Как занятия музыкой влияют на развитие ребенка
сихологи утверждают, что музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, настолько оно полезно. Широко известно, что в младшей и средней школе Японии музыка – один из основных предметов. Причем занятия музыкой носят там очень серьезный характер. Детей учат игре на музыкальных инструментах, пению, знакомят с национальной и мировой музыкальной культурой.
Насколько прав самый умный народ в мире в своем подходе к обучению музыке?
Музыкальные инструменты и мелкая моторика
Все грамотные родители знают о необходимости развивать мелкую моторику ребенка. Делать это нужно уже с возраста восьми месяцев. Дело в том, что двигательный и речевой центры мозга человека тесно связаны друг с другом. Проекция кисти руки занимает 1/3 часть всей площади головного мозга, отвечающей за движение. Чем лучше ребенок владеет пальцами, тем лучше развивается его речевая способность.
Практически все музыкальные инструменты при игре на них задействуют пальцы рук. Никакая гимнастика не сможет тренировать пальчики так активно.
Самые сложные в этом отношении инструменты – фортепиано и аккордеон/баян. При игре на них активно задействованы пальцы обеих рук. Более того, если в начале обучения ребенок играет каждой рукой поочередно, то потом он учится играть двумя руками сразу, причем асинхронно (каждая рука движется по-разному).
Насколько это важно для общего умственного развития, можно понять, если задуматься, какие механизмы управляют таким сложным двигательным навыком.
У человека доминирует одно полушарие мозга. Поэтому одна из рук ведущая, а вторая «вспомогательная». Заставляя «слабую» руку работать наравне в «сильной», мы даем толчок к более активной работе соответствующего полушария мозга. Оно развивается не хуже «главного» (нейронные сигналы между полушариями распределяются равномерно). Тренированный таким образом мозг быстрее обрабатывает информацию, а значит, работает лучше.
При игре на скрипке и гитаре руки задействованы неравномерно. Если музыкант праворукий, левая (слабая по природе!) рука работает пальцами более активно. Особенно это касается скрипки, ведь правая здесь отвечает только за движение смычка. Переборы и удары о струны на гитаре гораздо проще в исполнении, чем движения левой руки.
При игре на разных духовых инструментах руки тоже могут действовать неравномерно, ведь некоторые инструменты используют пальцы только одной руки. Но малышей учат играть сначала на блокфлейте, где пальчики работают одинаково активно, а переходить на «взрослый» инструмент рекомендуют не раньше девятилетнего возраста.
Духовые инструменты обладают еще одним очень полезным свойством. Оно касается здоровья.
Музыка и здоровье ребенка
С первых минут занятий ребенка учат правильному дыханию; техника дыхания становится объектом тренировки на долгие годы.
Здесь используется так называемый грудобрюшной, или смешанный тип дыхания. Это значит, что диафрагма и легкие, в зависимости от исполнительской задачи (того, какой звук необходимо извлечь), работают поочередно. Игру на духовых инструментах врачи советуют детям, страдающим хроническим тонзиллитом и астмой. Известны случаи, когда астма отступала после нескольких лет занятий.
Не менее полезно при заболеваниях легких пение. Оно развивает дыхательную систему, улучшает дренаж легких. Заниматься пением тоже советуют астматикам.
В профессиональном плане различают академический и народный стиль пения (к нему близок эстрадный стиль). Академический стиль предполагает объемный, «округленный» звук, для извлечения которого в числе прочего необходимо дыхание с опорой на диафрагму. В народном стиле пения звук открытый, «плоский», близкий к разговорной речи. При постановке голоса здесь сохраняют естественный для каждого человека тип дыхания: нижне-реберный, грудной или смешанный. С точки зрения здоровья одинаково полезны обе манеры пения, но народная для ребенка более естественна.
