Кантана раннее физическое развитие ребенка

Когда говорят о физическом развитии ребенка, подразумевают совокупность определенных показателей. Это рост, вес, окружность груди и головы. Все эти показатели каждый месяц оцениваются на приеме у педиатра. Врачу важно отслеживать именно их динамику роста. На основе пола вашего малыша и всех четырех показателей делается вывод о физическом здоровье ребенка. Таким образом, специалист может сказать уровень физического развития вашего дитя и при необходимости дать рекомендации.
В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!
Считается, что рост ребенка соответствует его возрасту, и примерно за год дети вырастают на 25 см.
Вес малыша должен соответствовать его росту. К концу первого года жизни детки весят примерно 10 кг. При этом масса тела считается самым нестабильным показателем. Она зависит от состояния младенца (болезнь, потеря аппетита, нарушение сна, дискомфорт)
До 4 месяцев окружность головы должна быть на пару сантиметров больше окружности груди. К 4 месяцам эти показатели приравниваются. После четырех – окружность груди становится больше окружности головы.
Все дети разные и уровень физического развития даже при рождении отличается. Кто-то рождается маленьким и длинным, активно сосет грудь и лежит спокойно в кроватке, а у кого-то вес при рождении большой, тонус мышц слишком повышен, а ребенок вздрагивает от малейшего звука. Поэтому точка отсчета физического развития у всех малышей индивидуальна. Родители должны быть бдительны и если что то вызывает беспокойство или волнение нужно сразу же обращаться к врачу. Только специалист сможет грамотно определить и рассчитать физическое развитие ребенка.
В первый год жизни у детей хорошо развита кожная чувствительность и для лучшего физического развития необходимо постоянно прикасаться, трогать, производить легкие массажные движения вашему крохе.
Физическое
развитие детей до 1 года по месяцам
Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: пищевой (сосательные движения), ориентировочный (повороты головы на различные стимулы), оборонительный (крик на раздражающие факторы). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.
К концу первого месяца жизни движения становятся более скоординированные, малыш старается приподнять голову в позе лежа на животе. На громкий звук реагирует разведением ручек в сторону, а затем поджимает их к телу и сжимает кулачки.
На 2 месяце жизни движения глаз становятся скоординированными, голова поворачивается в сторону звука, грудничок пытается хватать и трогать заинтересовавшие его предметы, голову может удерживать в течение 1-1.5 минуты в позе лежа на животе. Некоторые малыши в этом возрасте отвечать улыбкой на улыбку.
В течение 3 месяца жизни ребенок в позе на животе опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок, крутит головой, удерживая ее в вертикальном положении. Подтягивает свое тело, когда берут на руки. При обращении к нему взрослого появляется «комплекс оживления» – улыбается, может смеяться, агукать и отвечать.
В 4 месяца младенец может узнавать лица и простейшие предметы, переворачивается со спины на живот. В положении лежа на спине, может приподнимать голову. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы, тянет их в рот, появляются любимые и не любимые игрушки, предпочитает маму другим взрослым.
Пятый месяц – пытается сесть, но держать спину без поддержки не может, узнает знакомые голоса, при поддержки за подмышки ровно стоит на ногах, имитирует звуки.
Шестой месяц – самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т.д. Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается, тенят ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет. Прорезываются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.
Во время седьмого месяца жизни свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.
В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!
Восемь месяцев – сам встает, имея опору. При поддержке пробует ходить, производит различные манипуляции с игрушками (роняет, катает, бросает и т.д.), уверенно сидит самостоятельно. Появляются 2 верхних средних резца.
В девять месяцев ходит, держась за опору, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами.
Десять месяцев – может подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.
В одиннадцать месяцев знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.
К одному году самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца.
К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.
На физическое развитие влияют не только генетические факторы, но и факторы внешней среды (воспитание, питание, социальные условия). Если хотите чтобы у ребенка своевременно развивались все физические показатели необходимо ежедневно с ним заниматься, правильно кормить и в неограниченном количестве дарить свою любовь, в которой так нуждается ваш малыш.
Польза грудничкового плавания. Грудничковое плавание с рождения. Упражнения на фитболе для новорожденных. Читайте в нашей следующей статье.
Источник
Физическое развитие детей представляет собой динамический процесс роста и биологического созревания в течение определённого периода. Под динамическим процессом роста понимают увеличение массы и длины тела, развитие органов и систем организма.
Оценка физического развития ребёнка — выявление соответствия процессов роста и созревания с возрастной нормой. Для количественной оценки могут быть использованы как абсолютные величины – килограммы, сантиметры, так и относительные – доля в % от нормы.
Здоровье и физическое развитие детей — понятия неразделимые. Отклонения от нормы физического развития в большинстве случаев сигнализируют о нарушениях, связанных с заболеваниями эндокринной системы, центральной нервной системы, с патологией обмена веществ. При этом стоит отметить, что отставание в физическом развитии нередко является менее опасным, чем сильное опережение, которое является признаком гормональных нарушений.
Физическое развитие детей раннего возраста
Ранний возраст ребенка — это период от одного до трёх лет. Физическое развитие детей раннего возраста характеризуется интенсивностью. В этот период наблюдается существенное увеличение росто-весовых показателей, активные рост и развитие внутренних органов, интенсивное развитие двигательной сферы.
Вес и рост
Каждый месяц ребёнок в возрасте от одного до двух лет прибавляет в весе около 200-250 грамм и вырастает приблизительно на один сантиметр. Прирост немного замедляется на третьем году жизни и составляет около 8 см и 2,5 кг веса за год. Замедление обусловлено тем, что большая часть энергии в этот период направлена на развитие внутренних органов и систем, а также на активную двигательную деятельность.
Двигательная активность
Развитие опорно-двигательного аппарата у детей раннего возраста характеризуется процессами минерализации костной ткани, нормализацией мышечного тонуса. Тело ребёнка приобретает желаемую устойчивость в вертикальном положении, становятся выполнимыми сложные движения с приложением силовых затрат, усовершенствуется мелкая моторика. На период с 2-х до 3-х лет приходится максимум двигательной активности.
Развитие внутренних органов
В раннем возрасте происходит интенсивное развитие центральной нервной системы, что позволяет ребёнку длительное время концентрировать своё внимание на одном предмете. Периоды, когда ребёнок бодрствует, увеличиваются до шести-восьми часов.
Помимо этого, изменяется работа пищеварительной системы, повышается тонус кишечника, усиливается перистальтика. В изменениях, затрагивающих выделительную систему, стоит отметить увеличение объёма мочевого пузыря в два-три раза.
Физическое развитие детей школьного возраста
Школьный возраст принято делить на три периода:
- младший школьный: с 6-ти до 11-ти лет;
- средний школьный: с 12-ти до 15-ти лет;
- старший школьный: с 16-ти до 18-ти лет.
Физическое развитие детей младшего школьного возраста
Физическое развитие детей младшего школьного возраста характеризуется:
- быстрым ростом на фоне относительно медленного набора массы тела;
- равномерным развитием опорно-двигательного аппарата;
- интенсивным развитием крупных мышц рук и ног.
В этот период происходит завершение морфологического развития ЦНС. К возрасту 11-ти лет объём лёгких ребёнка составляет одну вторую объёма лёгких взрослого человека. Дети младшего школьного возраста имеют потребность в интенсивной двигательной активности, именно в этот период у них формируется предрасположенность к тем или иным видам физической активности.
Физическое развитие детей среднего школьного возраста
Для физического развития детей среднего школьного возраста характерно следующее:
- Стоимость: 5 000 руб.
- Продолжительность: 30 – 40 минут
- интенсивный рост — около 4-7 см в год;
- интенсивное увеличение массы тела — около 3-6 кг в год;
- рост длинных трубчатых костей рук и ног;
- интенсивный рост в высоту позвонков;
- быстрое развитие мышечной системы;
- формирование всех функциональных систем;
- улучшение координации и силовых способностей.
Начало полового созревания у девочек начинается на один-два года раньше, чем у мальчиков. В этот же временной период наблюдается интенсивное развитие дыхательной системы, увеличение показателей жизненной ёмкости лёгких.
Физическое развитие детей старшего школьного возраста
В старшем школьном возрасте завершается половое созревание и чётко проявляются как половые, так и индивидуальные различия в строении тела. Помимо этого, наблюдается:
- замедление роста тела в высоту;
- прирост массы тела;
- завершение окостенения большей части скелета;
- утолщение трубчатых костей;
- активное развитие грудной клетки;
- быстрое и равномерное развитие мышц.
Если вы хотите узнать, насколько правильно происходит физическое развитие вашего ребёнка, обращайтесь в многопрофильную клинику ЦЭЛТ. У нас работают специалисты-педиатры, которые имеют большой опыт работы. Они проведут оценку физического развития Вашего ребёнка, предоставят Вам всю необходимую информацию и проконсультируют по интересующим Вас вопросам.
Источник
Методика раннего физического развития Гленна Домана
Методика раннего физического развития, разработанная Гленном Доманом и его коллегами, состоит из системы упражнений и занятий, направленных на развитие двигательных навыков, развитие мануальных навыков и развитие чувства равновесия.
Основным открытием Домана, на котором и строится вся его система, стала теснейшая
взаимосвязь между двигательной активностью ребенка и уровнем развития его интеллекта. Поэтому главным правилом всех упражнений является движение – свободное, не ограниченное ни во времени, ни в пространстве.
Гленн Доман – американский врач, психотерапевт, в конце 1940-х годов основавший в Филадельфии Институт развития человеческого потенциала. Первоначально Доман занимался с детьми, получившими травмы мозга и имевшими отклонения в развитии. Разработанные им упражнения по физическому развитию необычных малышей оказались
настолько эффективными, что он решил перенести свои методы и на здоровых детей.
Зачем это нужно?
Методика Гленна Домана направлена на как можно более раннее развитие всех
возможностей человеческого организма – и интеллектуальных, и физических. Дети, занимавшиеся по этой методике, уже в
пять лет хорошо плавают, бегают кроссы, занимаются гимнастикой и балетом. Темпы развития малышей по методике Домана значительно опережают темпы развития «обычных» детей. Сравните: «обычный» ребенок начинает ползать в семь месяцев, а
«домановский» – в три; ходить обычно начинают в одиннадцать-двенадцать месяцев, у Домана – в шесть, преодолевать препятствия на пути обычный малыш начнет в восемнадцать месяцев, а воспитанный «по Доману» – в девять…
Что развивается с помощью метода Гленна Домана?
Гленн Доман выделил шесть функций головного мозга, благодаря которым человек отличается от всех других созданий. Три из них – моторные (ходьба, бег, прыжки), речь, письмо – полностью зависят от остальных трех, сензитивных: зрения, слуха, ощущений. В результате многолетних наблюдений сотрудники Института развития человеческого
потенциала, в котором работал Гленн Доман, обнаружили, что в своем развитии каждая из перечисленных функций проходит семь стадий. На каждой из них малыш приобретает определенные двигательные навыки, которые тесно взаимосвязаны с работой мозга. На первой стадии управление слухом, зрением, движением осуществляется на уровне верхних отделов спинного мозга. На последней, седьмой – верхними отделами коры головного мозга. Каждый мозговой уровень постепенно включается в работу организма, вытесняя предыдущий и беря на себя контроль над различными функциями. В семь лет рост мозга практически завершен, и к этому возрасту уже фактически предопределено, что будет представлять собой человек и в физическом, и в интеллектуальном плане.
Конечно, и в дальнейшем сможет чему-то научиться, но для этого ему потребуется гораздо больше времени и сил.
Поэтому чем раньше ребенок начнет двигаться, тем быстрее будет расти и развиваться его мозг. Доман утверждает, что чем раньше ребенок начнет ползать, тем раньше он научится читать, а чем раньше он научится читать, тем легче и быстрее он освоит высшую математику. Но в основе всего лежит движение (ползание, ходьба, бег, прыжки). Каждый родитель, желающий видеть ребенка физически совершенным, должен помогать ему как можно больше двигаться.
Когда начинать?
Начинать как можно раньше, буквально с первых минут жизни. Но если вы пропустили это время – ничего страшного, можно подключаться к программе Домана в любом возрасте до 6,5-7 лет.
Как развивать двигательные навыки?
Все свои действия соотносите с главным правилом системы Домана: создавайте идеальную среду для детской подвижности.
Упражнение 1. Лежим на животе Доман указывает, что детеныши животных почти никогда не лежат на спине,
беспомощно барахтая лапками. Поэтому и человеческий ребенок должен как можно чаще и дольше лежать на животе с первых минут жизни.
Упражнение 2. Отсутствие пеленания
«Пеленать ребенка – преступление», – считает Доман, ведь в пеленках он не может
двигать своим телом. Поэтому на ребенке должен быть минимум одежды, которая не
будет стеснять движение рук и ног.
Упражнение 3. Ползание
Дети, занимающиеся в институте Домана, начинают ползать фактически с первых дней
жизни – и это считается главным упражнением для новорожденных. Для этого малыши и
родители устраиваются на полу (кстати, ученики Домана даже спят на полу с детьми –
ведь малыши ползают и во сне), причем не накрытом ковром. Пол должен быть идеально
ровным, чистым и безопасным. Опускать ребенка на пол надо не менее десяти раз в день,
всячески поощряя его двигаться. Очень удобен специальный желоб для ползания (он даже
получил название «трек Домана»): к доске длиной 1 м и шириной 40 см прикрепляются
бортики высотой около 15 см, вся конструкция обклеивается поролоном, и один из краев
желоба приподнимается. Малыш, оказавшись в таком желобе, ползет как бы под горку.
