Какие лекарства принимать ребенку при задержке психического развития

Какие лекарства принимать ребенку при задержке психического развития thumbnail

Ноотропы для детей

Нервная система человека, недавно появившегося на свет, еще незрелая. Она будет совершенствоваться годами. Неудивительно, что заботливые родители пристально вглядываются в своего кроху – а нет ли у него каких-нибудь отклонений?

Малыш бывает беспокойным перед сном? Иногда дрожит подбородок, дергаются ручки, ножки, малыш обильно и часто срыгивает, отстает в развитии от сверстников? У карапуза задержка речевого развития или он не хочет садиться и ходить в среднестатистический срок? Все эти симптомы могут быть признаком как естественной для крох незрелости нервной системы, так и серьезного заболевания.

Какие лекарства принимать ребенку при задержке психического развития

Когда вопрос встает, что называется, ребром, родителям и детским врачам некогда ждать, пройдут ли тревожные симптомы со временем.

Ведь чем старше ребенок, тем сложнее исправить отклонения, вызванные неврологическими патологиями. В этой ситуации детям назначают ноотропные препараты. Пугаться не стоит – по статистике, их выписывают каждому третьему малышу.

Что это такое?

Ноотропы – это нейрометаболические стимуляторы. Проще говоря, препараты, которые активно действуют на высшие психические функции мозга, улучшают кровообращение и работу нервной системы, стимулируют обменные процессы в нервных тканях. В международной классификации у ноотропных средств нет отдельной группы, их объединили с психостимуляторами. Но это также не повод для волнений.

Действие

Ноотропное действие основано на нескольких процессах. Они улучшают энергетическое состояние нервных клеток (нейронов), ускоряют процессы, протекающие в центральной нервной системе, насыщают мозг кислородом, укрепляют мембраны нервных клеток, увеличивают скорость импульсов в мозге. Как следствие, обменные процессы в мозге значительно улучшаются, «крепчает» память, «оживляется» восприятие. Позитивно ноотропы действуют и на механизмы мышления, увеличивают интеллектуальные способности. Именно за это ноотропы получили свое второе неофициальное имя – «стимуляторы познания».

Какие лекарства принимать ребенку при задержке психического развития

Ноотропные препараты бывают различной классификации, всего их более 20 видов. Это более сотни названий.

Показания к применению

Ноотропные препараты детям назначают при следующих заболеваниях и состояниях:

  • Отставание в развитии психики ребенка,
  • Задержка развития речи,
  • Последствия внутриутробного страдания малыша, в ходе которого оказалась пораженной центральная нервная система,
  • Травмы головы (сотрясения мозга, ЧМТ),
  • Синдром дефицита внимания,
  • Различные формы умственной отсталости,
  • Детский церебральный паралич (ДЦП),

Кроме того, отдельные виды ноотропных препаратов, скорее всего, назначат при сильном заикании, нарушении сна у ребенка, расстройствах мочеиспускания, мигрени, сильных головокружениях. Ноотропы применяют для лечения гиперкинезов (это хаотичные судорожные случайно возникающие движения руками и ногами у детей), а также для профилактики укачивания. Кроме того, ноотропные препараты для лечения детей применяются в офтальмологии, токсикологии, травматологии.

Какие лекарства принимать ребенку при задержке психического развития

Какие лекарства принимать ребенку при задержке психического развития

За и против

Несмотря на свое довольно позитивное воздействие на организм, споры и научные дискуссии вокруг ноотропов не утихают. Широкое применение эти препараты нашли только в России и странах бывшего СНГ. Вероятно потому, что их начали использовать в нашей медицине еще в середине XX века. Европейские и американские врачи, к примеру, отказываются назначать ноотропы своим маленьким пациентам.

Причина в том, что эффективность и пользу ноотропных средств научно доказать пока не удалось. Хотя все согласны с тем, что особого вреда от них тоже нет. А какой тогда смысл лечить ноотропами всех и вся, если речь, конечно, не идет о перечне заболеваний, указанном выше? Такого мнения, в частности, придерживаются известные врачи Рошаль и Комаровский. Некоторые специалисты предлагают даже перевести ноотропные препараты из категории лекарственных средств в категорию биологически активных добавок.

