Каменная баба в хакасии ритуал для беременности

Каменная баба в хакасии ритуал для беременности thumbnail

Ну не могла я пройти мимо нашей хакасской скульптуры.

Пусть она не такая как принято, но своя национальная.

А решила я рассказать о Улуг Хуртаях Тас, переводится на русский как большая каменная баба или женщина.

Улуг-Хуртуях-Тас – каменное изваяние изваяние женщины находится в центре 35-километрового Аскизского могильника вблизи улуса Анхаков на территории Аскизского района Республики Хакасии (в 127 км от Абакана).

Каменная баба в хакасии ритуал для беременности

Ее бездетные женщины молят о появлении детей.

С незапамятных времен обитатели степей с поклоном подходили к “каменной старухе”, и молили исцелить от бесплодия.

Вот с такими словами женщина, не имеющая детей, обращается к Хуртуях Тас: “Наша белая каменная мать! Все звери имеют детей, все птицы имеют детей, все рыбы имеют детей, у всех людей есть дети. У меня одной нет ребенка – помоги мне!”

Каменная баба в хакасии ритуал для беременности

Женщины, отправляющиеся на поклон к хакасской Божьей матери, уверены, что она им поможет. По преданию, изваяние обладает особой исцеляющей силой для бесплодных женщин, а по свидетельству очевидцев, обращения к чудесной реликвии приносили порой гораздо больше пользы, чем лечение у специалистов.

«Хуртуях-Тас» входит в тройку самых посещаемых музеев Хакасии.

когда ее обнаружили археологи в советское время они ее выкопали и перенесли в краеведческий музей, к другим скульптурам.

Каменная баба в хакасии ритуал для беременности

но она стала там портится и покрываться мохом…

беспрецедентное решение принял ученый совет Хакасского республиканского краеведческого музея – переместить одно из древних каменных изваяний, которое известно в науке под именем Улуг-Хуртуях тас и находилось в постоянной экспозиции в специальном зале многие годы, обратно в степь, под открытое небо. Улуг-Хуртуях тас в переводе на русский означает “Большая каменная старуха”.

“Степную богиню” перевезли из экспозиции республиканского краеведческого музея и установили на исконном месте недалеко от аала Анхаков. Все это время “каменная бабушка” простояла на открытом воздухе. Для сохранения уникальной стелы от воздействия окружающей среды была построена стеклянная юрта. Теперь это – историко-культурный музей “Улуг Хуртуях тас”.

Так была создана стеклянная юрта и музей “Улуг Хуртаях Тас”

Каменная баба в хакасии ритуал для беременности

А теперь легенда.

Легенда гласит, что это была вполне реальная женщина с мужем и детьми (количество детей варьируется от двух до сорока). Во время междуусобицы, семейству пришлось бежать, муж решил отвлечь противника, а жена должна была отправиться с детьми в безопасное место. Она просила богов, помочь ей сохранить детей и боги превратили ее детей в бусы. Но когда Улуг Хуртуях тас добралась, она обнаружила, что нитка порвалась и все бусины потерялись. Тогда от горя она закричала и запела, пела она так красиво, что боги расстрогались (есть вариант, что разгневались) и ее, лишившуюся своих детей, сделали покровительницей детей чужих, ну и их матерей. Так она и стоит, степная богиня, посреди своей юрты, обращенная лицом на восток, трехметровая статуя из песчанника, рот раскрыт в горестной песне, а на “беременном” животе высечена личина.

Вот ее лицо, ее рот открыт в крике или песне…

Каменная баба в хакасии ритуал для беременности

а на ее животе нарисованы три мира, верхний, средний и нижний, и средний – это человеческая жизнь самая короткая…или узенькая. посмотрите на фото она посередине узенькая.

Каменная баба в хакасии ритуал для беременности

Когда каменное божество Улуг Хуртуях Тас снова вернулось в Сагайскую степь, вокруг забили ключи. Рассказывают, звенели они и 50 лет назад, когда изваяние увозили в Абакан, в краеведческий музей. А потом как-то быстро усохли. Может, это и сказка, но в нее хочется верить. Хакасы и верят. Местные жители из соседней деревни Анхаков приходят молиться Хуртуях, приносят ей дары.

Впрочем, поклоняются этому древнему божеству и многочисленные приезжие из разных уголков страны – и православные, и мусульмане. Женщины, хватаясь за соломинку, едут к ней в надежде родить долгожданного ребенка. И чудо происходит: рассказывают, после визита к божеству некоторые бесплодные паломницы родили первенцев…

У ног Хуртуях всегда лежат подношения: молочные продукты, детские игрушки, косметика, бусы, кольца, заколки для волос… Сразу понятно, что здесь – не место мужчинам. Это маленький мир только матери и ребенка. А огромную каменную женщину (рост – 3 метра, вес – 2,6 тонны) часто называют матерью матерей.

– Подобных изваяний раньше в хакасской степи было несколько сотен, – рассказывает экскурсовод Вероника Уптышева. – У одного божества язычники просили богатства, у другого – покровительства в делах, а у Улуг Хуртуях Тас – детей. Она – символ плодородия, помощник для беременных женщин, рожениц и маленьких детей.

>Многие до сих пор верят, что богиня обладает магической силой исцеления от бесплодия. Считается, чтобы забеременеть, надо обойти Хуртуях три раза по солнцу, разбрызгать на четыре стороны света что-нибудь молочное, а затем поставить перед ней еду и обратиться с просьбой. Кроме того, женщины оставляют каменной бабе свои украшения, которые заряжаются ее силой – а затем забирают их и носят. Говорят, помогает.

Каменная баба в хакасии ритуал для беременности

Источник

Долго ждала она мужа и детей своих на берегу реки, но не дождалась. И с горя, что потеряла свою семью, заплакала. Но потом опомнилась и начала петь! Ведь суровы законы степи – нельзя плакать. Сам творец услышал её песнь и сжалился над женщиной. Сделал ее каменной богиней и наказал во веки веков давать людям то, чего им не хватает. Женщине – дитя, мужчине – светлого разума. С тех пор, стоит Улуг Хуртуях Тас в степи и исполняет наказ творца.

На месте выяснилось, что наш оператор Андрей Доржу, который родом из Аскиза, знает историю трагической потери Улуг Хуртуях Тас.

«Примерно в 10 километрах от Улуг Хуртуях Тас мы можем наблюдать скалу, которая называется Хызыл Хая. Спасаясь бегством от врагов, она смогла перепрыгнуть реку, которая бежит у подножья этой горы, а её дети не смогли и остались там».

Улуг Хуртуях Тас. В переводе означает – великая каменная матерь. Высота 3 метра 2 сантиметра. По легенде – помогает решать людям различные проблемы, особенно женщинам – в лечении бесплодия. Камень сделан из очень хрупкого материала – песчаника.

В 1953 году камень решили спасти от неминуемого разрушения. Перевезли Хуртуях Тас в абаканский краеведческий музей. Но общественность потребовала – вернуть камень на место. Спустя 50 лет в 2003 году менгир Хуртуях Тас вернулся на родину – в степь. Тогда же и стал местом паломничества тысяч людей.

Читайте также:  Нравится запах дегтярного мыла при беременности

«Уже и не думали, что получится, спасибо от сердца, Хуртуях Тас, растёт славная доченька, уже 10 месяцев. Семья Малыхиных». И так вся книга: Китай, Марокко, Куба! Почувствовать силу хакасского менгира и попросить о помощи Хуртуях Тас съезжаются люди со всего мира.

Каждый приезжает сюда со своей проблемой. Говорят – помогает. Причём, люди верят не в стечение обстоятельств, а именно в магическую силу «матери матерей».

«Загадывала на старшую дочь, и она получила квартиру, и в семье у нее все хорошо. Наверное, какое-то волшебство, знак свыше».

«У меня было всё плохо в жизни, а сейчас, сейчас она мне помогла. Ну я приехала её поблагодарить за свое семейное счастье».

И таких историй тысячи. Большинство связано с рождением детей после того, как традиционная медицина ставила диагноз – бесплодие.

