Как влияют мультики на развитие речи ребенка

unsplash.com

Речь у современных детей формируется медленнее и позже, чем у их ровесников в прошлом, причем это не какая-то исключительно российская проблема, а общемировая тенденция. Глобальные причины такой задержки точно неизвестны. Однако я считаю, что это могут быть в том числе и некоторые родительские ошибки.

С ребенком мало общаются

Современные дети обделены речевым общением со сверстниками и друзьями. Еще совсем недавно дети сами гуляли во дворе: это были разновозрастные компании, в которых старшие приглядывали за младшими, а младшие учились у старших. Совместные игры не только прокачивали навык общения, но и развивали мышление ребенка и, соответственно, его речь. Сейчас большинство детей, особенно до подросткового возраста, либо сидят дома, либо ходят в садики, школы, в кружки, где мало возможностей для спонтанной игры и общения. 

То же самое можно сказать про взаимодействие в семье, в первую очередь с родителями — детям его явно недостаточно. Родители работают и вечно заняты, а если и свободны, то предпочитают дать ребенку очередную игрушку, а сами с головой погружаются в телефон или компьютер.

Мы все меньше разговариваем с детьми и все больше покупаем им какие-то развивающие вещи. А зря, потому что ничто так не улучшает мышление и речь, как простое человеческое общение.

Особенно это важно для детей самого младшего возраста, когда закладываются основы будущей речи.

Что делать родителям: 

С самого рождения старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком. Сначала малыш будет только улавливать ваш голос и интонацию, не понимая смысла сказанного. Позже у него появится лепет: сначала произвольный, потом — направленный на родителя, появятся какие-то эмоциональные реакции. Если мама проговаривает и комментирует все свои действия, спрашивает ребенка о чем-то, поет песенки, то ребенок быстро привыкает к общению.

pexels.com

В более старшем возрасте весь этот пассив, который родители заложили в доречевом периоде, будет озвучен ребенком. Детей, с которыми мамы, папы, бабушки и дедушки много общались, сразу видно: они рано начинают говорить, хорошо выражают свои мысли и у них, как правило, прекрасная память.

Для правильного формирования мышления и речи особенно важно свободное общение и игра. Родителям нужно не упустить момент и постараться дать это ребенку. Хотя часть нагрузки по созданию подходящей среды возьмет на себя садик, а потом и школа. Но какое бы прекрасное общение ни было вне дома, важно помнить, что именно в семье закладываются основы речевого развития.

Слишком много мультиков

В самих мультфильмах нет ничего плохого. Здесь вопрос, скорее, в количестве, качестве и их своевременности с точки зрения возраста.

Если мы вместо общения с ребенком всегда включаем ему мультфильмы, то в этом ничего хорошего с точки зрения развития речи нет. Ведь мультфильмы тренируют только повторение — это отраженная речь, которая не поясняет ни эмоции, ни смысла сказанного.

Дети, которые смотрят много мультфильмов, часто разговаривают целыми фразами из них, но при этом они не понимают, куда вставлять эти фразы в живой речи, и порой употребляют их невпопад. 

Во время живого общения идет коммуникация, ребенок глубже понимает значение произнесенных слов, он постоянно что-то уточняет или сам объясняет. Он понимает, что речь не только обозначает какие-то конкретные предметы и явления, но передает эмоции, мысли, фантазии, развивает умение сравнивать и делать выводы. А если ребенок только смотрит в экран и повторяет как попугай пусть даже сложные речевые конструкции, то никакого развития мышления и речи не происходит.

Что делать родителям: 

Родители должны контролировать время, проведенное ребенком у экрана телевизора, компьютера или планшета. Особенно это важно для детей младше трех лет. Я бы лично вообще не рекомендовала им смотреть мультфильмы. Понятно, что маме нужно готовить еду, работать или заниматься с другим ребенком, но старайтесь придумать для ребенка какую-то альтернативу мультикам. Для развития речи полезны занятия мелкой моторикой: посадить малыша перебирать пуговицы или лепить из пластилина куда лучше, чем посадить его перед экраном.

pexels.com

Также хорошо влияет на развитие речи совместное чтение книг. Хотя, казалось бы, ребенок точно так же слушает читающую маму, как и мультфильмы. Так в чем разница и почему чтение полезно? Разница есть: ребенок не просто зритель — он полноправный участник. Особенно если мама читает правильно: задает вопросы, делает отступления, спрашивает, кто в книге добрый, кто плохой, и почему. Сначала малыш не может ответить — он просто слушает, что говорит мама, и кивает. А спустя какое-то время ребенок уже сам может рассказать что-то про героев и ответить на вопросы.

Долгое ношение памперсов

Памперсы — это безусловное благо для родителей, это удобно и хорошо, когда нам не надо каждый раз мыть и переодевать грудного ребенка. Но надо понимать, что нервная система человека постоянно развивается и в определенном возрасте малыш должен научиться проситься в туалет. Из-за постоянного ношения памперсов многие дети, которым уже давно пора, этого делать не умеют.

Обратите внимание, что много не говорящих в три года детей ходят в памперсе. Они не только не умеют ходить на горшок, они вообще не понимают, как это — проситься, и даже жестами не могут показать, что хотят в туалет. Плохое развитие речи — это не то чтобы прямое следствие долгого ношения памперсов, но такой предрасполагающий фактор. 

Что делать родителям: 

Старайтесь с раннего возраста показывать ребенку горшок, объяснять для чего он нужен, сажать на него самого ребенка и/или игрушки. Сначала все это откладывается у ребенка на уровне подсознания, а позже потихоньку переводится на другой уровень. Малыш начинает замечать свои желания, он сам их называет и озвучивает, а потом уже и садится на горшок. Сначала с промахами, потом — без.

Очень важно не упустить то окно в развитии малыша, когда он может сам научиться, когда ему это интересно. Дело в том, что позже, если вы оставите ребенка в памперсах, он может и не захотеть садиться на горшок, и тогда процесс обучения займет гораздо больше времени.

Даже старые добрые рекомендации о высаживании, которые сейчас всех так смешат, на самом деле не так уж плохи. Чем раньше ребенок научится распознавать желание сходить в туалет и реализовывать его, тем лучше для его нервной системы. В своем развитии ребенок проходит определенные этапы. Важно, чтобы они шли в определенном порядке — так, как задумано природой.

Читайте также:  Что влияет на развитие речи ребенка консультация для родителей

Читайте также: 

Смотрите наши видео

Во время загрузки произошла ошибка.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Поводом для написания этой статьи стали комментарии некоторых подписчиков к статье о задержке речевого развития. В комментариях было написано, что просмотр мультфильмов не только не мешает речевому развитию, но и стимулирует его.
Я подумала, возможно, я что-то упустила или моё мнение устарело, и, действительно, просмотр мультфильмов оказывает благотворное влияние на речь ребёнка. По этому поводу я, конечно, обратилась к специальной литературе. Изучив много различных статей и публикаций на эту тему, я сделала определённые выводы, которыми хочу поделиться с вами.

1. Дети до 1,5 лет.
Дети в возрасте до полутора лет произносят звуки, ожидая ответной реакции от окружающих. Если в ответ на детский лепет вы улыбаетесь и повторяете за крохой, это послужит хорошим стимулом для формирования речи. Мультфильмы не могут обеспечить малышу подобную обратную связь, потому от них не будет никакой пользы.
Если вы будете постоянно называть окружающие предметы и действия в присутствии малыша, это будет значительно полезней для развития вашего малыша.

2. Дети от 1,5 до 3 лет.

В этом возрасте главным видом речевой деятельности у ребёнка становится диалог с окружающими его взрослыми или детьми старшего возраста. Малыш не только произносит случайные звуки, но и начинает использовать речь, чтобы близкие могли понять его. Так как телевизор не может быть собеседником для малыша, просмотр мультфильмов в этом возрасте не поможет в развитии речи ребёнка.

3. Дети от 3 до 5 лет.
В этот период ребёнок впитывает любые слова и целые фразы, как губка. Следовательно, просмотр мультфильмов способствует пополнению словарного запаса, учит правильному построению предложения.
Но, необходимо учитывать, что ребёнок в этом возрасте запоминает большую часть информации, даже не осознавая её смысла. Поэтому до 5 лет очень важно обсуждать мультфильмы с ребёнком после просмотра, объяснять сложные слова и фразы.

4. Дети 5 лет.
У детей пятилетнего возраста хорошо развита познавательная активность, поэтому мультфильмы благотворно влияют на их речевое развитие. После просмотра ребёнок 5 лет, как правило, задаёт много вопросов, его интересует значение некоторых слов и выражений. Таким образом, у малыша пополняется словарь, а также он получает полезную информацию.

Итак, мы выяснили с какого возраста можно детям смотреть мультфильмы. Теперь хотелось бы познакомить вас с правилами, которые позволят уберечь ваших детишек от негативных последствий просмотра телевизора.

• Разрешайте ребёнку смотреть не более одного мультфильма в день.
Для начала позвольте ребёнку находиться перед экраном 20-30 минут и постепенно увеличивайте время до 1 часа в день.

• Создайте условия для просмотра.
Лучше смотреть мультфильмы днём или вечером, но комната должна быть хорошо освещена. Дело в том, что при резких перепадах яркости глаза ребёнка быстро устают. Находиться ребёнок должен на расстоянии не менее 2,5-3 метров.

• Обратите внимание на качество изображения.
Изображение на экране должно быть чётким, не размытым, чтобы не было раздражающего мерцания или каких-нибудь других дефектов.

• Подбирайте мультфильмы с позитивным сюжетом.
Просмотр мультфильмов влияет на эмоциональную сферу ребёнка, поэтому важно следить за тем, что смотрит ваш ребёнок.  Выбирайте мультфильмы, которые учат дружбе, сопереживанию, правильному поведению.

• По возможности смотрите мультфильмы вместе с ребёнком.
После совместного просмотра у вас будет общая интересная тема для разговора. Можно будет описать героев мультфильма, ответить на вопросы по сюжету, придумать продолжение истории.
Всё это, несомненно, будет способствовать развитию не только речи, но внимания, воображения, памяти.

Важно всё же помнить, что телевизор не лучший помощник для развития ребёнка. Живое, эмоционально окрашенное общение даст намного больше для развития вашего малыша, чем озвученные диктором герои.

Интересная статья?

Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник

Сегодня у меня в гостях прекрасный психолог и мама Валерия Вайднер. Она подготовила для вас статью на очень горячую тему: “Мультики и речь”.

Валерия Вайднер https://www.instagram.com/detskiy_psiholog/

Как часто мы слышим от наших родителей фразу «А ты в этом возрасте уже говорила предложениями!» Знакомо? К сожалению, тенденция сейчас такова, что дети начинают говорить позже своих родителей. Нормы речевого развития сдвигаются на более поздний возраст. В чем причина? Их масса: экология, питание, образ жизни родителей, современный быт, все больше деток рождаются с неврологическими проблемами и т.д.

Мы же поговорим о такой проблеме, как мультфильмы и гаджеты. Важный факт, о котором многие родители и не задумываются, а, иногда, даже хвастаются и радуются, какой у них растет смышленый малыш, который к 2-ум годам сам умеет снимать блок с телефона, включать игру или любимый мультик.

Наверняка, сейчас у вас в голове крутятся мысли: «Мы же тоже выросли на мультиках и разговаривать начали рано. Да и их сейчас много развивающих, только на пользу ребенку». С одной стороны Вы правы, НО!!

Читайте также:  Выявление проблемы в развитии ребенка

Во-первых, в нашем возрасте не было такого изобилия мультфильмов. Для нас проведенное время у телевизора дозировалось. Сейчас же для детей такой проблемы нет. Мультики показывают круглые сутки по телевизору и по нескольким каналам одновременно. Успевай щелкать и выбирать. А если по телевизору нет того, который хочется, на помощь приходит интернет. Ребенок занят, мама довольная. Занимается своими или домашними делами.

Во-вторых, обратите внимание на цветопередачу. Мультфильмы, которые показывают нашим детям очень яркие, цвета насыщенные, красивые. Ребенок так и зависает на картинке. Покажи ему мультик наших времен, он откажется смотреть и разбираться в содержании. Такая яркая палитра очень сильно влияет на восприятие ребенка и затормаживает процесс переработки информации.

В третьих, скорость речи в современном мультфильме быстрее, чем в отечественном. Звуковые тона выше. Фоновая музыка давит на нервную систему. Когда ребенок начинает говорить, важно чтоб он не просто произносил слова, а понимал о чем идет речь. Когда есть понимание, фразовая речь начинает обогащаться и развиваться. С тем темпом, который представлен в современном мультике, ребенок успевает только выхватывать определенные слова, не понимая их смысла.

В четвертых, кадры мультфильма сменяются один за другим. Внимание ребенка сосредоточено на динамике и активных действиях. Происходящее на телеэкране начинает управлять ребенком, и он, в прямом смысле слова, застревает в телевизоре. В это время мозг ребенка не способен думать, анализировать и переключать внимание с одного объекта на другой. В развитии речи очень важна способность концентрироваться и переключать свое внимание.

Мультфильмы влияют не только на задержку речевого развития, но и на развитие ребенка в целом. Меня, как маму и детского психолога, волнует развитие эмоционального интеллекта детей. Никакой телевизор, компьютер, планшет, не научит ребенка понимать мимику и эмоции. Отсюда и поведенческие проблемы. Дети не умеют ни понимать свои эмоции, ни выражать их и, соответственно, им сложно понять чувства собеседника. В мультиках есть звуки и краски, там нет эмоций. Например, когда вы злитесь, вы не так краснеете, как герой мультфильма, а когда вам больно, у вас не летают звездочки над головой.

Конечно, мы не можем изолировать ребенка от мультфильмов. Включать их можно, но главное с умом. Как это правильно сделать и какие есть основные правила, вы узнаете в следующей статье.

Источник

Екатерина Валерьевна Володина
Консультация для родителей «Влияние мультфильмов на развитие речи ребенка»

Дилемма включать мультики или не включать актуальна для многих родителей.

С точки зрения развития речи, чем позже состоится знакомство ребенка с телевизором, тем лучше (в идеале – после 3 лет). Почему?

1. Собственная речь ребенка развивается на базе понимания речи. Другими словами, чтобы активный словарь малыша хорошо развивался (регулярно появлялись новые слова, закреплялись, а не исчезали через время уже имеющиеся, важно, чтобы ребенок не только был готов к тому, чтобы произнести слово или фразу, но и понимал их значение. И помочь ребенкув этом могут только взрослые: объяснить, что означает это слово, вместе нарисовать картинку и тем самым создать образ этого слова, через игры поближе с ним познакомить, задать вопросы и многое другое. Из мультиков же чаще всего дети просто “хватают” отдельные слова и фразы и пытаются их применить в похожей ситуации, зачастую совершенно не понимая их смысла.

2. Темп речи, которую ребенок слышит с экрана телевизора, сильно ускорен. А для того, чтобы ребенок имел возможность развивать собственную речь, необходимо говорить с ним неспеша и четко, тщательно проговаривая каждое слово, – чтобы в потоке вашей речи он мог выделять отдельные звуки и слова.

3. Просмотр мультфильмов формирует у ребенка вынужденное (или непроизвольное) внимание.

Что это такое? Давайте разберемся.

Внимание человека непроизвольно привлекают резкие внезапные изменения, движение, а также сильные раздражители (яркий свет, громкий звук, мерцание экрана и т. п.). И в этот момент происходящее управляет нами, и мы не можем делать что-либо другое или думать о чем-то другом. То есть, просматривая мультфильм, ребенок настолько увлечен активными действиями, происходящими на экране телевизора, что просто не способен думать и анализировать. А для успешного развития речи необходимо учить ребенка сознательно переключаться с одного объекта на другой, т. е. развивать совсем другой тип внимания – произвольное внимание.

4. Будет гораздо сложнее привить ребенку любовь к чтению. Ведь, чтобы научиться читать и затем регулярно уделять внимание книгам, необходимо приложить усилия. А в мультике всё легко и просто: сиди да смотри.

Но разве можно в наше время совсем не показывать ребенку мультфильмы, не давать смотреть телевизор? Пожалуй, вряд ли. Поэтому, если вы все-таки хотите показывать ребенку мультфильмы до 3 лет, предлагаю делать это с умом, соблюдая несколько правил.

Правила просмотра мультфильмов:

1. Тщательно выбирайте мультфильм.

Лучше смотреть советские мультики. Во-первых, они очень добрые и правильные по содержанию. Так что за нравственную составляющую и мораль можете быть спокойны, в отличие, от содержания западных мультфильмов.

Во-вторых, герои советских мультиков не влияют на психику детей. Отрицательные персонажи в наших мультфильмах не вызывают чувства реального страха, как, например, в американских. Кстати, о том, как влияют американские мультики на формирование психики ребенка, есть много информации в youtube. Если наберете там «влияние американских мультфильмов», можете узнать много интересного.

Читайте также:  Основное развитие ребенка по фгос

И, в-третьих, в иностранных мультфильмах герои говорят на своем родном языке и губы у них шевелятся в соответствии с произношением данного языка. Ребенок слышит русский перевод, но видит совершенно другую картину движения губ!

А в советских мультиках к каждому звуку подобрано соответствующее движение губ. Кроме того, персонажей озвучивают прекрасные актеры, которые выговаривают слова четко, ясно и с выразительной интонацией.

Вот почему важно, чтобы еще неговорящий ребенок смотрел только мультики советского и российского производства.

2. Ограничивайте время просмотра телевизора.

3. Смотрите мультфильмы вместе с ребенком, комментируйте происходящее и обсуждайте сюжет и действия героев, задавайте вопросы.

Тогда ваш ребенок возьмет из мультфильмов только лучшее для своего развития.

Развивайте речь легко и весело!

Источник

Статья:

Я продолжаю отвечать на вопросы, которые мне прислали по акции “Задай вопрос – получи видеоответ”. И сегодня мы с вами поговорим о влиянии мультфильмов на речь детей.

Вот какой вопрос на эту тему мне прислала Наталья, мама 1,5 годовалой дочки:

“Я очень обеспокоена вопросом: можно ли детям смотреть телевизор? И какое влияние оказывают мультфильмы на речь детей: положительное или отрицательное? Поделитесь, пожалуйста, своим мнением по этому вопросу”.

Уверена, что дилемма включать мультики или не включать актуальна для многих родителей. Поэтому давайте уделим вопросу телевизора в раннем возрасте особое внимание.

С точки зрения развития речи, чем позже состоится знакомство ребенка с телевизором, тем лучше (в идеале – после 3 лет). Почему?

  1. Собственная речь ребенка развивается на базе понимания речи. Другими словами, чтобы активный словарь малыша хорошо развивался (регулярно появлялись новые слова, закреплялись, а не исчезали через время уже имеющиеся), важно, чтобы ребенок не только был готов к тому, чтобы произнести слово или фразу, но и понимал их значение. И помочь ребенку в этом могут только взрослые: объяснить, что означает это слово, вместе нарисовать картинку и тем самым  создать образ этого слова, через игры поближе с ним познакомить, задать вопросы и многое другое. Из мультиков же чаще всего дети просто “хватают” отдельные слова и фразы и пытаются их применить в похожей ситуации, зачастую совершенно не понимая их смысла.
  2. Темп той речи, которую ребенок слышит с экрана телевизора, сильно ускорен. А для того, чтобы малыш имел возможность развивать собственную речь, необходимо говорить с    ним неспешно и четко, тщательно проговаривая каждое слово, – чтобы в потоке вашей речи он мог выделять отдельные звуки и слова.

Чтобы лучше понять то, о чем мы с вами говорили в двух пунктах выше, посмотрите интеллект-карту “Как устроена речь”.

           3.   Просмотр телевизора (и в том числе мультфильмов) формирует у ребенка так называемое вынужденное (или непроизвольное) внимание. Что это такое?                                          Давайте разберемся.

Внимание человека непроизвольно привлекают резкие внезапные изменения, движение, а также сильные раздражители (яркий свет, громкий звук, мерцание экрана и т.п.). И в этот момент происходящее управляет нами, и мы не можем делать что-либо другое  или думать о чем-то другом. То есть, просматривая мультфильм,  ребенок настолько увлечен активными действиями, происходящими на экране телевизора, что просто не способен думать и анализировать. А для успешного развития речи необходимо учить ребенка сознательно переключаться с одного объекта на другой, т.е. развивать совсем другой тип внимания – произвольное внимание.

4. Будет гораздо сложнее привить ребенку любовь к чтению. Ведь, чтобы научиться читать и затем регулярно уделять внимание книгам, необходимо приложить усилия.  А в мультике всё легко и просто: сиди да смотри.

Если вы хотите еще глубже разобраться в этом вопросе, то рекомендую вам прочесть книгу “Застывший взгляд” (автор Райнер Пацлаф).

Но разве можно в наше время совсем не показывать ребенку мультфильмы, не давать смотреть телевизор? Пожалуй, вряд ли. Поэтому, если вы все-таки хотите показывать ребенку мультфильмы до  3 лет, предлагаю делать это с умом, соблюдая несколько правил.

Правила просмотра мультфильмов:

 1. Тщательно выбирайте мультфильм.

Лучше смотреть советские мультики. Во-первых, они очень добрые и правильные по содержанию. Так что за нравственную составляющую и мораль можете быть спокойны, в отличие, от содержания западных мультфильмов.

Во-вторых, герои советских мультиков не влияют на психику детей. Отрицательные персонажи в наших мультфильмах не вызывают чувства реального страха, как, например, в американских. Кстати, о том, как влияют американские мультики на формирование психики ребенка, есть много информации в youtube. Если наберете там «влияние американских мультфильмов», можете узнать много интересного.

И, в-третьих, в иностранных мультфильмах герои говорят на своем родном языке и губы у них шевелятся в соответствии с произношением данного языка. Ребенок слышит русский перевод, но видит совершенно другую картину движения губ!

А в советских мультиках к каждому звуку подобрано соответствующее движение губ. Кроме того, персонажей озвучивают прекрасные актеры, которые выговаривают слова четко, ясно и с выразительной интонацией.

Вот почему важно, чтобы еще неговорящий ребенок смотрел только мультики советского и российского производства.

2. Ограничивайте время просмотра телевизора.

3. Смотрите мультфильмы вместе с ребенком, комментируйте происходящее и обсуждайте сюжет и действия героев, задавайте вопросы.

Тогда ваш ребенок возьмет из мультфильмов только лучшее для своего развития.

Развивайте речь легко и весело!

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник