Календарь развития ребенка дошкольного возраста

Календарь развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

Ребёнка называют новорождённым в период от рождения и до 4-х недель. В первые дни весь его организм работает с большим напряжением, а более стабильное и спокойное соотояние наступает только к началу второй недели.

Наука определяет пять различных состояний малыша в этот период :
Глубокий сон. Новорождённый абсолютно расслаблен, замедленное и ровное дыхание, закрыты глаза и лицо расслаблено.
Неглубокий сон. Неровное дыхание, несколько более учащённое, чем при глубоком сне, изредка наблюдается подёргивание рук и ног, заметно, как двигаются глазные яблоки под веками.
Дремотное состояние. Возникает во время кормления или перед засыпанием, глаза полузакрытые.
Бодрствование. В активном состоянии младенец совершает движения всем телом, руками и ногами.
Плач. Плач может означать, что ребёнок чем-то недоволен или ощущает дискомфорт – он голоден, мокрый, напуган и т.п.

К моменту рождения у новорождённого малыша имеются врождённые рефлексы, которые помогают ему адаптировать в новой среде. Многие из них исчезают в течение первых месяцев жизни, а некоторые переходят в приобретённые рефлексы, действующие уже на уровне сознания и сопутсвующие ребёнку, а затем и взрослому, всю его жизнь. Некоторые же из врождённых рефлексов (например: рефлекс чихания, вздрагивания, моргания, зевоты, коленные рефлексы и некоторые другие), сохраняются у ребёнка на всю жизнь.

Рефлекторная деятельность малыша позволяют врачам и детским психологам определить состояние развития ребёнка и его нервной системы. Ниже мы предлагаем вам описание семи основных рефлексов, свойственных младенцу в первые недели или месяцы его жизни.

Основные рефлексы новорождённого :

Хватательный рефлекс. Он проявляется во время поглаживания его ладошки или легкого касания каким- либо предметом. Рефлекторно малыш схватывает и удерживает все, что касается его ладони. Он в состоянии держать в одной ручке предмет весом до килограмма, а если ему удается ухватиться обоими руками за что-либо, то даже и висеть.

Поисковый рефлекс. Ребёнок поворачивает головку, если касаются или поглаживают его щёчку. Этот рефлекс является необходимой частью инстинкта поиска пищи и питания.

Сосательный рефлекс. Проявление: у новорождённого заметны сосательные движения губ, если провести вокруг рта пальцем или соской. Также связан с инстинктом питания.

Рефлекс Бабинского. При проведении пальцем по внешнему краю стопы пальчики ноги расходятся в разные стороны одновременно с поворотом стопы.

Рефлекс Мора. Ребёнок разводит и сводит реки и ноги – как реакция на громкий и внезапный звук. То же происходит, если ребёнка подбрасывают на руках.

Рефлекс Бабкина. При надавливании ребёнку на ладонь, он поворачивает голову и открывает рот.

Плавательный рефлекс. Ребёнок совершает движения подобные плавательным, если положить его на живот.

Рефлекс ходьбы. Ребёнок совершает движения, имитирующие ходьбу, если поддерживать его под руки так, чтобы он касался ножками какой-либо поверхности.

Родители в состоянии самостоятельно проверить действие всех перечисленных нами рефлексов у их ребёнка. При возникновении каких-либо сомнений им стоит обратиться за консультациями к врачу-педиатру и детскому психологу.

Источник

Воскресенье, 24 Апреля 2016 г. 00:21

+ в цитатник

Родителям всегда интересно знать, в чём их ребёнок преуспел по сравнению со сверстниками, а в чём отстаёт от них. Предлагаем вам примерный перечень необходимых навыков и умений, которыми маленький человечек должен овладеть к определённому возрасту.

Только имейте в виду, что этот перечень, с одной стороны, далеко не полный, а с другой – несколько условный. Ведь норма – это всегда что-то примерное, среднестатистическое, а все дети индивидуальны и неповторимы.

К году:

  • Знает, как его зовут.
  • Понимает слово «нет».
  • Понимает и выполняет несложные просьбы.
  • Повторяет простые одно- и двусложные слова.
  • Играет в «Сороку-белобоку», желает «Спокойной ночи».
  • Говорит «мама», «папа» и ещё около десятка слов, обычно существительных.
  • Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов.
  • По вашей просьбе даёт игрушку.
  • С удовольствием смеётся.
  • Хорошо слышит и различает много звуков.
  • Демонстрирует искреннюю любовь к вам.
  • Вкладывает кубик в коробку по вашей просьбе.
  • Активно рисует карандашом или мелком каракули.
  •  

К двум годам ребёнок:

  • Обладает запасом в 200 – 300 слов.
  • Пользуется в речи двух-, трёхсловными словосочетаниями.
  • Прислушивается к словам и понимает их значение.
  • Любит, когда ему читают, и рассматривает иллюстрации.
  • Называет предметы, изображённые на картинках.
  • Хорошо знает своё имя, произносит его.
  • Пользуется словами «да», «нет», «ещё».
  • Выражает просьбу словами, а не только жестами.
  • Использует существительные в разных падежах (то есть с разными окончаниями).
  • Согласует предмет и действие («машина едет», «собака лает», «я хочу»).

К трём годам малыш:

  • Часто задаёт вам вопросы.
  • Пользуется двух-, трёхсловными предложениями.
  • Говоря, высказывает свои впечатления, мысли.
  • Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.
  • Имеет словарный запас 1000 – 1500 слов.
  • Понимает значение простых предлогов и множественного числа.
  • Знает время суток.
  • Называет как минимум два цвета.

К четырём годам:

  • Владеет словарём примерно 1500 слов.
  • Начинает употреблять сложные предложения.
  • Говорит предложениями из 4 – 5 слов.
  • Задаёт много вопросов, использует слова «кто?» и «почему?».
  • Использует выражения типа: «я думаю, что…» и «я надеюсь, что…».
  • Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.
  • Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.
  • Правильно произносит практически все звуки.

К пяти годам малыш:

  • Обладает словарным запасом около 3000 слов.
  • Знает свой адрес.
  • Пользуется предложениями из 5 – 6 слов.
  • Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.
  • Умеет пересказывать.
  • Правильно произносит звуки.
  • Определяет право – лево у себя, но не у других.
  • Знает простые антонимы (большой – маленький, твёрдый – мягкий).
  • Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.
  • Считает до 10.
  • Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

К шести годам ваш ребёнок:

  • Обладает словарём около 4000 слов.
  • Практически все звуки своего родного языка произносит правильно.
  • Умеет рассказывать и пересказывать, причём пытается выразить своё отношение к рассказываемому.
  • Помнит и может описать прошедшие события.
  • Пользуется сложными предложениями.
  • Употребляет все части речи и различает их.
  • Использует абстрактные и отвлечённые понятия.
  • Рисует, заштриховывает, обводит.
  • Хорошо ориентируется в пространстве и на листке бумаги.

ВЗЯТО С https://mirdetstva18.ru/

Метки:
Календарь развития дошкольника

детишки

школьник

ребёнок

 

Источник

КАК РАСТЁШЬ, МАЛЫШ?

Календарь развития дошкольника

Тетёркина Т.Н., воспитатель

высшей квалификационной категории

        Родители всегда хотят знать, в чём их ребёнок преуспел по сравнению со сверстниками, а в чём отстаёт от них. Предлагаем вам для справки примерный перечень необходимых навыков и умений, которыми маленький человечек должен овладеть к определённому возрасту.

        Только имейте в виду, что этот перечень, с одной стороны, далеко не полный, а с другой – несколько условный. Ведь норма – это всегда что-то примерное, среднестатистическое, а все дети индивидуальны и неповторимы.

К году:

  • Знает, как его зовут.
  • Понимает слово «нет».
  • Понимает и выполняет несложные просьбы.
  • Повторяет простые одно- и двусложные слова.
  • Играет в «Сороку-белобоку», желает «Спокойной ночи».
  • Говорит «мама», «папа» и ещё около десятка слов, обычно существительных.
  • Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов.
  • По вашей просьбе даёт игрушку.
  • С удовольствием смеётся.
  • Хорошо слышит и различает много звуков.
  • Демонстрирует искреннюю любовь к вам.
  • Вкладывает кубик в коробку по вашей просьбе.
  • Активно рисует карандашом или мелком каракули.
Читайте также:  В два года ребенок что должен уметь развитие

К двум годам ребёнок:

  • Обладает запасом в 200 – 300 слов.
  • Пользуется в речи двух-, трёхсловными словосочетаниями.
  • Прислушивается к словам и понимает их значение.
  • Любит, когда ему читают, и рассматривает иллюстрации.
  • Называет предметы, изображённые на картинках.
  • Хорошо знает своё имя, произносит его.
  • Пользуется словами «да», «нет», «ещё».
  • Выражает просьбу словами, а не только жестами.
  • Использует существительные в разных падежах (то есть с разными окончаниями).
  • Согласует предмет и действие («машина едет», «собака лает», «я хочу»).

К трём годам малыш:

  • Часто задаёт вам вопросы.
  • Пользуется двух-, трёхсловными предложениями.
  • Говоря, высказывает свои впечатления, мысли.
  • Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.
  • Имеет словарный запас 1000 – 1500 слов.
  • Понимает значение простых предлогов и множественного числа.
  • Знает время суток.
  • Называет как минимум два цвета.

К четырём годам:

  • Владеет словарём примерно 1500 слов.
  • Начинает употреблять сложные предложения.
  • Говорит предложениями из 4 – 5 слов.
  • Задаёт много вопросов, использует слова «кто?» и «почему?».
  • Использует выражения типа: «я думаю, что…» и «я надеюсь, что…».
  • Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.
  • Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.
  • Правильно произносит практически все звуки.

К пяти годам малыш:

  • Обладает словарным запасом около 3000 слов.
  • Знает свой адрес.
  • Пользуется предложениями из 5 – 6 слов.
  • Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.
  • Умеет пересказывать.
  • Правильно произносит звуки.
  • Определяет право – лево у себя, но не у других.
  • Знает простые антонимы (большой – маленький, твёрдый – мягкий).
  • Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.
  • Считает до 10.
  • Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

К шести годам ваш ребёнок:

  • Обладает словарём около 4000 слов.
  • Практически все звуки своего родного языка произносит правильно.
  • Умеет рассказывать и пересказывать, причём пытается выразить своё отношение к рассказываемому.
  • Помнит и может описать прошедшие события.
  • Пользуется сложными предложениями.
  • Употребляет все части речи и различает их.
  • Использует абстрактные и отвлечённые понятия.
  • Рисует, заштриховывает, обводит.
  • Хорошо ориентируется в пространстве и на листке бумаги.

Источник

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 3-7 лет
  • таланты ребенка

Календарь развития ребенка: старший дошкольный возраст 5–6 лет

В пять лет ребенок вступает в особый период своей жизни – старший дошкольный возраст. Психологи называют его базовым, так как в этот период закладываются 90 процентов черт личности взрослого человека. Он уже отходит от авторитета и полного принятия мнения взрослого, продолжаются активные процессы самоидентификации, начавшиеся в три года. У малыша формируется свое мнение и свой взгляд на мир. Для взрослых в этот период важно найти подход к ребенку, чтобы сохранить с ним эмоциональную связь и помочь ему сделать первые шаги к взрослению.

Что умеет ребенок в 5–6 лет?

Здоровый малыш с пяти до шести лет:

  • Хорошо развит физически: может менять скорость и направление ходьбы или бега, ходить на пятках и носках, приставными шагами, высоко поднимая колени. Может совершать различные манипуляции с мячом: ловить, забрасывать, подбрасывать, прыгать на двух ногах, в том числе через препятствия. Спрыгивать с небольшой высоты, играть в спортивные игры, соблюдая правила;

  • Обладает навыками самообслуживания: сам чистит зубы, моет руки, раздевается и одевается, складывает свою одежду, спокойно сидит за столом;

  • Владеет навыками общения: здоровается и прощается, благодарит и просит прощения, взаимодействует с людьми, активно включается в игровую и познавательную деятельность со сверстниками, понимает инструкции взрослого и действует в соответствии с ними;

  • Развивается интеллектуально: знает геометрические формы, фигуры, цвета. Способен к целенаправленному запоминанию, прослеживает пространственно-временные и причинно-следственные связи, начинает анализировать, группировать, обобщать, считает минимум до десяти и знает цифры, решает простые задачи на сложение и вычитание, знаком с днями недели и месяцами;

  • Развивает речь: оперирует всеми частями речи, знает синонимы и антонимы, умеет присоединять суффиксы к словам, образует прилагательные от существительных, подбирает слова с одинаковым корнем, делит слова на слоги, произносит все звуки, может придумать короткий рассказ.

10 принципов развития ребенка 5–6 лет

Я – Родитель предлагает вам десять принципов воспитания ребенка (https://www.ya-roditel.ru/parents/base/) в возрасте от пяти до шести лет, которые помогут ему успешно преодолеть сложности данного этапа развития.

1. Начинайте готовить ребенка к обучению

Начинайте готовить ребенка к обучению

С пяти лет ребенок может и хочет систематически учиться. Для того, чтобы в будущем малышу было легче адаптироваться к школе, постарайтесь организовать регулярные обучающие занятия для ребенка. Это могут быть как развивающие занятия с педагогом с обучением грамоте и основам математики, так и домашние уроки вместе с родителями. Не стоит относиться к занятиям так же серьезно, как в школе, – обучение проводится в более легкой и игровой форме, однако оно способствует формированию привычки к регулярному получению и усвоению знаний.

2. Формируйте навык концентрации внимания

Пяти-шестилетка еще очень нуждается в игре, он не умеет в нужной мере контролировать свое внимание и отвлекается на внешние раздражители. Задача родителей – постепенно, в игровой форме, помочь ему сформировать навык удержания внимания на одной задаче с целью довести ее до завершения.

3. Расширяйте кругозор ребенка

Доказано, что в пять лет ребенок способен запомнить максимальный объем информации. Именно сейчас он начинает активно интересоваться окружающим миром. Взрослым стоит поощрять этот интерес: читайте с малышом энциклопедии об окружающем мире, посещайте музеи и выставки, рассказывайте о том, что знаете сами.

4. Тренируйте память

Пока у малыша в большей степени функционирует непроизвольная память, он хорошо запоминает только то, что ему интересно. Нужно тренировать и память произвольную: учить стихи, пересказывать рассказы, играть в игры на запоминание.

5. Следите за развитием речи

Родителям важно обратить внимание на то, насколько четко ребенок произносит звуки, связна ли его речь, может ли он четко выразить свои мысли. При появлении проблем стоит обратиться к логопеду: сейчас самое время для коррекции речевых нарушений. Лучше устранить все проблемы до школы, чтобы они не стали причиной трудностей в обучении и общении со сверстниками.

6. Начинайте учить чтению

Многие дети, с которыми часто занимались, уже сами проявляют интерес к грамоте. Необходимо больше читать ребенку, выбирая яркие и интересные книги. Читая, посадите ребенка так, чтобы он видел текст: водите пальцем по строкам или используйте закладку для чтения. Так закладывается связь между звучанием слов и их написанием.

7. Играйте в сюжетно-ролевые игры

В пять-шесть лет ребенок начинает придавать значение правилам игры и соблюдать их. Также в этом возрасте начинает бурно развиваться фантазия. Поэтому важна осмысленная игровая деятельность. Если ребенок не ходит в детский сад, он обязательно должен регулярно проводить время вместе со сверстниками: сейчас он особенно нуждается в обществе детей того же возраста и совместных, так называемых, свободных играх.

8. Развивайте таланты ребенка

Развивайте таланты ребенка

Старший дошкольный возраст – самый плодотворный возраст для занятий рисованием, музыкой, конструированием. Если вы не сделали этого раньше, то теперь самое время выбрать малышу кружок по интересам. Хорошо, если родители найдут время и для домашних занятий: ребенок уже может вырезать ножницами, самостоятельно делать аппликации, рисовать, лепить.

Читайте также:  Что делать для развития ребенка во время беременности

9. Привлекайте ребенка к трудовой деятельности

С возраста пяти–шести лет ребенок уже готов к осмысленной трудовой деятельности. Нужно понемногу приучать его к домашнему труду, пусть у него будут свои обязанности по дому.

10. Подавайте детям хороший пример

Родители по-прежнему остаются для ребенка главным авторитетом. Одновременно он приобретает способность анализировать и оценивать их поведение, подмечать особенности взаимоотношений между взрослыми. Поэтому грамотное поведение родителей и позитивные отношения в семье станут залогом полноценного развития и душевного здоровья ребенка.

Насколько самостоятелен будущий школьник?
ПРОЙТИ ТЕСТ!

Екатерина Кушнир

Источник

Календарь развития ребенка от одного месяца до года

ВозрастЗрительное восприятиеСлуховое восприятиеДвигательные навыкиРечевое развитие
1 месяцОтмечается косоглазие новорожденных (почти полностью пройдет к концу месяца). Малыш на расстоянии около 20 см смутно различает лицо мамы и даже улыбку на нем. Не различает цвета, мир для него сейчас черно-белый.

Зрачки сужаются, реагируя на свет.

В первые недели новорожденный слышит только громкие звуки, может их испугаться. В качестве реакции на громкий звук наблюдается рефлекс Моро – малыш раскидывает ручки в стороны и растопыривает пальцы, а затем возвращается в исходное положение.Ярко проявляются рефлексы новорожденных: сосательный, поисковый, хватательный, плавательный и другие.

Малыш хаотично двигает конечностями, сжимает ладони в кулачки и подносит их ко рту.

Наблюдается гипертонус новорожденных.

Новорожденному доступен только рефлекторный крик, что сигнализирует о дискомфорте.
2 месяцаМладенец уже может некоторое время удерживать взгляд на заинтересовавшем его предмете. После 5 недель старается следить глазами за предметом, который перемещают горизонтально перед его лицом. Вертикальные движения пока не улавливает.

Начинает различать красный цвет, пока еще не в полной мере.

Младенец теперь не только обращает внимание на звонкую речь на высоких тонах, но и старается прислушиваться к более тихим звукам. При этом перестает беспокойно двигаться, плакать и практически замирает, стараясь услышать, например, обращенную к нему речь мамы или звук погремушки.В вертикальном положении младенец уже удерживает голову. Лежа на животике, приподнимает голову и грудь. Рефлекторно удерживает вложенные в ладонь предметы – игрушку, палец взрослого. Изучает свои ручки – тянет кулачки в рот. Если держать малыша вертикально так, чтобы ножки касались поверхности, он будет рефлекторно «шагать».Младенец спонтанно произносит отдельные звуки – начинается стадия гуления. Плач (крик) теперь имеет различные интонации. Многие малыши учатся протяжно произносить гласные.
3 месяцаЗрение улучшается, малыш может видеть чуть дальше 30 см перед собой. Удерживает взгляд на движущемся предмете. Различает лица родных людей.

Большинство младенцев в 3 месяца воспринимают 2 цвета – красный и желтый. Некоторые малыши начинают распознавать и зеленый.

В 3 месяца обычно проводят первое обследование у оториноларинголога (ЛОР) – врач проверяет в том числе и слух.

