Карта индивидуального развития ребенка с ффнр

РЕЧЕВАЯ КАРТА

РЕБЕНКА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Дата обследования: «__» _____________ 20__г.

  1. Анкетные данные  
  1. Фамилия, имя ребенка ________________________________
  2. Дата рождения ______________________________________
  3. Домашний адрес, телефон ___________________________________________________________
  4. Ф.И.О. родителей, образование, возраст

Мать _____________________________________________________________________________

Отец _____________________________________________________________________________

  1. Уровень общего развития ребенка
  1. Вводная беседа:

Как тебя зовут? _______________________________________________________

Сколько тебе лет? _____________________________________________________

С кем ты живешь? _____________________________________________________

Какое сейчас время года? _______________________________________________

Нравится ли тебе в детском саду? ________________________________________

  1. Психологические особенности ребенка:

Контактность (вступает, вступает избирательно, вступает частично, не вступает)

Особенности поведения (общительный, спокойный, застенчивый, вспыльчивый, обидчивый, неуправляемый, избегающий контактов)                                                                                                    

Устойчивость внимания (устойчивое, повышенная отвлекаемость, неустойчивое)

Работоспособность (нормальный темп деятельности, сниженный темп, медленный темп)

  1. Состояние слуховой функции:

Слуховое внимание (узнает и различает музыкальные инструменты, различает с ошибками, не различает)

Восприятие речи (понимает простые и сложные инструкции, понимает только простые инструкции, не понимает инструкции)

            Выводы:

  3 балла – выполняет задание самостоятельно по словесной инструкции

  2 балла – выполняет задание по подражанию

  1 балл – выполняет задание с помощью

  0 баллов – не выполняет задание

  1. Состояние зрительного восприятия, пространственного праксиса:

Называние и дифференциация основных цветов и их оттенков (называет основные и оттеночные цвета, называет основные и оттеночные цвета с ошибками и помощью, называет только основные цвета, не называет основные и оттеночные цвета)

Соотношение  картинки с цветовым фоном (соотносит, соотносит с ошибками и помощью, не соотносит)

Показ правой, левой руки (показывает, путает, не показывает)

Показ предметов впереди, позади, вверху, внизу (показывает, показывает с ошибками и помощью, не показывает)

Складывание разрезных картинок из 2-х, 4-х, 6-ти частей (складывает все, складывает из 2-х, складывает из 2-х и 4-х, не складывает)

            Выводы:

  3 балла – выполняет задание самостоятельно по словесной инструкции

  2 балла – выполняет задание по подражанию

  1 балл – выполняет задание с помощью

  0 баллов – не выполняет задание

  1. Состояние общей и мелкой моторики:

Общая моторика

– попрыгать на обеих ногах (выполняет, выполняет неточно и неловко, не выполняет)

– попрыгать попеременно на правой, левой ноге (выполняет, выполняет неловко, путает ноги, не выполняет)

– поймать брошенный мяч, подбросить мяч над головой, поймать (выполняет, не ловит мяч, не выполняет)

Мелкая моторика

– одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки (выполняет, выполняет неточно, не выполняет)

– одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки (выполняет, выполняет неточно, не выполняет)

– поместить указательный палец на средний и наоборот (выполняет, выполняет неточно, не выполняет)

– соединить большой палец правой, левой руки с указательным, средним, безымянным, мизинцем (выполняет, выполняет неточно, с ошибками, не выполняет)

– «пальчики здороваются» (выполняет, выполняет неточно, с ошибками, не выполняет)

– кулак-ребро-ладонь (выполняет, выполняет неточно, с ошибками, не выполняет)

Выводы:

  3 балла – выполняет задание точно по подражанию  

  2 балла – выполняет задание с ошибками по подражанию

  1 балл – выполняет задание с помощью

  0 баллов – не выполняет задание

  1.  Общее звучание речи

             – Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)

             – Ритм (нормальный, дисритмия)

             – Голос (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком – гнусавый,    

             глухой, монотонный)

             – Дыхание (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)

             – Паузация (правильность, неправильность расстановки пауз в речевом патоке)

  1.  Строение и подвижность артикуляционного аппарата

   – Губы (нормальные, тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы:

   частичная, полная, односторонняя, двухсторонняя)

   – Зубы (нормальные, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд

   зубов)

   – Прикус (в норме, прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)

   – Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная

   щель)

   – Мягкое небо (в норме, отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)

   – Язык (нормальный, массивный, маленький, короткий, длинный, «географический»)

   – Подъязычная связка (нормальная, короткая, укороченная, наличие спайки с тканями

   подъязычной области, наличие послеоперационного узла)

   Артикуляционная моторика

   – открыть рот, закрыть рот (выполняет, выполняет неточно, не выполняет)

   – «улыбка» с оскалом резцов, попеременно «улыбка» – «хоботок» (выполняет, выполняет

   неточно, медленная переключаемость, не выполняет)

   – высунуть язык, сделать язык широким, узким (выполняет, выполняет  неточно,

 медленная переключаемость, не выполняет)

   – пощелкать языком (выполняет, не выполняет)

   – облизать губы (выполняет, выполняет неточно, не выполняет)

   – надувание щек, поднимание бровей, поочередное зажмуривание глаз (выполняет, выполняет

   неточно, медленная переключаемость, не выполняет)

  Выводы:

  3 балла – выполняет задание точно по подражанию  

  2 балла – выполняет задание с ошибками по подражанию

  1 балл – выполняет задание с помощью

  0 баллов – не выполняет задание

  1.   Произношение звуков

         Звук        изолированный         в начале слова         в середине слова              в конце слова        

            Б           _____________         ____________          _______________             ____________

            БЬ         _____________         ____________          _______________             ____________

            П           _____________        ____________           _______________             ____________

            ПЬ         _____________        ____________           _______________             ____________

            Г            _____________        ____________           _______________             ____________

            К           _____________        ____________           _______________              ____________

            КЬ         _____________        ____________           _______________              ____________

            Д           _____________        ____________           _______________              ____________

Читайте также:  Семаго теория практика оценки психического развития ребенка скачать

            ДЬ         _____________        ____________           _______________              ____________

            Т           _____________         ____________          _______________               ____________

            ТЬ         _____________         ____________          _______________               ____________

            Ж          _____________         ____________          _______________               ____________

            Ш         _____________         ____________           _______________               ____________

            Щ         _____________         ____________           _______________               ____________

            Ч          _____________         ____________           _______________               ____________

            С          _____________         ____________           _______________               ____________

            СЬ        _____________         ____________           _______________               ____________

            З           _____________         ____________           _______________               ____________

            ЗЬ         _____________         ____________           _______________               ____________

            Ц          _____________         ____________           _______________               ____________

            В          _____________         ____________           _______________               ____________

            ВЬ        _____________         ____________           _______________               ____________

            Ф          _____________         ____________           _______________               ____________

            ФЬ        _____________         ____________           _______________               ____________

            Х          _____________          ____________            ______________               _____________

            ХЬ        _____________          ____________            ______________               _____________

            М          _____________          ____________            ______________               _____________

            МЬ        _____________          ____________            ______________               _____________

            Н           _____________          ____________            ______________               _____________

            НЬ         _____________          ____________            ______________               _____________

            Л           _____________           ____________           ______________                _____________

            ЛЬ         _____________          ____________           _______________                _____________

            Р            _____________           ____________           ______________                _____________

            РЬ          _____________           ____________           ______________                _____________

            Й           _____________            ____________           ______________               _____________

            Е           _____________             ____________          ______________                _____________

            Ё           _____________             ____________          ______________                _____________    

            Ю          _____________             ____________          ______________                _____________

            Я           _____________             ____________           ______________               _____________

           Выводы:

3 балла – звукопроизношение не нарушено

2 балла – нарушена 1 группа звуков

1 балл – нарушены 2 группы звуков

0 баллов – нарушены более 2 групп звуков

  1. Состояние фонематических процессов: различение звуков на слух и в произношении

            Способность к фонематическому анализу и синтезу:

            – выделение ударного гласного в начале слова: Аня, аист, Оля, осы, утро, умный, Ира, иней                      

Читайте также:  Роль взрослого в развитии ребенка картинки

   (выделяет, выделяет с ошибками, не выделяет)

   – выделение звука из слова:

   звук «с» – сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус, лопата (выделяет, выделяет с

   ошибками, не выделяет)

   звук «ш» – дым, шар, нога, душ, книга, кошка, подушка, картина, камыш (выделяет, выделяет с

   ошибками, не выделяет)

   звук «р» – рак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, листья, топор, помидор (выделяет, выделяет

   с ошибками, не выделяет)

   звук «л» – сад, лом, шум, лапа, бумага, весло, самокат, булавка, стол (выделяет, выделяет с

