Какова деятельность в психическом развитии ребенка

Основным условием психического развития ребенка является его собственная активная деятельность. А.Н. Леонтьев ввел в психологию развития понятие ведущей деятельности. Он подчеркивал, что «…главным процессом, который характеризует психическое развитие ребенка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. …Этот процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человечества». Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности. Причем это формирование происходит прежде всего под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обусловливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, учение, труд).

Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на определенной стадии его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется ее определяющая роль в развитии. Так, игра – это ведущая деятельность дошкольника, но играют и школьники, и взрослые люди. Признаком перехода от одной возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности.

У младенца ведущая деятельность – непосредственный эмоциональный контакт со взрослым, благодаря которому у него образуется потребность в общении с другими людьми.

В раннем детстве – деловое практическое сотрудничество со взрослым. Ребенок занят предметом и действием с ним. Интенсивное овладение предметно-орудийными операциями формирует практический интеллект. Речь используется главным образом для налаживания сотрудничества со взрослым внутри совместной предметной деятельности. Потребность в речи возникает как средство деловых контактов со взрослым.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир. А.М Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Все игры обычно воспроизводят те или иные виды практической неигровой деятельности и тем самым отвечают потребности ребенка принять участие в жизни и деятельности взрослых. Но ребенок становится взрослым лишь в воображении, мысленно. Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности: ориентируясь на взрослого как на образец, взяв на себя ту или иную роль, ребенок подражает взрослому, действует как взрослый, но только с предметами-заместителями (игрушками) в сюжетно-ролевой игре. В игре для ребенка существенны не столько свойства предметов, сколько отношение к предмету, отсюда – возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения. Играя, ребенок также овладевает соответствующими действиями. Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы, как сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры с правилами. В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребенка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Подъяков, С.Н. Карпова, А.С. Списаковская и др.), она создает зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учебной деятельности.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте – учебная, в подростковом – общение со сверстниками в пространстве общественно-полезной деятельности, в ранней юности (старшем школьном возрасте) – общение со взрослыми в пространстве учебной деятельности, в юности — учебно-профессиональная деятельность, у взрослых – трудовая деятельность.

Основной смысл выделения ведущей деятельности заключается в понимании сущности ее воздействия на психическое развитие растущего человека. В связи с этим следует отметить, что в детских образовательных учреждениях все еще слишком большое место занимают методы словесного воспитания и обучения. Конечно, воспитание через сознание это необходимый, но не единственный момент. Переоценка словесных методов в воспитании приводит к нравственному формализму, в обучении к формальному усвоению знаний. С.Л. Рубинштейн отмечал, что всякая попытка взрослых «внести» в ребенка познание и нравственные нормы, минуя его собственную деятельность по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств.

Сотрудничество и общение ребенка со взрослым

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Овладение ребенком любой деятельностью возможно только в общении со взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством. Поэтому общение со взрослыми – необходимое условие психического и личностного развития ребенка, его первая социальная потребность. Особенное значение удовлетворение этой потребности имеет в младенческом возрасте, когда ребенок нуждается в заботе и ласке взрослых, в эмоциональном контакте с ними. Эта потребность младенца удовлетворяется в непосредственно-эмоциональном общении со взрослым. Недостаток такого общения приводит к «эффекту госпитализма» – замедленному эмоциональному развитию ребенка, что тормозит его общее развитие.

Общение со взрослыми выполняет специфические функции в процессе формирования личности на каждом возрастном этапе. На первоначальных стадиях возрастного развития функции, формы и содержание общения со взрослыми непосредственно связаны с овладением ребенком предметным миром. В общении со взрослыми формируются потребность общения с другими людьми, эмоциональное отношение к ним и к миру, развиваются психические процессы, предметно-манипулятивная деятельность, и лишь к 6-7 годам у ребенка выделяется «собственно коммуникативная деятельность». На протяжении младшего школьного возраста общение со взрослыми остается одним из ведущих факторов развития личности ребенка, хотя к концу этого этапа общение со сверстниками начинает играть все более значительную роль (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Д.Б. Эльконин и др.). В подростковом возрасте на первый план выступает общение со сверстниками, основная функция которого связана с формированием способности строить отношения с окружающими в зависимости от различных задач и требований, ориентироваться в личных особенностях и качествах людей, сознательно принимать или не принимать нормы, принятые в коллективе (Т.В. Драгунова, А.В. Захарова, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.).

Именно в дошкольном и школьном детстве наиболее четко прослеживаются взаимосвязи общения и развития таких сторон самосознания ребенка, как самопознание, самооценка, саморегуляция. Общение со взрослыми в старшем школьном возрасте приобретает существенное значение в связи с возникающими в ранней юности проблемами перспективного жизненного самоопределения (Л.И.Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик и др.).

Таким образом, потребность в общении – одна из основных социальных потребностей человека, она рано возникает и постепенно развивается. Однако, как показывает практика воспитания, данная потребность ребенка нередко не получает своего удовлетворения, а следовательно, и дальнейшего развития в силу отсутствия в реальном образовательном процессе необходимых условий. У многих детей и школьников существует глубокая неудовлетворенность потребности в неформальном личностном общении со взрослыми, что ведет к развитию повышенной тревожности, чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, в социально-психологической адаптированности.

Читайте также:  Игра как важная роль в развитии ребенка

Обучение и развитие

Для педагогической практики имеет большое значение правильное понимание и профессионально грамотное применение принципа, утверждающего ведущую роль обучения в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах (П.П. Блонский, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Смирнов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Л.С. Выготский писал, что процессы развития не совпадают с процессом обучения… процессы развития идут вслед за процессами обучения, создающего зоны ближайшего развития.

Иными словами, обучение должно быть ориентировано не на зону актуального развития, т.е. не на то, что уже сложилось и составляет, по выражению Л.С. Выготского, «вчерашний день», а на зону ближайшего развития на «завтрашний день».

Зона ближайшего развития определяется содержанием тех задач, с которыми ребенок еще не может справиться самостоятельно, но решает с помощью взрослого. Это тот следующий шаг в развитии ребенка, к которому он уже готов, и требуется лишь небольшой толчок, чтобы шаг был сделан. Обучая ребенка чему-то новому, взрослый помогает ему решить ту самую задачу, к пониманию и овладению которой он уже готов, но самостоятельно с ней еще не справился. Л.С. Выготский подчеркивал, что если ребенок с помощью взрослого не справляется с задачей, значит, она находится за пределами зоны ближайшего развития и никакого развивающего эффекта иметь не будет; в лучшем случае удастся лишь натаскать ребенка на выполнение подобных заданий или действий. Зона ближайшего развития, демонстрируя еще скрытую от внешнего наблюдения меру зрелости психических процессов, имеет гораздо большее значение в плане прогноза и обучения, чем зона актуального развития, показывающая лишь то, что ребенок уже может.

Представление о взаимосвязанности процессов обучения и развития при ведущей роли обучения противостоит положению, долгое время господствовавшему в детской психологии, о том, что развитие – это созревание, а обучение должно надстраиваться над созреванием. Такой точки зрения придерживались, в частности, Ж. Пиаже, К. Бюлер, Э. Торндайк, несмотря на все присущие их теоретическим воззрениям различия. Но такое обучение может быть лишь тренировочным, а не формирующим процессом.

Решение вопроса о соотношении обучения и развития имеет существенное значение не только для психологической теории, но и для педагогической практики. С.Л. Рубинштейн справедливо отмечал, что каждая концепция обучения включает в себя определенную концепцию развития, точно так же каждая концепция психического развития заключает в себе и определенную теорию обучения.

Очевидно, что процесс индивидуального развития определяется как созреванием структур высшей нервной деятельности, так и обучением. С точки зрения отечественной психологии развития учение представляет собой субъективную деятельность, в результате которой общественно значимое содержание знаний, единое для детей определенного возраста, превращается в личностное достояние каждого. Вернее следует сказать, что учение именно такой деятельностью должно быть. В процессе учения происходит своеобразное преломление каждым ребенком «внешних условий через внутренние» (С.Л. Рубинштейн), личностное «присвоение знаний, умений» (А.Н.Леонтьев), при котором задаваемое типовыми программами содержание преобразуется на основе индивидуальных особенностей и индивидуального опыта ребенка, его отношения к знаниям и учению вообще, умений их освоить и т.п.

С.Л. Рубинштейн писал, что психические функции формируются в процессе функционирования и существенно зависят от того объективного содержания, на котором они формируются. У ребенка это функционирование неразрывно связано с освоением содержания человеческой культуры и установившейся в данном обществе системы межлюдских отношений. Освоение содержания культуры совершается в процессе обучения; освоение межлюдских отношений… в процессе воспитания, неразрывно связанного с обучением.

Единство развития и обучения, развития и воспитания означает взаимосвязь и взаимопроникновение этих процессов. Развитие не только обусловливает обучение и воспитание, но и само обусловливает ход созревания и развития. Таким образом, психические свойства ребенка следует рассматривать не только как предпосылку, но и как результат всего хода его развития в процессе обучения и воспитания.

Образовательная среда, которую организуют взрослые и в которой обитает ребенок, состоит, с одной стороны, из знаний, умений, правил, деятельностей и т.п., которые как бы присваивает ребенок; с другой стороны, из его отношений к этим знаниям, умениям, правилам, деятельностям и т.п.; с третьей – из отношений ребенка к самому себе, к окружающим его сверстникам и взрослым, из понимания им своего места в этой обетованной среде, его эмоционального самоощущения в ней.

И эффективность образования, а следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития и не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития, насколько взрослые в работе с детьми разного возраста акцентируют внимание на формировании у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

25. Ведущая деятельность, ее значение в психическом развитии ребенка.

Эту проблему исследовали Выготский и Леонтьев: «Психика формируется в процессе деятельности, на каждом этапе есть свой определенный тип деятельности».

Ведущая деятельность – деятельность, выполнение которой определяет возникновение и образование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития. Внутри ведущей деятельности происходит подготовка, возникновения и дифференциации других видов деятельности.

Далее см. таблицу.

Формирование ведущей деятельности происходит под руководством взрослого, а также в процессе обучения и воспитания. Возникновение новой ведущей деятельности не означает отмены предыдущей. Каждый возрастной период характеризуется системой видов деятельности, но ведущая деятельность имеет особое место, определяя возникновение основных изменений в психическом развитии.

Леонтьев писал о развитии ребенка: «В ходе развития ребенка под влиянием конкретных обстоятельств его жизни изменяется место, которые он занимает в системе человеческих отношений. Основа развития – это та реальная позиция ребенка, с которой перед ним раскрывается мир человеческих отношений, позиция, которая обусловлена объективным местом, занимаемым им в этих отношениях. В ходе развития прежнее место, которое занимает ребенок в человеческих отношениях, начинает осознаваться им, как несоответствующее его возможностям, и он стремиться изменить его. Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями. В соответствии с этим, его действия перестраиваются».

Авторы: Выготский Л.С. «Культурно-историческая теория» ;Леонтьев «Деятельность, сознание, личность»; Мухина «Возрастная психология».

Читайте также:  Развитие ребенка 3 лет в англии

26. Понятие сензитивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения.

Сензитивные периоды – это периоды онтогенетического развития, в которых развивающийся организм бывает особо чувствительным к определенным влияниям окружающей среды. Это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики.

Де Фреш ввел данное понятие в биологии, а Выготский ввел его в психологию, где сензитивный период – это наиболее чувственный к воздействию на развитие ребенка.

1.5-3 года – интенсивное развитие речи. В это время речь усваивается особенно легко, и вносит принципиальные изменения в мышление, восприятие.В это время ребенок усваивает до 1.5 тысяч слов. В это время ребенок овладевает грамматической формой речи и значением слов. Современные городские дети начинают говорить в 2 года, целыми предложениями. Чрезмерно раннее обучение чему-либо, так же как и позднее, неблагоприятно сказывается на развитии психики, и может оказаться малоэффективным (Пример; опыт с Амалой и Камалой, где Камала к 17 годам знала лишь несколько слов).

Наличие сензитивных периодов объясняется тем, что наибольшее влияния обучение оказывает на те психические качества, которые только начинают формироваться.

5 лет – сензитивный период для развития фонематического слуха.

Венгер Л.А., Мухина В.С., доказали, что есть 3 сензитивных периода в :

1. Развитии восприятия (овладение сенсорными эталонами: «Красное, как солнышко; желтый, как лимон; сильный, как слон»). Для развития восприятия используются специальные методики моделирования.

2. Развитии воображения (дошкольный возраст: 3-6 лет);

3. Развитии нравственности. До 5 лет – усвоение прав и обязанностей;

подростковый возраст – связан со становлением мировоззрения.

Авторы: Выготский, Штерн (описал сензитивность к речи), Мухина «Генезис развития личности», Венгер «Развитие сенсорных эталонов восприятия».

27. Основные достижения в развитии психики ребенка в младенческом возрасте. Негативные образования в ситуации депривации. Коррекпионная работа. • (2 месяца -1 год)

Обшенпе: основной потребностью общения является органическая жизненная нужда и потребность в печатлениях. Лисина: «С 2-х до б-ти месяцев преобладает ситуативно-личностное общение: ребенок начинает различать интонацию. После б-ти месяцев дети научаются различать положительные и отрицательные эмоции. Формируется способность подражать действиям взрослых».

Потребность в общении создает предпосылки подражания звукам человеческой речи. К концу первого года у ребенка возникает связь между названием предмета и им самим (начальная форма понимания речи).

Движения и действия: сидит, ползает стоит, начало хождения, манипулирование: размахивание, постукивание (это «прогрессивные движения»). При неблагоприятных условий воспитания развиваются «тупиковые движения»: сосание пальцев, раскачивание на четвереньках. Эти движения не способствуют получению новых впечатлений и тормозят развитие.

В этом возрасте формируется чувство доверия ко взрослым. Совместная деятельность состоит в том, что взрослый руководит действиями младенца, а тот обращается к помощи и содействию взрослого.

Но2;:с’?с-1:сз^:!ия: 1) чувство доверия к окружающему миру; 2) привязанность к матери; 3)прогресс формирования чувства постоянства предметов.

Деяравируюшие факторы: 1) ограничение моторного развития; 2) отношения с матерью (гиперопека, отсутствие эмоционального контакта, чередование пустоты и гиперопеки).

.4′ ^ -1 -л :1 з :.•;:; ^ : •’: -л::; 2.2:-: пз: 1) общая задержка психического развития; 2) формирование «-» личностных образований (тревожность, привязанность, недоверие). Следствием этого являются нарушения психосоматики.

Коррекция:

1. Формирование привязанности; постоянное общение;

2. Вызвать у ребенка интерес к окружающим предметам (поворачивать, встряхивать его, перемещать игрушку в разных направлениях).

3. Развитие двигательной активности у ребенка.

Авторы: Виннекот, Фигурин (ввел комплекс оживления), Эльконин, Выготский, Мухина, Обухова, Пиаже, Штерн, Гальперин, Лисина, Давыдов, Лейтес, Бауэр.

28. Основные достижения в развитии психики ребенка в раннем возрасте. Негативные образования в ситуации депривации, Коррекдионная работа. (1-3 года) .

Общение: в предметной деятельности через общение со взрослым создается основа для усвоения значений слов. Это период бурного развития речи. Если с ребенком общаться мало, то он будет отставать в развитии речи. Если наооборот, взрослый ловит каждое желание ребенка, то ребенок может долго обходиться без речи.

В этом возрасте дети начинают интересоваться друг другом.- Появляется потребность соревновательности, что обуславливает мотивацию к достижению. При этом развивается рефлексия на свои достижения.

Умственное развитие: 1) формируются соотносящие и орудийные действия. От соотнесения свойств предметов при помощи внешних действий ребенок переходит к зрительному соотнесению. 2) Возникает функция замещения – один предмет может использоваться в качестве другого (формируется знаковая или символическая ф-ция сознания).

Формирование личности; Ребенок осознает себя как отдельную персону, овладевает телом. Притязание на признание – формируется чувство гордости: стремление получить похвалу, затем появляется чувство стыда. Самопознание – ребенок узнает себя в зеркале. Ребенок начинает осознавать, что он обладает волей. Следовательно возникает стремление к самостоятельности. Отрицательное образование – негативизм вследствие кризиса 3-х лет. Ребенок ощущает свою способность сделать что-либо самостоятельно.

Новообразования:

1. Взаимоотношение ребенка с агрессией (либо справляется с ней, либо уходит в диструктивную агрессию);

2. Необходимо общение с отцом. В этом возрасте ребенок учится общаться не только с матерью, но и с отцом;

3. Произвольные действия в уме:

4. Навыки опрятности.

Депрнвнруюшпе факторы:

1. Ограничения сенсо-моторного развития;

2. Лишение речевой среды;

3. Гиперопеха или быстрый отрыв.

Отрицательные образования:

1. общая задержка по всем показателям»

2. Формирование стыда, зависимости, видения тела грязным, в результате чего формируется либо супераккуратность, либо неряшливость (Эриксон).

Коррекция:

1. Работа с родителями. Коррекция стиля их взаимоотношения.

2. Развитие моторики (игра с песком и водой, с полифункдиолнальными предметами: палки, тряпки).

Авторы: Эльконин, Выготский, Мухина, Фрейд. Лисина, Эриксон, Обухова, Пиаже.

30. Психологические особенности развития личности ребёнка дошкольного возраста в условиях депривации.

Психическая депривация – это психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного периода. Под понятием «психическая депривация» подразумеваются различные неблагоприятные влияния, которые встречаются в жизненных ситуациях.

Чаще всего выделяют 4 формы психической депривации:

1. Депривация стимульная (сенсорная): пониженное количество сенсорных-стимулов или их ограниченная изменчивость.

2. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не даёт возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне (Лангмейер «Психическая депривация в детском возрасте).

3. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): Недостаточная возможность для установления эмоц. отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи

4. Депривация идентичности (социальная); ограниченная возможность для усвоения

самостоятельной социальной роли.

Возрастные рамки дошкольного возраста – 3-6 лет. Ведущая деятельность данного возрастного отрезка – игра.

Депривируюшими факторами развития личности дошкольника могут быть:

– ограничение в игровой деятельности;

Читайте также:  Развитие ребенка от 0 до 3 лет казьмин

– ограничение в общении со взрослыми (особенно с матерью) и со сверстниками;

– неполная семья (отсутствие отца);

– родительские конфликты;

– авторитарный стиль воспитания ребёнка в семье.

В условиях депривации развитие личности ребёнка может иметь негативные новообразования:

1. Притязание на признание. При постоянных порицаниях ребёнка взрослыми дошкольник испытывает чувство вины и негативизм. Даль перечисляет ряд директив взрослых, которые оказывают на ребёнка отрицательное влияние:

– «Не живи» (глаза б мои тебя больше не видели и др.).

– «Не будь ребёнком» (плачешь как маленький) – ребёнок начинает играть роль маленького.

– «Не думай» (не рассуждай, а делай; яйца курипу не учат) – приводит к уходу от контакта с действительностью.

– «Не чувствуй» – (не трусь, не бойся) – приводит к психосоматическим заболеваниям.

– «Не будь лидером» (не высовывайся, в каждой бочке затычка) – страх за принятие к-л. самостоятельных решений.

2. Нарушения формирования «я – идеального» связаны с -идентификацией с отрицательными персонажами сказок; -с отсутствием идеала.

3. Осознание себя во времени: страх смерти.

4. Права и обязанности: Не осознаются групповые нормы, отсутствие умения играть по правилам, нарушение дисциплинарных правил и т.п.

5. Половая идентификация. Фрейд считал, что нарушение эдиповой стадии, существенно влияет на психическое развитие. Отсутствие родителя своего пола затормаживает идентификацию ребёнка.

6. Формирование негативных личностных образований (чувство вины, тревожность, заниженная

самооценка, трудности общения со сверстниками, агрессивность и т.п.). Коррекцию желательно проводить, используя игротерапию (Лендрет, Клейн); сказкотерапию (Захаров, Спиваковская) и психогимнастику (Чистякова, Хухлаева).

31. Психологическая готовность ребёнка к школе.

Готовность к школьному обучению в отношении умственного развития определяется по следующим факторам:

1. Диференциация восприятия. /Различение цвета, формы, отдельных деталей…/ :

2. Преднамеренная концентрация внимания. Произвольное внимание. •

3. Аналитическое мышление, /анализ, синтез, сравнение/.

4. Рациональный подход к действительности. /Ослабление фантазии/.

5. Логическое запоминание. /По существенным признакам/.

6. Интерес к работе с поставленной целью. /Мотивационная сфера, развитие квазипотребностей/.

7. Интерес к новому.

8. Овладение по слуху разговорной речью.

9. Развитие моторики руки.

10. Зрительно-двигательная координация. Эмоциональная зрелость:

1. Эмоциональная устойчивость. /Мало импульсивных реакций/.

2. Использование эмоциональной сферы для мотивации занятий. Социальная зрелость:

1. Потребность в общении с детьми.

2. Умение подчиняться интересам и требованиям группы.

3. Способность взять на себя роль школьника.

