Карта психического развития ребенка дошкольного возраста

Карта психического развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

hello_html_m3ea624ad.jpg

Психологическая карта ребенка

– Диагноз врача:

– Общее соматическое состояние

– Группа здоровья

– Физкультурная группа

– Особые сведения:

7.Психическое развитие

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

На г.

На г.

На г.

На г.

Восприятие

Мышление:

-наглядно-действенное

-наглядно-образное

-логическое

Внимание:

-устойчивость

-распределяемось

– концентрация

Память:

-слуховая

-образная

Воображение

Речь

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Самооценка

Волевые качества

Темперамент

Уровень агрессии

Уровень тревожности

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ

Особенности поведения

Особенности общения

С взрослыми

Со сверстниками

Статус в группе

8.Психологическая готовность к школе

Не готов

Психосоциальная зрелость

Интеллектуальная готовность к школе

Психомоторная зрелость

Общий вывод

Рекомендации:

9. Формы работы групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.

10. Название коррекционных и развивающих программ, которые проводились с ребенком

Педагог-психолог Е.В. Громцева

Ранний возраст (до 3 лет)

протекание периода адаптации легкое, среднее, тяжелое

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть):

Ориентирование на требования педагога:

не подчиняется; ситуативно; полностью подчинен.

Избирательность в отношении к разным педагогам:

проявляется; не проявляется.

Умение регулировать эмоции:

может «отложить» импульсивное проявление;

импульсивность в пределах нормы;

не владеет регуляцией.

Включенность в деятельность группы:

участвует вместе с детьми в режимных моментах;

необходимо дополнительное внимание со стороны взрослого;

предпочитает оставаться незаметным.

Целенаправленность поведения:

поведение целенаправленное;

цель удерживает, хотя и отвлекается;

мало целенаправленное поведение.

Адекватность бытовым, игровым ситуациям:

адекватен ситуации, действия адекватны, хотя импульсивны;

импульсивность, непоследовательность в выражении эмоций.

Проявление утомления:

постоянно утомлен;

утомление проявляется в начале дня, недели;

в конце дня, недели.

Уровень развития активной речи:

высокий, средний, низкий, отсутствует.

Средства общения:

речевые;

экспрессивно-мимические;

предметно-действенные.

Особенности совместной деятельности со взрослым:

инициативен, включен в деятельность;

пассивен, тревожен, проявляет негативизм.

Младший дошкольный возраст

– вновь поступивший в д/с, группу

– после длительного отсутствия (более 1 месяца),

протекание периода адаптации легкое, среднее, тяжелое

– непрерывное посещение

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть):

Общительность:

общителен, контакт речевой, жестовый, мимический;

легко и быстро устанавливает контакт;

заинтересован в общении, но общение формальное;

в контакт вступает не сразу, контакт избирателен;

малообщителен, инициативы в контакте не проявляет.

Поведение:

активен, бодр, работает с удовольствием, выполняет указания взрослого;

активен, чрезмерно деятелен, указания выполняет с трудом, суетлив;

пассивен, инертен, медлителен, с трудом успевает действовать вместе с детьми.

Проявление негативных поведенческих реакций:

резкие колебания настроения;

агрессивен, конфликтен;

другое ______________________________

Общие движения:

физически развит, гармоничен в движениях;

средний уровень развития общих движений (по программе д/с);

моторно неловок, испытывает трудности на занятиях физкультурой.

Сенсорное развитие:

показывает и называет величину, цвет, форму предметов;

затруднено формирование

сенсорного гнозиса.

Понимание речи:

обращенную речь понимает, действует по словесному указанию;

понимание речи на бытовом уровне;

трудности в регуляции поведения речевыми обращениями.

Активная речь:

инициативен в речевом высказывании, речь понятна, предложения полные;

инициативен в речевом высказывании, речь малопонятна;

речь односложная, инициативы в речевом общении не проявляет.

Развитие сюжетно-ролевой игры:

обычно включается в игру;

обычно играет в одиночку, но возле других детей;

держится в стороне от других детей.

Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические:

сформированы по возрасту;

трудности в формировании навыков самообслуживания.

Рисование:

проявляет желание рисовать, имеет замысел, уверенно рисует кистью, карандашом;

желания рисовать не проявляет, карандаш, кисть держит неуверенно.

Средний возраст (4–5 лет)

– вновь поступивший в д/с, группу

– после длительного отсутствия (более 1 месяца),

протекание периода адаптации

легкое, среднее, тяжелое

– непрерывное посещение

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть):

Общительность:

общителен, контакт речевой;

легко и быстро устанавливает контакт;

общение ситуативное;

в контакт вступает не сразу, контакт избирателен;

малообщителен, инициативы в контакте не проявляет.

Поведение:

активен, работает с удовольствием, выполняет указания взрослого;

активен, чрезмерно деятелен, суетлив;

пассивен, инертен, медлителен, с трудом успевает действовать вместе с детьми.

Проявление негативных поведенческих реакций:

резкие колебания настроения;

агрессивен, конфликтен;

другое _____________________________________

Общие движения:

физически развит, гармоничен в движениях;

средний уровень развития общих движений (по программе д/с);

моторно неловок, часто роняет вещи, испытывает трудности на музыкальных и физкультурных

занятиях.

Познавательная активность:

любознателен, живо интересуется окружающим;

познавательный интерес проявляет избирательно;

познавательная активность низкая.

Слуховое восприятие:

различает и обозначает словом неречевые шумы;

различает, но затрудняется обозначить словом;

не проявляет интереса к заданию.

Зрительное восприятие:

называет и узнает большинство предметов на картинке, определяет геометрические формы;

предметы, геометрические формы узнает и называет, но заменяет слова;

узнает черно-белые изображения.

Пространственные представления:

в процессе конструирования, строительных игр употребляет простые предлоги;

делает постройки, но затрудняется словом обозначить местоположение деталей;

не проявляет интереса к конструированию.

Развитие движений пальцев рук:

при рисовании и самообслуживании движения сформированы;

движения пальцев рук неловкие, напряженные при рисовании, в самообслуживании.

Связная речь:

речь понятная, умеет выразить свою мысль словом;

речь нечеткая, но предложения распространенные, полные;

по составу предложения неполные, короткие, затруднена связь слов в предложении.

Развитие мышления:

соответствует возрасту;

преобладает наглядно-действенный способ.

Анализ продуктивной деятельности:

удерживает изобразительный замысел, выполняет работу в соответствии с ним;

имеет изобразительный замысел, но меняет его в процессе работы;

не высказывает изобразительного замысла.

Словотворчество:

проявляет;

не проявляет.

Игра:

преобладающий уровень игры ___________________

вид общения в игре _______________________

Социальные навыки:

знает и выполняет социальные нормы и правила в поведении;

знает, но не всегда выполняет социальные нормы и правила;

с трудом подчиняется выполнению социальных норм и правил.

Старший возраст (5–6 лет)

– вновь поступивший в д/с, группу

– после длительного отсутствия (более 1 месяца),

протекание периода адаптации

легкое, среднее, тяжелое

– непрерывное посещение

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть):

Общительность:

общителен, легко и быстро устанавливает контакт;

заинтересован в общении, но общение ситуативное, кратковременное;

в контакт вступает не сразу, контакт избирателен;

малообщителен, инициативы в контакте не проявляет.

Поведение:

активен, бодр, работает с удовольствием, в одном темпе с другими детьми;

активен, чрезмерно деятелен, указания не выслушивает до конца, торопится;

пассивен, инертен, медлителен, с трудом успевает действовать вместе с детьми.

Проявление негативных поведенческих реакций:

резкие колебания настроения;

агрессивен, конфликтен;

другое _____________________________________

Общие движения:

физически развит, гармоничен в движениях, вынослив;

средний уровень развития общих движений (по программе д/с);

затруднена координация общих разноименных движений;

снижена выносливость движений (затруднения в беге).

Слуховое внимание:

соответствует возрасту;

снижен объем слухового внимания.

Зрительно-пространственный гнозис:

соответствует возрасту;

задания вызывают затруднения.

Зрительно-пространственный праксис:

соответствует возрасту;

задания вызывают затруднения.

Развитие графической деятельности:

соответствует возрасту;

задания вызывают затруднения.

Латеральные предпочтения:

выделены;

не выделены.

Мыслительная деятельность, познавательная активность:

соответствует возрасту;

некоторые задания вызывают затруднения.

Игра:

преобладающий уровень игры _________________

вид общения в игре ______________________________

Анализ продуктов деятельности:

удерживает изобразительный замысел, выполняет работу в соответствии с ним, может само-

стоятельно оценить результат;

имеет изобразительный замысел, работает в соответствии с ним, но результат не оценивает

адекватно;

имеет изобразительный замысел, но меняет его в процессе работы, оценки результата нет.

Подготовительная к школе группа (6–7 лет)

– вновь поступивший в д/с, группу

– после длительного отсутствия (более 1 месяца),

протекание периода адаптации

легкое, среднее, тяжелое

– непрерывное посещение

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть):

Общительность:

общителен, легко и быстро устанавливает контакт;

заинтересован в общении, но общение ситуативное;

в контакт вступает не сразу, контакт избирателен;

малообщителен, инициативы в контакте не проявляет.

Поведение:

активен, работает с удовольствием, доводит начатое дело до конца;

активен, чрезмерно деятелен, переносит задания из другого упражнения, суетлив, не заканчивает задания;

пассивен, инертен, медлителен, с трудом успевает действовать вместе с детьми.

Проявление негативных поведенческих реакций:

резкие колебания настроения;

агрессивен, конфликтен;

другое ________________________

Общие движения:

физически развит, ловок, вынослив;

средний уровень развития общих движений (по программе д/с);

снижена выносливость движений, проявляет моторную неловкость.

Зрительно-моторная координация:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Ритмическое чувство:

выполняет задания по простым, сложным ритмам;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Переключение движений:

выполняет задания;

затруднено выполнение заданий.

Рядограммы (последовательность времен года, дней недели):

выполняет задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Звуковой анализ слов:

выполняет задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Умение определять состав числа:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Выделение 4-го лишнего, простые аналогии:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Составление сюжетного рассказа по серии картин:

составляет рассказ и обосновывает последовательность картин;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Понимание логико-грамматических конструкций:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

затруднено выполнение заданий.

Установление причинно-следственных связей:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Ориентировка на листе бумаги:

соответствует возрасту;

затруднения в определении левой и правой стороны листа;

затруднения в определении вертикального направления

Источник

Возраст

Речь

понимаемая

Речь

активная

Сенсорное развитие

Игра и действия с предметами

Движения

Навыки

1г 6м

Обобщает предметы по существенным признакам.

Пользуется облегчёнными словами (би-би) произнесёнными правильно в момент сильной заинтересованности.

Ориентируется в 3 контрастных формах – шар, куб, кирпичик, призма.

Отражает в игре отдельные наблюдаемые действия.

Перешагивает препятствия приставными шагами.

Самостоятельно ест жидкую кашу.

1г 9м

Понимает несложные рассказы по картинкам, отвечает на вопросы взрослого.

Во время игры пользуется словами и 2-х словными предложениями.

Ориентируется в 3-х контрастных величинах, предметах с разницей в

3 см.

Производит несложные постройки, перекрытия в виде ворот, скамейки, домика.

Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см., приподнятой на

15-20 см. от пола.

Частично раздевается с помощью взрослого  

(ботинки, колготки).    

Понимает рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребёнка

При обращении со взрослыми пользу-ется 3-х словными предложениями, прилагательными, местоимениями.

Подбираем по образцу и слову взрос-лого 3-4 контрастных цвета.

В игре производится ряд последовательных действий.

Перешагивает через препятствие чередующимися шагами

Частично одевает пальто, ботинки, шапку.

Познавательная сфера

Возраст

Задания с кубиками

Задания с соотнесением предметов

Задания с предметами быта

Оценка внимания

Оценка памяти

1г 3м

Строит башню из 2 кубиков, держит 2 кубика в одной руке

Снимает кольца с пирамидки, пытается нанизать кольца

Подносит ложку ко рту, сам пьёт из чашки, рисует каракули каран-дашом, проявляет интерес к книге.

1г 6м

Строит башню из

3-4 кубиков

Пытается нанизывать кольца пирамидки, собирает без учёта размера

Снимает варежки, носки. Листает книгу (2-3стр.) указывает на картинку. Ест сам густую пищу ложкой.

Выполняет 3-4 действия

2 года

Строит башню из 8 кубиков, строит после показа поезд без трубы

Собирает пирамидку без учёта размера колец. Вкладывает 1 объект в другой

Запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину. Кормит, баюкает куклу, возит машину; листает книгу. Сам надевает носки, туфли, штаны.

Выполняет 4-5 действий

2г 6м

Строит башню из 8 кубиков, строит после показа поезд с трубой

Вкладывает одну матрёшку в другую. Затрудняется, если видит больше 2 объектов перед собой

В игре действует последовательно – будит куклу, одевает, кормит, гуляет. Самостоятельно одевается. Не умеет завязывать шнурки, застёгивать пуговицы.

Называет фамилию, имя, частично отвечает на вопросы

3 года

Строит башню из 9 кубиков, копирует с модели поезд, после показа строит мост

Хорошо вкладывает, ориентируется на размер, понимает ошибки.

Собирает пирамидку с учётом размера колец

Одевается самостоятельно. Застёгивает пуговицы, завязывает шнурки, при помощи взрослого.

Находит 5-6

изображений

 из 10

Выполняет 5-6 действий. Отвечает на вопросы хорошо. Повторяет фразу из 6-7 слов, 3 цифры

Индивидуальная карта нервно-психического развития.

Ф.И. ребёнка:    ____________________                         Возраст: 1 год 6 месяцев

Ф.И. ребёнка:    _____________________                                                    Возраст: 1 год 9 месяцев

Ф.И. ребёнка:  _____________________                                                         Возраст: 2 года

Источник

Показатели развития

Начало года

Конец года

Исследования поведения и эмоциональной сферы

Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм)

Адекватность эмоциональных реакций (осознанность, сдержанность)

Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная стабильность)

Исследование неречевых психических функций

Исследование слухового восприятия:

Дифференциация контрастного звучания двух игрушек

Исследование распознавания направления звука

«Угадай кто пришел» (звукоподражание)

Исследование зрительного восприятия:

Различение величины (большой – маленький)

Различение цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый )

Различение плоских геометрических форм (круг, квадрат, треугольник)

Собирание пирамидки из 4-х колец (зрительное соотнесение; методом проб; не принимает задания)

Коробка форм (зрительное соотнесение; зрительное соотнесение + примеривание, прикладывание; пробы и ошибки)

«Узнай и назови» (узнавание наложенных контуров 3-4 предметов)

Исследование восприятия пространственных представлений:

Ориентировка в пространстве (показывает или обозначает словом направление: вверху, внизу)

Исследование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления:

Складывание картинок из двух частей по образцу:

– горизонтальный разрез

– вертикальный разрез

-диагональный разрез

Складывание картинок из трёх частей по образцу:

– горизонтальный разрез

– вертикальный разрез

-диагональный разрез

Складывание фигур из трех палочек по образцу:

– крыша

-дерево

Сооружение постройки из трех кубиков по образцу:

– домик

– башенка

Работа с 3-х составной матрешкой (зрительное соотнесение; методом проб; не принимает задания):

– раскладывает

– собирает

Практическая задача на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления «Достань ключик»

Исследование зрительной памяти

Игра «Чего не стало?» (4 предмета)

Игра «Кто пришел?» (4-5 элементов)

Исследование слуховой памяти

Повтори фразу «Я очень люблю свою добрую маму!»

Повтори слова: дом, стол, нога, кот

«Запомни и найди такой же предмет»

Исследование внимания

«Найди такой же предмет»

Сравнение картинок

Лабиринт

Исследование состояния моторной сферы:

Состояние общей моторики (объём выполнения движений, темп. Активность, проявление моторной неловкости):

Пройти или пробежать меду двумя линиями, нарисованными на полу на расстояние 25 см

Переложить игрушку из одной руки в другую (перед собой, над головой)

Бросить одной рукой мяч в горизонтальную цель, на расстоянии 1 метр:

– правая рука

-левая рука

Мелкая моторика:

Аномалии строения рук и пальцев рук

Мышечный тонус рук

Положение кистей рук

Положение пальцев рук

Сформированность дифференцированных захватов и противопоставление пальцев рук:

– ладонный захват

– захват нижней третью пальцев рук

– захват двумя пальцами большим и указательным

– захват тремя пальцами большой, средний, указательный

Согласованность движений рук:

– ведущая рука (собирание мелких предметов в мисочку)

Кинестетическая основа движений:

Сложить в колечко по очереди большой палец руки со всеми пальцами по очереди, начиная с большого:

– правая рука

– левая рука

Кинетическая основа движений:

Согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого:

– правая рука

– левая рука

Навыки работы с карандашом:

Умение держать карандаш

Умение рисовать вертикальные линии

Умение рисовать горизонтальные линии

Умение рисовать кружки

Навыки работы с пластилином:

Умение лепить шарики

Умение лепить лепешки

Умение лепить палочки

Исследование мимической мускулатуры

Надуть щеки («толстячок»)

Показать, как ты ешь лимон («кисло»)

Показать, как ты ешь мороженное(«сладко»)

Исследование состояния артикуляционной моторики (по подражанию, отметить тонус, темп, переключение, точность выполнения, добавочные движения)

Широко улыбнуться

Вытянуть губки хоботком

Показать широкий язычок

Положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнею

Подвигать я зыком влево – вправо («часики»)

Пощелкать языком («лошадка»)

Широко открыть рот и зевнуть

Исследование состояния речи

Исследование импрессивной речи

Понимание существительных (показать на картинке по просьбе взрослого):

