Карта педагогической характеристики личностного развития ребенка

Карта педагогической характеристики личностного развития ребенка thumbnail

Психолого-педагогическая карта дошкольника

Ф.и. ребенка ____________________________________________________________________

Дата рождения ребенка: __________________________________________________________

Дата поступления в дошкольное учреждение _____________________________________

Возраст при поступлении в дошкольное учреждение _______________________________

Общие сведения о семье   ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Особенности развития ребенка в раннем возрасте 

Уровень речевого развития: _______________________________________________________

Заболевания, которые перенес ребенок в первые годы жизни ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наблюдается у  специалистов: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Начата «_____» _______________________________ г.

Окончена «______» ____________________________ г.

Особенности адаптации в дошкольном учреждении: ________________________________

  • отношение к новой обстановке: как переносит  переход из медицинских учреждений в д/д, как контактирует с педагогами (охотно, неохотно, тяжело);
  • контактирует с детьми (охотно, неохотно, тяжело);
  • привыкает к режиму дня:  быстро или медленно;
  • болеет: часто,  редко

Уровень адаптации ребенка в новых условиях: _____________________________________

Дошкольник поступает в   _________________________________________________________

(школа, переведен в другое учреждение и т.п.)

КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Дата заполнения: ________________________________________________

Примечание: воспитатели оценивают каждый параметр по 6-ти бальной системе

  1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕБЕНКА О СЕБЕ

Называет имя, фамилию, адрес проживания, основные части тела и назначение их (голова, рука, нога, глаза, лицо, нос, живот, губы, уши, брови, ресницы, подбородок, шея, кисть, спина, колено, пятка стопа), любимые виды деятельности,  понимает половую принадлежность,  

  1. Не знает,  не реагирует, не понимает половой принадлежности,
  2. Реагирует на имя, называет 2-3 части тела, показывает отдельные  движения-действия,  которые выполняет, понимает слова «тетя», «дядя»,
  3. Воспроизводит имя вслед за взрослым, показывает 4-6 частей тела, называет 1-2 собственных занятий, различает пол взрослых людей, понимает слова «женщина», «мужчина», различает пол детей, понимает слова «мальчик», «девочка»,
  4. Самостоятельно называет имя, реагирует на  фамилию, отвечая на вопрос,  как его зовут, показывает 7-9 частей тела, называет 3-4 собственных занятий, знает и называет свою половую принадлежность,
  5. Самостоятельно называет имя и иногда фамилию, отвечая на вопрос,  как его зовут, показывает 10-13 частей тела, называет 5-6  собственных занятий, самостоятельно может рассказать о своей деятельности; знает свою половую принадлежность, называет ее, определяет половую принадлежность детей и взрослых, различия между ними  называет  с помощью взрослого.
  6. Самостоятельно называет имя и фамилию, отвечая на вопрос,  как его зовут, показывает 14-16 частей тела, самостоятельно может рассказать о своей деятельности; знает свою половую принадлежность, называет ее, соотносит понятия «мужчина- мальчик», «девочка-женщина», называет различия между ними.
  1. ИНИЦИАТИВА И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ в игре, общении, трудовой деятельности
  1. Пассивен, безинициативен, проявляет безразличие,
  2. Иногда проявляет инициативу и самостоятельность после мотивационных бесед, но при непосредственном участии взрослых,
  3. Часто  проявляет инициативу и самостоятельность после мотивационных бесед, проводимых взрослыми, при наличии их психологической поддержки (рядом + поддержка),
  4. Проявляет инициативу и самостоятельность после мотивационных бесед, проводимыми взрослыми, но только в их присутствии (быть рядом),
  5. Охотно  проявляет инициативу и самостоятельность во всех видах деятельности после «незаметных подсказок», полученных от взрослых,
  6. Сам легко и уверенно проявляет инициативу и самостоятельность в выборе игр, партнеров для игры или другого вида деятельности, не нуждаясь в поддержке со стороны взрослых.
  1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.
  1. Умение договариваться
  1. Сопротивляется налаживанию контакта
  2. Пассивен, проявляет безразличие в отношении предпринимаемых попытках наладить контакт,
  3. Проявляет недоверие при попытках взрослого наладить контакт, вступить во взаимодействие,
  4. Положительно реагирует на попытки взаимодействовать
  5. Откликается на предложение взаимодействовать
  6. Контакты с другими людьми налаживает всегда и в любых условиях