Хоровое пение используют как средство лечения легких форм заикания у детей. Заикающийся ребенок обычно не может ровно произнести первый слог в слове. При пении слова «цепляются» друг за друга, и акцент на первом слоге сглаживается. Ребенок старается подстроиться под других детей, даже если он ошибется, этого не будет заметно. Так снимается психологический дискомфорт.
Как еще музыка влияет на здоровье:
- Любой вид занятий музыкой благотворно действует на осанку. Положение корпуса, как при пении, так и при игре на инструментах всегда фиксировано. Стоят (или сидят) ровно, нельзя сутулиться, напрягать руки, шею и другие части тела. Учитель никогда не начнет занятий, пока не добьется, чтобы ученик принял правильное положение тела и расслабился. На протяжении урока он будет следить за осанкой. Урок в 45 минут превращается в отличную тренировку.
- О том, как благотворно влияет музыка на психику человека, известно с древности, и современные исследования это подтверждают. Музыкотерапия – признанный психотерапевтический метод, который используется в лечении и реабилитации детей с соматическими и психическими расстройствами. Агрессивность или истощение нервной системы сейчас не редкость даже у обычных детей. Слушайте с таким ребенком музыку Моцарта, и вы удивитесь, насколько сильно изменится его поведение.
Интересные исследования проводились со слабослышащими детьми. Оказалось, что при развитии музыкального слуха (а это развитие тесно связано с памятью и мышлением) более тонким становится и физиологический слух. Занятия музыкой способствуют расширению реакции мозга на звук, поэтому обычный слух ребенка улучшается.
Музыка и речь
А вы знаете, что музыка очень похожа на речь? Прислушайтесь, ведь музыка не течет непрерывным потоком, а делится на части. В ней есть фразы, они могут быть утвердительными, вопросительными, восклицательными. Есть и предложения. А самая простая музыкальная форма – период – это не что иное, как элементарная форма выражения законченной мысли.
Внимательному слушателю легко обнаружить повторяющиеся фрагменты в музыкальном произведении. Эти повторы, во-первых, облегчают слушателю восприятие музыки, а во-вторых, усиливают ее выразительность, подчеркивают главную мысль произведения (так же как в речи).
Музыка и речь родственны, говорят даже, что музыка предшествовала появлению речи. И родство это глубинное.
Интонация, один из компонентов речи, – основа музыки. В ней зерно всей выразительности мелодии. Интонация способна так окрасить речевую фразу, что ее смысл будет полностью противоречить словам.
Занимаясь музыкой, ребенок постигает эти ее свойства (сначала бессознательно). Его речь исподволь становится более грамотной, структурированной, выразительной. Ребенок не только учиться владеть своей речью, но и тоньше различает оттенки речи других людей, а значит, улучшаются его коммуникативные навыки.
Что обозначают ноты?
Парадокс: музыка сходна с речью и принципиально отлична от языка. Все верно, структурные связи те же, интонационная и ритмическая составляющие на месте, а вот слов в привычном понимании нет. И когда обычному человеку говорят, что пьеса Грига рассказывает о восходе солнца в горах, он разведет руками, потому что может не заметить ни гор, ни солнца.
Музыка отличается от языка тем, что она не объясняет какие-то предметы и явления, а помогает слушателю почувствовать их эмоциональное воздействие. Восторженное чувство полноты жизни разделит даже несведущий слушатель григовского «Утра», а прозрачный горный воздух, первые лучи солнца, пастушьи наигрыши, яркие и чистые гармонические сопоставления, оркестровые краски – это средства, помогающие понять смысл музыки.
Музыка способна не просто раскрыть содержание эмоции, она лучше, чем другие искусства воплощает настроение – самый беспредметный вид эмоции. Более того, она способна показать эмоции и настроения в развитии, в динамике.
Эта обращенность музыки к конкретно-чувственной сфере мышления бесценна. Восполнить недостаток эмоциональной составляющей в современной жизни, научить ребенка сопереживать, сделать его более чутким по отношению к другим людям, – все это может музыка.
Музыка и математика
И вместе с тем музыка – почти наука. Посмотрите на ноты, каждая из них точно обозначает не только отдельный звук и его свойства, но и связи между звуками. Все составляющие части музыки – мелодия, ритм, гармония, лад, – имеют четкую структурную организацию. В этом она схожа с математикой.
Музыка на самом деле развивает математические способности. Есть много понятий, общих для музыки и математики. К примеру:
- Ритм. Ему подчиняются и числа. Например, понятие кратности ритмично: числа, кратные трем, укладываются в размер ¾.
- Дроби. Длительности звуков основаны на дробях, их легко перевести в числа.
- Пропорции. Вот одна из них: если длительности звуков увеличить вдвое, музыка станет звучать в два раза медленнее.
- Вариации. Числа, как и музыкальную тему, можно записать/показать разными способами.
- Параллель. В нотной записи пять линеек никогда не пересекаются, так же как «не пересекаются» и разные голоса в хоре, партии разных инструментов в оркестре.
- Противоположности. Высокое и низкое, быстрое и медленное, многоголосие и одноголосие, — музыка построена на противоположностях, так же как и математика.
Поистине нет больше такой области человеческой деятельности, которая объединяла бы в себе столь противоречивые свойства: быть одновременно непереводимой и в высшей степени логичной и познаваемой!
Развитие ума
Эта парадоксальность музыки наилучшим способом воздействует на умственное развитие ребенка.
За рубежом проводилось много исследований по изучению влияния музыки на IQ. Широко известен так называемый «Эффект Моцарта» (так называется научно-популярная книга Дона Кэмпбелла, вышедшая в 1997 году). Согласно данным Кэмпбелла, в ходе одного эксперимента после 10-ти минутного пассивного слушания сонат Моцарта в группе студентов результат теста улучшился на 62%. Контрольной группе, сидевшей 10 минут в тишине, удалось улучшить результат только на 14%
Научная достоверность таких исследований может вызывать сомнения. Вместе с тем, педагоги и психологи сходятся во мнении, что занятия музыкой укрепляют структуру мозга и развивают интеллект.
- Занятия музыкой развивают пространственное мышление, ведь руки при игре выполняют разные функции.
- Структурное мышление необходимо для понимания закономерностей строения музыки.
- Каждый вид музыкального слуха связан с разными психическими процессами: абсолютный слух – с памятью, относительный – с мышлением, внутренний – с воображением. Развивая слух, мы улучшаем эти качества.
- Занятия музыкой задействуют все виды восприятия (слуховое, зрительное, чувственное) и все виды памяти (слуховую, зрительную, моторную, ассоциативную, образную).
- Музыканты лучше других умеют выполнять несколько задач одновременно. При чтении нот с листа необходимо помнить о прошлом (то, что уже прозвучало), контролировать настоящее (то, что играешь сейчас), и думать о будущем (что сыграть дальше).
- Игра на музыкальном инструменте задействует одновременно аудиальную, моторную и визуальную зоны мозга; сочетание в музыке творческой и математической составляющей заставляет работать оба полушария мозга максимально активно.
Труд
Даже если ребенок учится музыке «для общего развития», обойтись без ежедневных занятий (в том числе и самостоятельных) не получится. Любое исполнение музыки (пение в том числе) требует навыка, а он формируется только многократными повторениями одного и того же действия.
Многие дети бросают занятия в музыкальной школе после нескольких лет обучения. Как это принято в младшей школе, новичкам домашних заданий задают немного, они не сложные. У ребенка высок познавательный интерес, и он легко преодолевает небольшие трудности.
Позже, когда исполнительский прогресс начинает прямо зависеть от вложенного труда, а в упражнениях зачастую мало нового и интересного, ребенок испытывает желание прекратить занятия.
Очень важно в этот момент понять мотивацию ребенка. Если такое желание связано с ленью, следует настоять на продолжении занятий. Привычка к ежедневному труду, не всегда увлекательному, но обязательному, нужна человеку, если он хочет добиться успеха в жизни. Музыка в этом отношении воспитывает характер и силу воли так же хорошо, как спорт.
Публичные выступления и уверенность в себе
Выступления на сцене требуют точности, порядка и ответственности, ведь концерт нельзя перенести или отменить, и надо быть к нему готовым.
В том числе и психологически. Не все люди от природы наделены любовью к сцене. Страх сцены, по оценкам психиатров, испытывают 95% людей. Он не обязательно связан с особенностями темперамента и характера.
Согласитесь, что владеть техникой публичного выступления полезно людям любой профессии. Маленькие музыканты участвуют в концертах несколько раз в год. Они учатся управлять эмоциями, направлять внимание на содержание музыки, которую исполняют, увлекать за собой слушателей.
Постоянная тренировка укрепит нервную систему, ребенок обретет уверенность в себе, научится быстро адаптироваться к любым жизненным ситуациям.
Гармония и воспитание вкуса
Сравнение гармоничного устройства мира (космоса) с устройством музыкального звукоряда известно нам со времен Пифагора. Выражение «гармония сфер» относится к взаимному расположению Земли, Солнца, планет и звездного неба. Платон развил учение Пифагора: светила занимают каждый свою сферу в космосе (самая высокая – звездоносный небесный круг, самая низкая – Луна), и, двигаясь в пределах этой сферы, издают один из тонов гаммы.
Эти семь звуков гаммы – основа мира, «мировая музыка». По преданию, сыграв их на струнах, человек открывает себе путь для возвращения на небо.
При всей наивности представлений древних греков, они правы в одном – по своему облагораживающему воздействию на человека музыка не сравнится ни с чем. Она воплощает само понятие красоты.
Музыка воспитывает – Человека.
Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство.
В. А. Сухомлинский
Заниматься музыкой не просто полезно, но необходимо. Цель этих занятий состоит вовсе не том, чтобы воспитать музыканта. Она — в воспитании гармоничной человеческой личности.
Источник
Часто родители считают, что занятия музыкой не особенно важны для ребенка, если он не будет профессиональным музыкантом. Но ученые призывают все же знакомить своих детей с миром звуков и гармоний. Как показывают результаты последних исследований, музицирование повышает IQ и уровень грамотности, улучшает память и внимание, активизирует креативное мышление и воображение. Ученики музыкальных классов в сравнении со своими сверстниками более успешны в изучении иностранного языка, меньше тревожатся и умеют управлять своими эмоциями. Но чтобы ощутить воздействие всех этих полезных свойств музыки, заниматься ей нужно с увлечением и удовольствием.
Уроки музыки улучшают успеваемость
Свой вклад в дискуссию о пользе уроков музыки решили внести голландские ученые. В университете VU University Amsterdam (Амстердамский свободный университет) было проведено долгосрочное исследование, результаты которого опубликованы в журнале Frontiers in Neuroscience. «Несмотря на то, что музыка оказывает благотворное влияние на познание, этот предмет исчезает из учебных программ», – говорит Артур Яшке из университета в Амстердаме, ведущий специалист исследования. «Это побудило нас инициировать долгосрочное изучение возможного воздействия музыкального образования на познавательные навыки, которые могут лежать в основе успеваемости», – говорит он. В эксперименте приняли участие 147 детей из разных голландских школ. К их учебной программе начальной школы были добавлены и музыкальные занятия.
Через 2,5 года оценивалась успеваемость детей, а также различные познавательные навыки. Исследователи обнаружили, что дети, в программе у которых были уроки музыки, стали учиться намного лучше по сравнению с другими учениками. Они показали прекрасные результаты в способности запоминать информацию, рассуждать и формулировать мысли, планировать, организовывать и выполнять задания, а также контролировать эмоции. Исходя из этого, ученые сделали вывод, что познавательные навыки, которые ребенок приобретает на музыкальных занятиях, переходят и на другие предметы, не связанные с музыкальной деятельностью.
Дополнительное доказательство пользы уроков музыки для развития когнитивных способностей предоставили ученые из Лондона. Они выяснили, что показатели по математике, чтению и письму у детей, которые посещали уроки музыки, улучшилась на 10–18 процентов по сравнению с немузыкальными классами.
Многие, наверное, знакомы с теорией о том, что произведения Моцарта повышают интеллект. Но дело здесь не только в музыке Моцарта. Психолог из Университета Торонто Гленн Шелленберг на конференции в Институте мозга в Мельбурне представил данные о том, что уроки музыки повышают IQ. В своем исследовании в течение одного года он тестировал четыре группы первоклассников. В первой дети учились играть на пианино, во второй пели, в третьей получали уроки актерского мастерства, в четвертой не посещали никаких творческих занятий. В конце учебного года уровень IQ вырос у всех детей неодинаково. Самый маленький прирост оказался у группы без творческих предметов – балл вырос на 3,9 пункта, а самый высокий в вокальной группе – на 7,6 пункта.
Занятия музыкой помогают изучать языки
Современные родители хотят как можно раньше научить ребенка иностранному языку. А между тем, его изучение будет намного эффективнее для ученика, знакомого со строением речи музыкальной. Занятия музыкой развивают слух и повышают умение различать оттенки разных тембров и высот. То же самое требуется и при изучении другого языка: мы должны четко слышать звуки речи и чувствовать ее интонацию.
Музыка и речь имеют очень много общего, считает нейро- и психолингвист, доктор биологических и филологических наук Татьяна Черниговская. «Музыка влияет на мозг чрезвычайно сильно… Основные зоны, которые заняты обработкой музыки, находятся очень близко или совсем в тех же местах, где речевые… Музыка приучает мозг человека к концентрации, к выделению слухового сигнала из некого общего фона, к чувствительности к ритму, к очень маленьким изменениям в спектрах. Она делает очень серьезную работу, более серьезную, я бы сказала, чем речь… Я уверена, что каждого ребенка нужно учить музыке, потому что это тонкая и изысканная настройка нейронной сети – и неважно, станет он профессионалом или нет».
Это мнение подтверждает и исследование, проведенное в Северо-Западном университете (США). Его результаты показали, что музыкальные упражнения могут оттачивать развитие мозга, улучшать языковые навыки и грамотность даже в подростковом возрасте. В течение трех лет специалисты отслеживали успеваемость 40 учеников средней школы. Половина из них посещала уроки музыки, а другая половина проводила это время в спортивном зале. В итоге успехи в языковых предметах были отмечены у всех учеников, но большего достигли те, кто занимался в музыкальных классах. Записи мозговой активности показали у этих подростков более быструю реакцию на звук и большую чувствительность к его деталям.
Музыка стимулирует нестандартное мышление
Сегодня многие крупные корпорации тратят огромные средства и время на то, чтобы повысить оригинальность мышления своих сотрудников. Важно быть не только компетентным специалистом в определенной области. Нужно уметь мыслить, выходя за рамки привычных стереотипов. Именно уроки музыки могут научить мозг, как находить новое и нестандартное решение проблем, считает канадский психолог Сильвен Морено. Такой вывод основан на исследовании с двумя группами детей. Первая группа участвовала в 40-часовой программе музыкальной подготовки, где дети пели, слушали музыку и занимались ритмическими упражнениями. Вторая проходила программу художественного развития. Затем дети из обеих групп прошли тестирование. Оказалось, что ученики музыкального класса лучше справлялись с заданиями на концентрацию, внимание, запоминание и быстрее осваивали новую информацию, чем участники арт-группы.
