Как вы оцениваете уровень развития речи ребенка

Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители не обращают внимания на отставание в речевом развитии ребенка: «Он же мальчик, а у мальчиков все позже…» или: «Характер у нее такой, молчунья она у нас…». Довольно часто в таких ситуациях упускается оптимальное время для развития различных компонентов речи, отставание усугубляется, а с началом школьного обучения становится ясно, что успешно учиться ребенок не может — нужна срочная специальная помощь. Как определить, правильно ли идет речевое развитие?
Слова Петра Семынина: «…Но всех чудес прекрасных на земле чудесней слово первое ребенка» Корней Иванович Чуковский выбрал эпиграфом к главе «Прислушиваюсь» своей книги «От 2 до 5». Многократно перечитываю это удивительное по своей простоте, невероятно глубокое, душевное произведение. Невольно испытываешь умиление, вызываемое детской непосредственностью, погружаешься в этот удивительный мир детства. Позволю себе процитировать маленький отрывок.
Когда Ляле было два с половиной года, какой-то незнакомый спросил ее в шутку:
— Ты хотела бы быть моей дочкой?
Она ответила ему величаво:
— Я мамина и больше никовойная.
Однажды мы гуляли с ней по взморью, и она впервые в жизни увидела вдали пароход.
— Мама, мама, паровоз купается! — пылко закричала она.
Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться. С большим удовольствием подслушал я такой диалог:
— Мне сам папа сказал…
— Мне сама мама сказала…
— Но ведь папа самее мамы… Папа гораздо самее.
Было приятно узнавать от детей, что у лысого голова босиком, что от мятных лепешек во рту сквознячок, что женщина-дворник — дворняжка.
Конечно, каждый родитель с интересом наблюдает за тем, как совершенствуется словотворчество ребенка. Мы, взрослые, умиляемся, как талантливо коверкаются разные слова, но при этом удивительно тонко дополняется и расширяется их значение. Иногда и несовершенное звукопроизношение детей вызывает курьезные ситуации. Довольно популярна байка о том, как малыш, который не научился еще правильно выговаривать звук [р], на просьбу сказать слово «рыба» отвечает «селедка».
Дети проявляют изобретательность, находчивость, чтобы показать взрослым свои новые умения.
Однако надо помнить, что К. И. Чуковский назвал свою книгу «От 2 до 5». Именно в этот период, от 2 до 5 лет, активное словотворчество является показателем нормального речевого развития.
Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители не обращают внимания на отставание в речевом развитии ребенка: «Он же мальчик, а у мальчиков все позже…” или: «Характер у нее такой, молчунья она у нас…», а иногда и еще наивнее: «В школу пойдет, всему научится, я тоже позже говорить начала…». Довольно часто в таких ситуациях упускается оптимальное время для развития различных компонентов речи, отставание усугубляется, а с началом школьного обучения становится ясно, что успешно учиться ребенок не может — нужна срочная специальная помощь.
Как определить, правильно ли идет речевое развитие? Конечно, необходимо периодически консультироваться с учителем-логопедом. Однако специалист наблюдает ребенка незначительное время. Современные родители видят своего малыша постоянно, взаимодействуют в игре и могут зачастую подметить больше особенностей. Наблюдения и впечатления родителей помогут специалисту сделать правильный вывод.
Прежде всего, надо помнить, что речь развивается у каждого ребенка индивидуально, но по определенным закономерностям. Уровень речевого развития зависит от правильности выбранной стратегии родителями. Начинается речевое развитие с первых дней жизни. Именно поэтому окружающие близкие должны эмоционально разговаривать с ребенком, однако не стоит сюсюкать. Речь взрослых должна быть внятной и правильной. «У ти Мусенька Пусенька», произнесенное с любовью, эмоционально, откладывается в памяти ребенка и мешает правильно ориентироваться в нормативном произношении.
В устном народном творчестве существует множество потешек, колыбельных, прибауток для малышей, которые использовали наши предки в процессе общения с детьми. Использование народного опыта помогает формировать речевое внимание малыша, создает благоприятный психологический комфорт, элементы устного народного творчества имеют свой особенный ритм, который помогает убаюкать малыша, успокоить, создать ощущение тепла и уюта.
С первых дней ребенок улавливает образец родной речи, формируется его языковое чутье. Начинается процесс развития понимания речи. Ребенок начинает различать интонацию речи, затем слова, обозначающие предметы и действия. Важно постоянно разговаривать с малышом, указывать на окружающие предметы, новые, оговаривать привычные действия, комментировать новые. Во время купания, прогулок и др. ребенок получает разные тактильные ощущения, активизируется его восприятие, и речь взрослого больше запоминается.
С 3 месяцев, в период гуления, малыш как бы пробует звуки на вкус. Это период подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Пока нет постоянных звукокомплексов, они не зафиксированы за постоянными предметами или явлениями. Ребенок в период бодрствования, чувствуя себя комфортно, активно гулит, произносит не только гласные звуки, но и спонтанно — некоторые согласные, иногда напоминающие слоги. В этот период слова еще не появляются. Тревожным сигналом является молчание малыша. В этом случае медлить нельзя — необходимо обратиться к невропатологу.
К 9–10 месяцам, при нормальном речевом развитии, появляются отдельные слова, состоящие из одинаковых слогов (мама, папа, баба, биби и др.). Развивается звукоподражание (га-га, ав-ав и др.).
К 1 году словарь малыша составляет от 10 до 50 слов. В этот период необходимо развивать пассивный словарь, который состоит из тех слов, которые ребенок произнести еще не может, но знает этот предмет, если его попросить показать вам. Важно активно читать книжки с яркими реалистичными понятными для ребенка иллюстрациями.
В двухлетнем возрасте появляется простая фраза из 2-3 слов. Значительно возрастает словарный запас. Пока еще может наблюдаться нарушение слоговой структуры слов в многосложных словах и это допустимо, так как малыш еще тренируется в произношении малознакомых слов. Да и знакомые слова пока могут забавно искажаться. Окружающие взрослые должны постоянно возвращать ребенка к правильному произношению, тогда в его памяти будет закрепляться образец, а не его произвольные варианты. К трем годам словарь ребенка насчитывает уже 800-1000 слов. Фразы усложняются. Речь становится полноценным средством общения. Формируется грамматический строй речи. Малыш оречевляет свои выводы, обобщает, начинает анализировать. Может четко произносить следующие звуки: а, у, о, и, э, ы, п, б, м, ф, в. Он жаждет общения, очень любознателен. Познавая мир, задает тысячу вопросов.
В период от 3 до 4 лет ребенок четко произносит согласные звуки: т, д, н, к, г, х, й, с, з, ц.
К 5 годам формируется произношение звуков ш, ж, ч, щ, л, л’. Допустимо искажение или отсутствие звука р. Словарь увеличивается до 2500-3000 слов. Фраза удлиняется и усложняется. К началу обучения в школе ребенок правильно произносит все звуки, свободно формулирует свои мысли, употребляет развернутые фразы. Период словотворчества заканчивается.
Такое речевое развитие считается нормальным.
На деле же приходится констатировать нередкие случаи нарушения звукопроизношения в школьном возрасте, когда задержка речевого развития не позволяет ребенку успешно учиться. Нельзя ориентироваться на мнения знакомых «Мой тоже молчал до трех лет, а теперь хоть рот заклеивай!» или «Сейчас все дети начинают поздно говорить». Каждый ребенок — особенный. Не надо ждать 5 лет. Логопедическая коррекция может проводиться с первых дней жизни ребенка. Важно вовремя заметить отставание и обратиться за консультацией к специалистам.
-
Автор —Смирнова Маргарита Вячеславовна
-
01.07.2015
-
Все консультации автора
Источник

Несформированная речь у дошкольника – это показатель того, что ребенок имеет проблемы с психическим развитием, социализацией и познавательной деятельностью. Родители обязаны контролировать и способствовать развитию речевых навыков у своих детей, больше разговаривать с ними, читать художественную литературу, и при необходимости посещать специалистов (логопедов, дефектологов).