Автор следующего видеоролика расскажет, как ноотропные препараты влияют на мозг.

Какие препараты может назначить врач?

  • Главный и самый первый в истории ноотроп, «отец-основатель» всех остальных препаратов этого семейства, – Пирацетам. Большинству россиян и жителей стран бывшего СНГ он знаком и по другим названиям-синонимам: Ноотропил, Церебрил, Луцетам, Ойкамид и др.

Пирацетам синтезировали более полувека назад. Препарат благотворно влияет на мозг, стимулирует память, увеличивает способности к интеллектуальным нагрузкам и мотивирует к обучению, способствует концентрации внимания. Выпускается в капсулах, ампулах и в таблетках. Детям до года Пирацетам не рекомендуется. Кроме того, этот препарат не походит малышам с психомоторным возбуждением.

Какие лекарства принимать ребенку при задержке психического развития

Среди побочных явлений от приема «Пирацетама» – бессонница, нарушение координации движений, раздражительность, спутанность сознания.

  • Еще один очень популярный у российских педиатров препарат – Пантогам. Это ноотропное противосудорожное средство. Выпускается в форме таблеток и сиропа. Его доктор может прописать вашему малышу с первых дней жизни.

    Лекарство улучшает состояние детей с различными формами ДЦП, шизофренией, аутизма. Кроме того, Пантогам помогает при недержании мочи, детских нервных тиках, синдроме гиперактивности и задержке речевого развития. Побочные действия сведены к минимуму, к сонливости и аллергической реакции на какой-либо компонент Пантогама.

Какие лекарства принимать ребенку при задержке психического развития

  • Пикамилон – расширяющий сосуды мозга ноотропный препарат, аналог Пирацетама. Помимо прочего, обладает психостимулирующим и легким транквилизирующим действием. Выпускается в ампулах для внутривенного и внутримышечного введения и в таблетках. Не рекомендуется детям до 3 лет.

    Нередко Пикамилон назначают чрезмерно тревожным, эмоционально-нестабильным детям. Кроме того, этот ноотроп принимают для повышения выносливости в условиях физических и психических перегрузок, например, спортсмены.

Какие лекарства принимать ребенку при задержке психического развития

Среди побочных действий – головная боль, тошнота, кожный зуд. Препарат нельзя принимать ребенку, имеющему проблемы с почками.

  • Фенибут – современный ноотроп, который достаточно часто назначают детям. Он стимулирует деятельность нервной системы, повышает умственную работоспособность, улучшает память, помогает школьникам справляться с перегрузками в процессе обучения. Эффект транквилизатора помогает снять тревогу, раздражительность, улучшить сон. Выпускается в таблетках и порошках. Этот препарат низкотоксичен, а потому его прописывают детям с 2 лет. Среди побочных явлений – головокружение, сонливость, тошнота.

Какие лекарства принимать ребенку при задержке психического развития

В следующем видеоролике можно узнать о ноотропных препаратах для детей.

  • Пиритинол – ноотропное средство с незначительным седативным эффектом. Часто его советуют принимать при депрессивных состояниях, вегето – сосудистой дистонии, повышенной утомляемости, задержке психического развития. Подходит детям с 1 года. Имеет достаточно большой перечень побочных действий от тошноты до полимиозита, диспноэ и потери вкусовых ощущений.

Какие лекарства принимать ребенку при задержке психического развития

  • Циннаризин (синонимы Балциннарзин, Вертизин, Дизирон, Циннарон, Циризин) – это ноотроп, в инструкции по применению к которому сказано, что детям до 12 лет он не рекомендован. Однако многие врачи уже давно прописывают этот препарат малышам до года, и утверждают о положительном его воздействии. Впрочем, эффективность лекарства не была доказана, а вот побочные действия у пациентов фиксировали. У этого препарата они довольны серьезные: нарушения деятельности печени и почек, падение давления, головные боли. Выпускается Циннаризин в капсулах и таблетках.

Какие лекарства принимать ребенку при задержке психического развития

  • Семакс – один из любимых педиатрами ноотропных препаратов. Он выпускается в виде капель в нос, а потому применять его удобно даже самым маленьким пациентам. Семакс приходит на помощь в тех случаях, когда у детей наблюдается задержка речевого развития, нарушения сна, гипервозбудимость, капризность. Среди побочных явлений – головокружение, раздражение слизистой оболочки носа.

Какие лекарства принимать ребенку при задержке психического развития

  • Прекрасным вариантом может быть простейшая аминоуксусная кислота Глицин. Она обладает всеми достоинствами ноотропов, но лишена пугающих побочных явлений. Глицин назначают малышам любого возраста. Препарат регулирует процессы возбуждения и торможения. В результате у ребенка повышается внимание, существенно улучшается обучаемость, нормализуется ночной сон.

Какие лекарства принимать ребенку при задержке психического развития

Перечислить все препараты ноотропного семейства практически невозможно, их очень много, к тому же фармацевтическая промышленность на месте не стоит, и почти каждый год представляет что-то новое. Искать новые формулы в ноотропных препаратах выгодно, ведь эти средства довольно востребованы и взрослыми, и детьми.

  • Из «новинок» хочется отметить японский ноотроп Гаммалон. Стоимость этого препарата превышает стоимость его родоначальника Пирацетама более чем в 100 раз. Упаковка препарата из страны Восходящего Солнца стоит около 2500 рублей за упаковку (100 таблеток).

Какие лекарства принимать ребенку при задержке психического развития

По отзывам в Интернете, он помогает даже детям с тяжелыми формами аутизма и детского церебрального паралича, облегчает их состояние. Но у ряда медиков Гаммалон вызывает сомнения. Дело в том, что даже поверхностный анализ инструкции по применению наблюдательным пациентам может подсказать, что в составе японского «чудо-лекарства» одна-единственная аминокислота – гамма-аминомасляная.

Ноотроп с таким же точным составом – Аминалон. Только стоит он всего 99 рублей. Практичный подход к вопросу подсказывает, что японский Гаммалон -просто удачный маркетинговый ход, тем более что и его эффективность и польза, как и у других ноотропных препаратов, научно доказана пока не была.

Какие лекарства принимать ребенку при задержке психического развития

Вывод о диагностике в России

В России сложилась своеобразная практика диагностики. Врачи в поликлинике ради «перестраховки» могут поставить неврологический или даже психиатрический диагноз любому ребенку с повышенной возбудимостью, очень подвижному или тревожному. По большому счету, был бы человек, а диагноз найдется.

Врачей за это осуждать нельзя. Им так предписывает Минздрав. Ведь пропустить начинающееся заболевание еще страшнее. Родители начинают лечить малыша назначенными осторожным врачом ноотропными препаратами, не зная на самом деле, вредны ли они. При реально существующем заболевании ноотропы эффективны, но в случае врачебной «перестраховки» препарат здоровому ребенку не принесет ровным счетом ничего, кроме вероятных «побочек».

Нет у докторов и точных и единых критериев оценки поведения маленьких детей. Поэтому установить грань между обычным беспокойным ребенком и малышом с неврологическим заболеванием довольно сложно.

Несмотря на все методы диагностики, решение дилеммы «Норма или патология» ложится на плечи доктора и в конечном счете определятся только им. А это благодатная почва для врачебных ошибок и тех самых перестраховок «на всякий случай».

Какие лекарства принимать ребенку при задержке психического развития

Главный принцип любого врача – «Не навреди», и испытывать на ребенке средства в поисках возможности получить наконец список препаратов с доказанной эффективностью, по меньшей мере недальновидно и неэтично. Пусть лучше статистику пополняют лабораторные животные.

Однако если серьезный диагноз уже поставлен, то отказываться от приема ноотропов не стоит. И уже тем более не надо покупать ноотропные средства в аптеке самостоятельно, не посоветовавшись с врачом, прислушиваясь только к рекламным роликам, вещающим о том, как помочь ребенку нормализовать сон, наладить учебу в школе или снять гиперактивность. Ноотропов много, а ребенок у вас один. Берегите его!

Какие лекарства принимать ребенку при задержке психического развития

Подробнее о ноотропах смотрите в следующем видео.

Источник

Задержка психического развития: взгляд врача и педагога.

Неуспеваемость школьников в большинстве случаев вызвана ЗПР — задержкой психического развития. Это заболевание не позволяет ребенку в достаточной мере усваивать новую информацию, анализировать и воспроизводить ее, таким детям трудно общаться со сверстниками, потому что они невнимательные, эмоционально незрелые и не способны играть и общаться в коллективе. Как родителям вовремя увидеть проблему и как помочь ребенку с ЗПР «нагнать» своих ушедших вперед сверстников – об этом расскажут специалисты ГБУЗ НО «Детская городская поликлиника №39 Советского района г. Нижнего Новгорода» – врач-невролог Людмила Константиновна Михайленко и педагог-психолог Светлана Валерьевна Панькина.

Людмила Константиновна, что такое ЗПР, каковы медицинские факторы ее возникновения у детей?

Задержка психического развития – это обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Причин, которые приводят к ЗПР, довольно много. Это и генетическая предрасположенность, и повреждения нервной системы ребенка еще во внутриутробный период развития, во время беременности мамы — например, постгипоксические изменения мозга, которые возникают при неблагоприятной беременности или если у мамы есть определенные заболевания, к примеру, анемия, вегето-сосудистая дистония, заболевания почек. Я уже молчу о вредных привычках — если мама курит, выпивает или принимает наркотики.

Светлана Валерьевна, расскажите о педагогических факторах ЗПР.

Есть такое понятие как педагогическая запущенность. Неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития. Некоторые мамы говорят: «Я хочу чтобы мой ребенок отдохнул перед школой. А его там всему научат». И такие дети приходят в школу как «чистый лист» и страдают из-за этого. Школьные программы достаточно сложные, поэтому большинство детей идут в школу с определенными умениями (например – читающие). Формировать у ребенка навыки, которые помогут ему в школе – это и есть задача родителей. Есть и другое отношение – «он еще маленький, мы еще все успеем». В итоге — не успевают. Важно перед школой научить ребенка учиться.

Людмила Константиновна, верно ли, что ЗПР проявляется в полной мере только при подготовке к учебному процессу? Или родители могут заподозрить ЗПР у ребенка по каким-то симптомам в более раннем возрасте? Можно ли самому правильно следить за развитием ребенка?

Конечно, ЗПР проявляется значительно раньше. Есть популярная литература, где подробно расписываются стадии психоречевого развития ребенка, даже в возрасте до года. Кажется, что такой кроха может, что от него можно ожидать? А он может многое. Есть понятие предречевого развития, когда малыш начинает «гукать» (до 3 мес), потом «гулить» (от 3-х до6 мес), потом лепетать (с 6 до 9 мес), а потом уже появляются слоги, а потом и первые слова. Важны и эмоции, которые проявляет маленький человек: в 3 месяца — это «комплекс оживления». В 4 месяца — он начинает ориентироваться, узнавать близких людей, это «комплекс оживления с ориентировочной реакцией». Потом начинает интересоваться игрушками. А в полгода он начинает переворачиваться на живот, исследовать окружающий мир, улыбается, тянет ко всему ручки. Если в эти периоды родители наблюдают какие-то сбои, нужно бить тревогу. Сейчас, повторюсь, масса литературы на эту тему, поэтому самому следить за развитием ребенка можно и нужно. А вот отзывы с «форумов мамочек» – не ориентир в этих вопросах. Когда одна мама читает, как другая пишет о том, что ее ребенок в полтора года уже предложениями начинает говорить, то решает – «Ой, с моим ребенком что-то не так!». А ведь развитие идет индивидуально. Смотреть на развитие ребенка необходимо «в комплексе» – если ребенок сейчас отстает по «говорливости», он может «говоруна» обгонять по другим показателям — по моторике, например. Поэтому, если у вас какие-то сомнения возникают, лучше обратиться к специалисту, а не читать интернет.

К какому специалисту нужно обращаться?

Первым врачом, которому стоит показать ребенка, должен быть невролог. А он, при необходимости направит ребенка к трем важным специалистам. Сурдолог должен выявить возможные проблемы со слухом у ребенка. Ведь ребенок как слышит — так и говорит, если у него даже небольшие проблемы со слухом, его речь может стать «смазанной». Генетик выявляет возможные генетические заболевания, которые могли привести к ЗПР. Психиатр оценивает мыслительные функции ребенка, проводит тесты. Дальнейшее лечение зависит от найденных причин ЗПР. В случае же, если проблема носит только педагогический характер, мы направляем ребенка к специалистам-педагогам.

Светлана Валерьевна, что входит в комплексную педагогическую помощь ребенку с ЗПР?

После проведения необходимых тестов становится видно, какая функция страдает, и мы занимаемся ее развитием. Как правило, у ребенка с ЗПР страдает сразу несколько функций – память, внимание, мышление, эмоции… Какая-то развита менее всего, а остальные за нее «цепляются». Каждое занятие включает в себя упражнения и задания, направленные на развитие страдающей психической функции, несколько упражнений на развитие других психических процессов. Это и артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики( лепка из пластилина, аппликация) – ведь моторика тесно связана с развитием речевых центров мозга, игры, направленные на развитие тактильных ощущений, игровые ситуации, помогающие развитию навыков общения.

Людмила Константиновна — обоснованы ли родительские страхи, если при диагнозе ЗПР врачи назначают препараты? В каком случае можно обойтись без лекарств?

Если у ребенка педагогическая запущенность, никаких лекарств ему не нужно, нужно только наверстать упущенное. Если же ЗПР связана с генетическим фактором — папа, например, начал говорить после 4-х лет, мама — после 5-ти, а ребенок — «молчит, но все понимает», то мы максимально оттягиваем сроки назначения препаратов. Если же у ребенка диагностируются органические поражения нервной системы, то, чем раньше мы назначим медикаментозное лечение, тем лучше. И все эти вопросы должен решать только специалист. Препараты, которые назначаются, как правило, направлены на улучшение кровоснабжения, питания мозга.

Вопрос Светлане Валерьевне. Какие проблемы испытывают дети с ЗПР в коллективе?Есть ли пути их решения? Дайте советы родителям.

В коллективе, как правило, детей с ЗПР не очень любят. Чаще всего у таких деток слабо развита и общая моторика – главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), а значит они не могут участвовать на равных в подвижных играх сверстников. Ребенок с ЗПР часто не умеет общаться. Эти дети, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть, проявить жестокость. Поэтому родителям важно учить детей навыкам общения — дома, подстраиваясь под интересы ребенка, создавать элементарные игровые ситуации и регулярно проигрывать, повторять их с игрушками, которые ему интересны, с другими детьми. Эмоциональная незрелость приводит к тому, что таким детям легче общаться с ребятами помладше. Родители должны включаться в работу детского сада и школьного коллектива — посещать мероприятия, приглашать других ребят к себе в гости, учить ребенка заинтересовывать своих сверстников, чтобы он мог образовать вокруг себя коллектив и найти друзей. Важно рассчитывать нагрузки — если ребенок устал, заставлять его заниматься чем-то дальше бесполезно, нужно дать ему отдохнуть, переключить его внимание на что-то другое. Важно обращать внимание ребенка на детали выполняемого им задания, чтобы у него в голове сформировался план по выполнению, учить самоконтролю.

Людмила Константиновна, если ребенок не успевает, имеет смысл сменить школу, класс, или перейти на домашнее обучение?

Многие родители ругают детей за неуспеваемость, забывая во-многом правильную поговорку, что «стране больше нужны здоровые троечники, чем больные отличники». Если ребенок систематически не справляется со школьной программой – это вызывает невроз у него и у родителей, поэтому желательно сменить лицей на обычную школу, обычную школу – на коррекционную. Однако, домашнее обучение, на мой взгляд, нежелательно. Ребенок должен жить в коллективе, социуме, уметь общаться. На индивидуальное обучение следует переводить только детей, не имеющих перспектив, как бы жестко это не звучало. Тяжелые случаи ДЦП, например, когда ребенок не может самостоятельно передвигаться.

Светлана Валерьевна, а Вы что думаете по этому поводу?

Совершенно согласна. Главное, что родители должны учитывать при выборе школы для ребенка — это не свои амбиции, а возможности ребенка.

Беседовал Данила Резак.

Статья предоставлена рекламно-информационным еженедельником ‘Арена’.

Источник