Карта наблюдение за эмоционально социальным развитием ребенка
Вял, пассивен
(к кому?)
ные другими детьми
Источник
Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка
«Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка» предназначена для организации наблюдения за детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ее целью является наблюдение за личностными особенностями детей. Проводит эти наблюдения педагог по критериям, указанным в карте. Результаты наблюдений являются необходимыми для оценки особенностей личностного развития детей, сформированности внутренней позиции школьника, материалом для беседы с родителями ребенка. Протокол наблюдения заполняется на каждого ребенка. Данный протокол доступен для педагога и очень удобен, т. к. не требует больших затрат времени, а психолог в силу специфики своей работы не может провести столь глубокого наблюдения за каждым ребенком. Полученные результаты могут стать основанием для составления психологической характеристики ребенка и при необходимости помогут педагогу и психологу в планировании развивающей или коррекционной работы.
Заполненный педагогом протокол отдается педагогу-психологу ОУ. Заполняться протокол наблюдения может как в период адаптации детей к школе, так и в процессе обучения в начальной школе, а также по ее окончании. Возможно повторное заполнение протокола («на входе» и «на выходе», в зависимости от целей исследования). В этом случае результаты разных этапов наблюдения можно обозначать пастой разного цвета.
Инструкция
Уважаемые педагоги! Просим вас провести наблюдение за ребенком (примерно в течение 1-2 недель) по следующим показателям: особенности самовыражения ребенка, особенности общения со сверстниками и взрослыми, сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности. Отметьте кружком или галочкой характерные проявления данного ребенка. Наиболее яркие особенности по каждому показателю можно выделить (подчеркнуть).
- Фамилия, имя ребенка, дата рождения (возраст). Дата обследования
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Особенности самовыражения ребенка
1. Поведение
- Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство
- Пассивность, замкнутость, безразличие
- Беспокойство, возбудимость
2.Эмоции
- Положительно окрашенные
- Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.)
- Частая смена эмоций
- Особенности общения со взрослыми
- Непосредственность, искренность, эмоциональная близость
- Ощущение дистанции, понимание условной роли воспитателя, послушание
- Неприятие роли воспитателя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность
- Особенности общения со сверстниками
1. Личностное общение:
- Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба
- Трудности в установлении контактов, конфликтность, агрессивность
- Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов
2. Деловое общение:
- Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка
- Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка
V. Сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности
1.Мотивация
Особенности мотивов:
- Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство)
- Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой)
- Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)
- Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью)
- Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности)
Виды мотивов:
- Мотивы достижения успеха
- Мотивы избегания неудач
- Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы)
2. Произвольность
Особенности восприятия образца и правила:
- Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно; умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием
- Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца
Особенности решения учебной задачи:
- Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу
- Принимает, но не удерживает учебную задачу
- Не принимает учебную задачу.
- Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения
Степень самостоятельности:
- Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития)
- Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития)
- Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания
Саморегуляция
- Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого
- Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого
3. Отношение к помощи со стороны взрослого
- Принимает помощь взрослого
- Не принимает помощь взрослого
VI.Выводы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
VII.Рекомендации:
педагогу______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
родителям___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
VIII. Помощь специалистов (психолога, логопеда, психоневролога), в которой нуждается ребенок __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
IX. ФИО экспериментатора, подпись
_____________________________________ __________________
Источник
Программой дошкольного образования предусмотрено оценивание динамики образовательных достижений воспитанников, основанное на методе наблюдения и включающее:
– в деятельности в режимных моментах.
Карты наблюдения детского развития в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, позволяющие фиксировать динамику и развитие ребенка в ходе:
– коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддерживания контакта, принятия совместных решений, решения конфликтов, лидерства и др.);
– познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
– проектной деятельности (динамика развития детской инициативности, ответственности,умения планировать и организовывать свою деятельность);
– физического развития.
– методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина для определения сформированности предпосылок к учебной деятельности;
– беседа по определению «Внутренней позиции школьника» (Н.И.Гуткина) для определения мотивационной готовности к школе.
Показатели нервно-психического развития, карты и группы здоровья разработаны К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной, Н.М.Аксариной, Л.Г.Голубевой.
Анализ продуктов детской деятельности.
– метод «Социометрия», изучающий взаимоотношения детей в коллективе сверстников.
Оценку образовательных достижений воспитанников проводим 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь): выявляется стартовый уровень развития и проектируется образовательный маршрут ребенка на учебный год;
В конце года (май) – итоговое оценивание, которое позволяет определить на сколько успешно были выбраны образовательные методы, формы и средства
организации воспитательно – образовательного процесса в группе.
В процессе оценивания используем уровни: низкий (Н), средний (С), высокий (В).
Высокий уровень (3 балла) – результаты соответствуют норме в полном объеме.
Средний (2 балла) – допускаются незначительные несоответствия норм усвоения программных задач.
соответствия программе. Оценка образовательных достижений служит основанием для построения образовательной работы с детьми.
Уровни показателей (баллы): Высокий уровень (3 балла), средний (2 балла), низкий (1 балл)
- Социально-коммуникативное развитие
Критерии развития 2-й год (младший дошкольный возраст – 2-3 года
I*
II
- Описывает себя, свою семью и культурную группу:
– называет себя мальчиком или девочкой
– знает собственное имя, фамилию, имена родителей
– рассказывает о случаях, праздниках в своей семье
- Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:
– делится игрушками, не проявляет грубость, легко вступает в контакт со взрослыми, сверстниками
– отвечает на проявленное внимание, играет рядом со сверстниками
– проявляет желание играть вместе со взрослыми, сверстниками
- Выражает эмоции приемлемым способом:
– проявляет готовность ждать появления матери
– быстро успокаивается при поддержке (внимании) взрослого
– выражает чувства словами
- Самообслуживание:
– умеет при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь; правильно одеваться и обуваться
– умеет при небольшой помощи взрослого в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду
– умеет под контролем взрослого мыть руки, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой, горшком
– умеет держать ложку в правой руке
- Трудовые поручения:
– умеет при небольшой помощи взрослого поддерживать порядок в игровой комнате (после игр убирать игрушки на место)
– умеет выполнять простейшие трудовые действия/поручения ( совместно со взрослым перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы и пр.)
– предлагает помощь взрослому при ухаживании за растениями и животными
- Воспитание целостного отношения к труду:
– проявляет желание трудиться
– проявляет интерес к людям разных профессий
- Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:
– имеет представление о светофоре и его сигналах
– знает проезжую часть дороги и тротуар для пешеходов
– в игре демонстрирует знание правил дорожного движения и поведения в транспорте
- Соблюдает элементарные правила поведения в помещении:
– знает правила поведения в общении друг с другом (не толкаться, играть, не мешая друг другу, и пр.)
– имеет представление о назначении помещений (раздевалка, спальня и пр.)
– знает правила безопасного обращения с дверью, некоторыми бытовыми приборами, инструментами – кистями, карандашами
- Соблюдает правила безопасного поведения на прогулке:
– знает правила обращения с оборудованием на площадке (горка, песочница и пр.), имеет представления о безопасном обращении с растениями, насекомыми и пр.
