Карта нервно психического развития ребенка третьего года жизни
Возраст
Речь
понимаемая
Речь
активная
Сенсорное развитие
Игра и действия с предметами
Движения
Навыки
1г 6м
Обобщает предметы по существенным признакам.
Пользуется облегчёнными словами (би-би) произнесёнными правильно в момент сильной заинтересованности.
Ориентируется в 3 контрастных формах – шар, куб, кирпичик, призма.
Отражает в игре отдельные наблюдаемые действия.
Перешагивает препятствия приставными шагами.
Самостоятельно ест жидкую кашу.
1г 9м
Понимает несложные рассказы по картинкам, отвечает на вопросы взрослого.
Во время игры пользуется словами и 2-х словными предложениями.
Ориентируется в 3-х контрастных величинах, предметах с разницей в
3 см.
Производит несложные постройки, перекрытия в виде ворот, скамейки, домика.
Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см., приподнятой на
15-20 см. от пола.
Частично раздевается с помощью взрослого
(ботинки, колготки).
2г
Понимает рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребёнка
При обращении со взрослыми пользу-ется 3-х словными предложениями, прилагательными, местоимениями.
Подбираем по образцу и слову взрос-лого 3-4 контрастных цвета.
В игре производится ряд последовательных действий.
Перешагивает через препятствие чередующимися шагами
Частично одевает пальто, ботинки, шапку.
Познавательная сфера
Возраст
Задания с кубиками
Задания с соотнесением предметов
Задания с предметами быта
Оценка внимания
Оценка памяти
1г 3м
Строит башню из 2 кубиков, держит 2 кубика в одной руке
Снимает кольца с пирамидки, пытается нанизать кольца
Подносит ложку ко рту, сам пьёт из чашки, рисует каракули каран-дашом, проявляет интерес к книге.
1г 6м
Строит башню из
3-4 кубиков
Пытается нанизывать кольца пирамидки, собирает без учёта размера
Снимает варежки, носки. Листает книгу (2-3стр.) указывает на картинку. Ест сам густую пищу ложкой.
Выполняет 3-4 действия
2 года
Строит башню из 8 кубиков, строит после показа поезд без трубы
Собирает пирамидку без учёта размера колец. Вкладывает 1 объект в другой
Запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину. Кормит, баюкает куклу, возит машину; листает книгу. Сам надевает носки, туфли, штаны.
Выполняет 4-5 действий
2г 6м
Строит башню из 8 кубиков, строит после показа поезд с трубой
Вкладывает одну матрёшку в другую. Затрудняется, если видит больше 2 объектов перед собой
В игре действует последовательно – будит куклу, одевает, кормит, гуляет. Самостоятельно одевается. Не умеет завязывать шнурки, застёгивать пуговицы.
Называет фамилию, имя, частично отвечает на вопросы
3 года
Строит башню из 9 кубиков, копирует с модели поезд, после показа строит мост
Хорошо вкладывает, ориентируется на размер, понимает ошибки.
Собирает пирамидку с учётом размера колец
Одевается самостоятельно. Застёгивает пуговицы, завязывает шнурки, при помощи взрослого.
Находит 5-6
изображений
из 10
Выполняет 5-6 действий. Отвечает на вопросы хорошо. Повторяет фразу из 6-7 слов, 3 цифры
Индивидуальная карта нервно-психического развития.
Ф.И. ребёнка: ____________________ Возраст: 1 год 6 месяцев
Ф.И. ребёнка: _____________________ Возраст: 1 год 9 месяцев
Ф.И. ребёнка: _____________________ Возраст: 2 года
Источник
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.
Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться.
В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста. (см. схему 1)
Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.
Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.
Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей. (см.карту развития ребёнка)
Опираясь на материалы об особенностях психического развития детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной, учитываем следующее:
- Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни степень зрелости малыша контролируется ежемесячно (в условиях семьи), на втором – один раз в квартал, на третьем – один раз в полгода в условиях ДОУ.
- У маленького ребёнка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому и контроль над ними проводится одновременно, исходя из результатов, намечается комплексный план оздоровительно-воспитательной работы.
