Карта наблюдения за эмоциональным развитием ребенка

Карта наблюдения за эмоциональным развитием ребенка thumbnail

Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка

«Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка» предназначена для организации наблюдения за детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ее целью является наблюдение за личностными особенностями детей. Проводит эти наблюдения педагог по критериям, указанным в карте. Результаты наблюдений являются необходимыми для оценки особенностей личностного развития детей, сформированности внутренней позиции школьника, материалом для беседы с родителями ребенка. Протокол наблюдения заполняется на каждого ребенка. Данный протокол доступен для педагога и очень удобен, т. к. не требует больших затрат времени, а психолог в силу специфики своей работы не может провести столь глубокого наблюдения за каждым ребенком. Полученные результаты могут стать основанием для составления психологической характеристики ребенка и при необходимости помогут педагогу и психологу в планировании развивающей или коррекционной работы.

Заполненный педагогом протокол отдается педагогу-психологу ОУ. Заполняться протокол наблюдения может как в период адаптации детей к школе, так и в процессе обучения в начальной школе, а также по ее окончании. Возможно повторное заполнение протокола («на входе» и «на выходе», в зависимости от целей исследования). В этом случае результаты разных этапов наблюдения можно обозначать пастой разного цвета.

Инструкция

 Уважаемые педагоги! Просим вас провести наблюдение за ребенком (примерно в течение 1-2 недель) по следующим показателям: особенности самовыражения ребенка, особенности общения со сверстниками и взрослыми, сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности. Отметьте кружком или галочкой характерные проявления данного ребенка. Наиболее яркие особенности по каждому показателю можно выделить (подчеркнуть).

  1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения (возраст). Дата обследования

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Особенности самовыражения ребенка

1. Поведение

  • Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство
  • Пассивность, замкнутость, безразличие
  • Беспокойство, возбудимость

2.Эмоции

  • Положительно окрашенные
  • Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.)
  • Частая смена эмоций
  1. Особенности общения со взрослыми
  • Непосредственность, искренность, эмоциональная близость
  • Ощущение дистанции, понимание условной роли воспитателя, послушание
  • Неприятие роли воспитателя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность
  1. Особенности общения со сверстниками

1. Личностное общение:

  • Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба
  • Трудности в установлении контактов, конфликтность, агрессивность
  • Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов

2. Деловое общение:

  • Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка
  • Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

V. Сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности

1.Мотивация

Особенности мотивов:

  • Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство)
  • Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой)
  • Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)
  • Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью)
  • Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности)

Виды мотивов:

  • Мотивы достижения успеха
  • Мотивы избегания неудач
  • Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы)

2. Произвольность

Особенности восприятия образца и правила:

  1. Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно; умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием
  2. Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца
Читайте также:  Роль педагога в развитии ребенка по монтессори

Особенности решения учебной задачи:

  • Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу
  • Принимает, но не удерживает учебную задачу
  • Не принимает учебную задачу.
  • Способен объяснить своими словами  цель работы и этапы ее достижения

Степень самостоятельности:

  • Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития)
  • Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития)
  • Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания

Саморегуляция

  • Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого
  • Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого

3. Отношение к помощи со стороны взрослого

  • Принимает помощь взрослого
  • Не принимает помощь взрослого  

        VI.Выводы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

VII.Рекомендации:

педагогу______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

родителям___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________

VIII. Помощь специалистов (психолога, логопеда, психоневролога), в которой нуждается ребенок __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

