Какие усилия вы готовы прикладывать для раннего развития вашего ребенка
Голосование за лучший ответ
ГОСТЬЯ 177 rus(без ЦЕНЗУРЫ!))
Просветленный
(30687)
10 лет назад
Первый год делали 3 курса массажа, ходила в бассеин с ним с 4х недель, до двух лет в монтесори ходили (но не часто) и в бассеин, с 3х лет 3-4 раза вожу в финтес центр на спортивные занятия и творческие, папа активно в этом учавствует. У нас сын в 4года отличается логическим мышлением.. других выдающихся успехов нет.. а вот в спорте все тренеры говорят ;будете и дальше заниматся и он сам захочет будет спортивная карьера)) Я это делаю только по желанию ребенка никакого насилия над линостью с удовольствием занимается!
Анютка
Просветленный
(38935)
10 лет назад
пусть равзивается сам… зачем детство отнимать у ребенка… сейчас и так рано взрослеют дети!
никПрофи (517)
10 лет назад
это смотря как развивать: есть конечно такие родители, что всем подряд мучают, но и не заниматься вообще ребёнка нельзя, даже если просто читать ребёнку – это тоже элемент РР
Настасья
Мудрец
(16208)
10 лет назад
В последнее время вообще есть тенденция “развивать” своих детей, причем многие родители совсем маленьких деток нагружают кучей занятий: бассейны, фитнессы, прочие кружки и секции. Это делается в большей степени для родителей самих, которые потом будут хвастаться: “какой у меня ребенок талантливый, он и то, и это умеет”, при этом отнимая у ребенка полноценное детство. Ребенок ДОЛЖЕН развиваться и родители должны ему ПОМОГАТЬ, а не осуществлять свои амбиции.
никПрофи (517)
10 лет назад
Согласна, самое главное: не ставить цели сделать из дитя гения, вундеркинда или юного спортсмена, гонясь за результатами, можно перезагрузить ребёнка, а демонстрируя эти результаты окружающим можно испортить характер малыша…
ГОСТЬЯ 177 rus(без ЦЕНЗУРЫ!))Просветленный (30687)
10 лет назад
А,ДЛЯ ВАС ПОЛНОЦЕННОЕ ДЕТСТВО,ЧТО ЗНАЧИТ??тУПО СИДЕТЬ МУЛЬТИКИ СМОТРЕТЬ..И НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ…какая глупость…ребенок как пластилин в раннем возрасте он хватает сам знания ..он сам стремиться развиваться…Икогда ему нравится нужно сделать все,что-б он развивался…
катя федотова
Просветленный
(30263)
10 лет назад
Я читала книжки с самого рождения рассказывала, играла, в игре выучили буквы, цвета, животных, много стихов. При чем я не заставляла я просто играла с ребенком. Как итог в 1,5 мы знали буква, в 2 целую кучу стихов и песен, в 3 читали. Сейчас нам 6 ходим на подготовку к школе, в бассейн и на футбол (но это все исключительно для здоровья)
i seek you…
Оракул
(99647)
10 лет назад
никаких. не надо опережать природу- она все равно возьмет свое. ребенок должен быть разносторонне развит, а не раннеразвит. иначе ему будет трудно общаться со сверстниками.
никПрофи (517)
10 лет назад
ему(ей) будет и трудно общаться с другими людьми, если вы не будете НИКАКИХ (как пишите) усилий не прикладывать, а тупо засадить чадо перед телевизором, что ж из него тогда вырастет; элементарно книги ребёнку читать – это уже усилие с родительской стороны, к тому же раннее развитие может быть и разносторонним (если, к примеру, читать не тоько сказки:-) ), а ранним оно называется – п.ч. есть такое понятие “ранний возраст”, а в этом возрасте такое неограниченное стремление у большинства деток познать всё новое, ни в какое сравнение со взрослыми
Источник
Раньше никто особенно не развивал детей, хватало и того, что давал детский сад. Да и заниматься с ребёнком начинали года в четыре, а сейчас всюду говорят о развитии с пелёнок. Выбирать курсы раннего развития продвинутые мамочки начинают, когда малыш только начал ползать.
Современные родители стараются начать «развивать» ребёнка как можно раньше. Некоторые – уже до рождения (да0да, есть и такие методики!). Создаётся впечатление, что все родители делятся на 2 лагеря: одни не думают ни о каком раннем развитии, потом спохватываясь перед школой, а другие берутся за развитие детей с таким рвением, что становится жалко детей.
Истина, как всегда, где-то посередине.
Попробуем разобраться, нужны ли вообще какие-то развивающие курсы и спецзанятия для малышей.
Многие авторы методик раннего развития (Доман, Монтессори, Сузуки, Зайцев, Никитины, Троп) настаивают, что теории, которые принято называть методиками раннего развития – они никакие не ранние, а как раз своевременные. Наиболее интенсивное развитие умственных и творческих способностей ребёнка происходит в период от полутора до трёх с половиной лет. Учёные определили, что к 3 годам развитие клеток мозга завершается на 70%, а к шести – на 90%. Потом же многие врождённые механизмы, которыми природа наградила человека, отмирают.
Например, мало кто знает, что все слышащие дети рождаются с абсолютным музыкальным слухом, поэтому среди тысячи шумов они способны узнать звук биения именно материнского сердца. Но если музыкальные способности не развивают, к шести годам многие дети утрачивают этот дар.
И вот, узнав этот факт, родители начинают энергично развивать ребёнка, определяя полуторагодовалых крох одновременно на английский, ритмику, курс логики, в бассейн и ещё в художественный кружок, а дома обвешивая комнаты карточками Домана. Многие родители настолько окрылены идеей воспитания гения, что строят развитие ребёнка по принципу «а вдруг что-то не успеем? А вдруг мы что-то не додали?» Ведь так хочется с гордостью говорить маме другого малыша: «Как, ваш ещё не читает? (не ходит сам на горшок, не учит английский, не считает до 10 и т.д.) а мы уже полгода как это умеем!»
Прежде чем браться за занятия с ребёнком или вести его на какие-то курсы, определитесь, что вами руководит: желание помочь ребёнку познать мир или родительские амбиции. Если вы, прежде всего, хотите испытать гордость за родительские достижения в сфере обучения малыша, то все неудачи ребенка станут для вас личным поражением, подтверждением собственной несостоятельности. И тогда начнёт страдать ребёнок, на которого родители возложили надежды, а он, увы, не оправдал.
Так что же делать? Не развивать ребёнка? Тоже неверно.
Раннее развитие ребёнка – это не дань моды, а необходимость, диктуемая потребностями современного технологического мира. Традиционная педагогическая наука никак не хочет признавать, что потенциал ребёнка гораздо выше, чем простое закрашивание раскраски или лепка морковок, что делают с малышами в детском саду. Без специальных занятий дети подходят к школе без специальных навыков и стройной системы знаний. Во-первых, это изначально ставит их в невыгодное положение. Представьте, как больно ребёнку 6-7 лет осознать, что его не взяли в хорошую школу, так как он чего-то не знает и не умеет – то есть, что он глупее других! Во-вторых, ребёнку все равно приходится навёрстывать упущенное. Особенно неприятно, если это происходит в 1 классе, когда ребёнок часами делает домашние задания, с которыми его одноклассники справляются за 10 минут.
Конечно, каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом. Однако если с ребёнком планомерно заниматься, применяя различные методики раннего развития, то развитие способностей происходит интенсивнее, чем у тех детей, с которыми не проводятся занятия.
Какую же методику предпочесть? Чем именно заниматься с ребёнком? в каком возрасте начинать? Эти вопросы мучают родителей.
Многие развивающие системы пришли к нам из-за рубежа и не могут быть адаптированы к русскому менталитету. Скажем, система Масару Ибуки под названием «После трёх уже поздно», построена в японских традициях: там много внимания уделяется эстетико-музыкальному развития и иностранным языкам. При этом в этой методике полностью отсутствуют задания на развитие физической активности, что также немаловажно для полноценного развития ребёнка.
Все дети индивидуальны.Поэтому то, что подходит к одному ребёнку – может абсолютно не подходить другому. Лучше всего, если для ребёнка создаётся личностно ориентированная система, опирающаяся на индивидуальные особенности и потребности именно этого ребёнка. Бесполезно пытаться хаотично засунуть в ребёнка максимум сведений, нельзя делать упор на чтение или наоборот художественно-эстетическое развитие.Основной задачей ранних занятий должно быть разностороннее развитие личности ребёнка, его логического и абстрактного мышления. То есть, важно не только раскрыть детям основы наук, но и научить детей самостоятельно постигать мир и самостоятельно делать выводы и открытия.
Развитие ребёнка должно быть гармоничным. Всему своё время, надо следовать пути естественного развития человека.
От природы каждый ребёнок одарён в какой-то сфере, и цель педагогов и родителей – нащупать эти «Божьи искры» в каждом ребёнке, раскрыть потенциал ребёнка и научить самостоятельно развивать природные способности.
Нельзя замыкаться на развитии только сильных сторон ребёнка и его талантов, так как в таком случае мы получаем дисгармонию развития. Например, хиленького «ботаника» или же интеллектуально ограниченного спортсмена. В принципе, нельзя ставить целью воспитать из ребёнка гения, так как в погоне за результатами можно «перегрузить» ребенка, а постоянно демонстрируя эти результаты окружающим, можно испортить характер малыша. Всестороннее развитие гораздо важнее, чем рекорд в каком-то одном направлении, потому что именно оно даёт основу для формирования гармоничной личности.
Ратуя за раннее развитие, родителям надо быть разумными и опасаться новомодных методик, провозглашающих, что надо научить чадо читать раньше, чем ходить. Человек, прежде всего, часть природы, и в нас, как биологической единице, заложен определённый план развития, нарушать который неправильно.
Годовалого ребёнка нужно научить владеть своим телом и стремиться к познанию мира, а не усаживать за цифры. В возрасте около двух лет ребёнка нужно научить добывать знания и анализировать информацию, развивать его речь и стремление к познанию мира. Ближе к трём годам ребёнку надо научиться классифицировать данные, делать выводы, то есть тут важно развивать логическое и абстрактное мышление, а также заложить основы безопасности. То есть, всему – своё время, свой возраст.
Приходится удивляться, какая каша образуется в голове молодых родителей, начитавшихся журналов про раннее развитие. Хотя все родители любят своих деток и стараются уделять им максимум внимания, мало кто может заниматься с детишками из недели в неделю по определённой системе. Не имея ни специальных знаний, ни педагогических способностей, родители совершают массу ошибок, которые потом приходится исправлять профессионалам. Именно поэтому для того, чтобы ребёнок рос умненьким, стоит определить его на развивающие развития в детский центр или какую-нибудь студию.
Источник
Чем раннее развитие отличается от своевременного? Как правильно развивать детей? Насколько важно играть?
Сейчас ведется немало споров по поводу актуальности раннего развития. Попытаемся понять, когда и как можно развивать малыша.
Несомненно, всем родителям очень хочется вырастить своего ребенка умным, здоровым, талантливым, счастливым. Мамы и папы никогда не жалеют для этого ни времени, ни сил, ни финансов. А насколько это необходимо самому малышу? Попробуем разобраться, как правильно развивать детей, чтобы все ваши усилия шли им на пользу.
Обучению – нет! Для начала необходимо найти различия между развитием и обучением. Иногда их можно спутать, поскольку они очень похожи. И родители просто начинают учить малыша математике, чтению и письму.
Специалисты высказываются резко против такого подхода. Мозг вашего ребенка пока еще не готов к подобным нагрузкам. Но, быстро адаптируясь и желая угодить взрослым, рано или поздно малыш все-таки освоит грамоту. Правда, перегрузки могут сказаться на чувственной и эмоциональной сферах. Со временем это приведет к проблемам в поведении в старшем возрасте.
Психологи советуют хорошо подумать, прежде чем отдавать детей в первый класс раньше семи лет. К этому возрасту вы успеете научить кроху читать и решать простые арифметические примеры и задачи. Такая подготовка никак не может занять больше двух лет. Получается, что домашнее обучение можно начать в пять лет. До этого возраста вы успеете дать ребенку базу для усвоения новой информации.
Развивайте в малыше воображение, любопытство, изобретательность, интерес к познанию. Замечательно, что первыми и лучшими учителями для мальчиков и девочек станут не чужие люди, а мама и папа, бабушка и дедушка. И, разумеется, весь окружающий мир.
Развитию – да! Кроха каждый день получает массу новых впечатлений. Любое явление или предмет являются для него неопознанным событием. С течением времени родители стараются открыть для ребенка мир с новой стороны. Для этого они рассказывают о предназначении вещей, называют все предметы вокруг.
И пусть ваш малыш пока не отвечает, но он слушает очень внимательно. А какими умными глазами он смотрит на мир вокруг. Одним из наиболее важных способов развития крохи являются папин и мамин голоса. Больше общайтесь с детьми, читайте им стихи, сказки, рассказывайте им обо всем.
Для того чтобы организовать подобный процесс, вам нет нужды владеть какими-либо методиками. На самом деле это очень просто. И в то же время действенно. Помните, что дети, с которыми взрослые больше разговаривали, растут общительными, активными, у них формируется огромный словарный запас.
На самом деле спешить вам некуда. Когда придет его время, малыш быстро освоит все новое. А пока пусть вдоволь наиграется. Хорошо, если это будут подвижные игры. Не менее важно придумывать занятия для мелкой моторики. Развитие пальчиков стимулирует речевой центр в мозгу.
Хорошо, если ребенок будет ежедневно получать новые впечатления. Приглашайте к себе друзей, ходите в гости, гуляйте в самых разных местах. Общение с новыми людьми – действительно замечательная школа коммуникации для малыша.
Насколько необходимы методики раннего развития?
Все дети разные, а методик существует огромное множество. Поэтому было бы странно ограничиваться какой-то одной. Ищите то, что лучше всего подойдет вашему ребенку. Именно вы знаете его лучше всех.
Читать и узнавать новое полезно не только малышам, но и их родителям. Пособия по детскому развитию будут вам очень полезны. Это вдохновляет на новые свершения. К тому же, в них содержится немало практических советов. Но не зацикливайтесь на чем-то одном, ищите варианты.
Если видите, что ребенок никак не реагирует на ваши попытки, значит, этот способ вам не подходит. Принимайтесь за следующий. Ваши старания не останутся без вознаграждения. В свое время каждая проведенная с малышом минута обязательно принесет свой результат.
Улыбайтесь! Главная уловка родителей в деле развития детей – не навязывать готовые знания, а пытаться возбудить к ним интерес. Будьте сказочницей: рассказывайте так, чтобы ребенку захотелось с помощью вопросов узнать что-то новое. О любом явлении, факте и предмете вы вполне можете сочинить самостоятельную историю.
Довольно скоро ваш малыш заинтересуется буквами. Так же, как и маме, ему захочется читать книги. Вполне можно начинать обучение с помощью кубиков с буквами. Но следует соблюдать главный принцип – обучение должно проходить через интерес. А если ребенку скучно, поменяйте условия игры. Не спешите, любите ваших детей во всех их проявлениях, и все у вас получится.
Записать вашего ребенка в группы раннего развития можно по телефону: +7(495)999-03-17
Источник
В прошлом году я писала несколько публикаций о вреде раннего развития, надеюсь никто из читателей не записал меня в лагерь его противников ;-), потому что это не так. Все дело в том, что развитие ребенка это очень тонкая работа и для успешных результатов необходимо пользоваться качественными развивающими материалами (заданиями, упражнениями, наработками, методиками, программами), разработкой которых занимались люди глубоко понимающие процессы развития.
Содержание
- Для чего я пишу о раннем развитии
- Современные тенденции и заблуждения
- Объем энциклопедических знаний
- Развитие мышления — мои гипотезы
- Монтеccори — развитие без негативных последствий
- Вместо заключения
Для чего я пишу о раннем развитии
Начну с того, что целенаправленное ранее развитие — это вмешательство в естественный ход развития, продуманный и сбалансированный до мелочей природой и нашими предками. Людям свойственно хотеть большего, но нам пора уже привыкнуть, что за каждый неверный шаг мы будем расплачиваться.
Зачастую дети амбициозных родителей в результате их усилий теряют интерес к обучению еще до школы, а в годы раннего развития достижения этих детей являются предметом зависти знакомых. Любой школьный психолог при выявлении причин отсутствия интереса к обучению обязательно поинтересуется не занимались ли с ребенком ранним развитием и при утвердительном ответе вынесет вердикт — «перезанимались».
Честно признаться читать статьи на темы вреда раннего развития мне неприятно, но я сама не смогла пройти мимо этой темы, так как слишком много мамы делают ошибок. Раньше (когда не было интернета, возможности прочитать научные исследования, результаты, проблемы успеваемости) можно было повторять чужие ошибки бесконечно долго, но сейчас у нас с вами есть прекрасная возможность пользоваться чужим опытом и мы её просто обязаны использовать!
Я не предлагаю отказаться от идей раннего развития, я предлагаю проанализировать то, что нам предлагает современная педагогика и выбрать лучшее — теории, методики, упражнения, занятия, все то от чего нет побочных эффектов!
Cовременные тенденции и заблуждения
Первое на что я хочу обратить внимание — это то, что в развитии как и во всем остальном в нашей жизни необходимо соблюдать дозировку. Тут, как и в питании помаленьку можно всё. Делая упор за занятиях одного типа, будьте готовы к дисбалансу — только в компьютерной игре если у вашего персонажа прокачан навык силы, то обладая одним этим навыком Вы можете пройти игру. В жизни все иначе — у человеческого мозга определенная последовательность созревания мозговых структур и максимально прокачивая один навык малыша, Вы навсегда лишаете ребенка максимального потенциала развития другого навыка!
Рассмотрим наиболее популярные подходы к развитию малышей (более подробно об этом читайте тут)
- В большинстве «развивашек» дают предметные знания об окружающем мире — цвета, формы, другие понятия окружающего мира + логика + мелкая моторика+подвижные игры. При условии небольшой дозировки, на мой взгляд, это наиболее привлекательный из популярных подходов к развитию. Всё это лучше давать малышу в таком количестве, сколько он хочет и не больше (это соответствует методике Монтессори).
- Детям более амбициозных родителей повезло меньше — в дополнение ко всему перечню пункта 1, их с пеленок учат читать и считать, нарушая последовательность созревания мозговых структур и обрекая на тоску и потерю интереса к учебе в начальной школе.
- Мамы стремящиеся вложить в ребенка максимальное количество знаний и умений стандартными способами (регулярные тематические занятия в большой дозировке, обучение чтению, счету, плаванию, танцам и т.п.) чаще всего обречены на провал, так как они совершают глубокое вмешательство в процесс развития, а это чревато. Правильней сказать, что у их детей остается меньше всего шансов раскрыть свой потенциал (вырасти самостоятельными творческими личностями).
Еще из ошибок современных тенденций я бы выделила обилие информации оторванной от реальности предлагаемой для запоминания. Доминирующий тип памяти у детей — образный (ассоциативный). Предлагая ребенку энциклопедию с картинками, мы по сути предлагаем ему составить образы на каждую картинку. Но образ, в памяти ребенка это далеко не одно изображение, это целая система! У каждого образа должен быть ряд понятных ребенку характеристик и если изображение ничем не подкреплено, кроме непонятных слов, то оно просто будет захламлять память.
Я частенько задумывалась при изучении с Яной энциклопедий о многих вопросах: «Зачем я ей показываю слона? Что у неё в голове связано со слоном кроме пластиковой фигурки и непонятного словосочетания «он живет в Африке и Индии и т.п.»? » Теперь я убеждена, что я создавала всего лишь информационный шум в её голове на радость себе и бабушкам, которые счастливы от великолепной «эрудиции» любимой внучки. Сейчас я виню себя за то, что действовала «как все» и забила голову ребенка несвоевременной оторванной от реальности информацией.
Да, я считаю что нечего делать слонам, жирафам, пожарным машинам и т.п. в голове ребенка как минимум до года! Время слонов придет когда по возрасту начнут подходить сказки и мультфильмы про них, а также при походе в зоопарк и других случаях когда ребенку предоставляется возможность раскрыть наиболее полноценно образ этих животных. И даже если вы найдете сказки для самых маленьких про слона и обвините меня в ограничении знаний для ребенка, то про гепарда, носорога, овцебыка и многих других навряд ли ;-). Всем кто с этим хочет поспорить, обязательно читать статью до конца.
Объем энциклопедических знаний
Мне очень хочется аргументировать нецелесообразность несвоевременного накачивания энциклопедическими знаниями, чем продвинутые мамы поголовно злоупотребляют. Еще год назад я так же как и другие считала, чем больше информации вложишь в ребенка тем лучше. Последнее время я считаю это современным заблуждением.
Когда Яна выучила 12 цветов, я задалась вопросом «А сколько цветов должен знать ребенок?». 12 в полтора года — это много или мало? У дочки цвета «пошли» прекрасно и при дальнейшем обучении легко можно было в память поместить еще несколько десятков. В этих размышлениях я наткнулась на пост одной мамы, о том как её дочка в возрасте двух лет слепила кобальтового червя (сразу оговорюсь, я не в курсе подходов к развитию этой мамы, возможно при подробном рассмотрении всё очень гармонично, просто меня её конкретный пост навел на весьма продуктивные размышления). Т.е. девочка различает и знает названия многих оттенков. После прочтения этого поста мне стало грустно, ведь я сама не знаю кобальтовый цвет и еще больше меня терзали сомнения а нужен ли он и десятки других названий оттенков Яне. Признаюсь, очень хочется чтобы Яна «всё знала». И тут мне в голову пришел простой вопрос, на который любой из вас сможет ответить: «зависит ли уровень художественного мастерства, от количества названий оттенков которые держит в памяти художник?» И следующий вопрос: «чему надо учить ребенка для воспитания художественного вкуса и интереса к рисованию?» Разумеется надо: рассматривать и обсуждать прекрасные картины, с помощью палитры подбирать похожие/непохожие цвета, в более старшем возрасте добиваться определенных оттенков при помощи смешивания и еще многое другое, что заставляет работать мыслительный аппарат, а не нагружать память пустыми образами.
На мой взгляд, объем знаний должен быть оптимальным для его качественной обработки и основные усилия должны быть направленны на развитие мышления, а не накачку памяти. Наверно, многие сталкивались с ситуацией когда у компьютера не хватает мощности процессора и он не в состоянии обработать массивы данных. Эту же ситуацию большинство создают для своих малышей, только мало кто это осознает. К сожалению на данный момент я занимаюсь с Яной многим тем же чем и другие, но без особого фанатизма, понимая неправильность современных подходов. Поняв механизмы развития мышления, я думаю Вы как и я ощутите нехватку материалов.
Развитие мышления — мои гипотезы
Надеюсь, мне удалось вам доказать, что для правильного развития мы должны сместить акцент с простой накачки знаниями об окружающем мире на развитие мышления.
Теперь вспомните какие способы развития мышления в раннем возрасте вам известны. Из наиболее популярных мне приходят на ум только развивающие пособия, игрушки и собственно все! Скромный список получился, не так ли. Думаю те кто читает этот пост им не смогут ограничиться ???? .
Что ж думаю пришла пора написать теоретическую основу своих гипотез развития мышления:
1. Для совершения мыслительных операций на первом этапе необходимо загружать в память малыша качественные образы со связями. Особенно важно учитывать качество книжных образов в самом младшем возрасте — животных на картинках можно продублировать в пластиковых фигурках и оживить простыми и атмосферными историями о них. При прочтении различных книжек про одних и тех же персонажей возвращаться и соотносить. Когда ребенок научится воспринимать книги, он начнет сам соотносить объекты реальной жизни и книжные образы. На мой взгляд, образы без связей в памяти малыша — это мусорное явление, которое просто занимает место, все равно что одежда, которая нам не по размеру и стилю висит в шкафу. Зачем мы её покупаем и вешаем в свой шкаф? Выбросить это немедленно! И обзавестись теми образами, которые могут активно использоваться! В конце-концов одежду можно подогнать по фигуре, а образы дополнить информацией о них. Только не забываем, что образ — это очень многогранное понятие и для его раскрытия нужно использовать как можно больше средств (увлекательные истории, красивые иллюстрации, мелодии, новые вкусы, ароматы, фактуры, места и т.п.).
2. Возможности и разнообразие мыслительных операций больше зависят от количества взаимосвязей и качества образов, а не от количестве самих образов. Логика заключается в том, что чем больше полноценных образов, которыми мозг манипулирует, тем больше практики и следовательно выше результаты. Если образы неполноценные (без связей друг с другом или с минимумом связей) то мозг ими не оперирует, такие образы захламляют мозг.
Связи между образами могут быть как прямые, так и ассоциативные. Прямые связи — по признаку (цвет, форма, тип и т.п.) Ассоциативные связи между образами — это случайные связи несвязанных объектов. Например, был сильный снегопад и ребенок впервые увидел грузовик. Скорей всего в мозгу ребенка будет создана связь снег-грузовик. Таким образом подмечая различные моменты в реальности и книгах мама может помогать малышу создавать ассоциативные связи тем самым делая образы в голове малыша более четкими и качественными.
3. На третьем этапе необходимо работать над расширением спектра мыслительных операций. Одним из моментов увеличения количества операций будет являеться оптимальное количество образов. Если будет чересчур много однообразных образов, то мозг может начать выполнять однотипные операции со всем множеством. Тут можно привести в пример всеми любимые сериалы. В большинстве своем они однотипны, но мозг воспринимает каждый сериал за отдельную систему образов и прорабатывает их заново. Вот вам и пример жвачки для мозгов, которая при злоупотреблении напрямую ведет к деградации мыслительного аппарата. Самые полезные сюжетные игры включают простейший набор игрушек и других мелочей, которые ребенок начинает комбинировать всевозможными способами. Если же ребенку предоставить разнообразие качественных и красивых игрушек, то комбинирование в таком случае уже выполнил производитель — сделал набор еды для того чтобы ребенок кормил куклу и вашему ребенку остается просто выполнять машинальные действия с минимумом комбинаций — раскладывать еду в тарелки и подносить ко рту кукол.
4. Совершенствуем качество мыслительных операций. Мыслительная операция наиболее высокого уровня создает самостоятельную систему образов, которая в свою очередь ведет к расширению спектра операций! Это уже начало творческого мышления. Самая простейшая операция по созданию образов — прогнозирование результата. Над этой операцией целеустремленно начинаем работать с первого года жизни. Элементарные прогнозы первого года жизни — «упал, будет больно», «опустил в воду, станет мокрым» и т.п. Все это для закрепления разбавляем образами:
— «упал мишка — подняли все в порядке»=образ не изменился;
— «упала кружка — разбилась»=новый образ «разбитая кружка»;
— «упала башня/пирамидка развалилась — надо заново собирать» =новый образ «сломанная башня»;
— «упал малыш — больно/вавка» = новый образ «плачущий малыш».
Также, как я уже писала раннее, одним из самых эффективных инструментов развития мышления является рисование (сюда же можно отнести лепку). Оно уже к концу второго года жизни позволяет материализовать систему образов из мыслей в рисунки и оперировать с ними на новом уровне, создавая бесконечный цикл:
— генерация новых образов;
— совершение операций с ними;
— генерация новых образов полученных в результате операций с предыдущими;
— и так далее пока мама не позовет кушать или не потребуется смена деятельности.
5. При развитии мышления за счет образов и связей между ними, память неизбежно начнет сама совершенствоваться! Это основано на механизмах описанных в теории мнемотехники, которая признана официальной наукой, как самая эффективная методика по развитию памяти.
Вот такая идеальная теория развития мышления в двух словах. Собственно эта теория является пазлом раннего развития, который я собирала в своей голове больше года. Разумеется встает вопрос о практической стороне её применения. Отдельными частями практику можно встретить в наследии предков и правополушарных методиках развития. На этом я более подробно остановлюсь в следующем посте о раннем развитии. Далее я хочу обозначить еще один важный момент, который если вы мама малыша, не должны упустить, особенно учитывая простоту его реализации.
Монтеccори — развитие без негативных последствий
Именно из-за опасности загубить потенциал малыша самые авторитетные для меня специалисты настойчиво всем рекомендуют методику Марии Монтессори. Я об этой методике подробно не писала (и зря, обещаю исправиться), потому что её азы доступны и логичны для большинства мам и без знакомства с ней.
В основе этой методике лежит система запросов-предложений. Если ребенок хочет рисовать, по методике Монтессори считается, что пришел оптимальный период для повышения уровня навыков рисования, ребенок хочет петь — необходимо ловить момент и создавать благоприятные для этого условия и т.д.
Помимо этого Монтессори уделяет много внимание совместному выполнению с родителями бытовой работы и предоставлению ребенку необходимых для развития средств и инструментов. Ведь если на виду у ребенка нет красок и он не знает где они лежат, то маловероятно, что он захочет когда-либо рисовать красками.
Я рассматриваю основы методики Монтессори, как структурированное описание достаточно очевидных вещей, про которые можно просто случайно забыть, поэтому порой почитать книги об этой методике очень полезно.
В любой авторской методике есть интересные акценты. Мария Монтессори очень много уделяет внимания материалу на развитие логики (рамки-вкладыши, счетный материал разнообразных форм). Последнее время я этим очень прониклась. Просто предоставляем ребенку всё это добро и максимально сдерживаем себя и окружающих от подсказок, таким образом получаем максимально быстрый для вашего малыша естественный ход развития мышления! Не надо тратить на это большие суммы, выбирайте недорогие и аккуратные материалы (обратите внимание на пазлы и другие головоломки). После изучения одного вводите новое. Изученные материалы прячьте на месяц-другой-полгода. На столько, чтобы ребенок успел забыть решение и материалы были для него как новые. Ведь через некоторое время они будут восприняты уже на другом уровне. Еще вариант меняться ими со знакомыми сверстниками.
Не обошлось в методике и без крайностей — в некоторых источниках указывается, что для занятий обязательны столы, стулья и куча другого серьезного недешевого оборудования, специальные стеллажи для хранения и т.п. На самом деле я вижу методику Монтессори, как самую практичную и легкореализуемую. В будущем обязательно опишу, как мы ее применяем.
Вместо заключения
В этом посте я постаралась изложить суть, от которой отталкиваюсь при выборе занятий для Яны. В дальнейшем я запланировала еще целый ряд постов на эту тему, в том числе обзор доступной практики, а также совместные поиск/наработки и раздачу правильных материалов для развития мышления.
Update: Мои дальнейшие поиски правильного подхода к развитию и воспитанию детей привели меня к изучению взглядов М.М. Безруких (профессор, академик, психолог, доктор биологических наук, глава Института возрастной физиологии Российской Академии Образования). На мой взгляд, М.М. Безруких — человек мнению которого в области развития детей надо доверять и прислушиваться в первую очередь. Мы не должны идти на поводу у производителей детских товаров и услуг, необоснованно форсируя естественный ход развития. Опережение сверстников в «умелках» очень льстит самолюбию родителей, но может привести к негативным последствиям. Необходимо ставить правильные цели развития ребенка.
Удивительно, но отражение своей теории «загрузки образов» я обнаружила в книге по развитию детей 19 века Водовозовой Е.Н. Именно эту книгу рекомендует М.М. Безруких, как руководство по правильному развитию детей.
Кстати, недавно я выбрала программу для обучения в начальной школе для Яны (напомню, ей сейчас 1,10) и она отлично сочетается с моим видением развития малышей. Возможно мамы у которых есть детки постарше догадаются какую ;-), но об этом тоже в отдельном посте.
И еще, я не знаю насколько вы — мои читатели готовы к подобным статьям. Хотелось бы узнать ваше мнение, так как материал сложный для восприятия. Если Вам интересны публикации на эту тему прошу отметиться в комментах фразой «Пиши еще» ???? .
Если Вам понравился материал, напишите об этом на своем любимом форуме о малышах и добавьте в свой пост ссылку на эту страницу или сделайте репост этой записи в соцсети:
Также не забудьте подписаться на уведомления о новых статьях по электронной почте или присоединиться к группе ВКонтакте ???? .
Полезные ссылки:
- Пазлы для малышей (обзор пазлов от 2-х до 60-ти элементов)
- Обзор развивающих книг для малышей 1-2-х лет;
- Вред раннего обучения (выбор правильных ориентиров раннего развития);
- Как развивать ребенка в 1 год (побочные эффекты развивающих методик и список того, что требуется малышу для гармоничного развития от 1 до 2 лет);
- Скачиваем чудесные картинки для изучения первых логических понятий ( большой / маленький и т.п.).
- О методике раннего развития Марии Монтессори в домашних условиях;
- Полный каталог моих статей.
Источник