Какие аспекты образовательной среды для развития ребенка отражает фгос

Какие аспекты образовательной среды для развития ребенка отражает фгос thumbnail

Вступление к тесту с ответами на знание ФГОС ДО для педагогов

Педагогика, как и любая другая наука, подвержена многочисленным изменениям. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у общества появляются всё новые и новые требования к педагогам.

В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобретает инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых метода, методики, технологии, программы). Инновационная деятельность в ДОУ дает не только возможность развиваться детям, но и повышаются профессиональные компетенции педагогов.

Следствием постоянного развития, совершенствования методов педагогики стали инновационные технологии, т. е. технологии, благодаря которым происходит интегративный процесс новых идей в образовании. Педагогические инновации – это неотъемлемая часть развития педагогики и они необходимы для совершенствования системы образования.

Инновационные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО).

Тест с ответами на знание ФГОС ДО для педагогов

  1. ФГОС ДО представляет собой… (П. 1.1)

Выберите правильный вариант ответа:

  • Совокупность обязательных требований к ДО.
  • Совокупность обязательных требований к ООП ДО.
  1. Какой документ использовался для разработки ФГОС ДО? (П.1.2)

  • Конституция РФ
  • Законодательство РФ
  • Конвенция ООН о правах ребёнка
  • Гражданский кодекс РФ.
  1. Перед вами цели ФГОС ДО. Что лишнее? (П. 1.6.1)

  • Повышение социального статуса ДО.
  • Обеспечение государством равенства, возможностей для каждого ребёнка в получении качественного ДО.
  • Обеспечение государственных гарантий уровня и качества ДО.
  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
  • Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня ДО.
  1. Стандарт является основой для… (П.1.7.2)

Какое утверждение приведено неверно?

  • Разработка Программы.
  • Разработки обязательных программ ДО.
  • Разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере ДО.
  1. Стандарт является основой для… (П. 1.7.6)

Какое утверждение приведено не верно?

  • Объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации (ДОУ) требованиям Стандарта.
  • Формирование содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации.
  • Оказание помощи педагогам в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
  1. Стандарт включает в себя требования… (П.1.8.)

Какое утверждение лишнее?

  • К структуре Программы и её объёму.
  • К условиям реализации Программы.
  • К родителям (законным представителям).
  • К результатам освоения Программы.
  1. Требования к структуре ООП ДО и её объёму.

Структурные подразделения в одной организации (далее Группы) реализовывать разные программы… (П. 2.2)

Выберите правильный ответ и продолжите предложение:

  • Могут.
  • Не могут.
  1. Содержание Программы должно охватывать следующие структурные единицы –образовательные области (далее ОО) (П, 2.6.). Какая ОО лишняя?

  • Социально – коммуникативное развитие.
  • Познавательное развитие.
  • Физическое развитие.
  • Музыкально – эстетическое развитие.
  • Художественно – эстетическое развитие.
  • Речевое развитие.
  1. Конкретное содержание ОО от возрастных и индивидуальных особенностей детей… (П. 2.7.)

Выберите правильный ответ и продолжите предложение:

  • Зависит.
  • Не зависит.
  1. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста… (П. 2.8.)

Какое утверждение лишнее?

  • Предметно-пространственная развивающая образовательная среда.
  • Характер взаимодействия со взрослыми.
  • Характер взаимодействия с другими детьми.
  • Система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
  • Характер взаимодействия педагогов с детьми.
  1. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обе части являются с т. з. реализации требований Стандарта какими? (П.2.9.)

  • Взаимозаменяемыми и не обязательными.
  • Взаимодополняющими и необходимыми.
  1. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода. В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены программы… (П.2.9) Какие? Выберите правильный ответ:

  • Обязательная программа, утвержденные Министерством образованием РФ.
  • Выбранные и / или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений.
  1. Рекомендуемое соотношение объема обязательной части Программы и ее объема части, формируемой участниками образовательных отношений… (П.2.10) Выберите правильный ответ:

  • Не менее 40% и не более 60% соответственно.
  • Не менее 60% и не более 40% соответственно.
  1. Программа включает 3 основных раздела: целевой, содержательный и… (П.2.11) Выберите правильный ответ:

  • Дошкольный.
  • Организационный.
  • Финансовый.
  1. Программа включает 3 основных раздела: целевой содержательный и организационный… (П.2.11) Выберите правильный ответ и продолжите предложение:

  • В каждом из которых отражается только часть, формируемая участниками образовательных отношений.
  • В каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
  1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы… (П.2.11.1 и 2.11.2)

Пояснительная записка должна раскрывать: Что лишнее?

  • Цели и задачи реализации Программы
  • Принципы и подходы к формированию Программы.
  • Способы и направления поддержки детской инициативы.
  • Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего дошкольного возраста.
  1. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов… (П.2.11.2) Выберите правильный ответ и продолжите предложение:

  • Не должна.
  • Должна.
  1. Требования к условиям реализации ООП ДО.

Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализаций Программы, а так   же… (П.3.1)

Выберите правильный ответ и продолжите предложение:

  • К особенностям взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
  • К развивающей предметно-пространственной среде.
  1. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики… При необходимости используется психологическая диагностика развития детей. Участие ребенка в какой диагностики допускается только согласие его родителей (законных представителей)? (П.3.2.3)

  • В педагогической.
  • В психологической.
  1. РППС должна быть… (П.3.3.4) Что лишнее?

  • Трансформируемой.
  • Содержательно-насыщенной.
  • Полифункциональной.
  • Безопасной.
  • Доступной.
  • Постоянной.
  • Вариативной.
  1. Требования к результатам освоения ООП ДО

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде… (П.4.1)

Читайте также:  Развитие ребенка с рождения по точкам

Выберите правильный ответ и продолжите предложение:

  • Обязательных конкретных образовательных достижений.
  • Целевых ориентиров ДО.
  1. Целевые ориентиры ДО представляют собой… (П.4.1)

Выберите правильный ответ и продолжите предложение:

  • Возрастные характеристики обязательных достижений ребенка на этапе завершения уровня ДО.
  • Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня ДО.
  1. Целевые ориентиры… (П.4.5)

Выберите правильный ответ и продолжите предложение:

  • Могут.
  • Не могут.

… служить непосредственным основаниям при решении управленческих задач, включая: Аттестацию педагогических кадров; оценку уровня развития детей; оценку выполнения муниципального (государственного) задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОУ.

Загрузка…

Источник

Ольга Миронова
Консультация «Создание образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

В п. 3.3 ФГОС ДО описаны требования и условия предметно-пространственной развивающей среде (ППРС) в ДОУ.

СЛАЙД 2

– Как вы считаете, образовательная среда и предметно-пространственная развивающая среда – это идентичные понятия?

– Если нет, то в чём отличия?

Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении.

Функции образовательной среды:

— гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

— воздействует на результаты образовательного процесса,

— обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

— обеспечивает открытость дошкольного образования; (сайт ДОУ, родительские уголки, газета, стенды в ДОУ, информация через СМИ)

создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

— способствует профессиональному развитию педагогических работников.

СЛАЙД 3

Компоненты образовательной среды в ДОУ:

— взаимодействие участников педагогического процесса;

— развивающая предметно-пространственная среда;

— содержание дошкольного образования.

СЛАЙД 4

1. Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагогов, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов.

2. Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.

3. Содержание дошкольного образования – это комплекс обучающих, развивающих и воспитательных мероприятий, обеспечивающих систему знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.

Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

СЛАЙД 5

1. Большое значение в структуре образовательной среды ДОУ придаётся взаимодействию участников образовательного процесса.

Взаимодействие зависит от профессиональной компетентности педагогов ДОУ:

– готовность коллектива к творческой, инновационной деятельности,

– проявление коммуникативных способностей во взаимодействии с воспитанниками и их родителями, с педагогическим коллективом в целом.

Творчески использовать весь арсенал педагогических средств, формировать субъектную позицию каждого участника коррекционного и образовательного процесса в наибольшей мере позволяет личностно-ориентированная модель взаимодействия. Педагог как субъект педагогического процесса обеспечивает развитие детей, формируя у них знания, умения, навыки. Вместе с тем, деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести поиск нового содержания, форм и методов обучения, максимально соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников. В результате происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и личностный рост педагога.

Важной стороной образовательного процесса в ДОУ является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые являются заказчиками образовательных услуг, обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания. Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.

Педагогическое сотрудничество родителей с ребенком и педагогами помогает родителям познать индивидуальные особенности своих детей и общие закономерности развития.

2. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать:

1) Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

2) Возможность двигательной активности детей.

3) Возможность для уединения.

САЙД 6

Психолого-педагогические требования к созданию пространственной развивающей среды: среда должна быть

• Содержательно- насыщенной

• Полифункциональной

• Трансформируемой

• Доступной

• Безопасной

• Вариативной

Насыщенность ППР среды предполагает:

Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе

– Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы

Полифункциональность материалов предполагает

– Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)

Трансформируемость пространства обеспечивает изменения развивающей предметно-пространственной среды в зависимости:

– От образовательной ситуации

– От меняющихся интересов детей

– От возможностей детей

Вариативность среды предполагает:

– Наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр.

– Периодическую сменяемость игрового материала

Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми

– Появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

– Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность

– Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности

– Исправность и сохранность материалов и оборудования

Безопасность среды:

Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Читайте также:  3 месяца развитие ребенка прививки

При планировании организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды в разновозрастной группе детского сада, также должны учитываться все вышеперечисленные требования.

Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду и в группе должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Комфортная среда – это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом.

Наличие образовательной среды уже можно увидеть в раздевалке (приёмной комнате). Здесь находятся индивидуальные шкафчики для одежды и скамейки для детей. Здесь же оформлен «Уголок для родителей», где находится много полезной, нужной,познавательной информации для родителей и детей: расписание образовательной деятельности, режим дня, консультации для родителей, полезные советы и многое другое. Так же в раздевалке есть стенды,на которых вывешиваются творческие работы детей: выставки рисунков и поделок. Вниманию родителей предоставляется информация на папках-передвижках о сезонных изменениях в природе и связанные с ними рекомендации.

Обязательно присутствует «Уголок безопасности». Там отображается информация по противопожарной безопасности, безопасности детей на улице и дома, информация по правилам дорожного движения.

Групповая комната условно разделяется на 3 зоны: учебную, игровую и зону отдыха. Вся мебель в группах соответствует возрасту детей и требованиям Сан Пин.

3. Следующий компонент образовательной среды ДОУ – освоение содержания дошкольного образования.

Отмечая, что содержание дошкольного образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, Закон РФ «Об образовании» выдвигает к нему ряд общих требований. В их числе созданиеусловий для самовыражения и самореализации личности: формирование мировоззрения адекватного современному уровню знаний. В современных условиях дошкольным учреждениям доступен достаточно широкий выбор образовательных программ.

СЛАЙД 7

Содержание дошкольного образования определяется:

– Федеральными государственными образовательными стандартами;

– Основной образовательной программой, которую разрабатывает ДОУ;

– Возрастными особенностями и спецификой индивидуального развития детей данной группы, данного дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, образовательная среда – это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей, помогающая ребенку осваивать генетические задачи возраста.

СЛАЙД 8

Спасибо за внимание.

Источник

Людмила Кириллова
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО (в соответствии с внедрением ФГОС ДО)

Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Из «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО, стр. 11, п. 3.3.1:

«Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее – участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

С точки зрения психологии, среда – это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда – это условие жизнедеятельности ребенка, формирование отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта. (Источник: Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении/З. П. Красношлык//Актуальные задачи педагогики: материалы Ш междунар. науч. конф. / г. Чита, февраль 2013 г. /- Чита: Изд-во «Молодой ученый», 2013, стр. 16).

Понятие «базовые ценности» так определены в ФГОС ДО в разделе

II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему, п. 2.6, стр. 5.

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности…».

К базовым ценностям относятся:

• Патриотизм

• Гражданственность

• Семья

• Труд и творчество

• Литература

• Природа

• Духовность

• Человечество

Из ФГОС ДО, стр. 11, п. 3.3.3:

«Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

– реализацию различных образовательных программ;

– в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;

– учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

– учет возрастных особенностей детей».

Из ФГОС ДО, стр. 5, п. 2.6.:

«Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

– социально-коммуникативное развитие;

– познавательное развитие;

– речевое развитие;

– художественно-эстетическое развитие;

– физическое развитие.

Методический комплект «Формирование структуры и содержание игровой поддержки развития детей в дошкольном образовательном учреждении» П. В. Быстрова включает в себя «Перечень целевых комплектов игровых средств» (ЦКИС) и пособие, где дано обоснование структуры и содержания основных направлений и задач игровой поддержки детей дошкольного возраста. В методическом пособии автором раскрываются основные требования к оборудованию для дошкольных образовательных учреждений. Пособие состоит из трех разделов. Я остановлюсь немного подробнее на втором разделе «Целевые комплекты игровых средств (ЦКИС)».

Автор выделил в «Перечне…» 7 программных направлений развития, которые обеспечиваются 20 комплектами с их описанием и подробной характеристикой каждого из направлений игровой поддержки.

1. Развитие движений рук.

2. Сенсорное развитие.

3. Развитие речи.

4. Развитие мышления.

Читайте также:  Детские книги для развития ребенка 6 лет

5. Развитие представлений об окружающем мире.

6. Социально-эмоциональное развитие.

7. Эстетическое развитие.

Ответить на вопросы: «Какие ниши среды (содержание и наполнение ЦКИС) ДОУ наиболее актуальны?». Можно ли так ставить вопрос? Почему?

Во время пребывания детей в дошкольном учреждении ими осваиваются следующие образовательные области «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентированные на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. («От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010, с. 6). Далее – Примерная ООП ДО «От рождения до школы».

Нельзя назвать какое-то направление или область наиболее важной или главной или актуальной. Так вопрос ставить не корректно. Педагоги целенаправленно используют интегративный подход при организации образовательного и воспитательного процесса в дошкольном учреждении и в их работе задействованы все образовательные области.

Градация ниш средыс наполнением ЦКИС в списке взята узко:

– для продуктивной деятельности;

– для экспериментальной деятельности;

– для трудовой деятельности;

– мебель для групповых помещений;

– спортивные залы;

– бассейны;

– музыкальные залы;

– художественные студии;

– оборудование помещений для релаксации;

– оборудование детских площадок на улице;

– кабинеты специалистов ДОО.

Мебель должно только соответствовать росту и возрасту детей. Непонятно зачем она попала в этом список. Кроме того, не во всех ДОУ имеются бассейны, художественные студии и помещения для релаксации. В МБДОУ детский сад комбинированного вида № 451их нет, но в каждой группе имеются уголки для релаксации и всего один кабинет для специалиста – педагога-логопеда.

При сравнении этого списка с образовательными областями в ФГОС ДО, очевидно, что предметно-развивающая среда представлена здесь гораздо шире:

Из ФГОС ДО, стр. 5, п. 2.6:

«Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие».

Из ФГОС ДО, стр. 6, п. 2.8:

«Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной средыдля ребенка дошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

?Задание: приведите примеры к пункту «4». В чем выразится содержание среды? Вспомните о феноменах «полифункциональности», «интегративности» среды.

Содержание среды к пункту «4» должно отражать формирование целостной картины мира, к другим людям, к себе самому.

В МБДОУ детский сад комбинированного вида №451 это:Методические пособия из серии: «Ребенок и окружающий мир», «Предметный мир как источник познания социальной действительности», «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» в разных возрастных группах детского сада, а также «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения», «Экологическое воспитание в детском саду», «Гендерное воспитание: мальчики и девочки» и др.

Методические пособия, детская литература, материалы для творчества, развивающее оборудование, дидактические игры «по воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми; привычку сообща трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.

Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Продолжать развивать представления об изменении позиции ребенка в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.).

Развивать осознание ребенком своего места в обществе. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах… Формировать потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами».

(Примерная ООП ДО «От рождения до школы», стр. 180).

Полифункциональность предметно-пространственной среды открывает множество возможностей, обеспечивающих все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной. Трансформируемость среды, которая связана с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством). Предметно-развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

В дошкольном учреждении «наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса», т. е. соблюдается принцип интеграции образовательных областей. (Примерная ООП ДО «От рождения до школы», стр. 10).

ФГОС ДО заявляет о формировании «социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей».

ФГОС ДО рассматривает среду как:

систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание его духовного и физического развития.

ФГОС ДО определяет предметно-развивающую среду как

полифункциональную.

?Задание: во ФГОС ДО вводится понятие «образовательная среда». Объясните своими словами это понятие.

Образовательная среда – основа для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Она является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Источник