Как заняться ранним развитием ребенка

Как заняться ранним развитием ребенка thumbnail

Пытаясь вырастить вундеркинда, многие забывают о простой вещи — эмоциональном состоянии ребёнка. Вот советы, которые помогут не перегнуть палку.

Как заняться ранним развитием ребенка

Виктория Шиманская

Психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков».

Польза раннего развития сильно преувеличена

Статистика сегодняшнего дня неприятно впечатляет: завышенные требования родителей, отсутствие условий для свободной и непринуждённой игры, дефицит внимания и опеки со стороны взрослых. В итоге получаем ежедневный стресс, а в начальных классах школы — ежечасный.

Ребёнок, физически не способный выполнить поставленные перед ним задачи, постоянно сталкивается с демонстрацией недовольства, порицания и даже с наказаниями со стороны взрослого. Всё это вгоняет его в такое нервное напряжение, которое может привести к сильному неврозу и даже к детской депрессии.

Этот подход не только не способствует развитию, а напротив, негативно влияет на здоровье, естественные биохимические процессы мозга, развитие когнитивных и морфологических структур.

Это шаг назад в развитии.

Особенно страшным для ребёнка является стресс временного ограничения. И с ним ежедневно сталкивается большинство ребят в младших классах. Уравнивание всех детей под один стандарт развития исключает индивидуальный подход. Учитель ждёт от каждого ребёнка в классе выполнения задания за определённый промежуток времени, в который могут уложиться далеко не все дети. В итоге ребёнок запутан и запуган последствиями.

Страх является превалирующей эмоцией у детей дошкольного и раннего школьного возраста — такие неутешительные результаты были получены в ходе исследований , проводимых Институтом возрастной физиологии РАО под руководством Марьяны Безруких. А всё потому, что мы забываем: все дети индивидуальны, разница в развитии часто может достигать двух лет. Так, несмотря на то что ребёнку уже восемь, развитие его способностей может быть на уровне шестилетнего возраста. И это нормально, данный факт необходимо принять и постоянно учитывать.

Требования должны соответствовать развитию

На умственную деятельность и готовность ребёнка к познавательному процессу влияет развитие нейронных связей головного мозга. И если раньше считалось, что после трёх лет такое развитие прекращается, то сегодня научно доказан совершенно иной факт: активное создание нейронных цепочек происходит до девяти лет, при этом некоторые участки коры головного мозга могут развиваться и до 25 лет.

Человек, постоянно подпитывающийся новой информацией, делающий для себя новые открытия, может развивать в себе эту способность до самой старости. Исходя из этого можно сказать абсолютно точно: после трёх поздно не будет.

Расхожий миф о том, что после трёх лет уже поздно, не имеет никакого отношения к действительным темпам развития ребёнка.

Среди особенностей развития головного мозга нужно обратить внимание на лобную зону, которая отвечает за волевую самоорганизацию человека. Этот участок полностью формируется только к 9–10 годам. Не зная этого, многие родители жалуются на то, что ребёнок несобран, не старается, неусидчив. На самом деле ответ находится на поверхности: он просто ещё не созрел для самоорганизованной деятельности.

Каждое наше требование к ребёнку обязательно должно соответствовать его этапу развития. По теме могу порекомендовать книгу Голдберга Элхонона «Управляющий мозг: лобные доли, лидерство и цивилизация», там эти вопросы раскрыты очень подробно и широко.

Формула здорового детства

Однако всё сказанное выше вовсе не означает, что с ребёнком не нужно заниматься. Напротив, заниматься необходимо, но подходить к этому вопросу с совершенно иной стороны.

Единственно правильная формула раннего развития, способная создать условия для здорового и счастливого детства, включает в себя физическую активность, развитие речи и работу с эмоциями (EQ).

Физическая активность

Физическая активность, а именно любимый вид спорта, дворовые игры, активная свободная игра — это важный момент в познании себя, в определении границ своих возможностей и управлении ими. Так обретается уверенность в своих силах и способностях.

Развитие речи

Развитие речи создаёт основу для возможности обучения чтению. До 4–5 лет необходимо говорить с ребёнком, читать сказки, рассказывать истории по картинкам. Исследования в этой области показали, что всего 10% родителей регулярно читают ребёнку. Это необходимо исправлять, легко и непринуждённо учить ребёнка излагать свои мысли и правильно понимать чужую речь и только потом учить его чтению.

Работа с эмоциями

Третья, но не менее важная составляющая формулы — эмоции. Это важнейшая часть нашей жизни, и работа над пониманием эмоций и управлением ими помогает нам достигать своих целей, решать сложные задачи, адекватно оценивать сложившиеся обстоятельства.

Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения и мотивацию других людей, умение трезво оценивать ситуацию и адекватно на неё реагировать. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом легче находит общий язык как со взрослыми, так и с ровесниками, у него лучшие показатели успеваемости, он спокоен, уверен в себе и всегда позитивен.

5 верных шагов для раннего развития ребёнка

Вот очень простой, понятный, а главное, работающий план из пяти шагов, адаптированный для развития детей раннего дошкольного возраста. Каждый из этих шагов ребёнок проходит в лёгкой игровой форме, и каждый шаг является прочной основой для следующего.

1. Осознанность. Я чувствую

Осознанность — это понимание всех пяти органов чувств. Для развития осознанности можно использовать «Коробочку эмоций». Возьмите любую коробочку и сложите в неё вещи, напоминающие определённую эмоцию. Например, прочувствуйте вместе с ребёнком радость всеми пятью органами чувств:

  1. Зрение: мы испытываем радость, когда смотрим на яркое тёплое солнце.
  2. Слух: звук колокольчика настраивает нас на позитивное, радостное ощущение.
  3. Вкус: вкус шоколада или любимого мороженого может ассоциироваться с радостью.
  4. Обоняние: аромат клубники.
  5. Осязание: поглаживание любимого животного также приносит нам радость.

Такая практика поможет вашему ребёнку различать эмоции и понимать, какие чувства и ощущения они приносят.

2. Мотивация. Я хочу

Научите ребёнка не бояться всего нового, а наоборот, стремиться к непознанным эмоциям и впечатлениям. Делайте приятные сюрпризы, неожиданные выезды в новые места, покажите этот мир с позитивной стороны. Так ребёнок сможет открыться своим желаниям и научится ставить перед собой цели.

Мотивация очень важна для развития личности, а именно наши желания и цели мотивируют нас на новые достижения.

3. Самооценка. Я могу

Для формирования самооценки и уверенности в себе начинайте с постановки маленьких выполнимых задач. Например, убраться вместе в комнате или научиться кататься на велосипеде.

При этом обязательно отмечайте и проговаривайте все успехи и способности своего ребёнка. Создание таких маленьких целей и их достижение поможет ему обрести уверенность в себе, своих силах и возможностях. А это значит, что впоследствии он не побоится решать и более сложные задачи.

4. Интеллект. Я знаю

Существует прекрасная игра «Семь видов контента» для расширения кругозора. Суть в том, что вы выбираете любую тему, которая наиболее интересна вашему ребёнку, и вместе с ним открываете её с семи разных сторон.

Допустим, ваш ребёнок увлекается динозаврами:

  1. Чтение: найдите интересную адаптированную литературу о мире динозавров. Устройте час чтения.
  2. Рисование: нарисуйте вместе с ребёнком динозавров или густые джунгли, в которых они обитали.
  3. Лепка: слепите динозавра.
  4. Фильмы: посмотрите интересный документальный фильм или мультфильм на эту тему.
  5. Театр: подключите фантазию и разыграйте сценку с героями из доисторического мира!
  6. Плакат: создайте вместе большой плакат с названиями и фотографиями динозавров.
  7. Палеонтологический музей: отправьтесь туда, чтобы оценить масштаб и особенности тех далёких времён.

5. Самореализация. Я делаю

Заведите дневник достижений и обязательно записывайте туда все успехи вашего малыша.

Помогите ребёнку на практике использовать освоенные знания и умения. Реализация полученных навыков в жизни позволит ему осознать всю ценность и пользу проделанной работы.

То, насколько успешными и эмоционально гармоничными будут наши дети, во многом зависит от нас самих. Очень важно помнить, что цель родителей — научить своего ребёнка быть прежде всего счастливым. Погоня за модой и желание создать вундеркинда — это опыт, причём чаще всего негативный. Просто любите своего ребёнка, опекайте его и цените, чтобы в будущем он так же мог любить, опекать и ценить собственных детей.

Источник

Развивать малыша с рождения – влияние моды или необходимость? К раннему развитию у экспертов отношение неоднозначное. Известный ученый Татьяна Черниговская считает, что мозг развивается неравномерно до 18–20 лет и давать ребенку непосильные задачи не нужно. Негативно отзываются об обучении письму и счету нейропсихологи: нагружать ребенка слишком рано не стоит, это может затормозить его развитие в дальнейшем.

В 60-е годы стала популярной идея по книге Масара Ибуки «После трех уже поздно!» – о том, что с ребенком важно заниматься именно до трех лет, в сенситивный период развития. Впрочем, прежде, чем заниматься с ребенком, взвесьте все за и против. Мы же предлагаем вам обзор самых популярных методик, чтобы вы знали, о чем вообще идет речь.

Что такое раннее развитие

Раннее развитие – это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных занятий от рождения до 3–4 лет.

Выделяют три основных сферы развития:

  1. эмоциональная: ребенок учится проявлять свои эмоции и принимать эмоции других людей;
  2. сенсомоторная: о связи органов чувств (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и крупная моторика);
  3. интеллектуальная: чтение, счет, знание слов и понятий, способность решать задачи.

Ребенок запоминает то, что ему интересно, поэтому приступать к занятиям лучше с хорошим настроением. Убедитесь, что малыша ничего не беспокоит, он не голоден и не устал.

Чем заниматься с ребенком? Рассмотрим основные популярные методики раннего развития.

1. Педагогическая система Монтессори

Мария Монтессори (Maria Montessori)– первая женщина-врач в Италии, педагог и философ. В своей врачебной практике столкнулась с умственно отсталыми детьми. Изучая педагогику и психологию, открыла «Дом ребенка». Именно там методом проб и ошибок Монтессори разработала собственную систему воспитания.

Метод был успешно применен на здоровых детях, помогая им опережать в развитии и любознательности сверстников.

Основная идея: «Помоги мне сделать это самому».

© Instagram @kartseva_evgenia

Задача – создать пространство, максимально открытое для ребенка. Для этого используется специальная развивающая среда, разделенная по зонам (5 зон – бытовой жизни, сенсорная, математическая, космическая и зона языков) и дидактические материалы (игрушки, стимулирующие познание). Взрослый – помощник. Ребенок все делает сам, учится самостоятельности и границам.

Изначально методика направлена на детей от 3-х лет, но сейчас получила распространение с рождения. Узнать о методике подробнее можно из книг Марии Монтессори «Мой метод» и «Дети – другие».

Где заниматься

Дома и/или на развивающих занятиях. Есть детские сады, которые занимаются по системе Монтессори. Педагоги должны иметь сертификат от Ассоциации монтессори-педагогов в России.

Стоимость

Материалы для занятий можно купить на AliExpress или в специальных Интернет-магазинах. Цены – от 150 руб. до 8 000 руб. за один методический материал.
Основная трудность – найти правильные «подносы», удобные для детских рук. Магазины по продаже игрушек открывают и мамы, которые практикуют методику дома. Например, магазин «Монтессори дома» от мамы 3-х детей.

Отзывы

Виктория, мама Веты (2 года 9 месяцев):

Методика Монтессори предполагает, что ребёнок учится играя и самостоятельно выполняет упражнения. Дочку занятия не захватили – думаю, что в методике ребенку не хватило творчества.

Задания в Монтессори зачастую заключаются в действиях, за которые отвечает левое полушарие. На занятиях развивается логика, аналитическое мышление, мелкая моторика и так далее. При этом творческие способности, за которые отвечает правое полушарие, остаются практически забытыми.

Сейчас мы оставили игры 5-минутки, но стали развиваться всесторонне и больше захватили именно творческих занятий.

2. Методика Глена Домана

Глен Доман (Glenn Doman), американский врач-нейрофизиолог, изначально работал с детьми с повреждениями мозга. При регулярных занятиях такие дети показывали результаты лучше, чем изначально здоровые. Открыл организацию «Институты достижения потенциала человека» и перенес свою методику в обычные семьи.

Основная идея: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».

© Instagram @ann_mother_valery

Во главу Доман ставил не только популярные сейчас карточки по обучению счету и чтению, но и физическое развитие.

В России методика представлена торговой маркой «Умница» и доработана нашими психологами и педагогами. Обещает, что при регулярных занятиях ребенок научится читать, считать, хорошо говорить и повысит общую эрудицию (знание цветов и понятий). Состоит из карточек для показа, детских книг и пособий для родителей.

Первоисточники методики – книги Глена Домана «Гармоничное развитие ребенка» и «Как научить ребенка читать».

Где заниматься

Дома. В книгах Доман описывает, какие нужны упражнения и с какого возраста.

Стоимость

Карточки можно купить в книжных или детских магазинах. Или взять готовые комплекты в «Умнице». Цена одного комплекта «Чтение с пеленок» – 4 500 руб.

Отзывы

Елена, мама Даши (1 год 8 месяцев):

По «Умнице» заниматься легко и удобно, методика в наборах продумана до мелочей. Занятие длится в среднем 15-30 секунд.

Даша очень любит карточки – уже с 8-ми месяцев улыбалась красным точкам из набора «Считаем с пеленок». Но «читать» в полтора года расхотела совсем.

Из минусов методики – заниматься нужно регулярно, иначе эффект пропадает. Просто полистать – результата не будет.

3. Вальдорфская методика

Основана Рудольфом Штайнером (Rudolf Joseph Lonz Steiner), немецким философом и педагогом. Методика получила название по имени табачной фабрики «Вальдорф-Астория», так как первый детский сад, открытый Штайнером, был для детей работников этой фабрики.

Основная идея Вальдорфской методики – в воспитании и в естественном развитии ребенка.

Она выступает против несвоевременных занятий. Главное – научить ребенка верить в себя и не мешать развитию способностей.

© Instagram @wishedkids

В вальдорфском саду в одну группу ходят дети разного возраста и живут по принципу многодетной семьи. Здесь все равны, воспитатель – положительный пример для остальных. Поощряется пребывание в саду родителей вместе с детьми.
Уделяется много времени творчеству и народной культуре. Игрушки и мебель сделаны из природных материалов, нет телевизора и гаджетов. За 100 лет методика почти не изменилась, в отличие от современного мира.

Путеводителем по методике считаются книги Рудольфа Штайнера «Методика обучения и предпосылки воспитания» и «Идея и практика вальдорфской школы». Яркий представитель Вальдорфской школы в России – Елена Гринталь. На сайте описаны принципы педагогики, песни, сказки и игры, соответствующие методике.

Где заниматься

В специализированных детских садах. К примеру, в Москве 18 детских центров в разных районах.

Стоимость

Игрушки можно сделать самим или купить у мастеров. Есть интернет-магазины с природными игрушками, например, «Природа-Шоп». Цена одной погремушки из дерева – 250 руб., пирамидки – 890 руб.

Отзывы

Ольга, педагог, мама 2-х месячной малышки:

Работала год в Вальдорфской школе. Не могу углубиться в раннее развитие, но о начальных классах неоднозначное мнение. Смущает, что есть категоричность. Нельзя в Вальдорфской методике использовать компьютер и технику – и всё тут. Только самодельные книги, только живая музыка, только хардкор.

4. Система Никитиных

Борис и Лена Никитины – педагоги, родители 7-х детей и авторы семейного воспитания.

Основная идея – НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей.

Задача – развить способности ребенка по максимуму с помощью специальной среды и опережающих развитие игрушек и пособий.

Три принципа методики, которые выделяли сами авторы:

  1. легкая одежда и спорт с рождения – закаливание, плавание, зарядка, спортивное снаряжение дома;
  2. свобода творчества: дети занимаются чем хотят и когда хотят;
  3. участие родителей в жизни детей – вместе тренируются, занимаются, подсказывают.

Подробнее о методике можно прочесть в книгах Никитиных «Мы и наши дети», «Я учусь быть мамой», «Ступеньки творчества, или Развивающие игры».

Где заниматься

Дома. Игры, придуманные Никитиными, часто используют в развивающих центрах и детских садах. Никитины регулярно проводят обучающие семинары и мастер-классы для педагогов и интересующихся.

Стоимость

Купить можно в детских магазинах и на официальном сайте Никитиных – «Ступеньки творчества». Цена пособия «Сложи узор» – 800 руб.

Отзывы

Анна, сын Федор (4 года):

Из системы взяла в основном закаливание, это и мне было полезно. Сыну нравилась игра «Сложи квадрат», много вечеров провел с ней. Получалось всё лучше, но потом надоела.

5. Система воспитания Антона Макаренко

Антон Макаренко – советский педагог и писатель, входит по версии ЮНЕСКО в четверку педагогов (наряду с Марией Монтессори), деятельность которых изменила отношение к воспитанию в XX веке.

Изначально занимался подростками. Руководил трудовыми коммунами для несовершеннолетних преступников. Создал собственную воспитательно-педагогическую систему.

Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно, – утверждает Макаренко.

Основная идея семейного воспитания по Макаренко – это поведение родителей. Именно обстановка в семье влияет на формирование и развитие ребенка. Малыш впитывает в себя поступки, слова и мнения членов семьи. Требовательность и контроль поведения родителей – основа построения личности ребенка.

© Instagram @mirnaya78

Макаренко считал, что с ребенком не нужно проводить все время, нужно давать больше свободы, но не забывать про дисциплину. Честность с ребенком – основа воспитания. Помощь, совет и защита – то, что должен сделать родитель для ребенка. Родители определяют цель и суть своего воспитания.

