Как выявить и способствовать развитию одаренности ребенка

Как выявить и способствовать развитию одаренности ребенка thumbnail

«Одаренность человека — это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий

к себе огромного внимания. Необходимо холить

и лелеять, ухаживать за ним, сделать

все необходимое, чтобы он вырос

и дал обильный плод»

В. А. Сухомлинский

   Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.  Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много.  Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

   Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность (относительно независимый фактор одарённости). Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности. 
   Определение одарённости ребёнка – сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей, сверстников.
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности — это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Одаренность  можно рассматривать как стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.
Таким образом, в число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.

Одарённость – уровень развития способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.

Сегодня одаренными детьми называют:

детей с интеллектом выше среднего;

детей с высоким уровнем творческих способностей;

детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);

детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Классификация одаренности

По формам проявления различают:

явную одаренность (достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения)

скрытую одаренность (проявляется в замаскированной форме.   Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные    примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов)

По широте проявления различают:

общую одаренность (проявляется по отношению к различным видам деятельности);

специальную одаренность (обнаруживает себя в конкретных видах деятельности).

Специальные виды одарённости

-Музыкальное дарование

-Художественная одаренность

-Математическая одаренность

-Литературное дарование

-Социальная одаренность

Степени одаренности

Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.

Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2-3 %.

Третья — собственно одаренные (15-25 %).

Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) и 2-5% относят к умственно отсталым.

Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;
– работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;
– необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.
Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов — поддержать их и помочь самореализоваться.
 В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:
• возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,
• с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.
ОД – это в первую очередь дети, которые не обязательно имеют столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируются, не имеют развитого самоконтроля, не всегда способны заниматься самостоятельно, нуждаются в индивидуальном обучении и помощи). Они могут иметь некоторое отставание в физическом развитии (плохая координация движений и корявый почерк), застенчивость, отсутствие внешнего интеллекта, блеска. Им присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшими, сознательные усилия в учебе.
Одна из важнейших целей при работе с ОД — создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.
В каждой школе необходимо организовать основные направления по созданию оптимальных условий для развития ОД
1. Создать систему выявления ОД:
— психолого-педагогическое исследование первоклассников;
— системное наблюдение за детьми из класса в класс,
— выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований,
— системное диагностирование психологом.
2. Организация учебного процесса ( на примере уроков математки):
— нестандартные уроки,
— включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины,
— работа с дополнительной литературой,
— обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания,
— предпрофильное  и профильное  обучение,

3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету
— организация исследовательской работы учащихся,
— опережающие задания творческого плана,
— участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах,
— обеспечение базового дополнительного образования:
(организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков),
— проведение научно-практических конференций в средних и старших классах,
4. Общеразвивающие мероприятия
— традиционные мероприятия в школе
— предметные декады

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка по физкультуре в доу

* Работа  с ОД диктует определенные требования к личности педагога:
 – желание работать нестандартно;
– поисковая активность, любознательность;
— знание психологии подростка и психологии одаренных детей;
– готовность педагога к работе с одаренными детьми.

   Уровень сотрудничества в учебной деятельности — актуальная проблема для педагогов, работающих с одаренными школьниками. Такое сотрудничество должно характеризоваться: созданием на уроке доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права учащегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности, использованием на уроке взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побудительного стимула к учению.
Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся — проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
* Работа по развитию творческих способностей может быть организована при проведении предметных декад, которые в системе проводятся в нашей школе.  По окончанию учебного года руководители  предметных МО определяют сроки декад и 1–2 крупных мероприятия, которые заносятся в общешкольный план работы. Многие, но далеко не все мероприятия проводятся на высоком уровне. Поэтому не надо работать на количество, лучше стремиться к качеству. С кем работает учитель-предметник, готовясь к мероприятию? Конечно, с самым способным, надёжным, творческим. В чём сложность – выбор среди детей – небольшой, поэтому приходиться учителям работать часто с одними и теми же учениками. Мы их перезагружаем? Да! Отнимаем у них свободное время? Да! Но мы их  раскручиваем, помогаем им и себе выявить, развивать и реализовать академические, художественно-артистические, лидерские   способности.
Исследовательская деятельность развивает  свойства  мышления, необходимые не только для адаптации к дальнейшей жизни, но и для плодотворного влияния на саму жизнь.

