Каменная баба в хакасии ритуал для беременности

Ну не могла я пройти мимо нашей хакасской скульптуры.
Пусть она не такая как принято, но своя национальная.
А решила я рассказать о Улуг Хуртаях Тас, переводится на русский как большая каменная баба или женщина.
Улуг-Хуртуях-Тас – каменное изваяние изваяние женщины находится в центре 35-километрового Аскизского могильника вблизи улуса Анхаков на территории Аскизского района Республики Хакасии (в 127 км от Абакана).
Ее бездетные женщины молят о появлении детей.
С незапамятных времен обитатели степей с поклоном подходили к “каменной старухе”, и молили исцелить от бесплодия.
Вот с такими словами женщина, не имеющая детей, обращается к Хуртуях Тас: “Наша белая каменная мать! Все звери имеют детей, все птицы имеют детей, все рыбы имеют детей, у всех людей есть дети. У меня одной нет ребенка – помоги мне!”
Женщины, отправляющиеся на поклон к хакасской Божьей матери, уверены, что она им поможет. По преданию, изваяние обладает особой исцеляющей силой для бесплодных женщин, а по свидетельству очевидцев, обращения к чудесной реликвии приносили порой гораздо больше пользы, чем лечение у специалистов.
«Хуртуях-Тас» входит в тройку самых посещаемых музеев Хакасии.
когда ее обнаружили археологи в советское время они ее выкопали и перенесли в краеведческий музей, к другим скульптурам.
но она стала там портится и покрываться мохом…
беспрецедентное решение принял ученый совет Хакасского республиканского краеведческого музея – переместить одно из древних каменных изваяний, которое известно в науке под именем Улуг-Хуртуях тас и находилось в постоянной экспозиции в специальном зале многие годы, обратно в степь, под открытое небо. Улуг-Хуртуях тас в переводе на русский означает “Большая каменная старуха”.
“Степную богиню” перевезли из экспозиции республиканского краеведческого музея и установили на исконном месте недалеко от аала Анхаков. Все это время “каменная бабушка” простояла на открытом воздухе. Для сохранения уникальной стелы от воздействия окружающей среды была построена стеклянная юрта. Теперь это – историко-культурный музей “Улуг Хуртуях тас”.
Так была создана стеклянная юрта и музей “Улуг Хуртаях Тас”
А теперь легенда.
Легенда гласит, что это была вполне реальная женщина с мужем и детьми (количество детей варьируется от двух до сорока). Во время междуусобицы, семейству пришлось бежать, муж решил отвлечь противника, а жена должна была отправиться с детьми в безопасное место. Она просила богов, помочь ей сохранить детей и боги превратили ее детей в бусы. Но когда Улуг Хуртуях тас добралась, она обнаружила, что нитка порвалась и все бусины потерялись. Тогда от горя она закричала и запела, пела она так красиво, что боги расстрогались (есть вариант, что разгневались) и ее, лишившуюся своих детей, сделали покровительницей детей чужих, ну и их матерей. Так она и стоит, степная богиня, посреди своей юрты, обращенная лицом на восток, трехметровая статуя из песчанника, рот раскрыт в горестной песне, а на “беременном” животе высечена личина.
Вот ее лицо, ее рот открыт в крике или песне…
а на ее животе нарисованы три мира, верхний, средний и нижний, и средний – это человеческая жизнь самая короткая…или узенькая. посмотрите на фото она посередине узенькая.
Когда каменное божество Улуг Хуртуях Тас снова вернулось в Сагайскую степь, вокруг забили ключи. Рассказывают, звенели они и 50 лет назад, когда изваяние увозили в Абакан, в краеведческий музей. А потом как-то быстро усохли. Может, это и сказка, но в нее хочется верить. Хакасы и верят. Местные жители из соседней деревни Анхаков приходят молиться Хуртуях, приносят ей дары.
Впрочем, поклоняются этому древнему божеству и многочисленные приезжие из разных уголков страны – и православные, и мусульмане. Женщины, хватаясь за соломинку, едут к ней в надежде родить долгожданного ребенка. И чудо происходит: рассказывают, после визита к божеству некоторые бесплодные паломницы родили первенцев…
У ног Хуртуях всегда лежат подношения: молочные продукты, детские игрушки, косметика, бусы, кольца, заколки для волос… Сразу понятно, что здесь – не место мужчинам. Это маленький мир только матери и ребенка. А огромную каменную женщину (рост – 3 метра, вес – 2,6 тонны) часто называют матерью матерей.
– Подобных изваяний раньше в хакасской степи было несколько сотен, – рассказывает экскурсовод Вероника Уптышева. – У одного божества язычники просили богатства, у другого – покровительства в делах, а у Улуг Хуртуях Тас – детей. Она – символ плодородия, помощник для беременных женщин, рожениц и маленьких детей.
>Многие до сих пор верят, что богиня обладает магической силой исцеления от бесплодия. Считается, чтобы забеременеть, надо обойти Хуртуях три раза по солнцу, разбрызгать на четыре стороны света что-нибудь молочное, а затем поставить перед ней еду и обратиться с просьбой. Кроме того, женщины оставляют каменной бабе свои украшения, которые заряжаются ее силой – а затем забирают их и носят. Говорят, помогает.
Источник
Долго ждала она мужа и детей своих на берегу реки, но не дождалась. И с горя, что потеряла свою семью, заплакала. Но потом опомнилась и начала петь! Ведь суровы законы степи – нельзя плакать. Сам творец услышал её песнь и сжалился над женщиной. Сделал ее каменной богиней и наказал во веки веков давать людям то, чего им не хватает. Женщине – дитя, мужчине – светлого разума. С тех пор, стоит Улуг Хуртуях Тас в степи и исполняет наказ творца.
На месте выяснилось, что наш оператор Андрей Доржу, который родом из Аскиза, знает историю трагической потери Улуг Хуртуях Тас.
«Примерно в 10 километрах от Улуг Хуртуях Тас мы можем наблюдать скалу, которая называется Хызыл Хая. Спасаясь бегством от врагов, она смогла перепрыгнуть реку, которая бежит у подножья этой горы, а её дети не смогли и остались там».
Улуг Хуртуях Тас. В переводе означает – великая каменная матерь. Высота 3 метра 2 сантиметра. По легенде – помогает решать людям различные проблемы, особенно женщинам – в лечении бесплодия. Камень сделан из очень хрупкого материала – песчаника.
В 1953 году камень решили спасти от неминуемого разрушения. Перевезли Хуртуях Тас в абаканский краеведческий музей. Но общественность потребовала – вернуть камень на место. Спустя 50 лет в 2003 году менгир Хуртуях Тас вернулся на родину – в степь. Тогда же и стал местом паломничества тысяч людей.
«Уже и не думали, что получится, спасибо от сердца, Хуртуях Тас, растёт славная доченька, уже 10 месяцев. Семья Малыхиных». И так вся книга: Китай, Марокко, Куба! Почувствовать силу хакасского менгира и попросить о помощи Хуртуях Тас съезжаются люди со всего мира.
Каждый приезжает сюда со своей проблемой. Говорят – помогает. Причём, люди верят не в стечение обстоятельств, а именно в магическую силу «матери матерей».
«Загадывала на старшую дочь, и она получила квартиру, и в семье у нее все хорошо. Наверное, какое-то волшебство, знак свыше».
«У меня было всё плохо в жизни, а сейчас, сейчас она мне помогла. Ну я приехала её поблагодарить за свое семейное счастье».
И таких историй тысячи. Большинство связано с рождением детей после того, как традиционная медицина ставила диагноз – бесплодие.
Ещё одна легенда гласит, что камень Хуртуях Тас помогает избавиться от многих болезней. Вот сегодня с нами наш водитель Игорь.
«Игорь, расскажи какие у тебя проблемы со здоровьем?»
«Ну, иногда бывает пониженное почечное давление, оно не 80, а меньше бывает».
«То есть это основная проблема?»
Я думаю, перед тем, как отправить Игоря к Хуртуях Тас мы замерим ему давление, чтобы убедиться, что давление действительно либо низкое, либо нормальное.
Почечное давление, наоборот, повышенное – 144 на 102, вообще, давление высокое. Ну что, отправляем его к Хуртуях Тас.
Съёмочная группа NotaBene гарантирует, следующий эксперимент настоящий. Никаких постановок.
«Ну что, как самочувствие?»
«Отлично! Полон жизненных сил».
Ну, ты нормально посидел там. Пробуем теперь, после посещения Хуртуях-Тас, измеряем давление. Ну, вот сейчас можно увидеть, 100 на 72, если мы помним, было 144 на 102. Давление действительно спало, и времени прошло совсем немного, вот, сколько Игорь был возле камня.
Сейчас целебный камень обнесен стеклянной юртой. Она спасает Хуртуях Тас от осадков. Однако экскурсоводы говорят, менгир и сам может о себе позаботиться.
«Если вот в этой деревне идёт снег – то здесь его нету, если вот там идёт дождь, то здесь на этой территории практически не задевает. Вот такая особенность. Мне кажется да, стихия иногда обходит стороной».
Музей расположен в трёхстах метрах от аала Анхаков и в 80 метрах от автотрассы Абакан – Ак-Довурак. На территории музея есть все удобства – кафе, туалет и сувенирная лавка.
Источник
Шестилетнюю Дану и двухлетнюю Элиану Яна Мусатова считает настоящим подарком, но только не судьбы, но и каменной бабушки.
В музей Хуртуях-Тас (каменной бабы) первый раз – шесть лет назад, Яна попала не случайно: «Будучи культурологом по образованию, я знала о легенде и целенаправленно отправилась на экскурсию в Аскизский район».
Четыре года Яна пыталась забеременеть, но от операций и всевозможных лекарств отказывалась умышленно: «Не приемлю любое вмешательство извне, тем более, когда не все другие способы опробованы. Я много раз рассказывала туристам эту легенду, в какой-то момент думаю – дай сама попробую. Взяла подарочек для Хуртуях – молоко (так уж ведется из поколения в поколение, те кто просит у богоматери детей, должны приезжать с «белой пищей»), обошла вокруг стелы три раза и мысленно обратилась к изваянию со своей женской просьбой. Результат долго ждать не заставил – через три месяца Яна узнала о своей беременности: «Этот же обряд я повторила через четыре года, когда старшая дочь уже подросла, и мы стали «трудиться» над появлением второго ребенка». Как выяснилось, Яна далеко не единичный пример.
Это, кстати, подтверждают записи в «Книге отзывов» музея. В соответствии с обрядом, получившие от Хуртуях-Тас то, что хотели, должны вернуться к ней и поблагодарить. Часто такие люди оставляют благодарность в виде записи и работникам музея, именно так последние ведут «учет» рожениц.
Леонид Горбатов – директор музея Хуртуях-Тас, уверяет, что половина всех «туристок» приезжают сюда именно с целью забеременеть:
– Однажды появились две солидные дамы, попросили провести их по музею. В ходе нашей экскурсии всплыл очень интересный факт: эти женщины – сотрудницы одного «силового» ведомства Хакасии. В прошлом году их организация, отмечая какой-то корпоративный праздник, заехала к нам в музей… Этого, видимо, хватило, чтобы в течение года почти весь женский коллектив, посетивший Хуртуях-Тас, ушел в декретный отпуск. Так вот, эти две женщины решили «не отставать от коллектива» и приехали «наверстывать упущенное».
Столь полезный эффект общения женщин с «Хакасской каменной матерью» до сих пор окончательно не изучен. Ученые говорят о сочетании энергии места, на котором установлена Хуртуях, с энергетикой самой стелы: «… например, до сих пор непонятно почему стела внутри… полая?
Директор Леонид Горбатов, он же потомственный шаманом, подобное воздействие объясняет, в первую очередь, верой в чудо: «Без веры сюда лучше не приезжать…. ».
О вере в чудо, сопровождающегося молитвой, в борьбе с бесплодием говорит и православный священник.
Отец Геннадий (настоятель храма «Св. Константина и Елены»):
– Диагноз бесплодие вторгается в самое сакральное для человека – продолжение рода на земле. В этом случае верующим церковь предлагает положиться на молитву. У меня есть пример семьи священнослужителя, 10 лет они молились, в итоге бог одарил их дитем. Можно также совершить паломничества к святым для христиан местам. Я был на Афоне, в мужском монастыре «Святой праведной, бесплодной Анны», женщин туда не пускают. А на стенах там развешено большое количество фотографий маленьких детей. Оказывается, все эти фото присланы семьями, отцы которых посетили Афон, с молитвами о потомстве. Священной истории известны несколько бесплодных женщин, которые в итоге, уже в престарелом возрасте стали матерями ключевых ее личностей. Например, Богородица была рождена от бесплодной Анны, которой на момент родов было 75 лет. ( В этой конкретной истории, бесплодие Анны используется, как подтверждающий факт того, что богоматерь – дитя молитвы, а не человеческой страсти). Когда Богоматери исполнилось три года, мать Анна отдала ее в храм, этим самым она исполнила обет, данный богу. Обет – это еще одна мера борьбы с бесплодием, которую признает православная церковь. Часто дети, рожденные после таких обетов, становились священниками. Но если после всех этих мер, потомства все равно нет, тогда церковь рекомендует подарить детство брошенным детям.
Помощь молитвы при одном из видов бесплодия – психологическом подтверждают и врачи. Но существует масса других причин бесплодия: воспалительные заболевания, гормональные проблемы, патологии детородных органов, инфекции и так далее. Количество обратившихся в медучреждения с этой проблемой растет с каждым годом, причем мужские проблемы деторождения не отстают от женских.
Татьяна Вендерлых – акушер-гинеколог, специалист-эксперт Министерства здравоохранения РХ:
– Меняется экология, образ жизни, часто проблемой становится возраст беременной. Сейчас ведь принято сначала устроиться в жизни, а потом рожать… А ведь лучший для зачатия возраст от 20-38 лет никто не отменял. Можно, конечно, рожать и в 45 лет, но это зависит от исходного здоровья женщины.
Отец Геннадий (настоятель храма «Св. Константина и Елены»):
– Почему бесплодие сейчас представляет такую проблему? Наше общество согрешило против детей – 50 миллионов абортов в год – цифра, сопоставимая с жертвами Второй мировой войны. А какого количества детей мы не досчитались в результате планирования семьи? Все мудрим, все хитрим. А ведь это жесточайший грех против рождения и сейчас бог наказывает человечество.
– А как церковь относится к медицинскому вмешательству при бесплодии?
– Церковь не против естественного лечения, но против таких мер, как Экстрокорпаральное оплодотворение (выращивание эмбриона в пробирке). ЭКО – не божий путь. Понятно, что это новый высокотехнологичный метод – научное развитие не остановить. Но применяя все новое, люди должны соблюдать и этический момент.
СПРАВКА: Во время ЭКО яйцеклетку извлекают из организма женщины и оплодотворяют искусственно в условиях «in vitro» («в пробирке»). Полученный эмбрион содержат в инкубаторе, где он развивается в течение 2—5 дней, после чего эмбрион переносят в полость матки.
Кстати, медики считают ЭКО далеко не основным способом решения проблемы бесплодия. Он применяется лишь при некоторых заболеваниях, чреватых бесплодием, как для женщин, так и для мужчин. Приживается эмбрион лишь в 20% случаев, то есть из 10 женщин, прошедших процедуру, на беременность могут рассчитывать лишь двое, тоже своего рода «божий промысел». Именно так отнеслась к своему удачному зачатию, посредством ЭКО Алина Тарасова: «Нашей семье семь лет, четыре года из них мы ходили по врачам, проблема оказалась в муже. ЭКО мы рассматривали как крайний вариант, но когда мне подсадили яйцеклетки, несколько зацепились сразу. Часть к определенному моменту их развития убрали, оставив одну. Сейчас Маше пять лет, она очень смышленая и способная девочка, и это в какой-то мере заслуга именно метода ЭКО, ведь для оплодотворения использовался «лучший материал». Я считаю, что ЭКО – это процедура будущего».
ДОСЛОВНО:
Изваяние Хуртуях тас, известное науке с 1722 года, пользуется среди местных жителей особым почитанием, как объект женского культа и покровительница материнства.
( А. Н. Липский – археолог-этнограф)
Легенда гласит: «Сартакпай – муж Хуртуях, возвел мост через Енисей, которым воспользовались враги и вторглись на территорию Хакасии. Усадил тогда Сартакпай жену свою Хуртуях и двух своих сыновей на коней. Напутствуя, просил он скакать их прочь и не оборачиваться под страхом немедленной смерти. Сам же встал на пути врагов, пытаясь их задержать. Недолго длилась битва, погиб достойно Сартакпай. Хуртуях и сыновья добрались до берегов реки Абакан. Разогналась женщина и перепрыгнула на своем коне на другой берег, не удержавшись, обернулась Хуртуях, и увидела она как гибнут в водах бурной реки ее сыновья. Взмолилась тогда Хуртуях о справедливости. И обратили боги ее в камень и дали ей силу помогать женщинам от бесплодия»
Источник
«Улуг Хуртуях Тас». Вход в музей.
Улуг Хуртуях Тас в переводе с хакасского это «большая каменная баба» или «большая каменная бабушка». Её также называют Хуртуях Иней, что означает «Каменная мама», но большинству туристов и местных жителей она известна под первым именем. Это важнейший (а по большому счету единственный) экспонат музея МАУК «Анхаковский музей-заповедник Хуртуях Тас», который расположен в Аскизском районе Республики Хакасия.
Для того, чтобы добраться туда, Вам потребуется проехать около 90 км. по трассе Абакан — Ак-Довурак до райцентра Аскиз. Затем еще 15 километров до аала Анхаков. Сам музей расположен в 300 метрах от аала.
Дорога к нему пролегает по Аскизскому могильнику (его длина 35 километров, а музей расположен в самом центре). По дороге Вам встретится огромное количество менгиров. Вряд ли где-то еще есть такое же скопление этих каменных плит. Так что наслаждайтесь видами из окна автомобиля.
МАУК «Анхаковский музей-заповедник Хуртуях Тас» был создан указом главы администрации Аскизского района Республики Хакасия в июле 2003-го года.
История «большой каменной бабы» «Улуг Хуртуях Тас»
«Улуг Хуртуях Тас» это не просто каменная стела, которая была создана около 4–5 тысяч лет тому назад в период именуемый Окуневской археологической культурой (конец III начало II тысячелетия до н.э.). «Улуг Хуртуях Тас» это самый сакральный памятник хакасов с которым они тесно связывают благополучие своего народа. Думаю не ошибусь, если скажу, что это самый почитаемый хакасами древний культовый камень из большого числа других, доставшихся им в наследство от предков.
В 1953 году стела «Улуг Хуртуях Тас» была перенесена с места своего многотысячелетнего пребывания в степи под крышу Хакасского национального краеведческого музея. Здесь она гостила ровно полвека вплоть до того момента, когда в 2003-ем году под воздействием общественого мнения не было принято историческое решение о возврате её на прежнее место у аала Анхаков. Около года «Улуг Хуртуях Тас» стояла под открытым небом. В 2004 году в целях сохранности важного экспоната было принято решение о возведении вокруг стелы стеклянной юрты (на фото).
Вот что писал о «Улуг Хуртуях Тас» её первооткрыватель Д. Г. Мессершмидт, в 1721 году:
«… Хуртуях была высечена из серого песчаника и вкопана в землю наклонно. Сзади можно было видеть подвешенные толстые, сплетенные из волос косы… Татары язычники оказывали ей большой почет, трижды объезжали вокруг нее, после каковой церемонии делали ей подношение в виде еды. От предков им доводилось слышать то, что это Куртуякское изваяние было когда то знаменитой матроной, и сам всемогущий бог превратил ее в камень…».
Хакасская бабушка «Улуг Хуртуях Тас» находится под защитой Всемирной организации ЮНЕСКО.
Павильон №1 — стеклянная юрта вокруг «Улуг Хуртуях Тас»
«Улуг Хуртуях Тас» — стеклянная юрта вокруг главного экспоната.
Сама стела «Улуг Хуртуях Тас» в высоту имеет 3 метра. Однако при установке около метра ушло в землю и сейчас она ростом с высокого человека. Выполнена из песчаника. На уровне живота «Улуг Хуртуях Тас» имеется изображение, где схематично обозначены три мира — нижний, средний и верхний. Такое понимание устройства мира характерно для древних степных культов. Считается, что «большая каменная баба» излечивает бесплодие. Что она способна послать женщине ребенка. И желающих прикоснуться к ней несть числа… У её подножия установлен импровизированный алтарь. Здесь принято оставлять дары привезенные с собой для древнего божества (конфеты, печенье и мягкие игрушки). Там трудится местная девушка в национальном костюме. Она подскажет, что нужно делать, если Вы вдруг растеряетесь.
Улуг Хуртуях Тас.
Фотографировать её внутри не разрешают. С чем это связано сказать трудно. Но, как Вы видите выше, некоторые исхитряются.
Легенда об «Улуг Хуртуях Тас»
Вот такая легенда приводится на официальном сайте музея:
Было это давным-давно. Так давно, что прадед самого старого из ныне живущих, на свет еще и не родился. У самых синих гор, покрытых снегом жил в те времена богатырь Сартахпай. Гулким эхом разносилась по всей бескрайней степи слава о его великих делах. Объединял народы, славный богатырь, рушил преграды, сооружал мосты через бурливые реки. Но главным ее деянием было то, что построил Сартахпай дорогу, по которой быстрее и легче, было добираться до самых далеких соседей. Была у Сартахпая жена Улуг Хуртуях, во всем ему советчица и помощница. Жили они со своими детьми дружно, да счастливо. Но однажды случилась беда. По дороге, которую построил славный богатырь, пришли на их землю враги. Вынуждены были Сартахпай и Улуг Хуртуях спасаться бегством. Добежали они до горы Хызыл- Хая, как вдруг настигли их вражеские воины. Сартахпай решил их задержать, а жене с детьми приказал бежать дальше.
Поскакала Хуртуях с детьми прочь на ретивых конях. Только дочь ее от страха потерялась в степи. Стали Хуртуях с сыном реку перепрыгивать, прыгнул сын неудачно – прямо в реку угодил.
Долго ждала Улуг Хуртуях мужа и детей на берегу реки. Не дождалась и с горя, что потеряла свою семью заплакала. Но потом опомнилась и запела. Ведь суровы правила великой степи – нельзя плакать!
Пела она о славном муже своем, Сартапхае, о детях, которых потеряла, о любви к ним и о счастье которого больше нет. Пела она так красиво и проникновенно, что сам Хайрахан – творец услышав ее песню пожалел ее. Сделал он Улуг Хуртуях каменной богиней и наказал ей вовеки веков дарить людям то, чего им не хватает. Женщине – Дитя. Мужчине – Светлого разума. Стоит с тех пор в великой степи каменная богиня — «Улуг Хуртуях Тас» и исполняет наказ творца.
Павильон №2 — подлинная хакасская юрта XIX в.
Второй экспонат музея это настоящая хакасская юрта, которой более века. Удивительно, что она сохранилась до наших дней. Юрта была построена в 1896-ом году. Внутри традиционные для быта хакасов того периода предметы. Все они переданы музею на временное хранение в целях экспозиции их хозяевами — коренными жителями Республики Хакасии. Постоянно ведутся переговоры о выкупе этих предметов музеем со стороны его руководства. В основном экспонатами являются национальная одежда и обувь, охотничьи принадлежности, предметы быта и кухонная утварь. На данный момент это наиболее полная реконструкция хакасского быта конца XIX-го века.
Помимо этого, на территории музея находится ряд исторических памятников (курганов) принадлежащих тагарской археологической культуре.
Павильон №2 — подлинная хакасская юрта XIX в.
МАУК «Анхаковский музей-заповедник Хуртуях Тас»
Территория и объекты недвижимости музея
- Павильон №1 – шестиугольная стеклянная юрта с металлической крышей. Был возведен в сентябре 2004 года. Его площадь 113,8 м?. Он используется для экспонирования каменной стелы ««Улуг Хуртуях Тас»».
- Павильон №2 – настоящая деревянная юрта постройки конца XIX века. Была перевезена на территорию музея в разобранном состоянии, собрана, отреставрирована и введена в эксплуатацию в июле 2005 года. Её площадь 38,2 м?. Она используется для реконструкции и экспозиции быта хакасов в конце XIX-го века.
- Деревянная юрта (зимний вариант) – которая временно используется как административное здание. Была построена в октябре 2008 года. Её площадь составляет 40,8 м?.
- Дощатая юрта – была построена в сентябре 2008 года. Её площадь 40,8 м?. Она используется только в летний период как место ожидания экскурсантами экскурсовода. Здесь ведется торговля сувенирами и традиционными блюдами хакасской степной кухни.
- Сторожка – небольшая деревянная юрта, которая была построена в августе 2003 года. Её площадь 11,8 м?. Она используется как помещение для сторожей.
Общая площадь музея – 7480 м?.
Адрес: 655711. Хакасия. Аскизский район, аал Анхаков, музей «Хуртуях тас»
Режим работы музея:
В летний период экскурсии проводятся с 11.00 до 18.00.
В зимний период экскурсии проводятся с 10.00 до 17.00.
Музей работает без перерыва на обед и без выходных.
Какие услуги можно заказать и получить в музее:
- традиционную встреча гостей;
- экскурсии по музею;
- дегустацию хакасских национальных блюд;
- небольшой национальный концерт с привлечением хакасских артистов;
- аутентичные шаманские обряды;
- в музее круглый год работает сувенирная лавка, где Вы можете приобрести сувениры, обереги,
- изделия народного промысла, книги и журналы;
- проведение хакасских традиционных свадебных обрядов с выдачей фирменного свидетельства.
Телефон для справок: 8–923-582–20-49
Источник