Рефлекс Моро угасает в этом месяце либо в следующем.

Развивается слуховое внимание – увеличивается промежуток времени, в течение которого малыш прислушивается к заинтересовавшим его звукам.

Младенец уже может перевернуться с бока на спину. Лежа на животе, поворачивает голову. Ощупывает свое тело. Движения становятся все более скоординированными, ручки уже не сжаты в кулачки и готовы к развитию мелкой моторики. Малыш тянется к заинтересовавшим его предметам, хватает себя за колени. Все, что попало в руки, тут же отправляется в рот.Эмоциональные детки в этом возрасте уже могут смеяться в ответ на радостное событие.  Продолжают гулить, умеют кряхтеть и хныкать.
4 месяцаЗрение начинает координироваться с движением рук – малыш учится хватать заинтересовавшие его предметы.

Кроха подолгу рассматривает лицо мамы, улыбается ей. Узнает некоторые свои игрушки.

В норме в это время младенец уже способен определять, откуда слышен звук. Поворачивает голову в сторону предмета или человека, который его издает. Узнает мамин и папин голоса.

Если у малыша есть проблемы со слухом, то проявляться они начнут именно с этого времени.

Ребенок уверенно держит голову в любом положении. Умеет поднимать туловище из положения лежа на животе, опирается при этом на локти или на выпрямленные руки. Переворачивается с живота на спину и наоборот. Некоторые малыши уже могут передвигаться перекатами или даже по-пластунски.Гуление теперь активное и продолжительное, малыш осваивает новые интонации.
5 месяцевРебенок распознает несколько чистых цветов, но оттенки его зрению пока недоступны. Может узнавать знакомые предметы по их частям. Отличает близких людей от посторонних.Теперь малыш не только воспринимает звуки речи окружающих, но и делает первые попытки повторить их самостоятельно.Ребенок почти готов научиться сидеть – полулежа на бедре, опирается на одну руку. Изучает свои ножки – хватает ступни и тянет их в рот. Ползает по-пластунски.Кроха спонтанно произносит целые цепочки звуков, гуление певучее, активное.
6 месяцевЕсли до этого кроха исследовал предметы, ощупывая их и пробуя на вкус, то теперь ему интереснее их рассматривать. Он воспринимает видимые предметы трехмерно, осознавая их размеры, объем и цвет.Большинство малышей в полгода либо чуть позже начинают реагировать на свое имя, по интонациям речи улавливают настроение окружающих.  Интересуются необычными звуками, в том числе тихими – шуршанием бумаги или целлофана, стуком клавиатуры.Малыш предпринимает первые попытки сесть. Лежа ни животе, пытается встать на колени. Если ему это удается, начинает раскачиваться вперед-назад на четвереньках. Может перекладывать предметы из одной ручки в другую, держит их крепко и уверенно.Начинается стадия лепета. Ребенок осваивает первые согласные, спонтанно произносит слоги, сочетая согласные с гласными. Любит многократно повторять один и тот же слог.
7 месяцевЗрение становится все более «цветным». Ребенок учится распознавать геометрические формы (шар, конус, куб, пирамида). Удаленные от него предметы (например, в другом конце комнаты) все еще видит размытыми.Поворот головы в сторону звука происходит теперь быстрее, чем в 4-6 месяцев, — всего за секунду. Некоторые музыкальные композиции приводят малыша в восторг.Передвигается по-пластунски или на четвереньках. Может несколько минут сидеть с прямой спиной. Держа в каждой руке по предмету, может стучать ими друг об друга, бросать. Развивается мелкая моторика.Кроха подолгу лепечет, все так же любит монотонно повторять слоги. С подачи мамы учится подражать звукам животных («ав-ав», «му-му»).
8 месяцевМалышу видны все цвета. При взгляде вдаль пока еще все размыто, но дальность восприятия предметов постепенно увеличивается.

Радужная оболочка глаз приобретает свой постоянный цвет.

Многие малыши уже чувствуют ритм мелодии и могут даже стучать игрушкой в такт простым, ритмичным песенкам. Активно лепечут, подражая речи взрослых.Карапуз доползает до опоры и пытается встать (это пока не всегда получается). Если поставить его, будет стоять, держась за опору. Активно передвигается на четвереньках, может садиться из этого положения. Умеет складывать игрушки в коробку, хлопать в ладоши. Может пританцовывать в такт музыке.Громко и четко произносит самые разные слоги. Многие в этом возрасте, повторяя за взрослыми, произносят первое слово, состоящее из одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба».
9 месяцевРебенок учится фокусировать взгляд на удаленных предметах, но видит их пока недостаточно четко.Малыш начинает не просто запоминать, но и осмысливать услышанное. Понимает слово «нет». Речь развивается параллельно со слухом, кроха «играет в разговор».Ребенок учится подниматься на ножки, все увереннее передвигается вдоль мебели, опираясь на нее. Ползая на четвереньках, легко разворачивается и начинает двигаться в другую сторону. Пытается дотянуться до любого предмета, который попадает в поле зрения. Учится мять и рвать бумагу – это полезно для мелкой моторики.Накапливает пассивный словарь, понимает просьбы «дай», «положи» и т. д. Подражая взрослым, запоминает и воспроизводит все новые слоги.
10 месяцевМалыш все лучше оценивает расстояние – чтобы взять игрушку поблизости, протянет руку, а за находящейся вдали поползет.Лепет малыша приобретает все новые интонации, что говорит о правильном развитии слуха.Ребенок может ставать и стоять без поддержки. Свободно ходить еще не умеет, но пытается. Умеет садиться из положения стоя, ползает очень проворно. В руке может держать до трех небольших предметов. Становится понятно, какая рука у малыша ведущая.

Может кидать и катать мячик, вкладывать предметы друг в друга, манипулировать одним предметом при помощи другого (толкать мячик погремушкой).

Пытаясь выговорить уже знакомые ему слова, кроха часто заменяет их одним слогом, как правило ударным («ко» вместо «кот», «ти» вместо «птичка»).
11 месяцевРебенок любит рассматривать и исследовать мелкие детали. Пытается отрывать пуговицы, небольшие фрагменты игрушек.Возрастает расстояние, на котором ребенок воспринимает звук, – сейчас это около 6 метров. Лепет малыша по-прежнему служит индикатором развития слуха.Большинство детей делают первые шажки без поддержки, стремятся к активному передвижению – ползают, ходят с опорой, садятся, встают.

Время начала самостоятельного использования столовых приборов.

Появляются первые осмысленные «разговоры». Хотя малыш и не может вести полноценный диалог, он понимает, что от него хотят, и реагирует на вопросы собеседника.
12 месяцевОстрота зрения еще не достигла своего максимума, но годовалый ребенок видит все достаточно четко как вблизи, так и вдали. Продолжает оттачивать координацию между зрением и движениями тела.Примерно в годик малыш начинает внимательно вслушиваться в разговор взрослых, который ведется при нем.

На этом этапе, чтобы проверить слух, ребенку можно задавать простые вопросы: «Где мама? Где мячик?» – в ответ он будет показывать пальчиком или хватать названный предмет.

Ребенок умеет ходить, может приседать, чтобы взять что-то с пола. Учится перешагивать через предметы – сначала с помощью мамы или папы, затем самостоятельно.

Ест ложкой, пьет из чашки, умеет снимать носочки.

Понимает практически все, что ему говорят. Отлично считывает настроение собеседника и легко поддается ему. Большинство детей к году могут произносить до 10 простых слов.
Читайте также:  Индивидуальная карта физического развития ребенка в детском саду образец

Календарь развития ребенка от года до трех лет

ВозрастЗрительное восприятиеСлуховое восприятиеДвигательные навыкиРечевое развитие
ГодМалыш различает все цвета, формирование бинокулярного зрения завершено.

В связи с тем, что ребенок теперь активно двигается сам, происходят изменения и в зрительном восприятии пространства – мозг учится сопоставлять расстояние, на которое переместилось тело, с зафиксированным сетчаткой изображением. Этот процесс предполагает активную работу глазных мышц, полную согласованность движений глаз и интенсивную мозговую деятельность.

Развитие слуха как такового проходило до года, и если у малыша есть проблемы, они уже отмечены родителями и педиатрами.

Если же все в порядке, настало время развития фонематического слуха – способности слышать и узнавать отдельные звуки речи.

Понять, есть ли проблемы с фонематическим слухом, пока невозможно, но уже можно предлагать ребенку игры для его развития.

Ребенок уверенно стоит без опоры. В начале года ходит, держась за что-либо одной рукой. Затем учится ходить без поддержки, но двигается неуклюже, часто падает, делает широкие шаги и легко теряет равновесие. При этом малыш активен, стремится исследовать окружающее пространство, легко меняется положение тела – садится, ложится, перекатывается, встает на ноги или на четвереньки.После года продолжается накопление пассивного словаря, развивается и активный. Нормой считается, если ребенок в год говорит около 10 слов.
Полтора годаРебенок уже привык воспринимать мир трехмерно, хорошо видит как вблизи, так и вдали. Но острота зрения, как и цветовосприятие, продолжает совершенствоваться. Теперь развитие зрения зависит не только от заложенных природой механизмов, но и от познавательной активности ребенка.Подтверждением правильного развития слуха на этом этапе становятся звукоподражательные слова, которые любят повторять детки в полтора года.Движения ребенка все еще неуклюжи, центр тяжести смещен вверх. Координация движений только начинает совершенствоваться. Малыш передвигается от одной опоры к другой, «обнимая» дверные косяки, углы мебели, ноги взрослых. Учится без поддержки перешагивать через препятствия, садится теперь не только на пол, но и на детский стульчик и прочие предметы похожей высоты.Малыш произносит до 25 слов (словами считаются не только «литературные» лексемы, но и любые буквосочетания, которые все время произносятся ребенком в одном и том же значении – например, «ава» или «бака» вместо «собака»). В лексиконе в основном существительные. Речь малыша развивается, но пока понятна только его близким.
Два годаУ большинства малышей в этом возрасте начинаются качественные изменения восприятия пространства. Это связано с тем, что происходит скачок в развитии речи и формирование абстрактного мышления.Развитие фонематического слуха продолжается. Ребенок различает фонемы родного языка, хотя правильно произнести многие из них пока не в состоянии.Уверенно ходить малыш научился, теперь он осваивает бег, учится прыгать, подниматься на носочки. Умеет забираться на кровать и даже на «взрослый» стул. Гораздо лучше держит равновесие, этот навык продолжает совершенствоваться.Пассивный словарь преобразуется в активный, малыш учится разговаривать не словами, а фразами. Предложение чаще всего состоит из 3-4 слов. Развитию речи способствуют активная языковая среда, вовлечение ребенка в диалог, чтение сказок.
Три годаПоле зрения ребенка все еще несколько уже, чем у взрослых (примерно на 10%). Эта характеристика будет сохраняться на протяжении всего дошкольного возраста.Путем естественной тренировки слуха малыш достиг этапа, когда уже способен отмечать неправильно произнесенные звуки в чужой речи. К концу третьего года он сможет отмечать дефекты и в собственном произношении.Пропорции тела ребенка меняются, происходит смещение центра тяжести. За счет этого движения становятся более уверенными и «взрослыми», малыш учится быстро менять направление движения, ходить по наклонной плоскости, легко подниматься и спускаться по лестнице.Ребенок знает несколько стишков наизусть, помнит любимые сказки, может их пересказать. Может придумывать слова (полотенце – «вытиральник»). Речевому развитию помогают игры, задействующие мелкую моторику, и активное общение со взрослыми.

Источник