Какие мультики смотреть для развития ребенка

Какие мультики смотреть для развития ребенка thumbnail

Подпишись на Telegram-канал о материнстве → Счастье быть мамой

Каждая мама знает, как нелегко бывает с маленьким ребенком. Иногда не хватает времени даже на то, чтобы спокойно принять душ. В этих ситуациях на помощь приходят мультфильмы. Дети часами готовы сидеть перед телевизором, наблюдая за своими любимыми героями.

В последнее время на широкие экраны вышло много развивающих мультфильмов для детей. Родители успокаивают себя:

«Мой малыш не просто смотрит анимашку, но и познает много нового, интересного!».

Но так ли полезны развивающие мультфильмы? Предлагаем послушать мнение детского психолога Светланы Ройз.

ТОП–10 полезных мультфильмов

Практикующий психолог Светлана Ройз в своем Фейсбуке недавно высказала мнение по поводу развивающих мультфильмов:

«Вы хотите спросить меня, какие развивающие анимашки смотреть малышам? Мой ответ довольно прост: в идеале – никакие. Но я прекрасно знаю и понимаю, как тяжело порой приходится мамам: забота о ребенке, стирка, кухня, уборка и еще множество ежедневной, рутинной работы. Поэтому мультфильмы, для таких женщин – настоящий глоток свежего воздуха.

Я предлагаю самые безопасные мультфильмы, которые не нарушат психику вашего крохи, и действительно расширят его кругозор».

1. «Малыш Билл». Этот мультфильм добрый, веселый, семейный. Главный герой – темнокожий мальчик Билл. На протяжении всего мультфильма он сталкивается с разными проблемами, которые быстро решаются благодаря его дружной семье. Цель анимации – показать, что нужно любить, уважать и доверять своим родителям.

2. «Тигренок Даниэль». Очень забавный и интересный мультфильм. Главный герой тигренок ходит в гости к своим соседям животным, учится быть самостоятельным и воспитанным.

3. «Малышарики». Этот мультфильм подойдет детям от 0 до 3-х лет. Его плюс в незамысловатой графике и отличном музыкальном сопровождении.

4. «Медвежонок Нуки и его друзья». Главные герои мультфильма – плюшевые зверята. Их каждый новый день таит в себе массу приключений и увлекательных событий. Ребенок, просматривая мультфильм, знакомится с новыми предметами, окружающим миром.

5. «Непоседа Зу». Мультфильм про озорное семейство зебр. Маленький Зу по своей неопытности часто попадает в неприятные ситуации, но друзья всегда готовы прийти на помощь.

6. «Учимся рисовать с Темой». Главный герой зайчонок Тема с удовольствием научит ребенка рисовать, откроет ему много секретов и тайн.

7. «Ослик Тро Тро». Еще один добрый, познавательный мультфильм, с прекрасным музыкальным сопровождением.

8. «Кукутики». Это настоящий шоу-мульт, который научит детей танцевать, фантазировать, общаться со сверстниками.

9. «Барбоскины». Главные герои мультфильма – забавные щенята. На своем примере они показывают, как важно прислушиваться к мнению взрослых и доверять своей семье.

10. «Фиксики». Этот мультфильм подойдет и для детей дошкольного возраста. Каждая серия – отдельная история о новом предмете: мультиварка, фен, холодильник и так далее. Эти забавные человечки учат уму-разуму не только малышей, но и их родителей.

Родителям на заметку

Есть базовые правила для просмотра мультфильмов, на которые Светлана Ройс обращает особое внимание:

– Старайтесь, чтобы ребенок смотрел мультфильмы (особенно новые анимации) под присмотром взрослых;

– Просмотр не должен занимать больше 30 минут в день;

– Никаких мультфильмов во время еды. Приучайте ребенка к правилам этикета за столом с рождения;

– Посмотрели мультфильм, займитесь творчеством: лепка, рисование, аппликация;

– Никогда не выбирайте страшные мультфильмы, в которых демонстрируется насилие, применение силы, оскорбления.

Понравился материал?

Подпишись на Telegram-канал о материнстве → Счастье быть мамой

Здесь мы говорим о беременности, детках и суровых родительских буднях. Добро пожаловать!

Источник

Если вы решили начать знакомить ребенка с мультфильмами, делайте это правильно! Мы составили подборку лучших советских и современных мультиков для развития детей от 1,5 до 7 лет.

На что обратить внимание при выборе мультфильма для ребенка

Несколько правил для родителей:

  • Заранее знакомьтесь с сюжетом предлагаемого мультфильма;
  • Опирайтесь на возраст вашего ребенка и подбирайте, исходя из необходимости, а не популярности;
  • Старайтесь после просмотра обсудить или обыграть историю, чтобы оценить полученные знания;
  • Соблюдайте временной режим. Дети до 3-х лет в неделю могут смотреть до 3 часов, с 4 до 7 лет — не более 6 часов.
  • Ограничивайте время одного сеанса для детей: до 1 года 5 минутами, 2–3 лет – 10 минут, 3–4 лет – 20 минут, 4-7 лет – 30 минут. Исключение применять старше 5 лет для семейного просмотра полнометражного фильма, но делать небольшие паузы для обсуждения просмотренного материала;
  • Соблюдайте нормы освещения и расстояния до экрана. Не разрешайте смотреть мультфильмы в помещении с недостаточным количеством света и ближе, чем в 3 метра;
  • Нежелательно смотреть мультики лежа или во время приема пищи;
  • Чтобы избежать требования со стороны ребенка включить еще один мультфильм, установите количественные рамки для одного дня. Лучшим вариантом будет просмотр только одного сюжета в день, никогда не нарушайте свое правило.

Сложно проводить оценивание каждого мультфильма для просмотра крохой, поэтому мы подобрали для вас списки тех произведений, которые не вызывают нареканий у психологов, педагогов и пользуются популярностью у опытных мам.

Списки мультфильмов для развития по возрастам

Для самых маленьких

Детям до 1,5 лет не рекомендуется смотреть мультфильмы, поэтому предложенные варианты лучше внедрять только после достижения крохой этого возраста.

Начать неплохо с разнообразных небольших по времени обучающих роликов. Большинство из них имеют ссылку к методике Домана. Предложите ролик о голосах животных, звуках природы или предметах домашнего обихода или действиях. Такие ролики обычно не занимают больше 3-х минут, имеют определённую тематику, несут информацию полезную для совсем крошечных детей, задействуют визуальную и звуковую сферу. Посмотрев такой ролик, хорошо показать ребенку картинки с животными или предметы, использованные в видео.

Детям этого возраста нравится слушать разнообразные песенки: предложите «Кукутиков», мультфильмы из сборника «Синий трактор». Простые мотивы и полезная информация в музыкальном исполнении будут интересны крохе. Постарайтесь не только смотреть на экран, но и танцевать с малышом, чтобы уменьшить время непосредственного просмотра.

От 2-х лет

С двух лет ребенку можно начинать аккуратно показывать различные мультфильмы сюжетной тематики. Постарайтесь сразу определить время для такого занятия и продолжительность сеанса. Рекомендуют не превышать 5 минут или одного мультика. Не оставляйте кроху наедине с новой историей, посмотрите вместе с ним и обсудите увиденное. Выделите воспитательный момент.

Неплохо остановить свое внимание на советских мультиках. Они обладают оптимальной яркостью, простым и понятным крохе сюжетом, фоновая музыка не раздражает, а настраивает на спокойное состояние.

Предлагаем вам список мультфильмов, с которых можно начинать знакомство в возрасте 2-х лет. Но не стоит стремиться посмотреть их все, старайтесь выбирать наиболее подходящие для ребенка и показывать новый сюжет с промежутком в 1-2 недели. Хорошо, если кроме просмотра мультика, вы сможете прочитать сказку в книжном варианте, показав, что любую историю можно узнавать по-разному.

