Какая сфера в развитии ребенка является первичной

Какая сфера в развитии ребенка является первичной thumbnail

«Не по дням, а по часам». Сферы развития ребёнка.

Как часто мы слышим о том, насколько быстро растут дети. Ещё вчера родители качали своё маленькое чудо на руках, а уже сегодня с трепетом и замиранием сердца наблюдают, как бодро сынуля рассказывает стишки на утреннике в детском саду. А дочка вот-вот станет первоклассницей.

И создается ощущение, что детки растут быстро, не успеваешь и оглянуться. Однако что стоит за этими годами, так резво пробежавшими мимо? Бессонные ночи, тысячи детских вопросов и тысячи родительских ответов на них, бесчисленные простуды, первые улыбки, первые ссоры, и, конечно, неизбежные возрастные кризисы. Если с простудой и обидами среднестатистические родители еще могут справиться самостоятельно, то как быть с психологическими трудностями, неизбежно возникающими в результате взросления? Большинство родителей наслышано о подростковом кризисе, так называемом «трудном возрасте», но задумывались ли Вы о том, что в жизни маленького человечка далеко не одна переломная точка, отделяющая один возраст от другого? И в каждый переломный период ребёнок нуждается в особой заботе, помощи и поддержке. Только родители, имеющие достаточно знаний обо всех сферах развития своего малыша в данный возрастной период могут оказать своему ребёнку достаточный уход, создать определенный психологический климат вокруг своего чада и проследить за тем, чтобы ни одна сфера развития не была упущена. Для того, чтобы все периоды взросления малыша с поступления в детский сад и до наступления школьного возраста проходили мягко и безболезненно, давайте разберемся, что происходит в его душе на протяжении первых лет его жизни, времени, когда формируется основа личности, определяющая то, каким человеком будет ваш малыш в дальнейшем.

Существует шесть сфер развития человека. Первыми и наиболее яркими изменениями являются физические изменения в организме. Встречая давно забытых родственников, первое, что слышит малыш – это неизменная фраза: «Как же вырос!». Говоря данную фразу, люди подразумевают именно физические изменения, произошедшие с ребёнком: постепенное изменение пропорций тела, размеров его органов и конечностей. На втором месте располагаются интеллектуальные изменения, происходящие с ребёнком: постепенное освоение и грамотное использование речи, способность выстраивать рассуждения, логические цепочки, генерировать те или иные идеи, решать определенные трудности и задачи. Интеллектуальное развитие  неизменно связано с физическим, поскольку оно было бы невозможно без физического роста головного мозга ребёнка.

О физическом и интеллектуальном развитии слышали многие. Когда говорят о взрослении, в первую очередь подразумеваются именно эти две сферы, однако существуют и другие. Сексуальное развитие, как ещё одна из сфер развития человека, является поэтапным процессом развития сексуальности, начавшееся с самого момента рождения и непрерывно, однако скачкообразно, т.е. с разной скоростью, продолжающееся на протяжении всего периода взросления.

Развитие иных сфер личности происходит менее открыто для окружающих. Оценить степень развития данных сфер возможно, лишь тесно и доверительно пообщавшись с ребенком, в некоторых случаях они могут проявиться лишь в определенных жизненных ситуациях, а порой оценить, насколько развита та или иная сфера развития, может лишь специалист. В данный список входят три сферы: во-первых, социальное развитие, под которым подразумевается получение определенных знаний, умений и навыков, использующихся при взаимодействии между ребёнком и окружающими его людьми, как взрослыми, так и ровесниками. Во-вторых, эмоциональное развитие, включающее в себя эмоции и чувства ребёнка, его реакцию на различные жизненные ситуации, а также на изменения его собственных желаний, интересов и чувств, включая форму их выражения.  И, наконец, в-третьих, нравственное развитие ребёнка, осознание существования хорошего и плохого, умение дать любому человеку, поступку и событию оценку с точки зрения норм нравственности и морали, а также умение контролировать себя, свои потребности и желания, если они противоречат общепринятым нормам нравственности, что иногда именуется совестью.

Безусловно, каждая из шести сфер не относится однозначно к какому-либо одному возрастному периоду, ребёнок любого возраста находится сразу же в процессе формирования нескольких сфер одновременно. В период раннего возраста ребёнок одновременно учится ходить и изучает своё тело, что развивает физическую и сексуальную сферы, помимо прочего малыш проявляет интерес к свойствам и характеристикам окружающих его предметов, осваивает различные способы манипуляции с ними, что влияет на развитие интеллектуальной сферы. В это же время ребёнок пробует способы взаимодействия с окружающими его людьми и получает от них обратную связь в ответ на свои поступки, осознавая, что хорошо, а что плохо, что затрагивает социальную и моральную сферы. А выражение ребёнком чувства независимости, особенно в период кризиса 3-х лет – не что иное, как проявление эмоциональной сферы.

Родителям необходимо помнить, что именно взрослые являются основным мотивом, если говорить о развитии у ребёнка навыков общения. Исключительно благодаря взрослым ребёнок уже с первых месяцев может успешно взаимодействовать с окружающими: вначале реагируя на появление взрослого, следуя за движениями взрослого взглядом, чуть позже – отвечая улыбкой на улыбающегося человека. Около 4-6 месяцев ребёнок уже в состоянии удерживать взгляд на взрослом достаточно длительное время. С развитием двигательных способностей ребёнок начинает вначале пытаться привлечь внимание родителей, а затем и вовсе подражать взрослому, испытывая потребность совершать действия вместе с ним.

Так происходит до тех пор, пока психологическое единство матери и ребёнка не начинает разделяться. Уже к началу второго года жизни малыш не так зависим от матери, и, вследствие отдаления друг от друга, психологическое развитие ребёнка начинает ускоряться. Ведущим видом деятельности становятся манипуляции с предметами. Также у ребёнка достаточно активно в данный период развиваются речевые навыки и закладываются основы самооценки. Родителям важно учитывать эту особенность и быть особенно внимательными, поскольку именно в данный период – в период кризиса первого года жизни в ребёнке зарождаются основные противоречия, которые затем приводят малыша к новым этапам развития.

Одной из первостепенных задач является задача овладеть управлением собственным телом, поскольку ходьба в данном возрасте становится средством достижения иных поставленных ребёнком перед собой целей, речь уже становится более понятной для родителей, но еще требует преобразования, а манипуляции с предметами постепенно сменяются рядом осознанных действий с ними.

Ещё одной немаловажной задачей раннего возраста является первоначальное формирование таких познавательных функций личности, как память, внимание мышление, сенсорика и восприятие. С постепенной произвольной формой запоминания слов развивается речь, а также первое представление о себе, как отдельной личности со своими желаниями и потребностями. Ребёнок начинает использовать местоимение первого лица: «я», «моё», а также называть себя по имени. В тот же период у малыша начинают формироваться навыки коммуникации с конкретными людьми, интерес к другим людям, стремление к общительности и подражанию окружающим людям. Родителям важно помнить, что развитие психики ребёнка в данном возрасте и разнообразие форм проявления общительности зависят исключительно от включенности ребёнка в общение между взрослыми в семье. 

Порой родители задают психологам и педагогам один волнующий многих вопрос: какие же направления развития ребёнка раннего возраста являются наиболее приоритетными? Ответ на данный вопрос однозначен, ребёнка необходимо развивать комплексно, не упуская ни одну сферу деятельности. К трём годам ребёнок должен научиться взаимодействовать с детьми и взрослыми, что называется социализацией. Через беседы можно сформировать начальное представление об окружающем мире. Помимо этого необходимо сенсорное развитие: овладение понятиями цвета, формы, величины, а также расположения предметов в пространстве. Также немаловажно развитие с помощью игровой деятельности когнитивной сферы, включающей в себя непосредственно мышление, логику, память, воображение. Огромную важность имеет доведение навыков самообслуживания до полной самостоятельности – умение покушать, убрать за собой игрушки, переодеться, сходить в туалет без помощи взрослых. Эмоциональное развитие, умение сочувствовать и сопереживать, необходимо наравне с творческим, а также наравне с формированием начального чувства ритма через слушанье музыки. Помимо прочего нельзя забывать о физических нагрузках: кувырканиях, прыжках, стоянии на одной ноге и прочими посильными упражнениями. Поскольку именно физически здоровый и развитый по возрасту ребёнок обладает всеми шансами стать полноценной и гармоничной личностью! Желаем здоровья Вам и Вашим детям!

Источник

На чтение 6 мин.

Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.

Этапы развития ребенка по возрасту

Причины выделения этапов развития ребенка

В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.

Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.

Кризис новорожденных

Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.

Новорожденный малыш – это отдельная личность

Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.

Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:

  • увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
  • общение с помощью крика или плача;
  • увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
  • появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.

В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.

Развитие до года первый этап

С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.

Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.

Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет

Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться

Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).

Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).

Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.

Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.

Готовимся к школе (3 – 5 лет)

Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.

Подготовка к школе – главная задача в период 3-5 лет

Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.

В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.

Развитие младших школьников (6 – 11 лет)

К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.

Младший школьный возраст – первый этап взросления

Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.

Развитие детей от 12 до 15 лет

Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.

Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.

Средний школьный возраст – осознание своего будущего

Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.

Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.

Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.

Формирование личности детей старшего школьного возраста

Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.

Подростковый возраст – самый сложный

Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.

Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.

Источник

Эльвира Александровна Петрова
Возрастные особенности развития детей. Ознакомление молодых педагогов с возрастной периодизацией ребёнка

В соответствии с периодизацией:

Младенческий возраст (0 – 1 года);

Ранний детский возраст (1 – 3 года);

Дошкольный возраст (3 – 7 лет).

Возрастные особенности детей раннего возраста.

От 1 года до 3-х лет. В этот период происходит качественный скачок в развитии и формировании личности ребенка. Характерной особенностью этого периода жизни человека является быстрый темп физического и психического развития.

Еще одной отличительной особенности развития ребенка в раннем возрасте является тесная взаимосвязь и взаимовлияние физического и психического развития. Недостатки в развитии движений, например, сказываются на уровне умственного развития малыша, общее ослабление организма (из-за плохого питания, отсутствия закаливания и др.) приводит к снижению умственной активности, невнимание к развитию мелкой моторики пальцев рук влечет за собой замедление в развитии речи.

Важнейшим психическим новообразованием раннего возраста является возникновение речи и наглядно-действенного мышления, которое развивается оно на основе действий с предметами.

В этот период происходит формирование активной речи ребенка и понимание речи взрослого в процессе совместной деятельности. С развитием слушания и понимания сообщений, происходит использование речи как средства познания действительности, как способ регуляции поведения со стороны взрослого.

Внимание, восприятие и память детей раннего возраста носят непроизвольный характер. Развитие восприятия происходит на основе внешне-ориентированного действия (по форме, величине, цвету, при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Узнать и запомнить ребенок может только то, что ему понравилось или заинтересовало.

Важнейшим механизмом развития ребенка в этом возрастном периоде является подражание. В раннем возрасте ребенок приобретает первоначальный социальный опыт. Постепенно общение малыша со взрослыми становится все более социальным, в том смысле что у ребенка появляются не только биологические, витальные потребности, но и социальные в общении, в овладении человеческими способами познания и действия.

Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, но она тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности – игры. Игровая деятельность носит предметно-манипулятивный характер.

Основной способ познания ребенком окружающего мира в данном возрасте – это метод проб и ошибок.

Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.

К трем годам появляется первичная самооценка, осознание не только собственного «Я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой», сознание этого и появление личностных действий подвигает ребенка на новый уровень развития. Начинается кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. По выражению Д. Б. Эльконина, кризис выделения своего «Я». Л. С.Выготский описал 7 характеристик кризиса 3-х лет: негативизм, упрямство, строптивость, протест-бунт, деспотизм, ревность, своеволие.

Формирование личности ребенка во время кризиса 3-х лет происходит во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Кризис 3-х лет напоминает маленькую революцию.

Реакции на «Я сам»бывают двух видов: первая – когда взрослый поощряет самостоятельность ребенка и как следствие происходит сглаживание трудностей во взаимоотношениях. Во втором случае если взрослый, несмотря на качественные изменения в личности ребенка продолжает сохранять прежний тип взаимоотношений, то происходит обострение отношений, проявление негативизма.

Следующий период – дошкольное детство. Дошкольное детство – большой период в жизни ребенка: он продолжается с 3 до 7 лет. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этом возрасте по отношению к окружающим у ребенка формируется собственная позиция. Активность и неутомимость малышей проявляется в постоянной готовности к деятельности.

Особенности развития детей 3-4-х лет.

В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования.

На основе наглядно-действенного мышления к 4 – м годам у детей формируется наглядно-образное мышление. Постепенно происходит отрыв действий ребенка от конкретного предмета.

Речь становится связной, словарный запас обогащен прилагательными. Преобладает воссоздающее воображение.

Память носят непроизвольный характер, и характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается то, что интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, все, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен долго удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одного вида деятельности на другой.

Способ познания – экспериментирование, конструирование.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.

Особенности развития детей 4-5 лет

Психическое развитие детей характеризуется использованием речи, как средства общения и стимуляции, расширением кругозора ребенка, открытием им новых граней окружающего мира.

Ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главный вопрос ребенка данного возраста «Почему? Активно развивается потребность в новых знаниях. Мышление – наглядно-образное.

Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации. В этот возрастной период заканчивается формирование активной речи детей.

Внимание и память продолжают носить непроизвольный характер. Сохраняется зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса.

Активно развивается фантазирование.

Способом познания окружающего мира являются рассказы взрослого, экспериментирование.

Игровая деятельность носит коллективный характер. Сверстники становится интересными как партнеры по сюжетной игре, складываются предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более устойчивыми.

Особенности развития детей 5-6 лет

В 5-6- летнем возрасте интерес ребенка направлен на сферу взаимоотношений между людьми.

Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными.

К этому периоду у ребенка накапливается довольно таки большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополнятся.

Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы ребенка-дошкольника.

Начинается формироваться образно-схематическое мышление, планирующая функция речи, происходит развитие целенаправленного запоминания.

Основной способ познания – общение со сверстниками, самостоятельная деятельность и экспериментирование.

Происходит дальнейшее углубление интереса к партнеру по игре, усложняется замысел в игровой деятельности.

Происходит развитие волевых качеств, которые позволяют ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

К концу дошкольного возраста ребенок знает, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также может оценить не только чужое, но и свое поведение.

Формируется крайне важный механизм соподчинения мотивов. Наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды. Более слабый – наказание, еще более слабый – собственное обещание.

Еще одна важная линия развития личности – становление самосознания. У ребенка к 7-ми годам появляется самоконтроль и произвольное поведение, самооценка становится более адекватной.

На основе наглядно-образного мышления у детей формируются элементы логического мышления.

Происходит развитие внутренней речи.

Способ познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками. Сверстник воспринимается как собеседник, партнер по деятельности.

К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры – только для мальчиков и только для девочек.

Достижением дошкольного возраста является развитиеразных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность.

Главной, ведущей деятельностью является игра. По сравнению с тем, как играл ребенок в раннем возрасте, можно отметить, что игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Теперь она гораздо длительнее. Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем окружении, но и то, о чем ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей и т. п. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения.

Дошкольник способен к трудовому усилию, которое может проявляться в самообслуживании (сам одевается, сам ест, в уходе (под руководством взрослого) за растениями и животными, в выполнении поручений. Появляется и интерес к умственному труду. Постепенно фор-мируется готовность к обучению в школе.

Качественно меняется характер развития эмоциональной сферы: ребенок становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека.

Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями. Они учатся справедливо решать конфликты; проявляют друг к другу доброжелательность. Возникает дружба.

С течением времени ребенок становится все более само-стоятельным. У него формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели.

Возникает новая форма общения, которую психологи называют внеситуативно-личностной. Ребенок начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений.

Давая общую характеристику ребенку дошкольного возраста, следует отметить, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям.

Можно выделить развитие физическое; умственное; эстетическое; нравственное; развитие эмоций, воли, интеллекта; развитие деятельности как формы жизненной активности. В каждом из названных направлений наблюдается динамика в становлении ребенка как существа социального.

Самый главный результат дошкольного периода – это готовность детей к обучению в школе.

На основе обобщения теоретических подходов в решении проблем готовности к школе можно выделить ряд признаков:

– Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива).

– Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.

Способность к выполнению основных мыслительных операций.

– Достижение определенного уровня психической и физической выносливости.

Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.

-Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.

Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства, т. е. с 3 до 7 лет и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.

Источник