Какова роль первого учителя в развитии личности ребенка
Роль первого учителя в жизни человека
Профессию учитель нельзя списать во времени. Испокон веков и до скончания времен учителя востребованы в любом обществе, ведь именно они формируют социальную среду, они готовят кузницу кадров, они адаптируют к жизни наше будущее поколении столетие за столетием.
Любой человек испытывает потребность в поиске знаний, в постижении мира, и, как следствие, потребность в следовании за наставником и учителем, взрослым и мудрым, который помогает разбираться в трудных вопросах жизни. В народе принято говорить: «Кто войдет в мир знания один, тот один оттуда и выйдет». Известно, что с самого рождения человек воспринимает окружающую действительность не на основе собственного опыта, которым он фактически не обладает в младенчестве, а под влиянием взрослых, обладающих престижем и компетентностью. И учитель фактически призван удовлетворять стремление человека к знанию, а так же максимально мотивировать его на этот путь.
В повседневности учителем принято считать не только того, кто обучил грамоте, счету, письму и чтению; по сути, любой человек, который научил другого какому угодно виду мастерства, по праву возвышенно называется учителем. Но если речь идет о профессиональных педагогах, преподавателях, воспитателях, наставниках и тренерах, то с уверенностью можно сказать, что достойно носить благородный титул учителя по праву заслуживает человек одаренный и талантливый.
Задача учителя суметь приобщить ученика к науке, удовлетворить базисные потребности, то есть организовать общие совместные с ним переживания красоты мысли, удивления, радости открытий, собственных удач и достижений. Только тот сможет этого добиться, кто смог сохранить в себе самом живую энергию ребенка и пронести ее сквозь рутину официального образования и трудности взрослого выживания. Дмитрий Иванович Писарев говорил: «В воспитании все дело в том, кто воспитатель».
У каждого из нас был свой первый учитель, тот, который тем или иным способом повлиял на формирование нашей личности, на наш процесс совершенствования. И важно помнить при этом, что помимо общеобразовательного развития индивидуума, педагог берет на себя ответственность за его духовно-нравственное образование.
Главная функция учителя, скорее всего, именно в этом и заключается – в формировании духовного мира молодежи, в определении правил и убеждений общежития человечества в целом. Учитель с малолетства прививает понятия общечеловеческих ценностей, прав, эстетики и культуры, воспитывает правильные представления о мире, учит регулировать свое поведение в соответствии с этими представлениями, учит жить по принципам доброты и милосердия, терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.
Немецкий педагог, живший в середине 1800 годах, Адольф Дистервег, на основе личного опыта утверждал, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».
Особо надо отметить роль учителя в формировании отношения к самому себе, в формировании личной самооценки. И не смотря на то, что развитие человека происходит на протяжении всей жизни, основы социализации человека происходят именно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Преподаватель должен мастерски проявлять рационализацию и сочувствие, уметь выравнивать культурно – образовательные возможности каждого ребенка индивидуально. А ведь это колоссальный труд.
Период начальной школы – это период интенсивного роста, укрепления организма, и развитие всех основных его функций. Именно в школе дети впервые попадают в различные конфликтные ситуации, и здесь авторитет педагога и его личный пример и позитивное воздействие помогают ребенку вовремя корректировать и преодолевать трудности общения со сверстниками, повышая тем самым статус ребенка.
Подростковый возраст для учебно–воспитательных процессов может быть более сложным для учителя. В таком возрасте у молодых людей возникает раннее чувство взрослости, вызывающее стремление избавиться от опеки старших (и родителей, и учителей), а отсюда известный негативизм в поведении, сопротивление воспитательным воздействиям, склонность к противоречию, отстаивание своих прав и желание поступать по – своему. И здесь учителю очень важно суметь добиться у старшеклассников доверия и уважения, чтобы стать действительно их духовным наставником, помочь им разобраться в волнующих их вопросах, определить свое место в жизни.
Нельзя оставить без внимания отношение ученика к учителю, ведь если учесть ту огромную роль, которую педагог играет в жизни человека, то ученик должен оставаться на всю жизнь благодарным учителю.
Учитель в жизни человека, в его формировании выполняет огромную функцию. Это тот, кто содействует превращению ребенка в полноценную гармоничную личность. Профессия учителя, безусловно, трудная, ведь очень тяжело бывает разбудить в детях стремление работать над собой и воспитывать отзывчивость сердца.
Родители, доверяя свое чадо, как правило, малознакомому учителю в школе, должны максимально ответственно подойти к выбору первого преподавателя. Это ключевой, кардинально важный момент. По всей видимости, лучше даже познакомить ребенка с будущим учителем заранее, чтобы по возможности можно было определить, наладится ли между ними контакт, установится ли внутренняя связь, совпадает ли темперамент, потому как первое впечатление – самое важное, оно формирует последующее восприятие всего процесса обучения.
Первый учитель у ребенка должен быть безупречен во всем, как по Чехову: «…и душа, и одежда, и мысли…». Для формирования эстетического восприятия классная дама должна быть приятна на глаз, не как серый сухарь, в скучно коричнево – черном, и не как клоун на маскараде! В одежде все должно быть в меру: скромно и красиво. Ее голос должен приятно радовать слух, интонации не убаюкивать, а заинтересовывать. Поверьте, слушать писклявый голос, напоминающий комариный писк, не только бесполезно для усваивания материала, но и вредно для формирования слуха.
Необходимо преподавателю обладать такими качествами, как понимание, безусловная поддержка, любовь к ученикам, умение с мудростью рисковать в пикантные моменты, своевременная невозмутимость и, конечно же, творческий подход во всем! Не менее важным является уверенность в себе и профессионализм педагога, то есть его умение передавать знания, доносить их в понятной и легко усваиваемой форме, для этого надо любить свой предмет, как минимум. Наверное, учитель должен сам постоянно учиться, иначе как может научить детей человек, который не умеет этого делать сам?
Мы говорим об Учителе с большой буквы, не столько как о человеке, который преподает какой – то предмет, а именно о том Учителе, который является для детей ведущим ориентиром. Гармоничный и живой, самосовершенствующийся, не относящийся к детям как к досадной обязанности учитель – надежный фундамент для нашего будущего поколения. Как сегодня говорят молодые, open – minded: свободный, непредубежденный, открытый.
Лев Николаевич Толстой писал в одном из своих трудов: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Литература
1. Агеева И. А. Успешный учитель:тренинговые и коррекционные программы [текст] / И. А. Агеева. – Санкт – Петербург: Речь, 2007. – 208 с.
2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения [текст] / Е. А. Климов. – М., 1996. – 420 с.
3. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя [текст]. М.: Академия, 2004.
4. Новиков А. М. Основания педагогики. Пособие для авторов учебников и преподавателей [текст] / А. М. Новиков – М.: Эгвес, 2010.
5 Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства [текст]: учеб.пособие / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2003. – 480 с.
Источник
Ты самая красивая, ты всегда улыбаешься, я очень тебя люблю. Это послание было написано нашей пятилетней гимнасткой Мариной Московской. И было оно адресовано её тренеру Кате Мусиной.
Трудно переоценить роль первого учителя или тренера. Первые наставники могут привить ученикам любовь к предмету — будь это чтение, математика, рисование, гимнастика или музыка. Он или она могут зажечь у ребёнка огонь желания узнать побольше о предмете, возбудить интерес к процессу учёбы и познания. Многие взрослые помнят первого учителя, которому они обязаны своим интересом к тому или иному предмету.
Я знала такого преподавателя. Он был учителем истории в старших классах. Мы были знакомы с семьёй Марка много лет. Он в юности учился на адвоката, но его всегда привлекала история, особенно история ковбоев Аризоны и ацтеков племени Майя. Не помню, как это получилось, но он не доучился на адвоката и вместо этого решил стать учителем истории. Согласитесь, на такую смену деятельности может пойти только человек с настоящим призванием.
И был он скромным учителем истории лет так 40. И было у Марка множество учеников, со многими из которых он поддерживал связь после их окончания школы, был их ментором и советником.
Когда его провожали на залуженный отдых, школа, в которой проработал более 20-ти лет, устроила ему пышную церемонию. На ней присутствовали многие из его студентов, съехавшиеся со всей Северной Америки. Среди них были инженеры, доктора, политики, бизнесмены, был даже один конгрессмен.
Надо было послушать их речи, где они говорили, какой неоценимый вклад простой учитель истории внёс в их профессиональную жизнь, как он зажёг в них факел жажды к познанию, вселил уверенность, что каждый может и должен найти свой интерес в жизни и упорно идти к поставленной цели, невзирая на ухабы и грозы на пути.
Другой замечательный учитель был у моего сына в третьем классе. Звали его мистер Ашшельман. Был он родом из Франции, и преподавание было у него в крови. Помню, сын рассказывал, как он иногда приносил на урок свою гитару и пел французские песни, которые весь класс затем разучивал. Никогда уроки мистера Ашшельмана не были скучны или однообразны. Не было такого задания, чтобы мой сын не бросался выполнять с непреодолимым рвением.
Был у него проект по исследованию шоколадной компании «Нельсон». Это старинная компания, основанная неким Нельсоном в конце XIX века. (Кстати, родом он был из Онтарио). Надо было сделать подробные изыскания о том, как компания развивалась и стала такой знаменитой. Интернета тогда ещё не было (это было в начале 80-х), и мой сын решил написать в главный офис компании и задать свои вопросы. Начал он письмо с обращения: «Уважаемый мистер Нельсон». Как замечательно, если бы каждому подростку встретился на пути такой учитель как Марк или мистер Ашшельман.
У всех детей есть свои герои (или антигерои), которым они хотят подражать, на кого они хотят походить. Вначале это происходит инстинктивно, затем на более осмысленном уровне.
Вот почему так важно, чтобы на пути подрастающего поколения, когда формируются их привычки и понятия, встретились «положительные герои» в лице учителя, тренера или иного взрослого, чьё влияние и чей пример послужат решающим звеном в становлении таких важных понятий как учение — это интересно, труд — это необходимо для достижения цели, неудачи — это полоса, которую надо преодолеть, и т.п.
Нельзя при этом также недооценивать роль семьи, друзей, среды, в которой дети растут и вращаются.
Я также сторонник того, что гены играют огромную роль в том, кто каким станет в будущем.
Воспитание и учеба:https://virastaika.ca/vospitanie-i-ucheba/
А если статья вам была полезной – не забудьте лайкнуть.
Источник
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Учитель начальных классов – это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всем остальным профессиям в мире. Специалист этого профиля играет важную роль в формировании личности каждого ученика. Учитель начальных классов – это педагог, воспитатель, психолог в одном лице. Он проводит уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг. В начальных классах учащиеся получают не только знания, но и учатся учиться и от того, насколько успешным будет этот процесс, зависят их дальнейшие успехи в школе.
Учитель начальных классов играет огромную роль в становлении его учеников. От результатов деятельности педагога зависит то, каким будет наше общество завтра.
Учебная деятельность и формирующиеся в ней основные психические новообразования становятся ведущими факторами не только для интеллектуальной сферы, но и для всей личности ребенка, определяя пути и специфику их развития.
Необходимым условием формирования личности ребенка является усвоение им моральных знаний в процессе анализа и оценки поступков, отношений и качеств окружающих его людей и самого себя. Знания о самом себе являются важным фактором становления личности.
Профессия учителя начальных классов актуальна много десятилетий подряд и останется таковой в ближайшем будущем.
Деятельность учителя начальных классов так же важна при становлении «портрета выпускника» начальной школы.
«Портрет выпускника» начальной школы — это предполагаемый результат реализации образовательной программы ФГОС.
Обобщённый результат освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника:
– любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
-любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника;
-выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Выпускник начальной школы – это школьник, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются его способность самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос; умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу.
Большую роль в становлении личности младшего школьника играют социальные мотивы. Они достаточно хорошо представлены уже у учеников второго и третьего класса. Дети хотят кем-то стать, они понимают важность обучения и что оно необходимо им в дальнейшей жизни. Несколько таких социальных мотивов возникают под влиянием учебной деятельности. Этому способствует и похвала учителя, его поставленная оценка, которая значима для ученика.
Критериями эффективности деятельности учителя в развитии личности и познавательных возможностей школьника могут выступать:
-организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе;
-формирование мотива предстоящей деятельности;
-использование различных, в том числе и технических, источников знаний;
-обучение учащихся различным способам переработки информации;
-личностно-ориентированный подход;
-опора на сильные стороны ученика.
Таким образом, роль учителя в формировании личности ученика очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Основное назначение учителя – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.
Источник
“Роль педагога в формировании личности ребёнка”
Сколько профессий существует на земле, но по моему мнению, главной является педагог. Именно педагог решает многие вопросы, волнующие ребенка. Даже можно сказать, что это не профессия, а образ жизни. Ведь педагог, беря на себя обязанности по обучению и воспитанию подрастающего поколения, понимает всю ответственность перед государством, обществом, родителями и прежде всего перед каждым учеником.
Личность педагога оказывает огромное влияние в формировании личности ребенка. На него возлагается ответственность за приобщение подрастающего поколения к культурному наследию. В сознании каждого ребенка на всю жизнь остается образ учителя. Зачастую дети берут себе за пример поведение, манеры, внешний вид своего учителя и даже пытаются подражать манере общения, речи педагога. Работая в начальной школе, я проводила блиц-опрос детей своего класса на тему “Кем я хочу стать”. По результатам 60% детей ответили – учителем. Настолько глубоко образ педагога проникает в сознание ребят.
Начальная школа – ответственный период в жизни человека. Именно здесь закладывается то, что будет развиваться и закрепляться с возрастом. Поэтому особенно значимым на жизненном пути каждого человека является учитель начальных классов. Решение важнейших задач образования ребёнка, становление его личности в большой степени зависит от профессионального мастерства первого учителя, его эрудиции, доброты, любви к детям.
«Только личность учителя может влиять на развитие и воспитание учеников, только характером можно формировать характер…» – утверждал К.Д.Ушинский.
Что самое главное в учительском труде? Знать ребёнка. Легче любить весь мир, чем одного маленького человека. Воспитание лишь тогда становится реальной силой, когда основывается на вере в ребёнка.
Воспитание учащихся невозможно без эффективного общения с ними. Педагог, работающий с младшими школьниками, должен понимать, что малышам необходимо доброжелательное сотрудничество с учителем. Это помогает детям преодолеть страх, беспокойство, тревожность, положительно адаптироваться к школьной жизни.
Большое значение в работе с младшими школьниками имеет стиль общения педагога с детьми. Общение, построенное на уважении прав учащихся, взаимном доверии друг к другу, желание педагога слышать не только себя в общении с детьми, но и самих учащихся.
Ученический коллектив – сложная духовная, трудовая и организованная общность личностей, которые имеют разное идейное, интеллектуальное, моральное, эстетическое и гражданское развитие. К тому же каждая личность находится в постоянном внутреннем движении, развивает свои личные качества в процессе общения с ровесниками и взрослыми.
Оттого, какие отношения складываются в коллективе, зависит раскрытие задатков, наклонностей, творческих способностей каждой личности. Именно в коллективе личность проявляет себя в деятельности, в отношении к другим членам коллектива и к самому себе. Тут действует такая закономерность: чем богаче, полноценней идейная, интеллектуальная, эстетическая жизнь личности, тем сильнее и действеннее коллектив, тем большее влияние он оказывает на каждого из своих членов.
Доброта, чуткость, доброжелательность, чувство любви и уважения к окружающим, осознание собственной ценности, достоинства, чувство уверенности в том, что его любят и уважают, является фундаментом, на котором ребёнок строит собственное уважение и любовь к другим людям. А всё, что делается с любовью, обречено на успех.
Формирование детского коллектива – одна из важнейших задач учителя начальных классов. Я как педагог и руководитель классного коллектива реализую свои функции относительно всего класса и каждого ученика в отдельности. Воспитательные задачи решаю в соответствии с учётом возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом особенности каждого ученика. Основным критерием результативности для меня является содействие саморазвитию личности, реализация творческих способностей, обеспечение социальной защиты, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем. Дети должны понимать, что учителю небезразлично, как они будут жить в классе.
Источник