Как влияет на развитие личности ребенка его общение со сверстниками

Как влияет на развитие личности ребенка его общение со сверстниками thumbnail

Можно выделить три основных аспекта влияния сверстников на развитие ребенка.

Во-первых, дети являются моделью для подражания, они обогащают поведение друг друга, способствуя, таким образом, формированию некоторого общественно принятого поведенческого репертуара. Часто дети начинают подражать какому-то герою фильма или известному музыканту, вскоре делая эту форму поведения популярной среди сверстников.

Нередко этот репертуар может резко отличаться от принятого «взрослого» поведения, образуя особую «детскую» или «подростковую» субкультуру.

Во-вторых, дети создают систему эмоциональных взаимоотношений, которая либо поощряет, либо мешает осваивать просоциальные формы поведения, культурные ценности общества. Эмоциональные взаимоотношения тесно связаны с социальным статусом ребенка, степенью его популярности среди сверстников. Эмоциональные отношения со сверстниками во многом определяют эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе и к выполняемой им деятельности.

В-третьих, на ребенка оказывают влияние идеи и мысли сверстников. По мнению А.-Н. Перре-Клермон [3] разные точки зрения на способы решения одной задачи способствуют умственному развитию индивида. Разрешение «социально-когнитивного» конфликта и координация разных точек зрения позволяют структурировать приобретаемый ментальный опыт и приводят к развитию интеллекта.

Как показывают исследования, эффективность общения ребенка со сверстниками во многом зависит от отношения к ним взрослых. Так, маленькие дети, с которыми жестоко обращались воспитывающие их взрослые, чаще других оказывались отвергнутыми своими сверстниками. С возрастом их социальная изоляция обычно только увеличивается. Кроме того, взрослые могут создать ребенку благоприятные условия для общения со сверстниками: удобное пространство для игры и игрушки.

Более популярные в социальной среде дети-дошкольники обладают рядом социальных навыков:

  • — владеют разнообразными социальными навыками;
  • — постепенно подключаются к групповым занятиям, делая уместные замечания, делясь информацией, и только потом переходят к активным действиям;
  • — чувствительны к потребностям и действиям других;
  • — не навязывают свою волю другим детям;
  • — соглашаются играть рядом с другими детьми;
  • — умеют поддержать дружеские отношения;
  • — при необходимости приходят на помощь;
  • — способны поддержать разговор;
  • — делятся интересной информацией;
  • — откликаются на предложения других детей;
  • — умеют разрешать конфликты;
  • — в конфликтных ситуациях не склонны к агрессии или применению физической силы (см.: [1. С. 427]).

В подростковом возрасте центральным качеством, от которого зависит способность сохранять старых друзей и приобретать новых, является социальная компетентность. В процессе общения подростков возникает социальное сравнение себя с другими, оно позволяет оценить свои способности, формы поведения, свойства личности, внешность. На основе социального сравнения формируется чувство идентичности, уверенности в себе.

Познание самого себя и других у подростков происходит как в ситуациях поверхностного, так и в ситуациях интимного общения. Интенсивность интимного общения с возрастом обычно усиливается. Если в раннем подростковом возрасте интимное общение происходит только с представителями своего пола, то к 15—16 годам появляются дружеские отношения с представителями противоположного пола.

Формирование «Я» в подростковом возрасте включает создание и переоценку системы ценностей, являющихся основой нравственных качеств личности.

По мнению Хоффмана (1980), освоение ценностей идет тремя путями. Первый основан на страхе перед наказанием. Страх наказания вызывает тревогу, которая сдерживает осуждаемое окружающими поведение. Второй путь основан на эмпатии и заботе о других людях. Дети способны чувствовать других людей и начать прогнозировать, как их собственное поведение отразиться на внутреннем состоянии других людей. Третий путь возникает благодаря развитию мышления на уровне формальных логических операций. Формальное мышление позволяет подростку сформулировать для себя общие принципы и понятия о наиболее важных ценностях (добре и зле, справедливости и несправедливости и т.п.). Все три пути могут сосуществовать у всех взрослых, хотя в зависимости от характера внешней социальной среды обычно преобладает тот или иной путь.

Задания для самопроверки

  • 1. Приведите примеры из художественной литературы или фильмов трех аспектов влияния сверстников на ребенка.
  • 2. Назовите основные социальные навыки, являющиеся причиной популярности детей и подростков среди сверстников. Объясните характер влияния каждого из навыков на авторитет и популярность ребенка.

Основная литература

  • 1. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. — СПб., 2001.
  • 2. Смирнова, А. А. Взаимоотношения в детских группах / А. А. Смирнова. — Ярославль, 1993.

Дополнительная литература

  • 3. Перре-Клермон, А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей / А.-Н. Перре-Клермон. — М., 1991.
  • 4. Фридман, Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. — М., 1988.

Источник

Фастова Елена Аркадьевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №19
Московского района Санкт-Петербурга

Одной из определяющих задач детского сада на современном этапе является формирования общей культуры личности детей, создание эмоционального благополучия воспитанников.

Детский сад — как второй социальный институт после семьи в жизни ребенка, способен научить детей жить в социуме, приобрести необходимые навыки общения, взаимодействия с окружающими людьми.

Общение основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из глобальных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития, формированием коммуникативных навыков.

Читайте также:  Методика развития речи ребенка 3 лет

Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:

– желание вступать в контакт с окружающими;

– умение организовывать общение;

– знание норм и правил.

Нарушение общения приводит к тяжелым отклонениям в поведении, отражается на интеллекте ребенка, развитии социально значимых качеств личности.

Ребенок научается в семье, в детском саду, в общении с взрослыми – педагогами и родителями согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотнося свои действия с общественными нормами поведения.

В детском саду осуществляется обучение основным существующим законам общения: дети учатся искать и находить компромисс между собственными желаниями и интересами окружающих его людей, отстаивать собственную точку зрения и вместе с этим сдерживать себя и свои эмоции в разрешении споров. Воспитание детей в детском саду дает возможность научиться отстаивать свое мнение, путем аргументов, а не слез и истерик, как часто случается дома. В особенности ценным является то, что в коллективе сверстников данные навыки формируются естественным образом, как бы сами собой — в процессе общения и во время игры с другими детками.

Отношения ребенка с детьми также во многом определяется характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Педагогическая позиция воспитателя проявляется в признании индивидуальности ребенка, его неповторимости, знании и понимании его потребностей, интересов, побуждений, устойчивом, заинтересованном, положительном отношении к личности ребенка, даже при проявлениях отрицательных действий, поступков. Отношение к ребенку как к субъекту, как к самоценности предполагает создание таких педагогических условий, которые бы способствовали, раскрытию потенциальных возможностей, творчества и активности ребенка.

Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние партнера. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

 В процессе работы по формированию навыков общения, ребенок начинает понимать, как важно любить окружающую природу, чувствовать её, заботиться о ней, учиться у неё доброте, чуткости, бескорыстию, приобретают умение переносить все хорошее из природы в общение с людьми. Постепенно у дошкольника появляются представления о возможности выражать свои потребности, чувства с помощью различных вербальных и невербальных средств коммуникации. Понимание собственного «Я» формирует самооценку детей, что способствует правильному оцениванию своих поступков и на их основе различию по выразительным средствам общения и эмоции, и чувства других детей и взрослых. У ребенка воспитываются  добрые и искренние чувства к самым близким людям, привязанность к семье. Дети ценят хорошие отношения и получают радость от общения со своими близкими, проявляют о них заботу и предлагают посильную помощь. Навык общения с взрослыми постепенно и переходит на общение со сверстниками. Дети проявляют заботу и внимание, чувства доброты, чуткости, доброжелательности, соучастие и сотрудничество в процессе общения друг с другом. Ребенок способен научиться управлять своим настроением, проявлять положительные эмоции в различных ситуациях, доставлять радость себе и другим при общении с окружающим миром.  Имея представление о поступках и привычках людей, дети в дальнейшем смогут выработать социально значимые мотивы положительного поведения, развить у себя желание подражать хорошим примерам. Заложенные основы знаний и воспитания помогут ребенку развить в себе чувство ответственности за свои поступки, требовательность по отношению к себе, позволят формировать правильную самооценку, что поможет развитию основных черт будущей личности. Не менее важно дать детям знания о приемах, средствах и методах вежливого общения друг с другом, младшими детьми и взрослыми. Это поможет им применять правила этикета в разных ситуациях дома, в гостях, на улице, используя как жестовые, так и речевые средства общения. Навыки общения так же включают в себя представления о половых различиях, о культуре и психологии общения мальчиков и девочек. Дети научаться понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.

Все эти навыки у детей хорошо усваиваются в процессе игровой деятельности. Игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических проблем. Важный момент – выбор игры. Хорошо если игры представляют собой специально выстроенную систему, в которой каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий. Внутри каждого этапа существует последовательность игр, развивающих те или иные аспекты взаимоотношений детей. Поиграв с детьми в три-четыре игры, можно перейти к начальным играм следующих этапов

Читайте также:  Физиологическое развитие ребенка в разные периоды

При проведении игр не надо бояться повторений. Многократное повторение одних и тех же игр является важным условием их развивающего эффекта. Дошкольники по-разному и в разном темпе усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать ее содержание и получать удовольствие от выполнения игровых действий. Сами дети очень любят играть в знакомые игры и нередко просят повторить какую-нибудь игру. В таких случаях ей лучше посвятить первую половину занятия, а новую игру оставить на вторую половину.

