Какая речь первична в речевом развитии ребенка
Речь — коммуникативная деятельность человека, осуществляемая посредством языкового общения. Речевое развитие — процесс овладения языковым навыком, помогающим ребенку познавать окружающий мир, самого себя, усваивать опыт, выстраивать взаимодействия с людьми.
Эта статья носит рекомендательный характер о том, как с помощью педагогики обеспечить полноценное формирование и развитие речи малышей.
Основные виды речи и их характеристики
Ниже представлены основные виды речи и даны их характеристики.
Первичный вид речи
Психология разделяет речевую деятельность человека на две категории: внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя
Связана с процессом мышления, не оформляется устно либо письменно, не является средством коммуникации. Образна, отрывочна, в ней участвуют лишь слова, передающие суть мысли, поэтому скорость передачи быстрая.
Внутренняя речь выполняет важную подготовительную функцию перед самим озвучиванием мысли, благодаря ей составляются «наброски» высказываний.
Внешняя
Связана с процессом общения: произнесенная, записанная либо прочитанная. Подвидами внешней речи являются устная и письменная.
Письменная
Оформляется с помощью письменных знаков с соблюдением грамматических правил. Требуются четкое построение фраз, продуманное изложение мыслей, связность полученного текста. К письменной речи относится как само письмо, так и чтение.
Разговорная (диалоговая)
Разновидность устной речи, при которой разговор поддерживается двумя людьми, с использованием простых фраз и оборотов языка. Не требует развернутых выражений, легко понимается собеседником.
Монологическая
Относится к устной форме, произносится одним человеком.
Пример: выступление лектора, оратора.
Монолог близок к письменной речи, ввиду отсутствия обратной связи с собеседником. Требуется соответствие тем же правилам, что и при письме: последовательное мыслеизложение, логичность, умение связно доносить информацию. Монолог считается более сложным видом речи, чем диалог, предполагает контакт с аудиторией и требует подготовки.
Таким образом, отвечая на вопрос «Какой вид речи первичен в развитии речевой деятельности ребенка?», однозначно можно говорить об устной разговорной форме. Она является генетически первичной: сначала ребенок овладевает диалогом (с младенческого возраста через взаимодействие со взрослыми). И только потом учится выстраивать мысли в монологе и письме. В доказательство тезиса можно привести тот факт, что до сих пор встречаются языки и диалекты, функционирующие только посредством устной коммуникации. Устная речь естественна по природе, письменная является ее производной.
Интересный факт! Большая группа людей, для которых основной формой коммуникации не являются ни устная, ни письменная речи, — глухонемые, не имеющие слух или голос от рождения, либо утратившие их в результате несчастных происшествий. Для них основным видом передачи информации остается кинетика — жесты, знаки. В историческом плане кинетическая речь — первичный вид общения, существующий с древних времен. Но сравнивать коммуникации глухонемых со способом общения первобытных людей, конечно, не стоит. Речи немых свойственна сложность и систематизированность знаков и понятий.
Развитие речевых форм ребенка в ДОУ
Детский сад — это место, где начинается становление личности ребенка. Профессиональная компетентность педагогов играет огромную роль в данном процессе. Развитие связной речи в виде построения диалогов и монологов, закладывание предпосылок письменной — одна из первостепенных задач ДОУ.
Важно понимать! Это не узконаправленная деятельность, а целый комплекс мер, предпринимаемый специалистами, требующий творческих решений. Важен современный подход к работе и обучению как детей, так и самих педагогов.
На сегодняшний день разработан и введен Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), по которому выделяются основные области развития детей:
- Социально-коммуникативное развитие,
- Познавательное,
- Речевое развитие,
- Художественно-эстетическое,
- Физическое.
Образовательная область «Речевое развитие» по ФГОС ДО
Этот стандарт подразумевает грамотную работу специалистов, помогающую детям осваиваться в следующих направлениях:
- Свободное выражение мыслей, чувств для установления контакта с другими ребятами и взрослыми.
- Пополнение словарного запаса, умение объединять слова в предложения, изменять форму слов, т. е. освоение грамматического строя.
- Развитие творческого начала, умение составлять короткие рассказы, продумывать сюжеты сказок.
- Освоение системы ударений, правильного произношения звуков, умение выразительно говорить и читать стихи.
