Календарь развития ребенка от 1

Достигнув возраста в 1 год, ребенок переходит от материального удовлетворения своих потребностей к интеллектуальной пище: малыш активно развивается в психологическом и социальном плане. Еда и сон обеспечивают его физиологические потребности, но весь период бодрствования направляется на накопление и совершенствование умственных способностей. Конечно же, он продолжает расти и крепнуть телом. Большую роль играет и грамотное воспитание, которое дают малышу родители.

Показатели физического развития

Если первый год жизни ребенок рос и развивался нормально, то к 1 году его вес должен увеличиться в три раза по сравнению с тем, сколько он весил при рождении. Прибавляет малыш и в росте. По статистике, к первоначальному росту, с которым малыш родился, прибавляется примерно 25-29 сантиметров. Происходит развитие головного мозга: в год его объем должен составлять 60% от объема мозга взрослого человека.

Двигательные навыки

Арсенал двигательных навыков, с которым дети встречают свой первый год после рождения, позволяет говорить о возросшей самостоятельности маленького человечка. Многие детки к этому времени уже начинают ходить. Если же ваш малыш еще не пошел, не пропустите момент его первых шагов. Снимите на камеру событие, которое переводит жизнь ребенка на новую ступень.

В возрасте около года малыш переходит на принципиально новую ступень развития – он начинает осваивать самостоятельные шаги и становится менее зависимым от мамы и папы

Развивается мелкая моторика:

  • Ребенок берет еду ручками, учится держать ложку.
  • Помогает маме листать странички книжек, которые ему читают.

Одеваясь, подает ручки и ножки. Распознает назначение бытовых предметов, знает, для чего нужна расческа, веник или телефон. Пытается повторить манипуляции взрослых с этими предметами. Движения могут быть неловкими, но они явно осознанные. Еще далеко до того момента, когда ваше чадо полностью избавится от родительской опеки, но без вас ему и не прийти к самостоятельности.

Особенности развития

После того как ребенку исполнится год, частота посещений педиатра сокращается – как правило, профилактические осмотры проводятся 1 раз в 3 месяца (см. также: каким в норме должен быть ребенок в 2 года и 2 месяца?). Связан такой регламент с индивидуальными особенностями развития каждого ребенка. Часто психология выходит на первое место по отрицательному результату. Происходит это из-за неопытности молодой мамы, не сумевшей выработать у себя чувство терпимости к капризам малыша. Отклонения от установленных норм могут быть и у недоношенных детей. С 1 до 2 лет они немного отстают физически и интеллектуально, но, как правило, после 2 лет быстро догоняют своих сверстников во всех сферах.

Характер ребенка, вклад родителей в занятия с малышом, психологическая и социальная обстановка корректируют прогресс в ту или иную сторону. Если мама хочет, чтобы ее чадо развивалось быстрее остальных, она должна быть терпеливым воспитателем – вдумчивым, ответственным, рациональным.

Календарные периоды

Наблюдая за своим чадом, мамочке будет легче определить степень его развития, если разбить весь срок от года до двух лет на календарные периоды. Наш импровизированный календарь привязан к частоте посещений педиатра: это значит, что собираясь на прием к врачу, вы будете иметь представление о том, на какие нюансы в поведении малыша доктор обращает внимание. Кроме того, сможете самостоятельно оценить уровень развития вашего сокровища и правильность его воспитания. Каждый пункт календаря прописан по нарастающей – от простого действия или умения к сложному.

12-15 месяцев

Вот, что может карапуз:

  • начинать играть самостоятельно, без подсказки взрослых;
  • выполнять простые просьбы – например, обнять маму;
  • пользоваться вилкой и ложкой;
  • идти вверх по ступенькам лестницы;
  • замечать забавные вещи и смеяться над ними;
  • подражать речи и действиям родителей;
  • говорить на собственном языке;
  • жестами показывать то, что он хочет;
  • хлопать в ладоши;
  • помимо слов «мама», «папа», «деда», «баба», произносить еще одно слово;
  • быстро ползать;
  • ходить, опираясь на мебель;
  • без чьей-либо помощи снимать носки;
  • делать несколько шагов без поддержки;
  • понимать простые просьбы;
  • замечать реакцию родителей на его действия;
  • уверенно стоять;
  • ходить, держа маму или папу за руку;
  • качать головой, давая отрицательный ответ;
  • пить из кружки;
  • пробовать «рисовать» фломастерами и карандашами;

Ждать от ребенка художественных шедевров в таком возрасте не стоит: сейчас он только начинает чувствовать цвета и фактуры. Следует позволить малышу творить так, как он хочет, дав ему свободу самовыражения

  • помогать родителям одевать его, поддерживая ручки и ножки в удобном положении;
  • наклоняться за упавшим предметом;
  • узнавать себя в зеркале и радоваться своему отражению;
  • поднимать более тяжелые предметы;
  • играя в мячик, катать его вперед и назад;
  • подкреплять слова жестами, чтобы его поняли;
  • вытаскивать и закладывать игрушки в ящик или коробку;
  • показывать свои глазки, ручки, носик и другие части тела по просьбе взрослого;
  • бегать;
  • обозначать требование тишины жестом «тссс»;
  • «помогать» маме по дому.

15-18 месяцев

  • переворачивать книжные страницы при чтении сказки;
  • испытывать привязанность к животным и любимым игрушкам;
  • уверенно ходить;
  • петь и делать это с наслаждением;
  • истерить, если чем-то недоволен;
  • пятиться спиной;
  • забираться на разные поверхности, одновременно исследуя их;
  • говорить до 15 различных по смыслу слов;
  • самостоятельно снимать носки или штанишки;
  • спать один раз в день после обеда вместо двух;
  • быстро бегать;
  • сортировать вещи по размеру, форме, цвету (рекомендуем прочитать: как научить ребенка цветам?);
  • играя, «кормить» кукол или мягкие игрушки;
  • складывать из слов фразы;
  • самостоятельно «читать» книжку», рассматривая картинки;
  • уверенно справляться с ложкой, есть с помощью нее;
  • чистить зубки под присмотром родителей;
  • говорить понятнее для взрослых.
Читайте также:  Развитие ребенка в 4 года девочка психология

Малыш до полутора лет уже способен самостоятельно чистить зубы под присмотром взрослых. Необходимо внимательно наблюдать, чтобы кроха не глотал зубную пасту

18-21 месяцев

  • говорить около 50 слов;
  • понимать значение около 200 слов;
  • составлять из слов простые предложения;
  • самостоятельно снимать одежду;
  • ходить на горшок, контролируя акты дефекации и мочеиспускания;
  • умываться и чистить зубки под контролем мамы или папы;
  • знать и называть части своего тела (ручки, ножки, ушки, носик);
  • имитировать больше действий взрослых – например, выбрасывать мусор в ведро;
  • строить из кубиков башни;
  • давать описания несложным рисункам из книг;
  • открывать и закрывать в доме и шкафах двери.

21-24 месяца

  • проситься в туалет;
  • быстро учить новые слова или действия (10 слов за один день);
  • повторять все за другими людьми;
  • собирать несложные пазлы;
  • проводить прямую линию;
  • спускаться по ступенькам за ручку с мамой;
  • различать холодно – жарко, много – мало, большой – маленький;
  • надевать и снимать одежду самостоятельно;
  • различать людей по половому признаку (мальчик-девочка, дядя-тетя);
  • прыгать;
  • понимать хорошее и плохое (поведение, слово).

К двум годам ребенок обычно усваивает очень своевременное и полезное умение – проситься в туалет, сдерживая на время физиологические позывы (подробнее в статье: нормальное развитие ребенка в 2,5 года)

Как подавать информацию?

После года начинается период активного умственного взросления малыша. Все его действия – это жадный интерес к окружающему миру, к его внутреннему и внешнему устройству. Проще всего дать ему эти знания через игру. Составьте для себя план занятий с ребенком, введите в него развивающие игры. Ваша задача – обеспечить малышу грамотное социальное и эмоциональное развитие. Создавайте в процессе игры ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в реальной жизни (рекомендуем прочитать: как грамотно обеспечить раннее развитие ребенка?). Такой метод подачи информации оптимален для малыша 1-2 лет, он лучше запоминает все и проще координирует свое поведение.

Голосовое общение с ребенком необходимо подкреплять образами и наглядными примерами. Помните – словарный запас малыша невелик, ему легче понять то, что вы пытаетесь ему донести, через жесты и игровые ситуации. Читая книжку, обязательно объясняйте крохе, почему и зачем герои сказки совершают какие-то действия. Если хотите смоделировать какую-то определенную ситуацию, придумайте собственную сказку. Такие приемы служат частью воспитания ребенка. Почитайте подробнее о развитии речи ребенка с 1 года до 2-х лет.

Моменты, связанные с реальной жизнью, объясняйте тогда, когда ребенок может видеть их наглядное воплощение: о личной гигиене говорите, когда моете с малышом ручки, а об опасности на дороге – когда стоите с малышом возле мчащихся автомобилей. Информация, не подкрепленная яркими образами, плохо воспринимается и не закрепляется в сознании крохи. Помогите своему маленькому сокровищу развиваться правильно.

Отклонения в развитии

Прекрасно, если малыш вписывается в нормы поведения, прописанные для его возраста. Небольшие отклонения от стандарта могут быть связаны с индивидуальными особенностями ребенка, и они, как правило, не вызывают тревоги у специалистов. Есть и критические моменты, на которые стоит обратить особое внимание. Оценивая физические и интеллектуальные способности ребенка, проверьте, нет ли у него подобных проблем:

  • к 15 месяцам малыш все еще не понимает функции простейших бытовых приборов;
  • не стремится имитировать действия взрослых;
  • достигнув возраста 18 месяцев, малыш так и не научился ходить;
  • в этом же возрасте говорит менее 15 слов;
  • в 2 года не умеет составлять слова в предложение (подробнее в статье: что должен знать или уметь ребенок в 2 года?).

Медики считают, что приведенные отклонения чаще всего связаны с недостаточным старанием родителей в обучении ребенка. Причиной проблемы может стать и нехватка общения. Только от родителей зависит, насколько правильно будет идти развитие маленького человека. Дайте ему столько тепла, знаний и навыков, сколько могут дать любящие и заботливые мама и папа.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник

Календарь развития ребенка от 1

Календарь развития ребенка от 1

Календарь развития ребенка от 1

Календарь развития ребенка от 1

Календарь развития ребенка от 1

Календарь развития ребенка от 1

Календарь развития ребенка от 1

Календарь развития ребенка от 1

Календарь развития ребенка от 1

Календарь развития ребенка от 1

Календарь развития ребенка от 1

Календарь развития ребенка от 1

  • 1 месяц

На первой неделе жизни новорожденный теряет до 8% от массы тела при рождении, затем его вес начинает расти. Примерно на 7-й день отпадает пуповинный остаток. До 3-й недели малыш воспринимает только громкие звуки, так как уши закрыты эмбриональной жидкостью. До конца месяца его кожа постепенно светлеет и приобретает естественный цвет. Мышцы у грудничка находятся в тонусе, именуемом педиатрами физиологическим, поэтому ручки и ножки все время согнуты, а ладошки – зажаты в кулачки. Ребенок может видеть предметы на расстоянии до 30 см, поворачивает голову на свет. В этот период чаще всего бывают колики и срыгивания. Ребенка нужно выкладывать на животик, при этом он приподымает головку и удерживает по несколько секунд. В первый месяц жизни является обязательным еженедельное посещение грудничка педиатром. Чтобы сообщить родителям о своих потребностях, малыш плачет, и успокаивается, когда его возьмут на ручки. За раз съедает 80-120 мл грудного молока или его заменителя – смеси. Частота кормлений – приблизительно каждые 2 часа. Средняя прибавка в весе – 1 кг, в росте – 2 см. …читать подробнее…

  • 2 месяц
Читайте также:  Правила развития мозга вашего ребенка скачать pdf

Малыш уже издает различимые звуки, мурлычет, агукает. Тональность его голоса меняется. При виде родителей улыбается, начинает различать голоса, прислушивается к разговорам. В этот период он впервые улыбается, хоть и бессознательно. Чтобы малыш уверенно держал голову, нужно чаще выкладывать его на животик. Это же упражнение укрепит мышцы брюшного пресса и поможет избавиться от колик. Держит погремушку в ручке, трясет ею, внимательно наблюдает за игрушками. Поворачивается на бочок и спит на нем. Лежа на спине, выпрямляет ручки и ножки. Тянет в рот ручки, при этом обильно выделяется слюна. Во время плача появляются слезы. Самое время для развития зрительных навыков присоединить на кроватку мобиль. Для здоровья ребенка очень важны ежедневные прогулки на свежем воздухе, а также следует уделить внимание выработке режима сна и бодрствования. За второй месяц жизни ребенок набирает около 800 г и вытягивается на пару сантиметров. …читать подробнее…

  • 3 месяц

Малыш уже способен осязать окружающую обстановку, видит все больше предметов. Ему нравится, когда его носят столбиком, чтобы больше рассматривать окружающую обстановку. Изучает ладошки, пальчики. Поворачивает голову в разные стороны в поисках источника звука, четко различает лица окружающих. Начинает различать запахи. С этого месяца родителям нужно пристальней следить за малышом, ведь он начинает переворачиваться со спинки на животик. Еще одно достижение – он уже уверенно держит головку, находясь в вертикальном положении на руках или лежа на животе. Сейчас малышу понравится яркий развивающий коврик, укачивающий центр. Если положить перед ним разноцветную игрушку, он попытается дотянуться до нее и самостоятельно схватить. Тянет в рот погремушки. Средняя прибавка в весе – 800 г, в росте – 2 см. …читать подробнее…

  • 4 месяц

Период колик постепенно проходит, теперь малыш может спать немного дольше и просыпаться на кормления реже. Лежа на животике, он пытается подняться, опираясь на ручки. Он узнает среди других людей маму, улыбается ей, разговаривает. Прислушивается к музыке. Особый интерес вызывает его отражение в зеркале. Дольше может акцентировать внимание на предметах или каком-то процессе. Переворачивается со спинки набок и на живот. Пытается переворачиваться на спинку. Тянется к игрушкам, берет игрушку двумя ручками. Отталкивается ножками и ручками от опоры. Лежа на спинке, приподымает голову и прижимает подбородок к груди. Если его подтянуть за ручки, пытается присесть. Берет игрушку и трясет ее одной рукой, радостно реагирует на ту музыку, которая ему нравится. Активно пытается участвовать в разговоре, лепечет отдельные слоги с разной силой. Прибавка в весе – 700-800 г, в росте – 1-2 см. …читать подробнее…

  • 5 месяц

Малыш умеет легко переворачиваться на бочок, с живота на спинку и наоборот. Лежа на спине, приподымает голову, чтобы больше видеть. Упирается ножками в кровать и пытается встать на «мостик». Лежа на животе, вытягивает прямо ручки и ножки, держит одной ручкой игрушку. Все больше окружающих предметов вызывают у малыша интерес, особенно цветных. Перекладывает игрушки из одной ручки в другую. Наблюдает за падающей на пол игрушкой. Теперь он не только берет их в ручки и бросает, но и пытается тянуть в рот. Это может свидетельствовать о скором появления зубов. Малыш значительно реже плачет, больше улыбается и смеется; он интересный и веселый. Появление чужого человека может вызвать отрицательную реакцию и даже плач. Переводит взгляд с одного присутствующего собеседника на другого. За месяц ребенок в среднем прибавляет в весе 700 г и 1-2 см. …читать подробнее…

  • 6 месяц

Малыш научился уверенно сидеть без поддержки, хотя сам еще не садится. Некоторые детки все же совершают попытки сесть самостоятельно. Лежа на животике, опирается на вытянутые ручки и приподымается. При поддержке опирается на ножки и пытается стоять. Делает попытки приподняться на четвереньки. Дотягивается до отдаленных предметов. Выбирает понравившуюся игрушку из нескольких, предложенных на выбор. Рассматривает ручки, пальчики. В это время пора вводить первый прикорм. Чаще всего его начинают с приготовленных на пару овощей. Качество стула меняется, кормления грудью становятся все реже. Вырабатываются вкусовые предпочтения. Пьет из чашки-непроливайки. Поворачивается, когда его называют по имени. Начинает произносить слоги «ма», «ба», «да». Днем спит 2-3 раза. В этот период начинают прорезываться зубы. Это может сопровождаться болью, повышением температуры, повышением слюноотделения, беспокойством. Прибавка в весе – 650 г, в росте – 1-2 см. …читать подробнее…

  • 7 месяц

Малыш любит большую часть времени проводить, лежа на животике. Начинает ползать, самостоятельно принимает сидячее положение и удерживает равновесие. Некоторые детки в этом возрасте уже уверенно садятся. Малыш тянет к маме ручки, просит, чтоб его взяли на руки. Он обращается к окружающим, зовет их. Ребенок уже не засыпает после еды, он проводит больше времени за играми. Сидит с прямой спинкой, во время кормления крутится в разные стороны, пытается увильнуть. Много лепечет, старается имитировать звуки, издаваемые взрослыми. Берет погремушку и стучит ею по поверхности. Держит бутылочку. Можно предложить ему пить из чашки и пробовать держать ложку. В это время прорезываются два нижних зубика. Это может доставлять дискомфорт при кормлении грудью. Он уже не так быстро набирает вес, так как изменился характер пищи и он стал больше двигаться. Прибавка в весе – 600 г, в росте – 1-2 см. …читать подробнее…

  • 8 месяц
Читайте также:  Понятие нормы и отклонения нарушения в соматическом развитии ребенка педагогика

Малыш совершенствует свои умения садиться, поворачиваться. Лежа на животике, свободно вертит головой. Его интересуют все окружающие предметы, он легко преодолевает препятствия. Много лепечет новых слогов, пытается просить те или иные предметы. Отталкивает ручками мяч. Захватывает мелкие предметы при помощи двух пальцев. Ему нравится бросать игрушки на пол, чтобы вы их подымали. Ребенок пытается вставать у опоры, стоять по несколько минут, держась за поручни кроватки. Танцует, повторяет смех взрослых. Не любит оставаться один, переживает, когда мама уходит. Сейчас для малыша важно чтобы с ним разговаривали, озвучивали действия. Он уже понимает запреты. Пьет из “взрослой” чашки. С заметным удовольствием кушает кашки, мясо, печень, молочные продукты, фрукты, овощи, печенье. За этот месяц малыш прибавил в весе 500-600 г и вырос на 2 см. …читать подробнее…

  • 9 месяц

Малыш уже может играть некоторое время самостоятельно, складывать игрушки в кучку. Сидя на полу, поворачивает в стороны корпус. Он пробует залезть на стул или диван, стоит несколько минут у стены или держась за мебель. Его положение еще неустойчиво и он смешно падает на попу. Если его придерживать за ручки, кроха будет ходить в течение нескольких минут. Также он уверенно топает у опоры. Выдвигает нижние ящики мебели, достает из них все предметы. Стучит предметом по предмету. Очень быстро ползает, быстро передвигается в ходунках, пританцовывает. У малыша теперь появляются любимые игрушки, которые он везде берет с собой. Начинает играть кубиками и сортерами. Его голос имеет более четкий эмоциональный окрас и различные интонации. Самостоятельно тянет в рот еду. Малыш набирает за месяц 500 г и подрастает на 1-1,5 см. …читать подробнее…

  • 10 месяц

Ребенок опирается на ручки в сидячем положении, ползает на животике. Перекладывает мелкие предметы с места на место. Старается стоять без поддержки рук. Некоторые крохи на этом этапе жизни делают первые шаги. Реагирует на запреты, выражает обиду. Удивляется, услышав незнакомые звуки. Пытается копировать выражение лица и мимику взрослых. Пытается произнести слова «мама», «дай» и другие. Проявляет любовь к родителям, обнимает ручками, пытается поцеловать. Малыш старается привлечь к себе внимание взрослых, чему несказанно радуется. Он четко осознает настроение взрослых, распознает их радость или неодобрение. Поэтому важно правильно реагировать на его поступки, чтобы малыш понимал, что хорошо, а что – плохо. Самостоятельно пережевывает пищу. Прибавка в весе составляет 450 г, рост увеличивается на 1,5 см. …читать подробнее…

  • 11 месяц

Малыш уже уверенно топает, держась за мамину ручку и у опоры. Может сделать самостоятельно несколько шагов. Пританцовывает в такт музыке. Может щипать и кусаться. Выполняет движения по просьбе, бросает мячик в указанном направлении. Ребенок исследует квартиру, находит новые незнакомые предметы, стучит ими о другие предметы с особой силой. Поэтому родителям следует позаботиться о безопасном нахождении малыша в комнате, убрать опасные вещи из зоны досягаемости. Играет в ладушки, «ку-ку». Машет ручкой при прощании, показывает жестами «дай» и «ну-ну». Повторяет некоторые слова с соответствующей интонацией: «мама», «баба», «папа», «дай». Показывает, где у игрушки находятся глазки. Он понимает отдельные, часто повторяемые фразы. Кушает печенье, яблоко, хлеб. По истечению 11-го месяца ребенок набирает в весе 400 г, в росте – 1-1,5 см. …читать подробнее…

  • 12 месяц

Спустя 12 месяцев малыш уже многое умеет и понимает: самостоятельно ходит, строит пирамиды из кубиков, много лепечет, повторяет отдельные слоги или даже слова за взрослыми. Он знает свое имя и его сокращенную форму, реагирует на него с радостью. В большинстве случаев в этом возрасте малыш не только очень быстро ползает, но и достаточно уверенно ходит. Достает предметы из коробки, запоминает их месторасположение. Ребенок просит кушать, имитирует это соответствующими звуками. Хлопает в ладоши, просится на ручки. Показывает ручкой, в каком направлении хочет идти. Смеется при виде животных. Повторяет звуки некоторых животных, машин. Рассматривает картинки в книжках. Радуется, когда его хвалят. Днем спит один раз. Пьет и ест самостоятельно. Постепенно переходит на взрослую пищу, тянет из маминой тарелки. К концу первого года ребенок должен утроить тот вес, с которым он родился, а за последний месяц набрать 300 г и подрасти еще на 1 см. …читать подробнее…

Источник