Карта наблюдения за физическим развитием ребенка

Программой  дошкольного образования предусмотрено оценивание динамики образовательных достижений воспитанников,  основанное на методе наблюдения и включающее:

– в деятельности в режимных моментах.

 Карты  наблюдения детского развития в соответствии  с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, позволяющие   фиксировать  динамику и развитие ребенка в ходе:

 – коммуникации  со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддерживания контакта, принятия совместных решений, решения конфликтов, лидерства и др.);

 – познавательной деятельности (как идет развитие  детских способностей, познавательной активности);

 – проектной деятельности (динамика развития детской инициативности, ответственности,умения планировать и организовывать свою  деятельность);

 – физического развития.

 –  методика   «Графический диктант» Д.Б.Эльконина  для определения  сформированности  предпосылок  к учебной деятельности;

– беседа по определению «Внутренней  позиции школьника» (Н.И.Гуткина) для определения  мотивационной готовности к школе.

Показатели нервно-психического  развития, карты и группы здоровья разработаны  К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной, Н.М.Аксариной,  Л.Г.Голубевой.

Анализ продуктов  детской деятельности.

–    метод   «Социометрия», изучающий  взаимоотношения детей в коллективе сверстников.

Оценку  образовательных достижений  воспитанников проводим 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь): выявляется стартовый уровень развития и проектируется образовательный маршрут   ребенка на учебный год;

В конце года (май) – итоговое оценивание, которое позволяет определить на сколько успешно были выбраны образовательные методы, формы и  средства

организации воспитательно – образовательного процесса в группе.

В процессе оценивания используем уровни: низкий (Н), средний (С), высокий (В).

Высокий уровень (3 балла) – результаты соответствуют  норме  в полном объеме.

 Средний (2 балла) – допускаются незначительные   несоответствия норм усвоения  программных задач.

 соответствия программе. Оценка образовательных достижений служит  основанием для  построения образовательной  работы с детьми.

Уровни показателей (баллы): Высокий уровень (3 балла), средний (2 балла),  низкий (1 балл)

  1. Социально-коммуникативное развитие

Критерии развития 2-й год (младший дошкольный возраст – 2-3 года

I*

II

  1. Описывает себя, свою семью и культурную группу:

 – называет себя мальчиком или девочкой

– знает собственное имя, фамилию, имена родителей

– рассказывает о случаях, праздниках в своей семье

  1. Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:

 – делится игрушками, не проявляет грубость, легко вступает в контакт со взрослыми, сверстниками

– отвечает на проявленное внимание, играет рядом со сверстниками

 – проявляет желание играть вместе со взрослыми, сверстниками

  1. Выражает эмоции приемлемым способом:

 – проявляет готовность ждать появления матери

 – быстро успокаивается при поддержке (внимании) взрослого

 – выражает чувства словами

  1. Самообслуживание:

 – умеет при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь; правильно одеваться и обуваться

 – умеет при небольшой помощи взрослого в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду

 – умеет под контролем взрослого мыть руки, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой, горшком

 – умеет держать ложку в правой руке

  1. Трудовые поручения:

 – умеет при небольшой помощи взрослого поддерживать порядок в игровой комнате (после игр убирать игрушки на место)

– умеет выполнять простейшие трудовые действия/поручения ( совместно со взрослым перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы и пр.)

 – предлагает помощь взрослому при ухаживании за растениями и животными

  1. Воспитание целостного отношения к труду:

– проявляет желание трудиться

– проявляет интерес к людям разных профессий

  1. Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:

– имеет представление о светофоре и его сигналах

– знает проезжую часть дороги и тротуар для пешеходов

– в игре демонстрирует знание правил дорожного движения и поведения в транспорте

  1. Соблюдает элементарные правила поведения в помещении:

– знает правила поведения в общении друг с другом (не толкаться, играть, не мешая друг другу, и пр.)

– имеет представление о назначении помещений (раздевалка, спальня и пр.)

– знает правила безопасного обращения с дверью, некоторыми бытовыми приборами, инструментами – кистями, карандашами

  1. Соблюдает правила безопасного поведения на прогулке:

– знает правила обращения с оборудованием на площадке (горка, песочница и пр.), имеет представления о безопасном  обращении с растениями, насекомыми и пр.

– на прогулке встает в пару, определяет границы площадки

– способен непродолжительное время заниматься самостоятельной деятельностью, соблюдая правила безопасного поведения

Всего (среднее значение):

  1. Познавательное развитие
  1. Проявляет познавательный интерес:

– задает вопросы о мире, событиях, материалах

– проявляет любознательность

– возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем

  1. Проявляет интерес к действиям с предметами:

– распознает основные формы предметов (шар, куб)

– различает и называет предметы ближайшего окружения

– подбирает несколько необходимых предметов для игры

  1. Классифицирует по признакам:

– сравнивает предметы по цвету, форме, размеру, характеризуя их признаки

– подбирает предметы по цвету, форме, размеру

– различает предметы по цвету, форме, размеру

Всего (среднее значение)

  1. Речевое развитие
  1. Правильно реагирует на речевую информацию:

– понимает содержание коротких рассказов, сказок (без показа) по опыту

– выполняет указания, содержащие два, три и более шагов

– следует указаниям принять участие в том или ином деле  и выполняет его

  1. Активная речь:

– пользуется предложениями из трех и более слов

– отвечает на вопросы: где? Когда? Куда? Почему? И может задавать их сам

Читайте также:  Труд и всестороннее развитие личности ребенка

– излагает хорошо знакомую сказку, рассказ, стихотворение

  1. Говорит понятно для слушателей:

– разговорный словарь достигает 250 – 700 слов

– активно общается со знакомыми людьми

– использует в речи разные виды предложений

  1. Проявляет интерес к художественной литературе:

– легко охотно соглашается послушать чтение

– просит взрослого почитать или рассказать историю

– пересказывает небольшие эпизоды знакомых историй

  1. Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности:

– самостоятельно рассматривает книги, проговаривает знакомые тексты

– правильно держит книгу, листает от начала до конца

– любит участвовать  в изготовлении книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках

  1. Видит связь между устной и письменной речью:

– опознает символические обозначения, используемые в группе

– узнает написание своего имени

– имитирует письмо взрослых

Всего (среднее значение)

  1. Художественно-эстетическое развитие
  1. Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания музыки:

– просит включить и повторить песню, мелодию, называет ее

– внимательно, с интересом слушает, понимает смысл песенок

– подпевает отдельные слова и фразы

  1. Сам пытается музицировать:

– способен узнавать знакомую мелодию, песню

– распознает звучание различных музыкальных инструментов (погремушки, ложки, бубен, фортепиано), может назвать и показать, что звучало

– использует на занятиях и в играх предложенные музыкальные инструменты

  1. Двигается под музыку:

– начинает движения с началом музыки

– двигается в соответствии с характером музыки

– выполняет простейшие танцевальные движения (притопы, хлопки, «фонарики»)

  1. Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев:

– проявляет интерес к разным видам изодеятельности

– может сосредоточенно заниматься лепкой или рисованием 5 – 10 минут

– радуется своим работам, пробует повторять самостоятельно

  1. Воплощает идеи в реальность:

– называет, что нарисовал

– знает, как действовать карандашами, кистью, штампами, пластилином и т.д.

– умеет раскатывать комок глины прямыми  и круговыми движениями кистей рук в палочки, сплющивать комок в «лепешку»

  1. Проявляет воображение:

– выбирает разные цвета

– использует разные материалы, размер и цвет бумаги

– умеет отламывать от большого комка маленькие комочки (глина, пластилин, тесто)

Всего (среднее значение)

5. Физическое развитие

  1. Демонстрирует координированные движения:

– умеет ходить и бегать «стайкой» за воспитателем

– прыгает на двух ногах на месте и с продвижением вперед

– умеет бросать и ловить мяч на малом расстоянии

  1. Удерживает равновесие:

– стоит и ходит на цыпочках, не теряя равновесия

– проходит по низкому брусу шириной 15-20 см при поддержке взрослого

– умеет делать поворот вокруг себя в медленном темпе

  1. Использует координированные движения:

– поднимается вверх и спускается вниз по лестнице, держась за перила, ставя по одной ноге на каждую ступеньку

– рисует точки, линии цветными мелками, карандашами, пальчиковыми красками

– выполняет несложные постройки из кубиков, соединяет детали конструктора

  1. Соблюдает правила ежедневной гигиены, здорового образа жизни:

– самостоятельно ест ложкой, пьет из чашки

– с помощью взрослого моет руки с мылом перед едой, вытирает их полотенцем, пользуется салфеткой, носовым платком

– при помощи взрослого частично раздевается, надевает одежду и обувь, складывает одежду на место

  1. Знает некоторые части тела и их функции:

– называет части тела (голова, руки, ноги, живот, шея, спина)

– может показать эти части тела

  1. Знает предметы, связанные с гигиеной:

– знает свой шкафчик

– знает свою кровать

– знает свое полотенце и пр.

