Как заниматься с ребенком с задержкой психического развития

Как заниматься с ребенком с задержкой психического развития thumbnail

Сегодня детей с задержками психического развития становится все больше. До 20-25% детского населения имеют ЗПР. Более 50% школьников имеют трудности с усвоением школьной программы. По данным зарубежных исследований 2009 года, проведенных в 18 странах, до 23 % детей в возрасте от 2 до 9 лет имеют интеллектуальные нарушения. По данным МО РФ более 60% детей дошкольного возраста находятся в группе риска по психической дезадаптации, и около 35% имеют расстройства нервно-психической сферы.
Современные методы диагностики, лечения и реабилитации детей с задержками развития на высоком уровне. Но, к сожалению, не всегда в полном объеме используются на практике.

Детям с задержками развития необходимо тщательное последовательное обследование детским неврологом, правильная диагностика. Обязательно динамическое наблюдение и коррекция терапии. Требуются повторные курсы медикаментозной терапии. Применяются при необходимости методы аппаратной терапии. Есть возможности использования альтернативных методов терапии.

Обращение к специалистам для решения проблемы Вашего ребенка поможет преодолеть беспокойство и держать под контролем ситуацию развития ребенка. Необходимо тщательно подбирать специалистов для проведения психолого-педагогической коррекции.

Чем раньше Вы обратитесь к специалистам по лечению и реабилитации ЗПРР, тем успешнее будет развитие Вашего ребенка. Вы получите необходимые знания о том, какие обследования и тесты необходимы именно Вашему ребенку с ЗПРР. Проясните вопрос о том, какие именно высшие психические функции отстают в развитии. У одних детей может страдать эмоционально-волевая сфера, у других интеллектуальная. У одних больше выражены нарушения памяти, у других – мышления или восприятия.

У третьих в большей степени страдает речевая функция. У четвертых – нарушения крупной или мелкой моторики. Важно понять какого характера эти нарушения, на каком уровне. Все эти тонкости необходимо знать, чтобы выстроить грамотную работу по реабилитации ребенка с задержкой психоречевого развитии.

Самостоятельно родитель не может решить такое количество задач по развитию ребенка, в связи с отсутствием необходимых знаний.
Такой лечебной и коррекционной работой занимаются специалисты: детские неврологи, нейропсихологии, дефектологи, детские и семейные психологи и другие. Здесь также имеет значение коммуникация между специалистами, которые занимаются реабилитацией детей с ЗПРР. Если эти специалисты не работают в команде, то эффективность усилий по умственному развитию ребенка уменьшается.

Однако, это не значит, что родитель должен полностью доверить ребенка в руки специалистов. В процессе восстановления нервной системы и в развитии высших психических функций ребенка огромное значение имеет вовлеченность родителей в процесс реабилитации, их высокая мотивация на достижение успехов в этой работе.

Родитель выступает активным участником в занятиях и развивающих играх с ребенком. Он обучается навыкам эффективного общения с ребенком. Отслеживает, какие внутрисемейные правила, программы и установки приводят к нежелательным последствиям в развитии ребенка. Нечеткость внутрисемейных правил и норм, их противоречивость, непоследовательность в воспитании приводят к росту тревоги, сбивают с толку, ведут к неустойчивости психики ребенка и семьи в целом.

Программа «Запуск умственного развития ребенка за 6 месяцев» предусматривает регулярное взаимодействие специалистов и родителей для достижения наилучшего результата.

Причины задержки психоречевого развития оцениваются всесторонне. Это могут быть причины на уровне изменения физиологии ребенка, неврологического дефекта. Могут быть психогенные причины, связанные с множественными психотравмирующими ситуациями. Могут быть причины, связанные с некорректной организацией развития ребенка, неумения создавать необходимую развивающую среду. Могут быть причины, связанные с наличием хронических заболеваний у ребенка и тогда требуется привлечение сторонних специалистов.

Оценить степень задержки развития и провести дифференциальный диагноз с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, с генетическими синдромами могут только специалисты в этой области. А также специалисты помогут Вам понять, какой прогноз в отношении развития ребенка.

Чего точно не нужно делать родителям – это ждать когда проблема сама собой разрешится. Она не разрешиться, не рассосется. Она усугубиться, если вовремя не заметить, не принять меры, не помочь ребенку стать успешным.

Вторая ошибка родителей при подозрении на задержку развития – это разовые обращения к специалистам, которые назначают однократный курс терапии, который, как правило, не приносит желаемого улучшения. Родители начинают ходить от одного специалиста к другому, разочаровываясь в каждом. Таким образом, порождается «синдром неоправданных ожиданий». Необходимо понять, что только длительная реабилитация и лечение даст положительный результат.

Третья ошибка родителей – это попытка экономить на проблеме. Не вкладывать финансовые ресурсы в развитие ребенка, а пытаться своими силами решить проблему.

Этот путь допустим только при легких формах ЗПР. Однако оценить степень расстройства родитель самостоятельно не сможет.
Вывод: не стоит дожидаться пока ребенок станет школьником и проблемы с обучением и поведением в школе выявят всю сложность проблемы незрелой психики ребенка. Обращайтесь к специалистам как можно раньше, если хотите вырастить здорового, успешного, счастливого ребенка.

Требуется консультация специалиста.
Автор: Наталья Никифорова. Врач детский невролог, врач функциональной диагностики, арттерапевт, психолог-консультант, ABA-терапевт, автор программы «Запуск умственного развития ребенка за 6 месяцев». Опыт работы 12 лет. Специалист в области развития детей и лечения задержек психоречевого развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Если у Вас появились вопросы с удовольствием отвечу на них на личной консультации.
Запись на предварительную онлайн консультацию:
Сайт: https://nevrolog-nikiforova.ru/consult
WhatsApp 8(962)362-02-26

Инстаграм неврология: https://www.instagram.com/nevrolog.nikiforova?r=nametag
Инстаграм арттерапия: https://www.instagram.com/natalianeuroart?r=nametag
Вконтакте: https://vk.com/nevrolog.nikiforova

Фейсбук: https://www.facebook.com/profile.php?id=100039259352057

Телеграм: https://t.me/nevrolog_nikiforova

Источник

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:

– стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;

– контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;

– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку;

– не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;

– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;

– выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;

– не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

– уделяйте ребёнку достаточно внимания;

– проводите досуг всей семьёй;

– не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

– установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;

– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;

– избегайте по возможности больших скоплений людей;

– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

4. Специальная поведенческая программа:

– не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка;

Читайте также:  Советы для родителей для развития эмоций у ребенка

– чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям;

– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком;

– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

– не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

– помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

– не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся аномальному ребёнку, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев.

Помните, что для ребёнка с ЗПР наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

– лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

– запрет на приятную деятельность, прогулки и т.д.;

– приём «выключенного времени» (досрочное отправление в постель).

Помните, что вслед за наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребёнка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребёнка и игнорировании нежелательного.

Помните, что у ребенка с ЗПР невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет, та как это – патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

Но всё-таки, по нашему мнению, родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.

Поведение в процессе  общения с детьми

Помните, нужно дать понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».

Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребёнку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребёнка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь».

Помните, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

Помните, прежде чем начать общаться с вашим ребёнком, нужно занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется садиться на корточки.

Помните, что высказывать своё отношение к поведению ребёнка нужно без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например: «Саша, Сашенька, сын, сынок…».

Помните, что необходимо проявлять полную заинтересованность к ребёнку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нём всё внимание. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение. Не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.

Помните, что в общении с детьми следует использовать разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности). Не забывайте утром приветствовать ребёнка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребёнком, не забывайте поблагодарить его.

Нужно адекватно реагировать на проступки детей:

спросите ребенка о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания, выяснить, что явилось побудительным мотивом для его действий, и понять его;

не сравнивайте ребёнка с другими детьми, например: «Сынок, посмотри, какой Миша молодец».

Источник

Автор Светлана На чтение 14 мин. Просмотров 3.3k. Опубликовано 23.10.2019

Совсем не удивляюсь, а даже улыбаюсь, когда слышу, что ребенок с ЗПР не хочет заниматься, потому что для таких детей это нормально. Вопрос в том, что же с ним делать, ведь программу в саду и школе осваивать все-таки надо. И как бы наши особые детки ни отказывались от навязываемых занятий, обучаться они могут, и лучше, чем мы думаем. Единственный минус – они предпочитают выполнять только увлекательное для них, что вызывает неподдельный искренний интерес и отклик. Тогда такие дошколята проявляют потрясающие познавательные способности, внимание, память, логику и воображение.

Чтобы как-то внедрить знания, положенные по программе обучения, родителям и педагогам приходится потрудиться. К сожалению, не всегда под боком есть школа, где дается адаптированная программа для детей с ЗПР по всем предметам. Чаще путевка выдается в обычную школу, где даже классы коррекции уже давно расформированы. В обычной программе много нюансов, которые умственно наши особята вполне потянут, но вот психическая незрелость мешает это сделать. Как быть?

Запомните: ребенок с ЗПР нуждается в постоянной поддержке со стороны взрослых (родителей). Ему требуется гораздо больше времени, чтобы усвоить новое! У некоторых есть такая фишка, как принципиальное отторжение нового, и часто связано это с поверхностным вниканием в суть дела, инфантильностью, неустойчивым вниманием – ребенку не хочется вновь и вновь прикладывать усилия, проявлять волю (что и так само по себе страдает у него от природы) и постигать глубины. Вам придется взять за правило систематически повторять одно и то же много раз, постоянно вести контроль за его учебной деятельностью, но совмещать это с щадящим режимом и максимальной мотивацией на успех, опираясь на его ведущие познавательные интересы!

Сложно? Очень! Говорю вам как мама девочки с ЗПРР, ОНР и СДВГ! Иногда кажется, что ты идешь в гору под прямым углом, постоянно спотыкаясь, и нет этому пути ни конца ни края. Однако это не так. Это лишь наша усталость. А ребенок в определенный момент выдает все знания, умения и навыки, которые я ей прививала ежедневным трудом. Итак, мои рекомендации и советы, как заниматься с ребенком с ЗПР, если он не хочет. И немного о причинах нежелания.

Ребенок с ЗПР не хочет заниматься, почему

Я перечислю основные причины, почему ребенок с ЗПР не хочет заниматься. Они отчетливо проявляются у моей дочки, и есть почти у всех детей с данным диагнозом. Что-то выходит на первый план, что-то менее примечательно, но обходить эти «острые углы» при планировании занятий приходится в любом случае.

Общая инфантильность

Я писала в другой статье более подробно про инфантильность в поведении детей с ЗПР. Они развиваются с задержкой на 1-3 года относительно сверстников, потому их эмоционально-волевая сфера, познавательный интерес не соответствуют реальному возрасту. Им свойственны дурашливость, излишняя веселость, максимальная жизнерадостность, несоблюдение границ «ребенок-взрослый», неустойчивость интересов, неумение совладать с эмоциями, преобладание физиологических потребностей над другими, сенсорная жадность (тяга к ощущениям) и т.д.

Читайте также:  Модели консультирования семьи ребенка с отклонениями в развитии

Такому ребенку сложно сконцентрироваться на последовательном выполнении заданий, усвоении определенного объема информации. Им попросту неинтересно, трудно, не хочется делать усилий и явно не хватает мотивации для этих самых усилий. Они моментально теряют нить происходящего и улетают в свой мирок. Какие буквы, какие цифры…

У них отсутствует чувство ответственности, слабо развита критичность мышления по отношению к себе. Они быстро пресыщаются одним видом деятельность и устремляются снова в свою игру и получение ощущений, которые им нравятся.

дети с зпр в саду на занятиях

Повышенная утомляемость и возбудимость

Дети с ЗПР имеют плохо отрегулированную систему процессов возбуждения и торможения. Они то перевозбуждаются, то впадают в состояние анабиоза, ничего не видя и не слыша вокруг. От этого нервная система истощается быстрее, работоспособность падает. Учитывая то, что многие дети среди них плохо воспринимают информацию на слух, страдают от нарушений мелкой моторики, обладают ограниченными возможностями концентрировать внимание и другими особенностями, можно с уверенностью сказать, что им приходится напрягаться в течение дня гораздо больше, чем обычным сверстникам. Они находятся в постоянном стрессе и напряжении, и лишнее усилие где-то на уроке или дома – дополнительная нагрузка.

Низкий уровень свойств внимания

При задержке психического развития внимание всегда отличается плохой концентрацией, малым объемом, неустойчивостью. От этого они половину выдаваемой информации просто не понимают или пропускают мимо ушей. Здесь задействованы низкая мотивация, несформированность механизма произвольности, высокая отвлекаемость, неправильное распределение внимания, избирательность интересов, а, соответственно, и внимания.

Низкий уровень свойств памяти

Конечно, не у всех детей с ЗПР страдает память, но в большинстве случаев наблюдаются снижение скорости запоминания, объемов вмещаемой информации, плохо развитая непроизвольная память, преобладание наглядной над словесной, нарушения механической, плохая переработка воспринимаемого и т.д. Если говорить обобщенно, то ребенок в единицу времени запоминает меньше материала, а после хуже его воспроизводит.

Низкий уровень развития мышления и речи

У ребенка с ЗПР почти отсутствует ориентировочный компонент при выполнении заданий, чаще все делается бездумно и без оглядки даже на любезно предоставленный шаблон. Также отмечаются несформированность поисковой мотивации, стереотипность и поверхностность мышления, недостаточный уровень развития логических процессов мышления: обобщения, классификации, сравнения, анализа, синтеза, отрицания, сериации, абстрагирования и т.д. Такому малышу сложно познавать окружающий мир, проводить аналогии, сопоставлять предметы и явления между собой, а после преобразовывать полученную информацию своими силами.

Речь всегда связана с мышлением, потому она тоже развивается по дефектному пути. При ЗПР мы можем наблюдать разрыв между внутренней речью и внешней (сложно оформить мысли словами, хотя они есть), дошколятам сложно программировать свое высказывание, осмыслить предложение, синтаксически выстроенное в усложненной форме.

Детки с задержками психики также страдают от несформированности способности создавать новые образы, замедленного формирования мыслительных операций, склонности к выбору действия по ситуации или относительно несущественных признаков предмета/явления. Хотя при оказании помощи они могут выполнять задание и максимально приблизиться в этом к норме. Но шаблонность мыслительного процесса все равно преобладает.

Низкий темп выполнения заданий

Это как само собой разумеющийся факт, если учесть все, что я написала выше. Мысли ребенка формируются медленнее, высказывание намеревается дольше, обработка информации затруднена, вот вам и зависание, низкий темп работы и «выход в астрал». Это достаточно специфические трудности при обучении детей с ЗПР.

ребенок зпр не хочет заниматься

Нарушение общей и мелкой моторики

Не у всех, но у многих детишек с данным диагнозом есть отклонения в крупной и мелкой моторике. Они неуклюжи, часто падают, позже садятся, идут, шагают по ступенькам, могут отличаться плохой координацией. Пальчики на руках малоподвижны, манипулятивная функция кисти развита слабо – создается ощущение, что рука деревянная. Это мешает развитию воображения и творческим навыкам, которые стимулируют речь, мышление и другие психические функции.

Сниженная познавательная деятельность

Характерной чертой ЗПР является отсутствие мотивации познавательной деятельности. Ребенок позже начинает интересоваться окружающим миром, взаимодействием предметов между собой и их свойствами. Он недостаточно набирает сенсорных знаний о них, потому не может воспринять поток информации где-то на уроке – его уровень ниже требуемого. Временные, абстрактные понятия долго остаются непонятыми и непрочувствованными. Такие дети почти не усваивают то, что нельзя опознать наглядно. Им необходимо зрительное подкрепление для осмысления понятия. К сожалению, далеко не все мы можем пояснить наглядно.

Трудности в понимании инструкций

Состояние вербальных и невербальных компонентов развития ребенка с ЗПР обуславливает плохое понимание инструкций, условий задач и т.д. Он теряет нить происходящего, ему не совсем понятен смысл того, что он должен делать и зачем. Там, где задействованы сложные, многоступенчатые словесные инструкции, с громоздкими морфологическими и синтаксическими особенностями, такой ребенок теряется.

Повышенная тревожность и низкая самооценка

Это очень серьезная проблема в воспитании и обучении детей с ЗПР, потому что у 9 детей из 10 есть и то, и другое. Эти ребятишки всегда находятся в состоянии легкого страха что-то потерять, упустить. Они боятся потерять связь с любимыми людьми, оказаться где-то в одиночестве, потеряться самому и т.д. Они всегда тревожатся, когда кто-то куда-то уходит.

Самооценка снижается постепенно, по мере взросления, когда ребенок все больше и больше интуитивно чувствует, что он «не такой». Если родители позволяют себе постоянно высказываться в стиле «какой же ты бестолковый», «ты снова ничего не понимаешь», «опять все сделал не так», мотивация снижается с каждым разом больше, а уровень тревожности и неуверенности растет. Критика со стороны очень негативно влияет на желание такого малыша заниматься и обучаться. Они перестают верить в свои успехи. Они смиряются, что «тупые», как и говорят близкие люди…

ребенок спит на уроке

Ребенок с ЗПР не хочет заниматься, что делать, как справиться

Такие типичные затруднения при взаимодействии с ребенком ЗПР выбивают из колеи многих родителей, но бороться с этим можно. В первую очередь перестаньте раздражаться на его медлительность и сниженную работоспособность. Он делает это не назло вам. Не кричите, не торопите, а старайтесь действовать в его ритме. Если дитя устало после 5-минутного разбора звукового состава слова, дайте ему передохнуть. Пусть займется тем, что интересно.

Всегда включайте в план работы то, что увлекает его больше всего. И оставляйте данное занятие на потом. Это будет мотивацией для ребенка выполнить «нелюбимые» задания относительно сносно.

Поддерживайте любую инициативу, связанную с познавательной деятельностью, и раскручивайте эту ниточку. Используйте в качестве опоры ведущие интересы и нанизывайте на них по крупице требуемые знания. Если малыш интересуется машинками, берите их в качестве демонстрационного материала при изучении цветов, геометрических фигур, величин и т.д.

Читайте также:  Становление и развитие умственно отсталого ребенка

Всегда давайте ребенку шаблон выполнения действий. Он не догадается сам, как делать задание, глядя на картинки и иллюстрации в книге. Ему нужна опора – некий маячок, относительно которого он будет двигаться.

При изучении новых тем опирайтесь на ранее хорошо усвоенные и отработанные материалы.

Обязательно привлекайте наглядные пособия. Старайтесь как можно больше иллюстрировать и зрительно подкреплять преподносимую информацию. У этих деток очень хорошо развита зрительная память.

наглядное пособие мнемотаблица

Не вводите абстракции раньше времени – толку не будет. Сначала напитайте ребенка основными знаниями о классификациях предметов и явлений – дайте ему базис. Это знания о животных, насекомых, временах года, растениях, продуктах питания, профессиях и т.д. Следите за обогащением лексического словаря по данным темам и правильным употреблением его в грамматических конструкциях. Пополняйте словарь существительными, глаголами, прилагательными в первую очередь. Учите связывать их друг с другом — это одна из речевых проблем у детишек с задержкой.

Стимулируйте речь. Уходите от однотипных простых предложений по строгой схеме расположения его членов. Старайтесь наполнить речью не только занятия, но и быт ребенка. Создавайте благоприятную речевую среду, где звучит вся та лексика, грамматика и фонетика, которую он изучает на данном этапе. Но не перегружайте его лишней информацией. Инструкции давайте четкие и односложные, дополняя их новыми элементами постепенно.

Исправляйте ошибки, но максимально поощряйте правильно выполненные задания. Этот ребенок в два раза больше нуждается в положительной оценке своей деятельности.

Помните, что лучшее понимание и запоминание вызывает материал, наполненный эмоциями, то есть многое зависит от вашего стиля подачи. Я всегда говорю, что детки до 8-10 лет нуждаются в игровой форме обучения, а не в строгой муштре и системе наказаний.

Учите ребенка концентрировать внимание на главном, а потом уже на деталях. Сам он это не умеет. Всегда разъясняйте инструкцию и подкрепляйте ее примером выполнения подобного, чтобы посыл был ухвачен и воспринят.

Не занимайтесь, когда у обоих нет настроения, кто-то не выспался, плохо себя чувствует и т.д. День, когда кажется, что весь мир против тебя, лучше пропустить.

Чередуйте разные виды деятельности, чтобы стимулировать разные функции. Не зацикливайтесь на чем-то одном. Вы можете неделю учить буквы, рисовать карандашом, складывать пазлы и пирамидки, пересыпать песочек, ставить какой-то звук в речи, а на следующей неделе начать совсем другие занятия, например, определить внимание на лепку, вырезание ножницами, счет, тренировку памяти и внимания, сюжетно-ролевую игру и т.д. Через какое-то время вы начинаете все снова… и обнаруживаете, что ребенок все усвоил!

Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Это вводит его в тревожное состояние и апатию. Учитывайте, не условные нормы данного возраста (хотя именно к ним мы стремимся), а его возможности.

Помогайте ему. Моя дочка до 5 лет даже карандаш не могла нормально держать, но я упорно целый год брала ее руку своей и вкладывала в пальчики карандаш, после чего пробовала калякать разные линии ее рукой, штриховать, обводить и т.д. В итоге, в один прекрасный день она взяла карандаш и начала делать то же самое. Подобный процесс происходил с красками, да, со всем, что связано с мелкой моторикой. Я ее рукой собирала пазлы, мозаику, кубики, пирамидки – долго и упорно, порой до своих собственных слез в подушку по ночам, но есть волшебное слово «надо» — оно для мамы имеет особый смысл. Сейчас ей сложно даются подготовительные прописи (чувствую, будут проблемы с каллиграфией), и мы снова обводим палочки-крючочки вместе)))

Уделяйте ребенку внимание лично, и не только во время занятий. Такие детки в нем очень нуждаются. В противном случае они вредничают, протестуют и всячески доказывают, кто здесь не прав…

Что делать при низком самоконтроле

Что же делать с низким навыком самоконтроля? Просто постепенно учить ребенка управлять своими действиями и эмоциями. Это на самом деле очень важно, так как тянет за собой не только успеваемость, но и коммуникацию с социальной адаптацией. Навыки самоконтроля хорошо формируются, если мы даем ребенку быть самостоятельным и не бежим вперед него выполнять то, что вполне может он сам – с небольшим усилием и нашей помощью. В этом же вопросе очень поможет:

  • позволение ребенку делать выбор в некоторых бытовых моментах (что надеть, что съесть);
  • игры на самоконтроль наподобие «море волнуется раз», «остановись на хлопок» (ребенок бегает и должен остановиться на один хлопок, на два – остановиться и поднять руки вверх);
  • разрешение совершать ошибки, причины которых потом обсуждаются;
  • посещение спортивных секций, где в любом случае приходится контролировать свои действия и сосредотачиваться;
  • работа в паре (стишок по ролям, игра, диалог в игре – любая парная деятельность);
  • занятия с нейропсихологом, психологом, дефектологом;
  • умение справляться с негативными эмоциями, чему тоже учит взрослый.

Очень полезно таким детишкам сравнивать свою работу с заданным эталоном. Если самостоятельно это сложно сделать, взрослый указывает на некоторые ошибки, а остальные ребенок ищет сам.

Во время занятий исключите отвлекающие моменты, даже бытовые. Увеличивайте срок на выдачу того или иного материала, так как многим детям с ЗПР требуется в разы больше часов для восприятия и обработки.

Для тренировки памяти, которая является одним из основных базисов, используйте мнемотехники, о которых я обязательно напишу в другой статье. Они позволяют с наглядной опорой усваивать больше информации и правильно раскладывать ее по «ячейкам хранения».

Задания выдаются малыми дозами, дробятся на составляющие относительно навыков и умений конкретного ребенка. Старайтесь задействовать «зону ближайшего развития» лишь на 30% при занятиях, остальное должно быть известно, достаточно легко и понятно.

Не забывайте хвалить его за каждый верный шаг – это придаст уверенности и заложит нужный эмоциональный настрой к следующему занятию. Не позволяйте ему чувствовать себя некомпетентным и «тупым», дабы окончательно не лишить уверенности в своих силах.

Не стыдитесь своего ребенка с его особенностями, не опекайте излишне настойчиво, не вешайте вину на себя, не впадайте в отчаяние и не считайте, что все безнадежно. Будет сложно, но данный диагноз преодолим, если вы прикладываете усилия!

Если какие-то термины вам не известны, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!

Источник