Карта нервно психического развития ребенка 4 года

Показатели развития

Начало года

Конец года

Исследования поведения и эмоциональной сферы

Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм)

Адекватность эмоциональных реакций (осознанность, сдержанность)

Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная стабильность)

Исследование неречевых психических функций

Исследование слухового восприятия:

Дифференциация контрастного звучания двух игрушек

Исследование распознавания направления звука

«Угадай кто пришел» (звукоподражание)

Исследование зрительного восприятия:

Различение величины (большой – маленький)

Различение цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый )

Различение плоских геометрических форм (круг, квадрат, треугольник)

Собирание пирамидки из 4-х колец (зрительное соотнесение; методом проб; не принимает задания)

Коробка форм (зрительное соотнесение; зрительное соотнесение + примеривание, прикладывание; пробы и ошибки)

«Узнай и назови» (узнавание наложенных контуров 3-4 предметов)

Исследование восприятия пространственных представлений:

Ориентировка в пространстве (показывает или обозначает словом направление: вверху, внизу)

Исследование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления:

Складывание картинок из двух частей по образцу:

– горизонтальный разрез

– вертикальный разрез

-диагональный разрез

Складывание картинок из трёх частей по образцу:

– горизонтальный разрез

– вертикальный разрез

-диагональный разрез

Складывание фигур из трех палочек по образцу:

– крыша

-дерево

Сооружение постройки из трех кубиков по образцу:

– домик

– башенка

Работа с 3-х составной матрешкой (зрительное соотнесение; методом проб; не принимает задания):

– раскладывает

– собирает

Практическая задача на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления «Достань ключик»

Исследование зрительной памяти

Игра «Чего не стало?» (4 предмета)

Игра «Кто пришел?» (4-5 элементов)

Исследование слуховой памяти

Повтори фразу «Я очень люблю свою добрую маму!»

Повтори слова: дом, стол, нога, кот

«Запомни и найди такой же предмет»

Исследование внимания

«Найди такой же предмет»

Сравнение картинок

Лабиринт

Исследование состояния моторной сферы:

Состояние общей моторики (объём выполнения движений, темп. Активность, проявление моторной неловкости):

Пройти или пробежать меду двумя линиями, нарисованными на полу на расстояние 25 см

Переложить игрушку из одной руки в другую (перед собой, над головой)

Бросить одной рукой мяч в горизонтальную цель, на расстоянии 1 метр:

– правая рука

-левая рука

Мелкая моторика:

Аномалии строения рук и пальцев рук

Мышечный тонус рук

Положение кистей рук

Положение пальцев рук

Сформированность дифференцированных захватов и противопоставление пальцев рук:

– ладонный захват

– захват нижней третью пальцев рук

– захват двумя пальцами большим и указательным

– захват тремя пальцами большой, средний, указательный

Согласованность движений рук:

– ведущая рука (собирание мелких предметов в мисочку)

Кинестетическая основа движений:

Сложить в колечко по очереди большой палец руки со всеми пальцами по очереди, начиная с большого:

– правая рука

– левая рука

Кинетическая основа движений:

Согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого:

– правая рука

– левая рука

Навыки работы с карандашом:

Умение держать карандаш

Умение рисовать вертикальные линии

Умение рисовать горизонтальные линии

Умение рисовать кружки

Навыки работы с пластилином:

Умение лепить шарики

Умение лепить лепешки

Умение лепить палочки

Исследование мимической мускулатуры

Надуть щеки («толстячок»)

Показать, как ты ешь лимон («кисло»)

Показать, как ты ешь мороженное(«сладко»)

Исследование состояния артикуляционной моторики (по подражанию, отметить тонус, темп, переключение, точность выполнения, добавочные движения)

Широко улыбнуться

Вытянуть губки хоботком

Показать широкий язычок

Положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнею

Подвигать я зыком влево – вправо («часики»)

Пощелкать языком («лошадка»)

Широко открыть рот и зевнуть

Исследование состояния речи

Исследование импрессивной речи

Понимание существительных (показать на картинке по просьбе взрослого):

– предметы бытового обихода (стол, стул, окно)