Керн /модификация Иирасика/ «Ориентировочный графический тест» диагностирует школьную зрелость. Включает в себя несколько субтестов:

1. Рисунок человека. По количеству деталей определяется уровень диференциации восприятия, интеллектуальный уровень, развитие моторики руки, эмоциональное состояние…

2. Задание: переписать фразу, н.: «Клей на столе». Опред. зрительно-двигательная координация, развитие моторики руки.  ^. .

3. Задание: Перерисовать точки в определённой последовательности. / ; :.’

4. Тест на вербальное мышление. Вопросы: «Какое животное больше: лошадь или собака?»;

«Черешня, слива, груша, яблоки – что это?».

Общая готовность ребёнка к школе выражается в достижении ребёнком к моменту поступления, в школу такого уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, которое создаёт необходимую основу для активного вхождения ребёнка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.

Общая готовность характеризуется определённым уровнем психического развития, которого достигает ребёнок к моменту перехода к школьному обучению.

Психологическая готовность к школьному обучению:

• Мотивационная готовность, которая проявляется в стремлении ребёнка к обучению.

• Довольно высокий уровень познавательной и мыслительной деятельности.

• Овладение ребёнком элементарной учебной деятельностью.

• Определённый уровень волевого и социального развития.

Мухина В. С.: Перед поступлением в школу /в конце дошкольного возраста/ ребёнок представляет собой в известной степени личность:

он хорошо осознаёт свою половую принадлежность;

он отдаёт себе отчёт, какое место среди детей занимает;

находит себе место в пространстве и времени;

умеет строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;

понимает, что оценка его собственных поступков и мотивов определяется не только его

собственным отношением к самому себе / «Я хороший»/, но прежде всего тем, как его поступки

выглядят в глазах окружающих.

Важнейшее достижение в развитии личности ребёнка – преобладает чувство «Я должен» над мотивом «Я хочу».

32. Психологическая характеристика младшего школьника.

I.. Возрастные рамки (6-7 – 10 лет). П. Ведущая деятельность: происходит смена с игровой на учебную деятельность.

Основными факторами развития, помимо учебной деятельности, является общение с учителем, со сверстниками и с родителями. III. Основными новообразованиями, возникающими под влиянием ведущей деятельности

1. Содержательная рефлексия (рассмотрение оснований собственных действий).

2. Планирование (внутренний план действий).

3. Происходит построение целостной связной познавательной системы ‘ (умение классифицировать, соотносить, анализировать).

4. Развитие трудолюбия (по Эриксону). IV. Изучению этого возраста большое внимание уделяли: Пиаже, Гальперин,

Давыдова, Мухина, Зеньковский «Психология детства», Немов «Учебная

деятельность», Фрейд, Эриксон, Демос-Рубинштейн «Самооценка школьников» и

др. V. Основные линии развития

1. Развитие восприятия, где Бэндлер выделял три основных способа получения информации, знания:

• Визуальная система – через видение картинок, наглядных пособий…

• Аудиальная система

• Кинестетическая система – почувствовать, ощутить, работа с раздаточным материалом, с муляжами и т.п.

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 156999
Количество таблиц: 10
Количество изображений: 0

… причин разного рода расстройств и нарушений в некоторых случаях составляет 50%” (Hartley, Robach&Abramowitz.1976). Массовая поп-психологическая литература как материальный носитель имморализма Среди психологов и философов сегодня популярна теория деятельностного подхода к человеку. Ее представители полагают, что знание о человеке не остается чем-то внешним для человека, изучающего его. Оно …

… падших, извращенных понятий. Тем не менее, поскольку эмпирические исследования и практические процедуры, причисляемые к христианской психологии, продолжают развиваться и расширяться, необходимо периодически проводить методологический анализ достигнутого состояния новой дисциплины. Методология как рефлексивный механизм науки, особенно современная, весьма гибкая общая методология, специально …

… условием необходимым, но отнюдь не достаточным для успешной практической работы. Практическая работа тоже может быть разной. Когда я начинаю говорить студентам о психологии личности, я говорю, что можно говорить о психологии личности, а можно говорить о личности, есть два разных дискурса, если воспользоваться модным нынче словом. В одной логике я могу рассказывать про то, как строится область …

… не столько к научно-теоретическому, логическому мышлению, в значительной мере формализующему психологическую информацию, сколько к мышлению ассоциативному, образному, символическому, созерцательному. При обучении психологии, как нам кажется, не столько объясняют, обобщают и заучивают, сколько улавливают, вчувствуются и выстраивают (моделируют) уже отработанные другими ходы понимания и стратегии …

Источник