IX. ФИО экспериментатора, подпись

_____________________________________                                            __________________

Источник

Параметры4 балла3 балла2 балла1 баллДата      В первые 2 недели после поступленияЧерез месяц после поступления1Адекватность поведения, самоконтрольПоведение ребенка адекватно ситуацииВсегдаЧаще всегоРедкоПоведение неадекватно ситуации  2 Умеет следовать указаниям взрослогоВсегда следует указаниямЧаще всегоРедко следует, трудно управляемНе принимает во внимание указания взрослого  3 Может управлять своим поведениемДаЧаще всегоРедкоНе может управлять своим поведением  4 Реагирует на положительную оценку своей деятельности взрослымиДоволен, увеличивает продуктивную активностьДоволен, последующая активность непродуктивнаДовольствуется достигнутымНеадекватно реагирует (смущается, огорчается, не замечает)  5 Реагирует на отрицательную оценку своей деятельностиАдекватно, прислушивается, корректирует поведениеПрислушивается, пытается что-то исправитьНе замечаетНеадекватно реагирует (радуется; проявляет агрессию; замыкается в себе)  6  Особенности активности:Всегда активен, любознателенАктивность чередуется с периодами отдыхаАктивен, но быстро утомляется; или активен до назойливости.Слишком активен, повышенно возбудим;

Вял, пассивен

  7 Навыки самообслуживанияВ состоянии обслужить себя сам полностьюВ основном, обслуживает себяОбслуживает себя редкоПассивен, только принимает помощь  8Игровая деятельностьУмеет понимать правила игрыВсегда понимает одним из первыхПонимает правила игрыС трудом понимает правила игрыНе понимает правила игры  9 Умеет принимать правила игрыПринимает правила и может контролировать других детейПринимает правила, старается следовать, иногда нарушая ихЧасто нарушает правилаНе принимает правила игры  10 Может занять себя самЛегко находит себе занятия как в одиночку, так и в группеВключается в занятия других детейЗанимает себя, наблюдая за другими детьмиНе может себя занять, пассивен или мешает другим детям  11 Особенности коммуникаций со взрослыми:Социальные связи со взрослыми: легко идет на контакт со взрослымиИзбирательно, чаще идет на контактИзбирательно, но чаще не идет на контактТрудно идет на контакт  12 Стремится к совместной деятельности со взрослымиДа, всегдаЧасто стремитсяНедостаточно, редкоНет  13 Принимает помощь взрослого и руководствуется ею в своей деятельностиДа, всегдаЧасто принимаетНедостаточно принимает, редкоНе принимает помощь, не руководствуется  14 Обладает “Чувством дистанции”Да, всегдаЧаще всегоРедкоНет  15 Привязанность к кому-либо из взрослыхЕсть

Читайте также:  Общая характеристика развития познавательной деятельности ребенка

(к кому?)

“Липнет” ко всем.Боится взрослых, плачетНи к кому не привязан, равнодушен.  16Особенности коммуникаций с детьмиСоциальные связи с детьмиЛегко идет на контакт с детьмиИзбирательно, чаще идет на контактИзбирательно, но чаще не идет на контактТрудно идет на контакт  17 Умеет договариваться с детьми, ладит с нимиВсегдаЧастоРедкоНе умеет  18 Предпочитает играть в одиночкуРедкоИногдаЧастоВсегда  19 Охотно принимает участие в играх, предложенных другими детьмиОчень охотноСоглашается игратьРедко играет в игры, придуман

ные другими детьми

Никогда не играет в игры, придуманные другими детьми  20 Пытается быть лидером в детском коллективеВсегда, и у него получаетсяЧасто пытается, но не всегда удачноНе претендует на роль лидера ни в чемОтказывается быть лидером, главным.  21 Умеет переживать и сочувствовать (исключая конфликтные ситуации)Да, помогает другому, жалеет егоДа, изредкаНаблюдает за другим ребенкомСмеется над ребенком, ведет себя неадекватно  22 КонфликтностьНеконфликтенРедкоЧастоСознательно провоцирует конфликты  23 АгрессивностьМирно уживается с детьмиРедко и по делуЧастоПроявляет физическую агрессию по отношению к детям и взрослым  24Эмоциональные особенности Преобладающее настроениеБодрое, уравновешенное, в основном, хорошее; незлопамятен, трудно вывести из себя.В основном, ровное настроение.Раздражительное, возбужденное. Плохое и хорошее настроение задерживается надолго.Подавленное. Вялое. Неустойчивое, очень часто меняется по незначительным поводам.  25 Выраженность эмоцийВыражены хорошо все оттенки эмоций  Эмоции на лице не выражает, лицо – застывшая маска  26 Тревожность, боязнь нового Низкая тревожность. Активность и любознательность.Средняя мобилизующая тревожностьВысокая тревожность, беспокойствоПовышенная тревожность до нарушений деятельности или крайне низкая тревожность, снижен инстинкт самосохранения.  27 ПугливостьНетМожет испугаться, но быстро успокаиваетсяДостаточно сильно боится чего-то одногоМного страхов  28 Плаксивость НетРедкоЧастоПостоянно “Глаза на мокром месте”, плачет по незначительным поводам  29 Доброжелательность ДаЧастоРедкоНет  30 Жизнерадостен и оптимистиченДаЧастоРедкоНет  

Источник

Карта наблюдений за особенностями

личностного развития ребенка

«Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка» предназначена для организации наблюдения за детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ее целью является наблюдение за личностными особенностями детей. Проводит эти наблюдения педагог по критериям, указанным в карте. Результаты наблюдений являются необходимыми для оценки особенностей личностного развития детей, сформированности внутренней позиции школьника, материалом для беседы с родителями ребенка. Протокол наблюдения заполняется на каждого ребенка. Данный протокол доступен для педагога и очень удобен, т. к. не требует больших затрат времени, а психолог в силу специфики своей работы не может провести столь глубокого наблюдения за каждым ребенком. Полученные результаты могут стать основанием для составления психологической характеристики ребенка и при необходимости помогут педагогу и психологу в планировании развивающей или коррекционной работы.

Заполненный педагогом протокол отдается педагогу-психологу ОУ. Заполняться протокол наблюдения может как в период адаптации детей к школе, так и в процессе обучения в начальной школе, а также по ее окончании. Возможно повторное заполнение протокола («на входе» и «на выходе», в зависимости от целей исследования). В этом случае результаты разных этапов наблюдения можно обозначать пастой разного цвета.

Читайте также:  Метод проектов как средство развития личности ребенка

Инструкция

Уважаемые педагоги! Просим вас провести наблюдение за ребенком (примерно в течение 1-2 недель) по следующим показателям: особенности самовыражения ребенка, особенности общения со сверстниками и взрослыми, сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности. Отметьте кружком или галочкой характерные проявления данного ребенка. Наиболее яркие особенности по каждому показателю можно выделить (подчеркнуть).

  1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения (возраст). Дата обследования

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Особенности самовыражения ребенка

1. Поведение

  • Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство

  • Пассивность, замкнутость, безразличие

  • Беспокойство, возбудимость

2.Эмоции

  • Положительно окрашенные

  • Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.)

  • Частая смена эмоций

  1. Особенности общения со взрослыми

  • Непосредственность, искренность, эмоциональная близость

  • Ощущение дистанции, понимание условной роли воспитателя, послушание

  • Неприятие роли воспитателя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность

  1. Особенности общения со сверстниками

1. Личностное общение:

  • Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба

  • Трудности в установлении контактов, конфликтность, агрессивность

  • Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов

2. Деловое общение:

  • Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

  • Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

V. Сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности

1.Мотивация

Особенности мотивов:

  • Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство)

  • Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой)

  • Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)

  • Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью)

  • Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности)

Виды мотивов:

  • Мотивы достижения успеха

  • Мотивы избегания неудач

  • Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы)

2. Произвольность

Особенности восприятия образца и правила:

  1. Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно; умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием

  2. Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца

Особенности решения учебной задачи:

  • Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу

  • Принимает, но не удерживает учебную задачу

  • Не принимает учебную задачу.

  • Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения

Степень самостоятельности:

  • Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития)

  • Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития)

  • Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания

Саморегуляция

  • Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого

  • Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого

3. Отношение к помощи со стороны взрослого

  • Принимает помощь взрослого

  • Не принимает помощь взрослого

VI.Выводы__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VII.Рекомендации:

Педагогу_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Родителям______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VIII. Помощь специалистов (психолога, логопеда, психоневролога), в которой нуждается ребенок ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IX. ФИО экспериментатора, подпись______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник