Какова роль обучения в психическом развитии ребенка
В психическом развитии ребенка обучения играет ведущую роль. С раннего возраста она учится у взрослых не только ходить, правильно использовать предметы, говорить, но и думать, чувствовать, управлять своим поведением. То есть не только практические, но и психические ее действия формируются в результате обучения. Далеко не всегда оно бывает должным осознанным. Часто взрослые учат детей стихийно, не осознавая того. Мнение, что ребенок якобы может самостоятельно, без помощи взрослых научиться рисовать, читать, считать, решать арифметические задачи, глубоко ошибочно. Известны отдельные факты, что происходит, когда ребенок растет, лишенной влияния взрослого, человеческого общества.
Обучение детей должно происходить не стихийно, а целенаправленно, быть проникнутым заботой о полноценном их развитие. Для этого необходимо знать, как соотносятся между собой обучение и развитие, учитывать их взаимосвязь, тщательно подбирая содержание и методы обучения ребенка на разных этапах его жизни. Как показывает опыт, чем младше ребенок, тем проще, элементарнее знания и умения, которые он усваивает. Поэтому нецелесообразно показывать 2-летнему ребенку, как писать, 4-летней рассказывать о строении атомного ядра. Методы обучения также необходимо соотносить с возрастом. Например, словесных объяснений того, как нужно рисовать человека, 3-летняя ребенок не поймёт, однако пытаться подражать такие действия взрослого.
Эти факты еще не означают, что обучение будет успешным, если будет максимально соответствовать уровню психического развития ребенка. Психическое развитие не происходит сам по себе, независимо от обучения. Ребенок развивается, осваивая общественный опыт, овладевая различными присущими человеку действиями. Этот опыт он получает, производит в себе в процессе обучения. Ведущую роль обучения в развитии обосновал один из основателей детской психологии Выготский. Обучение, по его утверждению, должно учитывать достигнутый уровень развития, однако не для того, чтобы на том остановиться, а чтобы понять, куда направить развитие, каким должен быть следующий шаг. Обучение всегда опережать психическое развитие, вести его за собой. Поэтому, заметив, что ребенок начал узнавать в намеченных каракулях знакомые предметы (мячик, дым, дядя), необходимо переходить к целенаправленному их изображения. Так можно и нужно начинать учить ребенка ставить перед собой цель (нарисовать мячик).
То, чего ребенок достиг к моменту обучения, Выготский назвал зоной актуального развития. По его мнению, развитие также влияет на обучение, поскольку происходит по определенным закономерностям. Поэтому он критиковал два попытки: разглядеть развитие оторвано от обучения (Ж. Шаже) или отождествлять его с обучением (Э.Торндайк).
Этой проблематикой занимался и украинский психолог Павел Блонский (1884-1942), который раскрыл сложное соотношение между знаниями и мышлением: овладение знаниями является необходимым условием развития мышления, а вне мыс литое ным процессом не может быть усвоения знаний. Проблемы обучения и развития исследовали Д. Эльконин, В. Давыдов, П. Гальперин, Г. Костюк и др. психологи.
Зоны ближайшего развития ребенка
Ведущая роль обучения в психическом развитии проявляется в том, что ребенок, овладевая новыми действиями, сначала учится выполнять их под руководством и с помощью взрослого, а затем делает это самостоятельно. По словам Л. Выготского, обучение только тогда хорошо, когда оно создает у ребенка зону ближайшего развития. При таких условиях ребенок, обучаясь с помощью взрослого, успешно начинает выполнять то, чего она раньше не могла сделать самостоятельно.
Итак, между тем, что она может сделать совместно со взрослыми, и тем, что доступно ему в самостоятельной деятельности, возникает зона ближайшего развития.
Зона ближайшего развития – разница между тем, что ребенок может выполнить сама, и тем, что выполняет за счет других.
Не сразу то, что учат ребенка, становится ее внутренним достоянием. Однако знание “ближайшей зоне” позволяет воспитателю видеть следующий этап развития: то, что вчера ребенок делал с помощью взрослых, завтра сможет выполнить сам. Величина зоны ближайшего развития является важным показателем запаса развития ребенка на определенное время.
