Карабанова о а социальная ситуация развития ребенка

Карабанова о а социальная ситуация развития ребенка thumbnail

Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии

Журнал

Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 4

Раздел

Школа Л.С. Выготского: традиции и современность

Страницы

40-56

Тип

Научная статья

Заглавие

Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии

Авторы

Карабанова Ольга Александровна

Аннотация

Настоящая статья ставит своей целью рассмотреть значение и место понятия «социальная ситуация развития», предложенного Л.С. Выготским, для определения детерминант психического развития ребенка в современной психологии. Эвристичность данного понятия раскрывается в том, что с развитием фундаментального и прикладного знания в области психологии развития оно не только не устаревает и сохраняет свою актуальность, но и обогащается новым содержанием, раскрывая перспективы дальнейших исследований.

Ключевые слова

  • социальная ситуация развития
  • переживание
  • зона ближайшего развития
  • внутренняя позиция
  • социальная среда
  • системно-динамический подход
  • контекстуализм
  • оптимальная среда
  • холистический интеракционизм
  • «ниша развития»

Библиография

  • Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1987.
  • Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999.
  • Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  • Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 2. С. 47-57; 1979. № 4. С. 23-35.
  • Божович Л.И. О культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 108-117.
  • Божович Л.И., Неймарк М.С. «Значащие переживания» как предмет психологии // Вопросы психологии. 1972. № 1. С. 130-134.
  • Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина // Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 20-30.
  • Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избранные психологические исследования. М., 1956.
  • Выготский Л.С. Проблема возраста // Психология. М., 2000.
  • Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.-Воронеж, 1998.
  • Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.
  • Карабанова О.А. Социальная ситуация развития: структура, динамика, принципы коррекции. Дис. д-ра психол. наук.М., 2002.
  • Коул М. Социально-психологический подход к психологии обучения. М., 1989.
  • Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997.
  • Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.
  • Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  • Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  • Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  • Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.
  • Перре-Клермон А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М., 1991.
  • Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.
  • Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
  • Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 37-50.
  • Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Автореф. дис. д-ра психол. наук.М., 1994.
  • Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 76-82.
  • Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 5-16.
  • Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.
  • Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1989.
  • Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Томск, 1992.
  • Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М., 1994.
  • Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  • Эриксон Э. Детство и общество. М., 1995.
  • Ainsworth M.D.S. Attachment: Retrospect and prospect // The place of attachment in human behavior / Ed. by C.M. Parkers,J. Stevenson-Hinde.N.Y., 1982.
  • Baumrind D. Rearing competent children // Child development today and tomorrow / Ed. by W. Dammon.S-Fr., 1989.
  • Bolles C. Reinforcement, expectancy and learning // Developmental Review. 1972. V. 79. P. 394-409.
  • Bowlby J. A secure base: Parent-child attachment and healthy human development. N.Y., 1988.
  • Bronfenbrenner U. The ecology of developmental processes // Handbook of Child Psychology. 5-th ed. Vol. 1. Theoretical Models of Human Development / Ed. by W. Damon, R.M. Lerner. N.Y., 1998.P. 993-1028.
  • Bruner J.S. The Culture of Education. Cambridge, MA, 1996.
  • Crittenden P. Approach to Continuity and Change in Pattern of Attachment // The Organization of Attachment Relationships. Maturation, Culture and Context / Ed. by P. Crittenden, A. Claussen. N.Y., 2000.
  • Fischer K.W. A theory of cognitive development: The control and construction of hierarchies of skills // Psychological Review. 1998. V. 87. P. 477-531.
  • Ford D.H., Lerner R.M. Developmental systems theories: An integrative approach. Newbury Park, 1992.
  • Harris J.R. Where is the child environment? A group socialization theory of development // Psychological Review. 1995. Vol. 102. N 3. P. 458-489.
  • Lerner R.M. Children and adolescents as producers of their own development // Developmental Review. 1982. V. 2. P. 342-370.
  • Lerner R.M., Fisher C.B., Weinberg R.A. Toward a science for and of the people: promoting civil society through the application of developmental science // Child Psychology. 2000. V. 71. N 1. P. 11-20.
  • Maccoby E.E. The role of parents in socialization of children: An historical overview // Developmental Psychology. 1992. V. 28. P. 1006-1017.
  • Mahler M.S., Pine F., Bergman A. The psychological birth of human infant. L., 1975.
  • Magnusson D., Stattin K. Person-context interaction theories // Handbook of Child Psychology. 5-th ed. Vol. 1. Theoretical Models of Human Development / Ed. by W. Damon, R.M. Lerner. N.Y., 1998.P. 685-759.
  • Rogoff В. Children’s guided participation and participatory appropriation in sociocultural activity // Development in context / Ed. by R.H. Wozniak, K.W. Fisher. Hillsdale, NJ., 1993.P. 121-153.
  • Valsiner J. Culture and the Development of Children’s Action: A Cultural-Historical Theory of Developmental Psychology. N.Y., 1987.
  • Wertch J.V. Vygotsky and the social formation of mind. Cambridge, MA., 1985.
  • Wohlwill J.F. The study of behavioral development. L., 1973.

Ссылка на эту статью

Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 4.

С. 40-56.

| Версия для печати |

© 2020 Методология и история психологии

Читайте также:  Развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте книги

Источник

Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .

Социальная ситуация развития ребенка

Доступ к полному тексту документа в электронной форме предоставлен временно из-за невозможности посещать библиотеки. Для чтения документа необходима авторизация через «Госуслуги».
Если вы являетесь правообладателем этого документа и считаете, что ваши права нарушены, сообщите нам об этом.

О произведении

Библиотека

Российская государственная библиотека (РГБ)

Еще

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн диссертацию (автореферат) на тему «Социальная ситуация развития ребенка» , автора Карабанова Ольга Александровна Документ был издан в 2002 году.

Выражаем благодарность библиотеке «Российская государственная библиотека (РГБ)» за предоставленный материал.

Источник

Карабанова О.А.

Карабанова Ольга Александровна (р. 14.03.1952, Нижний Новгород) – психолог. Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 1974 г. Кандидат психологических наук (1979), доктор психологических наук (2002). С 1990 г. – доцент, с 2003 г. – профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ. С 2001 г. – учёный секретарь специализированного диссертационного совета по социальной психологии, психологии развития и акмеологии при МГУ (2001). Член ISSBD (Международного общества по изучению развития поведения) и РПО (1993). Лауреат Ломоносовской премии за педагогическую работу (2001).

Опубликовала около 70 научных работ по проблемам развития личности в детском и подростковом возрасте, развития Я-концепции и самосознания, морального развития, психологии семейных отношений, диагностики и коррекции детско-родительских отношений, возрастно-психологического консультирования, коррекции психического развития ребенка. Ведёт исследование по теме «Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции».

В МГУ читает курсы лекций: «Возрастная психология», «Патология семейных отношений», «Коррекция психического развития ребёнка», «Диагностика и коррекция детско-родительских отношений», «Возрастно-психологическое консультирование». Научный редактор сборника программ общих и специальных дисциплин учебного плана подготовки дипломированных специалистов-психологов «Психология развития и возрастная психология» (совм. с А.И. Подольским) (1998). Подготовила 11 кандидатов наук.

Карабанова О.А. на видео

Книги (3)

Возрастная психология. Конспект лекций

Возрастная психология и психология развития – современная, быстро развивающаяся отрасль науки.

Ее отличительной особенностью является социальная востребованность: ни одна проблема воспитания подрастающего поколения не решается без ориентации на фундаментальные научные теории и исследования в этой области. Практическая ориентированность, социальная значимость, быстрое внедрение результатов, расширение сфер приложения теоретических положений, – все это налагает особую ответственность на специалистов, работающих в этой области.

Психология семейных отношений и основы семейного консультирования

В учебном пособии рассматриваются проблемы генезиса, развития и функционирования семьи как целостной системы в единстве ее структурно-функциональных компонентов. Даны основные характеристики супружеских отношений (эмоциональные связи, ролевая структура семьи, особенности общения, сплоченность), гармоничных и дисгармоничных семей. Особое внимание уделено детско-родительским отношениям и проблемам воспитания детей в семье, эмоциональным отношениям родителей и детей, включая специфику материнской и отцовской любви, привязанности ребенка, параметры семейного воспитания.

Адресовано студентам психологических и педагогических вузов, специалистам, работающим с семьями, практическим психологам, педагогам, социальным работникам, а также родителям.

Карабанова о а социальная ситуация развития ребенкаРазвитие игровой деятельности детей 2-7 лет

Соавтор: Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В.

Игра помогает сделать образовательный процесс более увлекательным и мотивированным. Через игру взрослый может помочь ребенку пережить и осмыслить различные ситуации его жизни и найти новые способы поведения в них.

Пособие предназначено для воспитателей, психологов, руководителей ДОУ, широкого круга читателей.

Добавить отзыв

Читайте также:  Физического развития ребенка в системе дошкольного образования

Источник

Психологическая наука и образование - №5 / 2019 | Перейти к описанию

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

Рейтинг
Science Index
РИНЦ 2019

1 место —
направление «Психология»
2 место — направление «Народное
образование. Педагогика»

86 место
— общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 —
показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 —
двухлетний импакт-фактор

 

Карабанова О.А.
доктор психологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии, ФГБОУ «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», Москва, Россия
e-mail: okarabanova@mail.ru

Аннотация

Рассматривается возрастно-специфическая форма психологического благополучия в младшем школьном возрасте как результат освоения ребенком новой социальной позиции и роли ученика, составляющих содержание психологической адаптации ребенка к школе (К. Рифф).Исследование было направлено на изучение условий психологической адаптации ребенка к школе как процесса, обеспечивающего психологическое благополучие младшего школьника. В задачи исследования входило: изучить характер и динамику адаптации первоклассников к школе, провести сравнение особенностей представлений учителей и родителей об успешности адаптации к школе, определить характер связи успешности психологической адаптации к школе с особенностями внутренней позиции школьника, связи типа семейного воспитания и успешности психологической адаптации к школе. Выборку составили 122 первоклассника (7—8 лет) и 110 родителей первоклассников. Эмпирически доказано, что все составляющие психологического благополучия младшего школьника — позитивные отношения в форме сотрудничества в совместной учебной деятельности с учителем и сверстниками, самопринятие, выражением которого является внутренняя позиция школьника как самоидентификация с социальной ролью ученика; компетентность как владение средствами учебной деятельности и автономность как ее самостоятельная реализация, значимые цели в форме осмысленного принятия целей учебной деятельности, личностный рост, отражаемый в содержании и темпе индивидуального прогресса в личностной и метакогнитивной сфере развития связаны с психологической готовностью учителей и родителей к перестройке своих отношений с ребенком и созданию адекватных форм учебного сотрудничества. Установлено, что дисгармоничные типы семейного воспитания препятствуют психологической адаптации ребенка к школьному обучению.

В концепции К. Рифф (С. Ryff) психологическое благополучие
рассматривается как направленность человека на позитивную реализацию своего
личностного потенциала и возможностей и удовлетворенность собственной жизнью.
Структуру психологического благополучия образуют шесть личностных факторов,
прямо определяющих как субъективное эмоциональное благополучие, так и
личностное развитие.

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности:
    избранные психологические труды / Под ред.Д.И.Фельдштейна.3-е изд.М.:
    Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК» 2001.352
    с.

  2. Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуация
    развития» в современной психологии // Методология и история психологии.2007.Том
    2.№ 4.С.40—56.

  3. Лубовский Д.В. Особенности внутренней позиции
    учащегося как факторы риска в развитии учебной деятельности // Психологическая
    наука и образование.2009.№ 2.С.33—40.

  4. Максимова М.В. Психологические условия школьной
    адаптации: дисс….канд.психол.наук.М., 1994.201 с.

  5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в
    школьном возрасте.М.: Просвещение, 1983.96 с.

  6. Нежнова Т.А. «Внутренняя позиция школьника» —
    понятие и проблема // Формирование личности в онтогенезе // Сборник научных
    трудов / Под ред.И.В.Дубровиной.М.: Академия педагогических наук СССР,
    1991.С.59—71.

  7. Поливанова К.Н., Цукерман Г.А. Введение в школьную
    жизнь.М.: Генезис, 2003.104 с.

  8. Рубцов В.В., Лекторский В.А., Эльконин Б.Д. и др.
    От совместного действия — к конструированию новых социальных общностей:
    Совместность.Творчество.Образование.Школа (Круглый стол методологического
    семинара под руководством В.В.Рубцова, Б.Д.Эльконина) // Культурно-историческая
    психология.2018.Том 14.№ 3.С. 5—30.doi: 10.17759/chp.2018140302

  9. Цукерман Г.А. Взаимодействие ребенка и взрослого,
    творящее зону ближайшего развития // Культурно-историческая психология.2006.№
    4.С. 61—73.

  10. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться?
    Москва-Рига: ПЦ «Эксперимент», 2000.224 с.

  11. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.Томск:
    Пеленг, 1993.268 с.

  12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.М.:
    Педагогика, 1989.560 с.

  13. Эльконин Б.Д. Посредническое Действие и Развитие //
    Культурно-историческая психология.2016.Том 12.№ 3.С.93—112.doi: 10.17759/
    chp.2016120306

  14. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и
    психотерапия семьи.СПб.: Питер, 2008.672 с.

  15. Ashby F.G., Isen A.M. & Turken A.U. A
    neuropsychological theory of positive affect and its influence on cognition //
    Psychological Review.1999.№ 106.P.529—550.

  16. Bryant F.B., Veroff J. The structure of
    psychological well-being: A socio-historical analysis // Journal of Personality
    and Social Psychology.1982.№ 43.P. 653—673.

  17. Fredrickson B.L., Joiner T. Positive emotions
    trigger upward spirals toward emotional well-being // Psychological
    Science.2002.№ 13.P.172—175.

  18. Isen A.M., Daubman K.A., Nowicki G.P. Positive
    affect facilitates creative problem solving // Journal of Personality and
    Social Psychology.1987.№ 17.P. 107—112.

  19. Lucas R.E., Diener E., Suh E. Discriminant validity
    of well-being measures // Journal of Personality and Social Psychology.1996.№
    71.P.616—628.

  20. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of
    psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social
    Psychology.1995.№ 50.P. 1192—1198.

  21. Shmotkin D. (1998). Happiness in the face of
    adversity: Reformulating the dynamic and modular bases of subjective well-being
    // General Psychology Review.1998.№ 9.P.291—325.

 
Читайте также:  План работы развития речи с неговорящим ребенком

Источник