– части тела

Понимание обобщающих слов:

– игрушки

– посуда

– одежда

– обувь

– животные

Понимание действий (показать по картинкам):

– где мальчик рисует

– идет

– сидит

– играет

Выполнение поручений по словесной инструкции:

– принеси машинку

– покатай машинку

– поставь машинку на стол

– положи машинку в коробку

Понимание грамматических форм

Понимание форм ед. ч. и мн.ч. существительных

– кот-коты

– мяч-мячи

– дом-дома

– кукла-куклы

– рыбка-рыбки

– чашка-чашки

Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:

«на»

«в»

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:

– дом-домик

– стул-стульчик

– кукла-куколка

Различение форм ед.ч. и мн.ч. глаголов (показать по картинкам)

– собака стоит – собаки стоят

– самолет летит – самолеты летят

Понимание содержания текста «Курочка ряба»

Исследование экспрессивной речи

Характеристика экспрессивной речи:

– однословная

– фразовая

– связная

Активный словарь.

Существительные (назвать по 3-4 картинки по следующим лексическим темам):

– игрушки

– посуда

– одежда

Глаголы (назвать действия по картинкам):

– стоит

– сидит

-играет

– рисует

Прилагательные (назвать признаки по картинкам):

– красный

– синий

– зеленый

– желтый

– большой

– маленький

– сладкий

– кислый

Состояние грамматического строя речи

Употребление существительных в И.п. ед.ч. и мн.ч. (назвать по картинкам) :

– стол – столы

– петух – петухи

– дом – дома

– сумка – сумки

Употребление имен существительных в В.П. ед.ч. без предлога:

– вижу дом

– вижу рыбку

Согласование прилагательных с существительными ед.ч. мужского и женского рода:

– красный кубик

– синий бант

– красная чашка

– синяя кофта

Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами:

«на»

«в»

Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:

– дом-домик

– мяч-мячик

– чашка – чашечка

Употребление форм ед.ч. и мн.ч. глаголов (назвать по картинкам)

– кот мяукает – коты мяукают

– мальчик стоит – мальчики стоят

Употребление возвратных и невозвратных глаголов:

– Мальчик умывается. – Мама умывает мальчика.

– Девочка одевается. – Мама одевает девочку.

Исследование фонетической стороны речи

Имитационная сторона речи (с опорой на картинки):

Девочка укачивает куклу (А-а-а)

У девочки болят зубы (О-о-о)

Гудит поезд (У-у-у)

Пищит мышонок (И-и-и)

Плачет малыш (Уа)

Кричат в лесу (Ау)

Лает собака (Ав)

Кудахчет курица (Ко-ко-ко)

Кричат гуси (Га-га-га)

Мычит корова (Му-у-у)

Мяукает кошка (Мяу)

Кричит лошадка (И-го-го)

Кричит ослик (Иа-иа)

Дует ветер (В-в-в)

Девочка задувает свечку (Ф-ф-ф)

Мальчик стучит в барабан (Бум-бум)

Молоток забивает гвозди (Д-д-д)

Капает вода (Кап-кап)

Читайте также:  Речевое развитие ребенка с дизартрией

Стук в дверь (Тук-тук)

Мальчик ноет (Н-н-н)

Греем ручки (Х-х-х)

Гудит кораблик (Ы-ы-ы)

Накачиваем велосипед (С-с-с)

Звенит комарик (З-з-з)

Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за взрослым с опорой на наглядность)

Односложные слова (дом, кот, дуб, бык)

Двусложные слова (вода, вата, Дима, Тома)

Трехсложные слова (бананы, вагоны, батоны, панама)

Односложные слова со стечением согласных (бант, стул, гном, бинт)

Двусложные слова со стечением согласных (тапки, миска, бантик, столик)

Состояния дыхания:

Тип дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное)

Объем дыхания (достаточный, недостаточный)

Продолжительность речевого выдоха

Сила голоса

Модуляция голоса

Особенности динамической стороны речи

Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)

Ритм (нормальный, дисретмия)

Паузация (правильность расстановок пауз)

Употребление основных видов интонации

Состояние фонематического восприятия

Слуховая дифференциация звуков (показать на картинке, называемые взрослым предметы)

– кот-кит

– бочка-почка

– бочка-дочка

– миска-киска

Состояние фонематического анализа (показать картинку, услышав звук-символ)

Р- собачка

Л – самолет

Ш – ветер

Ж – жук

Ц – кузнечик

Ч – паровоз

Щ – кипит чайник

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

Психические функции и социальное поведение

Показатели развития

Соответствуют норме

С отклонениями

4 года

1. Мышление и речь. Специальные задания

Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птицы и др.

Группирует предметы по несущественному признаку, например по цвету.

2. Моторика.

Специальные задания

Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперед. Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки.

Не умеет подпрыгивать на месте и продвигаясь вперед: отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно.

3. Внимание и память.

Специальные задания

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многократных повторений, но в целом успешно.

Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.

4. Социальные контакты. Наблюдение, опрос.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избегает других детей; любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

5. Психическое здоровье (опрос)

Без отклонений.

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера.

5 лет

1. Мышление и речь. Специальные задания

Умеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию.

Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляет действия героя вместо пересказа сюжета.

2. Моторика.

Специальные задания

Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда.

Не умеет прыгать на месте на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко.

3. Внимание и память.

Специальные задания

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многократных повторений, но в целом успешно.

Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.

4. Социальные контакты. Наблюдение, опрос.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избегает других детей; любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

5. Психическое здоровье (опрос)

Без отклонений.

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера.

6 лет

1. Мышление и речь. Специальные задания

Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Допустимы наводящие вопросы.

При рассказе не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится.

2. Моторика.

Специальные задания

Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см.  Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 с.

Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 с.

3. Внимание и память.

Специальные задания

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многократных повторений, но в целом успешно.

Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.

4. Социальные контакты. Наблюдение, опрос.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избегает других детей; любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

5. Психическое здоровье (опрос)

Без отклонений.

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера.

Источник

Возраст

Речь

понимаемая

Речь

активная

Сенсорное развитие

Игра и действия с предметами

Движения

Навыки

1г 6м

Обобщает предметы по существенным признакам.

Пользуется облегчёнными словами (би-би) произнесёнными правильно в момент сильной заинтересованности.

Ориентируется в 3 контрастных формах – шар, куб, кирпичик, призма.

Отражает в игре отдельные наблюдаемые действия.

Перешагивает препятствия приставными шагами.

Самостоятельно ест жидкую кашу.

1г 9м

Понимает несложные рассказы по картинкам, отвечает на вопросы взрослого.

Во время игры пользуется словами и 2-х словными предложениями.

Ориентируется в 3-х контрастных величинах, предметах с разницей в

3 см.

Производит несложные постройки, перекрытия в виде ворот, скамейки, домика.

Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см., приподнятой на

15-20 см. от пола.

Частично раздевается с помощью взрослого  

(ботинки, колготки).    

Понимает рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребёнка

При обращении со взрослыми пользу-ется 3-х словными предложениями, прилагательными, местоимениями.

Подбираем по образцу и слову взрос-лого 3-4 контрастных цвета.

В игре производится ряд последовательных действий.

Перешагивает через препятствие чередующимися шагами

Частично одевает пальто, ботинки, шапку.

Познавательная сфера

Возраст

Задания с кубиками

Задания с соотнесением предметов

Задания с предметами быта

Оценка внимания

Оценка памяти

1г 3м

Строит башню из 2 кубиков, держит 2 кубика в одной руке

Снимает кольца с пирамидки, пытается нанизать кольца

Подносит ложку ко рту, сам пьёт из чашки, рисует каракули каран-дашом, проявляет интерес к книге.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка с синдром

1г 6м

Строит башню из

3-4 кубиков

Пытается нанизывать кольца пирамидки, собирает без учёта размера

Снимает варежки, носки. Листает книгу (2-3стр.) указывает на картинку. Ест сам густую пищу ложкой.

Выполняет 3-4 действия

2 года

Строит башню из 8 кубиков, строит после показа поезд без трубы

Собирает пирамидку без учёта размера колец. Вкладывает 1 объект в другой

Запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину. Кормит, баюкает куклу, возит машину; листает книгу. Сам надевает носки, туфли, штаны.

Выполняет 4-5 действий

2г 6м

Строит башню из 8 кубиков, строит после показа поезд с трубой

Вкладывает одну матрёшку в другую. Затрудняется, если видит больше 2 объектов перед собой

В игре действует последовательно – будит куклу, одевает, кормит, гуляет. Самостоятельно одевается. Не умеет завязывать шнурки, застёгивать пуговицы.

Называет фамилию, имя, частично отвечает на вопросы

3 года

Строит башню из 9 кубиков, копирует с модели поезд, после показа строит мост

Хорошо вкладывает, ориентируется на размер, понимает ошибки.

Собирает пирамидку с учётом размера колец

Одевается самостоятельно. Застёгивает пуговицы, завязывает шнурки, при помощи взрослого.

Находит 5-6

изображений

 из 10

Выполняет 5-6 действий. Отвечает на вопросы хорошо. Повторяет фразу из 6-7 слов, 3 цифры

Индивидуальная карта нервно-психического развития.

Ф.И. ребёнка:    ____________________                         Возраст: 1 год 6 месяцев

Ф.И. ребёнка:    _____________________                                                    Возраст: 1 год 9 месяцев

Ф.И. ребёнка:  _____________________                                                         Возраст: 2 года

Источник

муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Диагностика нервно-психического развития детей 3-4  лет

Подготовил

педагог-психолог  МБДОУ

детский сад «Солнышко»

Щербинина Анастасия Викторовна  

с.Каратузское

2017 г.

Диагностика нервно-психического развития детей 3-4  лет

Линия развития ребенка  (возраст 4 года)

Понимание речи

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра и действия с предметами

Движения

Навыки

Конструктивная деятельность

Изобразительная деятельность

Социальное развитие

Понимает содержание рассказов, сказок. Понимает содержание картинок со скрытым смыслом

При рассматривании картинок отвечает на вопросы взрослого, пользуется многословными придаточными предложениями.  

Классифицирует 2 группы предметов, каждая из которых  состоит из 4 карточек (4 лишняя). Называет 6 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, голубой, розовый).  

Складывает разрезную картинку из 3-4 частей, играет в ролевые игры с 2-3 детьми, распределяя роли и выполняя их.

Умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед.

При одевании самостоятельно застегивает пуговицы, молнии, завязывает шнурки, ест из мелкой тарелки, пользуется вилкой.

Планирует свои постройки, использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами

Изображает предметы, состоящие из нескольких частей (дом, машина, поезд)

В деятельности начинает ставить цель, сопоставляя между собой отдельные мотивы действия

Методика определения нервно-психического развития ребенка (К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина)

  1. Понимание речи.
  • Ребенок понимает содержание сказок и рассказ о событиях, которые сам не видел, но с отдельными элементами знаком. (возраст 3 года)

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог читает сказку «Курочка Ряба».

Ожидаемый  результат: ребенок с интересом слушает педагога, отвечает на его вопросы о содержании сказки (если ребенок на вопросы не может ответить (не разговаривает), педагог задает наводящие вопросы и просит показать объект или ситуацию на картинках книги).  

  • Ребенок понимает содержание картинок со скрытым смыслом. (возраст 4 года)

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог показывает ребенку сюжетные картинки и просит рассказать, что произошло на этой картинке.

Ожидаемый  результат: ребенок с интересом рассматривает картинку, рассказывает, что произошло на картинке (описывает действие). (Если ребенок не может описать  словами действие на картинке, то делает это с помощью жестов, мимики, отдельных звуков. Педагог оказывает направляющую помощь).

  1. Активная речь
  • Ребенок начинает употреблять сложные предложения. Задает вопросы «Почему?», «Когда?» (3 года)

Методика обследования: естественная ситуация. Педагог беседует с ребенком на любую близкую ему тему, либо провоцирует ребенка с помощью картинки.

Ожидаемый результат: хотя бы раз в своей речи ребенок использует сложное предложение, либо отвечает на вопрос педагога. Ребенок задает вопросы «Почему?», «Когда?»

  • Ребенок при рассматривании картинок отвечает на вопросы педагога, использует многословные предложения. (4 года) 

Методика обследования: педагог предлагает ребенку рассмотреть сюжетные картинки и рассказать, что увидел на картинках.

Ожидаемый результат: ребенок рассказывает, что видит на картинках, используя многословные предложения.

  1. Сенсорное развитие
  • Ребенок в своей деятельности использует фигуры путем соединения.

Материал: напольная мозаика, изображение несложных предметов (цветок, облако, бабочка). (3 года)

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку мозаику, образец и предлагает выполнить соответствующие рисунки.

Ожидаемый результат: ребенок правильно составляет рисунок из мозаики по образцу.

  • Ребенок называет 4 основные цвета (3 года)

Материал: 8 однотонно окрашенных предметов  (по 2 одинакового цвета), разной формы.

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог показывает ребенку один предмет за другим  и спрашивает: «Какого цвета кубик?». Цвета чередуются. (если ребенок не может произнести название цвета, педагог просит: «Покажи красный кубик»)

Ожидаемый результат: ребенок правильно называет (показывает) хотя бы по одному разу 4 основных цвета.

  • Ребенок классифицирует 2 группы предметов.

Материал: 4 картинки с изображением фруктов, 4 картинки с изображением цветов, 2 плоскостные бумажные корзинки.

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку разложить фрукты и цветы в корзинки таким образом, чтобы в одной корзинке были только фрукты, а в другой только цветы.

Ожидаемый результат: ребенок классифицирует группы предметов, верно раскладывает фрукты и цветы в корзинки.

  • Ребенок называет 6 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, голубой, розовый). (4 года)

Материал: 12 однотонно окрашенных предметов  (по 2 одинакового цвета), разной формы.

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог показывает ребенку один предмет за другим  и спрашивает: «Какого цвета кубик?». Цвета чередуются. (если ребенок не может произнести название цвета, педагог просит: «Покажи красный кубик»)

Ожидаемый результат: ребенок правильно называет (показывает) хотя бы по одному разу 6 цветов.

  1. Игра и действия с предметами
  • У ребенка появляются элементы ролевой игры . (3 года)
Читайте также:  Ранние развитие как заниматься с ребенком

Материал: руль для шофера, элементы ряженья (фуражка для шофера).

Методика обследования: провоцирующая ситуация. В игровом уголке подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Педагог предлагает ребенку поиграть с этими атрибутами.

Ожидаемый результат: ребенок отображает какой-либо сюжет, выполняет роль, которую определяет словом, при этом использует предметы –заместители и воображаемые предметы.

2.Методика обследования: провоцирующая ситуация. Взрослый наблюдает за  игрой ребенка, спрашивает его: «Кто ты?»

Ожидаемый результат: ребенок на вопрос взрослого называет свою роль в соответствии с выполняемым действием.

  • Ребенок играет в ролевые игры с двумя-тремя детьми, распределяя роли и выполняя их.

Методика обследования: наблюдение за игрой ребенка в условиях группы, есть ли  у ребенка партнеры по игре, берет ли ребенок на себя роль и исполняет ее в соответствии с ситуацией.  

Ожидаемый результат: ребенок играет в ролевые игры с детьми, выполняет определенную роль  в соответствии с ситуацией.

  • Ребенок складывает разрезную картинку из 3-4 частей. (4 года)

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку собрать разрезную картинку из 3-4 частей.

Ожидаемый результат: ребенок собирает разрезную картинку из 3-4 частей самостоятельно.

  1. Движения
  • Ребенок перешагивает через палку  или веревку, горизонтально приподнятую над полом на высоту 30-35 см. (3 года)

Материал: палка длиной 70 см – 1 м или веревка.

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Н стене или ножке стула, стола сделать отметки необходимой высоты (10 см) для палки. Палку или веревку можно закреплять на этой высоте или держать в руке. Ребенку предлагают перешагнуть через палку.

Ожидаемый результат: ребенок перешагивает через палку без поддержки.