- Развитие ребёнка идёт неравномерно: в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период жизни малыша от 1 года до 2 лет можно условно разделить на 4 периода развития:
1г. 1мес. – 1г. 6мес.;
1г. 4мес. – 1г. 6мес.;
1г. 7мес. – 1г. 9мес.;
1г. 10мес. – 2г.
На третьем году жизни выделяются два периода в развитии ребёнка:
2г. 1мес. – 2г. 6мес.;
2г. 7мес. – 3г.
В каждом из них контролируется:
- Понимание речи.
- Активная речь.
- Сенсорное развитие.
- Игры и действия с предметами.
- Изобразительная деятельность.
- Конструктивная деятельность.
- Степень развития общих движений.
- Формирование навыков самостоятельности.
- Поведение.
Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.
Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.
В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы:
1) Беседа с матерью.
2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его
поведения).
3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).
(См. таблицу 2)
От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.
Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.
Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.
Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.
Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».
При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.
Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.
По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).
(См.таблицу 3)
В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока.
В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвёртой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верхнегармоничным развитием ( одна часть линий выше на 1, другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока).
Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой – обязательной консультации психоневролога.
В графе «Заключение» проставляется группа развития.
В графе «Назначения» указываются конкретные задания для ребёнка на следующий возрастной период и соответствие развития возрастной норме.
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.
I. Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.
Бодрое – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими.
Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.
Раздражительное, возбуждённое состояние – имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.
Подавленное настроение – ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.
Неустойчивое – быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.
II. Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.
Засыпание – быстрое, медленное (более 15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.
Характер сна – глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.
Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.
III. Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.
IV. Характер бодрствования: ребёнок активный, малоактивный, пассивный.
V. Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка:
Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.д.
Познавательные способности – проявляет интерес к занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво.
Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.
Имеются отрицательные привычки – сосёт палец, раскачивается, грызёт ногти и пр.
ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ
I. Факторы медико-биологического риска:
- наличие наследственных заболеваний в семье;
- пороки развития системы организма, врожденные
и раноприобретённые:
– снижение слуха;
– снижение зрения;
– нарушения в строении и развитии опорно-двигательного
аппарата (мышечной системы и скелета);
– аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-
мозговые грыжи и др.);
- органическое поражение ЦНС и периферической НС:
– ДЦП, церебральные и спинальные параличи;
– гидроцефалия;
– энцефалопатия перинатальная;
- психические заболевания (ранние проявления):
– РДА;
– эпилепсия;
- выраженная соматическая патология различной этиологии:
– пороки развития основных систем организма (порок сердца)
и хронические соматические заболевания;
– частая заболеваемость в связи со снижением иммунитета
(в том числе врождённый иммунодефицит);
II. Факторы биологического риска:
– недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой
тела менее 1500 г;
– дети, рождённые на сроке гистации меньше 33 недель;
– дети, перенёсшие асфиксию во время родов;
– дети, находившиеся в отделении интенсивной терапии.
III. Факторы социального риска:
- наркомания и алкоголизм родителей;
- малолетние родители (моложе 17 лет);
- дети беженцев;
- стресс, пережитый ребёнком;
- длительная разлука с матерью;
- социально-эмоциональная депривация вследствие резкого ограничения общения со взрослыми.
ВОЗРАСТНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ С ГОДА ДО ТРЁХ ЛЕТ.
Возраст | Факторы психического развития |
1г. 3 мес. |
|
1г. 6 мес. |
|
1г. 9 мес. |
|
2года |
|
2г. 6мес. |
|
3 года |
|
Источник
Показатели развития
Начало года
Конец года
Исследования поведения и эмоциональной сферы
Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм)
Адекватность эмоциональных реакций (осознанность, сдержанность)
Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная стабильность)
Исследование неречевых психических функций
Исследование слухового восприятия:
Дифференциация контрастного звучания двух игрушек
Исследование распознавания направления звука
«Угадай кто пришел» (звукоподражание)
Исследование зрительного восприятия:
Различение величины (большой – маленький)
Различение цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый )
Различение плоских геометрических форм (круг, квадрат, треугольник)
Собирание пирамидки из 4-х колец (зрительное соотнесение; методом проб; не принимает задания)
Коробка форм (зрительное соотнесение; зрительное соотнесение + примеривание, прикладывание; пробы и ошибки)
«Узнай и назови» (узнавание наложенных контуров 3-4 предметов)
Исследование восприятия пространственных представлений:
Ориентировка в пространстве (показывает или обозначает словом направление: вверху, внизу)
Исследование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления:
Складывание картинок из двух частей по образцу:
– горизонтальный разрез
– вертикальный разрез
-диагональный разрез
Складывание картинок из трёх частей по образцу:
– горизонтальный разрез
– вертикальный разрез
-диагональный разрез
Складывание фигур из трех палочек по образцу:
– крыша
-дерево
Сооружение постройки из трех кубиков по образцу:
– домик
– башенка
Работа с 3-х составной матрешкой (зрительное соотнесение; методом проб; не принимает задания):
– раскладывает
– собирает
Практическая задача на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления «Достань ключик»
Исследование зрительной памяти
Игра «Чего не стало?» (4 предмета)
Игра «Кто пришел?» (4-5 элементов)
Исследование слуховой памяти
Повтори фразу «Я очень люблю свою добрую маму!»
Повтори слова: дом, стол, нога, кот
«Запомни и найди такой же предмет»
Исследование внимания
«Найди такой же предмет»
Сравнение картинок
Лабиринт
Исследование состояния моторной сферы:
Состояние общей моторики (объём выполнения движений, темп. Активность, проявление моторной неловкости):
Пройти или пробежать меду двумя линиями, нарисованными на полу на расстояние 25 см
Переложить игрушку из одной руки в другую (перед собой, над головой)
Бросить одной рукой мяч в горизонтальную цель, на расстоянии 1 метр:
– правая рука
-левая рука
Мелкая моторика:
Аномалии строения рук и пальцев рук
Мышечный тонус рук
Положение кистей рук
Положение пальцев рук
Сформированность дифференцированных захватов и противопоставление пальцев рук:
– ладонный захват
– захват нижней третью пальцев рук
– захват двумя пальцами большим и указательным
– захват тремя пальцами большой, средний, указательный
Согласованность движений рук:
– ведущая рука (собирание мелких предметов в мисочку)
Кинестетическая основа движений:
Сложить в колечко по очереди большой палец руки со всеми пальцами по очереди, начиная с большого:
– правая рука
– левая рука
Кинетическая основа движений:
Согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого:
– правая рука
– левая рука
Навыки работы с карандашом:
Умение держать карандаш
Умение рисовать вертикальные линии
Умение рисовать горизонтальные линии
Умение рисовать кружки
Навыки работы с пластилином:
Умение лепить шарики
Умение лепить лепешки
Умение лепить палочки
Исследование мимической мускулатуры
Надуть щеки («толстячок»)
Показать, как ты ешь лимон («кисло»)
Показать, как ты ешь мороженное(«сладко»)
Исследование состояния артикуляционной моторики (по подражанию, отметить тонус, темп, переключение, точность выполнения, добавочные движения)
Широко улыбнуться
Вытянуть губки хоботком
Показать широкий язычок
Положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнею
Подвигать я зыком влево – вправо («часики»)
Пощелкать языком («лошадка»)
Широко открыть рот и зевнуть
Исследование состояния речи
Исследование импрессивной речи
Понимание существительных (показать на картинке по просьбе взрослого):
– предметы бытового обихода (стол, стул, окно)
– части тела
Понимание обобщающих слов:
– игрушки
– посуда
– одежда
– обувь
– животные
Понимание действий (показать по картинкам):
– где мальчик рисует
– идет
– сидит
– играет
Выполнение поручений по словесной инструкции:
– принеси машинку
– покатай машинку
– поставь машинку на стол
– положи машинку в коробку
Понимание грамматических форм
Понимание форм ед. ч. и мн.ч. существительных
– кот-коты
– мяч-мячи
– дом-дома
– кукла-куклы
– рыбка-рыбки
– чашка-чашки
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:
«на»
«в»
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:
– дом-домик
– стул-стульчик
– кукла-куколка
Различение форм ед.ч. и мн.ч. глаголов (показать по картинкам)
– собака стоит – собаки стоят
– самолет летит – самолеты летят
Понимание содержания текста «Курочка ряба»
Исследование экспрессивной речи
Характеристика экспрессивной речи:
– однословная
– фразовая
– связная
Активный словарь.
Существительные (назвать по 3-4 картинки по следующим лексическим темам):
– игрушки
– посуда
– одежда
Глаголы (назвать действия по картинкам):
– стоит
– сидит
-играет
– рисует
Прилагательные (назвать признаки по картинкам):
– красный
– синий
– зеленый
– желтый
– большой
– маленький
– сладкий
– кислый
Состояние грамматического строя речи
Употребление существительных в И.п. ед.ч. и мн.ч. (назвать по картинкам) :
– стол – столы
– петух – петухи
– дом – дома
– сумка – сумки
Употребление имен существительных в В.П. ед.ч. без предлога:
– вижу дом
– вижу рыбку
Согласование прилагательных с существительными ед.ч. мужского и женского рода:
– красный кубик
– синий бант
– красная чашка
– синяя кофта
Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами:
«на»
«в»
Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:
– дом-домик
– мяч-мячик
– чашка – чашечка
Употребление форм ед.ч. и мн.ч. глаголов (назвать по картинкам)
– кот мяукает – коты мяукают
– мальчик стоит – мальчики стоят
Употребление возвратных и невозвратных глаголов:
– Мальчик умывается. – Мама умывает мальчика.
– Девочка одевается. – Мама одевает девочку.
Исследование фонетической стороны речи
Имитационная сторона речи (с опорой на картинки):
Девочка укачивает куклу (А-а-а)
У девочки болят зубы (О-о-о)
Гудит поезд (У-у-у)
Пищит мышонок (И-и-и)
Плачет малыш (Уа)
Кричат в лесу (Ау)
Лает собака (Ав)
Кудахчет курица (Ко-ко-ко)
Кричат гуси (Га-га-га)
Мычит корова (Му-у-у)
Мяукает кошка (Мяу)
Кричит лошадка (И-го-го)
Кричит ослик (Иа-иа)
Дует ветер (В-в-в)
Девочка задувает свечку (Ф-ф-ф)
Мальчик стучит в барабан (Бум-бум)
Молоток забивает гвозди (Д-д-д)
Капает вода (Кап-кап)
Стук в дверь (Тук-тук)
Мальчик ноет (Н-н-н)
Греем ручки (Х-х-х)
Гудит кораблик (Ы-ы-ы)
Накачиваем велосипед (С-с-с)
Звенит комарик (З-з-з)
Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за взрослым с опорой на наглядность)
Односложные слова (дом, кот, дуб, бык)
Двусложные слова (вода, вата, Дима, Тома)
Трехсложные слова (бананы, вагоны, батоны, панама)
Односложные слова со стечением согласных (бант, стул, гном, бинт)
Двусложные слова со стечением согласных (тапки, миска, бантик, столик)
Состояния дыхания:
Тип дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное)
Объем дыхания (достаточный, недостаточный)
Продолжительность речевого выдоха
Сила голоса
Модуляция голоса
Особенности динамической стороны речи
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)
Ритм (нормальный, дисретмия)
Паузация (правильность расстановок пауз)
Употребление основных видов интонации
Состояние фонематического восприятия
Слуховая дифференциация звуков (показать на картинке, называемые взрослым предметы)
– кот-кит
– бочка-почка
– бочка-дочка
– миска-киска
Состояние фонематического анализа (показать картинку, услышав звук-символ)
Р- собачка
Л – самолет
Ш – ветер
Ж – жук
Ц – кузнечик
Ч – паровоз
Щ – кипит чайник
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник