Как заниматься с ребенком в 1 год для развития речи форум

Как заниматься с ребенком в 1 год для развития речи форум thumbnail

Девочки, здравствуйте. Нужна ваша помощь и советы из серии «у кого так было»!
Ребенок второй, мальчик 1,5, роды скорые на сроке 40,4. В родах было кровоизлияние, но сказали само нормализуется — так и было, в 5 мес НСГ — абсолютная норма. Развивался полностью по срокам, сел, встал, пошел вовремя. Гулил, улыбался активно, зрительный контакт — прекрасный. Всегда был очень общительным, людей не боится, активный, к детям идет, своим очень радуется, со старшей сестрой играет и в мяч, и в куку и в догонялки. Ролевые игры на уровне — погрузить в кузов машинки груз, выгрузить, покатать. Пока-пока машет, в ладушки играет (сам в ладоши хлопает), везде все достает, залезает на стулья, столы. Обращенную речь понимает НЕ ВСЮ. Дай маме (если что-то в руках у него), пошли есть, спать, гулять, мыть попу, закрой дверь. Принеси мячик, машинку — по желанию, может принести, может нет. Прениси другой предмет — почти всегда нет. Выкини памперс — нет. Понимает назначение предметов — пульт от телевизора, ключи (идет к двери, тычет), и каких то других, много смеется, любит обниматься целоваться, в глаза смотрит, игры инициирует и с родителями и с сестрой, на перемену обстановки или режима нормально реагирует. По настроению покажет носик и глазки, но далеко не всегда. Книжки терпеть не может, сестре читаю старшей, книги вырывает из рук, мне рот затыкает. На стенах развесила картинки, показывает крокодила, корову, хрюшу и сову. Имитирует только корову. Не играет в кинетический песок, не любит рисовать, лепить, зато любит играть с крупами: пшено, фасоль. Спит хорошо (и всегда хорошо спал), ест хорошо, но не сам. Требует чтоб кормили. Говорит ОДНО слово — отдай. Мама, папа не говорит обращенно или оооочень редко может мамкнуть, глядя в глаза, но я не уверена, что это адресно. Были у невролога — норма, легкая темповая задержка речи. Логопеда-дефектолога — темповая ЗРР. Сделала узи мозга, узи сердца, ЭЭГ. Везде норма. На ЭЭГ нет эпи активности, но отмечается функциональная незрелость основного коркового альфа-ритма. Хотя врач считает, что ээг отличная, а незрелость — его возрастная норма, развивается еще. Аутичных черт никто из врачей у него не увидел. Сказали, занимайтесь и ждите. Медикаментов не назначали. Ребенок не истерит никогда, может возмутиться чему-то, но это ровно на 30 секунд. В игрушки разные играет и в предметы обихода тоже играет. Просит участвовать с ним в его играх. Сортеры, пирамидки, кубики любит и собирает.
Теперь о том, что волнует:
1) нет указательного жеста в пространство. Вообще. если что то надо берет за руку и ведет, может тянуться всей ручкой к бутылке.
2) повторяет больше всего за сестрой, за взрослыми редко, а просьбы выполняет через раз (простые), сложные — не выполняет вообще, но мне кажется и НЕ понимает, что от него хотят.
3) любит играть лежа, полубоком на полу, катает машинки или любые другие предметы, явных предпочтений нет, играет так минут по 5-10, всегда можно отвлечь и заинтересовать чем-то другим. Но само по себе это выглядит странно, он так может 2-4 раза в день прилечь и играть.
4) любит катать предметы по столу, машинки, мячи, коробку с соком, тоже не фанатично, но бывает… Начиталась всего в интернете, вспоминаю дочь в его возрасте, она тоже плохо говорила, но понимала явно больше и абсолютно все стремилась повторять.
5) на вопрос «где мама?», «где сестра?» или иной родственник — игнорирует. Если говорю иди отдай что то бабушке — отдает мне.

Спасибо, кто осилил! Есть ли те, у кого в 1,5 года не было указательного жеста? как потом развивался ребенок? У кого малыш в 1,5 года не говорил совсем и НЕ всегда понимал обращенную речь? я думаю ЗРР или всеже ЗПРР? И вот такие странные игры у кого-то были?.. Спасибо заранее!

Источник

Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.

Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.

Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша. Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.

Способ 1 — уберите то, что мешает!
Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.

Читайте также:  Методы психологического развития ребенка с отклонениями в развитии

Способ 2 — расширяйте словарный запас.
Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.

Способ 3 — делайте уроки веселыми.
Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.

Способ 4 — зарядка для языка.
Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.

Способ 5 — повторяйте друг за другом.
Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.

Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику.
В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.

Способ 7 — введите в режим чтение.
Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.

Способ 8 — спойте, друзья!
Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.

Способ 9 — выключите компьютер и телевизор.
Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.

Способ 10 — немного хитрите.
Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!

Способ 11 — никаких упрощений.
Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?

Способ 12 — «не понимайте» язык жестов.
Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.

Способ 13 — проявляйте внимание.
Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.

Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу. Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!

Источник: https://karkusha.su/13-sposobov-nauchit-rebenka-govorit-v-2-3-goda/

Источник

Стишки, потешки, песенки для детей на все случаи жизни

Может еще кому сгодится.
Стихи Нины Пикулевой “Это кто уже проснулся?”