   ошибками, не выделяет)

   – определение первого и последнего звука в слове: мак, дом, топор, ландыш, самолет

   (определяет, определяет только первый, определяет только последний, не определяет)

   – определение последовательности и количества звуков в слове: дым, ваза, кошка, волк

   (определяет, определяет только последовательность, определяет только количество,

   не определяет)

   – составление слова из последовательно данных звуков: н, о, с; л, у, ж, а; с, т, о, л (составляет,

   составляет с ошибками, не составляет)

  Слухо-произносительная дифференциация звуков:

   – не смешиваемых в произношении: почка- бочка, мошка- ножка, банка- банька, мышка- мишка,

   корка- горка (дифференцирует, дифференцирует с ошибками, не дифференцирует)

   – смешиваемых в произношении: рак- лак, роза- глаза, угорь- уголь, суп- зуб, коса- коза, лиса-

   лица, Луша- лужа, кочка- кошка, миска- мишка (дифференцирует, дифференцирует с ошибками,

   не дифференцирует)

    – повторение серий слогов: та-да, ба-ма, да-га, ва-та,  ня-на, ка-га, фа-фя, ба-на-ба, ка-ка-га, на-    ня-на, са-та-са, за-за-жа, ца-са-ца (дифференцирует, дифференцирует с ошибками,

не дифференцирует)

   Фонематические представления:

    – нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук (находит, находит с ошибками,

   не находит)

   – подбор слов с заданным звуком (подбирает, подбирает с ошибками, не подбирает)

  Выводы:

3 балла – выполняет задание самостоятельно с небольшим количеством ошибок

2 балла – выполняет задание с помощью с небольшим количеством ошибок

1 балл – допускает большое количество ошибок

0 баллов – не выполняет задание

  1.  Состояние слоговой структуры слова

    Сохранение слоговой структуры слова:

    лапа_________, вода________, сквозняк____________, пылесос___________,

    троллейбус______________, сковорода___________, библиотека___________.

    (повторяет, пропускает слоги, усекает слова,  не повторяет)

    Речевой ритм: повтори, как стучат колеса поезда:

    ту-ту______,  ту-ту_______, ту-ту-ту_________, ту-ту-ту_______, ту-ту-ту_________.

    (повторяет, повторяет с неправильным ударением, не повторяет)

   Выводы:

3 балла – выполняет задание самостоятельно с небольшим количеством ошибок

2 балла – выполняет задание с помощью с небольшим количеством ошибок

1 балл – допускает большое количество ошибок

0 баллов – не выполняет задание

  1.  Словарный запас

   А) Изучение состояния словаря существительных:

   обобщение

   – помидор, огурец, морковь, лук, репа____________________________

   – яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, банан____________________

   – платье, юбка, рубашка, брюки, куртка, носки____________________

   – тапочки, ботинки, туфли, сапоги, валенки_______________________

   – тарелка, чашка, кастрюля, вилка, ложка, чайник__________________

   – кошка, корова, собака, коза, свинья, лошадь______________________

   – лиса, заяц, медведь, белка, еж, лось_____________________________

   – стол, стул, кровать, шкаф, кресло_______________________________

   – корабль, грузовик, поезд, самолет, автобус_______________________

   (обобщает, обобщает частично, с ошибками, не обобщает)

   называние целого предмета и его частей

            – стул: ножки, сиденье, спинка

            – машина: кабина, фары, колеса, кузов

            – рука: плечо, локоть, кисть, пальцы

            – лицо: брови, ресницы, подбородок, лоб

            (называет, называет частично, с ошибками, не называет)

           Б) Изучение состояния глагольного словаря:

              называние действий по картинкам

              птица (летает)__________, рыба (плавает)____________, змея (ползает)____________,

              заяц (прыгает)__________, самолет (летает)___________, лодка (плывет)___________.

              (называет, называет с ошибками, не называет)

              называние профессиональных действий

              врач (лечит)___________, учитель (учит)________, строитель (строит)__________,

              повар (готовит)_________, художник (рисует)___________, маляр (красит)___________.

              (называет, называет с ошибками, не называет)

           В) Изучение состояния словаря прилагательных

       называние цвета

      (называет, называет с ошибками, не называет)

      подбор определений к слову

      еж_________________________________________________

      роза________________________________________________

      медведь_____________________________________________

      (подбирает, подбирает неправильно, не подбирает)

      подбор антонимов (с 6-ти лет)

     большой-____________, широкий-_____________, длинный-______________,

     грязный-_____________, молодой-_____________, открывать-_____________,

     опускать-_____________, доьро-_______________, далеко-______________.

