Какие направления развитие ребенка в школе
Воспитатель ГБОУ Детский сад №994
Дидык Ольга Владимировна
Основные направления подготовки ребенка к школе
Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:
Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;
Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;
В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению . Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала.
Можно выделять отдельные стороны готовности к школе: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.
Что понимается под физической готовностью? Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6—7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированности новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.
Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность в отличие от нравственной и физической.
В зависимости от выбора той или иной концепции готовности ребенка к систематическому школьному обучению практический психолог выбирает основные ее критерии и подбирает соответствующие методики для их диагностики.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
1) нормальное физическое развитие и координация движений;
2) желание учиться;
3) управление своим
поведением;
4) владение приемами умственной деятельности;
5) проявление самостоятельности;
6) отношение к товарищам и взрослым;
7) отношение к труду;
8) умение ориентироваться в пространстве и тетради
Готовность по первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.
Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.
Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.
В четвертом критерии фигурирует владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала.
Пятый критерий — проявление самостоятельности — можно рассматривать как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.
Шестой критерий предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.
В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.
Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.
При приеме детей в школу, в период их адаптации к обучению и в организации учебно-воспитательного процесса важно учитывать знания о психологических особенностях детей 6—7-летнего возраста.
В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования:
— от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач;
— от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;
— от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
— от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
— от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций.
Основные программы подготовки детей к школе рассматривают преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.
Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.
Концепция основных программ по подготовке детей к школе базируется на следующих принципах:
— непрерывности развития ребенка;
— общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
— развития творческих способностей у детей;
— развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;
— развития и укрепления здоровья личности;
— развития духовно-нравственных убеждений личности;
— развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
— преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.
Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:
— ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;
— создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;
— организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;
— подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;
— обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.
В основе подготовки к обучению в школе должны лежать личностно-ориентированные и развивающие технологии.
Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.
Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
Используемая литература:
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.-СПб., 2013
2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2013
Источник
Раньше во всех школах страны была одна программа начального образования. Сейчас утвержденных программ целых семь. А вы знаете, по какой учится ваш ребенок?
Выбор программы обучения ребенка в современных российских школах начинается с первого класса. Фактически, каждая школа может самостоятельно выбирать, по какой образовательной программе будут работать начальные классы. Таких программ может быть даже несколько. Главное, чтобы соблюдались два условия:
- Программа была утверждена Министерством образования России;
- Программа была разрешена к применению Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).
Сперва учитель начальных классов, в соответствии с статьями 32 и 55 Закона РФ «Об образовании», а затем и родители учеников вправе выбрать систему только в соответствии с той образовательной программой, которая утверждена в образовательном учреждении. После выбора образовательной программы за основу, класс учится по ней все четыре года начальной школы.
Так какие же существуют в России разрешенные к применению образовательные системы и программы?
7 программ обучения в начальной школе по ФГОС
Для начала родители должны знать, что есть педагогические системы, а есть образовательные программы. Систем в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 21.10.2004 N 93 всего две:
- традиционная;
- развивающая.
Из их названий понятно направление, заданное всем программам, входящим в систему. Забегая вперед, отметим, что в традиционной системе программ больше. Более того, из развивающей системы программы в последние годы попросту убрали, не согласовав для них комплекты учебников.
При чем здесь учебники? Да ведь именно они и составляют ту самую программу обучения. Если комплект учебных пособий признан соответствующим ФГОС, их будут издавать, а школы смогут их приобретать. Если комплект не утвержден по ФГОС, его не будут издавать, ведь ни одна школа его не закупит.
Школа не выдает учебники бесплатно. Что делать?
На 2017-2918 год в России утверждены и официально применяются в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях 7 образовательных программ:
- «Перспективная начальная школа»;
- «Планета знаний»;
- «Перспектива»;
- «Школа России»;
- Программа по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова;
- «Начальная школа 21 век» (система Виноградовой);
- «Гармония».
Это значит, что к этим программам есть соответствующие ФГОС комплекты учебников и других пособий и методических материалов. А развивающей программе Л.В. Занкова в этом году опять не повезло, ее не утвердили, хотя именно в ее состав входит всем известная и так любимая учителями математика Л.Г. Петерсон. Поэтому развивающих программ в доступном перечне осталось всего две.
Кстати, смешивать программы и учебники учителя не имеют права. Если выбрана одна: нужно учить по ней. Поэтому математика Петерсон теперь доступна только для факультативного изучения.
Рассмотрим внимательнее особенности некоторых разрешенных к преподаванию программ.
«Школа России» — незабытое старое
Программу «Школа России» принято называть современным вариантом школьной программы, по которой обучались советские школьники в 80-е и 90-е годы. Правда, далеко не все родители, столкнувшиеся на практике с этой программой, согласны с этим утверждением. Некоторые моменты в ней проработаны не так хорошо, как этого требует всесторонний подход к начальному образованию. Однако именно «Школа России» является самой распространенной программой в большинстве обычных общеобразовательных школ.
Кстати, один из основных авторов этой классический системы Андрей Плешаков, который написал множество учебников, рабочих тетрадей, тестов и других пособий по окружающему миру, позиционирует свой курс как тот, который ребенок должен постигать вместе с родителями. С остальными предметами дело обстоит примерно также. Без родителей школьникам не обойтись: программа предусматривает множество различных проектов, а также получения информации, которой нет в учебниках.
Главным преимуществом этой системы является то, что «Школа России» – это такая база, на которую можно нанизать любую из программ, предлагаемых Министерством образования и науки России. Многие учителя этим успешно пользуются. Первоклассник, который будет обучаться по «Школе России» может придти в школу без начальных знаний: его научат читать и писать. И это тоже очевидное преимущество программы.
«Перспектива» — логика и анализ
Программа «Перспектива» подходит школьникам с математическим складом ума. Это более сложная система, требующая от детей уже на старте определенного уровня знаний и подготовки. Как минимум первоклассник должен уметь читать, иначе ему будет сложно уже с первых дней, ведь занятия рассчитаны именно на читающих детей.
Раньше именно в рамках этой программы проходили уроки математики по учебным материалам Л.Г. Петерсон. Теперь эти учебники из нее выведены. Но все равно математика уже начиная с 1-го класса дается с элементами геометрии и алгебры, что дает возможность ребенку перейти в среднюю школу уже подготовленным.
Эту программу часто применяют в гимназиях и лицеях. К ее минусам можно отнести то, что изучение базовых основ происходит очень быстро, с пропусками таких важных моментов, как например, состав числа. Поэтому многим детям приходится заниматься дополнительно.
«Гармония» — гармоничное развитие личности
Особенностью программы является обучение маленьких школьников на стыке традиционных и развивающих методов обучения. Программа дает возможность развить навыки анализа, классификации, сравнения и обобщения. В ее основу положены развивающие задания, формирующие у школьников способность к мышлению, а также умению самостоятельно делать выводы.
Одним из главных плюсов программы является целенаправленная подготовка к переходу учеников из начальной в среднюю школу. Но без помощи родителей с этой программой справится будет не так-то просто.
«Начальная школа 21 век» (система Виноградовой)
Это одна из самых популярных в России образовательных программ. Ее считают наиболее сбалансированной. Ведь не зря она получила самую высокую награду в области образования — премию Президента Российской Федерации.
Ее особенностью можно считать то, что в рамках одной учебной программы школьники могут учиться на разных уровнях сложности. Все учебные материалы содержат максимум дополнительной информации, которую ребенок самостоятельно может усвоить по мере надобности. Помощь родителей в образовательном процессе минимальна.
Остальные программы и право выбора
На самом деле, каждая из существующих образовательных программ имеет свои особенности и недостатки. Более того, чтобы их оценить, нужно окунуться, что называется, в процесс обучения с головой. Как говорят: не попробуешь — не узнаешь.
Кроме того, все дети разные. И если одному будет комфортно учиться в классической «Школе России», то другому будет полезна программа по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.
Да и главное в начальных классах даже не сама образовательная программа, а тот, кто ее доносит до детей. То есть учитель. Поэтому и выбирать в первую очередь надо именно его, если стоит цель выбора.
Если же такой цели нет, то ребенок пойдет в первый класс по месту жительства, а то, по какой программе ему учиться, выберет сама школа и педагог.
А по какой программе учится ваш ребенок? И что вы о ней думаете?
Источник
Основные направления работы начальной школы
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
В.А. Сухомлинский
Обучение в начальной школе ориентировано, прежде всего, на усвоение детьми полной программы I ступени базового образования российской школы.
На этом этапе основной акцент делается на:
- Формирование прочных навыков учебной деятельности
- Овладение учащимися устойчивой речевой, письменной и математической грамотностью
- Воспитание культуры речи и общения
- Развитие общей культуры и эрудиции ребенка
- Индивидуальный подход к каждому ученику
- Развитие познавательных способностей и социальных навыков
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
Основная задача педагогического коллектива – создание благоприятных условий, для развития, совершенствования и самореализации личности учащегося, через дифференциацию подходов в воспитательной обучении.
Для решения этой задачи педагогический коллектив обеспечивает:
- эффективную систему обучения и воспитания учащихся;
- поиск, разработку и экспериментальную проверку нового содержания образования, форм и методов его реализации;
- объединение учебно-воспитательного процесса в единый комплекс, использующий современные методические и технические средства обучения и воспитания учащихся.
Преподаватели начальной школы реализуют принципы развивающего обучения, которое позволяет раскрыть индивидуальные способности детей и дает возможность каждому ученику показать максимальный для его способностей уровень.
Для обеспечения этой цели проводятся предметные недели, олимпиады по русскому языку, математике, иностранным языкам, природоведению, ведется проектная деятельность. Учащиеся школы неоднократно побеждали в городских конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.
В школе проводятся дополнительные занятия для отстающих учеников.
Наряду с общеобразовательными предметами дети изучают со второго класса иностранный язык, участвуют в соревнованиях, посещают кружки и факультативы.
В работе начальной школы используются современные различные методики, основанные на принципе развивающего обучения.
В первой половине дня в каждом классе работает учитель начальных классов, ведущий основные предметы, учителя- предметники.
Во второй половине дня работает группа продленного дня.
Дети выполняют домашнюю работу в школе и в случае необходимости получают помощь учителя и воспитателя. То есть ребенок не получает готового ответа на свой вопрос, а он вместе с педагогом разбирает вопросы, вызвавшие затруднения.
В начальной школе обучение ведется по образовательной программе «Школа России»
Характерной особенностью этой программы является принцип минимакса: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся обязан усвоить материал по минимуму стандарта.
Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может, предел познаний не ограничивается.
В комплекте воплощены основные направления модернизации школьного образования: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, деятельностный и лично- ориентированный подходы к процессу обучения.
Авторы учебников исходили из того, что каждый ребенок должен быть успешен, каждый ученик должен реализовать свое «Я», каждый должен иметь возможность содержательного общения со сверстником и взрослым, собственную точку зрения, аргументировать и, если нужно, отстаивать ее. В начальной школе ведется серьезная воспитательная работа.
Во время каникул дети выезжают в лучшие детские театры, организуются интересные экскурсии, поездки по памятным местам Москвы и Подмосковья.
В начальной школе создаются условия, чтобы к концу обучения дети: Усвоили как минимум государственную программу начальной школы Познакомились с элементарными основами логики .
Научились работать с информацией, добывать ее из различных источников, сопоставлять, анализировать данные, делать выводы на их основе.
Учились творчески подходить к решению задач Приобрели навыки исследовательской работы Учились аргументировано высказывать свое мнение и выслушивать мнение других.
Учились анализировать свои поступки, признавать ошибки и находить разумный выход из конфликтных ситуаций Познакомились с традициями и историей России.
Успехи начальной школы:
Необходимо отметить, что кризиса начальной школы при переходе в основную школу не существует.
Все выпускники начальной школы переходят в основную школу плавно, как бы врастая в нее.
Источник