Всего (среднее значение)

Итого (среднее значение)

Уровни показателей (баллы): ): Высокий уровень (3 балла), средний (2 балла),  низкий (1 балл)

Критерии развития  

1-й год

(младшая группа)

2-й год

(средняя группа

3-й год (старшая группа)

4-й год (под

готови

тельная группа)

I*

II

I

II

I

II

I

II

  1. Социально-коммуникативное развитие
  1. Описывает себя, свою семью и культурную группу:

 – называет себя мальчиком или девочкой

– воплощает представления о себе и своей семье в рисунке, играх

– рассказывает о  своей семье, о культуре и традициях

  1. Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:

 – проявляет уважение к себе и другим

– легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками

 – знает и учит других действовать по очереди, соблюдать правила, делает активный выбор

  1. Выражает эмоции приемлемым способом:

 – опознает и называет различные эмоции

 – выражает чувства словами

 – объясняет причины своих эмоций

  1. Проявляет эмпатию к другим людям:

– демонстрирует понимание чувств других людей не вербально

– помогает другим в случае необходимости

-выражает понимание чувств вербально

  1. Самоконтроль и взаимодействие:

– навыки игры сформированы соответственно возрасту

– присоединяется к игре по приглашению или просьбе

– играя, предлагает свои идеи и принимает идеи других

  1. Понимает и уважает различия между людьми:

– играет с ребенком другой культурной принадлежности

– интересуется различиями между собой и другими

– использует подходящие слова, обсуждая различия

  1. Самообслуживание:

 – умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду

 – может приготовить свое рабочее место и убрать его после окончания работы

 – бережно относится к личным вещам и вещам сверстников

  1. Ручной труд:

 – проявляет интерес к работе с бумагой, ремонтирует книги

– делает объемные фигуры, складывая лист бумаги пополам, и т.д.

 – принимает участие в изготовлении поделок из природного  и бросового материала

Читайте также:  Высказывания педагогов о значении природы в развитии ребенка
  1. Воспитание ценностного отношения к труду:

– проявляет желание трудиться

– ответственно выполняет трудовые поручения

– помогает сверстникам и взрослым при затруднении

  1. Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:

– знает сигналы светофора, как правильно переходить дорогу

– знает знаки дорожного движения для пешеходов и правила безопасного поведения на улице

– знает правила безопасного поведения в транспорте

  1. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе:

– знает и соблюдает правила экологического поведения в природе

– знает и соблюдает правила общения с животными

– имеет представления об опасностях, встречающихся в природе (ядовитые растения, грибы и т.д.)

  1. Знает элементарные  правила безопасного поведения в детском саду, в быту:

– знает и выполняет правила поведения в помещении детского сада

– знает и выполняет правила поведения на прогулке  

– знает и выполняет правила обращения с бытовыми приборами, инструментами

Всего (среднее значение):

  1. Познавательное развитие
  1. Проявляет любознательность и желание решать проблемы:

– задает вопросы о мире, событиях, материалах

– проявляет любознательность

– возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем

  1. Планирует и ставит цель:

– планирует предстоящую деятельность, что собирается делать

–  подбирает несколько необходимых предметов для игры или работы

-выдвигает гипотезы и предложения

  1. Классифицирует по признакам:

– классифицирует объекты  по цвету, форме, размеру и т.д.

– подбирает группу объектов на основании функционального сходства

– находит предмет, не соответствующий группе, и объясняет почему

  1. Понимает количественные отношения:

– устанавливает взаимоотднозначное соответствие объектов, считает их

– сравнивает по величине: больше – меньше, много – мало

– складывает и вычитает в пределах 10, используя предметы

– использует измерительные инструменты для определения длины, веса и др.

  1. Понимает основные пространственные отношения:

– понимает слова, обозначающие положение или направления

– правильно пользуется словами, обозначающими пространственные отношения

– решает различные пространственные головоломки (пазлы)

  1. Обнаруживает наличие представлений о времени:

– знает слова, означающие время суток

– понимает слова: вчера, завтра, в прошлом месяце, после, сначала и т.д.