– на прогулке встает в пару, определяет границы площадки
– способен непродолжительное время заниматься самостоятельной деятельностью, соблюдая правила безопасного поведения
Всего (среднее значение):
- Познавательное развитие
- Проявляет познавательный интерес:
– задает вопросы о мире, событиях, материалах
– проявляет любознательность
– возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем
- Проявляет интерес к действиям с предметами:
– распознает основные формы предметов (шар, куб)
– различает и называет предметы ближайшего окружения
– подбирает несколько необходимых предметов для игры
- Классифицирует по признакам:
– сравнивает предметы по цвету, форме, размеру, характеризуя их признаки
– подбирает предметы по цвету, форме, размеру
– различает предметы по цвету, форме, размеру
Всего (среднее значение)
- Речевое развитие
- Правильно реагирует на речевую информацию:
– понимает содержание коротких рассказов, сказок (без показа) по опыту
– выполняет указания, содержащие два, три и более шагов
– следует указаниям принять участие в том или ином деле и выполняет его
- Активная речь:
– пользуется предложениями из трех и более слов
– отвечает на вопросы: где? Когда? Куда? Почему? И может задавать их сам
– излагает хорошо знакомую сказку, рассказ, стихотворение
- Говорит понятно для слушателей:
– разговорный словарь достигает 250 – 700 слов
– активно общается со знакомыми людьми
– использует в речи разные виды предложений
- Проявляет интерес к художественной литературе:
– легко охотно соглашается послушать чтение
– просит взрослого почитать или рассказать историю
– пересказывает небольшие эпизоды знакомых историй
- Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности:
– самостоятельно рассматривает книги, проговаривает знакомые тексты
– правильно держит книгу, листает от начала до конца
– любит участвовать в изготовлении книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках
- Видит связь между устной и письменной речью:
– опознает символические обозначения, используемые в группе
– узнает написание своего имени
– имитирует письмо взрослых
Всего (среднее значение)
- Художественно-эстетическое развитие
- Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания музыки:
– просит включить и повторить песню, мелодию, называет ее
– внимательно, с интересом слушает, понимает смысл песенок
– подпевает отдельные слова и фразы
- Сам пытается музицировать:
– способен узнавать знакомую мелодию, песню
– распознает звучание различных музыкальных инструментов (погремушки, ложки, бубен, фортепиано), может назвать и показать, что звучало
– использует на занятиях и в играх предложенные музыкальные инструменты
- Двигается под музыку:
– начинает движения с началом музыки
– двигается в соответствии с характером музыки
– выполняет простейшие танцевальные движения (притопы, хлопки, «фонарики»)
- Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев:
– проявляет интерес к разным видам изодеятельности
– может сосредоточенно заниматься лепкой или рисованием 5 – 10 минут
– радуется своим работам, пробует повторять самостоятельно
- Воплощает идеи в реальность:
– называет, что нарисовал
– знает, как действовать карандашами, кистью, штампами, пластилином и т.д.
– умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук в палочки, сплющивать комок в «лепешку»
- Проявляет воображение:
– выбирает разные цвета
– использует разные материалы, размер и цвет бумаги
– умеет отламывать от большого комка маленькие комочки (глина, пластилин, тесто)
Всего (среднее значение)
5. Физическое развитие
- Демонстрирует координированные движения:
– умеет ходить и бегать «стайкой» за воспитателем
– прыгает на двух ногах на месте и с продвижением вперед
– умеет бросать и ловить мяч на малом расстоянии
- Удерживает равновесие:
– стоит и ходит на цыпочках, не теряя равновесия
– проходит по низкому брусу шириной 15-20 см при поддержке взрослого
– умеет делать поворот вокруг себя в медленном темпе
- Использует координированные движения:
– поднимается вверх и спускается вниз по лестнице, держась за перила, ставя по одной ноге на каждую ступеньку
– рисует точки, линии цветными мелками, карандашами, пальчиковыми красками
– выполняет несложные постройки из кубиков, соединяет детали конструктора
- Соблюдает правила ежедневной гигиены, здорового образа жизни:
– самостоятельно ест ложкой, пьет из чашки
– с помощью взрослого моет руки с мылом перед едой, вытирает их полотенцем, пользуется салфеткой, носовым платком
– при помощи взрослого частично раздевается, надевает одежду и обувь, складывает одежду на место
- Знает некоторые части тела и их функции:
– называет части тела (голова, руки, ноги, живот, шея, спина)
– может показать эти части тела
- Знает предметы, связанные с гигиеной:
– знает свой шкафчик
– знает свою кровать
– знает свое полотенце и пр.
Всего (среднее значение)
Итого (среднее значение)
Уровни показателей (баллы): ): Высокий уровень (3 балла), средний (2 балла), низкий (1 балл)
Критерии развития
1-й год
(младшая группа)
2-й год
(средняя группа
3-й год (старшая группа)
4-й год (под
готови
тельная группа)
I*
II
I
II
I
II
I
II
- Социально-коммуникативное развитие
- Описывает себя, свою семью и культурную группу:
– называет себя мальчиком или девочкой
– воплощает представления о себе и своей семье в рисунке, играх
– рассказывает о своей семье, о культуре и традициях
- Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:
– проявляет уважение к себе и другим
– легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками
– знает и учит других действовать по очереди, соблюдать правила, делает активный выбор
- Выражает эмоции приемлемым способом:
– опознает и называет различные эмоции
– выражает чувства словами
– объясняет причины своих эмоций
- Проявляет эмпатию к другим людям:
– демонстрирует понимание чувств других людей не вербально
– помогает другим в случае необходимости
-выражает понимание чувств вербально
- Самоконтроль и взаимодействие:
– навыки игры сформированы соответственно возрасту
– присоединяется к игре по приглашению или просьбе
– играя, предлагает свои идеи и принимает идеи других
- Понимает и уважает различия между людьми:
– играет с ребенком другой культурной принадлежности
– интересуется различиями между собой и другими
– использует подходящие слова, обсуждая различия
- Самообслуживание:
– умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду
– может приготовить свое рабочее место и убрать его после окончания работы
– бережно относится к личным вещам и вещам сверстников
- Ручной труд:
– проявляет интерес к работе с бумагой, ремонтирует книги
– делает объемные фигуры, складывая лист бумаги пополам, и т.д.
– принимает участие в изготовлении поделок из природного и бросового материала
- Воспитание ценностного отношения к труду:
– проявляет желание трудиться
– ответственно выполняет трудовые поручения
– помогает сверстникам и взрослым при затруднении
- Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:
– знает сигналы светофора, как правильно переходить дорогу
– знает знаки дорожного движения для пешеходов и правила безопасного поведения на улице
– знает правила безопасного поведения в транспорте
- Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе:
– знает и соблюдает правила экологического поведения в природе
– знает и соблюдает правила общения с животными
– имеет представления об опасностях, встречающихся в природе (ядовитые растения, грибы и т.д.)
- Знает элементарные правила безопасного поведения в детском саду, в быту:
– знает и выполняет правила поведения в помещении детского сада
– знает и выполняет правила поведения на прогулке
– знает и выполняет правила обращения с бытовыми приборами, инструментами
Всего (среднее значение):
- Познавательное развитие
- Проявляет любознательность и желание решать проблемы:
– задает вопросы о мире, событиях, материалах
– проявляет любознательность
– возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем
- Планирует и ставит цель:
– планирует предстоящую деятельность, что собирается делать
– подбирает несколько необходимых предметов для игры или работы
-выдвигает гипотезы и предложения
- Классифицирует по признакам:
– классифицирует объекты по цвету, форме, размеру и т.д.
– подбирает группу объектов на основании функционального сходства
– находит предмет, не соответствующий группе, и объясняет почему
- Понимает количественные отношения:
– устанавливает взаимоотднозначное соответствие объектов, считает их
– сравнивает по величине: больше – меньше, много – мало
– складывает и вычитает в пределах 10, используя предметы
– использует измерительные инструменты для определения длины, веса и др.
- Понимает основные пространственные отношения:
– понимает слова, обозначающие положение или направления
– правильно пользуется словами, обозначающими пространственные отношения
– решает различные пространственные головоломки (пазлы)
- Обнаруживает наличие представлений о времени:
– знает слова, означающие время суток
– понимает слова: вчера, завтра, в прошлом месяце, после, сначала и т.д.
– знает последовательность дней недели, сезонов года, месяцев
Всего (среднее значение)
- Речевое развитие
- Правильно реагирует на речевую информацию:
– выполняет указания, содержащие два, три и более шагов
– следует указаниям принять участие в том или ином деле и действует
– задает уместные вопросы
- Говорит понятно для слушателей:
– использует части речи согласно возрасту
– согласует слова в предложении
– говорит соответственно возрасту