Какое значение имеет предметно развивающая среда для развития ребенка

Елена Цыганкова
Значение развивающей предметно-пространственной среды для воспитания детей дошкольного возраста

Значение развивающей предметно-пространственной среды для воспитания детей дошкольного возраста.

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»

Е. И. Тихеева

Развитие ребёнка дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть, в активной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает и формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.

Предметно-развивающая среда в ДОУ создает условия для творческой деятельности детей. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительного процесса. Поэтому важно, чтобы все пространство, и образовательное, и предметно-развивающее было эстетичным. Современная развивающая предметно-пространственная среда-это среда, которая должна обладать свойствами открытой системы и выполнять образовательную, воспитательную, мотивирующую функции.

Развитие ребенка – дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. На протяжении дошкольного возврата происходит существенное изменение в самых разных направлениях,совершенствуются различные виды деятельности ребенка: игра, рисование, конструирование. Стремительно развиваются внимание, память, мышление, воображение, восприятие и речь. Л. С. Выготский считал развитие произвольности одной из важнейших характеристик дошкольного возраста и связывал это с появлением высших психических функций сознания.

Согласно положениям ФГОС дошкольного образования и основным целям воспитания для всестороннего развития дошкольников необходимо:

обеспечивать эмоциональную устойчивость воспитанников, моделируя условия для развития внимательного отношения к людям;

организовывать разнообразную деятельность с целью развития заложенных природой задатков и способностей;

способствовать проявлению детской самостоятельности.

Реализовать эти требования способна предметно-пространственная развивающая среда (ППРС, способствующая формированию и совершенствованию духовных, нравственных, интеллектуальных, физических и личностных качеств ребенка. Создавая подобное развивающее пространство, следует обратиться к историко-педагогическому наследию — к трудам французского просветителя XVIII века Жан Жака Руссо. Его теория естественного и свободного воспитания опирается на среду, как на условие оптимального саморазвития личности.Она базируется на трех источниках: природе, окружающих людях и вещах. Природой закладываются способности человека, и стимулируется развитие органов чувств. Окружающие люди раскрывают возможности этих задатков и органов. А вещи, через воздействие на ребенка, способствуют накоплению его собственного опыта. К вопросу воспитывающего потенциала среды возвращаются многие исследователи. Доктор философских наук, Людмила Пантелеевна Буева, считала, что окружающая среда участвует в формировании базовых ценностей, через принятие социального опыта и совершенствование жизненно важных качеств. Российский философ Владимир Соломонович Библер определил воспитательную среду, как способ жизнедеятельности и развития, наполненный нравственно-эстетическим смыслом. Профессор Юрий Григорьевич Волков и его коллега Виталий Семенович Поликарпов развивающую среду представляют, как социокультурную систему, которая преобразуется в культурные ценности, и стимулирует интересы группы и ее взаимоотношения.

Предметно-пространственная развивающая среда через специально организованную работу воспитателей и активное взаимодействие с социумом помогает детям максимально раскрыть свои природные задатки.ППРС должна быть:

наукоёмкой и насыщенной природными и социокультурными средствами;

открытой, вариативной и полифункциональной, чтобы ее можно было изменять и дополнять;

здоровьесберегающей — сохраняющей, поддерживающей и обогащающей здоровье воспитанников;

эмоциогенной (эстетически-привлекательной) — дающей возможность испытать положительные эмоции и неповторимые ощущения.

Можно сделать выводы, что окружающая среда, играющая особую роль в развитии ребенка, должна быть организована соответственно задачам воспитания. При создании предметно-развивающей, пространственной средыследует учитывать особенности каждой группы: возраст, состав – количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности – подвижность, темперамент, склонности, интересы, особенности воспитания в семье; только в этом случае окружающая среда будет развивающей, т. е. создавать у ребенка чувство комфорта, радости, покоя, достаточности. У ребенка появится чувство уверенности, к нему придет возрастная умелость, а вместе с ней некоторая самостоятельность и инициативность.

Источник

Ольга Самоукова
Понятие и значение предметно-развивающей среды для развития дошкольника

Одним из важнейших условий развития детей является предметно-развивающая среда, построению которой надо уделить особое внимание.

Предметная развивающая среда – это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».[1] Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно – развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.

При создании предметно-развивающей средынеобходимо учитывать следующие нормативные документы:

• Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)

• Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»

• Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)

• Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

• Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ:

-принцип дистанции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения», логопедический, кабинет психолога; Одно из условий, которое дает педагогу приблизиться к позиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя – это разновозрастная мебель.

-принцип активности, самостоятельности, творчества, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения.Например: «Стена творчества» – полоска обоев, на которых дети могут по желанию рисовать что угодно. Пустые рамки для рисунков детей.Звуковой дизайн: шум моря, звуки леса, голоса птиц.

-принцип стабильности – динамичности, ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей»;

-принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу; Н. А. Короткова предлагаетгрупповое помещение разделить на 3 зоны:

1) зона для спокойной по преимуществу деятельности.

2) зона для активной двигательной деятельности.

3) рабочая зона. (мастерская, лаборатория).

-принцип эмоциогенности среды – предметная деятельность должна находить у детей обязательный положительный эмоциональный отклик, нравится им, давать стимул к продолжению этих занятий;

-индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – если и тем и другим комфортно в предметной деятельности, то она естественно сбудет способствовать развитию детей;

-принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды эстетическая организация среды – следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды: использование больших ярких игрушек из искусственной кожи, ткани, пластика, необычных элементов образного декора;

принцип открытости – закрытости – представленв нескольких аспектах:

а) Открытость природе. Единство человека и природы. Ежедневная трудовая деятельность, наблюдения, экспериментирование в экологических зонах, оформленных в соответствии с возрастом детей, постепенно приводят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране.

б) Открытость своего «Я». Педагоги с уважением относятся к интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка,особенно к результатам продуктивной деятельности: ежедневно на «стене творчества» появляются рисунки, поделки, результаты детского словесного творчества (стихи, рассказы, сказки). Коллективные детские работы широко используются при оформлении групп.

в) Открытость обществу. Особым правом участия в жизни детского сада пользуются родители. Создание предметно-развивающей среды невозможно без участия родителей. Объем и содержание практической и материальной помощи, прежде всего, обсуждается на групповых родительских собраниях с рассматриванием эскизов, рекламных проспектов. Реализация проекта предметно-развивающей среды планируется при активном участии родителей.

-принцип учета половых и возрастных различий детей – реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами, т. е. содержание должно отражать в равной степени интересы, как девочек, так и мальчиков, в настоящее время наблюдается дисбаланс в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий, поэтому, зачатки работы с детьми с учетом их поло ролевой специфики нужно начинать уже с 2-3 лет.

Среда групповых помещений должна быть оснащена как общими материалами для формировании гендерной принадлежности, так и специфическими материалами для девочек и мальчиков. С 2 до 7 лет решение данной задачи предполагает разный подход к работе с детьми.

Основные требования к развивающей предметно-пространственной среде представлены в ФГОС дошкольного образования [2]. В нем сказано, что современная «…. развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы… для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития»

Источник

Сущность и значение

предметно-развивающей среды

для развития дошкольника

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, что связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, где на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. И  решение этих задач невозможно без создания предметно-развивающей среды, которая должна обеспечивать ребенку разностороннее развитие и воспитание: физическое, умственное, эстетическое, нравственное.

Что же такое предметно-развивающая среда?

На развитие личности ребенка оказывает влияние множество факторов, и природных и социальных, как стихийных, так и специально организованных, как, например, образовательная среда – окружение в котором ребенок пребывает и посредством которого он себя реализует как личность.

И в отечественной и  в зарубежной педагогике и психологии «среда» рассматривалась как один из важнейших факторов, под воздействием которого  детерминируется процесс и результаты человеческого развития (Дж. Брунер, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, С. Френе и др.).

С точки зрения психологии, среда – это процесс и результат, условие  саморазвития личности (А. Н. Леонтьев); с точки зрения педагогики, среда – это условие жизнедеятельности ребенка, усвоения социального опыта, формирования отношения к базовым ценностям, развития жизненно необходимых личностных качеств.

Термин «развивающая среда» был введен для обозначения окружения, максимально стимулирующего развитие, затрагивающая все стороны личности – эмоции, чувства, мыслителльную деятельность и т.п., то есть   становится для ребенка средой развития. Это «определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение».

 По определению В.А.Ясвина развивающая среда –  это «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении».

Ученые-дидакты  в структуре среды выделяют  ее значимый компонент – предметную среду, и  с точки зрения ее организации и деятельности, которая в ней осуществляется классифицируют на игровую, учебную,  трудовую и др.

Предметно-развивающая среда является составной частью  развивающей среды и определяется, как  «комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности».

Доктор психологических наук С.Л. Новоселова считает, что   «развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка».

Предметно-пространственная среда выполняет  множество важнейших для развития ребенка функций:

Информационная  и познавательная   функция реализуются в том, что каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта (например, репродукции, скульптура обеспечивают художественное восприятие; предметы театрализованной деятельности открывают дорогу в мир сцены; игрушки для подгонки форм, нанизывания обеспечивают познание мира, его устройства и т.д.

Стимулирующая функция обеспечивает  мотивацию ребенка к действиям, деятельности, исследованиям, если она представляет для него интерес (например, спортивный инвентарь приобщает к оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью; кроссворды, лабиринты, головоломки, развивающие дидактические игры  и др. вводят в активную познавательную деятельность и т.п.

Развивающая функция требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Организация предметно-развивающей среды – важная задача  педагогики,  и предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Для правильной организации  развивающей среды, необходимо владеть знаниями о принципах ее построения. Концепция организации  развивающей среды была разработана еще в 1989 году Министерством образования России, а в 1993 году получила свое дальнейшее развитие, когда коллективом психологов и педагогов под руководством В.А. Петровского и С.Н. Новоселовой были сформулированы основные принципы ее построения с учетом психолого-педагогических требований.

В концепции предметно-развивающей средыС.Л.Новоселовой  автор указывает, что оснащение среды  формируется в зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.

В концепции  также определены и требования к развивающей предметной среде ДОУ:

-соответствие среды структуре когнитивной сферы ребенка;

– предметная средадолжна удовлетворять потребности в  информации, новизне, преобразовании и самоутверждении;

-учет возрастных интересов развития детской деятельности;   соответствие предметной среды возможностям ребенка.

Например,  для детей раннего возраста и детей первой младшей группы (2-3 года) должно быть большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении; во второй младшей группе  (4 года)  –  предметно-развивающая среда должна быть насыщена центрами для  сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами; для  организации предметно-развивающей среды  в группе у детей среднего дошкольного возраста необходимо учитывать  их потребность в игре со сверстниками и  потребность в уединение; что касается старшей группы, то по мере взросления (развития) детей предметно-пространственная среда создается и изменяется  детьми с точки зрения своих интересов.

Изучая вопрос организации предметно-развивающей среды необходимо выделить ее условия, как развивающей среды для детей:  

-способствовать своевременному и качественному развитию всех психических процессов;

– ее содержание должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры;

– ее объекты должны быть включены в разные виды деятельности;

– учитывать индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей;

– учитывать особенности эмоционально-личностного развития ребенка и предполагать наличие «зоны приватности»;  «зоны отдыха» и др.;

-учитывать индивидуальные интересы, склонности, предпочтения,  что обеспечивает право  ребенка на свободу выбора;

– предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно придти к выводу, что предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой, интегрированной.

Источник