Как взрослые мешают развитию ребенка

Как взрослые мешают развитию ребенка thumbnail
  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • гиперопека
  • ребенок в обществе
  • семейное воспитание
  • самостоятельность

Как взрослые мешают развитию ребенка

Безусловно, задача каждого родителя – защищать и оберегать своего ребенка, но нередко мамы и папы ставят эти цели в приоритет, попутно видоизменяя их, чем мешают чаду взрослеть.

Взросление — это не только физическое развитие, но и процесс перехода от надежды, что за тебя все сделают — к личной ответственности.

Неверные шаги родителей

Удобство. Одна из основных ошибок молодых родителей – это делать что-либо для собственного удобства или спокойствия, забывая о потребностях ребенка. Комфорт и моральное состояние, безусловно, очень важны, но развитие ребенка и его самостоятельность не менее значимы. Бесспорно, быстрее и спокойнее сделать все самой — так будет чище, правильнее, но это будет ваше дело, а не ребенка.

У многих мам это явление — быстрее, проще, удобнее — проявляется уже в самом раннем возрасте детишек – они часто даже не учат малышей есть самостоятельно, экономя время и силы: проще накормить самой, тогда есть шанс успеть сделать все, что запланировала. Но если упустить этот момент, то ребенок не научится есть самостоятельно ни к 2 годам, ни к 3. Чтобы воспитать самостоятельного ребенка, придется запастись временем и терпением. То же касается и порядка в игрушках. Конечно, быстрее убирать их самой, но есть риск, что это так и останется вашим делом.

Зона ответственности. Отдельный разговор – нужно ли делать с ребенком домашние задания. На этот счет мнения разнятся, и тут важно учитывать возраст ребенка, его класс, успеваемость и многие другие факторы, но нужно помнить, что обучение в школе, поведение, посещаемость – это зона ответственности ребенка, а не родителей. Школьник учится нести эту ответственность, в том числе и через негативный опыт. Задача родителя — помогать, если ребенок об этом просит, но не делать за него.

Родители часто недооценивают своих детей, думая, что школьники, если дать им свободу, станут прогуливать занятия, не будут выполнять домашние задания, и вообще будут вести себя отвратительно в отсутствии жесткого контроля. На самом деле дети взрослее и умнее, чем кажется родителям.

В одном учебном заведении был поставлен эксперимент – детям разрешили не ходить в школу. Совсем. Знаете, сколько дети выдержали без уроков? 3 месяца. Но большинство ребят уже через месяц вернулись к учебе и прилежно выполняли все домашние задания, не прогуливая. Это говорит о том, что у детей есть чувство ответственности за школьное обучение, а значит, они способны самостоятельно учиться.

Свобода выбора. Часто родители мешают своим детям взрослеть, запрещая им выбирать себе одежду. Да, многие дети выберут костюм супермена или платье из блесток, но когда еще можно это на себя надеть, если не в детстве? Позволяйте детям самовыражаться, пока у них не появилась работа со строгим дресс-кодом и мысли о том, что уже поздно носить свитера с Микки Маусом – друзья не поймут. Пусть ходит в кроссовках с фонариками и в шапке с ушками, главное — ребенок горд собственным выбором, а не молча следует маминым указаниям.

Подкрепляем желание взрослеть

Практически любой ребенок стремится стать взрослым, и нужно это стремление подкреплять. Избегайте в диалогах с детьми фраз, которые внушают, что им с задачей не справиться: «Слезай, ты упадешь!», «У тебя все равно не получится, не берись!», ну и мое любимое – «Вырастешь – поймешь!». Эти фразы убивают в ребенке стремление стать взрослым, независимым и самостоятельным, уничтожают инициативность и любознательность, присущие практически всем детям.

Ребятам необходима поддержка и неукоснительная вера родителей в их силы и возможности. Дети действительно многое могут, просто им нужно помочь. У великого российского психолога Выготского есть определение — «зона ближайшего развития». Этим словосочетанием он объясняет некую деятельность, которую ребенок еще не может осуществлять самостоятельно, но способен делать вместе с родителем. Через некоторое время из совместной деятельности это перерастет в собственные навыки и умения.

Родителям подростков

Наибольшее число ошибок совершают родители подростков — многие применяют тотальный контроль, чтобы снизить свою тревожность. За подростками следят через умные часы, читают их сообщения в социальных сетях, не отпускают на дни рождения к одноклассникам. Эти действия мешают ребенку взрослеть, ведь в этом возрастном периоде сепарация от родителей – главная задача.

Мы уже писали о том, почему надо избегать тотального контроля за жизнью подростка.

Многие родители по-прежнему воспринимают себя и ребенка как единое целое. Часто от них можно услышать довольно интересные фразы: «Мы пошли в школу», «Мы заболели», и возглавляет список этих странных изречений – «У нас появился парень». Это — серьезная проблема, потому что родитель, находящийся в созависимых отношениях со своим ребенком, может ему только навредить. Ни один подросток не может развиваться в пределах возрастной нормы, если его мама до сих пор считает его своей частью. Если вы заметили в своем лексиконе подобные выражения, избавляйтесь и от них, и от зависимого поведения — это не является нормой, в каком бы возрасте ваш ребенок не находился.

Ошибочно полагать, что у детей личного пространства нет, или что родители имеют право вторгаться в него только потому, что они родители. Уважение личных границ ребенка – еще один шаг к формированию самостоятельности, то есть к взрослению. Начинайте с мелочей – стучите в дверь прежде, чем войти, спрашивайте разрешения, чтобы взять вещь ребенка, просите ребенка самого проверить карманы джинсов до стирки. Уважение личных границ – это доверие и уважение, поэтому ребенок любого возраста имеет право на личное пространство и секреты (даже от родителей).

Если ребенок с детства будет знать, что родители доверяют ему, уважают его и верят в него, то он станет самостоятельным довольно быстро. Главное — помогать ему в этом, не требовать невозможного (в силу возрастных особенностей, например) и избегать вступления в созависимые отношения.

Екатерина Головина

Фото с сайта i-niigd.ru

Как взрослые мешают развитию ребенка

Прежде чем отдавать малыша в детский сад, многие задумываются о том, легко ли он сможет привыкнуть к незнакомым условиям. Как помочь малышу адаптироваться, расскажет результат теста Я – Родителя

Пройти тест

Источник

Многие родители сталкиваются с проблемой позднего запуска речи у малышей. Как не парадоксально, часто виной этому непроизвольно выступают сами взрослые.

В современном мире есть общая тенденция позднего развитие речи у детей. Сегодня специалисты уже не говорят об обязательных 6 словах к году, и предложений – к двум. Очевидно, что все дети разные, каждый развивается в своём темпе и нет смысла загонять развитие ребенка в жесткие рамки нормы. Однако, если к двум годам ребенок не говорит ничего, то стоит показаться логопеду и нейропсихологу.

Но в первую очередь нужно родителям критически взглянуть на своё поведение и быт семьи. Часто ребенок не говорит, просто потому что не созданы для этого условия. Так что же мешает детям говорить?

Молчание родителей в первые месяцы жизни новорожденного

Не надо думать, что малыш ещё слишком мал и несмышлен. Даже находясь в животе у мамы, детки уже слышат и реагируют на речь близких. Важно постоянно разговаривать с крохой с первых дней жизни, комментируя действия, описывая окружение, говоря о своих чувствах. Это способствует развитию нейронных связей и формированию пассивного словаря ребенка.

Подробнее я писала об этом в статье «Почему важно разговаривать с новорожденными с первых дней жизни?»

Лепет взрослых

Чтобы научиться говорить, ребенок должен сразу слышать правильную речь. Как часто взрослые, умиляясь очарованием крохи, замещают правильную речь на сюсюканья, коверканье слов и невнятные наборы звуков. Как будет говорить ребенок, если взрослые всё время произносят что-то непонятное?

Речь идёт о таких вариантах: «Ути, какой холёсенький» и т.д. При этом звукоподражательные слова напротив будут способствовать развитию речи: «Смотри, машина «Би-би», а вон киса «мяу-мяу», давай кушать «ам-ам».

Постоянная работа телевизора

Если живая речь благоприятна для развития процессов мышления, то телевизор напротив тормозит развитие. Звук телевизора умом воспринимается не как живая речь, а как лишний раздражитель, создающий информационный шум. Для только формирующейся психики ребёнка – это слишком большая нагрузка.

Мультфильмы

До двух лет мультфильмы детям вредны. В этот период у ребенка идет активное развитие мыслительных процессов, малыш познает окружающий мир, жадно впитывая всю информацию о нем. Всё это способствует развитию речи. Что делают мультфильмы? Зомбируют ребенка, мозгу приходится тратить много усилий на переработку мерцания, шума, некорректного цвета, при этом познавательный процесс прерывается. Кроме того, ребенок не отличает реальность от мультфильма. Для него всё одинаково реально. При даже не длительном замещении объемного, реального мира плоским миром в экране, у ребенка происходит подмена представлений о мире.

Дозированный показ от 10-15 минут можно начинать после двух лет. С трех лет – 20 минут. С четырех – 30.

Важно подбирать такие мультфильмы, которые будут понятны малышу, которые не напугают его и не будут демонстрировать опасное поведение.

Ну и самое главное, чтобы гармонично развиваться, ребенок должен расти в доброжелательной среде без раздражения и негатива, где все члены семьи любят и ценят друг друга. Детская психика очень тонко реагирует на атмосферу в доме, если есть какой-то конфликт, то он в теле малыша запечатывается зажимом тех или иных мышц, а для запуска речи очень важен здоровый тонус и эмоциональный баланс.

Источник

Игра – ключ к умственному и физическому развитию ребёнка, она помогает малышу всесторонне и гармонично развиваться. Вот только в эпоху настоящего изобилия красивых игрушек, направленных на развитие сюжета, творчества и фантазии, у современных детей почему-то с этим большие проблемы. Им трудно придумать сюжет, у них проблемы с фантазией и воображением, они пассивны, заторможенны, не самостоятельны и не заинтересованы в игре. А всё потому, что мы сами отбиваем у наших детей охоту играть.

Ошибка 1: Мы покупаем много игрушек не ребёнку, а себе.

Взрослые вместо того чтобы купить игрушку, которая нравится ребёнку, покупают именно то что нравится им. Ситуация усугубляется, если в детстве у родителей был дефицит игрушек. Такие родители часто покупают, не зная меры. Когда игрушек становится много это ведёт к пресыщению, что влечёт за собой скуку и апатию. Совет: Пусть лучше игрушек будет немного, но они будут тщательно подобраны в соответствии с возрастом и интересами ребёнка. Покупайте простые игрушки, которые дают малышу возможность проявить фантазию, задействовать воображение. Обычные машинки с этой точки зрения лучше тех, что работают на батарейках. А простая кукла лучше говорящей. Чтобы кроха не пресытился обилием игрушек, разделите их на несколько части. Большую часть из них уберите подальше от детских глаз. Наблюдайте за малышом. Как только заметите, что малыш не играет какой то игрушкой, уберите её и достаньте другую, из тех что спрятали.

Ошибка 2: Мы доверили детей «теленяне». Уже с первого года дети смотрят мультики, в 3 года осваивают компьютерные игры. Результат – проблемы с концентрацией внимания, воображением, логикой, трудности в общении. Детям начинает не хватать фантазии и творческой активности. Малыш, сидящий подолгу у телевизора, привыкает получать готовые решения, становится творчески пассивным. Он не может себя занять, придумывать игры. Совет: Строго контролируйте просмотр передач по жанру и ограничивайте по времени. Не ставьте телевизор в детской. Ребёнок начнет охотно заниматься другими делами, у него проявится интерес к познанию. Помните, что у телевизора в зависимости от возраста ребенок может проводить: от 15 до 40 минут в день в возрасте 2-5 лет и не более 1 часа в день, если он старше 5 лет. Детям до 2 лет телевизор противопоказан!

Ошибка 3: Мы не даём ребёнку свободу и инициативу.

Родители очень активно и инициативно организуют досуг ребёнка. Беззаботная детская праздность, полезное ничегонеделание, возможность просто поскучать и пофантазировать кажутся взрослым пагубными и нездоровыми состояниями. Им кажется, что ребёнка обязательно нужно чем-то занять. В результате он теряется, когда никто его не направляет и не старается развлечь. Совет: Взрослые должны предоставить малышу максимум свободы для самостоятельных игр и исследований. Запланируйте неспешные прогулки в парке, во время которых можно наблюдать за птицами, облаками изучать цветы и травы. Не пренебрегайте возможностью поболтать с ребёнком перед сном, послушать придуманные им истории. Научите кроху скучать в хорошем смысле этого слова, мечтать и фантазировать.

Ошибка 4: Мы забываем играть с ребёнком.

Чрезмерное увлечение ранним интеллектуальным развитием ведёт к перенапряжению малыша. Однако и в России, и на Западе всплеска массовой ранней гениальности не наблюдается. Напротив, интеллектуальный уровень детей заметно снижается. Почему? Ребёнок в своем развитии последовательно проходит стадию за стадией. И игровая деятельность – одна из них. Ни занятия, ни учеба не могут дать в возрасте от 0 до 5 лет столько, сколько легко и непринуждённо даёт игра.
Совет: Предоставьте малышу безопасное пространство (двор, лес, парк, комнату), необходимые предметы, игры и игрушки, время для себя самого и свободу самовыражения. И будьте готовы научить его тому, что понадобится ему для продолжения игры. Не пытайтесь раньше времени развить в ребёнке то, до чего он еще просто не дорос!

Ошибка 5: Мы не любим играть с ребёнком.

Мало кто может похвастать тем, что он обожает играть с детьми. Но когда мы начинаем воспринимать игру как обязанность, именно с этого момента она перестает быть игрой. Будьте уверены: дети интуитивно почувствуют отсутствие энтузиазма, и это лишит их огромной части удовольствия от игры. Совет: Не любите играть – не играйте. Просто будьте рядом. Малыш чем-то занят, но все время прибегает к вам из своей комнаты? Ему нужно периодически убеждаться, что он в безопасности и вы на месте. Расположитесь на полу в комнате ребёнка, чтобы он в любой момент мог задать вам вопрос или похвастать результатом своей деятельности. Занимайтесь совместным творчеством. Вас увлекают лепка из гипса или рисование акварелью? Приобщите к этим занятиям своего кроху. Интересуйтесь его игрушками. Мы внимательно следим за тем, как у малыша растут зубы, как он социально интегрируется в яслях. Но его игрушки составляют основную часть его жизни и очень для него важны. Читайте детям книжки. Малыш знакомится с книгой только через взрослых. Уделяйте этому 10 минут перед сном или в выходные.

Ошибка 6: Мы перестали подавать пример, идеи. Чтобы организовать любую игровую деятельность, ролевую или предметную, придумать сюжет, нужен образец. И дать его – наша с вами задача: придумать сюжет, подкинуть идею, распределить роли, дать вторую жизнь старым игрушкам. Знают ли наши дети те игры, в которые играли мы? Классики, казаки-разбойники, прятки, догонялки, резиночки, салки? Нет. А откуда им знать, если никто не покажет и не научит? Совет: Играть – это не обязательно часами кататься по ковру и имитировать вой пожарной машины. Время от времени интересуйтесь, чем занят сейчас ваш ребёнок. И по ходу дела непринужденно и ненавязчиво делитесь с ним возникшими у вас идеями. После этого опять возвращайтесь к своим делам. Малыш творчески претворит вашу идею, повернув свою игру в новое русло.

Источник

Каждый родитель желает своему ребенку счастья. Однако по незнанию родители могут допускать серьезные ошибки в воспитании детей. Некоторые действия родителей вместо ожидаемого положительного эффекта могут спровоцировать ребенка на негативные поступки и отрицательно отразиться на его самооценке, поведении и воспитании в целом. Рассмотрим наиболее типичные ошибки родительского воспитания.

1 ошибка родительского воспитания – обещание не любить ребенка, если он что-то сделает неправильно.

Угрозы перестать любить ребенка в случае какой-либо провинности с его стороны приводят к неожиданному для родителей эффекту: ребенок становится боязливый, из-за страха, что его перестанут любить, боится допустить малейшую ошибку, а в случае проступка начинает врать, чтобы не сердить родителей. Кроме того, поскольку обещание больше не любить никогда не исполняется, авторитет родителей в глазах ребенка падает, и ребенок перестает им доверять.

2 ошибка родительского воспитания – безразличное отношение к ребенку.

Если родители демонстрируют ребенку безразличие к его поступкам, сопровождающееся фразами типа «Делай, что хочешь, нам все равно!», ребенок начинает чувствовать себя одиноким, брошенным и никому не нужным. Во-первых, это ухудшает самооценку ребенка. Во-вторых, безразличие родителей провоцирует ребенка на плохие поступки, поскольку ему хочется проверить, действительно ли родителям все равно, последует ли за его действиями наказание или критика. В-третьих, ребенок не способен самостоятельно разобраться, что такое хорошо и что такое плохо, поэтому вырастает невоспитанным.

3 ошибка родительского воспитания – чрезмерная строгость.

Излишнее давление родителей на ребенка, воспитание в стиле «Делай только то, что мы тебе сказали» приводят к ряду негативных последствий. Во-первых, чрезмерная строгость лишает ребенка самостоятельности, ребенок считает себя во всем зависимым от родителей. 

Во-вторых, излишняя строгость в воспитании понижает самооценку ребенка, делает его неуверенным, зажатым, способствует развитию комплекса неполноценности. В-третьих, вырвавшись из под опеки родителей, ребенок будет стремиться нарушить все запреты родителей и попробовать сделать все, что ему запрещали.

4 ошибка родительского воспитания – излишнее баловство и опека.

Родители, стремящиеся оградить ребенка от всех жизненных трудностей и невзгод, предостеречь от всевозможных ошибок и решить за него все проблемы, оказывают ребенку медвежью услугу. Мотивируя свое поведение словами «Ребенку это не под силу, лучше все сделать самим», родители превращают ребенка в ленивое, несамостоятельное и беспомощное существо. В будущем, когда ребенок станет старше, ему будет очень трудно, так как он ничего не сможет делать сам и будет надеяться, что всю работу за него выполнит кто-то другой.

5 ошибка родительского воспитания – наполеоновские планы.

Из страха, что ребенок может упустить свой шанс в жизни и не достигнуть того, о чем мечтают родители, ребенка заставляют заниматься деятельностью, идущей в разрез его собственными желаниями. Во-первых, такая деятельность не приносит ребенку удовлетворения и делает его несчастным. Во-вторых, родители губят имеющиеся у ребенка способности и таланты. В-третьих, игнорирование интересов ребенка приводит к развитию внутреннего протеста, который в будущем может выразиться в аморальном поведении, в приверженности к алкоголю, табаку и даже наркотикам.

6 ошибка родительского воспитания – навязывание ребенку роли лучшего друга.

Некоторые родители воспитывают ребенка по принципу «Мой ребенок – мой лучший друг», в связи с чем рассказывают ему обо всем подряд, повсюду за собою водят (на дискотеки, концерты, в кафе и бары), разрешают ребенку находиться во взрослых компаниях и слушать взрослые разговоры.

Чрезмерный поток информации может запутать ребенка в жизни, некоторых вещей он может не понять и даже испугаться.

7 ошибка родительского воспитания – преувеличение роли денег.

Многие родители считают, что качество воспитания ребенка напрямую зависит от количества денег, затраченных на него. В связи с этим родители с невысоким достатком начинают испытывать угрызения совести, что не могут дать ребенку хорошее воспитание. Если же финансовое положение семьи позволяет, родители стремятся отдать ребенка в элитный детский сад или школу, обеспечить его всем самым дорогим. Ребенок, находящийся в такой обстановке, не знает цены деньгам и не ценит усилий родителей.

8 ошибка родительского воспитания – недостаток ласки.

Некоторые родители считают, что нежность, поцелуи и объятия не важны для ребенка. Недостаток ласки в детстве негативно сказывается на характере ребенка, делает его грубым и жестоким.

9 ошибка родительского воспитания – недостаток времени на воспитание ребенка.

Ребенок, которому мало уделяют внимания, вырастает невоспитанным, поскольку в детстве ему никто не объяснял, как нужно себя вести, что можно и чего нельзя делать, как поступать в различных ситуациях. Кроме того, фразы типа «Отстань, у меня нет времени!» заставляют ребенка чувствовать себя лишним и никому не нужным, способствую формированию низкой самооценки.

10 ошибка родительского воспитания – зависимость воспитания от настроения.

В некоторых семьях воспитание очень подвержено настроению родителей, что крайне негативно сказывается на ребенке. Ребенку трудно понять, что хорошо и что плохо, поскольку в зависимости от настроения родителей за одни и те же поступки его то наказывают, то нет. Самый худший случай – когда родители превращают ребенка в «козла отпущения» и выливают на него весь свой гнев.

Источник