     (подбирает, подбирает частично с ошибками, не подбирает)

  Выводы:

3 балла – выполняет задание самостоятельно с небольшим количеством ошибок

2 балла – выполняет задание с помощью с небольшим количеством ошибок

1 балл – допускает большое количество ошибок

0 баллов – не выполняет задание

  1.  Состояние грамматического строя речи

    А) Изменение имен существительных по числам:

       стол-________, жук-_________, рот-___________, пень-____________, стул-_____________,

       рука-___________, кукла-__________, ухо-__________.

      (изменяет, наличие аграмматизмов, не изменяет)

    Б) Изменение имен существительных по падежам:

        у меня есть ручка, у меня нет ____________, я пишу___________, я говорю о ___________.

       (изменяет, наличие аграмматизмов, не изменяет)

    В) Употребление формы родительного падежа множественного числа:

        дом (много чего?)- домов                                ручка-______________

        день-_____________                                        ключ-_______________

        вилка-____________                                        книга-_______________

        дерево-____________                                      окно-________________

       (употребляет, наличие аграмматизмов, не употребляет)

    Г) Согласование имен прилагательных с существительными:

        (Ребенку предлагаются контурные изображения предметов и круги разных цветов. Мы

        закрасим этот предмет такой краской, показывает, например, красный кружок. Что у нас

        получится?)

                 красный шар- ________________, платье-_________________, флажок-________________,

                 пальто- ___________________, шары __________________, машина __________________,

                 звезда – ___________________, брюки – ________________,  

Читайте также:  Как лепка влияет на развитие ребенка

                 (согласовывает, согласовывает с ошибками, не согласовывает)

             Д) Согласование имен существительных с числительными:

                  гриб- два _____________, пять ____________________

                  ночь- _________________, ________________________

                  окно- _________________, ________________________  

                  (согласовывает, наличие аграмматизмов, не согласовывает)

    Е) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

         ключ-_____________, ведро-________________, тетрадь-_______________,

         кукла-_____________, дом-_______________, лист-__________________,

         ухо-_______________, ложка-_____________.

         (образовывает, наличие аграмматизмов, не образовывает)

    Ж) Образование относительных прилагательных от существительных:

          стакан из стекла-_______________, мяч из резины-__________________,

          варенье из яблок-_______________, коробка из картона-______________,

          сумка из кожи-_________________, одеяло из шерсти-________________.

          (образовывает, наличие аграмматизмов, не образовывает)

     З) Образование притяжательных прилагательных (с 6-ти лет):

          книга дедушки-_____________, хвост зайца-____________, платок мамы-____________,

          уши лисы-______________, зубы волка-______________.

          (образовывает, наличие аграмматизмов, не образовывает)

      Выводы:

3 балла – выполняет задание самостоятельно с небольшим количеством ошибок

2 балла – выполняет задание с помощью с небольшим количеством ошибок

1 балл – допускает большое количество ошибок

0 баллов – не выполняет задание

  1.    Связная речь

пересказ:

Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Лев проснулся и поймал мышь. Она стала просить,

чтобы он отпустил ее. Лев рассмеялся и отпустил. Вскоре охотник поймал льва и привязал

его веревкой к дереву. Мышь подкралась, перегрызла веревку и освободила льва.

(пересказывает, пересказывает по наводящим вопросам, пересказывает неточно, не пересказывает)

составление рассказа по сюжетной картине

(составляет, составляет по наводящим вопросам, составляет неполно, использует простые предложения,  не составляет)

составление рассказа по серии сюжетных картин

(составляет, составляет по наводящим вопросам, составляет неполно, использует простые предложения,  не составляет)

             Выводы:

 3 балла – выполняет задание самостоятельно по словесной инструкции

 2 балла – выполняет задание по наводящим вопросам

1 балл – выполняет задание неполно, с ошибками по наводящим вопросам

 0 баллов – не выполняет задание

            Логопедическое заключение:

           Количество баллов:

           Уровень речевого развития:

          0-6 баллов – низкий

          7-12 баллов – ниже среднего

13-18 баллов – средний

          19-24 баллов – выше среднего

25-30 баллов – высокий

Источник

Логопедический пункт общеобразовательной школы №______________________________

Учитель-логопед_______________________________________________________________

Речевая карта

(образец заполнения на ребенка с ФФН)

