Карта мониторинга за здоровьем и физическим развитием ребенка
Система мониторинга здоровья и физического развития воспитанников
Психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников в нашем ДОУ стало комплексной технологией, позволяющей объединить всех участников образовательного процесса в решении задач оздоровления, развития, обучения, воспитания и социализации детей.
Учебный год начинается с мониторинга углубленной диагностики: детей с 5-ти до 7-ми лет по подготовке к школьному обучению, усвоение основной общеобразовательной программы дошкольного образования, детей с 2-х до 7-ми лет комплексной оценки состояния здоровья и развития воспитанников.
Специалистами детского сада изучаются:
социальное благополучие воспитанников;
физическое развитие и функциональное состояние организма;
психологическое, физическое здоровье;
речевое развитие детей.
Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса, динамики, развития и состояния здоровья воспитанников позволяет определить общие проблемы возрастной группы, каждого ребенка индивидуально, над которыми необходимо работать всему педагогическому коллективу. На основании целостного видения воспитанника, с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития, определяются дети, нуждающиеся в индивидуальной помощи, разрабатывается стратегия их сопровождения. Педагоги детского сада проводят коррекцию нарушения физического здоровья детей.
В ДОУ регулярно осуществляется медико-педагогический контроль, результаты которого находят свое отражение в дальнейшей работе педагогов, в обсуждении результатов работы на психолого-педагогических консилиумах, с последующим планированием коррекционной деятельности для каждого воспитанника индивидуально.
Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий, в качестве одного из основных приемов работы педагогов, медицинского персонала, используется мониторинг состояния здоровья всех воспитанников и вновь поступивших, что важно для своевременного выявления отклонений в их здоровье.
Цель мониторинга – выявить уровень физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей, осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.
Объектом мониторинга выступает:
общая заболеваемость, в том числе и инфекционная;
состояние здоровья воспитанников группы;
группы здоровья и их динамика;
показатели посещаемости;
физическое развитие детей;
физическая подготовленность;
физические качества.
Технология проведения мониторинга
Контроль за физкультурно-оздоровительным развитием детей дает возможность проанализировать динамику их развития. Средние показатели в начале года, с последующим преобладанием более высокого уровня к концу года, дают возможность убедиться в правильности выбора методов работы. По мере совершенствования общеразвивающих и основных видов движений, увеличение моторной активности и повышения сопротивляемости детского организма, наблюдается снижение общего процента заболеваемости детей.
Общая заболеваемость в группе, в том числе и инфекционная %
Заболевания
2012/2013г.
2013/2014г.
2014/2015г.
ОРВИ и грипп
14 %
12%
11%
Болезни органов дыхания
12%
12%
11%
Болезни ЛОР – органов
15%
13%
10%
Анализируя данные таблицы видно, что уровень заболеваемости ОРВИ и ЛОР-органов снизился. Наблюдается снижение количества заболеваний органов дыхания, продолжительность заболеваний сократилось. Это свидетельствует о системе профилактической работы с детьми, хорошем качестве организации питания в детском саду, а также более внимательном отношении к здоровью воспитанников родителями.
Состояние здоровья воспитанников группы
Оценка заболеваемости детей и распределения по группам здоровьяпроводится в начале учебного года медсестрой и врачом. В течение года эти показатели иногда меняются. По показателям состояния здоровья ребенка дети переводятся из одной группы в другую. Воспитанники были распределены по группам здоровья за последние три года следующим образом, о чем показано в диаграмме.
Распределение детей по группам здоровья %
Диаграмма. Распределение детей по группам здоровья
Сравнение групп здоровья по годам показывает, что количество здоровых детей увеличилось. В 2012 году было выявлено 5 часто болеющих детей, в 2013году – 4 часто болеющих детей, а в 2014 – 6, в связи с тем, что в 2014 году 2 человека были вновь поставлены на учет, как часто болеющие дети.
Показатели посещаемости детей группы %
2012/2013
2013/2014
2014/2015
Кол-во пропущенных дней по болезни
14%
10%
8%
Кол-во пропущенных дней по др. причинам
20%
24%
23%
Результаты посещаемости детей говорят о том, что снизилось количество пропусков по болезни, но осталось на прежнем уровне количество пропусков по другим причинам.
Графическое изображение динамики уровня здоровья
Представленные цифры свидетельствуют, что не все дети являются абсолютно здоровыми, почти каждый ребенок имеет соматические заболевания. Несмотря на понятные всем причины роста заболеваемости детей (экология, снижение жизненного тонуса, иммунитета и др.), которые носят объективный характер, за последние 3 года отмечается положительная динамика количества здоровых детей.
Физическое развитие детей
Оценка физического развития проводится медицинской сестрой ДОУ в присутствии воспитателя по общепринятым методикам. Оценка физического развития проводится 2 раза в год (сентябрь, май). Результаты обследования заносятся в ” Карту личного развития ребенка”, в которой отражены данные физического развития и показатели физической подготовленности ребенка. Карта заводится на каждого ребенка и ведется на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. Измеряют рост, вес, окружность грудной клетки. Длина тела служит одним из критериев уровня соматической зрелости, а также является основанием для правильной оценки массы тела и окружности грудной клетки. Масса тела (вес) отражает степень развития костной и мышечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки. При диагностике физического развития дифференцируются группы детей с гармоничным развитием и отклонением в нем. Далее оценивается состояние сформированности физических качеств воспитанников.
Показатели физического развития детей
Показатели физического развития
Возраст
5 лет
6 лет
девочки
Масса тела, кг
17,5 – 22
19,9 – 25,9
Длина тела, см
109 – 116
115 – 123
Окружность грудной клетки, см
56 – 58
58 – 61
мальчики
Масса тела, кг
18 – 22,9
20 – 25
Длина тела, см
109 – 118
115 – 125
Окружность грудной клетки, см
57 – 58
58 – 60
Физическая подготовленность
Физическая подготовленность ребенка характеризуется степенью сформированности навыков основных видов движений (бег, прыжки, метание), развития физических качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость), а также функцией равновесия, координационными способностями. Оценка физической подготовленности – это целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности. В таблице представлены данные по основным физическим параметрам в количественном и процентном отношении.
Показатели физической подготовленности дошкольников
с нарушением речи
Год
Кол-во детей
Вид движений
Бег, 30 м
Прыжки в длину
Метание
Высокий
Средний
Низкий
Высокий
Средний
Низкий
Высокий
Средний
Низкий
2013
31
4
(13%)
25
(81%)
2
(6%)
2
(6%)
26 (84%)
3 (10%)
11
(35%)
20
(65%)
2014
27
5
(18%)
16 (60%)
6 (22%)
2
(7%)
20 (67%)
7 (26%)
9 (33%)
16 (60%)
2 (7%)
2015
25
6 (24%)
16
(64%)
3 (12%)
3 (12%)
16 (64%)
6 (24%)
10 (40%)
12 (48%)
3 (12%)
Результаты физической подготовленности детей, посещающих логопункт, свидетельствуют о сформированности навыков основных видов движений. Позитивная динамика недостаточно высокая, но стабильная. Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в том числе физических качеств. К числу основных физических качеств относят гибкость, различные виды выносливости, силовые качества (мышечную силу), скоростные качества (быстроту), их сочетание (скоростно-силовые качества), ловкость, а также координационные способности.
Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, которые предлагают педагоги детям в игровой или соревновательной форме.
Показатели сформированности физических качеств дошкольников (%)
Физические качества
2012/2013г.
2013/2014г.
2014/2015г.
гибкость
36%
38%
41%
выносливость
60%
61%
63%
скорость
55%
58%
61%
мышечная сила
25%
28%
30%
ловкость
23%
27%
29%
Диаграмма. Сформированность физических качеств
Динамика показателей физической подготовленности детей свидетельствует о наличии целенаправленной системы оздоровления дошкольников в процессе физического воспитания, включающая повышение двигательной активности детей в течение дня и регулярные занятия физическими упражнениями.
Полученные данные позволяют отметить, что у большинства дошкольников с нарушением речи сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Дети самостоятельно выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдают элементарные правила здорового образа жизни. Отмечается потребность продолжать занятия физическими упражнениями в повседневной жизни, так 12% воспитанников продолжают физическое развитие в спортивных секциях города: теннис, хоккей, карате, плавание.
Источник
Наш детский сад санаторного типа для часто и длительно болеющих детей. Списочный состав на новый учебный год – __детей . В штатном расписании вакансии мед. работников: старшая мед. сестра – 1 ставка, мед. сестра физиотерапевтического кабинета – 0,75 ставки, мед. сестра ЛФК – 0,75 ставки.
Каждый год в д/с проводится мониторинг здоровья и физического развития детей.
Рост заболеваемости идет за счет вновь поступивших детей.
Структура заболеваемости в динамике за период 2011-2012 г.г. представлена инфекционными заболеваниями и обусловлена группой острых респираторных инфекций. Что и определило тактику здоровьесохраняющей направленности образовательного процесса. Динамика показателей здоровья детей обеспечивается показателями физического развития, распределением по группам здоровья, уровнем физической подготовленности.
2. Динамика показателей физического развития детей
качественный состав группы детей с низким физическим развитием из года в год остается прежним, однако количество таких детей увеличивается за счет вновь поступивших.
Условием оценки эффективности оздоровления является переход из одной группы здоровья в другую, что отразилось на данных.Отсутствие позитивной динамики по группе здоровья произошло за счет вновь поступивших детей.
Анализ уровня и динамики физической подготовленности позволил увидеть результаты физического развития и состояния здоровья детей:
Таким образом , качественные показатели состояния здоровья, физического развития подготовленности выявили четкую положительную тенденцию, обусловленную очевидностью системы здоровьесберегающей направленности образовательного процесса, которая включает в себя следующее:
Таким образом, системное внедрение здоровьесберегающих технологий несомненно способствует позитивному изменению всех сфер организма у дошкольников:
В целом здоровьсберегающие технологии воспитывают личность с насущной потребностью в здоровом образе жизни.
Использование здоровьесберегающих педагогических технологий.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил название «здоровьесберегающие технологии».
Формы работы
Время проведения в режиме дня, возраст детей.
Особенности методики проведения.
Ответственные
1
2
3
4
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Остеопатическая гимнастика
После сна в постелях каждый день. Старшая, национальная и подготовительная группы.
Техническая простота применения, взаимное дополнение методов при отсутствии дублирующего воздействия и взаимное усиление эффекта.
Воспитатель
Бодрящая гимнастика
После сна в группе каждый день. 1 и 2 мл. и средняя группы.
Комплекс состоящий из подвижных игр, игровых упражнений, основных движений.
Воспитатель
Динамические паузы
Во время занятий 2-5 мин. по мере утомляемости, начиная со 2 мл. группы.
Комплекс физкультминуток, может включать в себя дыхательную гимнастику.
Воспитатель
Подвижные и спортивные игры.
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно. Все возрастные группы.
Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей.
Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели.
Пальчикова гимнастика
С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно.
Рекомендуется детям с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Инструктор по физической культуре, Воспитатели.
Дорожки здоровья
После сна вся группа ежедневно, начиная с младшего возраста. На физкультурном занятии.
Обучение правильной ходьбе, формирование правильной походки.
Воспитатель
Кинезотерапия
Один раз в наделю, вся группа в первой или второй половине дня, начиная со средней группы. Комплексные занятия.
Комплексное применение различных движений для оздоравливания детей.
Воспитатель
Дыхательная гимнастика
В разных формах физкультурно- оздоровительной работы, начиная с младшего возраста.
Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур.
——-
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурные занятия
Три раза в неделю в спортивном зале , в группе, на улице, начиная с ясельной группы.
Занятия проводятся по программе по которой работает детский сад
Инструктор по физической культуре,
воспитатели.
Утренняя гимнастика
Ежедневно, в физкультурном зале, в группе. Все возрастные группы.
Комплекс подбирается в соответствии с возрастными особенностями
Воспитатель
Спортивные игры
Один раз в наделю в физкультурном зале, начиная со старшего дошкольного возраста.
Комплекс подбирается в соответствии с возрастными особенностями
Инструктор по физической культуре, воспитатели.
Занятия по здоровому образу жизни
Один раз в неделю в режимных процессах, как часть и целое занятие по познанию, начиная со 2 мл. группы.
Технологии
«Уроки здоровья»
Воспитатель
Точечный массаж
Сеансы или в различных формах физкультурно- оздоровительной работы.
Проводится по специальной методике, показан часто болеющим детям.
Мед. Сестра
Воспитатель
Веселые старты
Один раз в неделю во второй половине дня в физкультурном зале, на прогулке начиная со 2 мл. группы.
Подвижные игры, игры- эстафеты, игровые упражнения в соревновательной форме.
Инструктор по физической культуре, воспитатели.
Физкультурные досуги, праздники.
Один раз в квартал в физкультурном зале, в группе, на прогулке, начиная с младшего возраста.
Форма активного отдыха.
Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели.
Коррекционные технологии
ЛФК
Сеансы по 10-12 занятий, начиная со средней группы по медицинским показаниям.
По специальной методике по показаниям отклонений здоровья
Мед. сестра
Сказкотератия
Два занятия в месяц во второй половине дня , начиная со среднего возраста.
Использование сказки как двигательный комплекс
Воспитатель
Технология коррекции поведения
Сеансы по 8-10 человек в группе, по 10 занятий в группе, на прогулке, начиная со средней группы.
Технологии «Познай себя», «Давайте познакомимся»
Воспитатель,
психолог
Артикуляционная гимнастика
Два раза в неделю, в первой половине дня , начиная с младшего возраста.
Фонематическая грамотная речь
Воспитатели,
учитель- логопед.
Источник
Диагностическая карта физической подготовленности детей дошкольного возраста
(УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ)
Группа 2-3года
Дата проведения:
Диагностику провел:
№ п/п | Ф.И. ребенка | Тест № 1 Координационные способности (ходьба по уменьшенной площади) | Тест № 2 Выносливость (непрерывный бег в теч. 1мин) | Тест № 3 Силовые способности (лазание, подлезание, перелезание) | Тест № 4 Точность движений (бросание, ловля мяча, передача мяча друг другу) | Тест № 5 Сила мышц ног (прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед, подпрыгивание на двух ногах вверх с места) | Тест № 6 Волевые проявления (спрыгивание с тумбы, скамейки в круг) | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | ||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
Сентябрь | Итоговый показатель по группе (среднее значение) | ||||||||||||||
Май | Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
УРОВНИ ОВЛАДЕНИЯ НЕОБХОДИМЫМИ НАВЫКАМИ И УМЕНИЯМИ ПО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
баллы | характеристика |
5 | Ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно; выполняются все основные элементы движения |
4 | Ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки |
3 | Ребёнок выполняет все параметры оценки с помощью взрослого |
2 | Ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки; имеет место при наличии значительных ошибок |
1 | Ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает |
Выводы:
Диагностическая карта физической подготовленности детей дошкольного возраста
(УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ)
Группа 4-5 лет
Дата проведения:
Диагностику провел:
Быстрота Гибкость Вынослив. Скоростно-силовые качества Ловкость
№ п/п | Ф.И. ребенка | Тест № 1 Бег 30м | Тест № 2 Наклон туловища из положения стоя | Тест № 3 Вис на прямых руках | Тест № 4 Подъем туловища из положения лежа в «сед» | Тест № 5 Прыжок в длину с места | Тест № 6 Бросок набивного мяча | Тест № 7 Метание на дальность | Тест № 8 Статическое равновесие | Тест № 9 Бег змейкой | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | ||||||||||||||||||||||||
правая | левая | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | ||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
сентябрь | Итоговый показатель по группе (среднее значение) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Май | Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
УРОВНИ ОВЛАДЕНИЯ НЕОБХОДИМЫМИ НАВЫКАМИ И УМЕНИЯМИ ПО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
баллы | характеристика |
5 | Ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно; выполняются все основные элементы движения |
4 | Ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки |
3 | Ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого |
2 | Ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки; имеет место при наличии значительных ошибок |
1 | Ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает |
Выводы:
Диагностическая карта физической подготовленности детей дошкольного возраста
(УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ)
Группа 5-6 лет
Дата проведения:
Диагностику провел:
Быстрота Гибкость Выносливость Скоростно-силовые качества Ловкость
№ п/п | Ф.И. ребенка | Тест № 1 Бег 30м | Тест № 2 Наклон туловища из положения стоя | Тест № 3 Вис на прямых руках | Тест № 4 Непрерывный бег в равномерном темпе | Тест № 5 Подъем туловища из положения лежа в «сед» | Тест № 6 Прыжок в длину с места | Тест № 7 Прыжок с разбега | Тест № 8 Бросок набивного мяча | Тест № 9 Метание на дальность | Тест № 10 Статическое равновесие | Тест № 11 Бег змейкой | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | ||||||||||||||||||||||||||||
правая | левая | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | ||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сентябрь | Итоговый показатель по группе (среднее значение) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Май | Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
УРОВНИ ОВЛАДЕНИЯ НЕОБХОДИМЫМИ НАВЫКАМИ И УМЕНИЯМИ ПО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
баллы | характеристика |
5 | Ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно; выполняются все основные элементы движения |
4 | Ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки |
3 | Ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого |
2 | Ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки; имеет место при наличии значительных ошибок |
1 | Ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает |
Выводы:
Диагностическая карта физической подготовленности детей дошкольного возраста
(УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ)
Группа 6-7 лет
Дата проведения:
Диагностику провел:
Быстрота Гибкость Выносливость Скоростно-силовые качества Ловкость
№ п/п | Ф.И. ребенка | Тест № 1 Бег 30м | Тест № 2 Наклон туловища из положения стоя | Тест № 3 Вис на прямых руках | Тест № 4 Непрерывный бег в равномерном темпе | Тест № 5 Подъем туловища из положения лежа в «сед» | Тест № 6 Прыжок в длину с места | Тест № 7 Прыжок с разбега | Тест № 8 Бросок набивного мяча | Тест № 9 Метание на дальность | Тест № 10 Статическое равновесие | Тест № 11 Челночный бег3 x 10 | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
правая | левая | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Н | К | Н | К | Н | К |