Какова роль взрослого на этапе развития ребенка
Человек развивается все время с момента своего рождения. При этом успешная социализация ребенка – развитие речи, приобретение навыков поведения в той или иной ситуации, усвоение правил социума невозможны без участия находящихся рядом взрослых. Безусловно, самыми близкими взрослыми, теми, с кем на протяжении всей жизни мы находимся в мысленном диалоге, для нас становятся и навсегда остаются наши мамы и папы (или те, кто вместо них принимает на себя ответственность за нас и окружает необходимой заботой). Однако их влияние на становление личности не безгранично. В определенные периоды роста у каждого человека появляются люди, которых в психологии принято называть «значимыми взрослыми». Их появление обусловлено целым рядом закономерностей. Каких? Рассказываем в нашей статье.
Значимые взрослые – это…
Как мы уже сказали выше, речь в нашей статье пойдет о людях, которые имеют максимальное влияние и определяют становление личности на разных этапах, – о значимых взрослых. Кто они? Ответ зависит от того, в каком возрасте и какой жизненной ситуации находится ребенок.
1. От 0 до 7 лет – родители
Самые главные люди в жизни малыша, конечно, родители (или те, кто в силу обстоятельств их заменяет). Им ребенок доверяет безоговорочно, их мнение воспринимает как единственно верное, их поведение считает эталонным (на него и равняется).
Помните, как в трогательном и очень добром советском мультфильме «Волк и теленок» серый хищник убеждает свою жертву, что он отец? Подводит к зеркалу и говорит: «Да ты что? Смотри: вылитый я!» – и «сын» ему с готовностью верит.
Еще Аристотель сказал: «Природа не терпит пустоты», − важно, чтобы родители были рядом как можно чаще. Если мама с папой заняты на работе 24 часа в сутки 7 дней в неделю, их заменит кто-то другой. В лучшем случае люди, которым можно доверять: бабушка, дедушка, старшая сестра. В худшем… Продолжение фразы вы знаете и сами.
2. От 7 до 14 лет – учитель или тренер
Круг общения ребенка расширяется, появляются другие важные для него взрослые. Это может быть кто-то из педагогов (скорее всего, классный руководитель, так как роль предметников в начальной школе минимальна) либо тренер в спортивной секции, учитель в кружке или студии.
Родители вдруг замечают, что сын или дочь в разговоре часто ссылаются на мнение этого человека: «А вот Елена Юрьевна сказала, что так делать неправильно, нужно так-то и то-то». Кстати, такие реплики могут вызывать недовольство и ревность. Однако стоит подождать – уже к 13-14 годам ситуация в корне изменится.
3. От 14 до 18 лет – старший товарищ
Авторитет взрослых становится менее сильным, поскольку подросток пытается выйти из-под опеки и всячески продемонстрировать свою независимость. Кроме того, появляются темы, которые ему неудобно обсуждать с такими близкими еще совсем недавно родителями, тренером, учителем. Родители остаются значимыми, с их мнением подросток, безусловно, считается, но на первый план для него выходят сверстники, важнейшими и самыми ценными становятся ровеснические отношения, все чаще из его уст звучит: «Меня никто не понимает, кроме друга/подруги», «Предки устарели». Появляются увлечения «из протеста».
О чем должны помнить родители
Как мы уже говорили, для малыша родители крайне важны, они центр его вселенной. Но по мере взросления ребенок становится все более самостоятельным и независимым.
Мамам и папам стоит учитывать возрастные особенности каждого этапа формирования личности ребенка и соответствующим образом корректировать взаимоотношения с ним. Особое внимание следует уделить соблюдению правильной дистанции.
Подростковый период сложен для всех
Порой может показаться, что сохранить хорошие отношения с подростками невозможно. С одной стороны, они жаждут показать свою взрослость и независимость. С другой − демонстрируют явную неготовность быть самостоятельными, потребность в родительской опеке. Это порождает внутренний конфликт, который усиливается гормональной перестройкой в организме. Родители же зачастую подливают масла в огонь противоречивыми установками. Могут сказать в ответ на просьбу: «Нет, ты уже большой», – и через пару часов по другому поводу: «Нет, ты еще маленький».
Чтобы не разрушить отношения на данном этапе, стоит помнить:
- сложный период в отношениях с сыном или дочерью временный и к 18 годам, скорее всего, закончится;
- если подростки грубят, спокойно, но твердо объясните, что с вами так разговаривать нельзя. Если назревает бурная сцена, выйдите из комнаты и вернитесь к обсуждению, когда все успокоятся.
Избавьте ребенка от мелочных придирок и гиперопеки. Установите минимум главных правил, которые нужно соблюдать. Например:
- разговаривать спокойно, без криков и оскорблений;
- вовремя делать уроки;
- сообщать, куда, с кем и надолго ли уходишь из дома;
- приходить домой не позже обозначенного часа.
Все остальное: прическу, стиль в одежде, любимую музыку, выбор профессии и т. д. – оставьте на откуп подростку. Даже если вам кажется, что он вот-вот совершит ошибку, например, захочет набить тату, помните, что пришло время признать − это его жизнь и его выбор.
Папенькины дочки и маменькины сынки
Эти два типажа вырастают в результате непонимания взрослыми детской психологии и физиологии. Так бывает: сын или дочь растут, а родители будто не замечают этого и к 5-10-15-летнему отпрыску относятся как к годовалому младенцу.
Тревога взрослых понятна: им так хочется защитить ребенка от опасностей, удержать его под своим крылышком, в тепле и покое. Но рано или поздно каждый попадает во взрослый мир, где нужно принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. И лучше, если человек будет к этому готов. В 10-15 лет набивать первые шишки как-то естественнее, чем в 30-35.
Отдельно стоит сказать о другой крайности, когда ребенок становится сам для себя значимым взрослым. Это означает, что рядом с ним нет авторитетного старшего товарища. Подобное происходит, если родители как бы самоустраняются. Нет, формально они живут одной семьей, но не занимаются воспитанием, их присутствие ограничивается чисто бытовыми вопросами: чтобы был накормлен, одет-обут и т. д. Таким родителям не стать значимыми взрослыми для своих детей. И о развитии самостоятельности речь здесь не идет – ребенок всего лишь заложник ситуации.
Воспитываем личность
Напоследок несколько рекомендаций, как воспитать свободного, ответственного и самодостаточного взрослого (подробно о воспитании ответственности у детей мы рассказывали здесь).
1. Любите ребенка и уделяйте ему как можно больше времени. Доверительная и дружеская атмосфера в семье – подушка безопасности для него и в детстве, и потом, во взрослой жизни. Это подарит ему уверенность в себе и своих силах, оптимистичный взгляд на мир и избавит от ненужного психологического напряжения.
2. Позволяйте детям делать выбор и отвечать за последствия. Только так можно получить ценный опыт, а в детстве этот процесс намного безболезненнее. О том, насколько важна – особенно для подростка – возможность выбора, мы рассказывали в этой статье.
3. Поручайте ребенку задачи в соответствии с его возрастом и возможностями, постепенно увеличивая сложность. Чем больше он способен что-то делать самостоятельно, в том числе и по дому, тем более уверенным и независимым человеком вырастет. И не нужно делить обязанности на якобы мужские и женские.
4. Не сравнивайте сына или дочь с кем-либо. Не навешивайте ярлыки наподобие «ты ленивый», «несамостоятельный» – это может привести к закреплению подобных качеств. Делайте акцент на хорошем, всегда старайтесь подбодрить: «У тебя все получится», «Ты справишься».
5. Подчеркивайте важность саморазвития для успешной социализации в будущем. В наше время процесс самообразования становится непрерывным, причем в любой сфере деятельности. Читать книги, слушать лекции, получать практические навыки – личная ответственность подростка. Будьте примером для него.
6. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Как можно больше разговаривайте о том, что его волнует: о школьной жизни, отношениях с другими детьми, увлечениях, выборе профессии. Искренне интересуйтесь его мнением, показывайте, что оно действительно важно для вас. Не высмеивайте ребенка, даже если его рассуждения кажутся вам забавными или странными. Проявите чуткость и такт.
7. Учите думать, анализировать, сопоставлять факты, продумывать различные варианты развития событий и выбирать из них оптимальный, отстаивать собственное мнение. Обязательное качество ответственного и самодостаточного человека – наличие критического мышления (о его противоположности – клиповом мышлении – читайте здесь).
И, конечно, взрослые должны следить за тем, чтобы самим находиться в ресурсном состоянии (почему оно важно и как его поддерживать, читайте в этой статье).
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Источник
Роль взрослого в воспитании ребёнка раннего возраста.
С момента появления на свет младенец нуждается в тесном эмоциональном телесном контакте с матерью. Он жаждет чувствовать её прикосновения, ласку, постоянную заботу и внимание, всеми имеющимися у него средствами старается удержать её возле себя, вступает с ней в диалог. Чуткое и ласковое поведение матери, симбиотическая связь, эмоционально-личностное общение с ней способствуют формированию у ребёнка чувства безопасности, защищённости, доверия к миру. Эти же чувства он со временем переносит на тех взрослых, с которыми вступает в тесный эмоциональный контакт. От того, сформированы эти базисные новообразования или нет, в будущем зависит уверенность малыша в себе, в свои силы, возможность совершать самостоятельные поступки.
Маленький ребёнок безгранично доверяет взрослому. Рядом с ним малыш не испытывает страха, чувствует себя в безопасности. В новой обстановке, оценивая степень опасности, он в первую очередь ориентируется на взрослого: обращает внимание не его внешние проявления, старается вникнуть в суть его высказываний. Доверяя ему, малыш приобретает доверие к миру. Свои привычки, стиль поведения он выстраивает, подражая любимому взрослому.
Ребёнок – существо деятельное, любознательное. Наблюдая за происходящим вокруг, он сразу же вычленяет для себя что-то новое, стремится понять его, проявляя самостоятельность, инициативность. Но без взрослого ему не обойтись. В первые годы жизни происходит становление индивидуальности ребёнка, поэтому чрезвычайно важно, чтобы взрослые создавали оптимальные условия для развития его личности. Только в тесном взаимодействии со взрослым ребёнок начинает усваивать огромное количество специфических действий с предметами согласно их общественному назначению, учится играть, жить в социуме.
Взрослый не должен скупиться на щедрые похвалы ребёнка. Следует отмечать даже незначительные успехи малыша. Воспитание любовью – эффективный метод воспитания детей первых лет жизни. В атмосфере любви и заботы малыш растёт спокойным, активным, уверенным в себе, открытым и доброжелательным к окружающим. Любовь ускоряет процесс социализации ребёнка. При недостатке любви малыш постоянно испытывает дискомфорт, растет хмурым, замкнутым, неуверенным в себе.
Умение ребёнка обращаться ко взрослому с вопросом, за помощью – прямое отражение того, как взрослый общается с малышом.
Любовь к ребёнку не означает вседозволенность. Спокойно, доброжелательно высказанное замечание, ограничение в нежелательных действиях – это тоже проявление любви. Для малыша это и расстановка ориентиров, и осознание понятий «хорошо – плохо», и уверенность в том, что о нем помнят, а значит, любят.
Взрослый должен выступать в роли внимательного помощника и доброжелательного учителя. Такой взрослый в глазах ребёнка становится настоящим авторитетом, на которого хочется походить во всем. Развивающая роль взрослого заключается в грамотном сопровождении малыша в окружающем мире.
Категорически запрещается высмеивать ребёнка, унижать его достоинство. Следует помнить, что у ребёнка в этом возрасте формируется самооценка.
Запрещая что-то, следует спокойно, в доступной форме объяснить малышу, почему нельзя совершать то или иное действие, доходчиво разъяснить смысл его поступков. Ни в коем случае нельзя запугивать ребёнка, угрожать ему. Если что-то запрещается категорически, то следует предложить малышу альтернативу. Запретив одно, нужно сразу же предложить что-то другое, нельзя ребёнка оставлять в бездеятельном состоянии. И все же ребёнок может расшалиться, перестать слушать взрослого. В этом случае для малыша первого и второго годов жизни действенным будет метод отвлечения: «Смотри, к на птичка прилетела!».
Задача взрослого – донести до сознания детей мысль о том, что есть запреты, которые даже не обсуждаются.
В воспитании малышей могут иметь место порицания, но не суровые наказания. Шлепок демонстрирует бессилие взрослого, бессмысленное усаживание на стул также не имеет эффекта. Ребёнок в силу особенностей возраста не сможет долго усидеть на стуле и найдет для себя занятие под стулом, а то и вовсе сбежит, забыв о первопричине наказания. Ещё хуже, когда взрослый пытается наказать ребёнка трудом: «Что ты все бегаешь и бегаешь! Лучше иди покорми рыбок!»
Останавливая нежелательные действия малыша, взрослый не должен поддаваться эмоциям. Следует спокойно и грамотно разобраться в происходящем. При этом важен стиль порицания: взрослый должен выражать не гнев, а огорчение (малыш чутко улавливает разницу). Сочувствуя огорчению взрослого, ребёнок искренне раскаивается в содеянном, надолго запоминает этот эпизод. Гневные слова в адрес малыша могут привести к неожиданным результатам. Ребёнок второго года жизни начнет удивленно рассматривать лицо разгневанного взрослого, прислушиваться к возбужденному голосу, не вникая в суть происходящего.
Порицание должно сразу же следовать за проступком, чтобы ребёнок понял его справедливость. Педагогическая ценность порицания пропадает, если взрослый говорит: «Вечером придет папа, я ему расскажу!..» К вечеру малыш напрочь забудет о своем поступке, так как память его кратковременна.
В ходе воспитательного процесса важно дозировать запреты и наказания. Частые ограничения сковывают детскую активность, замедляют развитие интеллекта. У одних детей резко снижается эмоциональный тонус, пропадает интерес к окружающему. Дети, находящиеся в угнетённом состоянии, довольно длительное время могут отказываться от игры и т.п. Другие бунтуют, кричат, протестуют против ограничения свободы собственных действий, становятся раздражительными, обидчивыми.
Раннее детство – самоценный период, наполненный богатым содержанием, познавая которое взрослый совершенствует свое мастерство. Постоянно помня о том, что организм малышей хрупок и раним, взрослый должен чутко реагировать на изменения самочувствия и настроения детей.
Источник
Роль взрослого в развитии и воспитании дошкольников
Мостовая Людмила Игоревна,
методист, педагог дополнительного образования,
МБОУ ДОД «ЦДОД «Радуга» г. Калуги
Известно, что ребенок развивается в деятельности, в его взаимодействии с миром людей и предметов. Для того, чтобы младенец чему-то научился, нужна работа и восприятия, и памяти, и мышления, нужна и потребность в достижении результата. Поэтому ребенок развивается в процессе усвоения социального опыта.
Готовность к школе определяется несколькими критериями. И, хотя многие родители считают, что достаточно ребенка научить читать и считать, чтобы подготовить к школе, это далеко не так. Главный критерий школьной готовности – это развитие произвольной сферы.
Особенности интеллектуальной и эмоциональной сферы
Память и внимание дошкольника непроизвольные, т.е. не подчиняются воле. Внимание часто перескакивает на любой другой предмет, который привлек ребенка движением, звуком (машина проехала, муха пролетела, музыка зазвучала, карандаш упал). Поэтому для развития ребенку обязательно нужна помощь взрослого, который ненавязчиво направит внимание малыша, покажет свою заинтересованность в том, чтобы малыш что-то узнал, запомнил, рассказал другим.
Почему же взрослым так часто трудно понять малышей? В основном у взрослых дискретное восприятие окружающей действительности: они все знают, понимают. А дети чувствуют. У них в основном развита 1-ая сигнальная система (вижу, слышу, ощущаю). Дети младшего возраста эмоциональны и в том смысле, что их умственная деятельность, и в частности суждения, окрашены эмоциями. Подкорковые узлы, являющиеся центрами примитивной эмоциональности, или аффективности, в дошкольном и младшем школьном возрасте часто с трудом затормаживаются под влиянием регулирующей работы коры. В этом случае реакция на наглядные пособия может быть неадекватной: «Ох, какая таблица!». Дети эмоциональны и в том смысле, что еще не умеют скрывать и сдерживать внешнее выражение своих чувств. Эмоциональность этого возраста выражается в большой податливости аффектам, кратковременным вспышкам радости и печали, при этом дети прыгают, громко смеются или плачут, бурно негодуют. Эти состояния бывают кратковременными, часто переходят в противоположные. Большая подвижность, обусловленная физиологическими особенностями, и эмоциональность младших школьников может отрицательно влиять на их волю и выдержку. Объясняется это особенностями развития мозга: отставанием развития процессов торможения от возбуждения. Часто, организуя праздники, взрослые ограничиваются подбором различных конкурсов: кто первый, кто меткий и т.п., что чрезмерно возбуждает детей, особенно с симптомами гиперактивности, чего не стоит допускать, т.к. дети становятся неуправляемыми, агрессивными или вдруг начинают плакать. Знания об особенностях развития детской психики помогут родителям и педагогам правильно организовать занятия и развлечения, не допуская перевозбуждения малышей.
В качестве одной из причин недисциплинированности младших школьников педагоги отмечают наличие у них неприятных эмоциональных переживаний, вызывающих обидчивость, вспыльчивость, неадекватное реагирование, конфликты с взрослыми и товарищами. Важно не запрещать детям выражать свои чувства, а проявление их вводить в такие рамки, чтобы не снижалась дисциплина. Ребенок часто не понимает, что с ним происходит. Поэтому помощь взрослого, подоспевшая вовремя, поможет ему проговорить вслух о том, что его беспокоит и постепенно успокоится. На вопрос: что случилось? – вы не получите ответа, т.к. действительно ничего не случилось, действия не произошло. Но ваши слова: тебе грустно, ты обижен, ты злишься, – обязательно найдут отклик у ребенка и помогут найти причину переживаний. Часто простое прикосновение ладони к плечу, мягкое поглаживание по спинке дает лучший результат, чем все увещевания.
Бесполезно ребенку читать нотации о плохом поведении, он в результате может понять, что взрослый чем-то недоволен, но так как понятийное мышление еще не сформировано, то такие фразы, как: «Как тебе не стыдно; как ты мог так поступить; ты что, не знаешь, как на уроке себя ведут и т. п.» – не имеют смысла, он их не поймет. У дошкольника основной тип мышления – наглядно-образный. И если вы хотите ему что-то объяснить, создайте яркий образ.
Часто дети не соотносят общее замечание, обращенное ко всем, лично с собой, пока не назовут его по имени. Важно говорить о действии, а не о личности (Мне не нравится, что Костя вертится; Ваня очень громко разговаривает и т.д.).
Еще раз подчеркнем, что развитие ребенка происходит наиболее успешно при непосредственном участии взрослого. А многократные беседы с детьми позволяют отметить неприятный факт, что родители в основном делают с малышами «уроки», считая это занятие общением, что далеко не так.
Мы уже отмечали, что дошкольники реагируют на яркий образ. И где же еще ему возникнуть, как не в совместной игре, чтении любимой сказки, разговоре по душам. Часто взрослые не следят за своей речью в присутствии детей, а ребенок воспринимает любой поступок и слово значимого для него взрослого за пример для подражания. Последите за речью своего малыша – и вы узнаете себя.
Роль игры в развитии дошкольника
Весьма распространены в этом возрасте подвижные игры, которые предоставляют возможность выхода накопившейся и заторможенной во время занятий за столом двигательной энергии детей. Часто малыши предпочитают игры с правилами, с распределением ролей. Взрослым подобные игры стоит поощрять и активно в них включаться, т.к. такая игра позволяет вниманию ребенка сосредоточиться на результате, приобрести целенаправленный и организованный характер. Воспитательное значение игр у детей этого возраста заключается в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формируют волевые черты. В играх происходит и как бы примеривание и проигрывание морально-нравственных качеств. Взрослые могут этим пользоваться, вводя игру в процесс научения и общения, что позволит сделать учение более интересным, а взаимоотношения более легкими и добрыми.
Вспомните свое детство. Какие события помнятся? Наверное, яркие, эмоциональные, которые были пережиты совместно с мамой и папой. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы родители показывали свою заинтересованность в деятельности ребенка, давали положительный пример взаимоотношений в семье. Именно сотрудничество между взрослыми и детьми – залог дальнейшего продуктивного развития ребенка в любом возраст. Не опека, а сотрудничество!
Источник