Как заняться с ребенком развитием

Как заняться с ребенком развитием thumbnail

Доброе время суток, дорогой посетитель сайта psy-razvitie.ru! Родители сегодня понимают, что время в развитии ребенка упускать нельзя. Многие родители с удовольствием проводят занятия с детьми дома. Сегодняшний мир изменился, стал намного сложнее. Современные дети развиваются быстрыми темпами, образовательные учреждения предъявляют другие требования, нежели 20-30 лет назад.

Это не значит, что надо гнаться за всеми, это значит, что родителям стоит обращать внимание на развитие своих детей. Многие родители сегодня задумываются о том, как организовать занятия с ребенком дома.

Правильно сформированная развивающая среда и развивающее общение помогают ребенку гармонично постигать знания о мире, обретать навыки, умения. Создают крепкий фундамент для дальнейшего развития.

Создавайте гармоничную развивающую среду.

Гармоничная среда развития включает три фундаментальных условия: движение, общение, игра. Чем благоприятнее внутрисемейные отношения, богаче содержание общения, игры и двигательная активность, тем интенсивнее происходит развитие.

Когда мама и папа принимают малыша, допускают возможность ошибок и право на уникальность — они проявляют самое важное качество для гармоничной среды — терпение и доброжелательность. К любому ребенку можно и нужно искать подход. С любым ребенком нужно общаться и проводить время. Бывают дети, с которыми трудно заниматься и общаться — но это лишь повод задуматься, как помочь ему адаптироваться.

Движение одни из наиболее важных факторов гармоничной среды. Ребенок должен много двигаться и окружающие предметы должны его побуждать к этому. Быть безопасными, но в то же время доступными. Шкафы, которые могут упасть надо закреплять к стене, предметы, которые могут повредить — лучше убрать подальше. С ребенком любого возраста необходимо играть в подвижные игры и выходить на длительные пешеходные прогулки. Давать возможность лазать на детских площадках и создавать спортивные уголки дома.

Еще один фактор гармоничной среды — наполненность общением. Беседы с ребенком на разные темы, заинтересованность в том, что происходит в его жизни, семейные традиции и проведение совместного досуга. Все эти простые вещи могут помочь избежать множества проблем и создают ресурс семьи на преодоление возникающих трудностей.

Игра. В любом виде и качестве. Чем больше игры в детском возрасте — тем более здоровая и ресурсная личность будет развиваться. Обычно дети играют так, как могут, но у взрослых есть много способов быть принятым в игру, и вместе с ним создавать и проходить различные игровые задачи.

Родители и их отношения с ребенком — главное условие для развития

Доказано, что качество общения с родителями во многом определяет психологическое развитие. Когда мама и папа находят возможность, желание и время самим проводить со своими детьми, заниматься различными видами деятельности, в том числе и развивающими играми, заданиями в удобное время, они могут дать малышу значительно больше, чем посещение специальных занятий два-три раза в неделю.

Однако, до сих пор многие родители сомневаются в своих силах, считая, что кто-то будет заниматься с их ребенком лучше, чем они, отказываются от совместного времени с ребенком. Возможно. Заниматься с ребенком дома или нет – это выбор самих родителей.

Подробнее о том, надо ли заниматься с ребенком дома читайте на сайте psy-razvitie.ru. 

Многолетний опыт работы с детьми и родителями показывает: решающим фактором в выборе родителей является собственно само желание, осознание полезности, нужности занятий с ребенком. Даже очень занятые родители, если считают нужным и важным, находят время и возможности для провождения времени со своими детьми.

Для заботливых родителей, которые решили для себя, что занятия с ребенком дома необходимы, хотелось бы поделиться рекомендациями, которые могут помочь сделать занятия с детьми частью жизни семьи.

Организуйте удобное пространство для занятий.

  • Детский стол по возрасту (крайне желательно однотонный, лучше светлых тонов).
  • Закрытый шкаф (или несколько полок в шкафу) для Вашей копилки с заданиями и развивающими играми.
  • Закрытый шкаф с любимыми игрушками, рассортированными в контейнеры или коробки (побуждение к двигательной активности и самостоятельности)
  • Две-три открытых полки, чтобы поставить игровые пособия, с которыми будет работать Ваш ребенок в течение дня.
  • Ковер или  место для игр на полу.
  • Полка для  выставки творческих работ (для детей после трех лет).
  • Под рукой должны быть творческие материалы (клей, карандаши, цветная бумага, ножницы и т.п.) Их также лучше хранить в закрытом шкафу, выставив на открытую полку небольшое количество творческих принадлежностей для самостоятельной работы ребенка.  Взрослея, ребенок научиться доставать творческие материалы из закрытого шкафа и класть их на место.
  • Одна из важных составляющих пространства для занятий – стена достижений. Медальки, календарь с наклейками за занятия, листок со штампиками за успешно выполненные задания и прочие атрибуты достижений Вашего дошкольника существенно помогают его мотивировать, в случаях, когда это необходимо.

Достижения своего ребенка важно замечать и поддерживать его в достижении целей. Особенно важно это для детей, которым не так легко даются выполнение заданий. Их особенно важно хвалить и поддерживать, формируя правильно отношение к ошибкам и неудачам. Похвала и поощрение – главный стимул к продолжению занятий.

Среда должна мотивировать и организовывать внимание.

Среда должна мотивировать на естественную деятельность по возрасту и способствовать тому, чтобы внимание не рассеивалось на отвлекающие изображения и лишние предметы.

В раннем возрасте — это движение, активность по исследованию окружающего мира — залезть, открывать шкафы, вытаскивание  и заталкивание всего везде. Закрытый шкаф с любимыми игрушками и пара открытых полок с развивающими играми на день могут побуждать малыша в возрасте 1-3 года к познавательной и исследовательской деятельности.

В более старшем возрасте, открытых полок с расставленными игрушками, материалами для творчества и для любимых занятий становиться больше, но правило остается тем же — нужно избегать большого количества игрушек, захламления и завалов. Периодически разбирайте вместе с ребенком коробки с игрушками, отбирая те, для которых найдется свой «домик», место, куда ребенок может ставить или убирать. Все остальное — отложите или передайте другим детям (по согласованию с самим ребенком). Ставьте ограничения и правила, которые ребенок должен учесть при выборе игрушек. Можно договариваться о том, в какое время вы будете пересматривать убранные игрушки, чтобы заменить то, что уже не интересно на «новые». Сохраняя и возбуждая интерес к играм и игрушкам, вы тем самым увеличиваете их полезность и развивающий потенциал.

Читайте также:  Развитие познавательной самостоятельности ребенка дошкольного возраста

Одна из трудностей, с которой встречаются родители, которые начинают заниматься дома состоит в том, что ребенок не хочет заниматься, все выбрасывает, ни во что не играет и быстро теряет интерес. О том, что можно делать в этих случаях можно почитать здесь.

Ни что не должно рассеивать внимание ребенка.

При оборудовании пространства для занятий с ребенком важно еще одно универсальное правило — место для занятий нужно очистить пространство от лишних «отвлекаторов». Картинки, изображения на детских столах, заваленные полки и расставленные на столе игрушки затрудняют концентрацию внимания на деятельности. Постарайтесь убрать из поля зрения все то, что лишнее. Информационная загруженность современных детей, чрезмерная зрительная и слуховая бессмысленная стимуляция лишь рассеивает внимание.

Оборудуя пространство для занятий важно помнить, что каждый предмет должен работать на комфорт и на то, чтобы максимально обеспечить удобство и доступность. Это на первый взгляд очевидная и простая рекомендация — одна из самых ключевых.

Если ребенок развивается с особенностями и родителям необходимо брать на себя задачу организовать внимание и вовлекать в занятия,  то среда должна этому помогать. Когда все принадлежности, игры, творческие материалы под рукой – родитель не отвлекается от занятий с ребенком. Ведь иногда само занятие длиться всего 3-5 минут, и за это время надо что-то успеть сделать, удержать внимание дошкольника, завлечь его и в игровой форме сделать с ребенком то или иное задание.

В случаях, когда ребенок может играть и познавать мир самостоятельно факторы рассеивающие внимание также затрудняют этот процесс.

Научитесь выделять 10-15 минут на подготовку каждый день

Для того, чтобы занятие можно было организовать быстро и с пользой, важно продумывать, чем нужно позаниматься с ребенком заранее. Если вы будете затрачивать каждый день на подготовку 10-15 минут, пополняя свою «копилку» или продумывая, что можно добавить в ваше взаимодействие с ребенком, то организовать занятие, когда появляется возможность, будет значительно проще. По опыту, сначала процесс подготовки может занимать более длительное время, но чем чаще вы будете заниматься с Вашим чадом, тем быстрее Вы будете готовиться к занятию.  Особенно важна эта рекомендация для тех родителей, у которых несколько детей разного возраста. Ведь чтобы дети не мешали друг другу, их всех важно занять. Придумать (или заготовить) что-то, в чем участвовать будут все дети.

Когда Вы готовите занятие, все материалы, карточки и игры лучше всего сложить в отдельную коробку, а ход самого занятия лучше всего прописать для себя на листе бумаги. Кстати, не вбрасывайте свои конспекты, на которых Вы прописываете ход занятия, лучше их складывать в папку или тетрадь, а дальше Вы обязательно сможете использовать свои идеи.

Сохраняйте в закладки полюбившиеся сайты с описанием игр и пособий. Возьмите за правило добавлять в  свою «копилку» 1-2 игры в неделю. Многие родители делают папки, куда в файлы складывают понравившиеся задания.

Учитывайте особенности детей

Значение имеет не только возраст, интересы, но и особенности развития: внимание, работоспособность, особенности познавательной деятельности. Нужно учитывать, что ребенок любит делать и что ему дается  сложнее.

Когда вы будете продумывать свое занятие, важно помнить что основная деятельность в дошкольном возрасте – это игра, да и школьники практически до 5-6 класса не откажутся поиграть с Вами, а материал в этом случае, будет запоминаться и усваиваться в разы быстрее.

С ребенком – дошкольником все задания лучше давать в игровом контенксте: «путешествие», «день рождения» любимого персонажа, посещение «гостей» — сказочных героев или любимых герое мультфильмов… В качестве «помощников» в занятии удобно использовать игрушки – плюшевые мишки и зайчики – первые учителя для любого дошкольника. В младшем школьном возрасте отлично в ход идут викторины, задания в форме карточек и лото. Для детей постарше –  приключения, настольные игры.

Если ребенок имеет особенности в развитии, с которыми родителям трудно справляться самостоятельно – обращайтесь за помощью и консультацией к специалистам. При этом важно не терять свою родительскую инициативность, не перекладывать ответственность на специалистов. Ведь именно вам, а не специалистам заниматься с ребенком в дальнейшем, сопровождая его развитие всю школьную жизнь. Навыки занятий с ребенком, имеющим особенности в развитии крайне необходимы родителям.

Обязательно завершайте задания.

Следующая рекомендация касается организации самого занятия. В этом случае много зависит от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Для кого-то и час играть с мамой и папой в разные игры и задания легко и мало покажется. Для кого-то и пять минут может быть трудно. При этом важно, чтобы задания оказывались завершенными. Лучше сделать не все, что вы запланировали, но то задание, которое начали – надо обязательно завершить. Так что, в данном случае, планируя занятие надо учитывать личностные и возрастные особенности. Желательно приучать к тому, что задание завершено только после того, как игра, пособие или тетрадка вернуться на свое на место.

Когда ребенок занимается легко, с интересом и ему доставляет удовольствие игры и занятия с родителями, то завершение заданий обычно не представляет сложностей.

Другое дело, когда особенности развития затрудняют совместную игру и занятия. В этих случаях, чтобы задание было завершено родителям нужно научиться правильно оказывать помощь ребенку во время выполнения заданий. В публикации «Как помогать ребенку во время занятий дома» более подробно описаны этапы оказания помощи.

Читайте также:  Упражнения для развития мелкой моторики ребенку 4 лет

Старайтесь заниматься регулярно.

Следующая важная рекомендация – регулярность занятий. Если обстоятельства складываются так, что времени остается совсем мало – не беда. Приучите себя и вашего дошкольника выполнять хотя бы одно – два игровых задания упражнений в день. Когда будут появляться дни, в которых Вы сможете выделить больше времени – привычка проводить занятия с детьми дома регулярно поможет Вам наполнить свой день интересными заданиями и событиями.

Привычка проводить регулярные занятия понемногу помогает родителям обрести опыт занятий с ребенком. В случае необходимости приучите к пониманию того, что есть дела, которые делать хочется, а есть те, которые делать надо. Очень помогает, когда родители ведут свой дневник занятий, продумывая расписание. Это особенно важно, если Вы наблюдаете особенности в развитии, которые мешают ребенку быть успешным среди сверстников.

Поддерживайте мотивацию ребенка

Познавательный интерес у детей непосредственен. Если что-то интересно — ребенок с большим удовольствием делает это. Если что-то трудно или не получается, то велика вероятность того, что ребенок будет отказываться от занятий. Но именно в таких случаях бывает необходимо ребенка вовлекать и поддерживать его усилия. Заниматься регулярно помогает календарь занятий, который родители могут вести вместе с ребенком, отмечая свои успехи. Я всегда прошу родителей исключать из мотивации деньги и игрушки, поскольку эта мотивация искажает развитие личности ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Да и сами же родители попадают в «ловушку» манипуляций ребенка. Но если каждая неделя заканчивается радостным событием – то это поддерживает желание к занятиям всех заинтересованных членов семьи. Кстати сказать, чаще всего родители говорят о том, что регулярные занятия  срываются именно тогда, когда сами родители перестают поддерживать эту традицию. Это происходит потому, что когда ребенку трудно, то именно родители выступают в качестве «вдохновителей» игр и совместных дел.

Планируйте занятия

Занятия желательно планировать с учетом потребностей и особенностей. Лучше всего за рекомендациями о том, как и чем нужно заниматься с Вашим ребенком может дать специалист. В нашем центре «Развитие» (г. Обнинск) мы сопровождаем родителей в их самостоятельных занятиях дома, помогая родителям определиться, на чем важно сосредотачивать внимание и учитывать в занятиях дома.

Как правило, в занятия дома желательно включать элементы сенсомоторной, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа рук, ушей, головы, стоп, развивающие игры, игры на развитие речи, подвижные и ролевые игры, выполнение творческих и графических работ.

Планируя занятия, учитывайте принцип чередования заданий – сосредоточенная работа обязательно должна чередоваться с двигательными играми. О том, как можно планировать занятия дома есть отдельная публикация на нашем сайте.

Одна из частных сложностей, с которыми сталкиваются родители – это нехватка времени. «Так много надо успевать, я устаю и ребенок тоже». Именно поэтому, если занятия необходимы, то лучше всего сразу продумывать игры и задания, которые Вы можете выполнять «между делом».  Ведь чем лучше Вы организуете развивающую среду, тем легче будет «проводить занятие».

Планировать время для занятий лучше тогда, когда все члены семьи в хорошем настроении и достаточно хорошем самочувствии. Если большую часть времени ребенок капризничает и чувствует себя плохо – заниматься надо максимально легкими, доступными и приятными заданиями и играми. Рекомендации специалистов могут помочь разобраться в причинах и особенностях происходящего. Вместе с родителями найти подходы и возможности для регулярных занятий дома.

Обращайтесь к специалистам за рекомендациями.

Подготовке и проведении занятия с детьми дома надо точно понимать, что все дети разные, возможности, особенности, темпы развития разные у всех детей. Многие особенности не затрудняют социальную адаптацию и не затрудняют развитие познавательной деятельности по возрасту. Однако, часто родителей беспокоят те особенности, которые мешают ребенку раскрывать свой природный потенциал, нарушают адаптацию, искажают отношения в семье. Например, если ребенок быстро утомляется, отвлекается, теряет интерес к заданию – заставлять в этом случае бессмысленно, а иной раз вредно.

Когда к ребенку трудно найти подход и Вы замечаете, что что-то мешает ребенку развиваться, что-то, что доступно для сверстников дается с трудом Вашему ребенку – обратитесь за консультацией к неврологу или нейропсихологу. Не всегда родители могут грамотно организовать занятия, если не достаточно понимают суть затруднений.

В публикации «Почему ребенок не хочет учиться?» мы подробнее рассмотрим причины и важные признаки, на которые стоит обращать внимание, чтобы вовремя обратиться за помощью к специалистам.

Автор: медицинский психолог Попкова Светлана, г. Обнинск

Источник

Многие считают, что у ребенка должно быть беззаботное, счастливое детство и не имеет значения, научится ли их чадо узнавать цвета, геометрические фигуры, буквы, сможет ли читать, считать, писать, рисовать и так далее до школы или за партой. Другие настолько увлечены процессом развития младенца, что ему не остается времени на куклы-машинки.

Когда ребенок с пеленок постоянно занят обучением, это отбивает у него охоту учиться дальше в таком же темпе. Нет единого мнения, что лучше: пустить лодку-ребенка по течению или все-таки направлять его в этом бескрайнем океане жизни. Мы не будем никого убеждать и склонять к какому-то определенному мнению, а просто поможем тем, кто все-таки решил развивать свое чадо.

Как заниматься развитием ребенка с рождения?Фото: Depositphotos

С чего и как начать?

Для начала нужно запомнить три золотых правила развития способностей ребенка:

1. Игра. Все дети любят играть, и именно в процессе игры лучше давать им знания об этом мире и его особенностях.

2. Честность. Развивайте ребенка, когда у вас есть желание это делать, от чистого сердца. Если ребенок не почувствует вашего искреннего желания заниматься с ним, то и усваивать информацию он будет невнимательно и без энтузиазма.

Читайте также:  Художественно эстетического развития ребенка в детском саду

3. Фантазия. Представьте себя на некоторое время маленьким ребенком и воспринимайте обучение, развитие через призму детского мировоззрения и ощущения.

Первые несколько месяцев малыш почти все время спит, а в перерывах — ест, и свои начальные познания об этом мире он приобретает, слушая речь, голос своих родителей. Разговаривать с малышом нужно как можно чаще и обо всем, что вас и его окружает.

Играйте своим голосом: повышайте интонацию, если рассказываете о чем-то необычном, интересном; переходите на шёпот, если хотите сообщить ему о чем-то загадочном и таинственном. Комментируйте все свои действия, называйте вещи своими именами, говорите не только о том, что видите, но и о своих чувствах, настроении. Придумывайте ласковые имена, прозвища своему ребенку. Любому человеку, даже крохотному, нравится, когда его нежно зовут по имени. Эмоциональная сфера очень важна для развития ребенка в раннем возрасте.

Как заниматься развитием ребенка с рождения?Фото: Depositphotos

Главным источником информации для ребенка первых месяцев жизни являются зрение и слух. Позаботьтесь, чтобы вашему малышу во время бодрствования было на что посмотреть. Показывайте яркие игрушки, простые контрастные картинки, фотографии близких людей и даже отражение ребенка в зеркале. Оптимальное расстояние для демонстрации ребенку каких-либо предметов — 20−30 см.

Игра на развитие внимания: плавно поводите игрушкой в разные стороны перед лицом ребенка несколько раз, потом зафиксируйте игрушку в одном положении на несколько секунд, чтобы ребенок смог рассмотреть непонятный предмет лучше, затем спрячьте игрушку и снова покажите.

Первые два месяца жизни дети лучше реагируют на контрастные черно-белые изображения, пусть в вашем арсенале будет 5−6 таких картинок. Вывешивайте по 1−2 картинке возле кроватки или на стене, там, где чаще проходите с ребенком, когда он у вас на руках, и каждые 2−3 дня меняйте изображение. Обращая внимание ребенка на картинки, рассказывайте подробно, что на них нарисовано, свое мнение, ощущения, составляйте мини-рассказики. Кроме показа картинок, полезно брать малыша на руки и устраивать экскурсии по дому.

Как заниматься развитием ребенка с рождения?Фото: Depositphotos

Для развития слуха лучше использовать погремушки с разным звучанием, а можно сделать такие музыкальные игрушки самому: в баночки положите различные наполнители, чтобы звуки значительно отличались друг от друга. Скоро вы сами удивитесь, насколько избирателен ваш ребенок в выборе мелодии.

Хорошо развивает слух музыка. С рождения ставьте ребенку спокойную приятную музыку — сейчас очень много появилось в продаже дисков с классической музыкой для малышей, колыбельные песни, спокойные мелодии, звуки природы… Знакомьте малыша с разными ритмами. Слушайте быструю, громкую, мелодичную, медленную музыку.

Когда ребенок начинает осознано тянуться к предметам, сжимает кулачки, можно подвесить вертушку или мобиль возле его кроватки. Пусть пока малыш не может схватить крутящийся предмет, зато сколько прилагает усилий! Альтернативой мобильке может стать малышовый турничок или развивающий коврик.

Ребенку приятно осознавать, что он может сам двигать игрушки, вызывать какие-то звуки. Попробуйте пришить к носочкам небольшие колокольчики или звенящие шарики от погремушек, а можно сделать звонкие браслетики на ручки. При движении рукой или ногой малыш будет издавать звуки, так у него выработается ассоциативная связь — движение-звук.

Как заниматься развитием ребенка с рождения?Фото: Depositphotos

Очень полезно развивать также тактильные ощущения: давайте ребенку предметы, разные по форме и содержанию. Игра с мешочками, которые сшиты из разной ткани и наполнены различным материалом (крупа, бусинки, шуршащие пакеты, вата, опилки и т. д. — все, что можно сложить в небольшой мешочек и герметично закрыть), отлично подойдет для этой цели. Помимо такой игры с мешочками, можно давать ребенку трогать теплое, горячее, сыпучее, твердое, шершавое, гладкое — чем разнообразнее будут его ощущения, тем благотворнее это скажется на развитии малыша.

Для развития моторики купите ребенку прочное небольшое детское пианино, с крупными музыкальными кнопками — это будет любимая игрушка вашего крохи! Извлекать звуки, стучать по клавишам, разглядывать рисунки, слушать свое музыкальное произведение ребенок может бесконечно и каждый раз с неподдельным интересом. Для такой музыкальной игры его можно высаживать на подушки, а можно класть на животик. Развиваем сразу и моторику, и слух, и внимание, и тактильные ощущения!

Игры в воде не только полезны, но и интересны! Как только ребенок научится держать головку, лежа на животике, можно отправлять его в «свободное плавание»: запускать в ванну, заполненную на 10−15 см теплой водой. Если ребенок еще плохо держит головку вертикально, поддерживайте ее за подбородок. Пусть в ванне будет 2−3 ярких игрушки для игр в воде, до которых ребенок будет тянуться, весело хлопая по воде руками и ногами. А если набрать полную ванну воды, то можно смело пошагать по дну, такие упражнения укрепляют и развивают мышцы спины и ног. Со временем, когда ребенок начнет подниматься на четвереньки и сам ползать, купание может стать его любимым развлечением.

Как заниматься развитием ребенка с рождения?Фото: Depositphotos

Развивать ребенка нужно постоянно, с возрастом увеличивая объем даваемой информации. Если раньше вы называли вещи односложными примитивными именами, то теперь старайтесь уточнять детали, цвет, форму, размер, положение в пространстве и т. д. Помимо простых картинок на белом фоне, показывайте ребенку таблицы, карты, схемы, вывешенные на стенах вашего дома. А когда малыш научится сидеть, то бумажные картинки можно заменить детскими электронными презентациями, где слайды автоматически сменяют друг друга.

Объясняйте, часто повторяйте, покажите свою заинтересованность процессом, чтобы ребенок чувствовал, что с ним просто играют, а не серьезно обучают. Конечно, малыш не сразу поймет, о чем вы так увлеченно ему рассказываете, и не запомнит все те картинки, которые вы так часто ему показываете, зато он будет чувствовать постоянно ваше внимание к себе, слышать ваш ласковый голос, обращенный к нему. А главное — он будет открывать этот мир не в одиночку!

Источник