После сна:
Это кто уже проснулся?
Кто так сладко потянулся?
Потягушки-потягушечки,
От носочков до макушечки!
Мы потянемся – потянемся, Маленькими не останемся!
Вот как, вот как мы растем, Растем!
Вот как ножками пойдем, Пойдем!

Для кормления:
Это – ложка
Это – чашка
В чашке гречневая кашка
Ложка в чашке побывала-
Кашки гречневой не стало!
Как же так?

Когда детка плачет: (моя любимая)
Го-ро-шин-ки,
Не-про-шен-ки,
Откуда вы взялись?
Трамваем или поездом
До Маши добрались?
Нет, портить настроение никто вас не просил!
А может, мы не плакали,
А дождик моросил?

После прогулки:
Отчего так хороши
Стали наши малыши:
Губки-алы,
Зубки – белы,
Щечки-розовы?
– Да с мороза мы!
Встречайте!
Сладким чаем угощайте!

Читайте также:  Семья социокультурная среда развития ребенка

Колыбельная:
Ходит Сказка по домам,
По высоким теремам,
Жди ее, глаза закрой.
Спи, глазок, Спи, другой
Сказка добрая придет,
Сердце доброе найдет,
Жди ее, глаза закрой
Спи, глазок,
Спи, другой.

С интернета

Для кормления:
Ну и каша
Ну и каша! Так в рот и просится!
Нос и щеки наелись досыта.
Подбородку тоже досталось. И мизинчик
Попробовал малость. Чуточку съели
Лобик с макушкою, остальное ушки докушали!
Кашкой угощаем
Скатаем детке валенки, полушубочек сошьем,
Детку к бабушке пошлем. Будет бабушка встречать,
Детку кашкой угощать, даст ей тепленький блинок
И румяный пирожок, два яичка всмяточку
И баранью лапочку!
Умница Аленька, ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую!
Пошел котик на торжок, купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку, купил котик булочку.
Самому ли съесть или детоньке снесть?
Я и сам укушу, да и деточке снесу.

Для переодевания:
Пляшут куры, петушки и цыпляточки-пушки.
Закружились все подряд, стали крыльями махать,
Брысь, кот, уходи, к нам во двор не заходи!
Ручки отводим назад, скользя по столу. Похлопываем кулачками по пеленальнику.
Зайка, зайка, попляши, твои лапки хороши!
Стал наш заинька плясать, малых деток забавлять!
Ножки вперед-назад.

Для купания:
Здесь водичка холодненька…
Здесь водичка холодненька, здесь – тепленька,
Здесь – горяченька, а здесь – кипяток, кипяток!
Куп-куп!
Кто тут будет куп-куп, (потрогали рукой водичку, похлопали ладошкой по воде)
По водичке – хлюп-хлюп? В ванну быстро – прыг, прыг,
В ванне ножкой – дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться, и грязь куда-то денется.

После купания
У бабы Фроси пяток внучат.
Все каши просят. Все криком кричат.
Акулька в люльке, Аленка в пеленке,
Аринка на перинке, Степан на печке,
Иван на крылечке.
Баба тесто месила, кашу варила,
Молоко топила, внучат кормила.
Как каши наелись, молока напились,
Бабе поклонились, угомонились!

Перед сном:
Люли, люли, люленьки, летят сизы гуленьки.
Летят гули вон, вон. Несут деткеп сон, сон.
Будут гули ворковать, будет детка крепко спать.
Будут гули говорить, чем детку накормить.
Полетят они в лесок и найдут там колосок,
Станут кашку варить, станут детку кормить,
Белой кашкой с молочком и румяным пирожком.

Комплекс оживления:
Ой, мой маленький, ненаглядненький,
Мой хорошенький, мой пригоженький.
Ах ты, моя девочка, золотая белочка,
Сладкая конфеточка, сиреневая веточка!
Плывет, плывет кораблик
Плывет, плывет кораблик, кораблик золотой.
Везет, везет подарки, подарки нам с тобой!
Одной рукой поддерживаем грудь, а другой обхватываем противоположное от себя бедро. Вверх-вниз, покачивая.

Пока все заняты:
Ты скажи, барашек наш, сколько шерсти ты нам дашь?
Как у наших у ворот муха песенку поет.
Ай, люли, вот поет. Ай, люли, вот поет!

Ах ты, котенька!
Ах ты, котенька, ты мой серенький,
Хвостик беленький! Как тебя не любить!
Умение поворачивать голову в сторону звука

Мышка
Мышка, мышка, что не спишь, что соломою шуршишь?
Я боюсь уснуть, сестрица, кот усатый мне приснится.
Походить, поскрести двумя пальцами перед ребенком, лежащим на животе. Пошуршать справа, потом слева.

Застучали ножки
Застучали ножки по ровненькой дорожке,
Застучали много раз, будет весело у нас (<скользящие шаги> ножками).
Кулачком сильнее бей, только ручки не жалей,
Постучим мы кулачком и покружимся волчком! (стучать кулачком ребенка о свою ладонь

Последний раз редактировалось ятта 19.12.2011 23:23, всего редактировалось 1 раз.

Источник

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Читайте также:  Принцип учета соотношения первичного и вторичных нарушений в развитии ребенка

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Источник