Какое значение имеет возраст в развитии ребенка

Какое значение имеет возраст в развитии ребенка thumbnail

На чтение 6 мин. Обновлено 27.12.2017

Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.

Этапы развития ребенка по возрасту

Причины выделения этапов развития ребенка

В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.

Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.

Кризис новорожденных

Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.

Новорожденный малыш – это отдельная личность

Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.

Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:

  • увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
  • общение с помощью крика или плача;
  • увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
  • появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.

В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.

Развитие до года первый этап

С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.

Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.

Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет

Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться

Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).

Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).

Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.

Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.

Готовимся к школе (3 – 5 лет)

Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.

Подготовка к школе – главная задача в период 3-5 лет

Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.

В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.

Развитие младших школьников (6 – 11 лет)

К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.

Младший школьный возраст – первый этап взросления

Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.

Развитие детей от 12 до 15 лет

Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.

Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.

Средний школьный возраст – осознание своего будущего

Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.

Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.

Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.

Формирование личности детей старшего школьного возраста

Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.

Подростковый возраст – самый сложный

Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.

Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.

Оставить комментарий

Источник

Фото: https://pixabay.com/ru

В своем развитии человек проходит несколько возрастных периодов, каждый из которых важен, и отражается на дальнейшей жизни человека. Рассмотрим более подробно особенности развития личности от рождения до юности.

От рождения до года, норма: доверие к людям.

Самое главное, что должен получить ребенок в данном периоде — материнскую любовь, заботу. Только имея любовь, ребенок принимает решение — доверять миру. Если малыш не получил любовь — он миру доверять не сможет.

Этот временной отрезок самый важный в формировании личности человека (при условии, конечно, нормальной беременности). Поэтому врачи неустанно твердят о необходимости матери находиться рядом с малышом, заботиться о нем.

Правильное развитие дает малышу: доверие к людям, нормальную привязанность ребенка к родителям, удовлетворение потребностей малыша, в том числе в общении.

Неправильное, аномальное развитие личности формирует: недоверие к людям, эмоциональную изоляцию.

Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.

От одного года до трех лет, следующий важный период.

В этот период у ребенка формируется самостоятельность, уверенность в себе. Родители должны помочь малышу почувствовать себя самостоятельным. Научить самостоятельно выполнять простые поручения.

Правильное развитие ребенка формирует — самостоятельную личность.

Неправильное, аномальное развитие, излишнее сюсюканье, или, наоборот, чрезмерная строгость, лишает ребенка этого дара. Личность ребенка формируется с отклонениями, в сторону сомнения в себе. Появляется гипертрофированное чувство стыда, чувство своей неполноценности, ущербности. Заметить неправильное развитие личности ребенка можно по следующим признакам: странное хождение — на цыпочках, пальчиках, семенящими шагами. Походка, как бы говорит о неуверенности малыша (не путать со здоровой временной неуклюжестью). Слабо развитая речь, нечеткий, слабый и вялый голос. Мало энергии у ребенка, он как бы извиняется и за эту энергию, за свои дела. «Извините, что я вот тут сейчас пройду», говорят походка, позы, жесты малыша.

Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.

От 3-х до 5 лет — следующий значимый промежуток.

В это время формируется любознательность, активность, творческий потенциал, и, что особенно важно, полоролевое поведение.

При правильном развитии малыш ведет себя активно, живо интересуется всем, что его окружает: игрушками, людьми, окружающем миром. Задает множество вопросов. Понимает к какому полу он относится, ведет себя в соответствии со своей половой принадлежностью, подражает взрослому, своего пола. Живое воображение, здоровая любознательность, полоролевое поведение— показатель правильного развития детской личности.

Аномальная линия развития приводит к пассивности и безразличности к людям, вялости, отсутствию инициативы, инфантильности. К зависимости от родителей, от других детей, от взрослых. Развивается зависть. Признаки полоролевого поведения отсутствуют.

Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.

Чем взрослее становится ребенок, тем труднее корректировать неправильно формирующуюся личность. Поэтому, еще раз хочется отметить, дорогие родители, не затягивайте с коррекционными мероприятиями, если вы заметили, что с ребенком, что-то не так, что развитие не соответствует возрасту и полу, не затягивайте, ведите малыша к специалисту.

Чем раньше будут исправлены ошибки, тем лучше и для ребенка, и для родителей.

От 5 до 11 лет — период формирования любви к труду, развитие познавательных и коммуникативных навыков.

Правильное развитие дает ребенку интерес и любовь к труду. Он сам будет проявлять заинтересованность, предлагать свою помощь маме и папе. Попросится постирать вместе с мамой, почистить картошку, прибить гвоздь вместе с папой. В данный период формируется у ребенка чувство долга, стремление к успеху, освоение простых работ, действий.

Аномальное развитие — закрепляет в ребенке чувство собственной неполноценности. Нет развития трудовых навыков, либо они слишком слаборазвиты. Ребенок начинает избегать сложных заданий, тяготится соревнованиями. Развивается: зависимость, слабоволие, слабохарактерность, пассивное поведение, чрезмерная конформность. Конформность— повторение, подобие другого, чрезмерное послушание, отсутствие своих взглядов.

Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.

Период от 11 до 20 лет — период полового созревания, здесь и подростковый период и ранняя юность.

При правильном развитии личности — окончательно формируется половое поведение. Личность ведет себя в соответствии со свои полом: выбирает методы общения, игры, одежду, прическу, занятия, профессию.

Для данного возраста характерно: активный поиск себя, выбор профессии, становление мировоззрения, умение подчиняться, умение при необходимости быть лидером.

При аномальном векторе развития личности — путаница ролей. Низкая активность, фиксация на себе, большое желание разобраться в себе, в ущерб общению со сверстниками. Потеря трудовой активности, поведение, несвойственное полу, смешение добра и зла, путаница в моральных и мировоззренческих установках.

Если личности не оказать помощь в данный промежуток времени, во взрослую жизнь выйдет человек, неготовый к ней. Дальнейшая взрослая, самостоятельная жизнь: выбор, поступки, которые будет совершать индивид, развитие которого происходило с аномалиями, — будут неверными, сопряжены со множеством ошибок. Возможно, что за человека выбор и все решения будет принимать кто-то другой, что разумеется, критично для жизни.

Автор: Лубянская Светлана, клинический психолог

Используемый материал: эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона

Источник

Многие люди склоняются к тому, что молодые родители благодаря своему возрасту лучше справляются с воспитанием детей, в то время как у старших мам и пап есть больше ресурсов и опыта, чтобы заботиться о малышах.

Может ли ваш возраст повлиять на развитие и воспитание ваших детей, и действительно ли существует идеальное время, чтобы стать родителями? Исследования показывают, что есть потенциальные преимущества и недостатки, связанные с рождением детей в разные возрастные периоды.

Возраст родителей растет

Во всем промышленно развитом мире произошло уменьшение размера семьи и задержка детородного возраста. Там, где средний материнский возраст первого рождения в 1970 году составлял 21,4 года, сейчас вырос до 25 лет.

Хотя это может показаться небольшой периодом, увеличение родительского возраста может иметь последствия для здоровья и благополучия обоих родителей и их потомков. По этой причине потенциальные последствия отсроченного деторождения подвергаются тщательному анализу со стороны как врачей, так и социальных исследователей. Некоторые исследования показали, что эта задержка рождения детей может повлиять на развитие и здоровье.

Позднее отцовство

Основное внимание часто уделяется связи между пожилым материнским возрастом и врожденными дефектами. Некоторые из исследований предполагают снижение нейрокогнитивных качеств у детей, связанных со старшим отцовским возрастом.

Исследователи повторно проанализировали данные о почти 56 000 детей, которые прошли различные тесты на когнитивные способности в возрасте 8 месяцев, 4 года и 7 лет. Эти тесты были направлены на определение мыслительных способностей, включая рассуждение, память, обучение, концентрацию, понимание, речь и чтение. Также были проведены некоторые тесты моторных навыков.

Какое значение имеет возраст в развитии ребенка

Исследователи обнаружили, что дети, у которых были отцы старше среднего возраста (37-40 лет), имели более низкие оценки по всем тестам, за исключением моторных. И чем старше был отец, тем сильнее была корреляция.

Хотя долгое время считалось, что мужчины могут зачать детей в пожилом возрасте без каких-либо реальных последствий, более поздние исследования показывают, что это не так. Есть доказательства того, что определенный процент увеличения аутизма связан с возрастом отца.

Влияния материнского возраста на здоровье детей

Дети, рожденные матерями старшего возраста, имели более высокие баллы по тестам на когнитивные способности, по сравнению теми, которые родились у пожилых отцов. Оказалось, что возраст матери влияет на способности ребенка меньше, нежели отцовский.

Наиболее очевидная биологическая проблема заключается в том, что увеличение материнского возраста связано с врожденными дефектами, повышенным риском преждевременных родов и низкой массой тела.

Какое значение имеет возраст в развитии ребенка

Однако исследования также показывают, что могут быть и другие проблемы со здоровьем детей, связанные с молодым материнством. Установлено, что именно молодые матери в возрасте до 25 лет чаще рожают детей с худшими показателями по шкале Апгар, чем роженицы 25-35 лет.

Психологическое влияние возраста родителей на детей

Существуют четкие биологические проблемы, связанные с возрастом родителей и его влиянием на здоровье детей. Но как насчет психических аспектов?

Какое значение имеет возраст в развитии ребенка

Например, одно наблюдение показало, что более поздние родительские отношения, достигнутые с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, не были связаны с негативным воздействием на благополучие детей. Несмотря на различия между младшими и старшими матерями по различным факторам, исследователи обнаружили, что не было явных психосоциальных преимуществ для какой-либо возрастной группы с точки зрения воздействия на благополучие детей.

Исследование также показало, что пожилые матери имеют более высокий образовательный статус, стабильный доход и менее склонны к рискованному поведению во время беременности.

Возможные последствия в будущем

Исследования все чаще показывают, что возраст, в котором люди впервые становятся родителями, может иметь долгосрочные последствия для здоровья. Например, женщины, которые становятся матерями в возрасте до 20 лет, имеют более высокий уровень смертности в родах, чем старшие роженицы.

Другие исследования показали, что наличие первого ребенка в возрасте около 22 или 23 лет оказывает вредное влияние на здоровье в дальнейшей жизни. Это раннее родительство также было связано с более высоким уровнем депрессии.

Выводы экспертов о влиянии психического здоровья родителей

Некоторые показывают связь между повышением материнского возраста и пагубными последствиями для здоровья ребенка в дальнейшей жизни.

Какое значение имеет возраст в развитии ребенка

Супруги, которые становятся родителями в более позднем возрасте, как правило, успевают получить качественное образование, установить долгосрочные отношения и достичь большей финансовой безопасности. К этому сложному сочетанию добавляется тот факт, что позднее материнство связано с повышенными медицинскими осложнениями, такими как преэклампсия, гипертония и гестационный диабет, некоторые из которых могут иметь длительные последствия для здоровья.

Какое влияние может оказать возраст родителей на стиль воспитания детей?

Одно небольшое исследование показало, что многие родители, у которых появился первый ребенок после 40 лет, считают, что это поздновато. Они и сами хотели бы, чтобы пополнение в их семьях произошло лет 5-10 назад. В то же время большинство из них утверждают, что немалый возраст родителей имеет больше преимуществ, чем недостатков. Однако 80 % матерей и 70 % отцов сказали, что оптимальный возраст для рождения детей – это 30 лет.

Какое значение имеет возраст в развитии ребенка

Так почему же многие из опрошенных родителей постарше считают, что зрелость делает их лучшими родителями?

Большинство из опрошенных людей предположили, что самым большим преимуществом является эмоциональная подготовка к тому, чтобы стать родителем. Некоторые полагают, что с возрастом приходит уверенность, жизнеспособность, умение самореализоваться и способность поддержать во многих случаях своего ребенка.

Какое значение имеет возраст в развитии ребенка

Некоторые другие преимущества, на которые ссылались родители, принимавшие участие в исследовании, включали больший карьерный успех, финансовую безопасность, крепкие социальные отношения.

Больше энергии

Наиболее часто упоминаемой причиной было то, что молодые родители чувствовали, что у них есть больше физической энергии. Старшие родители могут чувствовать, что у них нет энергии, чтобы не отставать от своих детей, которые всегда в движении.

Какое значение имеет возраст в развитии ребенка

Некоторые родители также ссылались на трудности с зачатием, заботы о том, чтобы прожить достаточно долго, чтобы воспитывать своих детей.

Возраст родителей и поведение ребенка

Были рассмотрены модели развития, связанные с социальными навыками, включая поведение, проблемы со сверстниками.

Дети, родившиеся от отцов в возрасте до 25 лет и старше 51, имели тенденцию проявлять более просоциальное поведение на ранних этапах развития. Достигнув подросткового возраста, они отстали в развитии от своих сверстников, зачатых отцами среднего возраста. Анализ данных также показал, что большинство этих различий связаны с генетическими факторами, а не с окружающей средой.

Какое значение имеет возраст в развитии ребенка

Эксперты подтверждают, что отцовский возраст при зачатии может повлиять на потомство. Дети, рожденные от очень юных или пожилых отцов, могут находить социальные ситуации более сложными, даже если они не соответствуют диагностическим критериям для аутизма.

Предполагается, что за этими двумя крайностями отцовского возраста могут быть разные механизмы, хотя полученные поведенческие характеристики у их потомков были схожими.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник