Какой фактор джон локк считал главным в психическом развитии ребенка
Факторы психического развития – это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) – в социальных свойствах личности, то действие фактора активности – во взаимодействии двух предшествующих.В биогенетическом (биологизаторском) направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития – и его темп, быстрый или замедленный, и его предел – будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения. В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека. Эта теория основана на законе Геккеля: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития). Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском (социогенетическом) направлении. Джона Локка считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как восковая доска (или чистый лист бумаги). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не восковая доска (или чистый лист бумаги). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.Вывод: в качестве основного фактора рассматривалась среда , активность ребенка не учитывалась.
Очевидно, что оба подхода – и биологизаторский, и социоло-гизаторский – страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития.
В конце 30-х гг. Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс, Дж. Уайтинг и другие молодые ученые Йельского университета сделали попытку перевести важнейшие понятия психоаналитической теории личности на язык теории научения К. Халла. Они наметили основные линии исследования: социальное научение в процессе воспитания ребенка, кросскультурный анализ (исследование воспитания и развития ребенка в разных культурах), развитие личности.
На этой основе разрабатываются концепции социального научения, центральной проблемой которых стала проблема социализации. Социализация – это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального “гуманоидного” состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Все новорожденные похожи друг на друга, а через два-три года это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия – результат научения, они не являются врожденными.
Ж. Пиаже показал, что мышление детей существенно отличается от мышления взрослых и что дети являются активными субъектами собственного умственного развития. Согласно его теории, способность к логическому мышлению закладывается в младенчестве и совершенствуется от года к году, подчиняясь определенным закономерностям. Согласно концепции Пиаже, навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным образом — по мере того как происходит общее развитие детского организма и расширяются горизонты изучаемого ребенком мира. Значительная часть активности детей приходится на игры, которые ученый рассматривал как непременный компонент их важной работы по исследованию окружающих объектов — людей, явлений, предметов. Он считал, что такая форма необходима для нормального умственного развития ребенка и успешного процесса его взросления. По Ж.Пиаже, человек в своем умственном развитии проходит 4 больших периода:
1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) — от рождения до 2 лет;
2) дооператорный — от 2 до 7 лет;
3) период конкретного мышления – от 7 до 11 лет;
4) период формальнологического, абстрактного мышления — от 11 — 12 до 18 лет и далее.
Все дети проходят эти периоды, но с некоторыми различиями.
Л. Колберг вводит понятие нравственного развития. Он выделяет 3 уровня нравственного развития:
Преднравственный уровень (с 4 до 10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей не учитывается. Этому уровню соотвествуют стадия дооперационального мышления и стадия конкретных операций. На первой стадии этого уровня суждения выносятся на основе того, будут ли такой поступок наказан или удостоится похвалы..На второй стадии суждение о поступке выносится в связи с той пользой, которую можно будет извлечь.
Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет). Поступки оцениваются в соответствии с нормами принятыми в обществе. Этому уровню соответствует стадия конкретных операций. На третьей стадии главным критерием суждения является одобрение или неодобрение других людей. На четвертой стадии ребенок ориентируется на общепринятые нормы и законы.
Постконвенциональный уровень (с 13 лет) оценивается как истинная нравственность, что предполагает высокий уровень мыслительного развития. Этот уровень возможен на стадии формальных операций. На пятой стадии суждение о поступке основано на уважении прав человека и признании демократических норм. На шестом уровне основным судьей является совесть, независимо от мнения других людей и общепринятых норм.
Колберг отмечает, что многие люди так и не переходят на четвертую стадию нравственного развития, а шестой стадии достигают только 10 % людей старше 16 летнего возраста. Периодизация нравственного развития Л.Колберга касается в основном одного из аспектов психического развития человека, хотя и связанного с когнитивными возможностями детей разного возраста.
К интересным выводам пришел в своих работах Д.И. Фельдштейн. По его мнению, активизация одной стороны деятельности не вытесняет, не заменяет другую ее сторону, обеспечивая лишь новые возможности для развития личности. В этом процессе четко прослеживаются закономерности обратного действия. Она имеет место на всех этапах онтогенеза. Например, у младшего школьника в процессе учебной деятельности активизируется предметно-практическая, познавательная сфера. В процессе познавательной активности ребенка появляются такие новообразования, как произвольность, рефлексия, а они вызывают потребность осознать собственное поведение и овладеть нормами взаимоотношений, что характерно для подростка. У него активно формируется самосознание, развивается социальная активность. Поскольку активность развивается в общественно полезной деятельности, где подросток реализует себя для других, то он начинает стремиться к практической деятельности, которой занимается старший школьник.
Д.И. Фельдштейн вводит представление о чередующемся развитии двух личностных позиций ребенка: Я в обществе и Я и общество. Первая позиция характеризуется преобладанием процесса социализации. Новые отношения с людьми делают неопределенными контуры личности ребенка, он податливо отзывается на влияние общества. Вторая позиция выступает как процесс индивидуализации. Ее содержанием является осознание себя в качестве субъекта общественных отношений. Позиция субъекта, согласно Фельдштейну, возникает уже у трехлетнего ребенка, в шесть лет она сменяется его установкой на новые социализирующие воздействия. Однако у подростка в период от 10 до 15 лет, на основе развития сознания и самосознания, вновь преобладает позиция Я и общество.
В целом в исследованиях подчеркивается, что на протяжении всего развития личности в онтогенезе имеют место различные уровни социальной зрелости личности, но главные узлы этого развития отражаются в трех этапах:
1. До трех лет, когда малыш осознает наличие других людей.
2. С трех лет, когда ребенок осознает свое Я. Самоутверждается Я сам, осваивает нормы человеческих отношений, пытаясь уже ориентироваться на оценку взрослых, что в первую очередь определяется потребностью в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.
3. С десяти лет, когда подросток стремится утвердить свое Я в системе общественных отношений. Этот этап уже предполагает и осознание общения, и самоуправление в процессе общения, т.е. развитую личность.
Именно уровни социального развития наиболее благоприятны для формирования личности, ее стержневых качеств, а значит, для системы воспитательных воздействий, которые должны обеспечить школа и общество в целом.
Источник
В психологии объясняющих психическое развитие ребенка наметилось два больших направления — биологизаторское и социологизаторское.
В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения. Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч.Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие подчиняется определенному закону.
В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Э.Геккель в XIX веке сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития). Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить онтогенетическое развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.
Американский психолог С.Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Состояния, занятия маленького ребенка становятся отголосками давно ушедших веков. Ребенок раскапывает ход в куче песка — его притягивает пещера так же, как его далекого предка. Он просыпается в страхе ночью — значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Он рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям, сохранившимся в пещерах и гротах. Холл предполагал, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества. Биологизаторский подход страдает односторонностью, абсолютизируя значение одного из двух факторов развития.
Современные представления о роли биогенетических факторов в развитии психики ребенка. Биологический фактор включает в себе, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента — темперамент и задатки способностей. Способности развиваются в деятельности. Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи считают активность третьим фактором психического развития, помимо среды и биологической наследственности.
Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения. Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.
Другой подход – социологизаторский. Его истоки — в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.
В 1941 г Н. Миллер и Дж. Доллард, ученые Йельского университета, ввели в научный обиход термин “социальное научение”. Центральной проблемой концепции социального научения стала проблема социализации.
Социализация — это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального “гуманоидного” состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Как же происходит социализация? Все новорожденные похожи друг на друга, а через два-три года — это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия — результат научения, они не врожденны.
Социальная жизнь ребенка рассматривается концепцией социального научения так же, как и поведение детенышей животных — с позиций приспособления к среде. В основе теории социального научения лежат схема “стимул – реакция”.
В современной американской психологии роли общества в развитии ребенка придается громадное значение.
Источник: Марцинковская Т. Д. История детской психологии
Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы
Источник
ТЕСТ
1. Выберите правильный вариант ответа:
Возрастная психология изучает
а) факты и закономерности развития психики человека;
б) общие законы развития и формирования психики;
в) проявления психики людей;
г) детей дошкольного и школьного возраста.
2. Выберите и вставьте правильный ответ:
… – это метод, который предполагает изучение психических особенностей человекав специально созданных условиях для выяснения зависимости протеканияпсихического процесса или проявления свойств личности от внешних и внутреннихусловий.
а) наблюдение;
б) опрос;
в) тестирование;
г) эксперимент.
3. Вставьте правильный ответ:
Согласно …концепции все в поведении индивида, включая ценности, установки иэмоциональные реакции, определяется воздействием внешней среды в прошлом либо внастоящем.
4. Установите соответствие между авторами и теориями:
а) Эпигенетическая теория развития личности.
б) Учение об интеллектуальном развитии ребенка.
в) Теория развития высших психических функций.
– – –
1) Э. Эриксон.
2) Ж. Пиаже.
3) Л.С. Выготский.
5. Установите последовательность нравственного развития дошкольников:
а) правильный поступок ребенка определяется усвоенными им нормами поведения;
б) ребенок сам начинает оценивать собственное поведение в соответствии со знаемыминормами;
в) ребенок поступает согласно указаниям взрослых;
6. Джон Локк считал, что ребенок появляется на свет с душой, чистой, какбелая восковая доска и на ней можно написать все, что угодно.
Какой фактор он считал главным в психическом развитии ребенка?
7. Выберите правильный ответ:
Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты ииспользованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороныокружающих людей, называются
а) зоной актуального развития;
б) зоной ближайшего развития;
в) зоной перспективного развития.
8. Выберите и вставьте правильный ответ:
Цикличность, неравномерность, «метаморфозы», «сочетание процессов эволюции иинволюции» – это … психического развития, установленные Л.С.Выготским.
а) закономерности;
б) функции;
в) характеристики.
9. Вставьте пропущенное слово:
… – это первая социальная потребность человека.
10. Установите соответствие:
а) Ведущая деятельность дошкольника, имеющая моделирующий характер, в которойдети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме воспроизводят их.
б) Вид продуктивной деятельности ребенка, предполагающий построение предметов,а также умение обследовать объект, разделить его на части, заменить одну детальдругой и представить будущий предмет в целом.
в) Деятельность, направленная на создание общественно полезных продуктов.
г) Сложная умственная деятельность, преследующая цель усвоения знаний,формирование умений и навыков, мыслительных способностей.
– – –
1) Конструирование.
2) Сюжетно-ролевая игра.
3) Труд.
4) Учебная деятельность.
10. В своей периодизации З.Фрейд прослеживает линию психосексуальногоразвития.
Установите правильную последовательность стадий этой периодизации:
а) латентная стадия (затухание интереса к сексуальной стороне жизни);
б)фаллическая стадия (дети начинают испытывать сексуальную привязанность квзрослому);
в) оральная стадия (формируется неудовлетворенность всем предлагаемым);
г) анальная стадия (определяющим становится принцип реальности).
11. Кто автор этой теории?
Ребенок – целостная личность, активно познающая окружающий мир – мир предметови человеческих отношений. Он включается при этом в две системы отношений:«ребенок –вещь» и «ребенок – взрослый». Деятельность ребенка внутри этих системпредставляет единый процесс, в котором формируется его личность.
13. Выберите правильный ответ:
Приспособиться к новым условиям жизни новорожденному помогают
а) условные рефлексы;
б) безусловные рефлексы;
в) слуховые анализаторы.
14. Вставьте правильный ответ:
… – простейшая первичная форма самосознания.
а) узнавание себя;
б) самооценка;
в) автономная речь.
15. Вставьте правильный ответ:
… – это ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
16 . Установите соответствие между видами мышления и их содержанием:
а) Ребенок решает задачи, опираясь на понятия.
б) В решении задач ребенок оперирует образами предметов и явлений.
в) Мышление ребенка осуществляется в процессе непосредственных действий с предметами.
– – –
1) Наглядно-действенное.
2) Наглядно-образное.
3) Словесно-логическое.
17. Установите последовательность формирования высших психических функций поЛ.С. Выготскому:
а) формируются в совместной деятельности;
б) переходят во внутренний план;
в) становятся внутренними психическими процессами ребенка.
18. Какая сторона психологической готовности еще не сформирована у мальчика?
Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений инавыков для обучения в школе. Но в беседе с ним она узнала, что у него нетжелания идти в школу.
19. Выберите правильный ответ:
Кризис 7 лет – это:
а) период рождения социального «Я», переоценка ценностей, возникновениевнутренней жизни ребенка, утрачивание детской непосредственности;
б) легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх;
в) тревожность, демонстративность, вербализм.
г) все ответы верны;
д) правильного ответа нет.
20. Выберите и вставьте правильный ответ:
Компонентами учебной деятельности младшего школьника являются учебные задачи,…, контроль, оценка.
а) учебные действия;
б) манера поведения учителя;
в) действия осознанности.
21. Вставьте правильный ответ:
В младшем школьном возрасте происходит переход от … вида мышления кабстрактно-логическому.
22. Установите соответствие:
Новообразования:
а) Возникновение цельного детского мировоззрения, первичных этическихинстанций, соподчинения мотивов, личного сознания.
б) Развитие произвольности психических процессов и поведения, компетентность.
в) Сравнение своего действия с действиями взрослого, развитие восприятия,интеллекта, речи. Возраст:
– – –
1) младший школьный;
2) ранний возраст;
3) дошкольный.
23. Назовите доминирующие интересы подростков (по Л.С. Выготскому) в порядкевозрастания:
а) интерес подростка к собственной личности – эгоцентрическая доминанта;
б) установка подростка на более дальние дела, чем на ближайшие (перспектива) -доминанта дали;
в) стремление подростка к неизвестному (рискованному) – доминанта романтика.
24. Укажите возрастной период, которому соответствуют Антон и его друзья.
Учившийся на одни 5-ки Антон вдруг начал терять интерес к учебе. У негопоявились какие-то дела, новые друзья. Они постоянно встречались, слушалимузыку, о чем-то говорили.
25. Выберите правильный ответ:
Важным (основным) стимулом в подростковом возрасте к учению является:
а) притязание на признание среди подростков:
б) похвала родителей;
в) желание получить хорошую оценку.
26. Выберите и вставьте правильный ответ:
Сленг в подростковом возрасте придает эффект усиления чувства … тем, чтосокращает дистанцию между общающимися через идентификацию всех членов группы:
а) дружбы;
б) сплоченности;
в) доверия.
27. Вставьте правильный ответ:
Старшеклассники – «люди, обращенные в …, и все настоящее выступает для них всвете этой основной направленности их личности» ( Л.И. Божович).
28. Установите соответствие:
Преобладающий мотив учения:
а) Практический мотив (связь с профессией).
б) Чтобы быть не хуже других.
в) Мотив получения хорошей оценки. Возраст:
– – –
1) Младший школьник.
2) Подросток.
3) Старший школьник.
29. Расположите в порядке их появления личностные новообразования (младшийшкольный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст):
а) самоопределение;
б) чувство взрослости;
в) произвольность.
30. Основными ценностями какого возраста становятся выбор спутника жизни ипрофессиональная деятельность?
31. Выберите правильный ответ:
Основное новообразование старости:
а) мудрость;
б) эгоистическая стагнация;
в) генеративность.
Источник