Как влияет стиль родительского поведения на социальное развитие ребенка

Как влияет стиль родительского поведения на социальное развитие ребенка thumbnail

Грэйс Крайг

Каждая семья уникальна так же, как уникален каждый человек. Родители пользуются определенными приемами воспитания в зависимости от ситуации, самого ребенка, его поведения в данный момент, принадлежности к определенной культуре. В идеале они должны создавать разумные ограничения автономии ребенка, настойчиво передавать ему свои ценности, способствовать развитию самоконтроля, действуя при этом очень осторожно, чтобы не пресекать любопытство, инициативу и растущее чувство компетентности ребенка. Определяющими измерениями родительского поведения являются контроль и теплота.

Термином родительский контроль обозначают степень выраженности у родителей запретительных тенденций. Запрещающие родители ограничивают свободу своих детей; они активно насаждают правила и следят за тем, чтобы ребенок им подчинялся и выполнял свои обязанности. В противоположность этому родители, для которых запретительные тенденции не характерны, в гораздо меньшей степени контролируют детей, предъявляют к ним меньше требований, налагают меньше ограничений на их поведение и выражаемые ими эмоции.

Термином родительская теплота обозначается количество любви и одобрения, демонстрируемое родителями. Мать и отец, с теплотой и заботой относящиеся к своим детям, часто улыбаются им, хвалят их и поддерживают. Они стараются не критиковать и не наказывать детей, а также воздерживаются от демонстрации своего неодобрения. Жестокие родители, напротив, критикуют, наказывают и игнорируют своих детей, редко проявляя свою любовь или одобрение. Родительский контроль и родительская теплота влияют на проявление детьми агрессии и одобряемого обществом поведения, на формирование их Я-концепции, усвоение нравственных ценностей, а также на развитие социальных навыков.

Четыре стиля родительского поведения

Дайана Бомринд использовала для классификации стилей родительского поведения три измерения. Она выделила три его различных стиля: авторитетный, авторитарный и либеральный. Чтобы продемонстрировать полную картину, мы добавим к ним еще один стиль воспитания — безразличный. Все эти стили обобщаются в таблице. Однако следует помнить, что это общие тенденции, а не абсолютные категории; в различных ситуациях стиль родительского поведения может меняться.

Стили родительского поведения.

Авторитетные родители соединяют высокую степень контроля с теплотой, принятием и поддержкой растущей автономии своих детей. Хотя такие родители и налагают определенные ограничения на поведение детей, они объясняют им смысл и причины таких действий. Их решения и поступки не кажутся произвольными или несправедливыми, и поэтому ребенок легко соглашается с ними. Авторитетные родители готовы выслушать возражения своих детей и уступить, когда это целесообразно. Например, если девочка хочет дольше обычного задержаться в гостях, авторитетные родители, скорее всего, поинтересуются причинами такой просьбы и сопутствующими обстоятельствами (например, у кого из своих друзей она задержится, будут ли их родители дома), а также тем, не помешает ли это выполнению ее обязанностей (таких, как уроки или дела по дому). Если проблем не возникает, они могут позволить небольшое отклонение от правила. См. “Как устанавливать правила для детей”.

Авторитарные родители тщательно контролируют поведение своих детей и обычно проявляют мало теплоты к ним. Они жестко придерживаются правил. В только что описанной ситуации их ответом на просьбу дочери был бы, скорее всего, отказ, сопровождаемый такими утверждениями, как: «Правила есть правила» или «Я так сказал!» Если ребенок начинает спорить или настаивать на выполнении просьбы, родители могут рассердиться и прибегнуть к наказанию, возможно физическому. Они отдают команды и ожидают, когда все будет выполнено; такие отец и мать избегают долгих объяснений со своими детьми. Авторитарные родители ведут себя так, словно установленные ими правила высечены на камне и не могут меняться ни при каких обстоятельствах. Все стремления ребенка к автономии в этом случае могут оказаться для него крайне фрустрирующими (фрустрация — переживание неудачи, очень неприятное состояние).

Либеральные родители проявляют много теплоты и осуществляют незначительный контроль над своими детьми, устанавливая мало ограничений в их поведении либо совсем не делая этого. Вопрос о том, можно ли ребенку задержаться в гостях дольше обычного, скорее всего, вообще не возникнет, так как в такой семье нет установленного времени для возвращения домой, как и отхода ко сну, а от детей не требуют, чтобы они информировали родителей о своем местонахождении. Вместо того чтобы спросить у своих родителей позволения задержаться дольше положенного времени в гостях, девочка могла просто сообщить им о своих планах или объяснить им все по возвращении домой. При таком избытке свободы она практически лишена руководства с их стороны. Если поступки детей выводят из равновесия, сердят либеральных отца и мать, они, как правило, стараются подавить свои чувства. По мнению Бомринд, часто такие родители так желают продемонстрировать своим детям безусловную любовь и принятие, что перестают выполнять непосредственные родительские функции, например, устанавливать им необходимые ограничения.