3.2  В игровой деятельности

  1. играет в одиночку, не замечая других
  2. играет в одиночку, но иногда наблюдает за другими детьми, играющими рядом,
  3.  играет в одиночку, но иногда обращается к сверстнику, играющему рядом,
  4.  Преимущественно играет в одиночку, но иногда включается на непродолжительное время в игру сверстников,
  5. Проявляет стремление к игре, может взаимодействовать в паре,
  6. Проявляет стремление к игре, может взаимодействовать в группе 3 и более человек

3.3.Учет  интересов и чувств других, умение сопереживать неудачам,    умение радоваться успехам других

  1. отказывается, не проявляет,
  2. проявляет …. при наличии прямых побуждений со стороны взрослых (проходит, как тренировочное упражнение)
  3. иногда проявляет ….. по указанию взрослого  (ребенок это делает при непосредственном участии взрослого),
  4. иногда  и с удовольствием проявляет …. по указанию взрослого (ребенок это делает самостоятельно, но в присутствии взрослого, взрослый где-то тут, рядом),
  5. иногда   и с удовольствием проявляет … в детской среде, без стимуляции со стороны взрослых
  6. часто,  достаточно  легко и охотно проявляет ….,  легко выявляет интересы и желания партнеров, с желанием выражает сочувствие и радость без стимуляции со стороны взрослых
  1. ВОЛЕВЫЕ УСИЛИЯ в разных видах деятельности: преодоление сиюминутных побуждений и умение доводить до конца начатое дело
  1. не может, отказывается,
  2. очень редко выполняет при наличии помощи, поощрений,
  3. выполняет при наличии помощи,  
  4. выполняет без помощи, но при подбадривании,
  5. иногда самостоятельно, без помощи и подбадривания,
  6. часто легко спокойно уверенно (по привычке), без помощи и подбадривания
  1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Ребенок интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений,

пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей

  1. Отсутствует интерес,
  2. Проявляет кратковременный интерес к отдельным предметам, явлениям, отличающимся яркостью, необычностью, новизной,
  3. Проявляет неглубокий интерес к отдельным предметам, явлениям, после создания специальной педагогической ситуации,  
  4. Самостоятельно проявляет неглубокий интерес, перескакивая с одной темы на другую, не задерживая внимание на  конкретной теме,
  5. Часто проявляет интерес к конкретному предмету, явлению при непосредственном участии и поддержке взрослого,
  6. Часто проявляет интерес ко всему новому: задает вопросы, слушает ответы, готов самостоятельно находить ответы, наблюдать, сравнивать, экспериментировать.

Уч. год _____________________ 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Ф.и.о. воспитателей: _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи коррекционно-развивающей работы на учебный год:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тематический индивидуально-групповой план работы педагога-психолога  с ребенком

Задачи

Автор и                название программы

Кол-во занятий

Периодичность

Рекомендации педагога-психолога воспитателям

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог –психолог: ________________/ ___________________________

ОТЧЕТ и ВЫВОДЫ по итогам коррекционно-развивающей работы в ________ уч.году

 Дата заполнения: _____________________________________________________________

Сильные стороны развития ребенка

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слабые стороны развития ребенка

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Количественный отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Динамика коррекционного обучения

Значительная положительная динамика:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Незначительная положительная динамика:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Динамика отсутствует:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ результатов ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации воспитателям:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Педагог –психолог: ________________/ ___________________________

Источник

Карта наблюдений за особенностями

личностного развития ребенка

«Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка» предназначена для организации наблюдения за детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ее целью является наблюдение за личностными особенностями детей. Проводит эти наблюдения педагог по критериям, указанным в карте. Результаты наблюдений являются необходимыми для оценки особенностей личностного развития детей, сформированности внутренней позиции школьника, материалом для беседы с родителями ребенка. Протокол наблюдения заполняется на каждого ребенка. Данный протокол доступен для педагога и очень удобен, т. к. не требует больших затрат времени, а психолог в силу специфики своей работы не может провести столь глубокого наблюдения за каждым ребенком. Полученные результаты могут стать основанием для составления психологической характеристики ребенка и при необходимости помогут педагогу и психологу в планировании развивающей или коррекционной работы.

Читайте также:  В каком случае развитие ребенка оценивается как гармоничное среднее

Заполненный педагогом протокол отдается педагогу-психологу ОУ. Заполняться протокол наблюдения может как в период адаптации детей к школе, так и в процессе обучения в начальной школе, а также по ее окончании. Возможно повторное заполнение протокола («на входе» и «на выходе», в зависимости от целей исследования). В этом случае результаты разных этапов наблюдения можно обозначать пастой разного цвета.

Инструкция

Уважаемые педагоги! Просим вас провести наблюдение за ребенком (примерно в течение 1-2 недель) по следующим показателям: особенности самовыражения ребенка, особенности общения со сверстниками и взрослыми, сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности. Отметьте кружком или галочкой характерные проявления данного ребенка. Наиболее яркие особенности по каждому показателю можно выделить (подчеркнуть).

  1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения (возраст). Дата обследования

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Особенности самовыражения ребенка

1. Поведение

  • Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство

  • Пассивность, замкнутость, безразличие

  • Беспокойство, возбудимость

2.Эмоции

  • Положительно окрашенные

  • Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.)

  • Частая смена эмоций

  1. Особенности общения со взрослыми

  • Непосредственность, искренность, эмоциональная близость

  • Ощущение дистанции, понимание условной роли воспитателя, послушание

  • Неприятие роли воспитателя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность

  1. Особенности общения со сверстниками

1. Личностное общение:

  • Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба

  • Трудности в установлении контактов, конфликтность, агрессивность

  • Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов

2. Деловое общение:

  • Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

  • Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

V. Сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности

1.Мотивация

Особенности мотивов:

  • Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство)

  • Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой)

  • Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)

  • Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью)

  • Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности)

Виды мотивов:

  • Мотивы достижения успеха

  • Мотивы избегания неудач

  • Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы)

2. Произвольность

Особенности восприятия образца и правила:

  1. Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно; умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием

  2. Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца

Особенности решения учебной задачи:

  • Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу

  • Принимает, но не удерживает учебную задачу

  • Не принимает учебную задачу.

  • Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения

Степень самостоятельности:

  • Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития)

  • Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития)

  • Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания

Саморегуляция

  • Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого

  • Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого

3. Отношение к помощи со стороны взрослого

  • Принимает помощь взрослого

  • Не принимает помощь взрослого

VI.Выводы__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VII.Рекомендации:

Педагогу_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Родителям______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VIII. Помощь специалистов (психолога, логопеда, психоневролога), в которой нуждается ребенок ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IX. ФИО экспериментатора, подпись______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

Задача данной карты-схемы — помочь наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ученика, чтобы в конечном итоге выявить у каждого ребенка те положительные моменты, с опорой на которые должен строиться воспитательный процесс.
Карта-схема включает три раздела:
I. Общие сведения о ребенке (анкетные данные, сведения о состоянии здоровья, успеваемости, внешкольных занятиях).
II. Проявления личностных качеств в поведении ребенка (направленность интересов, отношение к делу, к другим людям, отношение окружающих).

