Карл бюлер духовное развитие ребенка

Record create date:
6/8/2018

Subject:
Психология

LBC:
88

Allowed Actions:

Action ‘Read’ will be available if you login or access site from another network

Action ‘Download’ will be available if you login or access site from another network

Group:
Anonymous

Network: Internet

Table of Contents

  • Бюлер К_Духовное развитие ребенка
    • Содержание
    • Предисловие к русскому изданию
    • Предисловия автора к 1-3 немецким изданиям
    • Глава первая. Общее
      • § 1. Инстинкт, дрессировка и интеллект. Отрывок из сравнительной психологии
        • Тема
        • 1. Что такое инстинкт
          • Пример. Психологическое
        • 2. Дрессировка
          • Человек, как дрессировщик, естественная дрессировка
          • Схема процесса
          • Развитие способности к дрессировке
        • 3. Интеллект, его отношение к инстинкту и дрессировке
          • Употребление орудий
          • Исследование шимпанзе
          • Подробности
        • 4. К психологическому объяснению опытов
          • Изобретения. Догадка
          • Внезапность решения
          • Сообразительность. Методы решения
          • Итог
          • “Считающая” лошадь
        • 5. Теоретический результат
        • 6. К истории и оценке теории ступеней
          • Ее построение
          • Анатомическое
          • Учение Эдингера
        • 7. Заключение
      • § 2. О наследственности духовных свойств
        • 1. Законы Менделя
        • 2. Менделевские исследования над людьми
          • Душевные болезни
          • Наклонность к преступлению
          • Интеллектуальные способности
          • Теоретический результат
        • 3. Прежние исследования (Кетле, Гальтон)
          • Гейманс и Вирсма
          • Исследование фамилий
        • 4. Практическое приложение
      • § 3. Цели и пути психологии ребенка
        • 1. К истории
          • Прейер
        • 2. Цели
          • Законы структуры
          • Причины
          • Понятие развития
        • 3. Методы
          • Ведение дневников
          • Три вида эксперимента
          • Интерпретация
          • Самонаблюдения
        • 4. О границах детской психологии и фазах детства
      • § 4. О телесном развитии ребенка
        • 1. Общее
        • 2. Рост веса
        • 3. Изменение пропорций тела
        • 4. Развитие центральной нервной системы
        • 5. К физиологии ребенка
    • Глава вторая. Первый год жизни
      • § 5. Общее. Три ступени у ребенка
        • Функциональная зрелость
        • 1. Инстинкт. Пример. Идиоты
        • 2. Дрессировка
        • 3. Интеллект
          • Опыты и их объяснения
          • Прежние воззрения
      • § 6. О процессах сознания у новорожденного
        • Функциональная незрелость мозговых центров
        • Деление жизненных процессов
        • 1. Выразительные движения
        • 2. Инстинктивные действия
        • 3. Рефлексы
        • 4. Импульсивные движения
          • Результаты. Биологические проявления сознания
      • § 7. Развитие активного и целесообразного употребления внешних чувств
        • 1. Общее
        • 2. Активное смотрение
        • 3. Активное осязание
        • 4. Активное слушание
          • Развитие остальных чувств
          • Результат
      • § 8. Первые чувства и аффекты
        • Аффекты животных
        • 1. Начало
        • 2. Развитие
          • Чувства, связанные с памятью
        • 3. Страх. Впечатление чуждости
        • 4. Склонность. Впечатление знакомости
          • Подражание
      • § 9. Первые волевые акты
        • 1. Инстинктивные действия и сознание
          • Учение Эббинггауса
          • Закон переложения
          • Отбор целесообразных движений
        • 2. Первые желания
          • Желание сосать
          • Желание схватить. Желание отсутствующих вещей
          • Жесты
        • 3. Отдельные наблюдения из позднейших стадий
          • Бесцельное желание
          • Первые оценки
      • § 10. Заключение. О содержании и форме жизни годовалого ребенка
        • Индивидуальные различия
        • Привычки и активность
        • Игра годовалого ребенка
        • Формула характера его жизни
        • Род жизни в целом
    • Третья глава. Восприятия
      • Понятие внешнего чувства
      • Из истории развития внешних чувств
      • Задачи
      • Расчленение
      • § 11. О понимании вещей
        • 1. “Объективирование”, опыты с пауком
        • 2. Стадии субстанции, действия, отношения
        • 3. Объяснение человеческих действий
          • Вчувствования
          • Анимистическая фаза
        • 4. Зеркальное изображение и тени
      • § 12. Образование созерцания пространства и времени
        • 1. Видение глубины
          • Пространство рта, осязательное пространство, пространство отдаленности
        • 2. Первоначальные основы созерцания пространства
          • Теория Лотце. Критика
        • 3. Различение главных направлений
          • Вертикальное и горизонтальное направление
          • Правое и левое
          • Леворукость
        • 4. Созерцание времени
          • Времена ожидания и воспоминания
          • Порядок времени
          • Теория созерцания времени
      • § 13. Понимание величин и форм
        • 1. Величины
        • 2. Пространственные формы
          • Формы контуров
          • Понимание картины
          • Ориентирование вещей в пространстве, зеркальное письмо
          • Фактор пропорциональности
          • Осязательное чувство
        • 3. Ритм и мелодия
          • Мелодические изобретения. Исследование Вернера
      • § 14. Внимание и проявление абстракции
        • Формула Эббинггауса
        • 1. Биологические основы внимания
        • 2. Первые симптомы у ребенка
          • Отклонение
          • Побуждение к наблюдению
          • Объем внимания
        • 3. Опыты Каца
        • 4. Опыты с абстракцией у детей школьного возраста
          • Результаты
          • Различие между мальчиками и девочками
        • 5. Программа
          • Теория абстракции
      • § 15. Сравнение и восприятие отношений
        • Классы отношений
        • 1. О дрессировке в области отношений
          • Опыты с курами
          • Их объяснение
        • 2. Роль переживания перехода в восприятии отношений
          • Прочие теории сравнения. Критика
          • Признак отношения. Новая теория
        • 3. Объяснение признаков отношений
          • Познание отношений
          • Опыты с шимпанзе
          • Приложение к человеку
          • Оценка новой теории при помощи фактов
          • Логические аргументы
          • Природа сознания отношений
          • Отношения и форма
        • 4. Первые проявления отношений у ребенка
        • 5. Различение и называние красок
      • § 16. Восприятие числа, образование числа и счет
        • 1. Понимание множества и группы
          • Опыты Декроли и Дегана
          • Сообщение Прейера
          • Опыты Бине
          • Впечатления групп при их названии
          • Опыты над животными
        • 2. Образование рядов и отсчитывание
          • Специфическое при образовании ряда для счета
          • Объяснение замечательных наблюдений
          • Действие образования ряда и впечатление множества
          • Порядковые и количественные числа
        • 3. Начала счета
          • Процесс счета у взрослых
          • Замена ассоциативной системы умножения у народов без школы
        • 4. Теоретическое. Дедекинд
          • Момент единства
          • Теория числа и факты развития
    • Глава четвертая. Развитие языка
      • О трех основных функциях звуков речи
      • § 17. К фонетике детского языка
        • Звуки крика
        • Лепет
        • Подражательные звуки
        • Самоподражание и подражание другим
      • § 18. Развитие значений слов
        • 1. Понимание
          • Недиференцированные действия речи на ребенка
          • Диференцированные действия
          • Эффекты дрессировки
          • Посредствующая роль жестов
        • 2. Первые осмысленные слова
          • Их возникновение
          • Аффективное и волевое значение
        • 3. Функция наименования у слов
          • Елена Келлер
        • 4. Приноравливание
          • Отклонения первых слов от языка взрослых
      • § 19. О приобретении словесных форм
        • Период языка без флексий
        • Начало образования форм
        • Подражание и образование по аналогии
        • Соединения по аналогии
        • Местоимения первого лица
        • Аgrаmmаtismus infаntilis
      • § 20. Развитие предложений и связи предложений
        • 1. Однословные предложения и их смысл
        • 2. Первые двухсловные предложения и их возникновение
        • 3. Дальнейшие усложнения
          • Отрицание
          • Расстановка слов
        • 4. Соединенные предложения. Сочинение и подчинение
    • Глава пятая. Развитие рисования
      • Из истории
      • Исследования стиля и художественно-технические
      • Анализ акта рисования
      • Рисование и речь
      • Методы исследования
      • § 21. Первые стадии
        • 1. Начало
          • Каракули
        • 2. Переход к изобразительному рисованию
          • Действия
          • Каракули и лепет
          • Стадии развития каракуль
        • 3. Орнаменты из каракуль
          • Тоже у первобытных народов
          • Орнамент у детей
      • § 22. Предмет и стиль первых детских рисунков
        • Отношение знака и значения при картине и при языке
        • 1. Общее
          • Предпочитаемые объекты рисования
        • 2. Человек
          • Подробности
          • Изображения еn fасе и в профиль
        • 3. Животное
          • Производные и самостоятельные схемы
        • 4. Схема дерева и цветы
          • Анатомические и контурные формы
          • Схемы цветов
        • 5. Дом и телега
          • Другие объекты рисования
        • 6. Первые сложные картины
      • § 23. К анализу акта рисования
        • О выразительной ценности детских рисунков
        • 1. Об образцах
          • Рисование по памяти и с натуры
          • Рисование моделей
          • Объяснение рисования детей по памяти
          • Расчленение представлений
        • 2. Влияние знания
          • Рисование и знание
        • 3. Абстрактность схематических рисунков
          • Их символическая функция
          • Схема и понятие
        • 4. Расчленение
          • Расчленение по названию
          • Графический рассказ
        • 5. Сочетание
          • Пространственная фантазия ребенка
          • Пропорции и симметрия
      • § 24. Развитие рисования
        • Условный характер форм
        • 1. Направления развития
          • Происхождение письма
