Какую роль в диагностике развития ребенка играют игровые ситуации
ЗНАЧЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.
В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л А. Венгер, А. П. Усова и др.). Именно в игровой деятельности формируются те новообразования, которые необходимы ребенку в школьные годы, такие, как воображение, память, речь, конкретно-образное мышление.
Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие отечественные исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и т.д.). В других определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (Е.И. Радина, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, В.Р. Беспалова и т.д.). Третьи раскрывают значение игры в художественном воспитании детей (П.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Н.В. Артемова и др.).
На современном этапе актуальна проблема диагностики игры, что дает:
1. Научно-обоснованный контроль за своевременностью развития игровой деятельности у каждого ребёнка.
2. Поэтапное планирование формирования игру у каждого ребёнка.
3. Повышение качества руководства игрой.
4. Определение развития у детей интегративных качеств и достижений в овладении умениями и навыками в различных образовательных областях.
1.1 Сущность понятия «диагностика»
Диагностика – это деятельность по выявлению состояния и качества результатов процесса обучения, а также причин и условий, приведших к этим результатам.
1.2 Сущность понятия «игровая деятельность»
Игровая деятельность – исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. И (по определению А.Н.Леонтьева) является ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника, т.е. такой деятельностью, благодаря которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребёнка к новой, высшей ступени его развития.
1.3 Критерии для анализа игровой деятельности
Игровая деятельность, анализируется по следующим критерия:
- Распределение ролей (может ли ребенок самостоятельно распределить роли без конфликтных ситуаций или только при помощи взрослых);
- Основное содержание игры (выполняет ли действие с определенным предметом, направленное на другого, в соответствии с реальностью или связанных с отношением к другим людям);
- Ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы; (роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка, роль называется или определяется игровыми действиями);
- Игровые действия (игровые действия многообразны, логичны, имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета или игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия)
- Использование атрибутики и предметов–заместителей (использование многофункциональных предметов и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов самостоятельно или использование атрибутики при подсказке взрослого);
- Выполнение правил (соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры, правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации или ребёнок категорически не соблюдает правила);
- Взаимоотношение детей в игре (насколько ребёнок коммуникативный или любит играть в одиночку).
1.4 Значение диагностики в развитии игры дошкольников
Диагностика игровой деятельности дает возможность контролировать своевременность ее формирования у каждого ребенка. Педагоги легко смогут определить, на каком уровне развития игры находится каждый ребенок, что позволит им индивидуализировать задачи руководства и определить эффективность осуществляемого воспитателем руководства игрой.
В работе можно использовать различные методики диагностирования сформированности игровой деятельности у дошкольников. Используя их, педагоги могут определить, на каком уровне развития игры находится каждый ребенок, что позволит им индивидуализировать задачи руководства и определить эффективность осуществляемого воспитателем руководства игрой.
ВЫВОД
Игра – основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игровая деятельность в режиме дня дошкольного учреждения занимает большую часть времени. Игра удовлетворяет основные потребности дошкольника: стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Ребенок в игре действует самостоятельно, свободно выражает свои желания, представления, чувства. Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребенка в ходе игры. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности.
Также игра удовлетворяет потребности ребенка в общении, дети вступают в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. В игре ребенок учится ставить цель, планировать, добиваться результатов, то есть в ней зарождаются основы трудовой и учебной деятельности, развивается воображение.
Являясь самовозникающим явлением, игра, тем не менее, нуждается в руководстве взрослых, которые, управляя игрой, содействуют обогащению кругозора, развитию образных форм познания, упрочению интересов, развитию речи.
Источник
Детский сад 136
АНАЛИЗ, ДИАГНОСТИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
Составила: Воспитатель Ефимова Марина Викторовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игра – один из видов человеческой деятельности, способ самовыражения человека. Для ребенка игра имеет особое значение. Принято называть ее спутником детства. Игра выступает как ведущая деятельность, как важное средство воспитания.
Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативности? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между нами конфликты и недоразумения? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.
Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно не осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами.
Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности.
Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, и от них зависит формирование самой игры.
Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой.