Подробнее можно прочесть в книгах Макаренко «Педагогическая поэма» и «Книга для родителей».

Где заниматься?

В собственной семье. Система Макаренко не предлагает готовых решений, она описывает опыт педагога, который наблюдал за детьми и построил коммуны, которые фактически существовали на самоуправлении. Начните с себя – с собственной ответственности и решений. Выработайте дисциплину, но дружите с ребенком и старайтесь не применять физических наказаний.

Стоимость

Макаренко не предлагает конкретных игрушек и книг, он дает рекомендации для детской игры. Игрушек не должно быть много и каждый тип лучше комбинировать. 3 типа игрушек по Макаренко:

  1. игрушка готовая, механическая или простая. Это разные автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мышки и ваньки-встаньки и пр.;
  2. игрушка полуготовая, требующая от ребенка некоторой доделки: разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разнообразные модели;
  3. игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди.

Отзывы

Мария, сын Рома (2 года):

Познакомилась с методикой недавно, до этого пробовала почти все, но что-то не хватало. Мне нравится простота и четкость его системы – весь мир не крутится вокруг ребенка. Ребенок – часть семьи, такой же человек со своими желаниями и особенностями. Я на пути к собственной дисциплине и ответственности за свои поступки и эмоции – тогда, надеюсь, и сын подтянется.

6. «Музыка с мамой» Железновых

Методика от профессиональных музыкантов – отца и дочери Сергея Станиславовича и Екатерины Сергеевны.

Состоит из коротких песен, под которые надо делать определенные действия.

Малыши повторяют движения под музыку. Для грудничков это массаж и изучение частей тела, пальчиковая гимнастика, для малышей постарше – физическое развитие и самоконтроль. Движения снимают напряжение, развивают творчество и приносят положительные эмоции.

Где заниматься

Дома или в центрах, где есть «Музыка с мамой». Часто песни Железновых используют в на занятиях для развития малышей и в детских садах.

Стоимость

Видео занятий есть в открытом доступе на Youtube. Комплект дисков на официальном сайте стоит 1300 руб. В Интернет-магазине один диск с песнями Железновых стоит 190 руб.

Отзывы

Елена, мама Евы (1 год 10 месяцев):

Железнову стали слушать почти каждый день с 11 месяцев – по видео с Youtube. Моей дочке очень нравилось смотреть на деток. Потом заметила, что она стала быстро запоминать и повторять движения. Мы пели и танцевали вместе. Было весело. Потом был перерыв, и после 1,5 лет интерес поугас.

7. «Школа семи гномов»

Российская серия пособий для детей. Вместила в себя основные методики по развитию интеллекта. Пособия представляют готовый материал для развития ребенка, по которому можно заниматься дома.

На каждый год ребенка с 0 до 6 лет – 12 книг. Рассматриваете книжки вместе с малышом, рассказываете, задаете вопросы, учите цвета и понятия, делаете задания (например, шаблон для лепки из пластилина и рисования пальчиковыми красками). Приготовьтесь много вырезать и клеить. Бумага недостаточно плотная, поэтому дети до 3-х лет могут порвать карточки и картонные игрушки.

© Instagram @children.books

Где заниматься

Дома или в развивающем детском центре «Школа семи гномов», где предлагают занятия для дошкольников и детей постарше.

Сколько стоит?

Пособия можно покупать по отдельности или комплектом. Продаются в книжных и детских магазинах. На сайте «Школы семи гномов» один комплект с года до двух стоит 1 200 руб. Одна книга из набора – 105 руб.

Отзывы

Евгения, мама Степы (4 года) и Дуни (1 год):

“Школу гномов” любили с рождения. Сыну нравилось, теперь и дочке. В год и два Степа показывал из 12 карточек те игрушки, которые называл взрослый. У нас было три комплекта до трех лет. Дальше не так интересно – повторялись темы, не все пособия нравились. Можно заказывать не комплектом на год, а выбирать отдельные пособия, которые интересны ребенку.

Есть ли лучшая методика для вашего ребенка?

Пробуйте то, что близко вам, совмещайте разные методики – смотрите на интерес малыша. Одному ребенку нравится перебирать макароны или играть с кастрюлями, другой любит танцевать или разглядывать картинки. Получайте удовольствие от процесса. Ваш малыш сам подскажет, как правильно и когда стоит начать. Успешного развития!

Читайте также:

  • Сенсорное развитие ребенка
  • Гимнастика: чтобы малыш «заррррычал» и избавился от проблемных звуков
  • Для развития мелкой моторики: бизиборды, которые нам понравились
Фото на анонс: Depositphotos

Источник