Карта динамики развития ребенка в школе

Карта отслеживания динамики развития обучающихся

с ОВЗ как элемент комплексного сопровождения.

Аннотация.

Служба сопровождения с начала двухтысячных годов стала неотъемлемой, составной частью

системы образования в МБОУ «Разъезженская СОШ» обеспечивая комплексную психолого-

педагогическую медико-социальную помощь в воспитании, обучении и развитии

обучающихся. Основополагающим фактором эффективного комплексного сопровождения

обучающихся с ОВЗ является согласованность действий всех участников образовательного

процесса. «Карта отслеживания динамики развития обучающихся» – это документ,

посредством которого осуществляется связь между специалистами и педагогами школы,

координируется работа Службы сопровождения образовательной организации.

Ключевые слова: обучающиеся с ОВЗ, комплексное сопровождение, «Карта отслеживания

динамики развития обучающихся».

Каждый «особый» ребенок индивидуален и по психофизиологическим особенностям, и по

характеру проблем, испытываемых им в учебной деятельности, и по социальной ситуации

развития. Поэтому возникает необходимость в оценке индивидуального психологического

развития учащегося с ОВЗ. Проблема обучения, воспитания и развития «особого» ребенка

становится в последнее время актуальной и значимой.

В настоящее время в педагогической литературе уделяется большое внимание проблеме

организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ, но еще недостаточно

разработано практических материалов, пособий для работы педагогов и специалистов,

сопровождающих обучающихся с ограниченными возможностями.

В ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью указывается, что к особым

образовательным потребностям относятся: обязательность непрерывности коррекционно-

развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в

процессе коррекционной работы.

Также в стандарте выделяют потребность

в

психологическом сопровождении и оптимизирующем взаимодействии со всеми субъектами

образовательного процесса (учащиеся, педагоги, семья) [1].

В нашей школе создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое

сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на

протяжении всего периода его обучения [2].

Целью Службы сопровождения является организация психолого-педагогического и

социального сопровождения учебно-воспитательного процесса путем реализации комплекса

превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий,

направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации

личности.

Важным условием для эффективной работы Службы сопровождения, является соблюдение

ряда принципов: принцип системного целеполагания, который заключается в том, что

цели сопровождения согласованы с целями образования, как на уровне

 образовательного учреждения, так и на уровне ФГОС. Принцип целостности, при соблюдении которого служба рассматривает учебное заведение как систему, в которой все звенья взаимосвязаны,

все специалисты и педагоги взаимодействуют, что также является основой реализации

принципа взаимодействия [3].

Основой для реализации целей сопровождения является

углубленное психолого-

педагогическое изучение обучающегося с ОВЗ,

выявление его индивидуально-

психологических особенностей для оценки актуального состояния, представление прогноза

дальнейшего развития, обучения и разработки рекомендаций, определяемых задачей

обследования и составление целой картины класса.

В Службу сопровождения входят специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог,

социальный педагог, учитель-дефектолог и медицинский работник. Комплексное изучение

ребенка, выбор наиболее эффективных методов работы, отбор содержания обучения с

учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется путем ведения

«Карта отслеживания динамики развития обучающихся».

В нашей школе разработана система мониторинга уровня развития обучающихся с особыми

образовательными потребностями и детей-инвалидов. С момента поступления детей с ОВЗ в

учреждение, с их семьями ведется тесная работа.

На первом этапе, в начале каждого учебного года, проводится медицинский осмотр детей, по

результатам которого врачи составляют рекомендации для обучающихся, родителей,

педагогов.

На втором этапе проводится комплексная диагностика специалистами школы.

На третьем этапе заполняется индивидуальна карта развития на каждого обучающегося,

включающая общие сведения о ребенке, результаты диагностических обследований,

рекомендации по сопровождению обучающегося и план работы с обучающимся.

На четвертом этапе заполняется комплексная карта на класс.

По результатам анализа полученных данных определяется образовательный маршрут или

принимается решение о направлении обучающиеся на территориальную или окружную

ПМПК с целью выработки рекомендаций для составления индивидуального маршрута

развития ребенка.

Основным механизмом работы Службы сопровождения является междисциплинарность –

комплексный подход к сопровождению. Одним из приоритетных направлений Службы

сопровождения

является разработка адаптированной образовательной программы.

Взаимодействие разных специалистов в режиме работы Службы сопровождения –

достаточно трудная задача, поскольку на всех участников процесса сопровождения ложится

ответственность за разностороннее изучение потенциала личности, педагогических условий,

причин возникновения трудностей у детей и построение комплексной программы мер по

оказанию помощи ребенку.

По результатам мониторинга полученные всеми специалистами данные обследования

оформляются в единую «Карту отслеживания динамики развития обучающихся».

Социальный педагог предоставляет данные о социальном статусе семьи (малообеспеченная

семья, многодетная семья, благополучная, неблагополучная). Медицинский работник

заполняет графу «Состояние здоровья» по результатам медицинского обследования,

указывая группу здоровья и наличие инвалидности. Педагог-психолог заносит в карту

данные по результатам психодиагностического исследования, которое включает в себя

изучение уровня развития познавательных процессов, уровня развития эмоциональной

сферы, уровня развития волевых качеств (учебной мотивации). Учитель-логопед дает

заключение об уровне речевого развития. Учитель-дефектолог предоставляет данные об

уровне учебных действий и рекомендует программу (для обучающихся с легкой, умеренной

и         тяжелой         умственной         отсталостью)         и         группу         обучения.

Карта отслеживания динамики развития обучающихся ____ класса ____________ учебного года.

*м – математика, ч – чтение, р – русский язык.

Параметры

измерения

Социальный

анамнез

Состояние

здоровья

Особенности

эмоционально-

волевой сферы

Уровень развития познавательных

процессов

Программа

обучения

Уровень

учебных

действий

Уровень усвоения

программы

Уровень

развития

трудовых

навыков

Развитие

эмоций

Развитие

волевых

качеств

Внимание

Память

Мышление

Речь

Фамилия, имя

обучающегося

м

р

ч

м

р

ч

1-я группа обучения: обучающиеся усваивают программный материал, могут работать

самостоятельно, не требуются дополнительные инструкции. Руководство практической

деятельностью данной группы учеников с помощью алгоритмов учебных и умственных

действий способствует развитию самостоятельности и активности мышления, формирует

рефлексивно-личностный компонент учебной деятельности.

2-я группа обучения: обучающиеся с выраженным недоразвитием ориентировочной

деятельности и мыслительных операций, не смогут работать с практическими заданиями на

этапе формирования знаний, здесь они выступают лишь слушателями, усваивающими

логику рассуждений, раскрывающих взаимосвязи или свойства изучаемого объекта, явления.

Требуется дополнительная инструкция. Однако на этапе закрепления знаний эта работа

будет им посильна. Они смогут или формулировать ответы на вопросы практического

задания, или находить правильные, нужные ответы из совокупности ответов.

3-я группа обучения: обучающиеся с более выраженным недоразвитием познавательных

процессов. При усвоении материала требуется дополнительная инструкция, опора, показ

действий, помощь и контроль учителя. Работают с подобными практическими заданиями

только на этапах закрепления и повторения пройденного материала посредством чтения

вопросов и соответствующих им ответов. Дидактические задачи обучения умственно

отсталых детей этой группы с помощью практических заданий будут заключаться в усвоении

логики размышления, формировании умений устанавливать простейшие логические связи в

содержании учебного материала.

Исходя из уровней учебной деятельности педагоги проектируют разноуровневые задания на

уроке для учащихся. Обучение идёт в соответствии с требованиями программы и с учётом

индивидуальных возможностей учащихся. От правильности выбранных приемов и методов

(в соответствии с уровнем учебных действий, группой обучения) во многом зависят

динамика личностного развития ребёнка его адаптивные возможности в процессе

социализации.

В процессе обучения по выбранной на основании диагностических данных программе

педагогами-предметниками заполняются графы в соответствии с уровнем усвоения

программы по основным предметам (математика, русский язык, чтение) и уровнем развития

трудовых навыков (оценивается самостоятельность выполнения, необходимость контроля и

помощи со стороны учителя).

Все этапы диагностики, отражаются в

«Карте отслеживания динамики развития

обучающихся», которую ведут специалисты Службы и педагоги. Служба сопровождения –

это постоянно действующий диагностический, консультативный, коррекционный,

просветительский орган школы, защищающий интересы детей с особенностями в развитии в

образовательном   пространстве   школы,   разрабатывающий   целостную   систему

целенаправленных совместных действий всех субъектов образовательного и социально-

педагогического пространства, мобилизирующий и концентрирующий все ресурсы для

разрешения наиболее трудной проблемной ситуации.

Таким образом, «Карта отслеживания динамического развития обучающегося» позволяет

координировать и объединять усилия специалистов (медицинских работников, психологов,

логопедов, социального педагога, дефектолога) педагогов и родителей, направленные на

решение вопросов обучения, развития, воспитания и адаптации детей с особенностями в

развитии в условиях школы, на создание оптимальной модели оказания специальной

коррекционно-педагогической помощи обучающимся.

Список литературы.

1. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие

для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М. Шипициной. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,

2003. – 528с. – (Коррекционная педагогика).

2. Турищева Л. В. 101 схема и таблица: в помощь школьному психологу/Л.В.Туищева.-

Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 94с. – (Золотая педагогическая

 коллекция).

3.