Уровни развития речи
Наличие грубых ошибок в речевой деятельности (фонетических, лексических или грамматических) при здоровой системе слуха и зрения и при хорошем умственном развитии принято считать общей недоразвитостью речи (ОНР). Дети, которым диагностировали ОНР, значительно выделяются среди группы нормально развивающихся сверстников.
Заболевание имеет типичную характеристику уровней речевого развития:
- первые слова произносятся в возрасте старше трех лет;
- невыраженность звуков;
- серьезные ошибки при произношении;
- импрессивная речь опережает экспрессивную (ребенок хорошо понимает то, что ему говорят, но не может быстро и внятно ответить);
- малопонятная, дефективная речевая деятельность.
При появлении первых симптомов ОНР необходимо обратиться к врачу – записаться к логопеду и неврологу (для назначения медикаментозного лечения).
Помните! При своевременном обращении в лечебное учреждение можно избежать серьезных психических заболеваний и проблем в будущем.
Выделяют четыре уровня речевого развития детей, отличающихся патологиями речевой деятельности и наличием сопутствующих заболеваний.
№ | Общая характеристика |
1 | Отсутствие связной речи, использование жестов и звуков для общения с окружающими. Разговорная речь у дошкольников этого уровня характерна трехлетнему возрасту нормально развивающихся детей. |
2 | Использование простых слов (мама, баба, папа, дядя, яблоко, дом, кошка), нарушение формы слова при произношении (сокращение окончаний, перестановка слогов местами). |
3 | Появление трудностей в общении с новыми людьми, но при разговоре с близкими (мамой, папой) у малыша отсутствуют грубые речевые ошибки. |
4 | Хорошее произношение, основные проблемы возникают при написании сложных словоформ и изменении слов по падежам. |
Первый уровень
Уровни речевого развития детей с ОНР помогают определить план логопедических занятий, так как дети, например, с 1 и 4 степенью недоразвитости речи имеют существенные отличия в своей речевой деятельности.
Первый уровень речевого развития у дошкольников можно охарактеризовать следующим образом:
- Несформированная речь. Ребенок не использует слова в общении, а если говорит, то часто использует их неправильно.
- Скудный словарный запас, состоящий в большинстве случаев из звукового подражания (мычания, ауканья).
- Сопровождение звукоподражания и лепетания жестами, придуманными самими детьми.
- Объединение одним словом ряд внешне схожих признаков, действий и предметов. Например, словом “нога” обозначает и свои ступни, и лапы у собаки, и колеса у коляски.
- Отсутствие связных фраз и предлогов в общении. Дошкольник не может сказать “мама, открой или закрой дверь”, а просто указывает на дверной проем, или словом “спать” заменяет слова “диван, кровать, полежать”.
У старших дошкольников 1 уровень речевого развития приводит к серьезному отставанию в познавательном развитии и сложностям при адаптации в первом классе. В большинстве случает такие дети понимают все, что им часто говорят (на улице плохая погода, идет дождь или нужно одеваться и идти гулять), но они не могут сказать ничего в ответ. Дошкольники, имеющие лепетную речь, обязательно должны проходить подготовку к школе, например, в подготовительном классе в логопедической школе. В возрасте 7-8 лет, при своевременном лечении, регулярных занятиях и спокойных домашних условиях, ребенок без труда достигает следующие уровни речевого развития при ОНР, а его речь становится грамотной и красивой.
Второй уровень
Дети с ОНР 2 уровень речевого развития имеют достаточно широкий словарный запас, хорошо отличают один предмет от другого, например, показывая на помидор, может сказать, что это “не яблоко”, т.е. узнавая что-то новое активно использует частицу “не” в своей речи.
Второй уровень речевого развития у дошкольников определяется по ряду признаков:
- незнание значений слов, часто используемых в быту;
- неправильное произношение и перестановка букв в слове при произношении “молоток” произносят как “мо-ТО-ЛОк”;
- трудности при рассказе или восприятии фраз (аграмматизм);
- замена названий предметов и действий жестами, например, вместо фразы “нужно вытереть воду на полу” ребенок лепечет “пол и тряпка” и указывает на то место, где пролил воду;
- проблемы с родом и числом “я гулял с мамой” вместо “мы гуляли”;
- сложности с употреблением слов среднего рода, союзы и частицы.