Каждый новый шаг обучения использует зону ближайшего развития ребенка и одновременно создает новую, становится предпосылкой дальнейшего обучения. Обучение ребенка, например речь, происходит с использованием возможностей слухового, зрительного восприятия, подражания взрослого, понимание. Овладение речью стимулирует сдвиг психического развития, что позволяет перейти к новым формам обучения, которое будет проходить на новом уровне восприятия и мышления. Однако некоторые формы обучения могут негативно влиять на зону ближайшего развития. Так происходит во время хаотичного запоминания ребенком разнообразных знаний, сведений. Многим очень умными и сообразительными кажутся дети, живо выражают свои мысли, проявляют знания, не свойственные их ровесникам. И нередко они не способны решить задачи, которые требуют самостоятельного рассуждения, даже не могут усвоить показан взрослыми способ его решения.
Обучение не только опережает психическое развитие, прокладывает ему путь, но и определяет развитие психических процессов, обусловливает формирование определенных психических качеств и перестройку тех, что сформировались раньше.
Ребенку-дошкольнику часто свойственны такие психические качества, как нерасчлененность восприятия, конкретность мышления, самопроизвольность внимания и памяти. Описания детьми картинок и предметов свидетельствуют, что им удается воспринять или общие очертания предметов, или их отдельные части, детали, однако одновременный охват целого и его частей в основном выступает непосильной для них. В рассуждениях дошкольника фигурируют только отдельные, знакомые ему из прошлого опыта предметы и случаи. Ему еще трудно сосредоточиться, запомнить то, что от него требуют взрослые, хоть он легко может запомнить тот же материал в процессе игры или другой интересной для него деятельности.
Долгое время считали, что описанные качества восприятия, мышления, внимания, памяти являются неотъемлемыми признаками возраста, к ним пытались адаптировать дошкольное обучение. В современных исследованиях выяснилось, что эти качества возникали в результате традиционных особенностей дошкольного обучения. Для детей отбирали знания, которые вкладывались в их личный опыт, не выходили за пределы предметов и явлений, которые попадаются им в повседневной жизни. Эти знания ограничивались описанием предметов и их свойств, которые можно познать наглядно и с помощью прикосновения. Материал был слишком измельченный и много раз повторялся, чтобы ребенок как можно меньше устала при его усвоении и надежно запомнила.
Изменения содержания и формы обучения стимулируют решительную перестройку психических качеств ребенка * Как показывают исследования, специально организованное сенсорное воспитание (воспитание, направленное на развитие восприятий и представлений ребенка) обеспечивает овладение способами обследования внешних свойств предметов, помогает добиться, чтобы восприятие стало полным и расчлененным, четко выделяло свойства и составляющие предметов, определило их место в нем.
Правильно организованное умственное воспитание способствует преодолению конкретности мышления дошкольника, учит его видеть в окружающих явлениях основное, определяющее, не останавливаться на второстепенных деталях, думать об общих свойствах и отношение вещей, понимать простые закономерности явлений, рассуждать и делать самостоятельные выводы.
Во время систематического обучения у детей вырабатываются простейшие формы произвольного внимания и преднамеренного запоминания: умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя, запоминать то, о чем он рассказывает.
Таким образом, обучение влияет на направление развития психических процессов. Однако оно должно учитывать возрастные особенности и возможности ребенка, обеспечивать полноценных путь психического развития, давать на каждом этапе то, что максимально способствует развитию.
Источник
Êîíöåïöèÿ Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî î ðîëè îáó÷åíèÿ. Ïîíÿòèå çîíû áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ – ðàññòîÿíèÿ ìåæäó óðîâíåì àêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà è óðîâíåì âîçìîæíîãî ðàçâèòèÿ, îïðåäåëåííîãî ñ ïîìîùüþ çàäà÷, ðåøàåìûõ ïîä ðóêîâîäñòâîì âçðîñëûõ. Ïñèõîëîãèÿ ïîäðîñòêîâ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà
ïî ïñèõîëîãèè ¹2
Òåìà 7. Ðîëü îáó÷åíèÿ â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåá¸íêà
ñòóäåíòêè 17 ãðóïïû
çàî÷íîãî äîøêîëüíîãî îòäåëåíèÿ
Òîðæîêñêîãî ïåäêîëëåäæà
×óåâîé Îëüãè Íèêîëàåâíû
Ïëàí
Ââåäåíèå
1. Êîíöåïöèÿ Ë. Ñ. Âûãîòñêîãî î âåäóùåé ðîëè îáó÷åíèÿ
2. Ïîíÿòèå çîíû áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ
3. Õàðàêòåðèñòèêà ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà
Ëèòåðàòóðà
Ââåäåíèå