Таким образом,чтобы ребенок вырос и стал полноценной и развитой личностью, он еще в самом раннем детстве должен приобрести опыт межличностного общения, так как без него процесс социализации будет неполным, и вхождение в мир людей станет болезненным. Этот процесс называется развитием социальной компетентности, он является неотъемлемой составляющей в развитии человека,

Список использованной  литературы:

1.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.– Ярославль «Академия развития» 1996

2.Шипицына Л.М., Защиринская О.В.- Азбука общения.- СПб.:ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2000

3. Источник: https://psychlib.ru/mgppu/SOo/SOO-001.HTM]

Источник

Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.

Как указывала М. И. Лисина, в первой половине дошкольного возраста у ребенка развивается внеситуативно-познавательная форма общения со взрослыми. Она протекает в форме совместной познавательной деятельности, в форме «теоретического» сотрудничества. Мотив общения – познавательный. Дети задают бесчисленное количество вопросов, но, поскольку в ходе «теоретического сотрудничества» обсуждаются проблемы, далекие от обстановки взаимодействия детей и старших, общение приобретает – впервые после рождения ребенка – выраженный внеситуативный характер.

К концу дошкольного возраста у детей появляется высшая форма общения со взрослым — внеситуативно-личностная. Она побуждается личностным мотивом. Взрослый выступает перед детьми в наибольшей полноте своих дарований, характерных черт и жизненного опыта. Он теперь для дошкольника не просто индивидуальность или абстрактная личность, но конкретное историческое и социальное лицо, член общества, гражданин своей страны и своего времени.

Ребенок отражает не только ту сторону, которой взрослый прямо повернут к нему в данной ситуации, где взрослый его лечит, кормит, учит, — взрослый получает в глазах ребенка свое собственное, независимое существование. Для дошкольников приобретают живое значение такие детали из жизни взрослого, которые никак их не касаются (есть ли у тети сыночек, где она живет, умеет ли водить машину), но позволяют воссоздать в полноте конкретных подробностей полнокровный образ этого человека.

Значимые для него люди теперь – это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело – игра.

Общение со сверстниками возникает и развивается в тесной связи с общением ребенка и взрослого и испытывает мощное влияние этой второй сферы. Но в этом обще­ нии самопознание и самооценка достигаются иначе, чем в общении со взрослым. М. И. Лисина подробно описывает как это происходит:

1) ребенок разворачивает активность, направленную на ознакомление со своим партнером;

2) он обнаруживает эмоциональное отношение к воздействиям, которые оказывает на него партнер;

3) ребенок стремится проявить перед партнером свои способности и умения — «показать себя» и тем позволить партнеру ознакомиться с собой;

4) он проявляет чувствительность к тому, как относится к нему партнер, аффективно реагируя на отношение последнего.

М. И. Лисина делает вывод о том, что потребность в общении со сверстником так же, как и с взрослым, является стремлением детей к познанию и оценке партнера и к самооценке и самопознанию через другого ребенка и с его помощью. Основной продукт общения со сверстником состоит в аффективно-когнитивном образе себя и другого ребенка, формирующемся в результате этой деятельности

Источник

    Статья на тему: Общение со сверстниками как важный фактор развития личности ребёнка и социализации его в обществе.

         По роду своей деятельности, работая в детском доме, детском саду, коррекционной школе педагогом, психологом, мне приходилось работать с особенными детьми, с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети не будут хватать звёзд с неба, не станут физиками, инженерами, хирургами, астрономами.  Но они обязаны стать хорошими людьми, любить свою  Родину, удачно социализироваться в обществе и достойно и интересно прожить свою жизнь. Для этого им и нужны особые условия воспитания, индивидуальный и дифференцированный подход к каждому.  Проблем много: дефекты речи, недоразвитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, недоразвитие личности, потребностно-мотивационной сферы, низкий уровень произвольности психических процессов  и поведения. Самое главное  детям  с ограниченными возможностями здоровья очень трудно продуктивно действовать в группе сверстников, организовывать свою деятельность, принимать  правила и требования.  Многие дети не имеют положительного опыта общения со сверстниками, по причине поздно сформированной речи (что препятствует взаимопониманию) и недоразвития всех сторон психики. В норме уже к 6-и годам у детей должны сформироваться следующие умения общения со сверстниками:

  1. Установление контакта при помощи речевых и неречевых средств; использовать в речи этикетные формулы; выражать своё настроение; принимать ведущую роль в разговоре, не нарушая этикета.
  2. Внимательно относиться к собеседнику, понимать его эмоциональное состояние.
Читайте также:  Воспитание и развитие творческой личности ребенка

Детей начинают интересовать человеческие отношения и нормы поведения. Становится важно общение как со взрослыми, так и со сверстниками. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми. Контакты со сверстниками должны приносить ни с чем несравнимую радость.