Хорошим показателем считается, если ребенок в возрасте от рождения до 2,5 месяца
проползает 60-90 см без остановки в течение 10 минут, а в три месяца поднимается на
четвереньки.
Как только ребенок научится ползать, не ограничивайте пространство для его движения
– напротив, расширяйте его, расставляйте привлекательные предметы на большом
расстоянии друг от друга, чтобы поощрять малыша самостоятельно добраться до них.
Упражнение 4. Ходьба
Как и при обучении ползанию, при обучении ходьбе следует создать для ребенка
максимально открытое пространство. В институте Домана не существует манежей,
колясок, ходунков и прочих приспособлений, ограничивающих свободу движений
малыша. Доман не рекомендует держать за руку детей, которые учатся ходить, – так
задерживается формирование чувства равновесия; да и вообще перемещаться, задрав руку
выше головы, крайне затруднительно. Можно поставить в комнате невысокую
устойчивую мебель, на которую малыш сможет опираться.
Доман советует делать первые шаги босиком. Когда ходьба освоена, устраивайте
ребенку ходьбу с препятствиями: пусть он самостоятельно поднимается на бордюры,
перебирается через канавки. Обязательно 15 минут в день ходите с малышом вверх и вниз
по лестнице.
Упражнение 5. Бег
Как только малыш научится уверенно ходить, он начинает бегать. Рекомендуется
устраивать совместные пробежки взрослых с ребенком.
Первоначально следует бегать немного, но часто, затем удлиняя время бега и
дистанцию. В институте Домана на первой неделе устраивается 20 пробежек на 90 м, а на
24-й – две пробежки на 900 м. Бегать следует всегда в одном и том же месте (например,
соседнем парке), поскольку внимание ребенка отвлекается на окружающие его предметы.
В этом нет ничего страшного: «рваный» бег тоже полезен. Но когда маршрут станет
ребенку привычен, он будет меньше отвлекаться по сторонам. Очень удобно бегать во
время прогулок: вы идете с ребенком пешком, иногда предлагая ему пробежаться. К
четырем годам ребенок, занимавшийся по программе Домана, может пробежать 5 км без
остановки за 40 минут.
Как развивать мануальные навыки?
Упражнение 1. Захваты и висы
Это упражнение меняется по мере взросления ребенка.
На первом этапе, когда ему еще не исполнился месяц, всячески закрепляйте
хватательный рефлекс ребенка: вкладывайте ему в ладошки большие пальцы своих рук,
чтобы он мог как следует ухватиться. Повторяйте это не менее десяти раз в день. Когда
ребенок чуть-чуть подрастет, найдите гладкий деревянный штырь длиной около 45 см.
Также десять раз в день вкладывайте этот штырь в ладони ребенка, позвольте ему
ухватиться, а затем приподнимайте палку на несколько сантиметров.
Постепенно приподнимайте палку с ребенком все выше и выше, приучая тело малыша
удерживать часть собственного веса (нижняя часть его тела лежит на поверхности). Затем
переходите к полному висячему положению. Сначала потренируйтесь в кроватке: дайте
малышу ухватиться за большие пальцы ваших рук и полностью поднимите его, пусть он
пару секунд повисит в воздухе. Когда вы убедитесь, что ребенок может несколько секунд
висеть, не разжимая рук, соорудите ему небольшой турник в проеме двери (на высоте,
равной росту ребенка плюс 5 см), на пол положите небольшой матрац. Приложите руки
ребенка к турнику и дайте ему немного повисеть, поддерживая его за бедра. Делайте это
не менее 15 раз в день, а время виса доводите до 10 секунд.
Упражнение 2. Горизонтальная лестница
В коридоре между двумя стенками прикрепите горизонтальную лестницу (можно
воспользоваться, например, стенкой от детской кроватки), причем учтите, что она должна
выдерживать вес взрослого – ребенок захочет ползать по ней лишь тогда, когда увидит
пример родителей. Переставляйте руки и ноги ребенка, подражая перемещению по
горизонтальной лестнице (для этого на первых занятиях потребуется присутствие двоих
взрослых), занимайтесь этим не менее десяти раз в день по 20-30 секунд. Постепенно
приучайте ребенка передвигаться с помощью обеих рук и сложным перехватом. В идеале
он должен иметь возможность заниматься на этой лесенке без участия взрослых, поэтому
закрепите ее на 5 см выше роста ребенка. Доводите количество упражнений на лестнице
до 30 раз в день.