– знает последовательность дней недели, сезонов года, месяцев

Всего (среднее значение)

  1. Речевое развитие
  1. Правильно реагирует на речевую информацию:

–  выполняет указания, содержащие два, три и более шагов

– следует указаниям принять участие в том или ином деле  и действует

– задает уместные вопросы

  1. Говорит понятно для слушателей:

– использует  части речи согласно возрасту

– согласует слова в предложении

– говорит соответственно возрасту

  1. Излагает историю, тот или иной текст в последовательности:

– рассказывает собственную историю

– развивает предложения

  1. Сосредоточенно слушает чтение вслух:

– легко и охотно соглашается послушать чтение

-просит взрослого почитать или рассказать историю

– высказывает соображения о прочитанной истории, сопереживает героям книги

  1.  Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности:

– часто посещает литературный центр

– правильно держит книгу, листает от начала до конца

– любит изготовливать книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках

  1. Видит связь между устной и письменной речью:

– опознает символические обозначения, используемые в группе

– узнает написание своего имени

– диктует свои истории воспитателю

Всего (среднее значение)

  1. Художественно-эстетическое развитие
  1. Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания музыки:

– просит включить и повторить песню, мелодию,  

– узнает марш, вальс, колыбельную, песню

– слушает мелодию и песню

  1. Сам пытается музицировать:

– использует музыкальные инструменты в игре, другой деятельности

–   может назвать несколько музыкальных инструментов  

– поет песню, напевает мелодию

  1. Двигается под музыку:

– может использовать танец, выученный на музыкальном занятии

– придумывает движения, невеяные музыкой

– любит смотреть, как танцуют дети, взрослые

  1. Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев:

– высказывается по поводу нравящихся предметов, продуктов труда

– тщательно подбирает материалы для творчества, прорабатывает детали

– проявляет оригинальность в работах, предлагает множество решений

  1. Воплощает идеи в реальность:

– рассказывает о замыслах и создает продукты, отражающие мысли и чувства

– выражает свои идеи и чувства разными способами, экспериментирует с цветом, импровизирует

– рисует изображения, навеянные музыкой

  1. Проявляет воображение:

– придумывает другую концовку знакомой сказки, рассказа

– использует схемы для реализации результата

– использует материалы оригинальным способом

  1. Выражает свои идеи и чувства различными средствами:

– экспериментирует с цветом, песком, кубиками, словами и т.д.

– рисует картины после полученных впечатлений

– добавляет оригинальные предложения, развивая мысль или дело

Всего (среднее значение)

5. Физическое развитие

  1. Демонстрирует координированные движения:

– ловит мяч двумя руками

– бегает и перепрыгивает, не теряя равновесия

– прыгает через скакалку (одним из способов)

  1. Удерживает равновесие:

– стоит на одной ноге

– идет по узкой полосе

– проходит по низкому брусу

  1. Использует координированные движения:

– проявляет способность координации глаз/рука

– застегивает молнии и пуговицы, завязывает шнурки

– режет по линии

  1. Соблюдает правила ежедневной гигиены, здорового образа жизни:

– моет руки, когда нужно, по мере необходимости

– заботится о чистоте зубов, знает, что такое правильная пища

– регулярно упражняется в движениях и отдыхе

  1. Знает некоторые части тела и их функции:

– называет важнейшие части тела и их функции

Читайте также:  Сенситивные периоды развития ребенка википедия

– охраняет части тела и органы

– может описать характер физической боли или неудобства, их места

Всего (среднее значение)

Итого (среднее значение)

Педагогическая диагностика достижений воспитанников группы ____________________________ в ______/_______ учебном году

Источник

ирина верещагина
Карта наблюдения и оценки развития детей младшего возраста

Система оценивания образовательных достижений

Программой дошкольного образования предусмотрено оценивание динамики образовательных достижений воспитанников, основанное на методе наблюдения и включающее:

наблюдение за детьми в специальной организованной деятельности;

карты развития ребенка;

– различные шкалы индивидуального развития;

– анализ продуктов детской деятельности;

– в деятельности в режимных моментах.

