Какие факторы внешней среды влияют на развитие ребенка
В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.
- Понятие об окружающей среде
- Положительное влияние среды
- Отрицательное влияние среды
- Педагогика о влиянии среды
- Системное развитие ребенка и формирование сознания
- Основные выводы
Понятие об окружающей среде
Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.
Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.
Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.
Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.
Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.
Положительное влияние среды
Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.
Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:
- соблюдение режима дня;
- прогулки на свежем воздухе;
- полноценное питание;
- баланс умственной и физической нагрузки.
Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.
Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.
Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.
Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.
Отрицательное влияние среды
Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.
Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.
В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.
Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.
Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.
Педагогика о влиянии среды
С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.
Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.
Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.
Системное развитие ребенка и формирование его сознания
Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.
Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.
Становление сознания ребенка происходит
последовательно:
- Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
- Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
- Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
- Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
- Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.
Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.
Основные выводы
Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.
Таким образом, можно
сделать выводы:
- Личность ребенка развивается под
влиянием окружающей среды. - Зависит от взрослого, какой социум
будет окружать кроху. - Ребенок социализируется через
общение, деятельность и сознание. - Сознание формируется с помощью
специально подобранных методик.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Влияние неблагоприятных факторов
на развитие ребенка в разных возрастных периодах.
Развитие – это процесс, количественное и качественное изменение в организме человека. В переводе с латинского «процесс» означает «движение вперед», «изменение». Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое изменение в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных качеств личности.
Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны и причинами, влияющими на них – другой.
Анализ факторов развития был начат еще античными учеными. В отечественной педагогике и психологии ощутимых результатов в изучении развития ребенка добились П.П.Блонский, Л.С.Выгодский, Г.С.Костюк, С.Л.Рубинштйн, А.Р.Лурия. заметный след в науке о развитии оставили зарубежные исследователи Л.Термин, Э.Геллель, Ф.Мюллер, И.Шванцара.
Вопрос о развития человека был поставлен таким образом:
почему различные люди достигают различного уровня развития,
от каких условий зависит этот процесс и его результат?
Длительные исследования позволили вывести общую закономерность развития человека детермировано внутренними и внешними условиями.
К внутренним условиям относятся физиологические и психологические свойства организма. Внешние условия – это окружение человека, среда в которой он живет и развивается.
Соотношение внешнего и внутреннего, объективного и субъективного бывает разным в разных формах проявления жизнедеятельности личности и на различных ступенях ее развития.
Связь природных условий и форм человеческого развития выражает биогенетический закон, открытый Э.Геккелем и Ф.Мюллером. Некоторые педагоги и психологи пытались расширить содержание данного закона на весь процесс индивидуального развития человека, то есть, от индивидуального развития к развитию вида наблюдающиеся в развитии зародыша и до развития в целом человека, так как человек в его индивидуальном развитии отчасти повторяют развитие предков. Но есть условия признаками, которых становится приспособление организма к условиям жизни. Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминируется совместным воздействием трех генеральных факторов – наследственности, среды и воспитания.
Схема Й.Шванцары иллюстрирует взаимоотношение основных факторов развития.
Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействий главных внешних влияний – среды и воспитания. Ни один фактор не действует самостоятельно, результат развития зависит от согласования всех факторов.
Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей человека наследственность. Наследование интеллектуальных задатков предопределяет практические пути воспитания и обучения людей.
Основным фактором сохранения здоровья, продолжительности жизни человека, его физической работоспособности является здоровый образ жизни в самом широком его толковании. Сохранение и поддержание здоровья на должном уровне – важнейшая задача каждого государства. Особенно оно нуждается в здоровом потомстве. Но лишь от нас, от состояния нашего здоровья, зависит будущее нашей планеты. От этого зависит и демографическая политика государства в самом широком смысле этого понятия. М.В.Ломоносов сказал: « о каких материях сегодня рассуждать будем? Рассуждать будем о самом главном – о здоровье народа российского. В сохранении и размножении его состоит могущество и богатство всего государства, а не обширность тщетной без обитателей.» Эти слова естественно можно отнести к любому государству, его народу.
Некоторое время назад в медицинской литературе появился новый термин, ставший в настоящее время крылатым – «фактор риска», или «риск – фактор». Сущность его состоит в том, что в развитии и становлении тех или иных заболеваниях, роль играют предрасполагающие, вредоносные факторы окружающей среды. Инфекции, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, переохлаждение, стрессовые нагрузки и другое.
Есть универсальные риск – факторы, способные вызвать или провоцировать сотни самых различных болезней, они грозят человечеству несколько веков, но «смело» вошли в нашу жизнь за последние десятилетия. Речь идет прежде всего о курении, злоупотреблении спиртными напитками, сейчас все больше дает о себе знать радиологическое неблагополучие ряда регионов мира и помимо всего прочего, на территории нашей страны.
Наша жизнь все ускоряется. Мы уже не ходим, а ездим, не читаем, а просматриваем, не едим, а заталкиваем в рот – перекусываем и все быстрее и быстрее. И в конечном итоге наносим, изнашиваем нервную систему, не говоря уже, о всем организме. Отсюда появились многие болезни цивилизации. Обрушилась лавина новых, до сих пор неведомых болезней, инфекций, а старые, знакомые нам заболевания приобретают более зловещий характер. К тому же наступила эра генетических эпидемий: диабет, алкоголизм и так далее.
Кто виноват? С одной стороны человек, с другой общество, государство. Мы стали меньше уделять внимание собственному здоровью, спорту, здоровому образу жизни. И не удивительно, ведь нам с детства внушали, что общества, государства важнее, чем интересы отдельно взятого «винтика».
В современной западной цивилизации человек хорошо осознает личную ответственность за здоровье, постигая на собственном опыте. Без хорошего здоровья нет ни карьеры, ни достойного заработка, невозможно выполнять обязанности перед семьей, самим собой, перед обществом, невозможно иметь здоровое поколение.
Существуют сотни самых разнообразных риск – факторов, действию, которых мы подвергаемся. Пример: рядом с больной гриппом матерью не использующую профилактическую маску, находится ее ребенок. От сюда – вся семья гриппует, а у некоторых ее членов грипп осложняется бронхитом или пневманией.
Курение однозначно вредит здоровью самого курильщика. Но давно уже доказано, что пассивное, вынужденное «курение» членов семьи, которым приходится дышать табачным воздухом, не менее вредно и отражается на некурящих, у которых развиваются постепенно те же болезни, что и у курящих. А в их числе можно наблюдать и беременных женщин, и новорожденных, и детей постарше. А самое главное и страшное в этой ситуации то, что наблюдая за курящими родителями, дети зачастую перенимают эту вредную привычку, не осознавая всего вреда для растущего организма.
Неблагоприятная экологическая обстановка – серьезнейший риск – фактор в развитии множества как острых, так и хронических заболеваний. Повышенный фон радиации в ряде районов страны приводит к возникновению злокачественных болезней, грубо нарушает иммунные процессы и ответственные зоны генетического аппарата. Из – за этого в мире прибавилось немало болезней наследственной природы. Нерациональное питание, когда злоупотребляют животными жирами, мучными продуктами, сладостями становится причиной множества болезней, а в первую очередь сердечно – сосудистых. Большое значение имеет неритмичный прием пищи в течении дня, фастфуды, грубо нарушает обменные процессы в организме. У таких нарушителей здорового образа жизни чаще развивается ожирение – фактор для многих недугов. Все риск – факторы не перечислить. А основные это малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, курение, излишества у много пьющих, хронические стрессовые ситуации, загрязненные воздух, вода, продукты питания со сниженной биологической ценностью, излишний радиологический фон в нашей среде обитания, пестициды и другие ядовитые продукты в земле, воздухе, воде, генетическое и иммунное неблагополучие в нашем организме и так далее. Одним словом: один личный или общественный порок, ведет к другому, создавая патологическую жизненную цепочку, болезненную пирамиду нашей жизни.
«Настоящее, рожденное прошлым, рождает будущее» – заметил Лейбниц. Это значит, что наш генофонд, переданный нам далекими предками в здоровом состоянии, сейчас может подойти к грани катастрофы. А когда генофонд в опасности исчезнуть может сама жизнь человеческая, а это значит, что человечество должно предпринять самые неотложные мероприятия сегодня, сейчас, ибо завтра может быть уже поздно.
Ребенок проходит процесс развития на базе определенных предпосылок, созданных предшествующим развитием его предков на протяжении многих поколений. Согласно биогенетическому закону, сформированному Э. Геккелем, каждая органическая форма в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) в известной мере повторяет черты и особенности тех форм, от которых она произошла. Закон читается так: « Онтогения есть краткое и быстрое повторение филогений». Это значит, что в онтогенезе каждый индивидуальный организм непосредственно воспроизводит путь филогенетического развития, то есть происходит повторение развития предков, от общего корня, к которому данный организм относится. Согласно Э.Геккегю, быстрое повторение филогении обусловлено физиологическими функциями наследственности и приспособленности. Биологическое и социальное в человеке в действительности столь прочно воссоединены, что разделять эти две линии можно лишь теоретически. Если воспитать ребенка отсталого племени в современной семье он не будет ничем отличаться от нас и наоборот. Природные свойства ребенка создают предпосылки для образования психических качеств. Один из важных качеств является речь и слух. Речь, как и ее понимание проходит под руководством взрослого. Ребенок не имея от рождения каких – либо форм поведения, свойственных взрослому человеку, учится и приобретает формы поведения от близкого для него окружения. Различные воздействия на детей окружающей среды вызывают у ребенка защитные и ориентировочные рефлексы.
В период детства происходит интенсивное созревание организма ребенка. Ход созревания зависит от того получает ли ребенок достаточное количество внимания, впечатлений, обеспечивают ли взрослые условия для воспитания. Созревающий организм представляет собой наиболее благодатную почву для воспитания. Известно, какое впечатление производят на нас события, совершающиеся в детстве, какое влияние они оказывают порой на всю дальнейшую жизнь. Природные предпосылки – строение организма, его функции его созревание – необходимы для психического развития. Без них развитие происходить не может, но они не определяют того, какие именно психические качества появляются у ребенка. Это зависит от условий жизни и воспитания.
Общественный опыт – источник психического развития, из него ребенок с помощью взрослого получает материал для формирования психических качеств и свойств личности.
Источник
Развитие и рост ребенка зависят от ряда факторов, оказывающих на них влияние еще в период внутриутробной жизни. О том, что собой представляют факторы, влияющие на рост и развитие детей, а также можно ли каким-то образом изменить степень их влияния, читайте ниже.
Рост человека: что нужно знать об этом показателе?
Начнем с самого простого — роста ребенка, или длины его тела. Именно этот показатель позволяет понять, насколько физически гармонично развивается человек с самого детства. Как только кроха появляется на свет, медики измеряют длину его тела и продолжают это делать каждый месяц до года, таким образом контролируя процесс его физического развития. После года измерения становятся не такими частыми, но их всегда проводят во время плановых осмотров у педиатра.
Длина тела у детей стремительно меняется, и особенно заметными эти изменения являются в первый год жизни. За этот период рост малыша увеличивается в среднем на 25 см. Это притом что наибольший скачок отмечается в первые полгода — на 16-17 см, тогда как остальные 8 см прибавляются постепенно в течение второй половины первого года.
Начиная со второго года показатели роста изменяются не с такой интенсивностью. В среднем за 12 месяцев второго года кроха вырастает на 10-12 см. В последующие три года ребенок растет еще медленнее, прибавляя в росте не более 8 см в год. Замедляется рост и с 5 до 10 лет, когда средние показатели увеличиваются в год не более чем на 6 см.
Резкие изменения и интенсивный скачок в росте в очередной раз происходят в пубертатный период, который наступает у девочек после 10 лет, а у мальчиков в среднем после 12 лет. В период с 13 до 15 у тех и у других рост может увеличиться в среднем на 25 см, из которых 10-15 см возможны в первый год переходного возраста. Как правило, девочки начинают расти в среднем на 1,5 года раньше мальчиков, при этом интенсивный процесс роста у них заканчивается к 14 годам. Дальше рост увеличивается незначительно у девочек до 18 лет и у мальчиков до 20 лет.
Какие же факторы могут повлиять на рост и можно ли какими-то способами контролировать этот процесс? На самом деле, понимая суть природы, нужно стараться обеспечить нормальные условия для развития и роста ребенка. Для этого нужно знать, что за рост отвечают генетические и средовые факторы, о которых подробнее расскажем ниже.
Генетические факторы
Рост с момента зачатия и в течение жизни человека во многом зависит от генного наследования. Огромное количество генов отвечает за темпы роста человека, и они способны регулировать множество процессов, стимулирующих и тормозящих рост.
Именно наследственность является основным фактором, определяющим скорость роста и его пределы. Кроме того, гены сказываются на определенных особенностях телосложения человека при условии проживания его в нормальных условиях окружающей среды. В противном случае не исключены сбои генетической программы с изменениями скорости и показателей роста.
Огромное влияние на процесс роста оказывает так называемый соматотропный ген (СТГ). Только в его присутствии остальные гены оказывают какое-то значение на показатели роста.
В период эмбрионального созревания личные гормональные влияния плода практически не влияют на процесс его роста. Главными стимуляторами являются плацентарная перфузия и маточный кровоток. Кроме того, ведущую роль играют гормоны матери, и это притом что уже к третьему месяцу беременности секреция СТГ достигает уровня, в десятки раз превышающего уровень матери после появления младенца на свет. Рецепторы новорожденного еще недостаточно развиты, чтобы справиться с подобной нагрузкой самостоятельно.
Именно высокий уровень СТГ, сохраняемый на протяжении первого года жизни ребенка, обеспечивает столь интенсивный рост и солидную прибавку в длине тела. Секреция СТГ во многом будет зависеть от:
- условий жизни и питания:
- сна;
- уровня аминокислот, глюкозы и свободных жирных кислот.
Если нормальный сон и необходимый уровень аминокислот способствуют максимальному уровню СТГ, то глюкоза и свободные жирные кислоты его снижают.
Что нужно знать о средовых факторах?
К средовым фактором относят:
- алиментарный фактор (дефицит калорий, недостаток получения пищи источника белка, а также авитаминоз, нехватка аминокислот и пр.);
- эмоциональные нагрузки;
- режим дня;
- уход;
- режим сна и питания;
- заболевания разного типа, включая хронические.
Также к средовым факторам можно отнести климато-географические условия, тормозящие или же, наоборот, стимулирующие процесс роста.
О нормах роста
Оценивая физическое развитие ребенка, специалисты опираются на некие нормы. Показатели роста также измеряются и сравниваются с нормой, определенной для детей разного возраста. Слишком значительные отклонения от нормы помогут обратить внимание на проблемы в процессе развития, провести диагностику детского организма и выявить причину.
Существуют готовые таблицы с занесенными в них показателями нормы роста, а также веса, окружностей головы, груди детей на каждом этапе развития. Можно брать их за основу, но более точно высчитать норму роста для каждого отдельного ребенка можно с помощью формулы. Это позволит получить оптимальные показатели нормы роста с учетом возраста.
Итак, в первый год жизни вывести средний показатель роста можно по формулам:
- До 6 месяцев — 66 см – 2*р, где р — это количество месяцев, недостающих до шести. Так, например, для трехмесячного малыша можно рассчитать норму роста следующим образом: 66 -2*3= 60 см. То есть в среднем такой кроха должен иметь длину тела в 60 см.
- После 6 месяцев — 66 см+1,5*р, где р — это опять же количество месяцев, но на этот раз после шести. То есть для девятимесячного ребенка рост можно рассчитать следующим образом: 66+1,5*3= 70,5 см.
Как видите, все просто и с расчетами сможет справиться каждый.
Для определения показателей нормы роста детей после года также существуют формулы:
- Ребенок до 8 лет: 130 см – 7*р, где р — это число лет до восьми. Рост пятилетнего малыша можно, например, рассчитать так: 130 – 7*3 = 109 см.
- Дети старше 8 лет: 130 см+5*р, где р — это количество лет после восьми. Рост 12-летнего ребенка будет равен 130 см+5*4 = 150 см.
Такие простые расчеты помогают родителям определять средние показатели роста детей на каждом этапе их развития. Если есть потребность определения таких показателей между годами, например, в 4,5 года, то в качестве основных стоит использовать те числа, к которым возраст ребенка ближе всего.
Для максимально точного определения показателей роста детей часто используются центильные таблицы, которые при всей видимой сложности достаточно простые в использовании.
Факторы, влияющие на развитие интеллекта
Помимо наследственности, на интеллектуальное развитие ребенка огромное влияние оказывает социальная среда. Под средой современные психологи понимают внешние факторы, отражающиеся на процессе развития интеллекта. Эти факторы разделяют на два варианта среды: макро- и микро.
Макросреда — это особенности культуры страны и народа, где воспитывается ребенок, а также политическое устройство общества, климат, особенности местности и пр.
Микросреда — это то, что непосредственно окружает ребенка: родители, знакомые, друзья, родственники и пр.
По мнению специалистов, гены — это действительно основа для развития определенных процессов, тем не менее генетический набор не может не взаимодействовать с окружающей средой.
Степень влияния среды на ребенка во многом определяется его личной чувствительностью к ее особенностям и проявлениям. По мере роста и взросления воздействие среды на него будет меняться, и это совершенно нормально. Главной же силой психического развития человека может считаться только обучение.
Обучение как фактор, воздействующий на интеллектуальное развитие ребенка, играет не менее важную роль, чем перечисленные ранее. В процессе обучения человек получает возможность раскрыть исторические и природные особенности.
Семья как часть микросферы и ее роль в процессе развития
Семья, а частности состав семьи, как социоэкономический фактор оказывает серьезное воздействие на процесс развития детей. Очень важно, чтобы семья была полноценной, так как у каждого из родителей своя роль. Мать, например, необходима ребенку для общения, ощущения безопасности и комфорта, ласки и заботы. Отец в семье должен играть роль образца поведения, некого авторитета. Глядя на отца, ребенок учится быть самостоятельным, не боится принимать решения.
В неполных семьях дети часто растут агрессивными, стеснительными, конфликтными, страдают отсутствием дисциплины, плохо учатся и большую часть времени находятся в мире грез. Примечательно, что решающее значение приобретет не официальный развод, а неспособность родителей в семье взаимодействовать, демонстрируя правильную модель поведения и отношений друг с другом. В семьях, где родители продолжают жить вместе в отчуждении, происходит не менее сильное отрицательное воздействие на детскую психику, чем в неполных семьях.
В семьях, где отец или мать зависимы от алкоголя или наркотиков, общая атмосфера еще более пагубна, чем в тех семьях, где отца или матери нет совсем. Родители не выполняют обязательств по отношению друг к другу и к детям, между ними происходят регулярные конфликты и даже драки.
Проблемной считаются семьи, где мать-одиночка воспитывает «случайного» ребенка. Такие дети обязательно почувствуют свою нежеланность, что рано или поздно выльется в неспособность строить отношения со сверстниками, с энтузиазмом учиться или лидировать в группе. Главные сложности у нелюбимых детей из неполных семей — неустойчивость к стрессам и неспособность самостоятельно решать проблемы.
Проблемными считаются многодетные семьи, вынужденные испытывать постоянные проблемы с деньгами. Родители в таких семьях, как правило, все свое время посвящают заработку для пропитания детей, при этом совершенно не уделяют внимания их воспитанию. Результат — дети долгое время живут в условиях скученности, ощущают на себе все негативные стороны нищеты и постепенно начинают деградировать, даже несмотря на высокий от природы уровень интеллекта.
Негативное влияние на развитие психики ребенка может оказать воспитание даже в обеспеченной семье. Занятые карьерой родители часто стараются компенсировать недостаток внимания к детям деньгами и подарками, что в результате приводит к формированию эгоцентричных, истеричных и эмоционально холодных личностей.
Что такое интеллектуальный климат в семье?
Особенно важным фактором, влияющим на интеллектуальное развитие, является интеллектуальный климат в семье. Об этом впервые заговорили психологи после проведения ряда анализов на уровень интеллекта детей в многодетных и небольших семьях.
Оказалось, что в многодетных семьях уровень развития интеллекта у детей ниже, чем в малых семьях, где воспитывается не больше двух детей. Кроме того, психологи выявили некую связь уровня интеллекта со временем рождения. У старших братьев и сестер интеллект оказался более высоким, чем у младших.
Роль питания в развитии детей
Нормальное психическое и физическое развитие детей будет возможным при условии соблюдении режима питания на основе сбалансированного рациона. Исследования специалистов в этой области лишний раз доказали, что у постоянно недоедающих детей коэффициент интеллектуального развития в 5 лет составляет 75,9, тогда как у детей, получающих нормальное сбалансированное питание, к этому же возрасту он равен 93,7.
Дети, лишенные возможности полноценно питаться, имеют проблемы с логическим и абстрактным мышлением, они не так точно, как их правильно питающиеся сверстники, воспринимают окружающую действительность, отличаются скудным словарным запасом, низким уровнем развития моторных навыков и сниженным уровнем запоминания.
Игрушки как фактор, оказывающий влияние на развитие
Семья, условия жизни, обучение, воспитание, гены — все это важные факторы, каждый из которых оказывает свое влияние на процесс развития ребенка. Но есть еще один не менее важный фактор, о котором многие забывают и который на самом деле играет не менее важную роль. Это игрушки.
Не стоит забывать о том, что в детском возрасте игра — это ведущий вид деятельности, а игрушки являются необходимой составляющей практически каждой игры. Дети нуждаются в игрушках не потому, что мы привыкли так думать, а потому, что игрушки стимулируют развитие их личности, моторных навыков, речи, мышления, фантазии и так далее.
Правильно подобранные игрушки с раннего детства помогут малышу гармонично развиваться. Малышам важно иметь возможность чем-то увлечься, а игрушки помогают им избегать скуки, познавать мир, развивать сенсорные навыки.
Важно подбирать игрушки, соответствующие возрасту ребенка. Только в этом случае они будут иметь пользу. Так, например, совсем маленьким детям нравятся яркие игрушки контрастных цветов, способные издавать звуки, а также каталки разных типов, мячи и пищалки. Малышам постарше можно предложить игрушки-вкладыши, кубики, мозаики и пазлы. Повзрослевшие дети могут начинать играть в настольные игры, развивающие логику и мышление.
Раннее изучение иностранных языков как косвенный фактор, влияющий на развитие
Считается, что раннее изучение иностранных языков может негативным образом отразиться на дошкольном образовании и развитии ребенка в целом, лишая его драгоценного детства. На самом же деле ряд проведенных в этой области исследований доказали, что ранние занятия иностранными языками положительно отражаются на развитии детей и способствуют повышению их общего образовательно-культурного уровня.
Когда речь идет о раннем развитии, то подразумеваются занятия с момента появления малыша на свет и до его поступления в школу — то есть в дошкольном возрасте. Именно в этот период детские мозг и пси?