммуникативных умений мы воспользовались приемом наблюдения. Критериями нашей диагностики выступили следующие коммуникативные умения, присущие старшим дошкольникам:
– умение вступить в коммуникацию;
– умение поддержать коммуникацию со взрослым;
– умение поддержать коммуникацию с ребенком;
– умение проявлять инициативу в коммуникации;
– умение учитывать состояние партнера по коммуникации.
Мы выделили 3 уровня сформированности коммуникативных умений старших дошкольников: высокий, средний, низкий. Качественные характеристики соотносились с условными показателями, имеющими количественную меру: 5 баллов – высокая, 4- балла – достаточная, 3 балла – средняя, 2 балла – слабая, 1 балл – отсутствует.
Высокий уровень (5). Дети легко и свободно вступают в коммуникацию, умеют поддержать коммуникацию как со взрослым, так и с ребенком. Дети инициативны в коммуникации. Дети учитывают личностные особенности и эмоциональное состояние партнера. Результативность общения высокая.
Средний уровень (от 4 до 3). Дети испытывают затруднения при вступлении в коммуникацию в некоторых видах деятельности, умеют поддержать коммуникацию со взрослым, однако испытывают некоторые 31 трудности при поддержании коммуникации со сверстниками. Дети не всегда инициативны в коммуникации. Дети не в каждой ситуации учитывают эмоциональное состояние партнера по коммуникации. Результативность общения достаточная.
Низкий уровень (от 2 до 0). Дети практически не вступают в коммуникацию, либо вступают при усиленной мотивации со стороны взрослого. Дети с трудом умеют поддержать коммуникацию со взрослым, и не умеют поддержать коммуникацию со сверстниками Дети не инициативны в коммуникации. Дети не учитывают личностные особенности и эмоциональное состояние партнера. Результативность общения низкая. Данные характеристики уровней мы предполагаем как идеальные
2.Оценка межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы – используется социометрия (проводит педагог- психолог)
Специфика одаренности:
- Художественная одаренность – подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительного мастерства в музыке, живописи, актерские способности и т.д.
- Лидерская одаренность – интеллект выше среднего, уверенность в себе, умение ясно выражать свои мысли, энтузиазм, ощущение цели, направления движения, планирование будущего, способность иметь дело с временными ограничениями.
- Спортивная одаренность – предполагает наличие хорошей зрительно-двигательной координации, владения своим телом.
- Интеллектуальная одаренность – быстро овладевает основополагающими понятиями, легко запоминает и сохраняет информацию, высоко развиты способности переработки информации.
- Способность к творчеству – отсутствие внимания условностям и авторитетам, большая независимость в суждениях, тонкое чувство юмора, отсутствие внимания к порядку и организации работы, яркий темперамент.
– Используется Карта одаренности Е. Торренс и методика по оценке уровня вербальной и невербальной креативности Дж. Гилфорд (проводит психолог)
Источник