Нет сомнений, что творческие предметы закладывают фундамент нестандартного мышления. Возможно, именно уроки музыки помогут будущему ученому раскрыть тайну клетки или придумать более эффективные микрочипы. Так, физик-теоретик, автор теории относительности Альберт Эйнштейн большую часть своей жизни любил играть на скрипке. Он говорил, что музыкальные и научные идеи рождаются из одного источника и дополняют друг друга. Его старший сын вспоминал, что часто отец искал выход из тупиковых ситуаций с помощью музыки. Именно скрипичные этюды «возвращали ему душевное равновесие и способствовали анализу». Размышляя над какой-нибудь проблемой физики, Эйнштейн брал в руки скрипку и играл до тех пор, пока не останавливался со словами: «Я все понял!» В течение многих лет его излюбленным занятием была игра на рояле в четыре руки с матерью или младшей сестрой, а также сочинение вариаций на собственные музыкальные темы. Позже он говорил: «Такая импровизация столь же необходима для меня, как и работа. И то, и другое позволяет достичь независимости от окружающих».
Творчество «влияет на внутреннюю жизнь и мышление человека, делая его совсем непохожим на стандартный образец бездумного специалиста. Многие известные ученые делают свою жизнь богаче за счет музыки, искусства и литературы. Ученый-химик, нобелевский лауреат Манфред Эйген играет в камерном оркестре, политик Юджин Маккарти пишет стихи… Крупный бизнесмен Роберт Гэлвин коллекционирует старинные морские карты и изучает конституционную историю. Такая широта интересов, выходящая далеко за границы профессиональной области, является одним из важнейших качеств, которые современное образование и общество могут изжить… Это вредно, и не только для души – за счет узкой специализации снижается вероятность возникновения творческих прорывов, которым предстоит обогатить нашу культуру», – считает Михай Чиксентмихайи, американский профессор психологии. В течение 30 лет он изучал биографии известных ученых, политиков, бизнесменов, художников и музыкантов, чтобы понять, в чем секрет их успеха.
Уроки музыки развивают творческое отношение к жизни
Занятия музыкой кажутся многим бесполезными, потому что мы оцениваем их с точки зрения пользы, которая не так очевидна, как от решения уравнений по математике. Но именно музыка поможет развить в ребенке творческое отношение к жизни. Ведь музыкальные занятия обращены не столько к знаниям, сколько к душе ребенка, развивают эмоциональную отзывчивость. Удивительно, но часто люди живут в каком-то обезличенном потоке, не задумываясь о том, что они чувствуют и почему. Творческий человек всегда знает, зачем он делает ту или иную вещь, он тонко ощущает боль, скуку, радость, заинтересованность и другие эмоции. Это помогает сделать повседневную жизнь более интересной, эмоциональной и продуктивной.
Неизвестно, чем будет заниматься ребенок в будущем, поэтому в начальной и средней школе он знакомится с разными областями науки и искусства, чтобы получить целостное представление о мире, в котором так много интересного. Попытаться разобраться в том, что в жизни нравится, а что не нравится. Никто, например, не сомневается в том, что важно знать творчество Пушкина или Шекспира. Музыка – это часть культуры, которую мы хотим передать ребенку. И было бы странно не использовать такой многообразный ресурс культуры из-за незнания, как он может повлиять на нашу жизнь.
Как и в любой дисциплине, многое, конечно, зависит от преподавателя, который сможет в ярких красках представить этот удивительный «звучащий» мир и раскрыть в ребенке творческий потенциал. Ведь никакого развития когнитивных навыков не произойдет, если творческие занятия превратятся в скучные лекции и монотонные упражнения. Ребенок с радостью побежит на музыку, если он там будет петь, играть на музыкальных инструментах и сочинять свои музыкальные истории. Участвуя в творческом процессе, человек чувствует, что живет насыщеннее, чем в прочие моменты. У него пропадает страх перед ошибками, появляется ощущение внутренней свободы. И только таким образом музыка сделает мир ребенка ярче и поможет настроить мозг для будущих профессиональных достижений.
Источник