Список советских мультфильмов, категория 2+:

  • Три медведя (1958);
  • Петушок Золотой гребешок (1955);
  • Про деда, бабу и курочку Рябу (1982);
  • Вершки и корешки (1974);
  • Колобок (1969);
  • Машенька и медведь (1960);
  • Терем-теремок (1971);
  • Грибок-теремок (1958);
  • Кораблик (1956);
  • Кто сказал мяу? (1962);
  • Муха-цокотуха (1960);
  • Федорино горе (1974);
  • Крошка Енот (1974);
  • Кто пасется на лугу (1973);
  • Как стать большим (1967);
  • Два веселых гуся (1970);
  • Храбрый заяц (1978).
Читайте также:  Игра занятие по развитию речи ребенка второго года жизни

Современные мультфильмы, категория 2+:

  • «Лунтик» (2006 – настоящее время). Детский мультсериал, в котором каждая отдельная серия не связана с предыдущей и имеет собственный сюжет. Рассказывает о приключениях выдуманного героя Лунтика в лесу. Каждая серия длится в районе 5 минут, показывает, как играют персонажи и получают ценный опыт, заканчивается полезным выводом из событий;
  • «Малышарики» (2015 – настоящее время). Развивающий сборник мультфильмов для детей длительностью по 5 минут. На протяжении одного выпуска изучается определенный вид знаний, который важный в младшем возрасте (короткий — длинный, сухой — мокрый);
  • «Уроки тетушки Совы» (2005). Еще один обучающий сериал для деток от 2-х лет. При помощи сказочных героев ведется рассказ о многих важных знаниях на понятных ребенку примерах.

От 3-х лет

Дети в три года уже достаточно активно разговаривают и используют накопленный ранее опыт для получения новых знаний. Психологи считают именно этот возраст оптимальным для знакомства с мультфильмами. Начинать хорошо с мультиков, представленных для категории 2+, а детки, которые уже ознакомились с ними, начинают расширять свое знание через более сложные сюжеты.

Советские мультики, категория 3+:

  • Лиса и дрозд (1946);
  • Кот Котофеевич (1981);
  • Волк и семеро козлят на новый лад (1975);
  • Дядя Миша (1970);
  • Хвосты (1966);
  • Мешок яблок (1974);
  • Петух и краски (1964);
  • По дороге с облаками (1984), Подарок для слона (1984), Клад (1985);
  • Краденое солнце (1978);
  • Телефон (1944);
  • Путаница (1974);
  • Мойдодыр (1954);
  • Как Маша поссорилась с подушкой (1977);
  • Бобик в гостях у Барбоса (1977);
  • Как львенок и черепаха пели песню (1974);
  • В лесной чаще (1954);
  • Земляничный дождик (1990);
  • Котенок по имени Гав (1976);
  • Песенка мышонка (1967);
  • Маша больше не лентяйка (1978);
  • Верное средство (1982);
  • Чучело мяучело (1982);
  • Мой приятель светофор (1978);
  • Веселая карусель (1969–2015);
  • Про бегемота, который боялся прививок (1966);
  • Осьминожки (1976);
  • Умка (1969);
  • Козленок, который считал до десяти (1968);
  • Паровозик из Ромашково (1967);
  • Хома (1978).

Современные рекомендуемые мультфильмы категории 3+

  • «Фиксики» (2010 – настоящее время). Анимационный сериал для детей, рассказывающий, как работают различные механизмы. Познавательный добрый мультфильм может заинтересовать не только малышей, но и взрослых;
  • Ми-ми-мишки (2015 – настоящее время). Мультипликационный сериал о дружбе, умении признавать свои ошибки и преодоление собственной нерешительности;
  • Волшебный фонарь (2015 – настоящее время). Сборник мультиков о брате и сестре, которые читают сказку при помощи аппарата для проекции изображения (диафильмы). Все серии содержат в себе одну сказку и вывод, который делает младший брат после ее просмотра. Прекрасно, если у вас сохранился такой аппарат из детства или можете приобрести его, чтобы вместо мультика читать сказки с диафильмов.

От 4-х лет

В этом возрасте хорошо начинать подробно разбирать все сюжеты, прося малыша пояснить, что он усвоил, запомнил, устраивать игровые интерпретации. Неплохо играть в мультфильм, используя сцены и ситуации для определения правильности полученной информации.

Выборка советских мультфильмов категории 4+:

  • Каша из топора (1982);
  • Царевна-лягушка (1954);
  • Василиса Прекрасная (1954);
  • По щучьему веленью (1957);
  • Сестрица Аленушка и братец Иванушка (1953);
  • Айболит и Бармалей, Айболит и его звери (1984);
  • Золушка (1979);
  • Ох и Ах (1975);
  • Дюймовочка (1964);
  • Большой Ух (1989);
  • Кем быть? (1948);
  • 38 попугаев (1976–1991);
  • Винтик и Шпунтик (1960);
  • Бюро находок (1982–1984);
  • Кот в сапогах (1968);
  • Дед Мороз и лето (1969);
  • Братец кролик и братец Лис (1972);
  • В порту (1975);
  • Кошкин дом (1958);
  • Трям! Здравствуйте! (1980);
  • Серая шейка (1948);
  • Вера и Анфиса (1988);
  • Зимняя сказка (1981);
  • Крокодил Гена и Чебурашка (1969, 1971, 1974, 1984);
  • Маугли (1967).

Современные мультфильмы для категории 4+

  • Гора самоцветов (2005-2015). Сборник сказок. В начале серии ребенок знакомится с историей России, ее географией и особенностями отдельных наций. Далее показывается сказочный сюжет, популярный на обозначенных территориях;
  • Даша и друзья (2000–2007). Приключенческий развивающий сериал о путешествиях девочки Даши и ее друга обезьянки Башмачка. В каждой серии они помогают персонажу, путешествуют по сказочной стране, решая различные задачи;
  • Вспыш и чудо-машинки (2014–2016). Увлекательный мультсериал о приключениях гоночного монстр-трака Вспыша и его товарищей. Изучая различные механизмы и их предназначение, помогая герою преодолевать преграды, которые готовит отрицательный герой Крушила, дети постигают основы математики, учатся дружить и преодолевать препятствия. Отдельно уделите внимание отрицательному герою, дать оценку его действиям, отношению к другим машинкам. На этом мультфильме просто объяснять, как правильно общаться со сверстниками и избегать конфликтных ситуаций.

От 5-ти лет

Дети начинают готовиться к походу в школу и их знания о мире позволяют развивать эмоциональную и психическую сферу. Предложите посетить кинотеатр или устроить семейный просмотр полнометражного мультипликационного кино.

Список советских фильмов для детей категории 5+ для семейного просмотра:

  • 12 месяцев (1956 г., длительность 53 мин);
  • Приключение Буратино (1959г., 64 мин);
  • Снегурочка (1952г., 65 мин);
  • Аленький цветочек (1952г., 40 мин);
  • Сказка о рыбаке и рыбке (1950г., 30 мин);
  • Дикие лебеди (1962г., 57 мин);
  • Сказка о золотом петушке (1967г., 30 мин);
  • Снежная королева (1957г., 61 мин).

После просмотра фильма обязательно обсудите поведение отрицательных героев и сделайте совместный вывод о необходимости быть добрым, справедливым и умным.

Советские мультики на каждый день:

  • Бременские музыканты (1969, 1973);
  • Нехочуха (1986);
  • Вовка в тридевятом царстве (1965);
  • Чертенок №13 (1982);
  • Голубой щенок (1976);
  • Щелкунчик (1973);
  • Дядюшка Ау (1979);
  • Летучий корабль (1979);
  • Приключение Незнайки и его друзей (1971–1973).

Современные мультфильмы для просмотра:

  • Король Лев (1994). Красивый мультфильм о таких важных для понимания малыша вещах как злоба, подлость и коварство;
  • Смешарики (2004 – настоящее время). Развивающий мультсериал, раскрывающий множество различных знаний. Понравится не только ребенку, но и взрослым. Рекомендуется обсуждать каждую серию и поведение персонажей;
  • Расти-механик (2016). Сериал про мальчика инженера. Используя свои знания, он изобретает необходимые механизмы. Показывает важность знаний для достижения успеха;
  • Щенячий патруль (2013 – наст. время). Мультсериал о важности взаимовыручки и помощи окружающим людям. Команда щенков и мальчик Райдер в каждой серии спасают из неприятной ситуации людей или зверей.

От 6-ти лет

Дети 6-ти лет уже чаще всего четко могут сказать, чтобы им хотелось посмотреть, поэтому можно иногда, предварительно ознакомившись, дать возможность выбрать самостоятельно. Активно идет процесс идентификации себя с героем, ребенок в 6 лет применяет полученный из мультфильма опыт в игре и на то, как он это делает, обратите особое внимание. Если в поведении появляются некие нежелательные элементы, то проверьте тот мультипликационный контент, доступный к просмотру.

Советские мультфильмы для детей старше 6-ти лет:

  • В стране невыученных уроков (1969);
  • Кто расскажет небылицу? (1982);
  • Гномы и горный король (1993);
  • Тайна третьей планеты (1981);
  • Коля, Оля и Архимед (1972).

Современные мультфильмы:

  • Кунг-фу Панда 1 часть (2008), 2 часть (2011). Детям, которые готовятся пойти в первый класс полезно посмотреть мультфильм о необходимости тренировки и занятий для достижения вершины в любом деле. Кажущееся невозможным достигается упорством;
  • Легенды ночных стражей (2010). Мультипликационный фильм о стремлении к мечте и достижении цели. На примере главных героев-птиц малыш научится не бояться сложностей и стремиться к добру;
  • Книга джунглей (2016). Одна из экранизаций известной истории про Маугли. На этом фильме можно начинать знакомство с современной киноиндустрией. Реалистичные события и красивый сюжет даст много новых знаний не только о мире, но и природе;
  • Летающие звери (2012–2015). Анимационный мультсериал, позволяющий разговаривать с детьми на сложные для них темы, которые не всегда удается донести словами без конкретных примеров. Как быть счастливым, все успевать, не распыляться на множество занятий и другие темы, которые будет полезно изучить будущему школьнику.
Читайте также:  18 нед беременности развитие ребенка

Чем старше становится ребенок, тем больше самостоятельности при выборе мультфильмов он будет проявлять. Не избежать интереса к обсуждаемым в детском коллективе ярких и красочных мультфильмов типа «Винкс», «Человек-паук» и др. Не стремитесь удовлетворить просьбу сразу, если он очень хочет узнать сюжет мультика или фильма, сделать это на семейном просмотре и пояснить все сложные моменты. Объясните, какое поведение персонажей не является правильным, чего избегать.

Помните, что любой интерес сложно удержать, если есть запрет. Рациональнее предложить отложить просмотр и провести его правильно, объясняя, рассказывая и показывая, чем увидеть негативный результат от знакомства вне вашего внимания.

Внося в жизнь ребенка мультики, помните, что для детей важно изучать мир вживую. Постарайтесь избегать чрезмерного знакомства с мультиндустрией. Предоставляйте малышу возможность познавать, занимайте разнообразными видами ручного творчества, изучайте мир и занимайтесь спортом. Даже, если это удобно -разрешить смотреть мультипликацию целый день, не поддавайтесь на искушение. Сохраните здоровье крохе, его психику. Покажите, как весело развлекаться, не используя дополнительных гаджетов. Развив любознательность, стремление к учебе, создав условия для разнообразных занятий, вы сможете воспитать счастливую и развитую личность. Пусть мультфильмы останутся только дополнением или вариантом для сложной ситуации, а жизнь проходит вне экрана.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Каким критериям должен соответствовать хороший мультфильм, о чём говорит возрастной рейтинг и нужно ли обсуждать с ребёнком увиденное после просмотра.

Какие мультики смотреть для развития ребенка

Александр Покрышкин

Детский психолог, игровой терапевт, эксперт по методике DIR/Floortime.

1. Что стоит знать о мультфильмах

Зачем показывать мультфильмы ребёнку

Можно показывать мультфильмы, не держа в голове какую‑то особенную цель. Они нравятся детям, вовлекают их в осмысление происходящего на экране, и это само по себе полезно для развития детей 3–6 лет. Конечно, ещё это развлечение и отдых — и не только для ребёнка. Хочу подчеркнуть, что желание родителя отдохнуть и в то же время развлечь малыша — это естественное стремление, вам нечего стыдиться. Иметь личное время, которое вы можете уделить себе, — это очень важно.

Также мультфильмы могут научить ребёнка чему‑то новому (названиям животных, цифрам или буквам), познакомить с различными социальными ситуациями. Для этого не обязательно искать пометку «развивающий», это может быть любой мультфильм, который вызывает интерес у малыша. Безусловно, контент стоит проверять на соответствие возрасту. Однако главное правило здесь одно: ребёнок учится, только если он увлечён. Поэтому увлекательность — ключевой критерий.

Ещё одной целью можно назвать и общение с ребёнком, если вы планируете совместный просмотр мультфильма и его последующее обсуждение.

Как присваивается возрастной рейтинг

Какие мультики смотреть для развития ребенка

Александра Артемьева

Продюсер анимационных проектов группы компаний «Рики».

Не только в России, но и в большинстве других стран мира принята возрастная маркировка: 0+, 6+, 12+, 16+, 18+. Эти значения носят рекомендательный характер и помогают родителям понять, что содержится или отсутствует в том или ином контенте.

Любое произведение, которое выходит на киноэкраны и транслируется по телевидению, обязательно получает возрастное ограничение. Решение по этому вопросу принимает Министерство культуры при выдаче прокатного удостоверения, а все критерии оценки закреплены в законе о защите детей от информации, которая может им навредить. Вот основные «детские» маркировки:

  • 0+: в мультфильме нет агрессии или чего‑то, что причиняет вред здоровью героев. По сюжету добро всегда побеждает зло. Кстати, последнее вообще может отсутствовать.
  • 6+: в мультфильме может быть больше активного взаимодействия между персонажами: драки, перепалки, но несерьёзные и без особых последствий. Даже если герои по сюжету попадают в аварию, они отделываются лёгким испугом и парочкой царапин.
  • 12+: в таких мультфильмах уже присутствуют экшен‑сцены, но без излишнего натурализма и агрессивности. Это может быть побег откуда‑то или самозащита. При этом персонажи всегда должны сочувствовать жертве.

Какие технические факторы важны в мультфильмах для самых маленьких

Детям сложнее воспринимать видеоконтент. Чем младше ребёнок, тем больше времени ему нужно для осознания движения как реальных объектов, так и объектов на экране. Поэтому отличительная особенность контента для самых маленьких — плавные движения и малое количество склеек (то есть переходов из одной сцены в другую). Это помогает ребёнку понимать, что происходит, и меньше уставать. Кроме того, важно обращать внимание на следующие факторы:

  • Движения героев в сценах не должны сливаться. Важно, чтобы визуальная часть мультфильма была контрастной и можно было без труда отделить героев друг от друга и от фона.
  • Яркие «кислотные» цвета могут просто переутомить ребёнка. Такая цветовая гамма — это всегда нагрузка на нервную систему, и некоторые дети устают от этого быстрее. Тем не менее выбор более спокойной цветовой гаммы не отменяет первого правила о контрастности.
  • Объекты на экране должны двигаться не слишком быстро, чтобы ребёнок успевал их воспринять.
  • Речь героев в мультфильмах для самых маленьких должна обладать тремя свойствами: состоять из коротких фраз, быть понятной и эмоциональной. Например, герои могут произносить простые фразы: «Ты как?!», «А ты попробуй, как я!», «Ура! Играем в наступалочки!» и так далее.

Какую роль играет закадровый голос

Закадровый голос — это не только инструмент вовлечения зрителя в историю, но и помощник в концентрации. Малыши от двух до шести лет только учатся самостоятельно удерживать фокус на сюжете, а голос за кадром помогает им в этом.

Вторая функция закадрового голоса — это объяснение происходящего зрителю. Дети могут смотреть на картинку, но не понимать, что же там происходит. Голос выполняет функцию взрослого, который вместе с ребёнком смотрит мультфильм и помогает разобраться в сюжете.

Помимо этого, для некоторых родителей закадровый голос — это подсказка для разговора с ребёнком. Вы можете отметить для себя определённые интонации, выписать фразы, чтобы использовать их при объяснении малышу каких‑либо явлений окружающего мира. Вот несколько примеров:

  • «Ой, кажется, ты расстроился. Похоже, что‑то случилось и теперь ты грустный».
  • О рисунке: «Красный пароход и синий дом? Очень красиво!»
  • «А ты знаешь, какого цвета эта краска?»
  • «Почему же бельчонок сердится?»

Подобные выражения помогают нам упростить свою речь, сделать её проще для восприятия детьми.

2. На что обращать внимание при выборе мультфильма для ребёнка

Самое главное правило выбора — это интерес вашего ребёнка. Понаблюдайте, как он смотрит мультфильмы: какие сюжеты его привлекают, сосредоточен ли он или быстро отвлекается (это говорит о его понимании происходящего).

Читайте также:  Роль деятельности и активности ребенка в психическом развитии ребенка

Второе правило — это польза для развития. Конечно, сам малыш вам не скажет, что ему помогает лучше развиваться, но родитель может поразмышлять над своими ценностями: какие из них вы хотели бы привить сыну или дочери? Посмотрите по одной‑две серии каждого потенциально подходящего мультфильма. Обычно хронометраж каждого эпизода составляет не более 5–6 минут, так что вы не потратите много времени на просмотр и оценку.

Есть ещё некоторые параметры выбора, которыми я и сам руководствуюсь:

  • Понятный и «доступный» сюжет. Простое повествование без запутанных отношений между героями.
  • Возрастная маркировка. Мультфильм с рейтингом 6+ может быть сложен для понимания трёхлетнего малыша.
  • Интерес ребёнка. Понятно ли ему, что происходит на экране? Вовлечён ли он в сюжет?

Хотелось бы ещё затронуть тему советских мультфильмов — часто родители отдают предпочтение именно им. Я считаю, что это, безусловно, выбор семьи. Просто задайтесь несколькими вопросами: «Согласен/согласна ли я с поведением героев мультфильма? Согласен/согласна ли я с моралью этого мультфильма? Хочу ли я знакомить своего ребёнка с этой моралью?»

Если вы не согласны, это не значит, что точно не стоит показывать ребёнку этот мультфильм. После просмотра вы сможете обсудить увиденное с сыном или дочерью, и это будет поводом поговорить по душам, понять друг друга лучше. Кстати, вопросы, которые я привёл выше, подойдут для выбора любых мультфильмов, не только советского мультипликационного наследия.

Какие мультики смотреть для развития ребенка

Александра Артемьева

Продюсер мультсериала «Малышарики» (группа компаний «Рики»).

Дети в раннем возрасте всё впитывают как губки, и очень важно не допустить отрицательного примера или опасного контента, который может негативно повлиять на детскую психику.

Вот на что я советую обратить внимание родителям при выборе мультфильма для малыша:

  • Рейтинг. Речь не только про возрастной ценз, но и про рейтинг зрительских симпатий на разных платформах.
  • Отзывы родителей о том или ином мультфильме.
  • Собственное впечатление. Посмотрите пару эпизодов мультсериала сами и решите, показывать ребёнку или нет.
  • Рекомендации друзей, у которых есть дети. Возможно, они посоветуют множество пока неизвестных вам хороших мультфильмов.

И конечно, нужно интересоваться мнением ребёнка. Узнавать у него, что он увидел в той или иной серии. Иногда нужно объяснить сыну или дочери, что произошло в мультфильме, почему персонаж так себя ведёт. Думаю, что обсуждать лучше сразу после просмотра, так как ребёнок может просто забыть, о чём именно была серия. Но если у вас нет моральных сил для диалога, это тоже нормально — детям не всегда нужно обсуждение, иногда они могут поразмышлять о сюжете самостоятельно.

3. Как смотреть мультфильмы

Сколько времени ребёнку можно смотреть мультфильмы

Американская академия педиатрии не рекомендует включать ребёнку мультфильмы до 18 месяцев. Считается, что мультфильмы в таком возрасте ограничивают для ребёнка возможность изучать физический и социальный мир: предметы и людей вокруг него.

С двух лет допускается час просмотра любого видео в день. На сайте Американской академии детской и подростковой психиатрии есть несколько рекомендаций для составления плана по знакомству ребёнка с экраном:

  • До 18 месяцев лучше всего использовать экран (планшета или смартфона) только для общения со взрослыми. Например, с родителем, который уехал в командировку, или бабушкой, живущей в другом городе.
  • С 18 до 24 месяцев можно показывать развивающие видео в присутствии взрослого.
  • В возрасте 2–5 лет лимит просмотра развлекательных передач и игр должен составлять не более одного часа в день. В выходные можно его увеличить, но не более трёх часов в день.
  • Для детей шести лет и старше поощряйте здоровый образ жизни и увеличивайте количество активностей, которые не связаны с взаимодействием с экраном.
  • Заведите правило отключать все мобильные устройства во время семейных приёмов пищи и совместных развлечений. Помните, что это правило касается не только детей, но и вас.
  • Изучите и применяйте функции «родительского контроля» на устройствах, которые доступны детям.
  • Не используйте игру на планшете или просмотр мультфильма для успокоения ребёнка. Важно понимать, что экран — это не няня для малыша, он не поможет прекратить истерики, а только усугубит их.
  • За 30–60 минут до сна откажитесь от использования любых экранов.

Сара Бенджамин‑Нилон, доцент здравоохранения в исследовательском университете Джонса Хопкинса, утверждает , что долгое пребывание детей перед экраном и влияние этого на развитие ребёнка в будущем пока не изучено надлежащим образом, но данные опросов родителей показывают «возможные негативные последствия». Сара также предупреждает, что исследование не учитывает активность ребёнка в течение дня. «Возможно, некоторые дети не проявляют той активности, которую от них ждут, сами по себе — и это не зависит от воздействия на них экрана», — заключает она.

На мой взгляд, всё действительно индивидуально. Ваш ребёнок может перевозбудиться и после 20 минут просмотра мультиков, а кто‑то и через час будет спокоен. Это можно выяснить только экспериментально.

Если малыш через 40 минут перед экраном стал беспокойным, то стоит ограничить время просмотра до 30 минут. К этому нужно подойти гибко и обращать внимание на то, как он себя чувствует в конкретный день.

Обязательно ли смотреть мультфильмы вместе с ребёнком и обсуждать увиденное

С одной стороны, детям важно делиться с нами впечатлениями и часто они рады смотреть мультики вместе. С другой — бывает время, когда родителям нужно отдохнуть или ребёнок просто хочет побыть один. Здесь тоже нет категоричных правил. Ориентируйтесь на собственные ощущения и, конечно же, слушайте своего сына или дочь.

Обсуждение после просмотра прежде всего зависит от уровня развития ребёнка — от того, разговор какого уровня он в состоянии поддержать. Малышам достаточно того, что вы рядом с ними и эмоционально комментируете происходящее на экране: «Ого! Какая сова!», «Вот это пряники!» или «Ой, приехал зайчик!» Такие фразы показывают, что вы разделяете эмоции ребёнка понятным для него образом. Можно и порассуждать об изображённой ситуации: «Куда делась машинка?», «Ой, всё упало. Как так?», «Где же арбуз? Кто его унёс, непонятно».

Переживая происходящее на экране вместе с малышом, вы помогаете ему лучше понять себя и свои эмоции. Такой подход укрепит ваши отношения, даст ребёнку почувствовать, что в момент, когда его что‑то волновало, вы были рядом.

Если сын или дочь уже в состоянии поддержать разговор, вы можете определять мораль истории, давать оценку действиям персонажей, показывать своё отношение к показанным событиям. Например, заметить, что персонаж поступил нехорошо, без спроса взяв что‑то у другого. В таком разговоре стоит обращать внимание на эмоции, которые испытывает герой, и отношения между ним и окружающими. Например: «Крошик расстроился оттого, что у него забрали мячик. Конечно, он же хотел играть, а мячика нет».

Конечно, не обязательно обсуждать каждый мультфильм. Если у вас есть для этого энергия, то хорошо, а если сил нет, просто отложите обсуждение до того момента, как они появятся.

Источник