Карта психического развития ребенка пример

Возраст
Речь
понимаемая
Речь
активная
Сенсорное развитие
Игра и действия с предметами
Движения
Навыки
1г 6м
Обобщает предметы по существенным признакам.
Пользуется облегчёнными словами (би-би) произнесёнными правильно в момент сильной заинтересованности.
Ориентируется в 3 контрастных формах – шар, куб, кирпичик, призма.
Отражает в игре отдельные наблюдаемые действия.
Перешагивает препятствия приставными шагами.
Самостоятельно ест жидкую кашу.
1г 9м
Понимает несложные рассказы по картинкам, отвечает на вопросы взрослого.
Во время игры пользуется словами и 2-х словными предложениями.
Ориентируется в 3-х контрастных величинах, предметах с разницей в
3 см.
Производит несложные постройки, перекрытия в виде ворот, скамейки, домика.
Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см., приподнятой на
15-20 см. от пола.
Частично раздевается с помощью взрослого
(ботинки, колготки).
2г
Понимает рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребёнка
При обращении со взрослыми пользу-ется 3-х словными предложениями, прилагательными, местоимениями.
Подбираем по образцу и слову взрос-лого 3-4 контрастных цвета.
В игре производится ряд последовательных действий.
Перешагивает через препятствие чередующимися шагами
Частично одевает пальто, ботинки, шапку.
Познавательная сфера
Возраст
Задания с кубиками
Задания с соотнесением предметов
Задания с предметами быта
Оценка внимания
Оценка памяти
1г 3м
Строит башню из 2 кубиков, держит 2 кубика в одной руке
Снимает кольца с пирамидки, пытается нанизать кольца
Подносит ложку ко рту, сам пьёт из чашки, рисует каракули каран-дашом, проявляет интерес к книге.
1г 6м
Строит башню из
3-4 кубиков
Пытается нанизывать кольца пирамидки, собирает без учёта размера
Снимает варежки, носки. Листает книгу (2-3стр.) указывает на картинку. Ест сам густую пищу ложкой.
Выполняет 3-4 действия
2 года
Строит башню из 8 кубиков, строит после показа поезд без трубы
Собирает пирамидку без учёта размера колец. Вкладывает 1 объект в другой
Запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину. Кормит, баюкает куклу, возит машину; листает книгу. Сам надевает носки, туфли, штаны.
Выполняет 4-5 действий
2г 6м
Строит башню из 8 кубиков, строит после показа поезд с трубой
Вкладывает одну матрёшку в другую. Затрудняется, если видит больше 2 объектов перед собой
В игре действует последовательно – будит куклу, одевает, кормит, гуляет. Самостоятельно одевается. Не умеет завязывать шнурки, застёгивать пуговицы.
Называет фамилию, имя, частично отвечает на вопросы
3 года
Строит башню из 9 кубиков, копирует с модели поезд, после показа строит мост
Хорошо вкладывает, ориентируется на размер, понимает ошибки.
Собирает пирамидку с учётом размера колец
Одевается самостоятельно. Застёгивает пуговицы, завязывает шнурки, при помощи взрослого.
Находит 5-6
изображений
из 10
Выполняет 5-6 действий. Отвечает на вопросы хорошо. Повторяет фразу из 6-7 слов, 3 цифры
Индивидуальная карта нервно-психического развития.
Ф.И. ребёнка: ____________________ Возраст: 1 год 6 месяцев
Ф.И. ребёнка: _____________________ Возраст: 1 год 9 месяцев
Ф.И. ребёнка: _____________________ Возраст: 2 года
Источник
Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка
Ф.И.О. Иванова Мария Ивановна
ГОД РОЖД.11.03.2006
ДИАГНОЗ: ЗПР
КЛАСС (ГРУППА): 3 а
ОУ ПОСЕЩАЕТ С 2013
ДОМ. АДРЕС:
МАТЬ: Иванова Ольга Петровна
ОТЕЦ: Иванов Иван Иванович
I. Особенности познавательной сферы
Восприятие: темп восприятия замедлен, требуется больше времени для выполнения задания.
Внимание: внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости.
Память: недостаточная прочность запоминания.
Мышление: недостаточная сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения
II. Работоспособность на занятиях
Включение в работу медленное
Темп выполнения заданий медленный
Переключаемость низкая
Сосредоточенность средняя
Качество работы низкое
Продуктивность низкая
Утомление наступает с 4ого урока
III. Особенности эмоционально-волевой сферы
Общий эмоциональный фон положительный
Какие эмоции превалируют положительные
Заинтересованность ребенка в выполнении заданий присутствует
Реакция на успех или неудачу присутствует
Адекватность реакций да
Возбудимость да
Наличие аффективных реакций, наличие страхов, проявление негативизма да
Возможность адекватной оценки своих результатов нет
Способность к волевому усилию да
IV. Личностно-характерологические особенности
Самооценка высокая
Поведение среди сверстников хорошее
Отношение с воспитателями или педагогами хорошее
Активность активна
Тревожность не тревожна
Агрессивность не агрессивна
Критичность не критична
V. Рекомендации
Рекомендации педагогам
Нельзя допускать переутомление ребенка; при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности.
Стараться поддерживать психоэмоциональное благополучие.
Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.
Обучение навыкам эмоционального самоконтроля.
Поддержка ребенка со стороны психолога, педагогов.
Обучение взрослых способам развития познавательных процессов ребенка на учебном и бытовом материале.
Задания должны строиться по принципу от простого к сложному.
Педагогам необходимо стремиться к индивидуальному подходу.
Важно придерживаться последовательных требований в общении с ребенком.
Стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.
Не сравнивать ребенка с другими детьми или эталоном, не предъявлять завышенных или заниженных требований.
Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.
Стремиться к индивидуальному подходу к каждому ученику.
Вводить проблемное обучение, повышать мотивацию учеников, используя в процессе обучения элементы игры. Давать больше творческих, развивающих заданий и избегать монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.
В случае затруднений при выполнении задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.
Для подкрепления устных инструкций использовать наглядные материалы (картинки, схемы, образец и т.д.).
Создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.
Рекомендации родителям
1. У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в детском саду и дома.
2. Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.
3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.
4. Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию педагога.
5. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
6. Занятия должны носить занимательный характер.
7. При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно.
8. В затруднительных случаях консультироваться у педагога.
9. Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – логопед.
10. Занятия должны быть регулярными.
11. Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
12. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.
13.Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…
14.Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.
15. У ребенка с ЗПР практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной гимнастики.
16. Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.
17. Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений.
18. Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под счет взрослого….
19. Каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять.
20. Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делаются совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение.
21. Для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой материал не менее 3- х раз.
22. При произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом).
23. Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде.
24. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
VI. Занятия с психологом
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: память, внимание, мышление, восприятие.
VII. Динамика
Низкая.
Педагог-психолог Сивакова Виктория Александровна
Источник
Карта индивидуального развития ребенка № 1
Фамилия, имя: Семенов Саша.
Тип нервной системы: слабый.
Доминирующее полушарие головного мозга: левое полушарие.
Темп деятельности: в начале учебного дня — резкий максимальный скачок, в середине первой половины дня происходит резкий спад темпа деятельности, к концу первой половины дня происходит небольшой подъем темпа деятельности, к началу второй половины дня он снижается, к концу дня — повышается.
Утомляемость и работоспособность: из-за резких скачков темпа деятельности утомляемость наступает быстро, наиболее работоспособное время — первая половина дня, иногда — самоподготовка.
Ведущая репрезентативная система: аудиальная, кинестетическая.
Мотивация к обучению: средняя.
Уровень сформированности познавательных процессов
Умение выполнять инструкции: очень низкий уровень.
Математические способности (умение выполнять математические действия, видеть закономерности и прогнозировать исходя из выявленных закономерностей): низкий уровень.
Вербальное мышление (выявление связей между понятиями, нахождение подобных понятий, анализ и синтез понятий, структура языка): ниже нормы.
Личностно-коммуникативные особенности
Положение в классе: пренебрегаемый.
