Каралькова развитие ребенка в кружке подготовка к школе скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА по ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Цель: Формирование основных необходимых навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и желания учиться в школе
Задачи:
- Готовить детей к обучению чтению, развивать фонематический слух и умение, проводить элементарный звуковой анализ речи
- Дать первоначальные математические представления
- Развивать память, внимание, мышление, воображение
- Воспитывать организованность в учебной деятельности
Пояснительная записка
Обучение проводится 2 раза в неделю на 30-минутных занятиях по:
- Подготовке к обучению чтению (1 и 3 неделя месяца)
- Развитию элементарных математических представлений (2 и 4 неделя месяца)
Требования к современному дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Работа в кружке по подготовке к школе позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию используя различные приёмы, обогащать его математические ‘представления, совершенствовать речь и расширять словарь, интеллектуально развивать дошкольника.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Деятельность кружка способствует формированию активного отношения к.собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Основная дидактическая идея – развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной деятельности ребенка, что осуществляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом , с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью и др.
Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.
Процесс обучения чтению включает два периода: первый – ориентировка и овладение ребёнком звуковой стороны речи, второй – освоение знаковой системы языка.
Цель курса подготовки к обучению чтению: выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе – интереса и способности к чтению. Основные задачи – развитие звукобуквенного анализа, развитие фонематического восприятия, подготовка руки к письму – решаются на протяжении всего периода обучения. Через систему увлекательных игр и упражнений дети познакомятся со звуками и буквами, слогами, словами и предложениями, овладеют первоначальными навыками чтения. Включение ребенка в самостоятельное решение проблемных игровых заданий является эффективным средством подготовки к обучению в школе.
Цель курса математической подготовки – обеспечить предметную подготовку дошкольников, достаточную для продолжения математического образования в начальной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.
Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность дошкольников с учетом специфики предмета (математика), направленную:
на формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего мира;
1.
на развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности;
2.
на овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты
3.
Дпя выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды
занятий:
занятие-игра;
занятие-путешествие;
занятие-исследование;
занятие-конкурс;
занятие-экскурсия;
занятие-соревнование
Основные принципы работы:
Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с
разумной требовательностью;
Комплексный подход при разработке занятий,
Вариативность содержания и форм проведения занятий;
Систематичность и последовательность занятий;
Наглядность.
Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса
обучения и воспитания;
Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;
Новизна
Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов как на занятиях по развитию речи так и на занятиях по математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность Вышесказанное прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.
Календарно-тематическое планирование занятий по развитию речи
Задачи:
- Сформировать понятия «звук», «буква»
- Научить выделять их из состава слова
- Различать гласные и согласные звуки (буквы)
- Различать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки
- Подбирать слова к заданным звуковым схемам
- Развитие речи: обогащение словарного запаса, умение правильно строить предложение, составить связный рассказ
- Развитие памяти и внимания: переключаться с одного вида на другой, запоминание 10 не связных между собой слов, группирование предметов
- Чтение слогов, маленьких слов, предложений
СЕНТЯБРЬ
1 неделя 1 Звук и буква А, игра “подбери словечко”
Звук и буква О, игра “Доскажи слово”
3 неделя 2 Звук и буква У, игра “подбери словечко”
Звук и буква Ы, игра “придумай слово с заданной буквой”
ОКТЯБРЬ
Чтение слов АУ, У А, закрепление пройденного материала в игре-соревновании
3 неделя 4 Звук и буква JI, чтение слогов, отгадывание загадок
Звук и буква М, чтение слогов, чтение слов, ударение
НОЯБРЬ
1 неделя 5 Звук и буква Н, Разучивание стишков на звук Н
Звук и буква Н, чтение слогов, знакомство с предложением
3 неделя 6 Закрепление пройденного материала, гласные и согласные
звуки и буквы, чтение слогов
Буква Я, ( Буква Я обозначает два звука [й], [а].) чтение слогов, учимся отвечать на вопросы
ДЕКАБРЬ
1 неделя 7 Буква Ю, (состоит из двух звуков: й и у) чтение слогов
Буква Е, ( состоит из двух звуков й и э) чтение слогов, разучивание четверостиший
3 неделя 8 Буква Ё,( состоит из двух звуков й и о), чтение слогов
Буква И, чтение слогов, разучивание четверостиший
ЯНВАРЬ
1 неделя 9 Деление слов на слоги, игра “волшебный мяч”
Звуки Г-К, ГБ- КБ , буквы Г,К, чтение слогов, составление предложений с заданным словом
Звуки В- ВЬ,Ф – ФЬ, буквы В.Ф, чтение слогов, разучивание четверостиший
ФЕВРАЛЬ
1 неделя 11 Звуки 3 – 3 , С -СЬ, буквы 3,С, чтение слогов
Звуки Б -БЬ, П -ПЬ, буквы Б,П, чтение слогов
3 неделя 12 Звуки X- Хь, буква X, чтение слогов, разучивание
четверостиший
Звуки и буквы Ж – Ш, чтение слогов, слов
МАРТ
1 неделя 13 Звуки и буквы Ч – Щ, чтение слогов
Звук и буква Ц, чтение слогов, игра “доскажи словечко”
3 неделя 14 Звук и буква Й, чтение слов
Буквы Ь и Ъ; чтение слов, учимся задавать вопросы
АПРЕЛЬ
1 неделя 15 Закрепление пройденного материала: чтение слов,
составление предложений, рифма
Закрепление пройденного материала: алфавит, чтение слогов
16 Закрепление пройденного материала, игра “Доскажи предложение”
3 неделя
МАЙ
1 неделя
3 неделя
Закрепление пройденного материала, гласные буквы
- Закрепление пройденного материала, согласные буквы Закрепление пройденного материала, глухие согласные
- Закрепление пройденного материала, звонкие согласные
Закрепление пройденного материала: парные звуки, составление и чтение слогов, повторение алфавита.
Календарно – тематическое планирование занятий по математике
Задачи:
- Научить детей считать в пределах 20 (прямой и обратный счет)
- Познакомить с цифрами 0-9
- Решать примеры и задачи в пределах 10
- Ориентироваться в пространстве и во времени
- Устанавливать равенства и неравенства между группами предметов и числами
- Знакомство с геометрическими фигурами
- Выполнять различные виды графических диктантов
- Срисовывать и дорисовывать предметы по точкам и клеточкам
- Учить думать, сравнивать, сопоставлять, рассуждать и принимать решение
Сентябрь
2 неделя 1, Понятие :слева, справа, вверху, внизу; использование предлогов: над, перед, на, в, под, между.
Число и цифра 1. Первый, последний.
4 неделя 2. Больше, меньше, столько же. Знаки , =,+,
Число и цифра 2. Пара. Первый, второй.
Октябрь
2 неделя 3. Решение задач, графические диктанты.
Число 3. Состав числа 3. Равенство
Знакомство с фигурами: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
4 неделя 4. Число и цифра 4. Состав числа 4.
Ноябрь
2 неделя 5. Сложение; Решение задач. Логические задания.
Число и цифра 5. Состав числа 5.
4 неделя 6. Отрезок. Короче. Длиннее, одинаковой длины.
Работа со счёт, палочками .Проверочная работа.
Декабрь
2 неделя 7. Число и цифра 6, Состав числа 6.
Вычитание; Развивающие задания.
4 неделя 8. Число и цифра 7. Состав числа 7.
Занимательная математика: решение логических заданий
Январь
2 неделя 9. Число и цифра 8. Состав числа 8.
Число и цифра 9. Состав числа 9.
4 неделя 10. Цифры 0-9; знаки +. =, Графический диктант
Ориентация в пространстве и на плоскости.
Февраль
2 неделя 11. Знакомство с нулём. Математический диктант
Число и цифра 10. Состав числа 10. Понятие десяток 4 неделя 12. Образование чисел второго десятка, знакомство с цифрами 11-13
Решение примеров, знакомство с ромбом
Март
2 неделя 13. Определение понятий “шире”, “уже”, “выше”, “ниже”. Игра “вставь знак”
Найди лишний предмет, цифры 14- 17 4 неделя 14. Игра “следующий, предыдущий”, порядковый счёт до 17 Образование чисел второго десятка, цифры 17-20
Апрель
2 неделя 15. Закрепление пространственных отношений (слева, справа, сверху, снизу.)
Составление геометрич. фигур из счётных палочек, логич. задания неделя 16. Образование чисел второго десятка; составление примеров.
Счёт парами. Понятие узкий, широкий, высокий, низкий.
Май
2 неделя 17. Игра “Назови соседа”,счёт от 1 до 20
Порядковое значение чисел: первый, второй и т. д.(закрепление)
4 неделя 18. Ориентация в пространстве и на плоскости (закрепление)
Итоговое занятие: повторение счёта до 20 в прямом и обратном порядке; повторение цифр; решение логических задач в игре “Найди клад”
Список литературы:
- «Математика для детей пяти-шести лет» Е, В. Колесникова;
- «Развитие математического мышления у детей 5-7лет. » Е. В, Колесникова.
- Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх. М., 1992.
- Михайлова 3. А Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.
- Дидактические игры-занятия в ДОУ. Выпуск 2:Практическое пособие для воспитателей и детей в ДОУ”
- Методистов ДОУ/ Авт. -сост. Е. Н. Панова. -Воронеж: ЧК Лакоценин С. С., 2007.-96с.
- Л. Г. Питерсон, Н. П. Холина. «Раз – ступенька, два – ступенька».
- Т.И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику»
- Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику»
- Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».
- Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».
- Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».
- Е.В. Колесникова ” От А до Я”
- Т. М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009
- К.В. Шевелёв “Готовимся к школе”
Рекомендуемая литература для проведения собраний, индивидуальных
консультаций с родителями
- Безруких М.М., Ефремова С.П. Как получить «пятёрку за здоровье. Тула, «Арктоус»,1996г.
- Безруких М.М., Князева М.Г., Если ваш ребёнок левша. Тула, «Арктоус», 1996 г.
- Виноградова Н.Ф., Жеурова Л.Е. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога. М., Просвещение, 1992 г.
- Парамонова Л., Головлёва Н., 100 тестов и заданий по чтению, письму и математике для
подготовки ребёнка к школе. ООО «Аквариум-Принт», 2005 г.
- Фромм А., Азбука для родителей. Москва, «Прогресс», 2001 г.
- Фурутан А.А., Практические советы родителям. Москва, «Прогресс», 2003г
Рекомендуемая литература для воспитателей детских садов по вопросам подготовки
детей к школе.
- Безруких М.М., Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М, «Дрофа», 2000
- Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе, М. «Вента-Граф», 2001 г
- Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н.„ Занимательная математика. Донецк, ПКФ «Бао»,
- Волина В. Учимся играя. Москва, «Новая школа», 2001 г,
- Волина В. Праздник числа. Москва, «Знание», 1999 г.
- Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. М., «Просвещение», 1990
- Программа обучения и развития детей 5-7 лет «Предшкольная пора». М., «Вентана- ~раф», 2006 г
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., «Новая школа», 1995 г.
- Цукерман Г.А., Поливанова Н.К., Введение в школьную жизнь. ОГОУДПО «Курский институт непрерывного профессионального образования (ПКиПП) специалистов отрасли», 2007 г.
Рекомендуемая литература для будущих первоклассников
- Артемьева Н О Подготовишка. Издательство «Леда». 2000 г.
- Волкова С.И. Математические ступеньки. Москва, «Просвещение», 2004 г.
- Волков С. Ю. Арифметика. «Омега», 2006 г.
- Коноваленко С.В. До школы 3 месяца!? Альбом заданий и упражнений. М.,
Издательство ТНОМ «Д», 2000 г.
- Урунтаева Г.А., Афонокина Ю.А., Помоги принцу найти Золушку. М., “Сфера”
- Федосова Н.А. Готовлюсь к письму. ООО Издательство «ГНОМиД», 2004 г.
Источник
Гуртова Елена Николаевна
учитель-логопед ГБОУ города Москвы «Школа № 2065» корпус Д-6
gurtova_e@bk.ru
Из опыта работы кружка по подготовке детей 6-7 лет к школьному обучению.
В статье представлен опыт работы по подготовке дошкольников к школьному обучению посредством занятий в кружке по дополнительному образованию. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа его развития и занимает особое место в системе образования.
Подготовка к школе; общее развитие дошкольника.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
Л.А. Венгер.
Проблеме преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием постоянно привлекает внимание, как педагогов системы дошкольных учреждений, так и учителей начальной ступени образования.
Готовность к обучению в школе принято рассматривать как физиологическую, психологическую и социально-личностную готовность к школьному обучению, т.е. такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для его здоровья. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.
Школа предъявляет к первокласснику высокие требования и ребенок дошкольного возраста должен быть готов к новым формам общения, у него должна быть развита мотивационная сфера и присущая дошкольнику любознательность выступает здесь как основа познавательной активности.
Основной целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника необходимых для овладения учебной деятельностью, таких качеств как любознательность, самостоятельность, прилежание. Ведущей деятельностью на занятиях является игровая, т.к. в игре дошкольник усваивает материал значительно успешнее. При проведении занятий необходимо учесть психологическую готовность к школьному обучению, сформировать у ребёнка тех качества характера, которые помогут ему построить общение со сверстниками и выполнять правила школьной жизни, т.е. научить учиться.
Разработка дополнительной общеразвивающей программы «Лучики» была обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста, с учетом тенденций развития всей системы образования, современной научной и научно-методической литературы, предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению в начальной школе.
В нашем дошкольном учреждении функционирует кружок по дополнительному образованию для детей 6-7 лет «Лучики».
Программа «Лучики» представляет собой комплексную дополнительную общеразвивающую образовательную программу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе и направлена на развитие и совершенствование познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление, что при целенаправленной организованной работе, повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, возрастного и индивидуального подхода.
Методики, приемы, технологии и формы работы с детьми, используемые в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка дошкольного возраста.
Образовательная деятельность осуществляется на занятиях посредством игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Каждое занятие включает в себя упражнения на развитие моторики, подготовки руки к письму, развитие интеллектуальных и мыслительных процессов дошкольника.
Фотография 1-2
Для снижения повышенных интеллектуальных нагрузок используется интегрированная форма деятельности, во время которой объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности; элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.
Фотография 3
Особенностью программы является использование различных современных методик, цель которых – предупреждение ошибок в чтении и письме, развитие эмоциональной сферы, психических процессов, интеллектуальных и коммуникативных способностей у детей. Речевое развитие происходит в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Развитие любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речевой деятельности.
Цель программы – общее развития ребенка, как условия расширения личностного, жизненного и познавательного опыта, развитие предпосылок учебных умений и навыков.
Образовательные задачи по обучению грамоте направлены на формирование навыка различения гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков; умения определять количество слогов по количеству гласных, определять ударную часть слова; определение последовательности звуков в слове, составлении схемы звуко-буквенного анализа слов; обучению навыку правильного обозначения звуков – соответствующими буквами.
Фотографии 4-5
Развитие математических представлений направлено на формирование представление о порядковом и количественном счете; представлении о множестве и числе, соответствии числа и цифрового символа; определению числа из двух меньших; формированию представлений об арифметических действиях и их взаимосвязях, геометрических фигурах, времени и пространстве.
Фотография 6-7
Развитие основных мыслительных процессов предполагает обучение приемам и методам запоминания и обработки информации с помощью мнемотехники; умению устанавливать связи, выделять главное, анализировать, осознавать логику построения материала.
Фотография 8-9
Основные педагогические задачи – развитие индивидуальных способности ребенка: коммуникативных, познавательных, регуляторных, любознательность и сообразительность; формирование мотивации к учебной деятельности; воспитание чувства ответственности и самостоятельности.
Программа рассчитана на 8 месяцев (с октября по май). Общая продолжительность реализации дополнительной общеразвивающей программы составляет 64 часа, что отражено в учебно – тематическом плане (Приложение 1).
- Вводное занятие. Знакомство (1час).
Знакомство с детьми. Раскрытие целей и задач курса, содержание программы. Выявление уровня подготовленности детей.
- . Развитие речи и фонематического восприятия (31 час).
Занятия направленны на развитие речи; лексико-грамматических категорий, фонетического восприятия и слуха, которые обуславливают подготовку к обучению чтению; знакомство со звуками русского языка и буквами русского алфавита; развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, выполнения графических упражнений.
- Занимательная математика (31 час).
Занятия направлены на развитие пространственного воображения, психологических процессов (логическое мышление, память, внимание, воображение); знакомство с фигурами, цифрами, умение соотносить число и цифру; на решение простых задач; развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, выполнения графических упражнений.
- Заключительное занятие (1 час.)
Занятия проводятся два раза в неделю по 35 минут в соответствии с СанПиН 2014г.
На занятиях используется интегрированная форма деятельности, во время которой объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме. У детей возникает интерес к обучению и они в дальнейшем используют полученные знания на практике. При помощи игровых приёмов на занятиях по развитию речи и математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, при этом обучение письму не выделяется в отдельную деятельность.
У каждого ребенка есть индивидуальная папка с рабочими листами, которую родители могут просмотреть и взять домой на выходные. В социальных сетях (Одноклассники.ru, Facebook) существует группа ДО и в ней родители могут ознакомиться с работой кружка, просмотрев видео- и фотоматериалы.
Занятия в кружке не дублируют основную образовательную программу, по которой работает наше учреждение, на них дошкольники в полной мере развивают и дополняют свои знания и умения, они становятся более ответственным, самостоятельными, внимательными и усидчивыми. Опыт работы кружка и опрос родителей показал необходимость и положительный результат в развитии детей, посещающих данные занятия.
Список литературы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001.
- Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002.
- А.В.Ястребова. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности.-М.:АРКТИ,2001.
- О.И.Крупенчук. Пальчиковые игры для детей.С.П.:Литера,2005 “Логопед”.
- Безруких М.М., Князева М.Г., Если ваш ребёнок левша. Тула, «Арктоус», 1996 г.
- Виноградова Н.Ф., Жеурова Л.Е. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога. М., Просвещение, 1992 г.
- Парамонова Л., Головлёва Н., 100 тестов и заданий по чтению, письму и математике для подготовки ребёнка к школе. ООО «Аквариум-Принт», 2005 г.
Источник