III. Особенности психических процессов и эмоций. Заполнение данной карты-схемы в основном строится по типу «нужное подчеркнуть», т. е. в каждом из пунктов, содержащих шкалу возможных проявлений того или иного качества, учителю необходимо подчеркнуть присущую, по его мнению, данному ребенку степень выраженности этого качества.

Раздел I. Общие сведения о ребенке

1. Анкетные данные

1) Фамилия, имя_
2) Дата рождения_
3) Школа, класс
4) Специализация школы_
2. Сведения о состоянии здоровья
1) Часто ли болеет (часто, средне, редко)
2) Хронические заболевания (какие)
3) Особенности функционирования нервной системы:
— быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки, неутомим;
— быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений; стабилен в проявлении настроения;
— преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены; пробладает торможение.
3. Успеваемость
(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная) ___________________________
4. Внешкольные занятия (систематические)
1) занятия общественно полезным трудом (каким)___
2) занятия художественной самодеятельностью (какой)_________________________________
3) занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах и др. (каких) ______________________________
4) занятия спортом (каким) ___________
5) занятия организационной работой (какой)

Раздел II. Проявление личностных качеств в поведении ребенка

Направленность интересов

1. Общественная активность:
1) Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.
2) Принимает активное участие в общественных целях, но старается не тратить на это своего свободного времени.
3) Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.
4) Редко принимает участие в общественных делах.
5) Отказывается участвовать в общественных делах.
2. Трудолюбие:
1) Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.
2) Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.
3) Редко охотно берется за работу.
4) Чаще всего старается уклониться от любой работы.
5) Всегда уклоняется от выполнения любого дела.
3. Ответственность:
1) Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.
2) В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.
3) Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.
4) Очень редко выполняет порученное ему дело.
5) Никогда не выполняет до конца порученное ему дело.
4. Инициативность:
1) Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.
2) Довольно часто выступает зачинателем нового дела.
3) Редко сам начинает новое дело.
4) Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.
5. Организованность:
1) Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану.
2) В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.
3) Умеет правильно распределять и в срок выполнять свою работу только в том случае, если за каждый ее этап надо отчитываться.
4) Чаще не умеет правильно распределять свою работу
во времени.
5) Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.
6. Любознательность:
1) Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.
2) В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры.
3) Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.
4) Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний.
5) Равнодушен ко всякого рода новым знаниям.
7. Аккуратность:
1) Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут — и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.
2) Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т. п.) скорее по обязанности.
3) Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.
4) Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.
5) Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае не задумываясь портит общественное имущество.

Читайте также:  Один месяц ребенку развитие и режим дня таблица

Отношение к людям

8. Коллективизм:
1) Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку.
2) Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.
3) Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.
4) Как правило, равнодушен к заботам других, по своей у инициативе им не помогает.
5) Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не лезь не в свое дело».
9. Честность, правдивость:
1) Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда, когда ему это невыгодно.
2) Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.
3) Часто говорит неправду ради собственной выгоды.
4) Почти всегда говорит неправду.
5) Склонен всегда говорить неправду.
10. Справедливость:
1) Активно борется с тем, что считает несправедливым.
2) Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.
3) Редко выступает против того, что считает несправедливым.
4) Не добивается справедливости.
5) Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.
11. Бескорыстие:
1) В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгоды.
2) Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей.
3) Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгоды.
4) В поступках, как правило, руководствуется соображениями собственной выгоды.
5) В поступках, как правило, всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.
12. Общительность:
1) Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.
2) Как правило, с удовольствием общается с другими людьми.
3) Стремится общаться с ограниченным кругом людей.
4) Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.
5) Замкнут, необщителен.
13. Чувство товарищества:
1) Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.
2) Как правило, помогает товарищам.
3) Помогает товарищам, когда его просят.
4) Очень редко помогает товарищам; если его просят, может отказать в помощи.
5) Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.
14. Отзывчивость:
1) Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.
2) Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами.
3) Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделять чувства других людей.
4) Почти не умеет сочувствовать другим.
5) Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживаться» у него.
15. Вежливость, тактичность:
1) Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.
2) Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.
3) Часто бывает невежлив и нетактичен.
4) Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.
5) Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.
Отношение к себе
16. Скромность:
1) Никогда не выставляет напоказ своих заслуг.
2) Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах.
3) Сам рассказывает товарищам о всех своих действительных достижениях, достоинствах.
4) Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимал очень малое участие, к чему имеет мало отношения.
5) Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.
17. Уверенность в себе:
1) Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.
2) Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости.
3) Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.
4) Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.
5) Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.
18. Самокритичность:
1) Всегда с вниманием выслушивает справедливую критику и настойчив в исправлении своих недостатков.
2) В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.
3) Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.
4) К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, но старается исправлять недостатки.
5) Отвергает любую критику. Отказывается признать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.
19. Умение рассчитывать свои силы:
1) Всегда трезво оценивает свои собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу», — не слишком легкие и не слишком трудные.
2) Как правило, верно соизмеряет свои силы и трудности задания.
3) Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соразмеряет свои силы и трудности порученного дела.
4) В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела.
5) Почти никогда не умеет правильно соизмерять свои силы и трудности задания, дела.
20. Стремление к успеху, первенству:
1) Всегда и во всем стремится быть первым (в ученье, спорте и т. д.), настойчиво этого добивается.
2) Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.
3) Стремится в чем-то одном, особо его интересующем, добиться признания, успеха.
4) Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».
5) Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.
21. Самоконтроль:
1) Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.
2) Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.
3) Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».
4) Почти всегда поступает необдуманно; недостаточно тщательно контролирует себя.
5) Постоянно поступает необдуманно, в расчете «на везение».
Волевые качества личности
22. Смелость:
1) Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
2) В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
3) Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.
4) В большинстве случаев отступает перед силой.
5) Всегда отступает перед силой, трусит.
23. Решительность:
1) Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.
2) В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.
3) Иногда колеблется перед ответственным решением.
4) Редко принимает какое-либо ответственное решение.
5) Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.
24. Настойчивость:
1) Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.
2) Как правило, стремится выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.
3) Доводит до конца задуманное лишь в том случае, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.
4) Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.
5) Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.
25. Самообладание:
1) Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.
2) Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.
3) Порой не умеет справиться со своими эмоциями.
4) Часто не может подавить нежелательные эмоции.
5) Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и пр.

Читайте также:  Невролог прописала ребенку для развития речи

Положение ребенка в детском коллективе

26. Авторитет в классе:
1) Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.
2) Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.
3) Пользуется авторитетом только среди одноклассников (у какой-то группировки, только среди мальчиков или среди девочек).
4) Пользуется авторитетом у отдельных учащихся.
5) В классе авторитетом не пользуется.
27. Симпатии:
1) Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.
2) В классе ребята относятся к нему с симпатией.
3) Пользуется симпатией только у части одноклассников.
4) Пользуется симпатией у отдельных ребят.
5) В классе его не любят.
28. Авторитет во внешкольных объединениях:
1) Является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортшкола, музшкола, клуб, дворовая компания).
2) Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спортшкола, музшкола, клуб, дворовая компания).
3) Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений (в спортшколе, клубе…).
4) Является членом какого-либо внешкольного объединения, но авторитетом там не пользуется (спортшкола, клуб…).
5) Не является членом никакого внешкольного объединения.

Раздел III. Особенности психических процессов и эмоций

1. Внимание:
1) Всегда легко и быстро сосредоточивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности в работах не делает.
2) Достаточно внимательно слушает объяснения учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.
3) Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.
4) Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.
5) Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечении. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.
2. Память:
1) При заучивании всегда предварительно разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминает легко.
2) При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался. Материал, требующий механического запоминания, дается с трудом.
3) Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно 1—2 раза просмотреть его. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.
4) При изучении долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагается точно.
5) Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.
3. Мышление:
1) Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первы