– предметы бытового обихода (стол, стул, окно)

– части тела

Понимание обобщающих слов:

– игрушки

– посуда

– одежда

– обувь

– животные

Понимание действий (показать по картинкам):

– где мальчик рисует

– идет

– сидит

– играет

Выполнение поручений по словесной инструкции:

– принеси машинку

– покатай машинку

– поставь машинку на стол

– положи машинку в коробку

Понимание грамматических форм

Понимание форм ед. ч. и мн.ч. существительных

– кот-коты

– мяч-мячи

– дом-дома

– кукла-куклы

– рыбка-рыбки

– чашка-чашки

Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:

«на»

«в»

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:

– дом-домик

– стул-стульчик

– кукла-куколка

Различение форм ед.ч. и мн.ч. глаголов (показать по картинкам)

– собака стоит – собаки стоят

– самолет летит – самолеты летят

Понимание содержания текста «Курочка ряба»

Исследование экспрессивной речи

Характеристика экспрессивной речи:

– однословная

– фразовая

– связная

Активный словарь.

Существительные (назвать по 3-4 картинки по следующим лексическим темам):

– игрушки

– посуда

– одежда

Глаголы (назвать действия по картинкам):

– стоит

– сидит

-играет

– рисует

Прилагательные (назвать признаки по картинкам):

– красный

– синий

– зеленый

– желтый

– большой

– маленький

– сладкий

– кислый

Состояние грамматического строя речи

Употребление существительных в И.п. ед.ч. и мн.ч. (назвать по картинкам) :

– стол – столы

– петух – петухи

– дом – дома

– сумка – сумки

Употребление имен существительных в В.П. ед.ч. без предлога:

– вижу дом

– вижу рыбку

Согласование прилагательных с существительными ед.ч. мужского и женского рода:

– красный кубик

– синий бант

– красная чашка

– синяя кофта

Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами:

«на»

«в»

Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:

– дом-домик

– мяч-мячик

– чашка – чашечка

Употребление форм ед.ч. и мн.ч. глаголов (назвать по картинкам)

– кот мяукает – коты мяукают

– мальчик стоит – мальчики стоят

Употребление возвратных и невозвратных глаголов:

– Мальчик умывается. – Мама умывает мальчика.

– Девочка одевается. – Мама одевает девочку.

Исследование фонетической стороны речи

Имитационная сторона речи (с опорой на картинки):

Девочка укачивает куклу (А-а-а)

У девочки болят зубы (О-о-о)

Гудит поезд (У-у-у)

Пищит мышонок (И-и-и)

Плачет малыш (Уа)

Кричат в лесу (Ау)

Лает собака (Ав)

Кудахчет курица (Ко-ко-ко)

Кричат гуси (Га-га-га)

Мычит корова (Му-у-у)

Мяукает кошка (Мяу)

Кричит лошадка (И-го-го)

Кричит ослик (Иа-иа)

Дует ветер (В-в-в)

Девочка задувает свечку (Ф-ф-ф)

Мальчик стучит в барабан (Бум-бум)

Молоток забивает гвозди (Д-д-д)

Капает вода (Кап-кап)

Стук в дверь (Тук-тук)

Мальчик ноет (Н-н-н)

Греем ручки (Х-х-х)

Гудит кораблик (Ы-ы-ы)

Накачиваем велосипед (С-с-с)

Звенит комарик (З-з-з)

Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за взрослым с опорой на наглядность)

Односложные слова (дом, кот, дуб, бык)

Двусложные слова (вода, вата, Дима, Тома)

Трехсложные слова (бананы, вагоны, батоны, панама)

Односложные слова со стечением согласных (бант, стул, гном, бинт)

Двусложные слова со стечением согласных (тапки, миска, бантик, столик)

Состояния дыхания:

Тип дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное)

Объем дыхания (достаточный, недостаточный)

Продолжительность речевого выдоха

Сила голоса

Модуляция голоса

Особенности динамической стороны речи

Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)

Ритм (нормальный, дисретмия)

Паузация (правильность расстановок пауз)

Употребление основных видов интонации

Состояние фонематического восприятия

Слуховая дифференциация звуков (показать на картинке, называемые взрослым предметы)

– кот-кит

– бочка-почка

– бочка-дочка

– миска-киска

Состояние фонематического анализа (показать картинку, услышав звук-символ)

Р- собачка

Л – самолет

Ш – ветер

Ж – жук

Ц – кузнечик

Ч – паровоз

Щ – кипит чайник

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник