Какие лекарства давать ребенку для развития речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи характеризуется задержкой речевого развития, в первую очередь, экспрессивной речи. Подобное состояние часто связано с недоразвитием корковых отделов головного мозга, которые со взрослением малыша приобретают зрелый «вид». При сохранении проблем у ребенка после трех лет ему может быть выставлен диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР). В этом случае начинается активная логопедическая работа, направленная на коррекцию нарушений. Дополнительно могут использоваться препараты для развития речи: ноотропы и лекарства, улучшающие состояние нервных клеток.
Информация о заболевании
Речевое развитие ребенка проходит ряд последовательных этапов, за которыми внимательно следят педиатр и родители. При взрослении наблюдается постепенное обогащение словарного запаса, формирование правильного произношения и понимания сказанного окружающими. Считается, что речевое развитие малыша активно продолжается до 3 лет. В этот временной отрезок ребенок попадает в детский сад, где начинает активно общаться со сверстниками и воспитателями.
В возрасте 3 лет и старше может быть выставлен диагноз задержки речевого развития. Врачи считают, что это патология проявляется одновременным нарушением всех частей речи: грамматики, фонетики и лексикона. Как правило, подозрения о наличии расстройства возникают раньше, но ЗРР выставляется только по достижении трехлетнего возраста. До этого времени с ребенком активно работает логопед, что у большинства детей приводит к формированию нормальной речи.
В отсутствии коррекции ЗРР может стать причиной развития дисграфии и дислексии, характеризующихся нарушениями письма и чтения, соответственно. Это в свою очередь негативно влияет на память, внимание ребенка, а также на процесс обучения в детском саду и школе.
Задержка речевого развития является следствием функционального нарушения созревания корковых отделов головного мозга и артикуляционного аппарата. В связи с этим терапия подобного состояния всегда проводится совместно педиатром и логопедом при использовании медикаментов, логопедических упражнений и других методов.
Необходимое лечение
Эффективный подход к устранению речевых нарушений − комплексный, включающий в себя логопедические занятия, медикаментозные препараты и улучшение социальной обстановки в семье. С родителями ребенка и им самим работает психолог и психотерапевт. Это позволяет повысить качество общения в семье и ориентировать родителей на регулярное общение.
Частая причина ЗРР − нарушение артикуляции, связанное с патологией языка, зубов, губ или челюстей. Для их устранения проводится специальная гимнастика, направленная на улучшение работы артикуляционного аппарата. Дополнительно используется логопедический массаж, снимающий напряжение с мимических и жевательных мышц. Дополнительное значение в терапии имеет физиолечение: электростимуляция, ЛОГО+ и другие методики. Они могут способствовать улучшению функции корковых и подкорковых отделов головного мозга, устраняя речевой дефект.
Улучшение обменных процессов и защита нервных клеток от повреждающих факторов возможна при использовании лекарственных средств различных фармакологических групп. Подбирать препараты должен только специалист, так как все они имеют определенные показания и противопоказания к своему применению.
Цели медикаментозного лечения
Основная цель использования лекарств в лечении задержки речевого развития − улучшение питания нервной ткани. Известно, что нейроны активно метаболизируют глюкозу, получая из нее энергию и необходимые питательные вещества. Стимулирование обменных процессов позволяет повысить активность клеток и их функциональную зрелость. Основная группа препаратов, используемых для этого − ноотропы.
Дети с функциональными расстройствами корковых отделов головного мозга могут проявлять признаки синдрома гиперактивности с дефицитом внимания. Для коррекции симптомов в этом случае рекомендуют принимать Пикамилон и его аналоги. При повышенной заторможенности детей следует выбирать Цераксон и схожие с ним лекарственные средства.
Родителям важно понимать, что назначение медикаментов для лечения ЗРР носит вспомогательный характер. Даже хорошие лекарственные препараты не исключают регулярных и длительных логопедических занятий, а только обеспечивают ускорение формирования правильной речи.
Основные группы лекарств
Все таблетки для развития речи у детей принято делить в зависимости от их химической структуры и оказываемого эффекта на головной мозг. Врачи выделяют следующие группы препаратов для лечения ЗРР:
- Аналоги гамма-аминомаслянной кислоты (ГАМК) − Пикамилон, Пантогам и др. ГАМК является тормозным нейромедиатором, обеспечивающим нормализацию проведения нервных импульсов в головном мозге. Последние научные исследования показывают, что препараты на основе ГАМК улучшают поглощение нейронами кислорода и глюкозы, что положительно сказывается на их функционировании. Пантогам и его аналоги рекомендованы детям с проявлениями синдрома гиперактивности и другими состояниями, сопровождающимися повышенной возбудимостью ЦНС. Многие из указанных средств выпускаются в виде капель, что облегчает их использование в детском возрасте.