Создание условий,  стимулирующих развитие творческого мышления,— одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми. По результатам многих психологических исследований, развитие креативности учащихся происходит при обеспечении на занятиях условий, благоприятных для творчества:
 создание ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых проблем (чтобы было, над чем подумать, добраться до истины, подойти к эвристическим находкам), появление все новых и более сложных вопросов, огромное желание в поисковой деятельности (найти ответы!), использование различных видов мышления, стимулирование оценкой для анализа ответов, а не для награды или осуждения, создание атмосферы понимания. Кроме того, необходимо постоянно подчеркивать ответственность и независимость, акцентировать внимание родителей к интересам детей. В то же время целесообразно уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, выдвижению гипотез альтернативности и оригинальности. 
  Как учить? — учить находить необычные нестандартные решения.
Диапазон творческой задачи необычайно широк по сложности — от решения головоломки, до изобретения новой машины. Для решения этих задач нужны наблюдательность, умение анализировать, комбинировать и т. д.— все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую изюминку в деле, достичь высоких результатов. Но ведь природа не щедра на таланты, они, как алмазы, встречаются редко, однако та же природа наделила каждого ребенка возможностью развиваться. И начинать такое развитие надо не тогда, когда человек стал специалистом, а заранее. Подготовка изобретателя так же, как и подготовка спортсмена,— длительный процесс. Поэтому и начинать ее нужно как можно раньше.

*Сейчас в жизни нужны не только сами знания, сколько умение оперировать ими. Знания в головах наших часто лежат как вещи на плохом складе: навалом, без активного применения. Для того чтобы оживить их, надо научить почувствовать свои творческие возможности.

Одаренные школьники часто, из-за особенностей мировоззрения, испытывают трудности в общении с детьми и взрослыми, поэтому им необходима помощь педагога-психолога. Знания об одаренных детях, их особенностях необходимы школьному психологу, чтобы облегчить адаптацию этой категории детей к школе, не допустить их изоляции, способствовать более успешному социально-психологическому развитию.

Каждый человек талант по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости. Задача коллектива состоит в том, чтобы «вырастить» способность каждого конкретного ребёнка.

Подводя итог, хочется определить работу с одаренными детьми через некоторые положения:

1. Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
2. Спланировать мероприятия по преемственности обучения учащихся по программам.  
3. Психологам  школы совместно с классными руководителями  регулярно проводить диагностику по изучению способностей учащихся  и систематически  анализировать результативность их развития. 
4. Стимулировать творческую деятельность педагогов и работать  по созданию условий для удовлетворения их потребностей (отв. администрация школы).

Источник

В системе образования бывают специальные программы для одаренных детей, а способности ребенка оцениваются на основании результатов тестов, в том числе на IQ. Однако не стоит целиком полагаться на стандартизированную оценку. Распознать одаренного ребенка помогает множество факторов, и некоторые из них школа не учитывает. Если ваш ребенок развит не по возрасту, ему потребуется особое внимание. Узнать одаренного ребенка можно по выдающимся способностям к обучению, развитым навыкам общения, определенным склонностям в мышлении и умению сочувствовать.

Оценка способностей к обучению

  1. 1

    Обратите внимание на способность ребенка запоминать материал. Одаренные дети запоминают быстрее и больше, чем обычные. Иногда память проявляется в неуловимых нюансах. Обращайте внимание на признаки развитой памяти.[1]

    • Такие дети могут запоминать факты лучше других. Часто они запоминают что-то совсем в юном возрасте и по своему желанию. Ребенок может выучить стихотворение, которое ему нравится, или фрагменты книги. Он также может запоминать, например, названия столиц и многих птиц.
    • Посмотрите, проявляется ли выдающаяся память ребенка в повседневной жизни. Возможно, ребенок легко вспоминает информацию из книг или сериалов. Возможно, он помнит что-то в мельчайших подробностях. К примеру, после семейного ужина дочь называет вам имена всех присутствовавших родственников, включая тех, кого она раньше не видела, а также может описать их внешность: цвет волос, глаз, одежду.
  2. 2