Читайте также:  Развитие ребенка игры с пуговицами

Безразличные родители не устанавливают границ и не отличаются проявлениями теплоты и одобрения, возможно потому, что им нет дела до своих детей или их собственная жизнь переполнена стрессом и проблемами и у них не остается энергии для обеспечения поддержки и осуществления руководства своими детьми.

Воздействие стилей родительского поведения на ребенка

Девочки с яблоками и книгами.Дети авторитетных родителей успешнее других.

Как было показано Бомринд и последующими исследователями, дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью, почти или совсем не стремятся к независимости, обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны. В подростковом возрасте они, особенно мальчики, могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили, становясь иногда непослушными и агрессивными. Девочки же чаще остаются пассивными и зависимыми.

Хотя чрезмерное попустительство со стороны родителей противоположно гипертрофированным запретительным тенденциям, оно не обязательно приводит к противоположным результатам: дети либеральных родителей также могут быть непослушными и агрессивными. Кроме того, они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях. Иногда такой ребенок становится активным, решительным и творческим человеком.

Было обнаружено, что дети авторитетных родителей адаптированы лучше других. По сравнению с остальными такой ребенок более уверен в себе, полностью себя контролирует и социально компетентен. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем те, кто воспитывался родителями с другими стилями поведения.

Наиболее неблагоприятная ситуация у детей безразличных родителей. Когда попустительство сопровождается открытой неприязнью и отсутствием теплоты, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам.

Однако влияние родительских стилей на детей может существенно различаться в разных культурах и субкультурах, и мы не можем сказать, что один какой-то стиль является наилучшим. Более того, методы, посредством которых авторитетные родители передают свои стандарты поведения, могут в разных культурах выглядеть по-разному. Некоторые исследователи также отмечают, что ряд элементов авторитарного стиля воспитания имеет свои преимущества. Например, традиционные китайские родители часто описываются авторитарными и осуществляющими сильный контроль, в то же время «тренинговый подход», применяемый ими при воспитании, способствует высоким академическим достижениям их детей.

Традиционные родители

В полных семьях родители иногда придерживаются различных стилей поведения. Например, при так называемом традиционном стиле воспитания родители исполняют роли, закрепленные давней традицией за мужчиной и женщиной. Отец может быть достаточно авторитарным, а мать — заботливая и разрешающая. Здесь влияние одного родителя уравновешивается влиянием другого.

Литература

  1. Г. Крайг «Психология развития». – С.-Пб.: Питер, 2005.

Источник

Внутрисемейные отношения очень часто являются для ребенка образцом для подражания, и развитие его личности во многом зависит от того, как родители воспринимают ребенка и как ведут себя с ним.

Специалисты выделяют четыре основных типа семейного воспитания, в основе которых два критерия: уровень эмоционального приятия ребенка взрослыми и контроль с их стороны. Необходимо учитывать, что стили воспитания чаще всего смешанные, ведь человек – существо гибкое, вписать его поведение в рамки какой-либо концепции невозможно. Тем не менее, в каждой семье есть основной стиль воспитания, черты которого проявляются ярче остальных.

Стили воспитания

Авторитетный стиль

Родители являются для ребенка авторитетом – с них берут пример. В таких семьях царит демократия – при решении важных вопросов учитывается мнение всех ее членов. Родители устанавливают для ребенка правила с учетом потребностей и интересов, всегда принимают чувства и эмоции своего чада, готовы предоставить ему автономию в решении тех вопросов, которые ему уже по силам. Одна из главных черт такой семьи – гибкость: родители меняют систему правил и норм в зависимости от возраста ребенка. Уровень контроля со стороны взрослых высокий, физическая и вербальная агрессия отсутствует.

Ребенок, воспитанный в семье, использующей авторитетный стиль воспитания, будет отличаться высокой самооценкой, целеустремленностью, силой воли, ответственностью. Такие дети уверены в себе и своих силах, они знают, к чему стремятся, чаще всего дружелюбны. Они готовы к выполнению социальных норм, обладают высоким уровнем самоконтроля и саморегуляции, соответственно, риск возникновения девиантного поведения в таких семьях достаточно низкий.

Авторитарный стиль

Подразумевает жесткие методы воспитания: «Как я сказал, так и будет» – родители устанавливают правила и не готовы их менять, ребенок в семье не обладает правом голоса и вынужден подчиняться. Родители жестко контролируют ребенка, не принимают, а иногда даже отвергают его чувства и переживания. Ребенка любят, стремятся дать ему все лучшее – все, кроме ласки и понимания.

Вследствие такого воспитания малыш вырастет пассивным, будет всегда ориентироваться на авторитетных личностей и не сможет проявлять инициативу. В семьях, использующих авторитарный стиль воспитания, любые лидерские проявления подавляются. Такие дети попадают в группу риска по возникновению зависимого поведения.

Читайте также:  Влияние физического воспитания на общее развитие ребенка

Либеральный стиль

Этот стиль воспитания близок к анархии. Ребенку можно все — он растет в атмосфере полной вседозволенности. Родители тепло относятся к своему чаду и принимают его эмоции, всецело доверяют ребенку, освобождая себя от ответственности за результат. Уровень контроля низкий — родители не способны требовать и организовывать, по факту не помогая ребенку и не поддерживая его.

Дети вырастают тревожными, нервозными, поскольку у них нет четких правил и норм — они не знают, как правильно. Склонны к непослушанию, агрессивности, импульсивности. Проблемы в саду и школе часто возникают из-за необходимости соблюдать правила.

У этих детей высока вероятность попасть под влияние асоциальных групп.

Индифферентный стиль

Это самый неблагоприятный стиль воспитания, в котором отсутствует и принятие чувств и эмоций ребенка, и контроль. Родители эмоционально холодны к ребенку, не замечают его интересов и не занимаются им, при этом они очень придирчивы — требуют соблюдать порядок и подчиняться требованиям.

Дети из этих семей наиболее подвержены формированию отклоняющегося от норм поведения вплоть до совершения правонарушений. Сложно прогнозировать, каким именно вырастет ребенок в подобной семье – он может быть очень агрессивным и импульсивным, а может — тревожным и неуверенным в себе.

Стоит понимать, что на формирование личности ребенка влияет множество факторов, и даже в семьях с неблагоприятной обстановкой может вырасти достаточно гармоничная личность, но, тем не менее, исследования показывают, что стиль воспитания оказывает существенное влияние на развития ребенка.

Рекомендации

Анализ стилей воспитания показывает, что авторитетный стиль — наиболее благоприятный для формирования гармоничной личности. Самое главное при его использовании – обозначить границы еще в раннем детстве.

Либеральный стиль может показаться привлекательным тем родителям, что радеют за свободу и независимость ребенка, но на деле он не приносит должного результата.

А вот индифферентного и авторитарного стилей надо избегать…

Итак, знания о многообразии стилей воспитания подразумевают их эффективное и своевременное использование. В любом случае детям необходима душевная теплота, эмоциональное общение, понимание и приятие.

Любите своих детей, будьте внимательны к ним и соблюдайте баланс между строгостью и добротой.

Автор: Екатерина Головин

Источник

Сегодня существуют разные описания стилей родительского воспитания. Так, А. Я. Варга и В. В. Столин рассматривают родительское отношение к ребенку как систему разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним. Они выделили пять типов родительско-детских отношений: принятие-отвержение, кооперацию, симбиоз, авторитарную гиперсоциализацию, воспитание по типу «маленький неудачник». Для диагностики этих отношений был создан тест-опросник, в котором каждый тип отношений представлен в виде отдельной шкалы.

Шкала «Принятие-отвержение» характеризует интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Один полюс шкалы соответствует положительному отношению родителя к ребенку. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряет его планы и интересы, стремится как можно больше времени проводить с ребенком. Другой полюс шкалы соответствует отрицательному восприятию ребенка. Родитель видит его плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, плохих наклонностей. Родитель испытывает по отношению к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду.

Шкала «Кооперация» измеряет желание родителя помогать и сочувствовать ребенку. При высоких баллах по шкале родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных.

Шкала «Симбиоз» отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Высокие показатели свидетельствуют о желание ощущать себя с ребенком единым целым, стремиться удовлетворять все потребности ребенка, ограждать его от всех трудностей жизни. Родитель постоянно чувствует тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога усиливается, если ребенок начинает проявлять самостоятельность.

Шкала «Авторитарная гиперсоциализация» показывает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают.

Шкала «Маленький неудачник» демонстрирует в отношении к ребенку уровень его инфантилизации. При высоких значениях по данной шкале родители приписывают ребенку личную и социальную несостоятельность. Его видят младше своего реального возраста. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку и старается его оградить от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

В американской психологической литературе распространена типология стилей родительского поведения, разработанная Дианой Бом- ринд. Она выделила основные характеристики родительского стиля, характерные отдельно для матерей и отдельно для отцов. Они во многом похожи, хотя есть и отличия.

Читайте также:  Развитие ребенка 5 лет в липецке

Ключевые характеристики родительского стиля матерей

Ключевые характеристики родительского стиля у отцов

1. Требовательность

1. Требовательность

2. Поощрение независимости и проявлений индивидуальности ребенка

2. Поощрение независимости и проявлений индивидуальности ребенка

Окончание таблицы

Ключевые характеристики родительского стиля матерей

Ключевые характеристики родительского стиля у отцов

3. Пассивное принятие

3. Пассивное принятие

4. Отвержение

4. Отвержение

5. Уверенное, надежное родительское поведение

3. Поддержка нонконформизма

6. Авторитарность

Помимо этих ключевых характеристик, Д. Бомринд выявила ключевые характеристики общего стиля родительства (характерного и для мужчин, и для женщин):

  • 1. Родители ожидают, что ребенок примет участие в выполнении домашних обязанностей.
  • 2. Родители обогащают окружающую среду ребенка.
  • 3. Директивность воздействий на ребенка.
  • 4. Не поощряется эмоциональная зависимость.
  • 5. Не поощряется инфантильное поведение.

Д. Бомринд использовала выявленные ключевые характеристики для определения связи родительских стилей с характеристиками поведения ребенка. При этом большинство ключевых характеристик она свела к трем основным стилям: авторитарному, авторитетному и либеральному. Более подробный анализ взаимосвязей стиля родителей с психологическими особенностями ребенка будет дан ниже.

Реальная степень родительского влияния на ребенка, по мнению И. С. Кона, зависит от целого ряда факторов и условий:

  • 1. Возраста ребенка. В раннем детстве ключевой фигурой, как правило, является мать. Затем с ней сравнивается и иногда перевешивает ее влияние отец. Позже их обоих «теснят» сверстники и общественные институты социализации.
  • 2. Пола ребенка. Как уже было показано, родители по-разному и с разным успехом воспитывают детей своего и противоположного пола, причем для мальчиков внесемейное окружение важнее, чем для девочек.
  • 3. Наличия других агентов социализации как внутри семьи, так и вне ее.
  • 4. Специфических особенностей межпоколенной трансмиссии культуры в данном обществе в данный исторический период (например, как велики различия в условиях жизни и ценностных ориентациях родительского поколения и поколения детей).
  • 5. Амбивалентности самих родительских чувств и их социально-психологических последствий. Детоцентризм общественной психологии XVIII—XIX вв. означал усиление заботы о детях, но одновременно — ограничение их внутренней свободы, принудительную инфантилизацию, следствием чего явились равнодушие и социальная безответственность.
  • 6. Многочисленных и совершенно не изученных компенсаторных механизмов самой социализации, уравновешивающих или сводящих на нет многие воспитательные усилия. Например, когда ребенок имеет перед глазами хороший родительский пример, но не следует ему, так как родители все делают сами и не дают ребенку себя проявить.

На стиль родительского воспитания, помимо культурно-исторических факторов, может влиять и уровень социального класса семьи ребенка. В исследовании А. Анастази было обнаружено, что родители, принадлежащие к более высокому социальному классу, более эмоционально теплы и более позитивно настроены по отношению к своим детям, чем родители, у которых социальный класс ниже. Дети из семей с более низким социально-экономическим положением были склонны приписывать взрослым людям в общем и учителям в частности некоторую враждебность. А. Анастази считает, что вследствие своих разобщенных отношений с родителями такие дети оказываются в школе в невыгодном положении, учитывая то, что они не доверяют взрослым (см.: [6. С. 376]).

Вопросы и задания для самопроверки

  • 1. Как влияет на формирование личности ребенка отсутствие в семье отца?
  • 2. Сравните роль отца и матери на разных стадиях развития ребенка.
  • 3. Какие семейные факторы влияют на формирование творческих способностей у детей?
  • 4. Какие семейные факторы увеличивают вероятность неблагоприятного развития личности ребенка?
  • 5. Чем схожи и чем различаются стили воспитания отцов и матерей согласно исследованию Д. Бомринд?
  • 6. Какие условия жизни могут ослабить влияние семьи на личность ребенка?

Основная литература

  • 1. Абрамова, Г. С. Алгоритмы работы психолога со взрослыми / Г. С. Абрамова. — М., 2003.
  • 2. Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. — М., 1988.
  • 3. Педагогическая психология / под ред. Н. В. Клюевой. — М., 2004.
  • 4. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 1989.

Дополнительная литература

  • 5. Варга, А. Я. Типы неправильного родительского отношения: автореф. дис. … канд. психол. наук / А. Я. Варга. — М., 1987.
  • 6. Диксон, У. Двадцать великих открытий в детской психологии / У. Диксон. — СПб., 2004.
  • 7. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — СПб., 1999.
  • 8. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. — СПб., 2001.
  • 9. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 1987.

Источник