          • Схематический орнамент
          • Верность изображения
        • 2. Фактический ход развития
          • Графические потребности и письмо
        • 3. Исключения
          • Высокоодаренный дитя-рисовальщик
          • Талант рисования орудий
          • Выдающиеся копиисты
          • Анализ копирования
          • Быстрые школьные успехи
          • Вундеркинды в области рисования
          • Анализ их способности
          • Вундеркинд и схема
          • Дальнейшие случаи
      • § 25. Рисование и язык. Параллели к детским рисункам из истории народов
        • 1. Происхождение рисования
          • Наблюдения К. Ф. Штейнена над индийцами в центральной Бразилии
          • Новые объяснения
          • Общее об изобразительной функции рисования
          • Извещающая и разрешающая функция графического рисования
        • 2. Перевес звуковой речи
          • Преодоление рисования через язык
        • 3. Верные действительности рисунки примитивных народов, палеолитические рисунки
          • Теория Ферворна
          • Сравнение с отношениями у детей
        • 4. Выдающийся пункт
          • Рисунки эскимосских детей
          • Составные части теории Ферворна. Критика
          • Собственная теория
        • 5. Понятие верности действительности и его противоположности
          • Стилизирование рисования
    • Глава шестая. Развитие деятельности представлений
      • Восприятие и представление
      • Их различие у ребенка
      • Сны у животных
      • Первые фазы деятельности представлений у детей
      • Представления воспоминаний и фантазии, представления ситуаций и отвлеченные представления
      • § 26. Воспоминания у ребенка
        • Анализ воспоминаний
        • Схема их развития
        • 1. Впечатление знакомости и узнавание
          • Сложные предметы и ситуации
          • Время скрытого узнавания
          • Прогресс на втором году жизни
        • 2. Действия продолжительности
        • 3. Полные воспоминания
          • Воспоминание и ожидание
          • Дополнение картин и ситуаций
        • 4. Рост объема воспоминаний
        • 5. Воспоминание о жизни
        • 6. Припоминание
        • 7. Механическая и логическая память
          • Способность к заучиванию и наблюдательность
      • § 27. Деятельность фантазии играющего ребенка
        • 1. Толкование картин и ситуаций
          • Синестезия в раннем детстве
          • Мнимые толкования в играх
          • Объяснение мнимых толкований у детей
          • Сказочный и мифический характер проявлений детской фантазии
          • Биологические наблюдения
          • Теория К. Ланге
        • 2. Потребность в возбуждении для детской фантазии
        • 3. Темы иллюзорной игры
          • Вчувствование в ситуацию при игре
          • Игра и действительность
          • Разделение сфер в мире детских представлений
        • 4. Психологический характер представлений фантазии у детей в игре
      • § 28. О возрасте сказок у ребенка и литературно-психологический анализ детских сказок
        • А
          • 1. Из истории детских сказок
          • 2. Три ступени литературы для раннего детства: Степка-растрепка, возраст сказок, возраст Робинзона
            • О поэтической восприимчивости ребенка
        • Б
          • 1. Круг лиц в Гриммовских сказках
            • Характеристика лиц и животных
          • 2. Среда сказок
          • 3. Происшествие в сказке
            • Мотивирование действий
          • 4. Техника изображения в сказке
      • § 29. Сказочная фантазия у ребенка
        • Методическое
        • Сказки и сон
        • 1. Калейдоскопическая смена представлений
          • Волшебные превращения
          • Внезапные явления и перемены места
          • Наслаждение от смены представлений
        • 2. Бедность сказки в отношении соединения представлений
          • Разрешение ситуаций в последовательном изображении
          • Перенесение простых признаков
          • Вывод отсюда: о бедности комбинационной деятельности у ребенка
        • 3. Преувеличения в сказках
          • Образование рядов, удовольствие от психического процесса преувеличения
          • Общее об изменении пропорций
        • 4. Сравнение
          • Сравнение восприятий у ребенка
          • Недостаток сравнения в сказке
          • Объяснение
        • Принцип аналогии в деятельности фантазии у ребенка
        • 6. Психологический характер сказочных представлений ребенка. Случаи верности памяти
          • Несоответствия и противоречия в сказках
    • Глава седьмая. Развитие мышления
      • Необходимость предварительной теоретической работы, положение мышления в душевной жизни человека
      • Биологическая функция мышления
      • § 30. К анализу процесса мышления
        • а) О суждении
          • Брентано и Г. Е. Мюллер
          • 1. Переживание уверенности (bеlief)
          • Экскурс об уверенности воспоминаний
            • а) степень уверенности
            • б) факторы, от которых зависит уверенность воспоминаний
              • Необходимость троякого рассмотрения
              • Причинное рассмотрение
              • Волевой характер процессов воспоминания
              • Отношение обоснования (убеждение и понимание)
            • в) Природа переживания уверенности
              • Уверенность и фактическое положение
              • Знание фактических положений и связи последних
              • Об установке
          • 2. Схватывание фактического положения
            • Фактическое положение и предложение, предикативное отношение
        • б) О заключении
          • 1. Работа Штеринга и ее результат
            • Наглядный процесс заключения
          • 2. Представления и мышление при выводе
            • Роль языка при этом
          • 3. Роль основных положений и правил
            • Работа Линдворского
        • в) О понятии
          • Естественное приобретение понятий
          • 1. Роль групп памяти
            • их структура
          • 2. Процесс научного объяснения понятий
            • Общие суждения при этом
            • Суждение при образование понятий
            • Суждение при применении понятий
          • 3. Двойной корень понятий
            • Понятие и представление
            • Понятие и схематическое представление
          • 4. Приобретение понятий из определений
      • § 31. Мышление в процессе называния
        • Биологическое об отношении языка и мышления
        • Внутренние законы в ходе развития языка
        • 1. Факт называния и его ближайшее разъяснение
          • Случай при назывании
          • Идея говорящего автомата
        • 2. Многообещающее открытие
          • Возраст вопросов о названии
          • Логическая ценность первых названий
      • § 32. Возникновение суждения
        • Постановка проблемы учения о развитии
        • 1. Теоретические соображения и примеры из литературы
          • Объективные признаки процесса суждения. Учение о критериях
        • 2. Факты, логический характер первых суждений
          • Дифференцирование имен
      • § 33. О выведении суждений (следствия и заключения)
        • Дополнение и аналогия, как принципы первых заключений
        • 1. Аналогия
        • 2. Принцип причинности
          • Его соединение с мыслью о цели
          • Стадия вопросов, почему?
          • Эгоцентрическое и антропоцентрическое понимание природы
          • Возникновение идеи делания
          • Вопросы о причине
        • 3. Итоги
      • § 34. О развитии понятий
        • 1. Собственные имена
          • Интуитивное и отвлеченное мышление
        • 2. Необходимость применять те же имена для многих вещей
          • Группы ассоциаций и познание сходства
        • 3. Раннее появление известных общих понятий
          • Априорность понятия вещи
        • 4. Переживание отдельных суждений
          • Многие имена для одного и того же предмета
          • Подчиняющая связь и подчинение
          • Первичные ступени настоящих понятий
        • 5. Определения подчинения и связи
          • Целевые определения у детей
          • Прогресс
          • Паралелли из психологии народов
    • Глава восьмая. Основные положения общей теории духовного развития
      • Аристотель и Гегель
      • Главное направление в развитии психики
      • Прямые отношения инстинкта и интеллекта
      • Формула построения рефлекторной дуги
      • Дришевское определение понятия развития
      • Увеличивающаяся сложность в духовном развитии
      • Направление совье внутрь
      • 35. О происхождении интеллекта
        • Формула Дарвина и завершение теории Дарвина
        • Три области отбора целесообразного
        • Теоретическое определение третьей области
        • 1. Подчинение
          • Признак психических явлений по Брентано
          • Представления, замещающие образы, их биологическая функция
          • Доказательство
          • Проявление созерцания пространства
        • 2. Возникновение ощущений
          • Непостоянство развития
        • 3. Гетерономия течения представлений при мышлении
          • Шопенгауер об интеллекте
          • Сравнение
          • Пример возникновения суждения
          • Двоякое влияние на течение представлений
          • Биологическое действие мысли
      • § 36. Алгедоническая реакция. Наслаждение, игра, творчество
        • Чувство боли у насекомых
        • Алгедоническая реакция
        • 1. Понятие наслаждения, желание и удовлетворение
          • Три момента единства в действии, сопровождающемся наслаждением
          • Структура сложных действий, сопровождающихся наслаждением
        • 2. Процесс игры. Функциональное удовольствие
          • Его проявление
          • Функциональное удовольствие и удовольствие от содержания
          • Физиологическое
          • Определение понятия игры
          • Признак целесообразности
        • 3. Творчество, радость творчества
          • Источник силы прогресса
          • Происхождение культуры
          • О стремлении к новизне у животных
          • Схема руководящей мысли в теории развития
      • § 37. О формах процесса игры у детей
        • Физиологические вопросы
        • Деление Грооса
        • Подвижные игры
        • Упражнения чувства зрения
        • Игры с активным слушанием
        • Упражнение голоса
        • Фантазирование
        • Игры с преобладанием мышления, — чувства
        • Общественные игры
        • Подражательные игры
        • Игры, содержащие духовную борьбу
        • Возраст наших детских игр
        • Сравнение с греческим
        • Педагогическое о детской игре
    • Указатель авторов
    • Предметный указатель
    • Литература

Document usage statistics

Источник

Значительный вклад в развитие детской психологии внес и известный немецкий психолог Карл Бюлер (вюрцбургская школа, эксперименты в области мышления). Постепенно отошел от этого направления, создав свою концепцию психического развития ребенка. С 1922 г. он жил и работал в Вене, а с 1938 г. – в США.

В своей теории он пытался объединить позиции вюрцбургской школы и гештальт-психологии, трансформируя понятие ассоциации и применяя законы генетики к психическому развитию. Справедливо отмечая, что в каждом из психологических направлений отражается один из реальных аспектов психической жизни человека, К.Бюлер стремился, соединив эти подходы, преодолеть тот методологический кризис, в котором находилась психология в первой трети XX в. В своей работе «Кризис психологии» (1927) К.Бюлер доказывал, что преодоление этого кризиса возможно путем интеграции трех основных психологических школ того времени – интроспективной психологии, бихевиоризма и культурологических исследований психического развития.

Считал приоритетным для своих исследований изучение интеллектуального развития ребенка. При этом он стремился изучить именно творческое мышление, момент инсайта, что привело его впоследствии к мысли о том, что интеллектуальный процесс – всегда в большей или меньшей степени творчество.

К.Бюлер выдвинул эвристическую теорию речи: речь не дается ребенку в готовом виде, но придумывается, изобретается им в процессе общения со взрослыми. Таким образом, в отличие от Штерна, К.Бюлер настаивал на том, что процесс формирования речи – это цепь открытий.

На первой стадии ребенок открывает значение слов. Это открытие происходит путем наблюдения за воздействием на взрослых звуковых комплексов, которые изобретает ребенок. Манипулируя взрослым при помощи вокализации, ребенок открывает, что определенные звуки приводят к определенной реакции взрослого (дай, боюсь, хочу и т.д.), и начинает пользоваться этими звуковыми комплексами целенаправленно.

На второй стадии ребенок узнает, что каждая вещь имеет свое имя. Это открытие расширяет словарный запас ребенка, так как он уже не только изобретает сам названия для вещей, но и начинает задавать вопросы о названиях у взрослых.