  • Ребенок умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед. (4 года)

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку,  прыгая по дорожке на двух ногах  (ограниченной двумя шнурами), допрыгать до кегли.

Ожидаемый результат: ребенок прыгает на двух ногах с продвижением вперед.

  1. Навыки
  • Ребенок самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого. (3 года)

Методика обследования: ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при застегивании пуговиц или завязывании шнурков.  

  • Ребенок пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания. (3 года)

Методика обследования: естественная ситуация (во время кормления).

Ожидаемый результат: если лицо или руки загрязнились, ребенок сам пользуется салфеткой.

  • Ребенок самостоятельно застегивает пуговицы, молнии, завязывает шнурки; (4 года)

Методика обследования: ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает завязать шнурки.

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при завязывании шнурков.  

  • Ребенок ест из мелкой посуды, пользуется вилкой. (4 года).

Методика обследования:  естественная ситуация (во время приема пищи).

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно ест из мелкой посуды, пользуется вилкой.

  1. Конструктивная деятельность
  • Ребенок делает сложные постройки («гараж», «дом с трубой и дверью», «диван»)

(3 года).

Материал: 4 кирпичика, 1 кубик, 1 призма, 1 цилиндр, сюжетная игрушка, машинка.

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку построить «дом с трубой», «гараж», «диван».

Ожидаемый результат: ребенок делает сложные сюжетные постройки (гараж, дом, диван), называет их и обыгрывает.

  • Ребенок планирует свои постройки, использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами (4 года)

Материал: сюжетные игрушки (кукла, собачка, слоник), машинка, различный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы, цилиндры).

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку построить всем игрушкам свои домики.

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно делает сложные сюжетные постройки, каждому строит свой домик, соответствующий  размерам игрушек. Обыгрывает свои постройки, сам строит гараж для машинки.  

  1. Изобразительная деятельность

Рисование.

  • Ребенок с помощью карандаша или красок изображает простые предметы и называет их.(3 года) 

Материал: лист бумаги, карандаш или краски (гуашь).

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку нарисовать «солнышко», «мячик», «снеговика».

Ожидаемый результат: ребенок изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом.  

  • Ребенок с помощью карандаша или красок изображает предметы, состоящие из нескольких частей (дом, машина, поезд) и называет их.(4 года) 

Материал: лист бумаги, карандаш или краски (гуашь).

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку нарисовать «домик», «машину», «поезд».

Ожидаемый результат: ребенок изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом.

Лепка.

  • Ребенок с помощью пластилина изображает простые предметы и называет их.(3 года).  

Материал: кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см.

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку кусок пластилина в виде цилиндра и предлагает вылепить «колобка», «морковку» или «грибок».

Ожидаемый результат: ребенок лепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно называет его, при этом изделие должно иметь сходство с названным предметом.

  • Ребенок с помощью пластилина изображает предметы, состоящие из нескольких частей,  и называет их.(4 года).  

Материал: кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см.

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку кусок пластилина в виде цилиндра и предлагает вылепить «птичку», «гусеницу» или «снеговика».

Ожидаемый результат: ребенок лепит из пластилина какой-либо предмет, состоящий из нескольких частей,   и обязательно называет его, при этом изделие должно иметь сходство с названным предметом.

  1. Социальное развитие  
  • Ребенок проявляет самостоятельность, независимость, часто употребляет «я сам». (3 года)

Методика обследования: естественная ситуация. Педагог поддерживает самостоятельность ребенка, его инициативность, дает положительные оценки его «творческой деятельности».

Ожидаемый результат: ребенок проявляет самостоятельность.

  • Ребенок в деятельности начинает ставить цель, сопоставляя между собой отдельные мотивы действия  (4 года).  

Методика обследования: естественная ситуация. Педагог наблюдает, какие цели ставит перед собой ребенок и какими способами добивается этой цели.

Ожидаемый результат: ребенок ставит перед собой цели.  

Литература:

  1. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Диагностика детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
  2.  Психоречевая диагностика детей 3-7 лет/ авт.-сост Е.П.Кольцова, О.А.Романович. – Волгоград: Учитель, 2012.

Источник