Приказ № 1599 МИОНОБРНАУКИ России «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Москва 19 декабря 2014 г.

Источник

Рекомендации по структуре и содержанию индивидуальной карты

учёта динамики развития ребенка

  1. Индивидуальная карта учета динамики развития ребенка (далее – Карта) составляется на каждого обучающегося, воспитанника, имеющего заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Ханты-Мансийска и/или центральной психолого-медико-педагогической комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
  2. Образовательная организация разрабатывает и утверждает локальный акт, в котором отражается порядок ведения и хранения Карты, доступа к содержащейся в ней информации. Работа с Картой организуется с соблюдением Федерального закона от 27.07.2006 №152 «О персональных данных».
  3. Карта отражает динамику развития ребенка в течение  каждого учебного года и хранится в образовательном учреждении до завершения ребенком образования в данном образовательном учреждении.
  4. Содержание Карты обязательно для ознакомления родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника после каждого психолого-медико-педагогического консилиума (далее – ПМПк).
  5. Карта выдается родителям (законным представителям) при направлении ребенка на обследование специалистами территориальной ПМПК, при переходе обучающегося, воспитанника в другое  образовательное учреждение, при завершении общего образования.

Структура Карты

  1. Титульный лист (заполняется ответственным лицом, назначенным в соответствии с локальным актом образовательного учреждения).  
  2. Социальная карта семьи (заполняется классным руководителем или социальным педагогом).

III. Заключение ПМПк (заполняется куратором сопровождения по итогам проведенных заседаний ПМПк). Копии заключений территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Ханты-Мансийска и/или центральной психолого-медико-педагогической комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры прикладываются.

  1. Программа комплексного сопровождения ребенка (цель сопровождения формулируется всеми участниками сопровождения; задачи – каждым участником сопровождения).
  2. Индивидуально-психологические особенности (информация педагога-психолога).
  3. Познавательные процессы (информация учителя-дефектолога).
  4. Речевое развитие (информация учителя-логопеда).
  5. Информация классного руководителя, социального педагога.

IX.  Результаты, достигнутые по завершении этапа сопровождения, оценка эффективности проделанной работы (заполняется куратором после проведения ПМПк по итогам учебного года).

Форма Карты

Наименование образовательной организации

Индивидуальная карта учёта динамики развития ребенка

(20__/20__ учебный год)

Фамилия ___________________________________________________________________

Имя ______________________________________________________________________

Отчество __________________________________________________________________

Возраст _____________________ Дата рождения __________________________

Адрес  ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Телефон_____________________________________________________________

Из какой образовательной организации прибыл _________________________________

___________________________________________________________________________

ФИО родителей  (законных представителей) ____________________________________

                          __________________________________________________________________________

Куратор сопровождения  (ФИО, должность, дата назначения)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. Социальная карта семьи

Сколько детей в семье / в т.ч. семье опекуна ____________________________________

Какой ребенок по счету в семье / в т.ч. семье опекуна ____________________________

С кем ребенок проживает _____________________________________________________

__________________________________________________________________________

Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни __________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, свой письменный стол, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т.п.) _____________ __________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Кто из взрослых:

– помогает делать домашние задания____________________________________________

__________________________________________________________________________

– находится с ребенком в случае болезни_______________________________________

__________________________________________________________________________

– провожает и встречает ребенка _________ ____________________________________

__________________________________________________________________________

– гуляет с ребенком _________________________________________________________

__________________________________________________________________________

– помогает решать конфликты ________________________________________________

__________________________________________________________________________

– что-либо другое ___________________________________________________________

__________________________________________________________________________

III. Заключение психолого-медико-педагогического консилиума

Дата психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ____________________

Причина проведения _______________________________________________________

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________Заключение _______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Куратор сопровождения (ФИО, подпись)

Специалисты (ФИО, подписи)

* В случае необходимости в течение учебного года проводятся дополнительные консилиумы для корректировки программы сопровождения

IV. Программа комплексного сопровождения

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(фамилия, имя ребенка, класс/группа)

Цель сопровождения: ________________________________________________________

Задачи: ____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

План мероприятий по сопровождению

Участник сопровождения*:

сопроводительные мероприятия

Сроки реализации

Периодичность (общее количество, частота и длительность занятий)

Отметка о выполнении

* Участники сопровождения: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, другие специалисты, родители (законные представители)

V. Индивидуальные психологические особенности ребенка ___________________________________________________________________________

(фамилия, имя ребенка, класс/группа)

Задачи сопровождения: ______________________________________________________

Особенности

Результаты входящей  диагностики

дата _______________________

Результаты  итоговой диагностики

дата ___________________

О

Б

Щ

Е

Н

И

Е

Инициативность

Круг общения

Контактность

МОТИВАЦИЯ

ПОВЕДЕНИЕ (проявления)