- Средства, содержащие пиритинол (Энцефабол, Церебол), являются активными нейропротекторами. Они оказывают мембраностабилизирующее действие и блокируют образование свободных радикалов, способных разрушить нервные клетки и их внутренние структуры. Кроме того, благодаря указанному действию, препараты повышают жизнеспособность нейронов при гипоксии, то есть нехватке кислорода. Выпускаются в виде таблеток и суспензии.
- Цераксон относится к ноотропам со стимулирующим эффектом на центральную нервную систему. В препарат в качестве активного компонента входит цитиколин, повышающий энергообеспечение нервной ткани и стимулирующий восстановление клеточной мембраны нейронов. Дополнительно оказывает противоотечный эффект, уменьшая количество межклеточной жидкости в головном мозге. Принимать Цераксон можно детям, страдающим ЗРР с признаками заторможенности работы ЦНС, в том числе, при аутизме.
В возрасте 1-2 года лекарственные препараты при функциональной задержке развития речи не используются, так как состояние легко купируется с помощью логопедических занятий.
Указанные лекарственные средства характеризуются высокой эффективностью и входят в рейтинг самых часто назначаемых препаратов для устранения дефектов речи в детском возрасте.
Витаминные комплексы
Образование нейромедиаторов в нервной ткани зависит от содержания в организме витаминов. В связи с этим дополнительный терапевтический эффект при ЗРР оказывает использование поливитаминных комплексов. Одним из популярных средств является Элькар. Его таблетки содержат левокарнитин, необходимый для регуляции обмена веществ в клетках организма. Помимо этого, в терапии используется Глиатилин, содержащий витамин В4, улучшающий контактное взаимодействие между нейронами.
Препараты природного происхождения
Кортексин и Церебролизин − два ноотропа, созданных на основе лиофилизированной ткани головного мозга животных. Входящие в их состав полипептиды обладают регулирующим действием на нервную систему. Сами пептидные молекулы выступают источником аминокислот, необходимых для жизнедеятельности и регенерации нейронов.
Ни в коем случае не следует использовать гомеопатические средства для лечения ЗРР. Они не имеют доказанной эффективности, так как не содержат молекул действующего вещества. При их использовании родители могут длительное время отказываться от действующих лекарственных препаратов, что усложнит течение патологии.
Особенности лечения
Наиболее часто у детей для лечения ЗРР используют Пикамилон, Цераксон и Энцефабол. Данные препараты имеют определенные схемы терапии, которые необходимо строго соблюдать. Пикамилон может быть использован для детей старше 3 лет. Назначают его в виде таблеток, содержащих 20 мг активного компонента. Если ребенку от 3 до 10 лет, то препарат принимают два раза в сутки по 1 таблетке. В возрасте старше 10 лет – три раза в день. Средняя продолжительность курса лечения 3 месяца. При необходимости, терапия может быть продолжена после консультации с неврологом.
Если ребенок имеет диагноз аутиста или другие комплексные психиатрические заболевания, то в лечении задержки речевого развития всегда должен участвовать врач-психиатр. Связано это с тем, что нейропротекторы и ноотропы, влияя на головной мозг, могут стать причиной обострения патологий.
Цераксон − один из наиболее удобных препаратов для лечения ЗРР. Он выпускается не только в виде таблеток, но и в виде сиропа. Может быть использован только у детей старше трех лет. Необходимо использовать 1 таблетку, 1 саше или 1 ч. л. сиропа в день, разделив суточную дозу на два отдельных приема. Лечение продолжается 1 месяц, после чего ребенок повторно обследуется педиатром или неврологом. Следует отметить, что в современных клинических рекомендациях по лечению ЗРР Цераксон назначается только при возможности постоянного медицинского контроля за состоянием малыша.
Лекарственное средство Энцефабол относится к пиритинол-содержащим препаратам. Выпускается оно в виде суспензии для приема внутрь. Детям старше года назначают Энцефабол по 1 ч. л. трижды в сутки. Терапию продолжают 1-2 месяца, после чего необходимо проконсультироваться у невролога.
При неэффективности отдельного препарата, врач может заменить его или назначить комбинацию лекарственных средств. Следует помнить, что помимо медикаментов, ребенок должен посещать логопеда и выполнять логопедические упражнения для развития артикуляционного аппарата.
Возможные побочные эффекты
Все лекарственные препараты способны вызвать нежелательные лекарственные реакции. Риск их возникновения минимален, однако, родители должны знать о них и при выявлении симптомов сразу же обратиться к своему лечащему врачу для коррекции терапии.
При использовании ноотропов и нейропротекторов возможны следующие побочные эффекты:
- Аллергические реакции в виде крапивницы и кожного зуда при наличии у ребенка индивидуальной непереносимости или аллергии на препарат.
- При использовании ноотропов с психостимулирующим эффектом родители могут отмечать повышенную возбудимость ребенка, развитие у него бессонницы, усиленного аппетита или отказ от приема пищи. Симптомы задержки речевого развития при этом могут усиливаться в результате дисфункции коры головного мозга.
- Неправильное применение тормозящих нейропротекторов на основе ГАМК приводит к противоположным эффектам: заторможенности, сонливости, замедленной реакции, отсутствию внимания на окружающие события и людей и пр.
Для того чтобы избежать возникновения побочного действия лекарственных средств, следует всегда перед их назначением консультироваться с врачом. Специалист оценит имеющиеся у ребенка противопоказания и подберет оптимальную медикаментозную терапию.
Медикаменты являются важной частью лечения задержки речевого развития. Они оказывают положительное влияние на головной мозг и способствуют созреванию его центров, ответственных за речь. При выборе лекарственных средств для лечения ЗРР, следует соблюдать советы врача. Доктор совместно с логопедом назначает комплексную терапию, в которой препаратам отводится вспомогательная роль. При выборе конкретных лекарств, учитывается состояние ребенка, а также цена на данные средства.
Источник
По материалам статьи А. П. Скоромец И. А. Крюкова И. Л. Семичова М. В. Шумилина Т. В. Фомина
Задержки психического развития у детей и принципы их коррекции (обзор)
Как часто я слышу от родителей вопрос: “Пить ли нам…(тут в основном называется какой-либо ноотроп)”. Рассуждая на эту тему, нужно отметить несколько принципиальных положений: 1) логопед не назначает и не отменяет медикаментозную терапию; 2) логопед может порекомендовать обратиться к неврологу для назначения медикаментозной поддержки коррекционного процесса; 3) эффективность медикаментозной поддержки зависит во многом от параллелизации с логопедическими занятиями, таким образом, эффект будет наилучшим от одновременного приема препаратов и занятий; 4) к сожалению, существуют стандартные схемы лечения детей с F.80, зачастую не имеющие ничего общего с конкретным случаем, в связи с этим стоит рассматривать различные варианты гомеопатического, натуропатического лечения.
Однако, бояться принимать ноотропы все же не стоит. В большинстве случаев при сочетании с логопедическими занятиями они все же влияют на положительную динамику. Чтобы не бояться, нужно знать. Давайте рассмотрим, какие препараты чаще всего назначаются неговорящим детям, и каково их действие.
В большинстве случаев, препаратами выбора становятся средства с ноотропным действием (от греч. noos — мышление, разум, интеллект; tropos — поворот, направление). По определению ВОЗ, ноотропные препараты — это средства, оказывающие прямое активирующее действие на ЦНС, улучшающие память и умственную деятельность, а также повышающие устойчивость мозга к гипоксии (кислородному голоданию – наиболее частая причина отсутствия речи) и токсическим воздействиям. Их общее свойство — действие на высшие интегративные и когнитивные функции головного мозга — память, восприятие, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевые функции. При использовании вазопротектеров ноотропный эффект развивается вторично, вследствие позитивного влияния на мозговой кровоток.
В настоящее время для неговорящих детей используются следующие нейротропные средства:
1) производные пирролидона: пирацетам и др.;
2) производные пиридоксина: Биотредин, Энцефабол;
3) производные и аналоги гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК): Аминалон, Пикамилон, Фенибут, Пантогам;
4) препараты, усиливающие холинергические процессы: Глиатилин, Цераксон, Энцефабол, Церебролизин;
5) глутаматергические препараты: Глицин, Акатинол Мемантин;
6) нейропептиды и их аналоги: Церебролизин, Актовегин, Кортексин, Церебрамин, Семакс;
7) цереброваскулярные средства (винпоцетин, циннаризин, Инстенон, Гинкго Билоба, Вазобрал и др.);
8) гомеопатические средства (Церебрум композитум H и др.);
9) витаминоподобные средства (Идебенон, Магне В6 и др.);
10) антигипоксанты и антиоксиданты (Мексидол, Цитофлавин, Энцефабол);
11) общетонизирующие средства (Когитум, Элькар, Лецитин и др.);
12) витамины группы В (Нейромультивит и др.).
При повышенной возбудимости ЦНС предпочтение отдается препаратам без возбуждающего эффекта (Пантогам, Пикамилон, Глицин, Фенибут, Кортексин, Церебрум композитум, Мексидол, Энцефабол, Фезам) или сочетание ноотропа с седативным средством (Нервохель, Валерианахель, Лецитин, Магне В6 и др.). В случаях, когда электроэнцефалография не выявляет у пациента эпилептиформной активности, выбирается препарат из группы ноотропов.
В любом случае, необходимость и возможность приема тех или иных препаратов определяет невролог, НЕ логопед.
Источник
При обнаружении у ребенка признаков задержки развития речи родители обычно обращаются за помощью к логопеду. Врач диагностирует нарушения и назначает нужное лечение. Однако следует помнить, что назначением лекарств при нарушениях артикуляции логопед не занимается, нужные лекарства при задержке речевого развития у детей назначает невропатолог. Главная задача логопеда – поставить диагноз и дать направление к специалисту, занимающемуся медикаментозным лечением. Эффективность лечения при помощи таблеток зависит от логопедических занятий, специального массажа и домашних упражнений.
На данный момент при лечении могут применяться стандартные схемы для детей с проблемами речи, но они не учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка. Эффект от таких методик часто не оправдывает ожиданий родителей. Поэтому, при коррекции задержки речевого развития, следует рассматривать каждый случай отдельно.
Стоит ли применять лекарственные препараты при ЗПР?
Большинство нарушений речи появляются из-за отклонений здоровья ребенка. Как правило, это нарушения в работе головного мозга и ЦНС, в строении речевого аппарата. В некоторых случаях задержка речевого развития передается по наследству. Негативно воздействовать на ребенка может агрессивная социальная среда.
При обнаружении задержки речевого развития некоторые родители считают, что достаточно отвести ребенка к логопеду для решения проблемы раз и навсегда. Однако эти врачи занимаются обучением малыша, показывают ему правильное произношение и строение словосочетаний, предложений. Большинство случаев нарушения речи требуют не только логопедической коррекции, но и неврологического лечения.
Важно! Препараты при задержке речевого развития у детей должен назначать только врач, самолечением заниматься нельзя!
Врачи-невропатологи могут назначить лечение при помощи препаратов, начиная с первого года жизни. Медикаментозная терапия уместна, если была обнаружена патология нервной системы, которая может привести к ЗРР.
Назначаемые препараты: виды
Усваивание полезных веществ центральной нервной системой происходит последовательно. Сначала происходят реакции с превращением глюкозы, входящей в состав хлеба конфет, круп и др. При расщеплении углевода выделяется энергия, запасающаяся впоследствии специальными молекулами. Они проводят нервные импульсы по тканям и связывают нервные клетки между собой, формируя память и навыки ребенка. ЗРР лечат при помощи препаратов-ноотропов, действие которых заключается в стимуляции нервной ткани.
По своей классификации ноотропы, назначаемые при задержке речевого развития у детей, делятся на угнетающие и стимулирующие. Если ребенок гиперактивен, то ему следует принимать препараты группы Пикамилона. Лекарства из группы Цераксона нужны в тех случаях, когда у ребенка дефицит внимания.
Важно! Препараты-ноотропы не опасны для детей, несмотря на распространенное мнение. В комплексе с логопедическими упражнениями они эффективно корректируют ЗРР.
Препараты для лечения ЗРР делятся на разные группы по своему действию.
ГАМК
Это препараты, содержащие в себе гамма-аминомасляную кислоту. Пантогам при задержке речевого развития является одним из самых популярных и эффективных средств. ГАМК является нейромедиатором, веществом, осуществляющим связь между нервными клетками. Кроме того, кислота улучшает усвоение полезных веществ головным мозгом, клеточный метаболизм ускоряется. Препараты этой группы рекомендуются для детей с гиперактивностью.
Пантогам выпускается в виде сиропов и таблеток. Помимо основного эффекта, препарат оказывает противосудорожный и успокоительный эффекты. Качество сна улучшается, и уровень тревоги падает.
Пиритинол-содержащие
Лекарства этой группы содержат в себе действующее вещество Пинитинол. Оно стабилизирует оболочки нейронов и понижает концентрацию вредных соединений, разрушающих нервные ткани. Лекарства улучшают утилизацию продуктов обмена и повышают стойкость клеток к недостатку кислорода.
При задержке речевого развития часто назначают Энцефабол. Препарат улучшает деятельность головного мозга, в результате улучшается концентрация и память. Лекарство показано детям с синдромом гиперактивности.
Психостимулирующие ноотропные препараты
К таким средствам относится Церактсон. Его активное вещество – цитоколин, улучшающий способность нервных клеток к самовосстановлению. Также он устраняет застойные процессы. Церактсон улучшает когнитивные способности, память.
Комплексы витаминов
Поливитаминные препараты стимулируют выработку нейромедиаторов, они улучшают проведение импульсов. Элькар – препарат, применяемый при задержке речевого развития, в его состав входит витамин группы В, являющийся производным аминокислоты. Его эффект заключается нормализации жирового и белкового обмена в тканях.
Еще один популярный препарат, применяемый при задержке речевого развития, – Глиатилин. В состав входит холин (витамин В4), положительно воздействующий на клетки головного мозга. Витамин улучшает связь между клетками и упрочняет их мембраны.
Препараты с компонентами животного происхождения
Экстракты нервной ткани у различных животных содержат в себе полезные активные вещества, которые организм ребенка может использовать для роста и деления клеток, восстановления поврежденных участков. Препараты этой группы улучшают когнитивные способности. Кортексин – типичный представитель этой группы препаратов.
При задержке речевого развития могут делать уколы, так как Кортексин выпускается в форме лиофизиата для приготовления раствора, предназначенного для внутримышечного ввода.
Препараты на основе аминокислот
Аминокислоты – очень важные вещества для любого организма, так как из них синтезируются белки. Часто эти соединения оказывают ноотропный эффект. Глицин при задержке речевого развития назначают довольно часто, так как лекарство оказывает заметный эффект на работу головного мозга.
Другое известное лекарство на основе аминокислоты – Когитум, его часто прописывают детям при задержке речевого развития. Показан при плохом сне, повышенной утомляемости, гипервозбудимости и плохой памяти.
Правила применения лекарственных средств
Препараты при задержке речевого развития безопасны, если давать их ребенку, следуя рекомендациям врача. Вещества, которые входят в их состав, безвредны в небольших количествах, однако при передозировке они могут стать причиной побочных эффектов и недомогания. В некоторых случаях возможна аллергическая реакция, поэтому, прежде чем приступить к лечению, необходимо провести тест на реакцию организма к действующим веществам.
Определять необходимость приема и его длительность, а также дозировку должен врач-невропатолог, а не логопед.
Противопоказания
У каждого лекарственного средства есть ряд собственных противопоказаний, но этот список обычно небольшой. Главное противопоказание – аллергия на один из компонентов лекарственного средства. Если у ребенка непереносимость или повышенная чувствительность к тому или иному компоненту, то принимать это лекарство нельзя. Для некоторых лекарств есть возрастные противопоказания. Например, Когитум не рекомендуется к применению для детей до 7 лет.
Отзывы
- Екатерина, 31 год
«Моему сыну 4 года, у него сложности не только с произношением, но и с построением предложений. Мы ходили и к логопеду, и к невропатологу. Первый специалист показывал упражнения для развития речи, а второй назначил лекарства. Полгода дома делаем упражнения, пьем ноотропы. Заметны улучшения, будем продолжать коррекцию». - Мария, 27 лет
«Сначала я была против лечения ноотропами, я считала, что достаточно и занятий с логопедом. Но когда моя дочь прошла курс Глицина, ей стало проще формировать предложения и проговаривать отдельные звуки. Я считаю, что медикаментозная терапия очень полезна, но за ней обязан следить хороший врач-невропатолог».
Заключение
Средства, которые назначают при ЗРР, могут быть на основе разных химических соединений, безопасных для здоровья детей. Но прежде чем приступить к терапии, необходимо проконсультироваться с невропатологом и провести тест на переносимость отдельных компонентов. Медикаментозная терапия будет эффективной только в комплексе с логопедическими упражнениями.
Источник