Планирование такой сложной деятельности, как игра, представляет затруднения у многих педагогов, особенно начинающих. Кроме того, при анализе и самоанализе педагогического процесса педагоги также нередко испытывают трудности.
Все вышесказанное определило цель создания данных методических рекомендаций: помощь воспитателям ДОУ в планировании, диагностике и анализе различных видов игровой деятельности детей.
1. ВАРИАНТЫ АНАЛИЗА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Схема анализа игровой деятельности.
1. Подготовка воспитателя к игровой деятельности.
2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.
3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.
4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.
5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжетно-ролевой игры.
6. Тематика игр, их содержание, длительность, отношение детей к различным видам игр.
7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.
8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использование игры как средства нравственного воспитания).
9. Приемы руководства разным видами игр.
10. Окончание игры.
Вопросы для анализа сюжетно-ролевых игр воспитателя.
1. По чьей инициативе возникла игра?
2. Планировали ли дети заранее ее ход?
3. Сколько детей участвовало в игре?
4. Какие роли были и как они распределялись?
5. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями?
6. Чему отдавали предпочтение дети во время игры; действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми?
7. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?
Э. Сколько времени продолжалась игра?
9. Связана ли данная игра с другими играми детей?
10. Как окончилась игра: организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания?
11. Самостоятельны ли дети в развитии игры, или она развивалась при участии воспитателя?
12. Соответствует ли игра возрасту детей?
13. Каков уровень развития игровой деятельности детей?
14. Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?
15. Какие взаимоотношения между детьми вы наблюдали?
16. Как проходило распределение ролей?
17. Сколько детей участвовало в игре? Кто решал вопрос о приеме в игру?
18. Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему?
19. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Кем и как они
устранялись?
20. Как Вы спланируете работу воспитателя по Формированию взаимоотношений детей в игре?
21. Взаимоотношения педагога и ребенка.
22. Связь данного мероприятия с другими видами деятельности.
Анализ наблюдения игровой деятельности детей
Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, использованные воспитателем.
1. Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры;
– расширял представления детей (путем рассказов, чтения книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры);
– интересовался: «Во что играете?»;
– предлагал новые игровые действия;
– предлагал новые роли;
– вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;
– предлагал новые игровые ситуации;
– давал прямые указания к действию: «Покорми куклу», «Крути руль»;
– задавал вопросы, которые направляли развитие игры;
– брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру;
– давал оценку (анализ) игры;
2. Какие приемы использовал воспитатель для формирования взаимоотношения детей во время игры?
– вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем прямого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли);
– сам организовывал вокруг себя коллектив для игры;
– побуждал детей самостоятельно договариваться (о распределении ролей, об игрушках);
– предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);
– побуждал детей объединять разные игры между собой;
– использовал какие-то другие приемы.
Игровая деятельность детей во 2-ой половине дня.
1. Подготовка воспитателя и игровой деятельности.
2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.
3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.
4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.
5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжетно-ролевой игры.
6. Тематика игр, их содержание, длительность, отношение детей к различным видам игр.
7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.
8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использование игры как средства нравственного воспитания).
9. Приемы руководства разными видами игр.
10. Окончание игры.
Настольно-печатные игры.
1. Название игры. К какому виду настолько-печатных игр она относится.
2. Воспитательно-образовательная ценность игры.
3. В какой группе может быть использована и почему?
4. Объясните правила игры и придумайте новый вариант игр.
Схема анализа детской игры.
1. Доставила ли игра детям радость?
2. Причины достигнутого результата – подготовка к игре:
– планирование игры (соответствует ли программное содержание возрасту и уровню развития детей, отражено ли в программном содержании комплексное руководство игрой;
– создание условий (какое время отведено в режиме дня, есть ли специальное место в группе, как оборудована игра);
– подготовка детей;
– по чьей инициативе возникла игра;
– имел ли место подготовительный период игры в соответствии с возрастом;
– самостоятельны ли дети во время игры или игра развивается при участии воспитателя;
– в чем заключалось руководство игрой со стороны воспитателя (приемы, направления);
– не подавлял ли воспитатель детей своим вмешательством?
– деятельность детей в игре;
– как решалась задача по развитию у детей творчества, инициативы, фантазии;
– как была закончена игра – организованно или неожиданно;
– как проведен анализ.
3. Как бы Вы руководили этой игрой?
Игры со строительным материалом.
1. Соответствие поставленных задач возрастным особенностям детей.
2. Какая подготовительная работа проводилась перед игрой, её целесообразность?
3. Какой строительный материал использовался в игре (специально созданный, природный, подсобный).
4. Методы и приёмы стимулирования и мотивации к игре.
5. Эффективность методических приёмов, используемых в ходе игры и для её завершения.
6. Какой вид конструирования использовался в процессе игры, его соответствие возрасту, целесообразность:
А) по заданной теме;
Б) по замыслу;
В) по условиям;
Г) «по моделям».
7. Место и время для игры.
8. Объединения детей.
9. Какие условия были созданы для обыгрывания построек.
10. Воспитательная направленность игры.
2. ДИАГНОСТИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Критерии развития игровой деятельности
I. Условия для возникновения и развертывания игр детей
➢ Педагоги создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читают вместе книги, прослушивают пластинки, обсуждает события жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание деятельности окружающих и их взаимоотношений, на явлении и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и т.д.).
➢ Побуждают детей к развертыванию игры (обращаются к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим»; предлагают детям постарше поиграть в конкретную игру или вы брать сюжет; побуждают детей принять роль и наделить ею партнера; договариваются о правилах игры со старшими детьми и пр.).
➢ В качестве непосредственных участников игры педагоги предлагают детям образцы различных игровых действий (воспитатель кормит, купает куклу, привлекая к игре малышей; показывает, как строить космический корабль, рассказывает, как играть в игры с правилами – «Съедобное – несъедобное», «Садовник»; произносит считалку для установления очередности или выбора водящего).
➢ Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе: оберегают время, предназначенное для игры, не подменяя его занятиями; обеспечивают плавный переход от игры к режимным моментам.
➢ Обеспечивают баланс между разными видами игры (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми).
II.Условия для развития общения между детьми в игре
➢ Педагоги организуют совместные игры детей (предлагают игры с различным числом участников, учитывая, в частности, дружеские привязанности между детьми; объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом).
➢ Развивают способы игрового общения, наделяя детей ролями (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера).
➢ Развивают у детей умение общаться по поводу игры (договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, тактично улаживать конфликты и пр.).
III.Педагоги создают условия для развития творческой активности детей в игре
➢ Не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных действий, сюжетов и приемов.
➢ Предоставляют детям возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и т.д.).
➢ Поощряют детей к импровизации в игре (придумыванию сюжетов; введению оригинальных персонажей в традиционные игры; смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.).
➢ Стимулируют детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование.
➢ Способствуют возникновению эмоционально-насыщенной атмосферы в процессе игры (педагоги включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и т.д.).
➢ Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправные партнеры.
IV.Сотрудники реализуют индивидуальный подход в организации игры детей
➢ Организуют игры с учетом личных особенностей и специальных потребностей детей (игры, стимулирующие активность застенчивых детей и детей с физическими недостатками, с задержками развития; повышающие самоконтроль у излишке расторможенных и агрессивных детей).
➢ Обращают особое внимание на «изолированных» детей (организуют для них привлекательные игры, оказывают поддержку, выдвигают на центральные роли).
➢ Способствуют полоролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организуют игры отдельно для мальчиков и девочек и совместные; предлагают девочкам роль мамы, хозяйки; мальчикам – роли, связанные с мужественными профессиями; обеспечивают детям возможность выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов).
➢ Поддерживают индивидуальные интересы и возможности детей в игре.
V. Сотрудники способствуют развитию разных видов игры
➢ Организуют сюжетно-ролевую игру.
➢ Организуют игры с правилами.
➢ Способствуют возникновению режиссерской игры.
➢ Организуют игры-драматизации.
➢ Побуждают детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.).
➢ Организуют подвижные спортивные игры.
➢ Используют дидактические игры в педагогическом процессе.
➢ Приобщают к играм разных народов.
Источник