Эти уровни речевого развития детей дошкольного возраста отличаются от остальных резкими ошибками в грамматике и фонетике, и наличием трудностей в общении с окружающими людьми. Наиболее часто 2 уровень речевого развития диагностируют у младших дошкольников. Без специального дополнительного обучения они не способны усвоить то, что прочитано вслух третьим лицом.
Третий уровень
Если сравнить третий уровень речевого развития с двумя предыдущими, то можно отметить хорошую устную речь у детей, они свободно могут рассказать о том, что их окружает, что они слышат и видят. Эти уровни речевого развития дошкольника характеризуются:
- Развернутая речевая деятельность без грубых лексических, грамматических и фонетических ошибок;
- Устная речь сопровождается незначительными аграмматичными фразами, неуместным использованием сложных словоформ.
- Использование только простых, общеупотребляемых фраз. При употреблении синонимов и антонимов дети испытывают значительные трудности, а длинные фразы и предложения они делят на несколько коротких.
- При описании каких-либо картин или сюжетов книг ребята могут забыть рассказать о главных героях, но при напоминании – они быстро исправляют свой рассказ.
- Дети с 3 уровнем речевого недоразвития часто путают начало и конец предложения и их причинно-следственную связь, например, “прошел апрель и весь снег растаял” звучит как “снег растаял, когда прошел апрель”.
- Использование простых предлогов для описания пространственных действий “взять книгу из шкафа”, “приехать НА лошади, но, В переполненном автобусе”. Сложные предлоги “около”, “между”, “через” – употребляют редко в своей речи.
- Возникают проблемы с подборов однокоренных слов, а также изменением формы слова по падежам.
Дети, имеющие ОНР 3 уровня речевого развития, могут обучаться чтению и письму без специальной подготовки, но нужно понимать, что их общее образование будет ограничено. Во время школьных занятий ребята с этим уровнем развития хуже воспринимают учебный материал по сравнению с нормально развивающимися одноклассниками, поэтому они также нуждаются в дополнительных занятиях с логопедом до полного устранения речевых недостатков.
Четвертый уровень
Выявить нарушения в развитии речи могут как сами родители, так и воспитатели в детском саду и педагоги в начальной школе. Возникающие ошибки незначительны, корректируются в процессе обучения учителем, поэтому 4 уровень речевого развития детей не требует дополнительных логопедических занятий. Заметить незначительные проблемы в речевом развитии дошкольника можно по следующим признакам:
- нечеткость звуков;
- перестановка слогов;
- сокращение окончаний слов и пропускание слогов при устном рассказе;
- невнятная дикция;
- замена слов, на другие, более общие, но близкие по значению “чистит пол” вместо “моет пол”, “маленький куст” вместо “низкий куст”.
- если по заданию ребенок должен выбрать верный ответ из нескольких, он без труда сделает правильный выбор (что невозможно в тех случаях, когда у ребенка 2 и 3 уровень речевого развития).
Важно! При постановке ОНР любого уровня, ребенок имеет право обучаться в логопедической группе дошкольного учреждения или школы.
Причины и диагностика
Если дошкольник системно нарушает лексическую или грамматическую структуру слов, а также плохо произносит звуки, то ему диагностируют нарушение речевого развития, часто осложненное клиническим заболеванием – заиканием. Диагностика уровня речевого развития подразумевает анализ логопедом исходного состояния речи (врач просит малыша выполнить ряд заданий, в соответствии с его возрастом) и наличия сопутствующих заболеваний, мешающих нормальному развитию речевых компонентов.
Основные причины:
- врожденные патологии центральной нервной системы;
- проблемы со зрением и слухом;
- недостаточная психическая и познавательная активность;
- наличие врожденных генетических заболеваний;
- родовая травма;
- отсутствие соответствующего дошкольного образования (в неблагополучных семьях).