На третьей стадии ребенок открывает значение грамматики, это также происходит самостоятельно. Путем наблюдения ребенок приходит к открытию того, что отношения предметов могут выражаться изменениями звуковой стороны слова, например изменением окончания (стол – столы).

Интеллектуальное развитие детей Бюлер также считал творческим процессом, особенности которого он раскрыл в работе «Духовное развитие ребенка» (1924). Обратившись к процессу решения задач, он пересмотрел связь между ассоциацией и осознанием, заявив, что ребенок связывает между собой только то, что уже осознал как целостность, т.е. сначала происходит акт мышления, который заканчивается ассоциацией между осознанными параметрами. Это осознание есть мгновенный творческий процесс. Процесс мгновенного схватывания сути вещей Бюлер назвал «ага-переживанием». Такое схватывание отношений, т.е. процесс «ага-переживания» и есть процесс мышления. Таким образом, мышление не зависит от прошлого опыта и является творческим актом самого ребенка.

Анализируя связь мышления с творчеством, Бюлер пришел к мысли о том, что развитие рисования оказывает непосредственное влияние на интеллектуальное развитие детей. Поэтому он одним из первых детских психологов начал исследовать детские рисунки. Он считал, что рисунок – это графический рассказ, построенный по принципу устной речи, т.е. рисунок ребенка – не копия действия, но рассказ о нем. Поэтому, отмечал К.Бюлер, дети так любят рассказы в картинках, любят и рассматривать их и самостоятельно рисовать.

Анализ детских рисунков привел Бюлера к открытию понятия «схема». Он говорил, что если в речи ребенок пользуется понятием, то в рисунке он использует схему, которая представляет собой обобщение образа предмета, а не его точную копию. Таким образом, схема является как бы промежуточным понятием, облегчая детям усвоение абстрактных знаний. Эти положения К.Бюлера используются и в современных развивающих программах (прежде всего рассчитанных на дошкольников).

Бюлер считал, что в основе психического развития лежат врожденные структуры, которые самораскрываются в процессе жизни; он разделял идею Клапареда о саморазвитии психики. При этом он часто цитировал слова Гёте: «Рожден для виденья, поставлен для смотренья», чтобы показать, что без упражнения, без обучения эти природные задатки никогда не раскроются или раскроются не в полной мере. Исходя из мысли о необходимости обучения для полноценного психического развития, К.Бюлер анализировал и роль культуры, ее влияние на формирование психики ребенка, на его эмоциональную сферу. Он выделил три основных стадии психического развития:

инстинкт;

дрессуру (образование условных рефлексов);

интеллект (появление «ага-переживания», осознание проблемной ситуации).

Помимо интеллектуального развития, при переходе от стадии к стадии развиваются и эмоции, причем удовольствие от деятельности смещается из конца в начало. Так, при инстинкте сначала происходит действие, а затем наступает удовольствие от него (например, лягушка вначале прыгает за мухой, глотает ее, а затем получает удовольствие от еды). При дрессуре деятельность и удовольствие идут параллельно; так собачка, прыгая через обруч, в награду получает кусочек сахара. Наконец, при интеллектуальной деятельности ребенок может представить, какое удовольствие он получит, к примеру, от вкусной конфетки или от общения с другом еще до начала этой деятельности. Именно интеллектуальная стадия является стадией культуры и дает возможность наиболее гибкого и адекватного приспособления к среде, считал К.Бюлер.

По его мнению, интеллект начинает развиваться у детей после года, причем сначала он проявляется в основном во внешней деятельности (шимпанзеобразный возраст), а затем уже во внутренней. Говоря о значении детской игры для психического развития, Бюлер подчеркивал ее роль именно в формировании эмоций.

Модифицируя теорию Гросса и Штерна, он ввел понятие функционального удовольствия. Доказывая, что игра находится на стадии дрессуры, а потому игровая деятельность связана с получением функционального удовольствия, Бюлер объяснял тот факт, что в игре нет своего продукта. Это связано не с тем, что она служит только для упражнения врожденных инстинктов, а с тем, что игра и не нуждается в продукте, так как ее цель – это сам процесс игровой деятельности.

Таким образом, в теории игры появилось первое объяснение ее мотивации, а также мотивации упражнения, необходимого для психического развития ребенка.

Источник: Марцинковская Т. Д. История детской психологии

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы

Источник