Методами оценивания служат:

Карты наблюдения детского развития в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, позволяющие фиксировать динамику и развитие ребенка в ходе:

– коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддерживания контакта, принятия совместных решений, решения конфликтов, лидерства и др.);

– игровой деятельности;

– познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

– проектной деятельности (динамика развития детской инициативности, ответственности,умения планировать и организовывать свою деятельность);

– художественной деятельности

– физического развития.

Психологическая готовность к школе:

– методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина для определения сформированности предпосылок к учебной деятельности;

– беседа по определению «Внутренней позиции школьника» (Н. И. Гуткина) для определения мотивационной готовности к школе.

– Ранний возраст:

Показатели нервно-психического развития, карты и группы здоровья разработаны К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной, Н. М. Аксариной, Л. Г. Голубевой.

Анализ продуктов детской деятельности.

Методика Т. С. Комаровой

Шкала индивидуального развития:

– методика «Лесенка» (В. Щур – выявление уровня развития самооценки);

– метод «Социометрия», изучающий взаимоотношения детей в коллективе сверстников.

Оценкуобразовательных достижений воспитанников проводим 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь): выявляется стартовый уровень развития и проектируется образовательный маршрут ребенка на учебный год;

В конце года (май) – итоговое оценивание, которое позволяет определить на сколько успешно были выбраны образовательные методы, формы и средства

организации воспитательно – образовательного процесса в группе.

В процессе оценивания используем уровни: низкий (Н, средний (С, высокий (В).

Высокий уровень (3 балла) – результаты соответствуют норме в полном объеме.

Средний (2 балла) – допускаются незначительные несоответствия норм усвоения программных задач.

Низкий (1 балл) – имеются значительные ошибки в нормах

соответствия программе. Оценка образовательных достижений служит основанием для построения образовательной работы с детьми.

Карта наблюдения и оценки развития детей от 2 до 3 лет

Ребенок ___ группа ___ пол ___

Воспитатель ___

Уровни показателей (баллы): Высокий уровень (3 балла, средний (2 балла, низкий (1 балл)

1. Социально-коммуникативное развитие

Критерии развития 2-й год (младший дошкольный возраст – 2-3 года I* II

1. Описывает себя,свою семью и культурную группу:

– называет себя мальчиком или девочкой

– знает собственное имя, фамилию, имена родителей

– рассказывает о случаях, праздниках в своей семье

2.Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:

– делится игрушками, не проявляет грубость, легко вступает в контакт со взрослыми, сверстниками

– отвечает на проявленное внимание, играет рядом со сверстниками

– проявляет желание играть вместе со взрослыми, сверстниками

3.Выражает эмоции приемлемым способом:

– проявляет готовность ждать появления матери

– быстро успокаивается при поддержке (внимании) взрослого

– выражает чувства словами

4.Самообслуживание:

– умеет при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь; правильно одеваться и обуваться

– умеет при небольшой помощи взрослого в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду

– умеет под контролем взрослого мыть руки, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой, горшком

– умеет держать ложку в правой руке

5.Трудовые поручения:

– умеет при небольшой помощи взрослого поддерживать порядок в игровой комнате (после игр убирать игрушки на место)

– умеет выполнять простейшие трудовые действия/поручения (совместно со взрослым перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы и пр.)

– предлагает помощь взрослому при ухаживании за растениями и животными

6.Воспитание целостного отношения к труду:

– проявляет желание трудиться

– проявляет интерес к людям разных профессий

7.Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:

– имеет представление о светофоре и его сигналах

– знает проезжую часть дороги и тротуар для пешеходов

– в игре демонстрирует знание правил дорожного движения и поведения в транспорте

8.Соблюдает элементарные правила поведения в помещении:

– знает правила поведения в общении друг с другом (не толкаться, играть, не мешая друг другу, и пр.)

– имеет представление о назначении помещений (раздевалка, спальня и пр.)

– знает правила безопасного обращения с дверью, некоторыми бытовыми приборами, инструментами – кистями, карандашами

9.Соблюдает правила безопасного поведения на прогулке:

– знает правила обращения с оборудованием на площадке (горка, песочница и пр., имеет представления о безопасном обращении с растениями, насекомыми и пр.

– на прогулке встает в пару, определяет границы площадки

– способен непродолжительное время заниматься самостоятельной деятельностью, соблюдая правила безопасного поведения

Всего (среднее значение):

2. Познавательное разви?