При определении уровня речевого развития характерно указывать причину (клинический диагноз), чтобы в дальнейшем определить способ коррекции и дальнейшего обучения ребенка. Переход с одной ступени на другую возможен при регулярных занятиях с логопедом. Определение уровня речевого развития и того, как быстро речь ребенка станет нормальной, возможно только с учетом индивидуальных качеств малыша, развития психики, сложности заболевания и формы дефектов речи.
Несмотря на то, как говорит ребенок и сколько уровней речевого развития необходимо ему преодолеть на логопедических занятиях, сколько на это нужно времени и денежных средств, важно оказать своевременную помощь малышу. Дефективная речь может стать причиной многих комплексов у взрослого человека, так как ему будет сложнее устроиться на хорошую работу, общаться с окружающими людьми и заводить новые знакомства.
Видео
037
Источник
Развитие речи в норме описывается ВОЗ (всемирной организацией здравоохранения), педиатрами РФ. Многолетний опыт позволяет ученым и практикам сделать вывод, как должно протекать развитие малыша от рождения до школьного возраста, когда появляются в норме первые слова, речь становится связной и логичной. Опираясь на имеющиеся данные, можно понять, имеются ли у ребенка нарушения, стоит ли обращаться к логопеду, неврологу.
Что такое норма речевого развития
Педиатры, неврологи, логопеды, педагоги в работе с детьми опираются на нормы речевого развития. К ним относятся свойственные каждому отдельному периоду жизни ребенка прогрессы в говорении, эмоциональном развитии. С рождения специалисты наблюдают за малышом, как он учится отзываться на голос взрослого, реагирует на речь извне, начинает «гулить», лепетать и постепенно приходит к полноценному процессу говорения.
Психологи предупреждают, опираться полноценно на критерии ВОЗ не стоит. Каждый ребенок индивидуальность, личность, которой свойственны отличительные качества. Один малыш может заговорить в 2 года, другой в 3 и это будет являться нормой. Главное, вовремя реагировать на отставание в речевом развитии, заниматься с ребенком, проходить обследование. Зачастую проблемы кроятся в свойствах характера крохи.
Нормы речевого развития по возрастам
Ошибочно мнение, что речь зарождается, когда малыш произносит первое небольшое слово. Формирование происходит сразу после рождения, когда новорожденный учится воспринимать и понимать родителей, слушать и слышать, воспроизводить звуки (акт гуления), лепетать. Первая улыбка − это тоже речевое развитие. Для малышей до года свойственно эмоциональное жестовое общение с помощью движений, мимики.
После года наступает пора, когда ребенок может не только показать, но и пытается объяснить, что ему нужно. В такой период важно подыграть крохе и можно специально попросить его проговорить слово, сделать вид, что взрослый не понимает малыша. Это стимулирует к познанию, процессу говорения. Ребенок понимает, если он хочет что-то получить, нужно потрудиться, произнести слово так, чтобы его поняли.
От 0 до года
Представленная таблица помогает определить наличие отклонений у ребенка от норм, понять, стоит ли обращаться за помощью к профессионалу. Не стоит забывать, что может быть отклонение от нормы в несколько недель, месяц. Воспринимать информацию нужно в совокупности. Только если ребенок на протяжении нескольких месяцев отстает от параметров ВОЗ, можно обращаться к неврологу.
Возрастной этап | Характеристика |
0-2 месяца | Появление реакции на взрослую речь, ребенок смотрит в сторону того, кто обращается к нему. Возникают первые звуки, улыбка, спонтанные вокализации, эмоциональные всплески при общении с близким человеком. |
3 месяца | Важный этап в развитии речевого дыхания. Появляется первый смех, «гуление», «воркование». Новорожденный экспериментирует с гласными: протягивает, поет. |
4 месяца | Возраст, когда появляется комплекс оживления, ребенок проявляет радость в ответ на общение со взрослым. Плавно один звук переходит в другой: «ооооооуууу, ааааааооооо». |
5 месяцев | Возникают первые попытки сказать что-либо с помощью звукослияния: ма, ба, па, ня, ди и т. д. Гласные начинают соединяться с согласными, возникает активное гуление. |
Полгода | Малыш всё больше пытается войти в контакт со взрослым при помощи лепета, гуления, возникает спонтанное соединение слогов: гуга, дади, нати, мами, баба и т. д. |
7 месяцев | Ребенок активно использует лепет в разговоре, понимает, что речь диалогична. После произнесенных фраз (гага, ба, мама, ня и т. д.) малыш делает паузу, ждет ответную реакцию собеседника. |
8-12 месяцев | Кроха может произносить цепочку слогов с различной интонацией. Появляются первые несложные слова: мама, дай, папа, на, незя. К 11-12 месяцам ребенок знает до 15 слов, активно использует их в речи. |
От года до 7 лет
Активно проявляются зачатки речи в дошкольном периоде. В 3 года важно провести первую диагностику, показать ребенка логопеду, если имеется отставание в развитии, возникли неврологические проблемы. Ранняя консультация поможет малышу легче адаптироваться в детском саду, освоить процесс говорения.
Возраст | Характеристика |
От 1 до 2 лет | На втором году жизни появляются несложные предложения в общении: «Мама кушать», «Баба дай» и т. д. Словарный запас колеблется от 30 до 50 слов к 1,5 годам. В 2 года ребенок должен знать до 200-300 слов. Появляются первые слова и интерес к окружающему миру: что это, кто это, зачем? Таким образом малыш познает действительность, важно помогать ему в этом. |
От 2 до 3 лет | Нормы речевого развития детей дошкольного возраста связаны в большей степени с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, внедрением в социальную среду. У крохи появляются первые предложения, окрашенные по смыслу и контексту: «Хочу домой», «Мама пойдём гулять». К 3 годам сохраняются трудности в звукопроизношении свистящих, шипящих, сонорных: р, н, л, м, щ, ш, ч, ц, с. Словарный запас к 3 годам увеличивается до 100 слов. |
От 4 до 5 лет | Возникает второй период вопросов: почему, зачем, как? Малыш активно познает окружающий мир с помощью взрослого и самостоятельно. Дети разговаривают к 4 годам предложениями, речь дошкольника становится более связной, контекстной, содержательной. В 4 года кроха может называть группу предметов, пересказывать с помощью взрослого небольшой рассказ, заучивать стишки. Словарный запас к 5 годам увеличивается до 2000 слов. В речи малыша присутствуют все части речи: местоимения, причастия, наречия, прилагательные, глаголы, существительные. |
От 5 до 7 лет | Ребенок активно участвует в разговоре, может составлять содержательные рассказы к 6 годам. Без помощи взрослого способен пересказать небольшой рассказ, стихотворение. Умеет составлять несколько предложений, текст по картинке. К 6-7 годам должны отсутствовать дефекты в произношении звуков. Словарный запас к 7 годам до 2500 слов. |
Советы логопеда
Если невролог или психиатр при первом осмотре поставил ребенку диагноз ЗРР (задержка речевого развития), не стоит паниковать. У каждого ребенка имеется запас времени до 3 лет, когда он может начать говорить. Это может произойти в год, опережая развитие по нормам ВОЗ или ближе к 3 годам. Главное, при недоразвитии речи пройти полноценное обследование, чтобы исключить наличие патологий неврологического или органического характера.
Если помимо ЗРР врачи не ставят малышу сопутствующих диагнозов, ребенок вполне здоров, задержка речи − его индивидуальная особенность, он заговорит позже. Родители в силах помочь крохе быстрее справиться с трудной задачей, для этого нужно:
- больше читать сказки, петь песенки, рассказывать истории и стихи малышу;
- гулять на свежем воздухе и общаться с крохой во время прогулки, обсуждая окружающие явления природы;
- играть в подвижные и настольные игры, проговаривая цвета, формы, времена года и т. д.;
- собирать с малышом пирамидку, кубики, мозаику;
- больше разговаривать с малышом, даже если он пока не может полноценно ответить взрослому;
- посещать театры, спектакли, цирк музеи.
Следует уделять достаточно времени для общения с ребенком. Желательно отказаться от просмотра телепередач и компьютерных игр. Внимание и родительская любовь помогут в речевом развитии и создании хорошей базы для получения новых знаний.
Источник