Ещё одна легенда гласит, что камень Хуртуях Тас помогает избавиться от многих болезней. Вот сегодня с нами наш водитель Игорь.

«Игорь, расскажи какие у тебя проблемы со здоровьем?»

«Ну, иногда бывает пониженное почечное давление, оно не 80, а меньше бывает».

«То есть это основная проблема?»

Я думаю, перед тем, как отправить Игоря к Хуртуях Тас мы замерим ему давление, чтобы убедиться, что давление действительно либо низкое, либо нормальное.

Почечное давление, наоборот, повышенное – 144 на 102, вообще, давление высокое. Ну что, отправляем его к Хуртуях Тас.

Съёмочная группа NotaBene гарантирует, следующий эксперимент настоящий. Никаких постановок.

«Ну что, как самочувствие?»

«Отлично! Полон жизненных сил».

Ну, ты нормально посидел там. Пробуем теперь, после посещения Хуртуях-Тас, измеряем давление. Ну, вот сейчас можно увидеть, 100 на 72, если мы помним, было 144 на 102. Давление действительно спало, и времени прошло совсем немного, вот, сколько Игорь был возле камня.
Сейчас целебный камень обнесен стеклянной юртой. Она спасает Хуртуях Тас от осадков. Однако экскурсоводы говорят, менгир и сам может о себе позаботиться.

«Если вот в этой деревне идёт снег – то здесь его нету, если вот там идёт дождь, то здесь на этой территории практически не задевает. Вот такая особенность. Мне кажется да, стихия иногда обходит стороной».

Музей расположен в трёхстах метрах от аала Анхаков и в 80 метрах от автотрассы Абакан – Ак-Довурак. На территории музея есть все удобства – кафе, туалет и сувенирная лавка.

Источник

Шестилетнюю Дану и двухлетнюю Элиану Яна Мусатова считает настоящим подарком, но только не судьбы, но и каменной бабушки.

В музей Хуртуях-Тас (каменной бабы) первый раз – шесть лет назад, Яна попала не случайно: «Будучи культурологом по образованию, я знала о легенде и целенаправленно отправилась на экскурсию в Аскизский район».

Четыре года Яна пыталась забеременеть, но от операций и всевозможных лекарств отказывалась умышленно: «Не приемлю любое вмешательство извне, тем более, когда не все другие способы опробованы. Я много раз рассказывала туристам эту легенду, в какой-то момент думаю – дай сама попробую. Взяла подарочек для Хуртуях – молоко (так уж ведется из поколения в поколение, те кто просит у богоматери детей, должны приезжать с «белой пищей»), обошла вокруг стелы три раза и мысленно обратилась к изваянию со своей женской просьбой. Результат долго ждать не заставил – через три месяца Яна узнала о своей беременности: «Этот же обряд я повторила через четыре года, когда старшая дочь уже подросла, и мы стали «трудиться» над появлением второго ребенка». Как выяснилось, Яна далеко не единичный пример.

Это, кстати, подтверждают записи в «Книге отзывов» музея. В соответствии с обрядом, получившие от Хуртуях-Тас то, что хотели, должны вернуться к ней и поблагодарить. Часто такие люди оставляют благодарность в виде записи и работникам музея, именно так последние ведут «учет» рожениц.

Леонид Горбатов – директор музея Хуртуях-Тас, уверяет, что половина всех «туристок» приезжают сюда именно с целью забеременеть:

– Однажды появились две солидные дамы, попросили провести их по музею. В ходе нашей экскурсии всплыл очень интересный факт: эти женщины – сотрудницы одного «силового» ведомства Хакасии. В прошлом году их организация, отмечая какой-то корпоративный праздник, заехала к нам в музей… Этого, видимо, хватило, чтобы в течение года почти весь женский коллектив, посетивший Хуртуях-Тас, ушел в декретный отпуск. Так вот, эти две женщины решили «не отставать от коллектива» и приехали «наверстывать упущенное».

Столь полезный эффект общения женщин с «Хакасской каменной матерью» до сих пор окончательно не изучен. Ученые говорят о сочетании энергии места, на котором установлена Хуртуях, с энергетикой самой стелы: «… например, до сих пор непонятно почему стела внутри… полая?

Директор Леонид Горбатов, он же потомственный шаманом, подобное воздействие объясняет, в первую очередь, верой в чудо: «Без веры сюда лучше не приезжать…. ».

О вере в чудо, сопровождающегося молитвой, в борьбе с бесплодием говорит и православный священник.

Отец Геннадий (настоятель храма «Св. Константина и Елены»):

– Диагноз бесплодие вторгается в самое сакральное для человека – продолжение рода на земле. В этом случае верующим церковь предлагает положиться на молитву. У меня есть пример семьи священнослужителя, 10 лет они молились, в итоге бог одарил их дитем. Можно также совершить паломничества к святым для христиан местам. Я был на Афоне, в мужском монастыре «Святой праведной, бесплодной Анны», женщин туда не пускают. А на стенах там развешено большое количество фотографий маленьких детей. Оказывается, все эти фото присланы семьями, отцы которых посетили Афон, с молитвами о потомстве. Священной истории известны несколько бесплодных женщин, которые в итоге, уже в престарелом возрасте стали матерями ключевых ее личностей. Например, Богородица была рождена от бесплодной Анны, которой на момент родов было 75 лет. ( В этой конкретной истории, бесплодие Анны используется, как подтверждающий факт того, что богоматерь – дитя молитвы, а не человеческой страсти). Когда Богоматери исполнилось три года, мать Анна отдала ее в храм, этим самым она исполнила обет, данный богу. Обет – это еще одна мера борьбы с бесплодием, которую признает православная церковь. Часто дети, рожденные после таких обетов, становились священниками. Но если после всех этих мер, потомства все равно нет, тогда церковь рекомендует подарить детство брошенным детям.

Читайте также:  Как правильно набирать вес при беременности

Помощь молитвы при одном из видов бесплодия – психологическом подтверждают и врачи. Но существует масса других причин бесплодия: воспалительные заболевания, гормональные проблемы, патологии детородных органов, инфекции и так далее. Количество обратившихся в медучреждения с этой проблемой растет с каждым годом, причем мужские проблемы деторождения не отстают от женских.

Татьяна Вендерлых – акушер-гинеколог, специалист-эксперт Министерства здравоохранения РХ:

– Меняется экология, образ жизни, часто проблемой становится возраст беременной. Сейчас ведь принято сначала устроиться в жизни, а потом рожать… А ведь лучший для зачатия возраст от 20-38 лет никто не отменял. Можно, конечно, рожать и в 45 лет, но это зависит от исходного здоровья женщины.

Отец Геннадий (настоятель храма «Св. Константина и Елены»):

– Почему бесплодие сейчас представляет такую проблему? Наше общество согрешило против детей – 50 миллионов абортов в год – цифра, сопоставимая с жертвами Второй мировой войны. А какого количества детей мы не досчитались в результате планирования семьи? Все мудрим, все хитрим. А ведь это жесточайший грех против рождения и сейчас бог наказывает человечество.

– А как церковь относится к медицинскому вмешательству при бесплодии?

– Церковь не против естественного лечения, но против таких мер, как Экстрокорпаральное оплодотворение (выращивание эмбриона в пробирке). ЭКО – не божий путь. Понятно, что это новый высокотехнологичный метод – научное развитие не остановить. Но применяя все новое, люди должны соблюдать и этический момент.

СПРАВКА: Во время ЭКО яйцеклетку извлекают из организма женщины и оплодотворяют искусственно в условиях «in vitro» («в пробирке»). Полученный эмбрион содержат в инкубаторе, где он развивается в течение 2—5 дней, после чего эмбрион переносят в полость матки.

Кстати, медики считают ЭКО далеко не основным способом решения проблемы бесплодия. Он применяется лишь при некоторых заболеваниях, чреватых бесплодием, как для женщин, так и для мужчин. Приживается эмбрион лишь в 20% случаев, то есть из 10 женщин, прошедших процедуру, на беременность могут рассчитывать лишь двое, тоже своего рода «божий промысел». Именно так отнеслась к своему удачному зачатию, посредством ЭКО Алина Тарасова: «Нашей семье семь лет, четыре года из них мы ходили по врачам, проблема оказалась в муже. ЭКО мы рассматривали как крайний вариант, но когда мне подсадили яйцеклетки, несколько зацепились сразу. Часть к определенному моменту их развития убрали, оставив одну. Сейчас Маше пять лет, она очень смышленая и способная девочка, и это в какой-то мере заслуга именно метода ЭКО, ведь для оплодотворения использовался «лучший материал». Я считаю, что ЭКО – это процедура будущего».

ДОСЛОВНО:

Изваяние Хуртуях тас, известное науке с 1722 года, пользуется среди местных жителей особым почитанием, как объект женского культа и покровительница материнства.

( А. Н. Липский – археолог-этнограф)

Легенда гласит: «Сартакпай – муж Хуртуях, возвел мост через Енисей, которым воспользовались враги и вторглись на территорию Хакасии. Усадил тогда Сартакпай жену свою Хуртуях и двух своих сыновей на коней. Напутствуя, просил он скакать их прочь и не оборачиваться под страхом немедленной смерти. Сам же встал на пути врагов, пытаясь их задержать. Недолго длилась битва, погиб достойно Сартакпай. Хуртуях и сыновья добрались до берегов реки Абакан. Разогналась женщина и перепрыгнула на своем коне на другой берег, не удержавшись, обернулась Хуртуях, и увидела она как гибнут в водах бурной реки ее сыновья. Взмолилась тогда Хуртуях о справедливости. И обратили боги ее в камень и дали ей силу помогать женщинам от бесплодия»

Источник

Улуг Хуртуях Тас. Вход в музей

«Улуг Хур­ту­ях Тас». Вход в музей.

Улуг Хур­ту­ях Тас в пере­во­де с хакас­ско­го это «боль­шая камен­ная баба» или «боль­шая камен­ная бабуш­ка». Её так­же назы­ва­ют Хур­ту­ях Иней, что озна­ча­ет «Камен­ная мама», но боль­шин­ству тури­стов и мест­ных жите­лей она извест­на под пер­вым име­нем. Это важ­ней­ший (а по боль­шо­му сче­ту един­ствен­ный) экс­по­нат музея МАУК «Анх­а­ков­ский музей-запо­вед­ник Хур­ту­ях Тас», кото­рый рас­по­ло­жен в Аскиз­ском рай­оне Рес­пуб­ли­ки Хакасия.

Для того, что­бы добрать­ся туда, Вам потре­бу­ет­ся про­ехать око­ло 90 км. по трас­се Аба­кан — Ак-Дову­рак до рай­цен­тра Аскиз. Затем еще 15 кило­мет­ров до аала Анх­а­ков. Сам музей рас­по­ло­жен в 300 мет­рах от аала.

Доро­га к нему про­ле­га­ет по Аскиз­ско­му могиль­ни­ку (его дли­на 35 кило­мет­ров, а музей рас­по­ло­жен в самом цен­тре). По доро­ге Вам встре­тит­ся огром­ное коли­че­ство мен­ги­ров. Вряд ли где-то еще есть такое же скоп­ле­ние этих камен­ных плит. Так что насла­ждай­тесь вида­ми из окна автомобиля.

МАУК «Анх­а­ков­ский музей-запо­вед­ник Хур­ту­ях Тас» был создан ука­зом гла­вы адми­ни­стра­ции Аскиз­ско­го рай­о­на Рес­пуб­ли­ки Хака­сия в июле 2003-го года.

История «большой каменной бабы» «Улуг Хуртуях Тас»

«Улуг Хур­ту­ях Тас» это не про­сто камен­ная сте­ла, кото­рая была созда­на око­ло 4–5 тысяч лет тому назад в пери­од име­ну­е­мый Оку­нев­ской архео­ло­ги­че­ской куль­ту­рой (конец III нача­ло II тыся­че­ле­тия до н.э.). «Улуг Хур­ту­ях Тас» это самый сакраль­ный памят­ник хака­сов с кото­рым они тес­но свя­зы­ва­ют бла­го­по­лу­чие сво­е­го наро­да. Думаю не оши­бусь, если ска­жу, что это самый почи­та­е­мый хака­са­ми древ­ний куль­то­вый камень из боль­шо­го чис­ла дру­гих, достав­ших­ся им в наслед­ство от предков.

В 1953 году сте­ла «Улуг Хур­ту­ях Тас» была пере­не­се­на с места сво­е­го мно­го­ты­ся­че­лет­не­го пре­бы­ва­ния в сте­пи под кры­шу Хакас­ско­го наци­о­наль­но­го кра­е­вед­че­ско­го музея. Здесь она гости­ла ров­но пол­ве­ка вплоть до того момен­та, когда в 2003-ем году под воз­дей­стви­ем обще­стве­но­го мне­ния не было при­ня­то исто­ри­че­ское реше­ние о воз­вра­те её на преж­нее место у аала Анх­а­ков. Око­ло года «Улуг Хур­ту­ях Тас» сто­я­ла под откры­тым небом. В 2004 году в целях сохран­но­сти важ­но­го экс­по­на­та было при­ня­то реше­ние о воз­ве­де­нии вокруг сте­лы стек­лян­ной юрты (на фото).

Читайте также:  Нет шевелений на 17 неделе беременности 2 беременность

Вот что писал о «Улуг Хур­ту­ях Тас» её пер­во­от­кры­ва­тель Д. Г. Мес­сер­шмидт, в 1721 году:

«… Хур­ту­ях была высе­че­на из серо­го пес­ча­ни­ка и вко­па­на в зем­лю наклон­но. Сза­ди мож­но было видеть под­ве­шен­ные тол­стые, спле­тен­ные из волос косы… Тата­ры языч­ни­ки ока­зы­ва­ли ей боль­шой почет, три­жды объ­ез­жа­ли вокруг нее, после како­вой цере­мо­нии дела­ли ей под­но­ше­ние в виде еды. От пред­ков им дово­ди­лось слы­шать то, что это Кур­ту­як­ское изва­я­ние было когда то зна­ме­ни­той мат­ро­ной, и сам все­мо­гу­щий бог пре­вра­тил ее в камень…».

Хакас­ская бабуш­ка «Улуг Хур­ту­ях Тас» нахо­дит­ся под защи­той Все­мир­ной орга­ни­за­ции ЮНЕСКО.

Павильон №1 — стеклянная юрта вокруг «Улуг Хуртуях Тас»

Улуг Хуртуях Тас - стеклянная юрта вокруг главного экспоната

«Улуг Хур­ту­ях Тас» — стек­лян­ная юрта вокруг глав­но­го экспоната.

Сама сте­ла «Улуг Хур­ту­ях Тас» в высо­ту име­ет 3 мет­ра. Одна­ко при уста­нов­ке око­ло мет­ра ушло в зем­лю и сей­час она ростом с высо­ко­го чело­ве­ка. Выпол­не­на из пес­ча­ни­ка. На уровне живо­та «Улуг Хур­ту­ях Тас» име­ет­ся изоб­ра­же­ние, где схе­ма­тич­но обо­зна­че­ны три мира — ниж­ний, сред­ний и верх­ний. Такое пони­ма­ние устрой­ства мира харак­тер­но для древ­них степ­ных куль­тов.  Счи­та­ет­ся, что «боль­шая камен­ная баба» изле­чи­ва­ет бес­пло­дие. Что она спо­соб­на послать жен­щине ребен­ка. И жела­ю­щих при­кос­нуть­ся к ней несть чис­ла… У её под­но­жия уста­нов­лен импро­ви­зи­ро­ван­ный алтарь. Здесь при­ня­то остав­лять дары при­ве­зен­ные с собой для древ­не­го боже­ства (кон­фе­ты, пече­нье и мяг­кие игруш­ки). Там тру­дит­ся мест­ная девуш­ка в наци­о­наль­ном костю­ме. Она под­ска­жет, что нуж­но делать, если Вы вдруг растеряетесь.

Улуг Хуртуях Тас

Улуг Хур­ту­ях Тас.

Фото­гра­фи­ро­вать её внут­ри не раз­ре­ша­ют. С чем это свя­за­но ска­зать труд­но. Но, как Вы види­те выше, неко­то­рые исхитряются.

Легенда об «Улуг Хуртуях Тас»

Вот такая леген­да при­во­дит­ся на офи­ци­аль­ном сай­те музея:

Было это дав­ным-дав­но. Так дав­но, что пра­дед само­го ста­ро­го из ныне живу­щих, на свет еще и не родил­ся. У самых синих гор, покры­тых сне­гом жил в те вре­ме­на бога­тырь Сар­тах­пай. Гул­ким эхом раз­но­си­лась по всей бес­край­ней сте­пи сла­ва о его вели­ких делах. Объ­еди­нял наро­ды, слав­ный бога­тырь, рушил пре­гра­ды, соору­жал мосты через бур­ли­вые реки. Но глав­ным ее дея­ни­ем было то, что постро­ил Сар­тах­пай доро­гу, по кото­рой быст­рее и лег­че, было доби­рать­ся до самых дале­ких сосе­дей. Была у Сар­тах­пая жена Улуг Хур­ту­ях, во всем ему совет­чи­ца и помощ­ни­ца. Жили они со сво­и­ми детьми друж­но, да счаст­ли­во. Но одна­жды слу­чи­лась беда. По доро­ге, кото­рую постро­ил слав­ный бога­тырь, при­шли на их зем­лю вра­ги. Вынуж­де­ны были Сар­тах­пай и Улуг Хур­ту­ях спа­сать­ся бег­ством. Добе­жа­ли они до горы Хызыл- Хая, как вдруг настиг­ли их вра­же­ские вои­ны. Сар­тах­пай решил их задер­жать, а жене с детьми при­ка­зал бежать дальше.

Поска­ка­ла Хур­ту­ях с детьми прочь на рети­вых конях. Толь­ко дочь ее от стра­ха поте­ря­лась в сте­пи. Ста­ли Хур­ту­ях с сыном реку пере­пры­ги­вать, прыг­нул сын неудач­но – пря­мо в реку угодил.

Дол­го жда­ла Улуг Хур­ту­ях мужа и детей на бере­гу реки. Не дожда­лась и с горя, что поте­ря­ла свою семью запла­ка­ла. Но потом опом­ни­лась и запе­ла. Ведь суро­вы пра­ви­ла вели­кой сте­пи – нель­зя плакать!

Пела она о слав­ном муже сво­ем, Сар­та­п­хае, о детях, кото­рых поте­ря­ла, о люб­ви к ним и о сча­стье кото­ро­го боль­ше нет. Пела она так кра­си­во и про­ник­но­вен­но, что сам Хай­ра­хан – тво­рец услы­шав ее пес­ню пожа­лел ее. Сде­лал он Улуг Хур­ту­ях камен­ной боги­ней и нака­зал ей вове­ки веков дарить людям то, чего им не хва­та­ет. Жен­щине – Дитя. Муж­чине – Свет­ло­го разу­ма. Сто­ит с тех пор в вели­кой сте­пи камен­ная боги­ня — «Улуг Хур­ту­ях Тас» и испол­ня­ет наказ творца.

Павильон №2 — подлинная хакасская юрта XIX в.

Вто­рой экс­по­нат музея это насто­я­щая хакас­ская юрта, кото­рой более века. Уди­ви­тель­но, что она сохра­ни­лась до наших дней. Юрта была постро­е­на в 1896-ом году. Внут­ри тра­ди­ци­он­ные для быта хака­сов того пери­о­да пред­ме­ты. Все они пере­да­ны музею на вре­мен­ное хра­не­ние в целях экс­по­зи­ции их хозя­е­ва­ми — корен­ны­ми жите­ля­ми Рес­пуб­ли­ки Хака­сии. Посто­ян­но ведут­ся пере­го­во­ры о выку­пе этих пред­ме­тов музе­ем со сто­ро­ны его руко­вод­ства. В основ­ном экс­по­на­та­ми явля­ют­ся наци­о­наль­ная одеж­да и обувь, охот­ни­чьи при­над­леж­но­сти, пред­ме­ты быта и кухон­ная утварь. На дан­ный момент это наи­бо­лее пол­ная рекон­струк­ция хакас­ско­го быта кон­ца XIX-го века.

Поми­мо это­го, на тер­ри­то­рии музея нахо­дит­ся ряд исто­ри­че­ских памят­ни­ков (кур­га­нов) при­над­ле­жа­щих тагар­ской архео­ло­ги­че­ской культуре.

Павильон №2 — подлинная хакасская юрта XIX в.

Пави­льон №2 — под­лин­ная хакас­ская юрта XIX в.

МАУК «Анхаковский музей-заповедник Хуртуях Тас»

Территория и объекты недвижимости музея

  • Пави­льон №1 – шести­уголь­ная стек­лян­ная юрта с метал­ли­че­ской кры­шей. Был воз­ве­ден в сен­тяб­ре 2004 года. Его пло­щадь 113,8 м?. Он исполь­зу­ет­ся для экс­по­ни­ро­ва­ния камен­ной сте­лы ««Улуг Хур­ту­ях Тас»».
  • Пави­льон №2 – насто­я­щая дере­вян­ная юрта построй­ки кон­ца XIX века. Была пере­ве­зе­на на тер­ри­то­рию музея в разо­бран­ном состо­я­нии, собра­на, отре­ста­ври­ро­ва­на и вве­де­на в экс­плу­а­та­цию в июле 2005 года. Её пло­щадь 38,2 м?. Она исполь­зу­ет­ся для рекон­струк­ции и экс­по­зи­ции быта хака­сов в кон­це XIX-го века.
  • Дере­вян­ная юрта (зим­ний вари­ант) – кото­рая вре­мен­но исполь­зу­ет­ся как адми­ни­стра­тив­ное зда­ние. Была постро­е­на в октяб­ре 2008 года. Её пло­щадь состав­ля­ет 40,8 м?.
  • Доща­тая юрта – была постро­е­на в сен­тяб­ре 2008 года. Её пло­щадь 40,8 м?. Она исполь­зу­ет­ся толь­ко в лет­ний пери­од как место ожи­да­ния экс­кур­сан­та­ми экс­кур­со­во­да. Здесь ведет­ся тор­гов­ля суве­ни­ра­ми и тра­ди­ци­он­ны­ми блю­да­ми хакас­ской степ­ной кухни.
  • Сто­рож­ка – неболь­шая дере­вян­ная юрта, кото­рая была постро­е­на в авгу­сте 2003 года. Её пло­щадь 11,8 м?. Она исполь­зу­ет­ся как поме­ще­ние для сторожей.

Общая пло­щадь музея – 7480 м?.

Адрес: 655711. Хака­сия. Аскиз­ский рай­он, аал Анх­а­ков, музей «Хур­ту­ях тас»

Режим рабо­ты музея: 

В лет­ний пери­од экс­кур­сии про­во­дят­ся с 11.00 до 18.00.

В зим­ний пери­од экс­кур­сии про­во­дят­ся с 10.00 до 17.00.

Музей рабо­та­ет без пере­ры­ва на обед и без выходных.

Какие услуги можно заказать и получить в музее:

  • тра­ди­ци­он­ную встре­ча гостей;
  • экс­кур­сии по музею;
  • дегу­ста­цию хакас­ских наци­о­наль­ных блюд;
  • неболь­шой наци­о­наль­ный кон­церт с при­вле­че­ни­ем хакас­ских артистов;
  • аутен­тич­ные шаман­ские обряды;
  • в музее круг­лый год рабо­та­ет суве­нир­ная лав­ка, где Вы може­те при­об­ре­сти суве­ни­ры, обереги,
  • изде­лия народ­но­го про­мыс­ла,  кни­ги и журналы;
  • про­ве­де­ние хакас­ских тра­ди­ци­он­ных сва­деб­ных обря­дов с выда­чей фир­мен­но­го свидетельства.

Теле­фон для спра­вок: 8–923-582–20-49

Источник