    Обратите внимание на навыки чтения. Если ребенок начал читать рано, это часто говорит об одаренности, особенно если ребенок научился читать и писать сам. Если ребенок стал читать еще до школы или подготовительных занятий, это может указывать на то, что он одарен. Возможно, ребенок также читает слишком сложные для его возраста книги. На занятиях ребенок может получать высокие оценки за чтение и понимание текстов и читать на переменах. Возможно, ваш ребенок даже предпочитает чтение прогулкам и подвижным играм.[2]

    • Помните, впрочем, что склонность к чтению — это лишь один из признаков. Некоторые одаренные дети начинают читать поздно, потому что развиваются со своей индивидуальной скоростью. К примеру, Альберт Эйнштейн научился читать только в 7 лет. Если ваш ребенок не начал читать рано, но у него есть другие признаки одаренности, вполне возможно, что он все же одарен.
  3. 3

    Проанализируйте способности к математике. Одаренные дети обычно ярко проявляют отдельные навыки. Многим одаренным детям очень легко дается математика. Как и в случае с чтением, следует ожидать высоких оценок по математике. Дома ребенку могут нравиться головоломки и игры, развивающие логическое мышление.[3]

    • Не забывайте, что не все одаренные дети становятся математиками. Их могут интересовать и другие сферы. Одаренные дети часто увлекаются математикой, однако и без этой склонности ребенок может быть одаренным.[4]
  4. 4

    Обратите внимание на раннее развитие. Одаренные дети часто развиваются быстрее своих сверстников. Возможно, ваш ребенок начал говорить связными предложениями раньше других детей своего возраста. Возможно, у него быстро сформировался большой словарный запас, и он раньше других смог начать вести разговоры и задавать вопросы. Более раннее развитие по сравнению с ровесниками может указывать на одаренность.[5]

  5. 5

    Проанализируйте знания ребенка о мире. Одаренные дети живо интересуются окружающим миром. Ваш ребенок может много знать о политике и мировых событиях, может задавать много вопросов, может спрашивать вас об исторических событиях, семейной истории, культуре страны и так далее. Одаренные дети часто обладают пытливым умом и любят узнавать новое. У такого ребенка может быть большой запас знаний о мире.[6]

Оценка коммуникационных навыков

  1. 1

    Оцените словарный запас ребенка. Поскольку одаренные дети обладают хорошей памятью, они могут знать большое количество слов. В раннем возрасте (3–4 года) ребенок может использовать в повседневной речи такие сложные слова, как «очевидно» или «фактически».[7] Кроме того, одаренный ребенок будет быстро заучивать новые слова. Он может выучить новое слово для контрольной работы в школе и начать правильно использовать его в речи.[8]

  2. 2

    Обратите внимание на вопросы ребенка. Многие дети задают вопросы, однако одаренные дети делают это не так, как все. Вопросы позволяют им лучше понимать мир и людей, поскольку такие дети действительно стремятся узнать как можно больше нового.[9]

    • Одаренные дети постоянно задают вопросы о том, что их окружает. Они спрашивают обо всем, что слышат, видят, к чему прикасаются, что нюхают и пробуют на вкус. Предположим, вы едете в машине, и по радио играет песня. Ребенок спросит вас, о чем эта песня, на каком она языке, кто ее поет, старая она или новая и так далее.
    • Дети также задают вопросы для того, чтобы научиться понимать других людей и их чувства. Ребенок может спрашивать, почему кто-то грустит, злится или радуется.
  3. 3

    Проанализируйте то, как ребенок участвует во взрослых разговорах. Одаренные дети с легкостью вступают в разговоры. Обычные дети склонны просто рассказывать о себе, а одаренные дети поддерживают разговор. Они задают вопросы, высказывают свое мнение и быстро разбираются в мелких нюансах и двойных смыслах.[10]

    • Одаренные дети также могут переключаться между разговорами. Во время разговора со сверстниками они используют другие слова и интонации по сравнению с разговорами с взрослыми.
  4. 4

    Оцените скорость речи. Одаренные дети разговаривают довольно быстро. Они говорят о том, что им интересно, быстрее, чем обычно, и могут резко перескакивать с темы на тему. Часто это воспринимается как невнимательность, однако это является признаком того, что у ребенка много увлечений и ему многое интересно.[11]

  5. 5

    Посмотрите, как ребенок следует указаниям. В раннем возрасте одаренные дети могут выполнять сложные указания безо всяких проблем. Они не просят уточнить или пояснить что-то. Например, ребенок с легкостью сможет выполнить следующее указание: «Иди в гостиную, возьми куклу с рыжими волосами со стола и положи ее в свой ящик с игрушками. Заодно принеси из своей комнаты грязную одежду, чтобы я могла постирать ее».[12]

Анализ образа мышления

  1. 1

    Подумайте об особых интересах ребенка. Одаренные дети часто рано чем-то увлекаются и могут подолгу концентрироваться на своем увлечении. Увлечения есть у всех детей, однако одаренные дети изучают интересные им темы очень глубоко.[13]

    • Бывает, что одаренные дети стремятся читать книги на определенные темы. Если ребенку интересны дельфины, он может часто приносить книги на эту тему из библиотеки. Вы заметите, что ребенок хорошо разбирается в видах дельфинов, знает продолжительность жизни этих животных, особенности их поведения и другие факты.
    • Ребенок получает удовольствие от изучения того, что ему интересно. Многим детям нравятся определенные животные, однако одаренные дети будут с увлечением смотреть документальные фильмы о любимом животном и готовить о нем доклад для урока.
  2. 2

    Обратите внимание на подвижное мышление. Одаренные дети обладают особыми навыками решения проблем. Они быстро думают и могут находить альтернативные решения. Одаренный ребенок заметит лазейку в настольной игре или сможет добавить новые правила к уличной игре, чтобы сделать ее интереснее. Такой ребенок также сможет мыслить гипотетически и абстрактно. Возможно, вы заметите, что он часто задает вопросы, которые начинаются с «а что, если…», стараясь разобраться в какой-то проблеме.[14]

    • Из-за подвижного образа мышления детям может быть сложно учиться в школе. Вопросы в тестах, где возможен только один вариант ответа, расстраивают таких детей. Одаренные дети склонны искать несколько решений или ответов. Если ребенок одарен, ему проще писать эссе и отвечать на вопросы своими словами, а не давать ответ «да/нет» или выбирать один вариант из нескольких.[15]
  3. 3

    Обратите внимание на воображение. Одаренные дети от природы обладают развитым воображением. Возможно, ваш ребенок любит перевоплощаться в кого-то в играх и фантазировать. Он может придумывать особые миры и грезить наяву, и эти мечты могут быть очень подробными и яркими.

  4. 4

    Понаблюдайте за тем, как ребенок реагирует на изобразительное искусство, театр и музыку. Многие одаренные дети склонны к искусству. Они находят в музыке или живописи средства для самовыражения и очень восприимчивы к прекрасному.[16]

    • Одаренный ребенок может рисовать или писать ради удовольствия. Он может копировать других людей, часто для смеха, или петь песни, которые где-то слышал.
    • Одаренные дети часто рассказывают яркие истории, как вымышленные, так и реальные. Им могут нравиться занятия в театральных кружках, игра на музыкальном инструменте и другие виды искусства, поскольку они от природы стремятся выразить себя в нем.

Оценка эмоциональных навыков

  1. 1

    Понаблюдайте за тем, как ребенок взаимодействует с другими. Можно сделать определенные выводы на основании общения ребенка с окружающими людьми. Одаренные дети обладают необычной способностью понимать других и всегда стремятся к эмпатии.[17]

    • Одаренный ребенок восприимчив к эмоциям окружающих людей. Ребенок может понять, злится человек или грустит, и ему часто хочется понять причину этих эмоций. Одаренный ребенок редко остается равнодушным к проблемной ситуации и беспокоится о том, чтобы всем было хорошо.
    • Одаренный ребенок может общаться с людьми любых возрастов. Благодаря глубоким знаниям он может разговаривать со взрослыми, с подростками и со старшими детьми так же легко, как со своими сверстниками.
    • Однако у некоторых одаренных детей возникают трудности в общении. Из-за своеобразных интересов им бывает сложно общаться с людьми, и иногда у них даже ошибочно диагностируют аутизм. Умение общаться может быть признаком одаренности, однако оно не является определяющим фактором. Если ребенку сложно находить общий язык с другими, это не значит, что он не одарен. Некоторые одаренные дети действительно страдают аутизмом.
  2. 2

    Обратите внимание на лидерские качества у ребенка. Одаренные дети от природы склонны быть лидерами. Они умеют мотивировать и вдохновлять других, и им легко занимать ведущие позиции. Возможно, ваш ребенок обычно является лидером в компании друзей или быстро становится им в кружках и на других внешкольных занятиях.[18]

  3. 3

    Подумайте, любит ли ребенок быть в одиночестве. Одаренным детям часто нужно проводить время в одиночестве. Им нравится общество других, но им не становится скучно наедине с собой. Они любят занятия, не требующие компании (чтение, письмо), и иногда предпочтут скорее побыть в одиночестве, чем провести время в компании. Одаренный ребенок не жалуется на скуку, если его никто не развлекает, поскольку он обладает природным любопытством, которое не дает ему скучать.[19]

    • Если ребенку скучно, это значит, что ему всего лишь нужен толчок к новому занятию (попробуйте дать ему, к примеру, сачок).
  4. 4

    Подумайте, способен ли ребенок ценить красоту искусства и природы. Одаренные дети обладают развитой способностью к получению эстетического удовольствия. Ребенок может часто восхищаться красотой деревьев, облаков, воды и других природных явлений. Одаренных детей также привлекает искусство. Ребенок может с удовольствием рассматривать картины или фотографии, а также на него может оказывать сильное воздействие музыка.[20]

    • Одаренные дети часто указывают на то, что замечают (например, на луну в небе или картину на стене).
  5. 5

    Изучите симптомы проблем в развитии. Аутизм и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) характеризуются признаками, которые совпадают с признаками одаренности. Вам следует знать о симптомах этих расстройств, которые отличаются от признаков одаренности. Если вам кажется, что у ребенка может быть аутизм или СДВГ, обратитесь к врачу. Помните, что одаренность и проблемы в развитии не являются взаимоисключающими понятиями, и у ребенка может быть и то, и другое.

    • У детей с СДВГ, как и у одаренных детей, могут быть проблемы с учебой. Однако при СДВГ у детей нет склонности к анализу мелочей, и им бывает сложно следовать указаниям. Дети с СДВГ могут говорить быстро, как и одаренные дети, однако у них наблюдаются признаки гиперактивности, включая стремление ерзать, теребить предметы и постоянно двигаться.[21]
    • У детей с аутизмом, как и у одаренных детей, есть свои страстные увлечения, и им нравится быть одним. Однако при аутизме есть и другие симптомы. Ребенок с аутизмом может отказываться отзываться на свое имя, может не понимать эмоции других людей, неправильно использовать местоимения, давать нелогичные ответы на вопросы, реагировать слишком сильно или слишком слабо на внешние раздражители (громкие звуки, объятия и так далее).[22]

Советы

  • Если вам кажется, что ваш ребенок одарен, попробуйте получить заключение специалистата. Ребенку нужно будет пройти специальный тест. Это следует сделать, поскольку одаренным детям нужно особое внимание и условия, чтобы их способности развивались.

Предупреждения

  • Ребенку может быть трудно жить со своим талантом. Такие дети нередко не могут найти общий язык с другими детьми. Помогите ребенку в этом.
  • Не позволяйте ребенку думать, что его одаренность делает его лучше других. Объясните, что у всех есть свои способности, которые нужно уважать, и у всех есть знания, которыми они могут поделиться с ним. Постарайтесь научить ребенка ценить то, что все люди разные.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 12 888 раз.

Была ли эта статья полезной?

Источник