Как развить чувство равновесия?
Все перечисленные ниже упражнения необходимо выполнять не менее десяти раз в день.
Упражнение 1. Раскачивания
Практикуйте всевозможные раскачивания ребенка у вас на руках. Носите его по кругу,
совершая плавные движения вверх-вниз. Лягте на спину, поднимите ребенка над собой и
плавно покачивайте в разные стороны. Покачайтесь вместе в кресле-качалке. Встав на
колени, возьмите малыша вертикально и осторожно опустите в горизонтальное
положение, поддерживая его за голову. Просто попрыгайте и потанцуйте с ребенком.
Положите ребенка на большую подушку или простынку; осторожно поднимите ее за один
край так, чтобы ребенок скатился на противоположную сторону, затем приподнимите
другой конец.
Упражнение 2. «Карусели»
Когда ребенок немного подрастет и привыкнет к различным раскачиваниям,
устраивайте ему «карусели» на руках у родителей. Положите малыша животом себе на
плечо и повертитесь в одном и в другом направлении, повторите то же самое, положив его
боком к себе на плечо. Раскачивайте ребенка, держа его за руки и за ноги (для этого могут
потребоваться два взрослых). Покрутите ребенка в разные стороны, держа его одной
рукой за левое запястье, а другой за левую лодыжку, затем – за правое запястье и правую
лодыжку. Подбрасывайте малыша, повернув его лицом к себе. Покачивайте, держа только за ноги.
Упражнение 3. Кувырки и перекаты
Все предлагаемые действия сначала сделайте сами на глазах у малыша, а потом
помогите ему самостоятельно освоить аналогичное движение. Покажите ребенку, как
можно перекатываться по ровной поверхности через бок в разные стороны. Научите его
кувыркаться: стоя на четвереньках, он уже может сам упираться руками и головой в пол.
Вам придется лишь немного подтолкнуть малыша и убедиться, что при кувырке
подбородок упирается ему в грудь. Выполняйте по одному кувырку десять раз в день, а
затем по несколько кувырков не менее 15 раз в день. Обязательно останавливайте ребенка
до того момента, когда ему самому надоест это упражнение.
Упражнение 4. Хождение по бревну
Первая стадия этого упражнения – хождение по начерченной на полу полоске (шириной
10 см, длиной 20 см). Затем сделайте тряпичного «удава»: туго набейте «колбаску» из
прочной ткани ватой или старыми тряпками, зашейте ее и предложите малышу походить
по нему. Когда он освоит хождение по «удаву», возьмите деревянное бревно размером
5×10 см и длиной 2,5 м. Положите его на пол стороной 10 см и попросите ребенка
походить по нему. Не поддерживайте ребенка за руку, но будьте начеку, чтобы
подхватить его в случае опасности. Когда хождение по бревну станет привычным,
научите его ходить спиной вперед и увеличьте высоту над полом.
Дополнительные упражнения
Всячески поощряйте двигательную активность ребенка и практикуйте самые разнообразные упражнения:
• преодоление препятствий, карабканье на различные объекты;
• лазание по канату и деревьям;
• прыжки через препятствие (в длину и в высоту), спрыгивания вниз, прыжки на одной ноге, через скакалку, перепрыгивание с камня на камень;
• подъем по различным лестницам (веревочным, металлическим, деревянным, винтовым);
• качание на качелях;
• приседания, перемещение на корточках;
• упражнения на батуте;
• различные гимнастические упражнения и наклоны.
Что для этого надо?
Для занятий по методике Домана необходимо время – может быть, самое ценное и самое недостающее в жизни родителей. Сам Доман говорил, что его система предназначена для «профессиональных родителей», то есть таких, для которых воспитание ребенка является главным смыслом жизни. Несложно подсчитать: если каждое упражнение выполнять по десять раз в день, свободного времени у родителей (как и у малыша) будет чрезвычайно мало.
Кроме того, придется изготовить некоторые приспособления для занятий (лестницу, турник, качели) и найти место в доме, где их разместить.
Где узнать об этом подробнее?
Публикации о методике Домана многочисленны, например: Г. Доман, Дж. Доман, С. Эйзен «Как сделать ребенка физически совершенным». Стоит отметить книгу «Сохранить здоровье ребенка. Как?» (СПб.: «Прайм-Еврознак», 2006). С методами физического развития ребенка Домана во многом сходны методы Никитиных, описанные в их книгах.
https://www.baby.ru/lines/
Источник