  1. Фамилия, имя, возраст ребенка _________________________________________
  2. Школа __________________________, Класс__________________
  3. Домашний адрес______________________________________ телефон__________
  4. Дата зачисления на логопедический пункт___________________________________
  5. Успеваемость  (к моменту обследования) Начало учебного года_______________________________________________________________
  6. Жалобы учителя или родителей: (законных представителей) Со слов учителя неправильно произносит несколько звуков. Со слов матери (варианты): 1) неправильно произносит звуки, стесняется разговаривать с незнакомыми людьми; 2) мать не отмечает неправильно произносимых звуков.
  7. Заключение психиатра: на ребенка с ФФН не требуется.
  8. Состояние слуха: воспроизводятся данные из медицинской карты; проверяется при необходимости.
  9. Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова – с 1 года (1,5 лет); фразовая речь – с 1,5 –  2 лет.
  10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность): Строение и подвижность артикуляционного аппарата без патологии.
  11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний): Моя мама Надежда Ивановна. Работает медсестрой в поликлинике. Моего папу зовут Иван Петрович, он работает инженером. Я расскажу про лето. Я летом была на даче. Летом помогала дедушке строить колодец. Я помогала бабушке на даче в огороде. А потом дома убиралась, собаку кормила. С сестрой качалась на качелях. Дорожка ведет к качелям. Там растут розы. Потом мы с мамой в огород ездили (смешивает и заменяет звуки: р-л, ж-з, с-т).

а)   Словарный запас (количественная и качественная характеристика). Количественная характеристика: общий объем словаря. Качественная характеристика: ошибки в употреблении слов (замена по смыслу и аккустичекому сходству).

Привести примеры. Словарь в пределах возрастной нормы (см. запись беседы).

б) Грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизма. Привести примеры. В пределах возрастной нормы.

в) Произношение и различение звуков:

  1. произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешивание отдельных звуков. р – горл., р – л, с-т., з-т., (жаножа – жаноза, шаша – шаса, лалек – ралек);
  2. различение оппозиционных звуков: ра-ла-ла (лаЗ) та-да-та + ка-ка-га +са-са-ша (ша3) ла-ра-ла (ла3)

 да-да-та + га-га-ка + ша-ша-са (ша3)

са-са-за (са-ся-ся) па-па-ба + за-жа-за (за-за жа)

за-за-са (зя-ся-ся) ба-па-ба + жа-жа-за (жа3)

  1. воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом; привести примеры: мотоциклист, милиционер, космонавт; железнодорожный, транспорт, мотоциклист на мотоцикле; апельсиновый морс.

(Правильно произносит слова с различным звукослоговым составом)

                г) темп и внятность речи: ________________________________________________

  1. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова:

Вата – какой 1-й зв.? – в;   2-й? – а; 3- й? – т; 4-й? – а

Сушки – назови 1-й зв. – с, 3-й зв. – с.

Плащ – назови 2-й зв.? – а, последний – ?

Книга – сколько слогов? – 2; назови 1-й слог – кни; 2-й – ? – га.

сколько звуков в 1-ом слоге? – 2; назови их – к, н.

  1. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся – диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения (письменные работы прилагаются к речевой карте). Варианты.
  1. воспроизводит отдельные печатные буквы (А, Н, П, И …), слоги (ПА, НА…), слова (МАМА, ПАПА, КОТ…);
  2. воспроизводит только отдельные печатные буквы
  1. Чтение:

а) уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); варианты:

  1. называет и показывает отдельные буквы (А, О, Н, П, Т, М…) 
  2. называет буквы А, О, У, И, П, К, Т, М, Г, Л, Р, но не читает;
  3. читает слоги (АП, ТА…), односложные слова типа «кот» и двусложные слова типа «вата»

б) ошибки при чтении: _____________________________________________________

в) понимание прочитанного: понимает прочитанный логопедом текст.

  1. Проявление заикания:

 а) причина; выраженность заикания; ситуации, обуславливающие его проявление (ответы у доски и т.д.:) _________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) сформированность языковых средств:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) особенности общего речевого развития (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность): _______________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) адаптация к условиям общения_____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение  к своему дефекту, познавательная активность в области языковых явлений): неустойчивое внимание, критичен к своему дефекту_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Заключение логопеда: ФФН (это заключение отражает уровень сформированности устной и письменной речи)______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник