Как влияют переживания на развитие ребенка

Влияние эмоций и эмоциональных состояний

на развитие и обучение детей

Игнатьева Анжелика Викторовна

                        государственное бюджетное образовательное учреждение

                          Белебеевская специальная (коррекционная)

                              начальная  школа – детский сад № 37 «Ягодка» IV вида

Любое событие в жизни человека окрашено какими-либо  переживаниями или эмоциями. Вспоминая свою прошедшую жизнь, мы прежде всего вспоминаем эмоции, которые мы испытывали в тот или иной момент жизни, а уже затем припоминаем последовательность событий, действия, ситуации.

Эмоциональная сфера – явление достаточно сложное, в нее входят и эмоциональные состояния, переживаемые в виде эмоций, аффектов, настроений, и устойчивые личностные образования в виде интеллектуальных, эстетических, нравственных и других чувств, которые впоследствии становятся чертами характера. В психологии выделяют как положительные эмоциональные состояния (восхищение, радость, ликование и т.д.), так и отрицательные (зависть, гнев, грусть, обида, страх,  вина и т.д.).

Эмоции детей  носят  более непосредственный характер, которые могут проявляться и во взгляде, и в мимике, и в движениях, и в словах. На протяжении  дошкольного возраста  эмоциональные состояния изменяются. Дети, как и взрослые, испытывают не только положительные, но и отрицательные эмоциональные состояния. В последние десятилетия произошли  существенные изменения в жизни  современного общества, которые привели к обострению уже  имеющихся и возникновению новых социальных проблем. Это стало одной из причин недостаточного внимания со стороны общества к интересам и потребностям детей. По данным многих исследователей, темп современной жизни, ее эмоциональная насыщенность приводят к достаточно большим  психологическим нагрузкам не только на взрослых, но   и  на детей. Психика ребенка еще неустойчива, легкоуязвима и  восприимчива к воздействию внешнего мира. Дети стали больше испытывать чувство беззащитности,  неуверенности  в собственном благополучии, что вызывает у них состояние тревожности  и различных страхов. Такая ситуация приводит к тому, что негативные эмоциональные состояния  в большей  степени  влияют на развитие личности ребенка в целом. Поэтому изучение становления и развития эмоций в дошкольном и младшем школьном возрасте не потеряла своей актуальности.  Многие проблемы взрослого человека произрастают из эмоционально неблагополучного детства. В этом возрасте еще не утрачена непосредственность выражения эмоций, свойственная ребенку, но вместе с тем, видно как происходит становление эмоциональной сферы, способности осознавать собственные чувства и чувства окружающих его людей.

По мнению  А.Н. Леонтьева, эмоции выполняют роль внутренних сигналов, то есть  несут информацию о событиях нашей жизни. Большой энциклопедический словарь  дает нам следующее определение  эмоции :  «(франц. emotion – волнение – от лат. emoveo – потрясаю, волную)  реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными). (3)      

В  психологической энциклопедии  дается такое определение. Эмоции  (от лат. emovere – волновать, возбуждать) – особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Психологический энциклопедический словарь определяет эмоции как «психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида».(4)

Эмоции имеют психофизиологическую основу, то есть эмоциональные состояния сопровождаются физиологическими изменениями в организме. Отдельные свойства предметов или ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение, т.е. включается механизм непосредственной оценки организмом уровня благополучного взаимодействия со средой,  происходят процессы повышения или понижения готовности к действию. Таким образом, эмоции способствуют либо мобилизации, либо торможению внутренней и внешней деятельности  и являются внутренним организатором процессов, которые обеспечивают внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях.  

В психологии  доказано, что эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но существуют и высшие эмоции – чувства, «обусловленные  социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками». (4)

Специальным  исследованиям в области  изучения эмоций, эмоциональных состояний были посвящены работы как отечественных, так и зарубежных ученых.   Такие авторы фундаментальных работ в области исследования эмоций как В.К. Вилюнас, К. Изард, Е.П. Ильин, Я. Рейковский отмечают, что серьезные исследования проблемы эмоций в психологии стали проводиться сравнительно недавно.

К определению  понятию «эмоция» используются такие термины «чувства», «страсти», «переживания», «настроения», «эмоциональные состояния», «эмоциональные процессы», «эмоциональные реакции» и т. д. Мы придерживаемся комплексного (трехмерного) определения эмоции, которое находим у К. Изарда. Данный подход включает в себя физиологический, экспрессивный и субъективный компоненты. Согласно совокупному эффекту психического, вегетативного и психомоторного уровней реагирования эмоция «есть не что иное, как психофизиологическое (эмоциональное) состояние» (Е.П. Ильин). Упомянутый выше трехмерный комплекс включает не только психофизиологический, но и социально-психологический компонент (экспрессия, выразительные движения) как основу межличностной, социальной коммуникации.           

В психологии во множестве эмоциональных проявлений выделяют четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление.  К. Изард выделил и описал десять фундаментальных эмоций.

По мнению ученых, эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности, влияния на деятельность. Традиционно же, эмоции подразделяют на следующие виды: эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик, настроение и конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация.

Читайте также:  Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка старшей группы

Эмоция изначально является продолжением желания, потребности. Когда ребенок рождается, его желания удовлетворяются непосредственно прямым образом: мама по одному лишь его желанию, оказывается всегда рядом и дарит ему всю свою любовь, все свое внимание. Так ребенок  удовлетворяет все свои желания, не прилагая к этому никаких усилий. Ребенок растет, и постепенно начинает отделяться от матери, разделяя себя, ее и других людей. И его желания, а, следовательно, и эмоции теперь встречают преломление на пути к удовлетворению, поскольку удовлетворять их напрямую, как раньше, уже не представляется возможным. Наступает стадия приручения аффектов и эмоций. Тогда начинают формироваться запреты, убеждения, нормы поведения. Если родители достаточно внимательны к проявлениям потребностей и эмоций своего ребенка и достаточно мудры, чтобы конструктивно объяснить ребенку, что эта эмоция значит и как правильно с ней обходиться, чтобы получить удовлетворение и одновременно соблюсти нормы приличия, то ребенок формирует здоровую схему удовлетворения желания, а эмоция становится в дальнейшем мотивом, побуждающим к действию.

По мнению некоторых ученых, исследователей, развитие эмоций осуществляется в контексте социальной ситуации развития, в которой ребенок лишь на первых порах оказывается пассивным объектом внешнего воздействия, приобретая по мере социализации, активную позицию.  Данная точка зрения была доказана в экспериментах Э. Холодинского, В.Файмана, Запорожца А.В., Неверович З.Я., Леонтьева А.Н., Лисиной М.И. и др.

Махортова Г.Х. проведя ряд исследований,  сделала вывод, что существует зависимость между характером внутрисемейных отношений и степенью интенсивности эмоциональных переживаний детей. По ее мнению, неудовлетворительный с психологической точки зрения характер внутрисемейных отношений приводит к образованию зон повышенной эмоциональной напряженности, имеющих тенденцию к сохранению, но при этом видоизменяющихся, трансформирующихся, меняющих место локализации в структурах сознания и подсознания. Так, агрессия родителей по отношению к ребенку может вызвать у него чувство страха, в дальнейшем способное перерасти как во внешнюю агрессию по отношению к самим родителям, к другим людям, или же трансформироваться в аутоагрессию, самобичевание, чувство вины. Зоны повышенной и высокой эмоциональной напряженности в свою очередь изменяют ход процесса гармоничного развития ребенка. Результаты ее исследований показывают, что у детей с наличием зон повышенной эмоциональной напряженности имеется трудности в общении со сверстниками, и не только. Они предпочитают одиночество, часто вступают в конфликты, на уроках не собраны и невнимательны.

Когда ребенок поступает  в школу,  то  возникает  значимое личностное новообразование – внутренняя позиция школьника,  которая обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу «хорошего ученика».  Если  важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее. Школа, являясь специфическим институтом социализации, не может быть замещена ни семьей, ни группой сверстников. При недостаточном уровне адаптации к школьному обучению, коллективу, а также имеющийся  отрицательный  психологический климат в классе приводят к появлению у детей невротических реакций, снижению самооценки и способствует развитию детских неврозов, формированию отрицательных черт личности, характера.

В настоящее время  для образовательного учреждения  становится  главным  развитие личности ребенка, предупреждение и преодоление возможных личностных и интеллектуальных отклонений, бережное отношение к его психике.  Все это требует от учителя высокого уровня психологической компетентности: умения понимать  ребенка, его особенности, своевременно и грамотно оказывать ребенку необходимую психологическую помощь и поддержку.

По мнению Крайниковой Т.А., своевременно оказанная психологическая поддержка эмоционального развития школьников способствует формированию эмоциональной регуляции поведения детей, их успешной адаптации к школьной жизни и укреплению психологического и психического здоровья. Процесс адаптации первоклассников будет протекать значительно легче при специально организованной педагогом-психологом психологической поддержке детей всеми субъектами образовательно-воспитательного процесса. Исследования Крайниковой Т.А. показали, что  необходимо   «повысить психологическую компетентность учителей начальных классов, психологическую культуру родителей и психологическую грамотность учащихся, формировать у них потребность и готовность оказывать психологическую поддержку нуждающимся в ней детям,  интегрировать и скоординировать действия всех субъектов образовательной деятельности (педагога-психолога, учителей, учащихся, их родителей), оптимизировать взаимоотношения между ними на создание психологического комфорта для школьников». (8). Такой подход будет стабилизировать эмоциональные состояния детей и их адаптацию в школе.  

Список литературы: 

1. Акопян Л. С.Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов): Автореф. дис. … доктор психол. наук. Самара, 2011.

2. Большой психологический словарь/Б.Мещеряков, В.Зинченко, – СПб, 2003.

3. Большой энциклопедический словарь. –  Издательство: АСТ, Астрель, 2008.  

4. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.  – 560 c.

5.  Изард К. Э.  Психология эмоций/Перев. с англ.- СПб.: Издательство «Питер», 1999, – 464 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»)

6. Изард К. Э.  Эмоции человека. Москва: Директ-Медиа, 2008. – 954 с.

7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: “Питер”, 2001.

8. Крайникова Т.А. Психологическая поддержка эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к школьному обучению.: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2007.

9. Махортова Г.Х. Зависимость эмоциональных переживаний детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста от характера внутрисемейных отношений.: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва, 2007.

10. Психология: Учебник для педагогических вузов /Под ред. Б.А.Сосновского.- М.: Юрайт – Издат,2005.- 660 с., с. 527

Читайте также:  Всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья

11. Психологический словарь. Под ред. В.В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б.В. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР . – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.

12. Свеницкий А.Л. Краткий психологический словарь. – М.: Проспект, 2008. – 512 с.

13. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М., 1976. 416 с.

Источник

Первая беременность подразумевает вступление молодой женщины во взрослую жизнь и начало бесповоротных отношений мать и дитя. Во время беременности очень важно будущей матери сохранять спокойное и уверенное состояние. Однако различные жизненные ситуации и особенности женского организма нарушают душевное спокойствие беременной женщины и способствуют появлению негативных мыслей, а иногда и стресса.

Негативное воздействие на развитие плода могут оказать только сильные стрессы и длительные переживания. Как утверждают врачи-педиатры, быстропроходящие чувства тревоги, мысли и обычные волнения не способны оказывать существенного влияния на развитие плода, а потому обращение с беременной женщиной, как с маленьким ребенком, ограничивая ее, от обсуждения и решения ежедневных проблем, не имеет никакого смысла. Только стрессовые ситуации, такие как, плохие взаимоотношения между супругами, постоянные конфликты, смерть или потеря близкого человека, увольнение с работы и финансовые проблемы могут стать причиной серьезных отклонений в развитии и других патологий органов плода.

Однако не стоит отрицать тот факт, что мысли, с которыми делится женщина во время десятой недели беременности с малышом, ее чувство любви к будущему ребенку, богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на формирование психики малыша и основных личностных качеств, сохраняющиеся на протяжении всей жизни. Вкус и слух у ребенка начинают развиваться уже с третьего месяца беременности. Поэтому ребенку очень важно с этого периода слышать ласковый голос матери и чувствовать ее любовь.

В результате исследований установлено, что если женщина во время беременности испытывает страх от необходимости родов или думают о прерывании беременности, то младенцы рождаются беспокойными, плохо спят и чаще отказываются от груди. Некоторые из них подолгу плачут и отличаются невротическими отклонениями. Если же будущая мама во время беременности была спокойной и умела радоваться жизни, то и новорожденные малыши подолгу спят, улыбаются даже во сне, с удовольствием сосут материнское молоко и вырастают жизнерадостными людьми.

Настроение у беременной женщины бывает переменчивой. Оно может несколько раз в течение дня меняться от яркой радости до глубокой грусти. Конечно же, все девять месяцев беременности никому не удается провести только в приподнятом настроении с радостной улыбкой на губах, скорее всего, будут обиды и печаль, легкое раздражение и ревность, небольшие выяснения отношений. Важно, чтобы беременная женщина в той или иной степени могла оказать воздействие на влияние этих факторов на ребенка. Для этого сразу в момент возникновения переживания она должна концентрироваться на позитивную установку: “Я жду ребенка!”.

В этом случае у женщины появляется рефлекс защищать своего ребенка, как существо уже рожденное и она сознательно подавляет в себе все нежелательные эмоции. Мамы должны разговаривать с ребенком, когда он еще находятся в утробе матери, объяснять ему причину своего плохого настроения и успокаивать его, настраивая на позитивный лад. В это время малыш на клеточном уровне воспринимает информацию о том, что в жизни бывают взлеты и падения, а относиться к ним надо спокойно, как мама. Таким образом, закладывается основа сильного и выносливого человека.

При всех острых и хронических переживаниях связанных с серьезными проблемами в жизни женщина испытывает стресс. Ученые выяснили, что при стрессе в кровь матери выбрасывается гормон стресса кортизон, который оказывает значительное влияние на иммунную систему будущего малыша. Чем выше уровень гормонов в организме будущей мамы, тем заметнее ослабляется здоровье ребенка.

Ученые из Великобритании доказали, что у женщин, которые в период 18-32 недель беременности часто находились в состоянии стресса на 60% больше вероятности рождения детей с астмой. Оказалось, что риск развития шизофрении и других психических заболеваний на 67% выше у тех людей, чьи мамы в первые три месяца беременности испытывали стресс.

Каждой женщине в период беременности надо просто ждать появление малыша на свет и ничего от него не требовать. Некоторые родители, особенно мужчины, уже после первого прохождения УЗИ, узнав, что будет девочка, воспринимают это как нереализованность их желаний иметь сына. Таким настроением они побуждают у ребенка еще до рождения необходимость завоевывать право быть в этой жизни таким, каким желают видеть его родители. Обычно такие дети всю жизнь стараются “отрабатывать” свое право на жизнь и чувствуют себя вечно обязанными родителям. Они часто обвиняют родителей в неправильном воспитании, а в случае возникновения конфликтов, испытывают к ним неприязнь из-за нереализованности ее желания быть желанной и любимой ими.

Источник

состояние ребенка

Ни для кого не секрет, что родители являются примером для своих детей. Вам необходимо всегда разрешать конфликты мирным и цивилизованным путем, иначе ваши дети вырастут жестокими и агрессивными, а еще они будут бояться самостоятельно принимать решения.

Независимо от того, насколько счастливыми и зрелыми являются ваши отношения, практически невозможно избежать ссор и проблем в повседневной жизни. Впрочем, очень часто взрослые не учитывают присутствие детей во время конфликтов.

Не стоит недооценивать влияние постоянных ссор на развитие ребенка, ведь конфликты между родителями могут иметь серьезные негативные последствия на психологическое состояние ребенка. Именно поэтому в этой статье мы подробнее расскажем о влиянии постоянных ссор на самочувствие и развитие ваших детей.

Читайте также:  Анкеты по изучению развития ребенка

Домашнее насилие и его негативные последствия

Семья является важнейшим социальным институтом для воспитания, обучения и защиты ее членов. Из-за отсутствия надлежащего общения и напряжения, постоянные ссоры между родителями могут не только разрушить отношения между парой, но и негативно повлиять на развитие их детей.

Специалисты по всему миру не прекращают утверждать, что дети значительно чаще страдают от домашнего насилия, чем другие возрастные группы.

Вам может казаться, что ссоры никоим образом не влияют на ваших детей. Впрочем, правда в том, что любые конфликты между родителями, безразлично словесные или физические, является настоящим домашним насилием.

Именно поэтому не стоит забывать о непосредственном или косвенном влиянии постоянных ссор родителей на рост и развитие их детей. Сегодня мы подробнее расскажем вам, почему нужно избегать конфликтов.

Каково влияние постоянных ссор родителей на детей?

На отношения внутри семьи влияют различные явления. Это могут быть социальные, эмоциональные и поведенческие факторы влияния.

Отношения могут существенно меняться в результате физического или эмоционального насилия в доме, а также при применении физической силы, когда для решения различных проблем постоянно применяют агрессию, как нарочно, так и без специального умысла.

Если в семье конфликты являются обычным делом, все члены семьи начинают считать жестокость нормальным явлением. Нет сомнения, что постоянные ссоры влияют на каждый аспект жизни, осуществляя особенно разрушительное воздействие на детей. Не забывайте, что ребенок не имеет возможности сомневаться, критиковать или влиять на поведение родителей во время ссоры.

Сейчас мы поговорим только об общем влиянии постоянных ссор на микроклимат в семье, однако вы должны помнить об особенностях своего ребенка и о том, каким образом ваши конфликты с партнером могут изменить ее жизнь.

1. Физическое воздействие

Насилие в семье может негативно повлиять даже на физическое развитие ваших детей. Например, они могут развиваться медленнее своих сверстников. Очень часто дети, которые являются жертвами насилия в семье, чаще других страдают от нарушения сна, расстройства пищеварения, психосоматические заболевания и тому подобное. На самом деле последствий постоянных конфликтов настолько много, что их можно перечислять до бесконечности.

2. Эмоциональное воздействие

Очень важно заметить, что для детей не существует более важного образца и ролевой модели, чем их родители. Именно поэтому для них сложно контролировать и понимать эмоции в доме, где конфликты стали нормой.

Детям, которых воспитывают в такой нездоровом среде, трудно контролировать злость и смущение, поэтому они часто становятся агрессивными в сложных ситуациях. Со временем конфликты между родителями провоцируют жестокое обращение их детей как с другими людьми, так и с самими собой.

Не забывайте, что из-за постоянной эмоциональной травмы дети чувствуют себя беспомощными. Поэтому они склонны дистанцироваться от общения с другими людьми, пытаясь таким образом защитить себя от чрезмерной нервозности и страха.

3. Социальное влияние

Одним из самых опасных последствий постоянных ссор между родителями является то, что их дети теряют способность свободно общаться и заводить дружбу или другие отношения с другими людьми.

Причиной такого поведения является страх снова получить эмоциональную травму. Дети, растущие в агрессивной среде, прилагают все усилия для того, чтобы больше никогда не пережить эмоции, которые они ассоциируют с неприятными воспоминаниями о конфликтах в семье. Обратите внимание, что очень часто такие дети теряют способность сочувствовать другим людям.

Они становятся более отстраненными от чужих проблем. Дети, растущие в условиях постоянных ссор, чаще других становятся агрессивными и даже присоединяются к криминальным группировкам в старшем возрасте.

4. Когнитивное влияние

Детям, которые часто наблюдают ссоры между родителями, очень трудно сосредоточиться. Они не умеют долго задерживать внимание на определенном предмете, из-за чего ухудшается их психоэмоциональное состояние и падает успеваемость во время учебы.

У таких детей часто прослеживаются диссоциативное модели поведения. Это своеобразный защитный механизм, с помощью которого ребенок пытается дистанцироваться от реальности, чтобы минимизировать шансы развития конфликта или стрессовой ситуации.

На самом деле диссоциативное поведение считают психологическим расстройством, ведь она меняет сознание, личность, память и способность воспринимать события, происходящие вокруг, правильно.

5. Влияние постоянных ссор на самооценку ребенка

Поскольку ребенок растет и развивается, постоянные конфликты в семье могут привести к ухудшению отношения детей к самим себе, то есть снизить их самооценку. Более того, очень часто дети ошибочно считают, что именно они виновны и ответственны за ссоры между родителями.

К сожалению, со временем такие негативные мысли могут не только снизить самооценку, но и спровоцировать развитие депрессии и чрезмерной нервозности.

Жестокое отношение в семье имеет непосредственное влияние на оскорбленное, агрессивное и нечувствительное поведение детей в юном и зрелом возрасте. Если вовремя не заняться решением этой проблемы, то угроза возникнет не только для полноценного развития ребенка, но и для остального общества.

Если вы родителями, то должны всегда брать на себя ответственность за свои поступки и пытаться решать конфликты максимально цивилизованным путем. Даже если у вас было тяжелое детство, и вас до сих пор преследуют неприятные воспоминания о насилии и образы в семье, не нужно передавать этот негативный опыт собственным детям.

Попробуйте забыть о токсичной модели поведения, и всегда решайте проблемы в отношениях спокойно и взвешенно. Если вам трудно наладить отношения самостоятельно, рекомендуем обратиться за советом к специалисту.

Не забывайте, что здоровье и счастье детей является невероятно важными, поэтому позаботьтесь о том, чтобы у ваших сына или дочери были только приятные воспоминания о детстве.

Источник