Каков потенциал муз воспитания в развитии ребенка

Музыкальный ринг «Два рояля»

Цель: Развитие вокальных способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально – дидактическую игру.

Задачи:

1. Закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки  в вокальной деятельности. 

 2.Учить детей активно применять в новых для себя условиях вокальные способности.

3. Воспитывать желание добиваться хороших результатов в соревновательных мероприятиях.

4. Вызывать у детей положительно-эмоциональный настрой.

Оборудование.

  • Подставка для экранов.
  • Экраны с цветными нотками, скрипичным и басовым ключом, музыкальными инструментами (6штук).
  • Два столика.
  • Два детских рояля красного и чёрного цвета.
  • Шесть пластмассовых шаров.
  • Электронная музыкальная игра «Оркестр».
  • Металлофон
  • Колпак и палочка для игры «Комплимент».

Игра состоит из трёх туров. В каждом туре команды получают шары в качестве баллов за правильные ответы. Дети заранее распределены на  две команды, на груди у  них эмблемы с изображением нот чёрного и красного цвета.

Дети входят в музыкальный зал, здороваются с присутствующими.

Музыкальный руководитель: Дети, сегодня у нас необычное занятие. Я предлагаю вам игру «Два рояля», на которой мы узнаем, какая  из команд лучше умеет петь, играть и танцевать. Справа от меня команда «Красного рояля», слева – команда «Чёрного рояля». Предлагаю командам поприветствовать друг друга.

Игра «Здравствуй».

Ход игры: Дети становятся в два концентрических круга, под музыку идут в разных направлениях и поют:

Весело шагают девчонки и мальчишки,

Друга выбирают наши ребятишки.

Останавливаются, дети внутреннего круга поворачиваются лицом к детям внешнего круга, образуют пару с напротив стоящим ребёнком.

Здравствуй, здравствуй,

Здравствуй, милый друг.

Пожимают друг другу руки (сначала правые, потом – левые)

Здравствуй, здравствуй!

Выполняют два пружинящих полуприседания, взявшись за руки.

Посмотри вокруг.

Разводят руки в стороны.

Здравствуй, здравствуй!

Выполняют два пружинящих полуприседания, взявшись за руки.

Мне ты улыбнись.

Покачивают головой из стороны в сторону.

Здравствуй, здравствуй!

Выполняют два пружинящих полуприседания, взявшись за руки.

Головкой поклонись.

Кланяются друг другу.

Музыкальный руководитель: Прошу занять свои места. (дети садятся).

Хочу представить вам членов нашего жюри, которые будут оценивать ваши ответы. Это…

И я попрошу жюри ознакомить команды с правилами нашего музыкального ринга.

Жюри: Правила игры простые: открываете экран, выполняете соответствующее задание, а за каждое правильно выполненное задание вам будут вручаться вот эти шары. В конце игры посчитаем, у какой команды их будет больше, та  и победит.

Музыкальный руководитель:  Итак, первый тур. Экран открывает команда «Красного рояля». Договоритесь, кто из вашей команды будет открывать экраны.

Детям предлагается два экрана с изображением скрипичного и басового ключа. Ребёнок выбирает один из экранов.

Музыкальный руководитель: На этом экране зашифрована музыкальная игра, которую вы узнаете по мелодии.

На металлофоне звучит музыкальный фрагмент мелодии игры «Ама-лама».

Игра «Ама-лама». Американская детская песенка.

Дети поют её, сопровождая текст  движениями.

1. Просыпается листва и проснулся паучок,

    Вот проснулась голова, и проснулся язычок.

Припев: Ама-лама-лама, Чоко, бала-бама,

               Эки, вэки, буки.

               Ама, лама-лама, чоко, балабама,

               Онэ, коко-юки.

2. Прыгаю кузнечики, зажужжали мухи.

    Просыпайтесь, плечики, просыпайтесь, мухи.

3. Вот проснулся муравей и сороконожки.

    Просыпайтесь поскорей, пяточки и ножки.

Музыкальный руководитель: Команде «Чёрного рояля» достаётся экран с вокальным упражнением «Веники».

Упражнение «Веники».

Дети встают и поют:

Веники, веники, веники – помелики

На печи валялися, с печки оборвалися.

Кум Гаврила, кум Гаврила,

Я Гавриле говорила. – Упражнение исполняется трижды с ускорением

                                       темпа и чёткой дикцией.

Музыкальный руководитель: Итак, счёт открыла команда «Красного рояля. Второй тур начинает команда «Чёрного рояля», и я предлагаю вам открыть один из этих экранов. (на экранах изображены струнные и ударные музыкальные инструменты) Вам предстоит угадать звучание музыкальных инструментов.

Дети называют экран, определяют звучание бубна, музыкального молоточка при помощи электронной музыкальной игры «Оркестр». Двое детей, угадавших инструменты, становятся «музыкантами».

Проводится игра «Весёлые музыканты».

Используется музыка с диска №1 для средней группы к серии сборников «Праздник каждый день» (авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева).

Ход игры: 

Все дети образуют два круга, идут по кругу, взявшись за руки, музыканты ходят между кругами, приговаривая:      (Диск 1, трек 34.)

Мы по улице гуляем

Хороводы выбираем.

Где весёлый народ –

Тут наш будет хоровод.

Все останавливаются, а музыканты, стоя  каждый перед своим кругом, говорят:

Выше руки поднимайте,

Музыканта в круг впускайте. (заходит в круг)

Читайте также:  Общие закономерности развития нормального ребенка

Я сыграю вам сейчас,

А вы все пускайтесь в пляс.

Музыканты играют на инструментах, все дети  танцуют.( Диск 1, трек 8.)

Музыканты: 

Ох, устал я играть.

Я пойду отдыхать.

Дети: А мы тебя не выпустим!

Музыканты пытаются выбежать из круга, дети препятствуют.

(Диск1, трек 44.

Игра повторяется трижды и каждый раз музыканты меняются, передавая музыкальные инструменты другим детям. Затем музыканты собираются в центре зала и говорят:

В хоровод большой вставайте,

Пляс весёлый начинайте.

Дети образуют один большой круг, музыканты в центре. Игра заканчивается общей пляской. (Диск1, трек 8).

Музыкальный руководитель: Третий тур начинает команда «Красного рояля», на экранах зашифрованы знакомые вам песни. (два экрана с нотами разного цвета). Но к исполнению песен нужно приготовиться, поэтому предлагаю вам встать на музыкальную разминку.

Фонопедическая разминка.

Разминка проводится под музыку Г.Гладкова «Первые шаги», диск «Весёлая детскотека», трек 23. На нечётные такты музыки движения и звуки показывает музыкальный руководитель, на чётные – их повторяют дети.

1такт. Хлопки                                      1-2, 1,2,3. (два длинных, три коротких.)

3такт. «Греем руки»                         один теплый выдох на руки, трём  

                                                           ладошки и три резких выдоха.

5такт. Ма – ма,(медленно)   ма-мэ-ми-мо-му (быстро).

7такт. «Поцелуй»                                1-2, 1,2,3. (два длинных, три коротких.)

9такт. «Лошадка»                             1 –  «цоканье» языком на улыбке, 2 –              

                                                           вытянув  губы трубочкой.

11такт. З – с, З – с                                на «с» приставить  указательный палец к        

                                                           губам.

13такт. «Машина»                            на звук «ж» вращаем «руль».

15такт. Пиу –                                     правая рука поднимается резко вверх.

             Бум –                                     рука резко опускается вниз.

             Пиу – бум,                            то же левой рукой.

17такт. У…(4 пальца к шекам, страшно),   А…(руки развести в стороны).

             О…(схватиться за голову),             Э…(радостно раскрыть руки).

19так.  Ха-ха, (длинные звуки). Ха-ха-ха (на сильном выдохе).

21такт. Хи-хи (длинные звуки),  хи-хи-хи-хи-хи (весело).

23-24 такты.   Я люблю петь!    – говорят одновременно с музыкальным

                                                      руководителем.

Музыкальный руководитель: Итак, право открыть следующий экран предоставляется команде «Красного рояля», (дети называют экран с нотками красного или синего цвета). Поздравляю! Вы открыли экран с весёлой песней «Кот в сапогах», исполните её, пожалуйста.

Песня «Кот в сапогах» сл. С. Плакутиной,  муз. Е. Беловой.

Музыкальный руководитель: А команда «Чёрного рояля» исполнит песню

Песня «Принимаю я парад»  сл.Е. Шкловского, муз. О. Девочкиной.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, все экраны открыты, выполнены все задания и пока жюри подсчитывают баллы, я предлагаю обеим командам отгадать загадку. Будьте внимательны.

Лучше её не бывает на свете,

Знают с рожденья об этом все дети.

Порой мы бываем, капризны, упрямы,

Но всё нам прощает любимая…(мама).

Музыкальный руководитель: Предлагаю заключительную песню спеть всем вместе.

Читайте также:  Развитие обучение ребенка трех лет

Песня «Колыбельная для мамочки» сл. и муз. Е. Шестаковой.

Предоставляется слово жюри, подводится итог игры, объявляется результат, команды принимают поздравления.

Игра «Комплимент»

Ход игры: Дети становятся в круг, в центре – водящий с большим колпаком на голове, закрывающим глаза, дети идут по кругу и поют на русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде»:

Раз, два, три, четыре, пять.

Постарайся угадать,

Кто сейчас тебя поздравит,

Комплимент тебе подарит.

Один из детей называет водящего по имени, тот определяет по голосу, кто его позвал. Водящего меняют, игра повторяется.

Музыкальный руководитель: Я тоже хочу подарить всем вам комплимент: вы самые весёлые, умные и талантливые дети. А сейчас покажите мне правую руку…, левую руку… и дружно поаплодируйте друг другу. А в качестве награды мы дарим вам эти замечательные музыкальные инструменты – два рояля. Игра окончена. До свидания!

Дети под музыку уходят в группу.

Источник

Елена Затовка
Роль музыкального воспитания в развитии личности дошкольника

Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.

В. А. Сухомлинский.

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.

Музыка возникла в глубокой древности. Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.

Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представление о различных способах выражения чувств и мыслей, существовавших в каждой эпохе. Поэтому мы можем говорить о ее познавательном значении.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной

культуры – т. е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основной задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Развитие музыкальных и творческих способностей, (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

2. Формирование начал музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Еще Аристотель высказывал мысль, что музыка способна оказывать воздействие на нравственную сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно, что она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

Платону принадлежит идея единства прекрасного, доброго, разумного и любви в эстетических отношениях.

Идеи античных философов получили развитие во все последующие времена. Подтвердилось высокое воспитательное значение искусства, его роль в формировании ценностных ориентаций человека.

Известный отечественный психолог Л. В. Выготский писал о том, что во время восприятия искусства у человека возникают «умные эмоции», подчеркивал единство чувства и фантазии. Говоря о воздействии на человека музыки, он полагал, что ее действие может сказаться не сразу, а потом, в зависимости от того, «что она высвободит, а что оттеснит вглубь», подчеркивая воспитательное значение музыки, возможности организовать наше поведение в будущем.

Читайте также:  Развитие познавательной и практической активности ребенка

Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

Узнавая жизнь через музыкальные образы, человек духовно и нравственно очищается, совершенствуется. В то же время, сама музыка является ценностью, развивает представления человека о красоте в искусстве и в жизни.

По словам Д. Д. Шостаковича, «музыка может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества».

В период детства особенно важно вхождение ценностей культуры в личностный опыт ребенка. Приобщение детей к миру ценностей музыкальной культуры с первых лет жизни способствует формированию ценностного отношения к искусству, осознания жизненных и эстетических ценностей, личностному развитию.

Музыка разных эпох и стилей позволяет общаться с великими композиторами прошлого через их творения и тем самым обогащает кругозор человека.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально- образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку- одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, – пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально ритмические движения.

В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах, формированию основ музыкальной и общей культуры.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма – выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б. М. Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Заключение

Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятия – мышление. Для полноценной реализации музыкально-педагогической программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления.

Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой – классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.

Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.

Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и дома.

Список используемой литературы

1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М, 1984.

2. Дубровская Е. А., Казакова Т. Г., Юрина Н. Н. и др. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. – М., 2002.

3. Радынова О. П., Комисарова Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Дубна Феникс + 2011

4. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебник для студентов пед. институтов и колледжей- М., 2002.

Источник