Как воспитание и наследственность влияют на развитие ребенка

Как воспитание и наследственность влияют на развитие ребенка thumbnail

Каждый ребенок рождается со своей только ему присущей комбинацией генов, которая закладывается еще до его появления на свет и отвечает за проявление наследственных признаков. Причем дети наследуют этот уникальный генетический набор не только у родителей, как это считалось ранее, а собирают его буквально по частицам у других представителей своего рода. Какие из генов окажутся задействованы и повлияют на развитие ребенка — заранее предсказать невозможно.

Дети: генетическая предрасположенность

Дети: генетическая предрасположенность

Одинаковых вариантов набора наследственных признаков не существует, у каждого человека свой собственный код, который делает его непохожим на других. При этом не все гены «включаются в работу», не все могут оказать влияние на развитие ребенка. 

Наследственность передается не только через гены, отвечающие за физические признаки, но и путем переноса из поколения в поколение свойств психического и психологического характера. Наследственность физических признаков изучена лучше. С выявлением и распознанием генов и их составляющих психологического и психического толка все обстоит гораздо сложнее. Попробуем рассмотреть влияние наследственности на психическое развитие ребенка, но начнем с воздействия наследственности на общее развитие ребенка.

Развитие ребенка: влияние наследственности

Все, что касается влияния наследственности на общее развитие ребенка, то это, пожалуй, одна из наиболее изученных областей в генетике. Как показали исследования, дети наследуют от своих родителей черты внешности и характера, стиль поведения, задатки способностей в пределах 30-50%. Более того, родители передают детям до 50% своих интеллектуальных данных.

Как видим, роль наследственности достаточно велика, но она далеко не определяющая. Помимо наследственности на развитие ребенка влияют еще среда, социум, воспитание. Воспитанию отдается приоритет, так как оно способно не только воздействовать на природные задатки ребенка, но и, в случае необходимости, корректировать их. Приобретенные родителями навыки, к сожалению, полностью передать по наследству невозможно. А вот социум и среда способны влиять на проявление генетических факторов ребенка. Подключаются такие механизмы как память, мышление, опыт, которые помогают усваивать новые навыки и качества.

Что касается влияния наследственности на асоциальное поведение, то здесь границы весьма размыты, и явных доказательств связи одного явления с другим нет. Как выяснилось, асоциальное поведение скорее вызвано внешними факторами: неблагоприятной средой, обстановкой, неблагополучными семейными отношениями. В этом случае можно говорить скорее о генетической предрасположенности ребенка к безволию, бездействию и неспособности сопротивляться негативным обстоятельствам.

Не пришли ученые к единому знаменателю и по поводу влияния наследственности на уровень интеллекта. В этой области реальный результат дали лишь исследования семей с усыновленными детьми. Были взяты две группы приемных детей, проживающих в одинаково хороших условиях. Отличие состояло в том, что в одной группе уровень интеллекта биологических матерей был выше среднего, а в другой — весьма средний. Дети продемонстрировали те же результаты, что и их биологические матери, несмотря на то, что растили их приемные родители. Так что наследственный фактор нельзя не учитывать. В противоречие вступает другой факт. Иногда в приемных семьях ребенок по уровню интеллекта оказывается гораздо ближе к неродным родителям, и в этом случае он может превосходить своих биологических предков. Так что наследственность определяет многое, но не все.

Еще одно наблюдение: под влиянием среды природные данные интеллекта ребенка претерпевают определенные изменения. Самые ранние из них проявляются в возрасте 3-4 лет. Примечательно, что у взрослых черты наследственности выражены гораздо сильнее, чем у ребенка. Так что на начальном этапе развития ребенка в плане наследственности скорее уместно говорить об арсенале задатков, предрасположенностей, но никак не о гарантированных способностях. 

Источник

Споры о том, насколько сильное влияние оказывает наследственность на развитие, характер и возможное будущее ребёнка ведутся уже не одно столетие. Кто-то утверждает, что «во всём виноваты гены», а другие полагают, что есть гораздо более значимые факторы. Насколько велика роль наследственности в формировании личности?

Как наследственность влияет на развитие ребёнка, его характер и возможное будущее

Что мы «выигрываем» в генетической лотерее

Безусловно, наследственность – это очень серьёзный фактор в жизни каждого человека. Приходя в этот мир, мы получаем «в подарок» от своих мам и пап, бабушек и дедушек (и возможно, ещё от каких-то предков) цвет кожи и глаз, некоторые черты лица, конституцию тела, группу крови (она далеко не всегда напрямую передаётся по наследству), предрасположенность к определённым заболеваниям и т.д. Естественно, в качестве «бонуса» от появления на свет в человеческом обличье мы также приобретаем все эволюционные достоинства нашего вида (способность к прямохождению, развитию мышления и речи и т.д.)

Прежде всего, в генетической лотерее мы «выигрываем» какие-то внешние признаки, физиологические данные и исходный, стартовый запас здоровья. Скажем, если оба родителя высокие (или, если хотя бы один из них имеет весьма приличный рост), то их дети тоже вряд ли будут маленькими, и наоборот. Тип мышечных волокон («быстрые» или «медленные» мышцы) и склонность к взрывной, скоростно-силовой или продолжительной стайерской физической деятельности нам тоже достаётся из генетической программы одного из родителей.

По наследству также передаётся определённый тип нервной системы, который формирует у ребёнка склонность к проявлению тех или иных психологических качеств (уравновешенности, вспыльчивости, раздражительности и т.д.), но, естественно, не оказывает ключевого воздействия на становление его характера.  С помощью генетического «послания» малыш также может приобрести благоприятную «почву» для развития каких-то интеллектуальных и музыкальных способностей, имеющихся у родителей (но это лишь генетические задатки, а не сами способности).

Хорошая наследственность – это только стартовый запас и потенциальные возможности

Естественно, всё это оказывает большое влияние на развитие и будущее ребёнка. Если он родится красивым и здоровым, его судьба, вероятнее всего, будет складываться несколько по иному сценарию, чем в противоположном варианте. С другой стороны, хорошие гены – это только стартовый запас и потенциальные возможности, которые даются нам в начале жизни. Если эти возможности не развивать, то растерять их можно очень легко и быстро.

Например, можно иметь хорошее генетическое здоровье, от которого в результате пагубных привычек, неправильного питания и отсутствия должного уровня физической активности к 30 годам не останется и следа. И наоборот, можно получить «в подарок» от родителей какие-то наследственные заболевания, от которых впоследствии вполне реально избавиться с помощью повышенной дозы здорового образа жизни.

Читайте также:  Общее развитие ребенка это в психологии

В каких сферах «генетика» особенно важна

Наибольшее значение генетическое наследство имеет, конечно же, в сфере спорта и в других областях, связанных с проявлением каких-либо физиологических свойств, поскольку тип мышечных волокон и склонность к спринтерской или стайерской работе передаются нам напрямую от одного из родителей (как и рост, который во многих видах спорта имеет немалое значение).

Поэтому, если ваш ребёнок страстно хочет заниматься спортом, имеет смысл уже в раннем детстве с помощью специальных генетических тестов определить у него наличие скоростно-силового или стайерского потенциала.

Конечно, одного только таланта мало. Если не развивать должным образом физиологические «бонусы», полученные от родителей, то никакие гены не помогут добиться успеха ни в одной спортивной дисциплине. С другой стороны, если усиленно тренироваться в том виде спорта, к которому у ребёнка нет генетической предрасположенности, то можно просто зря потерять время.

Наилучший результат в спорте даёт сочетание хорошей «генетики» и сумасшедших тренировок до десятого пота (конечно, эти «сумасшедшие» тренировки должны быть правильно организованы). При отсутствии одного из этих факторов все усилия по достижению спортивных вершин могут оказаться напрасными (хотя, конечно, крепкое здоровье от занятий спортом ваш ребёнок в любом случае приобретёт).

Передаются ли по наследству талант и гениальность?

Талант и гениальность с помощью генетической лотереи, к сожалению, или к счастью, не передаются, как бы кому этого не хотелось. Хотя, «успех» вполне можно получить по наследству, но уже не по генетическому, а по социально-семейному. Это происходит, например, когда знаменитый и талантливый родитель пристраивает своё подросшее дитя на какую-то престижную должность, или способствует его телевизионной «прописке», что в нашей стране равносильно достижению звёздного статуса (особенно часто такой «успех» передаётся по наследству в отечественном шоу-бизнесе).

Но стать яркой, самостоятельной творческой единицей, благодаря «генетике» невозможно. Ещё ни один реальный гений, и ни один Нобелевский лауреат никак не поспособствовал размножению своего уникального дара на этой планете. Природа на детях гениев отдыхает далеко не всегда (хотя, и очень часто), но если отпрыски «звёзд» и добиваются самостоятельно какого-то успеха, то совсем не в той сфере, что их знаменитая родня.

Существуют, конечно, династии цирковых артистов, актёров и режиссёров, музыкантов и певцов, но, как правило, в таких семейных творческих кланах детям по наследству достаются не талант и способности, а навыки и известное имя.  По-настоящему что-то талантливое и гениальное, чаще всего, появляется в семьях, где никто из родителей не имеет никакого отношения к тому, в чём ребёнок проявляет свою уникальность и эксклюзивность.

Наверное, это происходит потому, что для полноценной реализации и становления, настоящему таланту нужно преодолеть многочисленные трудности, пройти через огонь, воду и медные трубы. Если же он родится в богатой и знаменитой семье, где всё схвачено и за всё заплачено, то вряд ли у него будет стимул работать до десятого пота над развитием своих природных данных (в этом случае ему достанутся только чужие «медные трубы»).

Поэтому не нужно удивляться тому, что дети из бедных семей нередко добиваются гораздо большего жизненного успеха, чем те, кто изначально родился «в шоколаде» («шоколадные» дети, чаще всего, довольствуются достижениями своих родителей).

Не пытайтесь искусственно вырастить гения

Все попытки каким-либо образом искусственно вырастить гениальную личность на фабрике талантов закончились полным провалом.  Даже если оба родителя будут Нобелевскими лауреатами (можно вообразить себе такой теоретический вариант), то вряд ли их ребёнок повторит успех своих именитых предков, и будет обладать какими-либо уникальными способностями.

Поэтому даже не стоит пытаться каким-либо образом запрограммировать талантливость ребёнка ещё до его рождения. Всё равно из этого ничего не получится. Настоящий талант может развиться только в естественных условиях в результате колоссальной работы по самосовершенствованию с учётом имеющихся природных данных.

Это не означает, что ребёнка с детства нужно нагружать посещением всевозможных секций и кружков, испытывать на нём новейшие методики воспитания и пытаться с его помощью реализовать свои амбиции, и то, что у вас самих когда-то не получилось. Он сам должен выбрать свой жизненный путь. Следуйте за его природным даром, а не навязывайте ему свои желания, пытаясь с малых лет воспитать из него гения.

Не нужно всё списывать на «плохие» гены

Есть немало родителей, которые постоянно списывают все свои неудачи в воспитании детей на «плохие» гены (матери, как правило, винят во всём «дурные» гены отца, а те – наоборот). Вряд ли такие отговорки говорят о чём-то, кроме лени родителей и их неспособности понять своего ребёнка.

Дети не рождаются ни злыми, ни добрыми, ни хорошими, ни плохими. Такими их делают воспитание, условия жизни и личная биография. Вместо того, чтобы оправдывать свои родительские неудачи «плохими» генами, лучше вовремя помогите понять своим детям, в чём заключается их жизненное призвание, и максимально способствуйте развитию того, для чего они появились на этот свет.

Это не обязательно должны быть какие-то хорошо знакомые вам сферы. Не нужно удивляться тому, что ваш сын неожиданно начал проявлять неординарные вокальные или инструментальные способности, в то время как в вашей родне никогда не было музыкантов (возможно, у кого-то из ваших родственников и были музыкальные способности, но поскольку они не развивались должным образом, то никак и не проявились).

Ориентироваться в воспитании детей нужно не на «гены», а на то, что получается у них лучше всего, и могло бы стать их жизненным призванием.  А «гены» пусть отвечают за внешние данные, красоту и анатомические параметры. По крайней мере, в этом случае сразу видно, что досталось ребёнку от матери, а что – от отца (или ещё от кого-то другого).

Читайте также:  Развитие в ребенке личностных качеств

Источник

От педагогических воззрений мам и пап во многом зависит стиль их взаимодействия с собственным ребенком. Беседуя с родителями своих учеников, педагог выслушивает немало объяснений того, откуда у детей берутся определенный характер, те или иные способности или какие-то привычки.

Но все эти объяснения сводятся в конечном итоге к четырем «теориям». Какая же из них ближе всего к истине?

Во всем виноваты гены

«Мой сын ведет себя как девчонка – всего боится, постоянно плачет. Моя супруга такая же – чуть что, сразу в слезы. Я сначала его наказывал, хотел воспитать из него настоящего мужчину, а он еще больше становился похожим на мать. Когда понял, что все бесполезно, перестал пытаться его перевоспитать. Видимо, ему по наследству передалась от матери слезливость и боязливость. Это не я ведь виноват в том, что он таким растет?» – спрашивает отец мальчика в надежде услышать утвердительный ответ.

Этот папа скорее всего придерживается теории о том, что в развитии ребенка все зависит от наследственности, что воспитание не играет большой роли, потому что перевоспитать заложенные генетически черты характера невозможно. Сторонники этой теории все положительные качества ребенка обычно приписывают «хорошей наследственности», а все отрицательные – «плохой». Причем мамы чаще всего говорят, что плохое передалось ребенку от отца, а папы – наоборот. Часто споры о том, чья наследственность хуже, перерастают в конфликт между супругами. Заметим, что конфликт этот возникает абсолютно на пустом месте.

Но прежде чем дать тот или иной ответ нашему отчаявшемуся папе, давайте попробуем разобраться, действительно ли его теория верна. Опыт воспитания своих детей, опыт наших знакомых показывает, что дети действительно очень часто вырастают похожими на родителей. Наглядный пример – семьи известных и талантливых людей, где на протяжении нескольких поколений могут проявляться незаурядные способности. Как, например, в семье композиторов Бахов.

И напротив, у родителей необразованных, склонных к чрезмерному употреблению алкоголя, дети вырастают ничем не лучше. Ведь все мы знаем, что яблоко от яблони недалеко падает. Но всегда ли это так? А может ли на яблоне вырасти груша?

Может! Некоторые дети талантливых людей идут совсем по иному пути развития и абсолютно не похожи на своих родителей. Так что, пожалуй, семейство Бахов – скорее исключение, нежели правило. Встречаются и семьи неблагополучные, бедные, с «трудными» и необразованными родителями, в которых вырастают хорошие и умные дети.

Однако вера в то, что наследственность играет решающую роль в развитии ребенка, выгодна некоторым мамам и папам. Это отчасти снимает с их плеч ответственность за воспитание. Действительно, зачем мучиться, искать подходы к ребенку? Легче опустить руки, обвинив супруга или бабушек-дедушек в «плохих» генах. Вот и наш папа пытается переложить вину за характер ребенка на свою супругу. А так ли уж он не виноват в том, что ребенок его растет плаксой? Давно доказано, что слишком суровые методы воспитания из мальчиков «настоящих» мужчин могут привести к развитию у детей прямо противоположных черт характера – зависимости, податливости и тревожности.

С другой стороны, мальчик, сталкиваясь со сложной ситуацией, может просто выбирать стратегию поведения, которой чаще всего придерживается его мама – то есть копирует ее, бросаясь в слезы. И в том и в другом случае боязливость и плаксивость мальчика не являются врожденными чертами характера. Так что нашему папе искать себе оправдание в «скверной» маминой наследственности ребенка не стоит, лучше задуматься о том, какие условия воспитания мальчика в семье способствуют появлению у него страхов и излишней эмоциональности.

Воспитание – сила!

«Я считаю, что из ребенка можно вырастить кого угодно, если приложить все усилия. Главное, не пускать воспитание на самотек. Я вот всегда мечтала воспитать из дочери балерину – отдала ее на танцы с малых лет, водила на выступления и балет, дома сама с ней музыкой занималась. Но закончив школу, она решила поступать учиться на… дизайнера. Видимо, мало я ее в детстве все-таки заставляла заниматься, все жалела. Я сама виновата в том, что дочь отказалась продолжать заниматься танцами», – рассказывает мама студентки.

Это уже другая, прямо противоположная первой, теория развития: с помощью правильно поставленного воспитания из ребенка можно вырастить кого угодно. Узнать таких мам и пап легко – обычно они интересуются различными методами воспитания и новаторскими методиками обучения, слишком много сил и денег вкладывают в создание благоприятных условий для развития ребенка с самого раннего возраста.

Родители попроще используют старую и проверенную не одним поколением систему кнута и пряника, что очень напоминает дрессировку. И действительно, детеныша животного, если его правильно дрессировать с рождения, можно научить каким угодно цирковым трюкам. Но можно ли так же выдрессировать ребенка? Некоторые считают, что можно.

А если не получается, как у этой мамы? Если вкладываешь всего себя в воспитание сына или дочери, а они вырастают совсем не такими? По-прежнему считая, что воспитание – это сила, мы начинаем винить самих себя в том, что приложили недостаточно усилий. Мы начинаем чувствовать себя неполноценными родителями, которые не сумели справиться со своей главной ролью – воспитать ребенка таким, каким надо. Вот только кому надо?

Кому было надо, чтобы дочь стала балериной? Девочке или маме? Ответ очевиден. Мама приложила для этого массу усилий. Но дочь «изменила» маме и выбрала иной путь дальнейшего профессионального развития. Для мамы же это означало, что она не сумела воспитать дочь, что она – мать-неудачница.

Что же получается: с помощью воспитания можно вырастить из ребенка кого угодно, словно вылепить его из куска глины, и просто некоторые взрослые не умеют правильно воспитывать детей? Или эта теория не всегда оказывается верна, и есть семьи, где, как бы грамотно родители ни воспитывали своих детей, те не оправдывают надежд. Тогда, может быть, на развитие ребенка одинаково сильно влияет и воспитание, и наследственность?

Читайте также:  Развитие ребенка пособия для родителей скачать бесплатно

Два в одном

«Я его и на спортивную гимнастику записала, и в художественную студию он у меня ходит. Благодаря мне научился рисовать, подтянулся по физкультуре в школе. Но скольких трудов мне стоит заставить его ходить на все занятия, потому что сам он себя заставить не может – ему лень напрягаться. Это у него все от отца – тот тоже настоящий лентяй. А с наследственностью не поспоришь», – жалуется на 12-летнего сына и его «плохую наследственность» мама.

Раскритиковав отцовскую наследственность ребенка, мама все его успехи приписала собственным воспитательным усилиям. Это пример еще одной теории. Такие родители считают, что на развитие ребенка одинаково сильно влияет и наследственность, и воспитание. Как правило, все успехи своих детей и их положительные качества взрослые объясняют тем, что хорошо воспитали ребенка, а любые негативные проявления объясняют наследственностью. Не правда ли, очень удобная позиция? «Я хороший родитель, ведь я приложил огромные усилия для воспитания ребенка и вырастил из него хорошего человека, но его отвратительный характер передался ему по наследству, тут уж я бессилен» – такой взгляд помогает сохранить родительскую самооценку на высоком уровне.

Может, здесь есть рациональное зерно? Если нельзя сказать, что на развитие ребенка влияет только наследственность или только воспитание, то вполне разумно предположить, что влияет и то и другое вместе. Но и здесь есть одно «но». А как же тогда объяснить случаи, когда при отличном сочетании воспитания ребенка (мама и папа – заботливые, чуткие, внимательные) и прекрасной наследственности ребенок имеет проблемы в развитии или вообще вырастает полной противоположностью родителям? Как говорится – необъяснимо, но факт. А так ли уж необъяснимо?

А как же Бахи?

«Мне кажется, что ни наследственность, ни воспитание не влияют так сильно на развитие детей, как это принято думать. У меня пример: в семье моих друзей – порядочных образованных людей, которые дали отличное воспитание своему ребенку, сын в итоге вырос разгильдяем и бездельником – учиться нигде не хочет, лишь бы с друзьями по улице днем и ночью гулять. А например, в классе моей дочери есть мальчик, у которого родители алкоголики и вообще семья крайне бедная. Несмотря на это мальчик неплохо учится, старается и в школе ведет себя хорошо. Да и на собственном опыте я убедилась, что пока дочь сама не захочет чему-то научиться, заставлять ее или переубеждать бесполезно», – размышляет мама одной школьницы.

И надо сказать, что к истине она ближе всего. Потому что никто из предыдущих мам и пап ни разу не упомянул о том, что ребенок может сам влиять на ход своего развития. Конечно, чем младше ребенок, тем больше роль родителей в его развитии и воспитании. Малыши подчиняются мамам и папам и в большинстве случаев с удовольствием усваивают родительские истины, часто подражают родителям, непроизвольно развивая у себя похожие черты характера. Но с возрастом он становится более критичным к самому себе, и если его что-то в себе не устраивает, он может намеренно попытаться изменить себя. Этот процесс так и называется – самовоспитание. Способность к самовоспитанию появляется у детей ближе к подростковому возрасту, когда дети могут отказаться от родительских принципов и ценностей.

Даже если ребенку по наследству передаются задатки каких-то способностей – музыкальных, танцевальных, математических или других, – то их развитие будет зависеть от того, насколько он сам захочет развить их в себе и какие усилия для этого приложит. Без этого самые выдающиеся врожденные задатки могут зачахнуть и все воспитательные усилия родителей пойдут насмарку.

Означает ли это, что родители бессильны повлиять на развитие ребенка? Нет, это означает лишь то, что нам не следует думать, будто мы всесильны и только от воспитания или генов зависит то, каким вырастет ребенок. Чем он взрослее, тем в большей степени он сам выбирает свой жизненный путь, прилагает усилия для достижения поставленных перед собой целей, подражает тем или иным близким людям. И если у него появятся интересы и черты характера, которые мы в нем не воспитывали, способности, которые мы целенаправленно не развивали – это вовсе не означает, что здесь обязательно есть наша вина или наша заслуга. Просто пришло время, когда сын или дочь сами стали решать, в каком направлении им хочется развиваться дальше.

Это совсем не означает, что теперь маме и папе следует полностью отстраниться от воспитания ребенка. Ему в любом возрасте нужна поддержка родителей. Не дрессировка, не навязывание своих идеалов, а помощь в саморазвитии и самосовершенствовании. Конечно, можно заставить ребенка заниматься тем, чем хочется его родителям, другими словами – «сломать» ребенка. Но в будущем такой человек может так и не научиться самостоятельно менять себя и воспитывать в себе нужные качества и способности, если рядом не будет того, кто бы направлял его привычным кнутом и пряником.

А как же Бахи? Думается, что если бы дети в этой семье не прилагали собственных усилий для обучения музыке, вряд ли они стали бы известными композиторами. И если бы маленький Иоганн в свое время предпочел музыке живопись, мы бы не наслаждались сейчас его музыкальным гением. Но мальчик решил продолжить заниматься музыкой и посвятить ей всю жизнь, приложил самостоятельные усилия для того, чтобы достичь своих целей. Его решение и усилия – это уже проявление самовоспитания и саморазвития. Поэтому прав тот, кто однажды сказал: «Талант – это 1% способностей и 99% пота». Заметьте, не родительского пота.

Игорь Павлов

Источник: газета «Первое сентября», №4-2010

Источник