- Изучение букв, морфологии слова, синтаксических правил, подготовка к обучению грамоте, осваивание азов письма.
- Приобретение опыта чтения книг.
Методы обследования речи дошкольников
Диагностика речевого развития детей раннего и дошкольного возрастов проходит по следующим параметрам:
- Словарь ребенка.
- Звуковая культура речи.
- Грамматика.
- Развитие связной речи.
Применяемая литература по теме: Грибова О. Е., Бессонова Т. П. «Дидактический материал по обследованию речи детей»
Специалисты должны оценивать навыки ребенка только с использованием соответствующих диагностических материалов, помогающих объективно подходить к оценке речевых возможностей детей. Для подбора инструментария и технологий обследования рекомендуется воспользоваться методической литературой Грибова, Бессонова «Дидактический материал по обследованию речи детей».
Он представлен в трех направлениях:
- «Словарный запас»,
- «Грамматический строй»,
- «Звуковая сторона» ч. 1, ч. 2.
Обследование звуковой культуры речи детей
Понятием «звуковая сторона» обозначается звукопроизношение. Диагностика звуковой культуры речи дошкольников должна производиться логопедом два раза в год: осенью — при составлении плана коррекционной работы и весной — при подведении итогов.
Важно! Во время исследования звукопроизношений педагогу следует отмечать такие показатели: какие звуки произносились правильно, есть ли нарушения слоговой структуры слов, умеет ли ребенок регулировать силу голоса, темп, были ли пропуски коррекции звукопроизношения, активна или пассивна речевая деятельность.
Методы развития связной речи
Существует несколько методов развития связной речи, о них рассказано ниже.
Современные образовательные технологии
Развитие связной речи дошколят означает совершенствование диалогической и монологической речевых форм. Для этого педагогами в работу должны интегрироваться следующие технологии:
- Игровые (речевые упражнения, коммуникационные, игры для мелкой моторики рук, сюжетно-ролевые и пр.).
- ИКТ.
- Мнемотехника.
Мнемотехника как прием развития связной речи дошкольников
Мнемотехника — методика, облегчающая запоминание слов путем образования ассоциаций. В мнемотехнике информация, которая дается малышу с трудом, подлежит замене зрительным образом. Этот прием способствует развитию воображения, зрительной памяти, ассоциативного мышления.
Важно! В развитии связной речи дошкольников от специалистов требуется использование мнемотаблиц.
Карта анализа НОД по развитию речи в ДОУ по ФГОС
Залог успешного развития речевой культуры ребенка кроется в правильном планировании и проведении непосредственной образовательной деятельности (НОД). Для этого педагогам следует вести карты анализа НОД с заранее составленным планом работ, учетом специфики речевых проблем детей, выявлением методов их коррекции, составлением объяснительных рекомендаций по работе с детьми, в том числе для родителей.
Консультации для родителей в детском саду по речевому развитию
Проведение педагогами образовательных работ— важная, но не единственная сторона, от которой зависит успешность развития речи ребенка. Семья, по праву, играет решающую роль в формировании речевого поведения малыша. Важное значение имеют объединение усилий педагогов и родителей, своевременные консультации и совместные решения проблем.
В распоряжении родителей и педагогов есть универсальный инструмент как для первичного, так и последующего речевого развития детей: фольклор.
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста
Осваивать богатую, образную, логично выстроенную речь помогает устное народное творчество.
Хороводы, скороговорки, пословицы и поговорки, потешки, загадки, былины, колыбельные песни, сказки — это все не просто можно, а нужно использовать во взаимодействии с ребенком как родителям, так и педагогам.
Важно понимать! Фольклор расширяет словарный запас, повышает уровень связности, развивает воображение и логику.
Типология детских речевых ошибок
Часто бывает, что родители лишь умиляются, услышав ошибку в слове ребенка. Искажения бывают разовые, на которых не стоит заострять внимание.
Но существует типология речевых ошибок, характерных для детской речи:
- Использование глаголов в форме вставаю, прятаю, подаваю (по примеру ломаешь, хватаешь, разрешаю, складываешь и пр.).
- Образование падежных окончаний по примеру птиц — птицы, форма — формы: стул — стулы, поезд — поезды.
- Родовые окончания существительных: лошадиха, врачка (женщина-врач), коров (бык), петусиха (курица), гусиха.
- Сравнительная степень прилагательных: хорошее, большее, плохее, дальнее.
- Присоединение окончания -ом в творительном падеже без деления на рода: ложком, машинком, ручком.
Исследователи детской речи делают следующие заметки об особенностях детской грамматики: ребенок заменяет слова наиболее легкой для себя формой выражения, усвоенной ранее.
Важно! Подобные типичные ошибки необходимо вовремя корректировать.
Таким образом, ответственность по речевому развитию детей лежит на плечах как педагогов, так и родителей. Вовремя диагностированные проблемы, технологично подобранные инструменты решения, консультации, энтузиазм и понимание важности развития речи помогут ребенку успешно пройти дошкольный этап образования и подготовить базу для последующих достижений.
Источник
ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
Онтогенез детской речи
ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
(Государственный образовательный стандарт, используемая литература, словарь основных терминов).
Содержание дисциплины устанавливается Государственными образовательными стандартами (так же как для всех дисциплин, изучаемых в образовательном учреждении). Выдержка из государственного образовательного стандарта: «Предпосылки нормального развития речи у ребенка. Анатомическая и физиологическая целостность центральной нервной системы и периферического речевого аппарата, нормальное развитие тех систем мозга и психической деятельности, которые обеспечивают формирование речи. Этапы нормального речевого онтогенеза. Социальные условия нормального развития речи. Патологическое развитие речи. Недоразвитие речи: общее и фонетико-фонематическое.».
В процессе изучения дисциплины «Онтогенез детской речи» реализуется принцип концентрического обучения и межпредметных связей (повторения изученного материала на более сложном уровне при изучении других дисциплин) – анатомия и физиология речевых систем, введение в логопедию, логопедия, психолингвистика и др.
- Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
- Белякова Л.И., Заикание.
- Бородич А.М., Методика развития речи детей.
- Жукова Н.С., Логопедия.
- Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред М.Ф. Фомичевой.
- Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной.
- Поваляева М.А., Справочник логопеда.
- Филичева Т.Б., Основы логопедии.
- ИНТЕРНЕТ ! ! !
- Программы воспитания и обучения детей «Радуга», «Детство», «Развитие» и др.
Основные понятия курса «Онтогенез детской речи»
Онтогенез – последовательность развития чего-либо (органа, функции, строения) у организма от зарождения (то есть ещё до рождения) до смерти. Применительно к данной дисциплине – последовательность развития разных сторон речи у ребенка от рождения до 7-ми лет.
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей, опосредованная языком. Речь – устная, письменная, внутренняя (во время мышления), жестовая, дактильная(пальцами).
Язык – система знаков, служащая для осуществления человеческого общения, мышления. Для каждого вида речи (устная, письменная и др.) существует своя система знаков, то есть, свой язык.
Движущая сила развития речи –потребность в ОБЩЕНИИ, как правило, возникающая в деятельности.
Функции речи
- Коммуникативная– общение.
- Номинативная(назывная, сигнификативная) – дающая название предмету.
- Индикативная– указывающая на предмет.
- Интеллектуальная– носитель обобщения, обслуживание мышления (В.И. Яшина).
- Функция социализации– приобщения к культурно-историческим ценностям (И.А. Зимняя)
- Регулятивная– внешнего контроля поведения.
- Рефлексивная– самоконтроль. (И.А. Зимняя)
- Экспрессивная– отражение эмоциональных состояний человека и его отношения к различным явлениям действительности. (А.А. Крылов).
Речевой навык –речевое действие, достигшее совершенства, автоматизма – наиболее оптимальное для выполнения речевой операции. (В.И. Яшина). Данная трактовка отличается, от того, как вам преподают на психологии.
Речевое умение –начальный этап развития навыка, его более низкая ступень, не достигшая степени совершенства. (В.И. Яшина) Данная трактовка отличается, от того, как вам преподают на психологии.
Виды речевых умений
- Умение говорить – излагать свои мысли в устной форме.
- Умение аудировать, то есть понимать речь в её устной форме.
- Умение излагать свои мысли в письменной форме.
- Умение читать – понимать речь в её графическом отображении.
- И др. (В.И. Яшина)
Первый крик– результат подкорковой стволовой оборонительной реакции – скоординированная синергия (однонаправленное движение, сокращение) гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры.