Но у многих детей, поступающих на обучение в коррекционную школу, отсутствие положительно опыта общения приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт,  выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливость, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговорный этикет, слушать партнёра.

В сегодняшних условиях проблема становления межличностного общения на основе человечных отношений связана с дефицитом воспитания, доброты, культуры, с неустойчивостью нравственных ценностей. Для любого ребёнка социализация – это сложный процесс, а отсутствие положительного опыта общения со сверстниками выступает как стрессор длительного действия, истощающий запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Решение проблем, которые встают пред детьми, очень зависит от душевного равновесия, умения справляться с внутренними и межличностными конфликтами. Ребёнок живёт в трёх «мирах»: в мире воображаемом (в нём всё так, как надо, как сами себе придумывают); в мире детского коллектива (который, часто, не совпадает с воображаемым миром, в котором обрывки знаний, полученные дома и на улице); в мире взрослых (в котором дети чувствуют себя как лилипуты в стране великанов, т.к. со стороны взрослых идёт постоянное давление). Поэтому детям сложнее, чем взрослым. Для снятия напряжения, выхода из конфликтной ситуации ребёнок, так же как и взрослый, вынужден применять различные способы психологической защиты (специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение и сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта). Например, хвастовство, готовность услужить, отсутствие самокритичности, обидчивость, упрямство, пессимизм, эгоизм, слабохарактерность, плаксивость, потребность в стимуляции, раздражительность и т.д. Функция психологической защиты – это сохранение позитивного образа «Я». В норме защитное поведение возвращает ребёнку комфортное состояние, заботясь о сохранности психического здоровья. Но часто у детей коррекционных школ просматриваются девиации поведения, приводящие к более глубоким  конфликтам в детском коллективе, наносящие  ущерб психики. Например, проявление враждебности из-за бредовой идеи несправедливости, неуправляемость, агрессивность, жестокость – приводят к нарушению адаптации ребёнка в обществе, в детском коллективе постоянно напряжённая обстановка, которая нарушает ритм жизни и деятельности коллектива. Или  инфантилизм, ипохондрия, иррациональный конформизм – также приводят к нарушению социализации. Всё это сигнализирует о трудностях в отношениях со сверстниками.

Так как общение является важным фактором развития личности ребёнка, а определённые личностные качества способствуют социализации, необходимо в воспитательной работе уделять особое внимание становлению межличностного общения сверстников. Становлению межличностного общения детей со сверстниками будут способствовать:

  1. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении.
  2. Умение общаться  (управлять своим поведением, влиять на собеседника, организовывать общение).
  3. Желание вступать в контакт.

Педагогу необходимо на воспитательных занятиях знакомить детей с нормами и правилами общения, с правами и обязанностями людей, с видами эмоций и их проявлениями, с механизмом психологической защиты, что позволит лучше понять мотивы своих и чужих поступков, найти правильную линию поведения в конкретной ситуации.

Желание вступать в контакт можно стимулировать в детях, предлагая им разнообразные виды коллективной деятельности: игры с правилами и без, инсценировки, соревнования, совместный просмотр фильмов, мультфильмов с дальнейшим обсуждением поступков героев, развлекательный досуг, выполнение творческих коллективных работ. Главное, чтобы дети были объедены одной целью, учились помогать друг другу, сопереживать друг другу. Важно распределять задания с учётом возможностей детей, чтобы каждый, пусть даже очень медленно, но поднимался на новый уровень в развитии, при этом вносил свой вклад в общее дело.  Дети должны почувствовать себя успешными через результат своего труда в коллективной деятельности. Через похвалу, ощущение успешности, благоприятную оценку взрослого, через признание его способностей, ребёнок учится терпимости к сверстникам, учится адекватной оценки самого себя и других детей.

Культура поведения ребёнка во много зависит от культуры поведения находящихся рядом взрослых. Поэтому прививая детям умения межличностного общения, педагог должен совершенствовать эти же умения у себя, по возможности и у родителей. В лице взрослого ребёнок находит не образ другого человека, а как отмечал Д.Б. Эльконин, «…образ себя через другого».

Источник