С

О

С

Т

О

Я

Н

И

Я

тревожность

агрессивность

возбудимость

самооценка

АДАПТАЦИЯ

Выводы по итогам входящей диагностики:  _____________________________________

Выводы по итогам проведенной работы: ________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VI. Познавательные процессы

____________________________________________________________________

(фамилия, имя ребенка, класс)

Задачи сопровождения: _____________________________________________________

Особенности

Результаты входящей  диагностики  

дата ______________

Результат итоговой диагностики  

дата ____________

В

О

С

П

Р

И

Я

Т

И

Е

Пространственное

Времени

Зрительное

Слуховое

В

Н

ИМА

Н

И

Е

Устойчивость

Продолжительность

Переключаемость

Распределение

ПАМЯ

Т

Ь

Зрительная

С

л

у

х

о

в

а

я

Кратковременная

Долговременная

Смысловая

МЫШЛ

Е

НИ

Е

Ф

О

Р

М

Ы

Наглядно-действенное

Наглядно-образное

Словесно-логическое

Анализ

Синтез

Обобщение

Сравнение

Выводы по итогам входящей диагностики: ______________________________________

Выводы по итогам проведенной работы: ________________________________________

VII. Речевое развитие

ФИ ребенка __________________________________________________________

Класс  _____________ учебный год _________________________________

Цель диагностики:

Входная диагностика:

Итоговая диагностика:

Определить уровень  речевого развития ребенка на момент начала работы

Определить уровень  речевого развития ребенка  по итогам работы

Задачи диагностики:

Определить уровень сформированности двигательных функций артикуляционного аппарата

Определить динамику развития уровня сформированности двигательных функций артикуляционного аппарата

Определить уровень сформированности двигательных функций мелкой моторики пальцев рук

Определить динамику развития уровня двигательных функций мелкой моторики пальцев рук

Определить уровень сформированности звукопроизношения

Определить динамику развития уровня сформированности звукопроизношения

Определить уровень сформированности фонематических процессов

Определить динамику развития уровня фонематических процессов

Определить уровень сформированности  звукового анализа

Определить динамику развития уровня звукового анализа

Определить уровень сформированности словарного запаса

Определить динамику развития уровня словарного запаса

Определить уровень сформированности грамматического строя

Определить динамику развития уровня грамматического строя

Определить уровень сформированности связной речи

Определить динамику развития уровня связной речи

Определить уровень сформированности пространственной ориентировки

Определить динамику развития уровня сформированности пространственной ориентировки

Предъявляемые задания

Результаты входящей  диагностики (начало учебного года – дата)

Результаты

итоговой диагностики (окончание учебного года – дата)

Двигательные функции артикуляционного аппарата

Уровень сформированности двигательных функций

Заключение

Мелкая моторика пальцев рук

Уровень сформированности мелкой моторики пальцев рук

Заключение

Звукопроизношение

Уровень сформированности звукопроизношения

Заключение

Фонематический слух и  восприятие

Уровень сформированности фонематических процессов

Заключение

Словарный запас

Уровень сформированности словарного запаса

Заключение

Грамматический строй речи

Уровень сформированности грамматического строя речи

Заключение

Связная речь

Уровень сформированности связной речи

Заключение

Пространственная ориентировка

Уровень сформированности пространственной ориентировки

заключение

Анализ речевого развития ребенка

По результатам входной диагностики

По результатам итоговой диагностики

Речевое заключение ________________________________________________________

Выводы. Выявленные проблемы. Пути их решения __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Информация классного руководителя, социального педагога

ФИ ребенка __________________________________________________________

Класс  ___________________ учебный год _______________________________

Участие в программах дополнительного образования

Мероприятия

Название, роль

Достижения

Секции

Кружки

Проектная деятельность

Профессиональное ориентирование

Конкурсы

Олимпиады

Внеурочные мероприятия (посещение музеев, театров, концертов и др.)

Параметры контроля

Начало года

Конец года

Самообслуживание, самостоятельность

Отношение к учёбе

Отношение к выполнению поручений

Посещение библиотеки, секций, кружков,

др. мероприятий

Выводы. Выявленные проблемы. Пути решения _________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Результаты, достигнутые по завершении этапа сопровождения,

оценка эффективности проделанной работы за учебный год

Дата итогового ПМПк  __________________________________

Результаты и эффективность сопровождения ____________________________________   ___________________________________________________________________________

Решение.  

Рекомендации _____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Куратор сопровождения (подпись)

С  содержанием индивидуальной карты  развития ребенка ознакомлен(а)

Подпись родителей (законных представителей) _________________________________

Дата «___»___________ 201__ г.

С содержанием индивидуальной карты учёта динамики развития ребенка ознакомлен(а)

Подпись родителей (законных представителей) _________________________________

Дата «___»___________ 201__ г.

Источник