Не является ни речевой, ни голосовой реакцией, так как является врожденным компонентом оборонительного комплекса реакций.
Не разбивается на отдельные звуковые элементы отдаленно напоминают гласные звукокомплексы – аоэ.
Начиная с третьего месяца большинство матерей различают крик боли, крик голода, крик удовольствия.
Комплекс оживления – эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого. Ребенок, как будто, радуется при появлении взрослого – издает звуки, шевелит ручками, ножками, кряхтит (раньше не реагировал на появление взрослого) происходит около 2-х мес. после рождения.
Гуканье – ранняя стадия гуления, звукокомплексы 2-3 звука с преобладанием нечетких, гласноподобных, коротких звуков (см. агуканье). Сроки появления гуканья, агуканья, гуления, лепета сильно различаются (на 2-4 месяца) по разным авторам.
Агуканье – ранняя стадия гуления, звукокомплексы 2-3 звука с преобладанием нечетких, гласноподобных, коротких звуков (см. гуканье). Сроки появления гуканья, агуканья, гуления, лепета сильно различаются (на 2-4 месяца) по разным авторам.
Гуление – певучие, голосовые реакции ребенка в первые 2-3 месяца жизни, ранняя стадия лепета, звукокомплексы 2-3 звука с преобладанием нечетких, согласноподобныхзвуков, чаще:
- заднеязычных (т. к. при положении «лежа» голова запрокинута и язык «западает в глубь рта + повышенный тонус артикуляционных мышц = язык в виде комка, оттянутого кзади, то есть звуки похожи на К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ);
- губных – от постоянно «срабатывающего» сосательного рефлекса (носогубный, дистантный губной, лобно-губной, ладонный = рефлексы орального автоматизма то есть звуки, похожие на П, ПЬ, Б, БЬ, М, МЬ, ).
- К гулению можно отнести звуки кряхтения, радостного «повизгивания».
Гуление особенно длительно во время общения со взрослым. Сроки появления гуканья, агуканья, гуления, лепета сильно различаются (на 2-4 месяца) по разным авторам.
Лепет – голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера, которые появляются на 2-ом мес. (4-6 мес. данные разных авторов) жизни в виде разнообразных несложных звукокомплексов (вначале гуление), постепенно звукокомплексы усложняется, превращаясь в многократное повторение слогов (па-па-па); при тяжелых нарушениях развития лепет появляется позже и носит менее выраженный, развернутый характер. Расцвет лепета – около 8 мес. (4-5 сегментов (слогов во время одного повтора), иногда до 12). Затем идет спад количества сегментов, к 1 г. и 2-3 мес. остается 2,5 сегмента, что характерно среднему количеству слогов в русских словах – 2-3. Лепет переходит в лепетные псевдослова (неустойчивые) – мама, папа, баба, дядя… Также, после 8-ого мес. из лепета начинают исчезать звуки, не свойственные родной системе языка, появляются новые, по образцам взрослых.
При движении мышц во время лепетных образований, ЦНС получает комплекс тактильно(осязательный)-кинетико(движение)-кинестетических(положение) сигналов; через долю микросекунды ЦНС получает аутослуховые (исходящие от себя) сигналы. Вместе тактильно-кинетико-кинестетические и аутослуховые раздражители закладывают базу для возникновения речи – в ЦНС появляются образцы «перворечи», звукокомплексов. Когда сложились собственные тактильно-кинетико-кинестетические и аутослуховые комплексы, ребенок начинает узнавать такие же комплексы в речи взрослых (отличие – если речь чужая, то вначале в ЦНС поступают слуховые раздражители, а затем их «догоняют» тактильно-кинетико-кинестетические). Узнанные звукокомплексы начинают ребенком интенсивно повторяться на основе подражания. Те звукокомплексы, которые ребенок случайно не артикулировал, не закладываются в базу для «перворечи», и следовательно в речи взрослых ребенок их не слышит и не пробует повторять.
При общении со взрослым, наблюдаются явления эхопраксии и эхолалии. Успешность развития речи зависит от сохранности зрения и слуха.
Наблюдается аутоэхолалия – ребенок по долгу повторяет один слог и сам вслушивается в производимые звуки.
Сроки появления гуканья, агуканья, гуления, лепета сильно различаются (на 2-4 месяца) по разным авторам.
Псевдослово – неоформленные, ложные слова, не имеющие постоянного звукового наполнения.
Эхолалия – повторение за кем-либо элементов речи (звуков, слогов, слов, фраз)
Эхопраксия – повторение за кем-либо движений.
Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков (голос + дыхание + артикуляция).
Фонематический анализ и синтез– это умственные действия по анализу (разложению) и синтезу (объединению) звуковой структуры слова. Анализ – ребенок определяет первый, последний звук в слове, устанавливает последовательность звуков в слове, их количество, где находится звук в слове (в начале, середине, конце). Синтез – составляет слова из звуков – Н+О+С = нос.
Фонематический слух– это составляющая часть физического слуха, это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать, соотносить, сопоставлять и узнавать фонемы родного языка. Ребенок способен определить наличие звука в слове, различать слова и слоги, отличающиеся 1-2-мя звуками (мошка-кошка-вошка; ла-ра-ла), выполняет задания на раскладывание картинок по стопочкам с 2-мя звуками, хлопает в ладоши, если слышит звук в слове. (Волкова, Филичева).
Фонематическое восприятие– это специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлении звуковой структуры слова (количество, последовательность, местоположение звуков). Широкое понятие, включающее в себя и фонематический слух и фонематический анализ / синтез (Филичева).
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)– это нарушение формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Просодика – характеристики выразительности речи (высота, сила, длительность).
Ритмико-слоговая структура речи– последовательность расположения и количество слогов в речи в сочетании с темпом произнесения и паузацией.
Словарь – словарный запас отдельного человека = лексикон
Словарь активный – те слова, которые употребляет в речи
Словарь пассивный – те слова, которые понимает, но не употребляет в собственной речи
Грамматический строй речи (далее ГСР) – соблюдение в речи грамматических законов и правил, присущих данному языку – правильное употребление приставок, суффиксов, окончаний, расстановку слов в предложении.
Словообразование – образование слов с помощью приставок и суффиксов (лес-лесок-лесник; приехал, уехал).
Словоизменение – изменение формы слова с помощью окончаний(белый-белая; пришла-прише;, один-одно; стулом-на стуле).
Синтаксис – правила построения предложений (простых, распространенных, сложноподчиненных и др.).
Связная речь – достаточно протяженный отрезок речи, состоящий из нескольких частей, характеризующийся последовательностью, логичностью, законченностью
Монолог – речь одного человека, состоящая из нескольких частей, характеризующаяся последовательностью, логичностью, законченностью
Диалог – речь двух и более людей.
Общее недоразвитие речи – системное нарушение речи, характеризующееся поражением нарушением всех речевых компонентов (звукопроизношения, словаря, грамматического строя речи, связной речи)
Сензитивный / сенситивный– период наиболее благоприятный для развития какой-либо функции
Понятие сензитивных периодов
Период от 1г. до 6-ти лет весь считается сензитивным (особо удачным, чувствительным) для развития речи.
Гиперсензитивные фазы
1-1,5 лет – быстрое накопление словаря. Основа последующего произношения, ГСР и связной речи.
2,5- 3,5 – овладение фразовой речью. Переход от конкретных к отвлеченным формам мышления. То есть от мышления только о том, что вижу или делаю прямо сейчас, к мышлению о том, что уже прошло или только будет или мышление о понятиях, которые нельзя потрогать – дружба, хорошо, завтра.
5-6 лет – формирование контекстной речи, т.е. самостоятельное порождение текста.
Дофонетические универсалии – крики новорожденных, которые не подходят под термины гуканье, гуление, лепет. Охватывает период новорожденности – 0 – 10 дней и младенчества – 10 дней – 1 год.
Мой сайт https://nsportal.ru/olga-gubareva
Мой блог https://idi-k-nam.ru/profile
Дружим с группой в «Одноклассниках» – «Логопеды, логопедия»
Вложение: 3970280_1_ontogenez_detskoy_rechi.doc
Серия сообщений “Онтогенез детской речи”:
Переход на страничку онлайн логопеда Губаревой Ольги Анатольевны (жми)…
Часть 1 – ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
Часть 2 – 2 ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ)
Часть 3 – РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ
…
Часть 11 – ПРИЗНАКИ НОРМАЛЬНОГО И ПАТОЛОГИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Часть 12 – ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ
Часть 13 – КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС. М.Шохор-Троцкая
Источник