Каралькова развитие ребенка в кружке подготовка к школе скачать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА по ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Цель: Формирование основных необходимых навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и желания учиться в школе

Задачи:

  •  Готовить детей к обучению чтению, развивать фонематический слух и умение, проводить элементарный звуковой анализ речи
  •  Дать первоначальные математические представления
  •  Развивать память, внимание, мышление, воображение
  •  Воспитывать организованность в учебной деятельности

Пояснительная записка

Обучение проводится 2 раза в неделю на 30-минутных занятиях по:

  1.  Подготовке к обучению чтению (1 и 3 неделя месяца)
  2.  Развитию элементарных математических представлений (2 и 4 неделя месяца)

Требования к современному дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Работа в кружке по подготовке к школе позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию используя различные приёмы, обогащать его математические ‘представления, совершенствовать речь и расширять словарь, интеллектуально развивать дошкольника.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

Деятельность кружка способствует формированию активного отношения к.собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

Основная дидактическая идея – развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной деятельности ребенка, что осуществляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом , с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью и др.

Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.

Процесс обучения чтению включает два периода: первый – ориентировка и овладение ребёнком звуковой стороны речи, второй – освоение знаковой системы языка.

Цель курса подготовки к обучению чтению: выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе – интереса и способности к чтению. Основные задачи – развитие звукобуквенного анализа, развитие фонематического восприятия, подготовка руки к письму – решаются на протяжении всего периода обучения. Через систему увлекательных игр и упражнений дети познакомятся со звуками и буквами, слогами, словами и предложениями, овладеют первоначальными навыками чтения. Включение ребенка в самостоятельное решение проблемных игровых заданий является эффективным средством подготовки к обучению в школе.

Цель курса математической подготовки – обеспечить предметную подготовку дошкольников, достаточную для продолжения математического образования в начальной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.

Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность дошкольников с учетом специфики предмета (математика), направленную:

на формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего мира;

1.

на развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности;

2.

на овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты

3.

Дпя выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды

занятий:

занятие-игра;

занятие-путешествие;

занятие-исследование;

занятие-конкурс;

занятие-экскурсия;

занятие-соревнование

Основные принципы работы:

Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с

разумной требовательностью;

Комплексный подход при разработке занятий,

Вариативность содержания и форм проведения занятий;

Систематичность и последовательность занятий;

Наглядность.

Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса

обучения и воспитания;

Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;

Новизна

Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов как на занятиях по развитию речи так и на занятиях по математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность Вышесказанное прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.

Календарно-тематическое планирование занятий по развитию речи

Задачи:

  1. Сформировать понятия «звук», «буква»
  2. Научить выделять их из состава слова
  3. Различать гласные и согласные звуки (буквы)
  4. Различать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки
  5. Подбирать слова к заданным звуковым схемам
  6. Развитие речи: обогащение словарного запаса, умение правильно строить предложение, составить связный рассказ
  7. Развитие памяти и внимания: переключаться с одного вида на другой, запоминание 10 не связных между собой слов, группирование предметов
  8. Чтение слогов, маленьких слов, предложений

СЕНТЯБРЬ

1 неделя        1        Звук        и        буква        А,        игра        “подбери        словечко”

Звук и буква О, игра “Доскажи слово”

3 неделя        2        Звук        и        буква        У,        игра        “подбери        словечко”

Звук и буква Ы, игра “придумай слово с заданной буквой”

ОКТЯБРЬ

Чтение слов АУ, У А, закрепление пройденного материала в игре-соревновании

3 неделя        4        Звук        и        буква        JI,        чтение слогов, отгадывание загадок

Звук и буква М, чтение слогов, чтение слов, ударение

НОЯБРЬ

1 неделя        5        Звук и         буква Н, Разучивание стишков на звук Н

Звук и буква Н, чтение слогов, знакомство с предложением

3 неделя        6        Закрепление        пройденного        материала,        гласные        и        согласные

звуки и буквы, чтение слогов

Буква Я, ( Буква Я обозначает два звука [й], [а].) чтение слогов, учимся отвечать на вопросы

ДЕКАБРЬ

1 неделя        7        Буква Ю, (состоит из двух звуков: й и у) чтение слогов

Буква Е, ( состоит из двух звуков й и э) чтение слогов, разучивание четверостиший

3 неделя        8        Буква Ё,( состоит из двух звуков й и о), чтение слогов

Буква И, чтение слогов, разучивание четверостиший

ЯНВАРЬ

1 неделя        9        Деление слов на слоги, игра “волшебный мяч”

Звуки Г-К, ГБ- КБ , буквы Г,К, чтение слогов, составление предложений с заданным словом

Звуки В- ВЬ,Ф – ФЬ, буквы В.Ф, чтение слогов, разучивание четверостиший

ФЕВРАЛЬ

1 неделя        11        Звуки 3 – 3 , С -СЬ, буквы 3,С, чтение слогов

Звуки Б -БЬ, П -ПЬ, буквы Б,П, чтение слогов

3 неделя        12        Звуки X- Хь, буква X, чтение слогов, разучивание

четверостиший

Звуки и буквы Ж – Ш, чтение слогов, слов

МАРТ

1 неделя        13 Звуки и буквы Ч – Щ, чтение слогов

Звук и буква Ц, чтение слогов, игра “доскажи словечко”

3 неделя        14        Звук        и        буква        Й,        чтение        слов

Буквы Ь и Ъ; чтение слов, учимся задавать вопросы

АПРЕЛЬ

1 неделя        15 Закрепление пройденного материала: чтение слов,

составление предложений, рифма

Закрепление пройденного материала: алфавит, чтение слогов

16 Закрепление пройденного материала, игра “Доскажи предложение”

3 неделя

МАЙ

1 неделя

3 неделя

Закрепление пройденного материала, гласные буквы

  1. Закрепление пройденного материала, согласные буквы Закрепление пройденного материала, глухие согласные
  2. Закрепление пройденного материала, звонкие согласные

Закрепление пройденного материала: парные звуки, составление и чтение слогов, повторение алфавита.

Календарно – тематическое планирование занятий по математике

Задачи:

  1.  Научить детей считать в пределах 20 (прямой и обратный счет)
  2.  Познакомить с цифрами 0-9
  3.  Решать примеры и задачи в пределах 10
  4.  Ориентироваться в пространстве и во времени
  5.  Устанавливать равенства и неравенства между группами предметов и числами
  6.  Знакомство с геометрическими фигурами
  7.  Выполнять различные виды графических диктантов
  8.  Срисовывать и дорисовывать предметы по точкам и клеточкам
  9.  Учить думать, сравнивать, сопоставлять, рассуждать и принимать решение

Сентябрь

2 неделя 1, Понятие :слева, справа, вверху, внизу; использование предлогов: над, перед, на, в, под, между.

Число и цифра 1. Первый, последний.

4 неделя        2.        Больше, меньше, столько же. Знаки , =,+,

Число и цифра 2. Пара. Первый, второй.

Октябрь

2 неделя        3.        Решение задач, графические диктанты.

Число 3. Состав числа 3. Равенство

Знакомство с фигурами: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

4 неделя        4.        Число и цифра 4. Состав числа 4.

Ноябрь

2 неделя        5. Сложение; Решение задач. Логические задания.

Число и цифра 5. Состав числа 5.

4 неделя        6. Отрезок. Короче. Длиннее, одинаковой длины.

Работа со счёт, палочками .Проверочная работа.

Декабрь

2 неделя        7. Число и цифра 6, Состав числа 6.

Вычитание; Развивающие задания.

4 неделя        8. Число и цифра 7. Состав числа 7.

Занимательная математика: решение логических заданий

Январь

2 неделя        9. Число и цифра 8. Состав числа 8.

Число и цифра 9. Состав числа 9.

4 неделя        10. Цифры 0-9; знаки +.        =, Графический диктант

Ориентация в пространстве и на плоскости.

Февраль

2 неделя        11. Знакомство с нулём. Математический диктант

Число и цифра 10. Состав числа 10. Понятие десяток 4 неделя        12. Образование чисел второго десятка, знакомство с цифрами 11-13

Решение примеров, знакомство с ромбом

Март

2 неделя        13. Определение понятий “шире”, “уже”, “выше”, “ниже”. Игра “вставь знак”

Найди лишний предмет, цифры 14- 17 4 неделя 14. Игра “следующий, предыдущий”, порядковый счёт до 17 Образование чисел второго десятка, цифры 17-20

Апрель

2 неделя        15. Закрепление пространственных отношений (слева, справа, сверху, снизу.)

Составление геометрич. фигур из счётных палочек, логич. задания       неделя        16. Образование чисел второго десятка; составление примеров.

Счёт парами. Понятие узкий, широкий, высокий, низкий.

Май

2 неделя        17. Игра “Назови соседа”,счёт от 1 до 20

Порядковое значение чисел: первый, второй и т. д.(закрепление)

4 неделя        18. Ориентация в пространстве и на плоскости (закрепление)

Итоговое занятие: повторение счёта до 20 в прямом и обратном порядке; повторение цифр; решение логических задач в игре “Найди клад”

Список литературы:

  1. «Математика для детей пяти-шести лет» Е, В. Колесникова;
  2.  «Развитие математического мышления у детей 5-7лет. » Е. В, Колесникова.
  3.  Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх. М., 1992.
  4.  Михайлова 3. А Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.
  5.  Дидактические игры-занятия в ДОУ. Выпуск 2:Практическое пособие для воспитателей и детей в ДОУ”
  6.  Методистов ДОУ/ Авт. -сост. Е. Н. Панова. -Воронеж: ЧК Лакоценин        С. С.,        2007.-96с.
  7.  Л. Г. Питерсон, Н. П. Холина. «Раз – ступенька, два – ступенька».
  8. Т.И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику»
  1.  Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику»
  2.  Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».
  3.  Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».
  4.  Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».
  5.  Е.В. Колесникова ” От А до Я”
  6.  Т. М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009
  7.  К.В. Шевелёв “Готовимся к школе”

Рекомендуемая литература для проведения собраний, индивидуальных

консультаций с родителями

  1.  Безруких М.М., Ефремова С.П. Как получить «пятёрку за здоровье. Тула, «Арктоус»,1996г.
  2. Безруких М.М., Князева М.Г., Если ваш ребёнок левша. Тула, «Арктоус», 1996 г.
  3.  Виноградова Н.Ф., Жеурова Л.Е. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога. М., Просвещение, 1992 г.
  4.  Парамонова Л., Головлёва Н., 100 тестов и заданий по чтению, письму и математике для

подготовки ребёнка к школе. ООО «Аквариум-Принт», 2005 г.

  1.  Фромм А., Азбука для родителей. Москва, «Прогресс», 2001 г.
  2.  Фурутан А.А., Практические советы родителям. Москва, «Прогресс», 2003г

Рекомендуемая литература для воспитателей детских садов по вопросам подготовки

детей к школе.

  1.  Безруких М.М., Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М, «Дрофа», 2000
  2.  Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе, М. «Вента-Граф», 2001 г
  3.  Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н.„ Занимательная математика. Донецк, ПКФ «Бао»,
  4.  Волина В. Учимся играя. Москва, «Новая школа», 2001 г,
  5.  Волина В. Праздник числа. Москва, «Знание», 1999 г.
  6.  Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. М., «Просвещение», 1990
  7.  Программа обучения и развития детей 5-7 лет «Предшкольная пора». М., «Вентана- ~раф», 2006 г
  8.  Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., «Новая школа», 1995 г.
  9.  Цукерман Г.А., Поливанова Н.К., Введение в школьную жизнь. ОГОУДПО «Курский институт непрерывного профессионального образования (ПКиПП) специалистов отрасли», 2007 г.

Рекомендуемая литература для будущих первоклассников

  1.  Артемьева Н О Подготовишка. Издательство «Леда». 2000 г.
  2.  Волкова С.И. Математические ступеньки. Москва, «Просвещение», 2004 г.
  3.  Волков С. Ю. Арифметика. «Омега», 2006 г.
  4.  Коноваленко С.В. До школы 3 месяца!? Альбом заданий и упражнений. М.,

Издательство ТНОМ «Д», 2000 г.

  1.  Урунтаева Г.А., Афонокина Ю.А., Помоги принцу найти Золушку. М., “Сфера”
  2.  Федосова Н.А. Готовлюсь к письму. ООО Издательство «ГНОМиД», 2004 г.

Источник

Гуртова Елена Николаевна

учитель-логопед ГБОУ города Москвы «Школа № 2065» корпус Д-6

gurtova_e@bk.ru

Из опыта работы кружка по подготовке детей 6-7 лет к школьному обучению.

В статье представлен опыт работы по подготовке дошкольников к школьному обучению посредством занятий в кружке по дополнительному образованию. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа его развития и занимает особое место в системе образования.

Подготовка к школе; общее развитие дошкольника.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

Л.А. Венгер.

Проблеме преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием постоянно привлекает внимание, как педагогов системы дошкольных учреждений, так и учителей начальной ступени образования.

Готовность к обучению в школе принято рассматривать как физиологическую, психологическую и социально-личностную готовность к школьному обучению, т.е. такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для его здоровья. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.

Школа предъявляет к первокласснику высокие требования и ребенок дошкольного возраста должен быть готов к новым формам общения, у него должна быть развита мотивационная сфера и присущая дошкольнику любознательность выступает здесь как основа познавательной активности.

Основной целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника необходимых для овладения учебной деятельностью, таких качеств как любознательность, самостоятельность, прилежание. Ведущей деятельностью на занятиях является игровая, т.к. в игре дошкольник усваивает материал значительно успешнее. При проведении занятий необходимо учесть психологическую готовность к школьному обучению, сформировать у ребёнка тех качества характера, которые помогут ему построить общение со сверстниками и выполнять правила школьной жизни, т.е. научить учиться.

Разработка дополнительной общеразвивающей программы «Лучики» была обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста, с учетом тенденций развития всей системы образования, современной научной и научно-методической литературы, предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению в начальной школе.

В нашем дошкольном учреждении функционирует кружок по дополнительному образованию для детей 6-7 лет «Лучики».

Программа «Лучики» представляет собой комплексную дополнительную общеразвивающую образовательную программу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе и направлена на развитие и совершенствование познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление, что при целенаправленной организованной работе, повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, возрастного и индивидуального подхода.

Методики, приемы, технологии и формы работы с детьми, используемые в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка дошкольного возраста.

Образовательная деятельность осуществляется на занятиях посредством игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Каждое занятие включает в себя упражнения на развитие моторики, подготовки руки к письму, развитие интеллектуальных и мыслительных процессов дошкольника.

 

Фотография 1-2

Для снижения повышенных интеллектуальных нагрузок используется интегрированная форма деятельности, во время которой объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности; элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.

Фотография 3

Особенностью программы является использование различных современных методик, цель которых – предупреждение ошибок в чтении и письме, развитие эмоциональной сферы, психических процессов, интеллектуальных и коммуникативных способностей у детей. Речевое развитие происходит в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Развитие любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речевой деятельности.

Цель программы – общее развития ребенка, как условия расширения личностного, жизненного и познавательного опыта, развитие предпосылок учебных умений и навыков.

Образовательные задачи по обучению грамоте направлены на формирование навыка различения гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков; умения определять количество слогов по количеству гласных, определять ударную часть слова; определение последовательности звуков в слове, составлении схемы звуко-буквенного анализа слов; обучению навыку правильного обозначения звуков – соответствующими буквами.

Фотографии 4-5

Развитие математических представлений направлено на формирование представление о порядковом и количественном счете; представлении о множестве и числе, соответствии числа и цифрового символа; определению числа из двух меньших; формированию представлений об арифметических действиях и их взаимосвязях, геометрических фигурах, времени и пространстве.

Фотография 6-7

Развитие основных мыслительных процессов предполагает обучение приемам и методам запоминания и обработки информации с помощью мнемотехники; умению устанавливать связи, выделять главное, анализировать, осознавать логику построения материала.

Фотография 8-9

Основные педагогические задачи – развитие индивидуальных способности ребенка: коммуникативных, познавательных, регуляторных, любознательность и сообразительность; формирование мотивации к учебной деятельности; воспитание чувства ответственности и самостоятельности.

Программа рассчитана на 8 месяцев (с октября по май). Общая продолжительность реализации дополнительной общеразвивающей программы составляет 64 часа, что отражено в учебно – тематическом плане (Приложение 1).

  1. Вводное занятие. Знакомство (1час).

Знакомство с детьми. Раскрытие целей и задач курса, содержание программы. Выявление уровня подготовленности детей.

  1. . Развитие речи и фонематического восприятия (31 час).

Занятия направленны на развитие речи; лексико-грамматических категорий, фонетического восприятия и слуха, которые обуславливают подготовку к обучению чтению; знакомство со звуками русского языка и буквами русского алфавита; развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, выполнения графических упражнений.

  1. Занимательная математика (31 час).

Занятия направлены на развитие пространственного воображения, психологических процессов (логическое мышление, память, внимание, воображение); знакомство с фигурами, цифрами, умение соотносить число и цифру; на решение простых задач; развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, выполнения графических упражнений.

  1. Заключительное занятие (1 час.)

Занятия проводятся два раза в неделю по 35 минут в соответствии с СанПиН 2014г.

На занятиях используется интегрированная форма деятельности, во время которой объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме. У детей возникает интерес к обучению и они в дальнейшем используют полученные знания на практике. При помощи игровых приёмов на занятиях по развитию речи и математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, при этом обучение письму не выделяется в отдельную деятельность.

У каждого ребенка есть индивидуальная папка с рабочими листами, которую родители могут просмотреть и взять домой на выходные. В социальных сетях (Одноклассники.ru, Facebook) существует группа ДО и в ней родители могут ознакомиться с работой кружка, просмотрев видео- и фотоматериалы.

Занятия в кружке не дублируют основную образовательную программу, по которой работает наше учреждение, на них дошкольники в полной мере развивают и дополняют свои знания и умения, они становятся более ответственным, самостоятельными, внимательными и усидчивыми. Опыт работы кружка и опрос родителей показал необходимость и положительный результат в развитии детей, посещающих данные занятия.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  2. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  3. О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001.
  4. Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002.
  5. А.В.Ястребова. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности.-М.:АРКТИ,2001.
  6. О.И.Крупенчук. Пальчиковые игры для детей.С.П.:Литера,2005 “Логопед”.
  7.  Безруких М.М., Князева М.Г., Если ваш ребёнок левша. Тула, «Арктоус», 1996 г.
  8.    Виноградова Н.Ф., Жеурова Л.Е. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога. М., Просвещение, 1992 г.
  9.   Парамонова Л., Головлёва Н., 100 тестов и заданий по чтению, письму и математике для подготовки ребёнка к школе. ООО «Аквариум-Принт», 2005 г.

Источник