Уровень тревожности в школе: тревожность повышается в ситуациях, когда Саша испытывает сильное чувство одиночества, когда ему не хватает тепла и поддержки со стороны взрослых.
Рекомендации психолога
1. Для выравнивания темпа деятельности необходимо избегать высоких нагрузок в начале учебного дня. В то же время, это наиболее удачное место для контрольных работ.
Необходимо обучать работать по инструкции: просить повторить, составить алгоритм или план работы.
Полезны дополнительные занятия по развитию мышления.
Мотивацию к обучению можно повышать, апеллируя к взрослости мальчика, а также демонстрируя уверенность в его успехе.
2. Необходимо оказывать проявлять интерес к успехам Саши и отмечать его достижения как в учебе, так и в других сферах, не связанных с учебой, особенно в присутствии родителей. В случаях эмоциональных срывов — переключать внимание, например попросить помыть доску или сходить за мелом. Полезно в такие моменты, чтобы взрослый с ним разговаривал тихо, или же использовал юмор.
Психолого-педагогические рекомендации (урок, самоподготовка)
Объем домашнего задания: в связи с быстрой утомляемостью необходимо учить мальчика тщательно планировать выполнение домашнего задания.
Устные предметы: Саше полезно использовать наглядные образы при ответах.
Письменные предметы: из-за слабого внутреннего контроля мальчику требуется внешний контроль взрослых.
Табу (категорически запрещено): нельзя игнорировать любое поведение Саши, важно понять, что этим поведением он хочет сказать.
«Предвестники бури», поведенческие признаки последующего эмоционального взрыва: в ситуациях сильного эмоционального возбуждения может громко кричать, драться, отказываться выполнить любые просьбы, ругаться.
Карта индивидуального развития ребенка № 2
Фамилия, имя: Иванов Гриша.
Тип нервной системы: средний.
Доминирующее полушарие головного мозга: правое полушарие.
Темп деятельности: в начале учебного дня происходит максимальный резкий скачек темпа деятельности, к середине первой половины дня происходит резкий спад темпа, который длится до конца дня.
Утомляемость и работоспособность: работоспособность сохраняется в первой половине дня.
Ведущая репрезентативная система: визуальная.
Мотивация к обучению: средняя.
Уровень сформированности познавательных процессов
Умение выполнять инструкции: ниже нормы.
Математические способности: ниже нормы.
Вербальное мышление: норма.
Личностно-коммуникативные особенности
Положение в классе: популярный.
Уровень тревожности в школе: норма, но может повышаться в ситуациях самопредъявления перед классом и выражается в агрессивном поведении по отношению к одноклассникам.
Рекомендации психолога
1. Необходимо обучать работать по инструкции: просить повторить, составить алгоритм или план работы.
Полезны дополнительные занятия по развитию мышления.
Полезно повышать учебную мотивацию через демонстрацию успехов мальчика классу и вызывание у сверстников одобрения его учебных успехов.
2. Поддерживать успешные начинания Гриши, отмечать их перед классом, возлагать на него ответственность за какое-либо задание и поддерживать проявления мужского начала.
Психолого-педагогические рекомендации (урок, самоподготовка)
Объем домашнего задания: способен выполнять полный объем домашнего задания, но индивидуально (без класса) и при тщательном контроле взрослого.
Устные предметы: необходимо при подготовке устных предметов несколько раз проговаривать вслух прочитанное взрослому (учителю).
Письменные предметы: необходимо учить планировать выполнение заданий, поощрять правильно сделанное.
Табу: оставлять без внимания пошлые шутки в адрес девочек (важно показать Грише, как он выглядит в этот момент со стороны).
«Предвестники бури»: не наблюдаются.
Карта индивидуального развития ребенка № 3
Фамилия, имя: Петров Вася.
Тип нервной системы: средне-слабый.
Доминирующее полушарие головного мозга: амбидекстр (левоправо).
Темп деятельности: максимальный скачок темпа деятельности в начале учебного дня, сменяется спадом темпа деятельности до середины второй половины дня и затем происходит небольшой подъем и затем окончательный спад темпа деятельности.
Утомляемость и работоспособность: несмотря на резкие подъемы и спады темпа, в течение дня сильной утомляемости не наблюдается.
Ведущая репрезентативная система: аудиальная.
Мотивация к обучению: очень высокая.
Уровень сформированности познавательных процессов
Умение выполнять инструкции: норма.
Математические способности: норма.
Вербальное мышление: норма.
Личностно-коммуникативные особенности
Положение в классе: популярный.
Уровень тревожности в школе: уровень тревожности повышается в ситуациях, в которых Васе необходимо отстаивать свое достоинство и право на собственное мнение, а также при публичных выступлениях у доски на уроке.
Рекомендации психолога
Познавательная сфера не требует дополнительных воздействий. Полезно на уроках, по возможности, давать мальчику творческие задания, которые необходимо предъявлять перед классом. Можно привлекать его к участию в мероприятиях класса, связанных с рисованием или украшением кабинета, т. е. к заданиям, где он может проявить свои творческие способности.
Психолого-педагогические рекомендации (урок, самоподготовка)
Объем домашнего задания: способен выполнять полный объем домашнего задания после продолжительного активного отдыха.
Устные предметы: мальчику необходимо тренироваться перед публичными устными ответами, к примеру воспроизводить пройденный материал в присутствии других людей (учителей, одноклассников).
Письменные предметы: давать возможность выполнять задания своим способом.
Табу: говорить при одноклассниках: «Ты, Вася, как всегда молодец, ты справился лучше всех!»
«Предвестники бури»: не наблюдаются.
Источник
Галия Зарипова
Карта психологического обследования воспитанника
Карта психологического обследования воспитанника
Ф. И. О___
Возраст___
Контакт (речевой, жестовый, мимический):
– в контакт не вступает;
– проявляет речевой негативизм;
– контакт формальный (чисто внешний);
– в контакт вступает не сразу, с большим трудом;
– не проявляет заинтересованности в контакте;
– контакт избирательный;
– легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется.
Эмоционально-волевая сфера:
– активен / пассивен;
– деятелен / инертен;
– бодрый / вялый;
– работает с удовольствием / из подчинения.
Неадекватное поведение:
– двигательная расторможенность;
– агрессивность;
– избалованность;
– колебания настроения;
– конфликтность;
– страхи.
Состояние слуха:
– норма;
– тугоухость;
– глухота.
Состояние зрения:
– норма;
– близорукость;
– дальнозоркость;
– косоглазие;
– атрофия зрительного нерва;
– слабовидение;
– слепота.
Моторика:
1.Ведущая рука:
– правая,
– левая.
2.Развитие манипулятивной функции рук:
– отсутствует хватание;
– резко ограничена (манипулировать не может, но есть хватание);
– ограничена;
– недостаточная мелкая моторика;
– сохранная.
3.Согласованность действий рук:
– отсутствует;
– норма;
– тремор;
– гиперкинезы;
– нарушение координации движений.
Внимание (длительность сосредоточения, стойкость, переключение):
– ребенок плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость внимания);
– внимание недостаточно устойчивое, поверхностное;
– быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности;
– плохое переключение внимания;
– внимание достаточно устойчивое. Длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная.
Реакция на одобрение:
– адекватная (радуется одобрению, ждет его);
– неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему).
Реакция на замечание:
– адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечанием);
– адекватная (обижается);
– нет реакции на замечание;
– негативная реакция (делает назло).
Отношение к неудаче:
– неудачу оценивает (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки);
– отсутствует оценка неудачи;
– негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку.
Работоспособность:
– крайне низкая;
– снижена;
– достаточная.
Характер деятельности:
– отсутствие мотивации к деятельности;
– работает формально;
– деятельность неустойчивая;
– деятельность устойчивая, работает с интересом.
Обучаемость, использование помощи (во время обследования):
– обучаемость отсутствует. Помощь не использует;
– нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания;
– обучаемость низкая. Помощь использует недостаточно. Перенос знаний затруднен;
– ребенок обучаем. Использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому). Осуществляет перенос полученного способа действия на аналогичное задание (N).
Патопсихологическое обследование
Уровень развития деятельности:
– проявление интереса к игрушкам, избирательность интереса.
Стойкость игрового интереса (длительно ли занимается одной игрушкой или переходит от одной к другой):
– интереса к игрушкам не проявляет (с игрушками никак не действует. В совместную игру со взрослыми не включается. Самостоятельной игры не организует);
– проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам;
– проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам.
1.Адекватность употребления игрушек:
– совершает неадекватные действия с предметами (нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия);
– игрушки использует адекватно (использует предмет в соответствии с его назначением).
2.Характер действий с предметами-игрушками:
– неспецифические манипуляции (со всеми предметами действует одинаково, стереотипно – постукивает, тянет в рот, сосет, бросает);
– специфические манипуляции – учитывает только физические свойства предметов;
– предметные действия – использует предметы в соответствии с их функциональным назначением;
– процессуальные действия;
– цепочка игровых действий;
– игра с элементами сюжета;
– сюжетно-ролевая игра.
Запас общих представлений:
– низкий, ограничен;
– несколько снижен;
– соответствует возрасту (N).
Зрительное восприятие:
1. Восприятие цвета:
– представление о цвете отсутствует;
– сличает цвета;
– различает цвета (выделяет по слову);
– узнает и называет основные цвета (N – в 3 года).
2. Восприятие величины:
– представление о величине отсутствует;
– соотносит предметы по величине;
– дифференцирует предметы по величине (выделение по слову);
– называет величину (N – в 3 года).
3. Восприятие формы:
– нет представления о форме;
– соотносит предметы по форме;
– различает геометрические формы (выделяет по слову);
– называет (плоскостные и объемные) геометрические формы (N – в 3 года).
Складывание матрешки (трехсоставная – от 3 до 4 лет; четырехсоставная – от 4 до 5 лет; шестисоставная – от 5 лет):
– действия неадекватные / адекватные.
Способы выполнения задания:
– действие силой;
– перебор вариантов;
– целенаправленные пробы (N – до 5 лет);
– примеривание;
– зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).
Включение в ряд (шестисоставная матрешка – с 5 лет):
– действия неадекватны / адекватные.
Способы выполнения:
– без учета величины;
– целенаправленные пробы (N – до 6 лет);
– зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).
Складывание пирамидки (до 4 лет – 4 кольца; с 4 лет – 5 – 6 колец):
– действия неадекватные / адекватные.
Способы выполнения задания:
– без учета величины колец;
– с учетом величины колец;
– пробы;
– примеривание;
– зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).
Кубики-вкладыши
Способы выполнения задания:
– целенаправленные пробы;
– перебор вариантов;
– примеривание;
– зрительное соотнесение.
Конструирование:
1. Конструирование из строительного материала (по подражанию, по образцу, по представлению).
2. Складывание фигур из палочек (по подражанию, по образцу, по представлению).
Восприятиепространственных соотношений:
1. Ориентировка в сторонах собственного тела и зеркальное отображение.
2. Дифференцирование пространственных понятий (выше – ниже, дальше – ближе, справа – слева, впереди – сзади, в центре).
3. Целостный образ предмета (складывание разрезных картинок из 2 – 3 – 4 – 5 – 6 частей; разрез по вертикали, по горизонтали, по диагонали, ломаной линией).
4. Понимание и использование логико-грамматических конструкций.
Временные представления:
– части суток;
– времена года ;
– дни недели ;
– понимание и использование логико-грамматических конструкций.
Количественные представления:
– порядковый счет (устно и пересчет предметов);
– определение количества предметов;
– выделение нужного количества из множества;
– соотнесение предметов по количеству;
– понятия “много” – “мало”, “больше” – “меньше”, “поровну”;
– счетные операции.
Память:
1.Механическая память:
– в пределах возрастной нормы;
– снижена.
2. Опосредованная (вербально-логическая)память:
– в пределах возрастной нормы;
– снижена.
Мышление:
1.Уровень развития мышления:
– наглядно-действенное;
– наглядно-образное.
Заключение___
“___” ___20__ г.
Источник